Рассказывание детям сказки «Репка»

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

О К Т Я Б Р Ь

Занятие 4

Рассказывание детям сказки «Репка»

Цель: учить детей внимательно слушать сказку, рассказы­вание которой сопровождается показом фигурок настольного театра; вызвать у них желание послушать   сказку еще раз.

Ход занятия

 

Воспитатель, не торопясь, рассказывает сказку, сопровож­дая рассказ демонстрацией фигурок настольного театра и вос­произведением некоторых действий сказочных персонажей.

Закончив рассказывать, педагог предлагает детям показать, как тянули репку, при этом он произносит: «Тянут-потянут, тя­нут-потянут— вытянули репку!» (2—3 показа.)

«Репка была большая-пребольшая»,— напоминает воспита­тель и просит показать размеры репки. Дети разводят руки в стороны.

Далее педагог предлагает малышам помочь ему рассказать о том, как тянули репку. Начинает рассказывать: «Мышка за... (показывает кошку)?» — «Кошку»,— добавляют дети. «Кошка за?.. («Жучку».) Жучка за?..» («Внучку».) Затем воспитатель снова рассказывает сказку. На этот раз можно использовать фланелеграф или «Живые картинки».

Занятие заканчивается игрой детей с фигурками или рассматриванием иллюстраций к «Репке».

Занятие № 11 (из2 мл.)

Чтение детям стихотворений из цикла «Игрушки» А. Барто.

Повторение за воспитателем стихотворения «Лошадка»

Цель: воспитывать у детей умения слушать, запоминать не­большое по объему стихотворение, договаривать за воспитателем, четко выговаривая слова и особенно окончания слов.

Ход занятия

Для чтения детям лучше взять стихотворения «Бычок» и «Грузовик», обыграв их следующим образом:

«Давайте покатаем кота в машине»,— предлагает педагог. Как только машина трогается, кот начинает мяукать, выпры­гивает, опрокинув грузовик. Затем воспитатель читает стихо­творение.

Аналогично обыгрывается стихотворение «Бычок».

Далее воспитатель читает «Лошадку», сопровождая чтение игровыми действиями: причесывает шерстку «гладко», хвостик приглаживает гребешком. (Для показа можно взять небольшую лошадку.)

Педагог читает стихотворение еще 1—2 раза. Дети помога­ют ему читать, затем декламируют самостоятельно. Чтобы им было интереснее, педагог приводит лошадку, на которую ребенок, про­читавший стихи, может сесть и «скакать верхом». Такой игровой момент очень привлекателен для детей (некоторые именно ради него соглашаются выйти и прочесть стихотворение).

Не следует предлагать ребенку сопровождать чтение пока­зом действий: трехлетнему малышу это трудно.

Стихотворение читается 2—3 раза. Далее педагог предлагает детям изобразить лошадок. Он цокает, а малыши «скачут, как лошадки».

3. Занятие 5

Повторение сказки «Репка».

Дидактические упражнения «Кто что ест?», «Скажи «а»

Цель: напомнить детям сказку; вызвать желание расска­зывать ее вместе с воспитателем; уточнить представления детей о том, кто что ест (мышка грызет корочку хлеба, собака — кос­точку и т. д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть; учить отчетливо произносить

 звук а.

Ход  занятия

 

«Посадил дед репку,— рассказывает воспитатель,— выросла репка... («Большая-пребольшая».) Стал дед репку из земли... («Тянуть».) Тянет-потянет, вытянуть... («Не может».) Позвал дед... («Бабку».)

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть...

 («Не могут»,)

Кто же еще прибежал тянуть репку?»

По мере того как дети называют персонажей, воспитатель достает соответствующие фигурки. Затем педагог расставляет фигурки и предлагает детям вместе рассказать конец сказки: «Мышка за?.. («Кошку».) Кошка за?.. («Жучку».) И т.д.

По окончании сказки воспитатель спрашивает, что дед и баба сделали с репкой. («Вымыли, очистили и стали есть».)

«Дед, бабка и внучка,— говорит воспитатель и ставит фигурки людей отдельно,— едят сладкую репку. Едят, похваливают: «Очень-очень сладкая репка». Какая репка?» (Хоровой и индиви­дуальные ответы.)

