Чтение детям рассказа «Курочка» Е. Чарушина

Рассматри­ вание и обсуждение иллюстраций к тексту

Цель: учить детей слушать небольшое по объему художест­венное произведение (без наглядного сопровождения); учить рас­сматривать рисунок и вспоминать авторские описания персона­жей.

Ход занятия

 

Воспитатель читает рассказ Е. Чарушина, кончая фразой: «И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теп­лые перышки». Пересказывает с участием детей содержание прочитанного:

— Курочка и цыплятки гуляли. Но вдруг...

— Пошел дождик.

— Курочка присела, крылышки растопырила и цыплята...

— Спрятались, залезли к ней под крылышки.
Воспитатель читает тот же отрывок, но в дополненном виде —

включая текст о том, кто как спрятался.

Спрашивает: «Цыпляток совсем не было видно?» («Одних не было видно. А у кого-то ножки торчали, кто-то головку высунул».)

Педагог зачитывает рассказ целиком. Затем повторяет отры­вок про двух цыплят. Просит детей рассказать о том, что делали цыплята, которые не послушались маму.

Рассказ читается снова, после чего детям показывают ил­люстрацию Е. Чарушина (если нет отдельного издания рассказа, можно показать рисунок, помещенный в хрестоматии).

Со старшей подгруппой воспитатель беседует по содержанию рисунка (объединяя детей по 2—3). В процессе беседы он просит показать цыплят, спрятавшихся под крылышком у мамы и остав­шихся под дождем, рассказать, как они выглядят, какая ку­рочка.

 

 


КУРОЧКА

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождик. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» — это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.

А два цыпленка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?

 

 

Д Е К А Б Р Ь

Занятие 19

Повторение потешек «Вот и люди спят...», «Водичка, во­ дичка...»

Цель: вызвать у детей радость от прослушивания знако­мых стихотворений и желание рассказывать их вместе с воспи­тателем; способствовать формированию интонационной вырази­тельности речи; уточнить представления детей об оборудовании умывальной комнаты, его назначении.

Ход занятия

 

Воспитатель рассказывает (не прибегая к показу картинок на фланелеграфе) потешку «Вот и люди спят...». Затем предла­гает рассказать ее всем вместе. Читает потешку не спеша, не забывая делать паузы, во время которых дети вставляют нуж­ные по тексту слова.

Далее демонстрируются картинки, а дети самостоятельно выска­зываются по их содержанию: «Птички спят на веточках»; «Зай­ки спят на травушке» и т. п.

Воспитатель убирает картинки, а на стол ставит люлечку (игрушка). В люлечке — кукла. Рядом тазик с водой.

Кукла «просыпается» и «встает», а воспитатель рассказы­вает потешку «Водичка, водичка...». Дети активно помогают ему, затем все вместе рассказывают потешку еще раз.

В старшей подгруппе воспитатель вызывает двух-трех детей (по одному) рассказывать потешку самостоятельно. Ребенок говорит потешку, вставляя в текст свое имя: «Водичка, во­дичка, умой Оле личико».

Затем воспитатель предлагает всем детям умыться (вообра­жаемая ситуация) и спрашивает: «А чем же вытереть лицо? Где висят полотенца?» Приглашает детей в умывальную комнату.

Дети находят свои полотенца, отмечают, что полотенца бе-лые0 чистые, мягкие (пушистые); висят на вешалках.

2. Занятие 28

Чтение детям потешки «Пошел котик на торжок...»

Цель: помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать ее, подговаривать слова (пирожок, булочку, укушу, снесу); развивать у детей воображение; формировать способность к обобщению; учить понимать юмор.

 

Ход занятия

 

Воспитатель показывает (лучше на фланелеграфе) иллюстра­цию Ю. Васнецова, выполненную к потешке (или игрушечного кота с булочкой в лапах). Показывая иллюстрацию или игрушку, медленно читает потешку (дважды).

«Котик решил,— говорит далее педагог,— купить булочку нашей Настеньке. И «пошел котик на торжок, купил...»,— читает потешку, заменяя имя:

... Либо Настеньке снесть?

                                                   Я и сам укушу

                                                    Да и Настеньке снесу.

На, Настенька, ешь булочку».

Дети охотно принимают воображаемую ситуацию: ребенок берет булочку и ест ее.

«А теперь котик пойдет покупать булочку Илюше,- продол­жает воспитатель.— Помогайте мне. «Пошел котик...» (читает потешку, дети подговаривают слова). Далее котик «приносит бу­лочку» еще двум-трем детям.

Занятие продолжается. Воспитатель, используя фланелеграф, показывает детям веселого котенка: «Смотрите, какой забавный котенок! Он очень любит шутить».

«Сейчас я,— говорит котенок,— забодаю Олю. И Сережу то­же забодаю». Детям показывают новую картинку, на которой на­рисован котенок с рожками. Малыши смеются. Воспитатель спра­шивает, что их рассмешило. Подтверждает: «И впрямь забавный котенок. Решил, что он козлик».

«Сейчас я вас опять рассмешу,— говорит котенок,— потому что буду грызть сладкую морковку...» (на фланелеграф прикреп­ляется соответствующая картинка). Дети смеются и объясняют, что котята не грызут морковь.

«А еще,— говорит котенок,— я сейчас полечу, как птичка...» (На фланелеграфе картинка, на которой изображен котенок с крылышками.)

В заключение котенок интересуется: «Правда, дети, я вас рас­смешил? И очень надеюсь, что вы не забудете угостить меня...» («Молоком, колбаской».)

Дети «кормят» котенка, вспоминают, как он их смешил.

 

Занятие 60

Рассматривание куклы.

Чтение потешки «Наша Маша маленька ...»

Цель: помочь детям понять содержание потешки, запомнить слова аленькая аленька, опушка, чернобровая черно­брова; вызвать желание слушать потешку неоднократно и помо­гать воспитателю читать ее.

Ход занятия

 

Воспитатель показывает детям куклу в зимнем.пальто алого цвета, отделанном мехом. В этих целях удобнее использовать куклу из картона, которая продается с комплектом одежды из плотной бумаги. Шубку с «бобровой отделкой» воспитатель мо­жет изготовить сам.

Дети повторяют (хором и по одному) слова «шубка аленька», показывают и называют «опушку бобровую». Подтверждают, что Маша чернобровая.

Воспитатель дважды читает потешку. Маша снимает свою алую шубку (под ней непременно должно быть платье или кос­тюм!) и дает ее «поносить» кому-нибудь из девочек. Теперь, пов­торяя потешку, воспитатель называет имя девочки, у которой «алая шубка». Затем шубку передают следующей девочке. Этот прием приносит малышам радость, усиливает желание слушать потешку многократно.

Занятие

Чтение стихов про елку.

О. Высотская

 

ЕЛОЧКА

 

Ни листочка, ни травинки!                                                                   

Тихим стал наш сад.

И березки и осинки

Скучные стоят.

Только елочка одна

Весела и зелена.

Видно, ей мороз не страшен,

Видно, смелая она.

АЛЕКСАНДРОВА

ЕЛОЧКА

Маленькой елочке

Холодно зимой.

Из лесу елочку

Взяли мы домой.

Сколько на елочке

Шариков цветных,

Розовых пряников,

Шишек золотых!

Сколько под елочкой

 Маленьких ребят!

Топают, хлопают,

Весело кричат:

«Елочка, елочка,

Яркие огни,

Синими бусами,

 Ёлочка, звени!

Встанем под елочкой

 В дружный хоровод.

Весело, весело

Встретим Новый год!

5. Занятие 34*

Дата: 2019-02-19, просмотров: 16.