«Жучка, кошка и мышка на людей глядят, репку не едят. Сейчас им внучка другую еду принесет. Кошке — молочка и кусочек колбаски. Лакай, киска, молоко! Ешь колбаску! (Хоровое и индивидуальные повторения.) Жучке — косточку. Мышке — корочку хлеба или сыра. Грызи, мышка, корочку!» (Хоровые повторения.)

Далее воспитатель предлагает детям повторить, кто что ест: дед, бабка и внучка едят сладкую репку; кошка ест колбаску и лакает молоко; собака Жучка грызет косточку; мышка грызет хлебную корочку.

Воспитатель прячет фигурки и посуду, из которой ели Жуч­ка и кошка. Достает куклу-врача (Айболита). Кукла говорит: «Здравствуйте, дети! Я добрый доктор Айболит. Пришел прове­рить, не болят ли у вас горлышки. Валентина Ивановна,— об­ращается Айболит к воспитателю,— откройте пошире рот и скажите аааа ». «.Аааа»,— произносит воспитатель. Затем пе­дагог вместе с Айболитом подходит к каждому ребенку, пред­лагает широко открыть рот и громко произнести а-а-а.

 

Занятие 10

Чтение детям потешки «Водичка, водичка...»

 

Цель: вызвать у детей радость от слушания потешки, же­лание послушать ее еще и участвовать в рассказывании; форми­ровать способность к обобщению.

Ход   занятия

 

На столе воспитателя спит в кровати кукла. «Это Катя,— говорит педагог.— Кате пора вставать. Вставай, Катенька, вставай!» Дети помогают будить куклу.

Воспитатель поднимает куклу с кровати. Та в ночной ру­башке или пижаме. «Дети, давайте попросим водичку помочь нам умыть и развеселить Катюшу»,— предлагает педагог. «Во­дичка, помоги нам!» — просят дети.

В это время воспитатель убирает со стола кроватку и ста­вит игрушечный стул, к спинке которого прикреплен водопро­водный кран (игрушка-самоделка). На сиденье стула — тазик. «С-с-с-с — полилась вода»,— говорит педагог. Он умывает кук­лу и медленно читает потешку.

Далее воспитатель показывает детям куклу, просит посмот­реть, как у нее заблестели глазки, задает вопросы: «Что сде­лали глазки? (Хоровой и индивидуальные ответы.) И щечки розовеют. Что делают? Стал смеяться роток. Правда, стал сме­яться роток? (Хоровые и индивидуальные ответы.) И кусаться...» («Зубок».)

Педагог читает потешку еще раз. Повторяет ее, предлагает детям помочь ему читать.

Примечание: следует чаще напоминать детям эту потеш­ку при умывании, особенно после дневного сна.

Далее педагог ставит на мольберт картинки, на которых на­рисованы девочка, мальчик, собака, кошка, спрашивает: «Кто умеет умываться? А кто лижет шерстку язычком?» («Собака, кошка».) Уточняет и обобщает ответы детей.

Далее воспитатель предлагает детям сесть за столы, сдви­нутые ленточно, и взять по одной картинке (столы поставлены до занятия, картинки тоже приготовлены заранее). (Упражне­ние проводится только со старшей подгруппой.)

Дети перечисляют изображенное на картинках (посуда, ем­кости для воды и предметы окружающей обстановки). Затем, воспитатель предлагает назвать предметы, в которые можно налить воду (лейка, банка, аквариум, ваза, стакан и т.д.). Если ребенок правильно ответил на вопрос, на мольберт вы­ставляют картинку. Если ошибся, картинка остается на столе.

После того как все картинки с нужными изображениями будут сгруппированы на мольберте, воспитатель, указывая на них, перечисляет предметы, в которые наливают (можно на­лить) воду.

5.* Занятие 3

Ход занятия

 

Педагог читает стихотворение. Повторяет чтение несколь­ко раз. На третий-четвертый раз дети участвуют в чтении, от­вечая на вопрос, как кого зовут.

Как зовут цыпленка?

— Цып-цып-цып!
Как зовут утенка7

— Тась -тась -тась!
Как зовут котенка?

— Кис-кис-кис!
Ну, а как ребенка?..

{Педагог указывает на ребенка, тот называет свое имя.)

(И.Сельвинский. Как кого зовут?)

Воспитатель достает игрушки: цыпленка, утенка, котенка. Объясняет, что стоит кого-нибудь из них правильно позвать и они придут к ребенку. Предлагает кому-то из детей позвать котенка. Если малыш зовет котенка «кис-кис-кис», тот подбе­гает к ребенку. Малыш гладит котенка, угощает его молоком. Упражнение повторяется 6-7 раз.

 

 




Н О Я Б Р Ь

Ход  занятия

 

Воспитатель читает детям 3-4 стихотворения А.Барто. Интересуется, знают ли дети эти стихи и не хочет ли кто-ни­будь попробовать самостоятельно прочитать стихотворение наи­зусть.

Далее педагог помогает детям запомнить одно из стихотво­рений.

Заканчивая занятие, читает стихотворение «Кто как кри­чит». Побуждает детей подговаривать звукоподражательные слова, фразы.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах. Пить, пить, пить! Воды попить.

            Мур-мур-мур...

            Пугаю кур.

            Кра-кра-кра!

            Завтра дождь с утра.

             Му-у, му-у!

             Молока кому?

 

 

Самым старшим детям, выбрав для этого время, воспитатель помогает запомнить стихотворение «Кораблик» А. Барто. Поз­же нужно помочь им самостоятельно декламировать стихотво­ рение.

Занятие 14

Ход занятия

 

Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая рассказ де­монстрацией фигурок настольного театра и показом некоторых действий персонажей («бил-бил — не разбил», «хвостиком задела, яичко упало») (лучше использовать для показа разъемное де­ревянное яичко, окрашенное в золотистые тона).

Затем педагог снова рассказывает сказку (без наглядного сопровождения).

Далее воспитатель демонстрирует детям картинки с изображениями  кролика, курочки, петушка, кошки, мышки, собаки.
Спрашивает: «Кто клюет, умеет клевать? Кто грызет, умеет
грызть?» Просит малышей показать, как лакает молоко коте­нок, как клюют зерна курочки и петушок, голуби (воображаемые ситуации). Задает уточняющие вопросы: «У кого клюв? А у кого острые зубы?» И др.                                                                      

В заключение воспитатель приглашает детей к своему столу, предлагая рассмотреть бабу, деда, курочку и яичко. Предлагает «поиграть в сказку». Дети передвигают фигурки, сопровождая свои действия речью. Педагог помогает им.



Занятие 18

Чтение детям потешки «Вот и люди спят...»

Цель: помочь детям понять содержание потешки, запом­нить названия животных, которые встречаются в тексте, а так­же то, что о них говорится; формировать способность к обоб­щению; вызвать у детей желание послушать это стихотворение еще раз, подговаривать отдельные слова.

Ход занятия

 

Воспитатель показывает на фланелеграфе следующие кар­тинки: птицы на веточке; лисы на горочке; зайцы и уточки на травушке-муравушке; малыши в люлечках.

Затем педагог спрашивает, кто нарисован на картинках. Подсказывает слова из потешки. Просит показать и назвать горочку, травушку-муравушку, люлечку (индивидуальные за­дания).

Воспитатель трижды повторяет потешку (с опорой на на­глядность). Для младшей подгруппы занятие на этом закан­чивается.

Для детей старшей подгруппы потешка рассказывается еще раз. Затем воспитатель постепенно, одну за другой, убирает картинки, спрашивая, кто нарисован на картинке, которую он убрал. («Уточки на травушке»; «Детки в люлечке» и т. п. — хоровые и индивидуальные ответы.)

«Проснулись звери и птицы,— говорит воспитатель.— Поле­тели, побежали, поплыли. Сейчас я вам раздам картинки. Вы посмотрите на них и скажете, кто поплыл». Раздает картинки с изображением зверей и птиц. «Поплыли уточки, гуси»,— го­ворят дети и передают педагогу соответствующие картинки, ко­торые он ставит на мольберт.

«Кто полетел?.. Побежал?» — спрашивает воспитатель. От­деляя одну группу картинок от другой, он перечисляет птиц и зверей (птицы летают, звери бегают).

Далее педагог раздает детям пластмассовых уток, гусей и предлагает проверить, плавают ли они.

Дети опускают игрушки в тазики (2—3) с водой.

 

 

5. Занятие 39*

Ход занятия

 

Воспитатель читает рассказ Е. Чарушина, кончая фразой: «И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теп­лые перышки». Пересказывает с участием детей содержание прочитанного:

— Курочка и цыплятки гуляли. Но вдруг...

— Пошел дождик.

— Курочка присела, крылышки растопырила и цыплята...

— Спрятались, залезли к ней под крылышки.
Воспитатель читает тот же отрывок, но в дополненном виде —

включая текст о том, кто как спрятался.

Спрашивает: «Цыпляток совсем не было видно?» («Одних не было видно. А у кого-то ножки торчали, кто-то головку высунул».)

Педагог зачитывает рассказ целиком. Затем повторяет отры­вок про двух цыплят. Просит детей рассказать о том, что делали цыплята, которые не послушались маму.

Рассказ читается снова, после чего детям показывают ил­люстрацию Е. Чарушина (если нет отдельного издания рассказа, можно показать рисунок, помещенный в хрестоматии).

Со старшей подгруппой воспитатель беседует по содержанию рисунка (объединяя детей по 2—3). В процессе беседы он просит показать цыплят, спрятавшихся под крылышком у мамы и остав­шихся под дождем, рассказать, как они выглядят, какая ку­рочка.

 

 


КУРОЧКА

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождик. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» — это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.

А два цыпленка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?

 

 

Д Е К А Б Р Ь

Занятие 19

Повторение потешек «Вот и люди спят...», «Водичка, во­ дичка...»

Цель: вызвать у детей радость от прослушивания знако­мых стихотворений и желание рассказывать их вместе с воспи­тателем; способствовать формированию интонационной вырази­тельности речи; уточнить представления детей об оборудовании умывальной комнаты, его назначении.

Ход занятия

 

Воспитатель рассказывает (не прибегая к показу картинок на фланелеграфе) потешку «Вот и люди спят...». Затем предла­гает рассказать ее всем вместе. Читает потешку не спеша, не забывая делать паузы, во время которых дети вставляют нуж­ные по тексту слова.

Далее демонстрируются картинки, а дети самостоятельно выска­зываются по их содержанию: «Птички спят на веточках»; «Зай­ки спят на травушке» и т. п.

Воспитатель убирает картинки, а на стол ставит люлечку (игрушка). В люлечке — кукла. Рядом тазик с водой.

Кукла «просыпается» и «встает», а воспитатель рассказы­вает потешку «Водичка, водичка...». Дети активно помогают ему, затем все вместе рассказывают потешку еще раз.

В старшей подгруппе воспитатель вызывает двух-трех детей (по одному) рассказывать потешку самостоятельно. Ребенок говорит потешку, вставляя в текст свое имя: «Водичка, во­дичка, умой Оле личико».

Затем воспитатель предлагает всем детям умыться (вообра­жаемая ситуация) и спрашивает: «А чем же вытереть лицо? Где висят полотенца?» Приглашает детей в умывальную комнату.

Дети находят свои полотенца, отмечают, что полотенца бе-лые0 чистые, мягкие (пушистые); висят на вешалках.

2. Занятие 28

Чтение детям потешки «Пошел котик на торжок...»

Цель: помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать ее, подговаривать слова (пирожок, булочку, укушу, снесу); развивать у детей воображение; формировать способность к обобщению; учить понимать юмор.

 

Ход занятия

 

Воспитатель показывает (лучше на фланелеграфе) иллюстра­цию Ю. Васнецова, выполненную к потешке (или игрушечного кота с булочкой в лапах). Показывая иллюстрацию или игрушку, медленно читает потешку (дважды).

«Котик решил,— говорит далее педагог,— купить булочку нашей Настеньке. И «пошел котик на торжок, купил...»,— читает потешку, заменяя имя:

... Либо Настеньке снесть?

                                                   Я и сам укушу

                                                    Да и Настеньке снесу.

На, Настенька, ешь булочку».

Дети охотно принимают воображаемую ситуацию: ребенок берет булочку и ест ее.

«А теперь котик пойдет покупать булочку Илюше,- продол­жает воспитатель.— Помогайте мне. «Пошел котик...» (читает потешку, дети подговаривают слова). Далее котик «приносит бу­лочку» еще двум-трем детям.

Занятие продолжается. Воспитатель, используя фланелеграф, показывает детям веселого котенка: «Смотрите, какой забавный котенок! Он очень любит шутить».

«Сейчас я,— говорит котенок,— забодаю Олю. И Сережу то­же забодаю». Детям показывают новую картинку, на которой на­рисован котенок с рожками. Малыши смеются. Воспитатель спра­шивает, что их рассмешило. Подтверждает: «И впрямь забавный котенок. Решил, что он козлик».

«Сейчас я вас опять рассмешу,— говорит котенок,— потому что буду грызть сладкую морковку...» (на фланелеграф прикреп­ляется соответствующая картинка). Дети смеются и объясняют, что котята не грызут морковь.

«А еще,— говорит котенок,— я сейчас полечу, как птичка...» (На фланелеграфе картинка, на которой изображен котенок с крылышками.)

В заключение котенок интересуется: «Правда, дети, я вас рас­смешил? И очень надеюсь, что вы не забудете угостить меня...» («Молоком, колбаской».)

Дети «кормят» котенка, вспоминают, как он их смешил.

 

Занятие 60

Рассматривание куклы.

Чтение потешки «Наша Маша маленька ...»

Цель: помочь детям понять содержание потешки, запомнить слова аленькая аленька, опушка, чернобровая черно­брова; вызвать желание слушать потешку неоднократно и помо­гать воспитателю читать ее.

Ход занятия

 

Воспитатель показывает детям куклу в зимнем.пальто алого цвета, отделанном мехом. В этих целях удобнее использовать куклу из картона, которая продается с комплектом одежды из плотной бумаги. Шубку с «бобровой отделкой» воспитатель мо­жет изготовить сам.

Дети повторяют (хором и по одному) слова «шубка аленька», показывают и называют «опушку бобровую». Подтверждают, что Маша чернобровая.

Воспитатель дважды читает потешку. Маша снимает свою алую шубку (под ней непременно должно быть платье или кос­тюм!) и дает ее «поносить» кому-нибудь из девочек. Теперь, пов­торяя потешку, воспитатель называет имя девочки, у которой «алая шубка». Затем шубку передают следующей девочке. Этот прием приносит малышам радость, усиливает желание слушать потешку многократно.

Занятие

Чтение стихов про елку.

О. Высотская

 

ЕЛОЧКА

 

Ни листочка, ни травинки!                                                                   

Тихим стал наш сад.

И березки и осинки

Скучные стоят.

Только елочка одна

Весела и зелена.

Видно, ей мороз не страшен,

Видно, смелая она.

АЛЕКСАНДРОВА

ЕЛОЧКА

Маленькой елочке

Холодно зимой.

Из лесу елочку

Взяли мы домой.

Сколько на елочке

Шариков цветных,

Розовых пряников,

Шишек золотых!

Сколько под елочкой

 Маленьких ребят!

Топают, хлопают,

Весело кричат:

«Елочка, елочка,

Яркие огни,

Синими бусами,

 Ёлочка, звени!

Встанем под елочкой

 В дружный хоровод.

Весело, весело

Встретим Новый год!

5. Занятие 34*

Ход  занятия

 

Перед детьми на фланелеграфе репка, фигурки деда и бабки. «Тянули-тянули дед и бабка репку,— показывает и медленно рас­сказывает воспитатель,— но вытянуть не смогли. Позвали они?.. («Внучку».) Где же она? Надо ее позвать всем вместе».— «Внуч­ка! Внучка! Иди репку тянуть!» — зовут дети. «Не идет?! — удивляется педагог.— Пусть Оля позовет... Как хорошо позвала Оля. Позови еще раз...»

Появляется внучка. Воспитатель продолжает сказку, сопро­вождая свою речь показом игрушек, дети помогают ему, подгова­ривая слова: «Дедка за репку, бабка за ?.. («Дедку».) Внучка за... (показ)? («Бабку».) Тянут-потянут, вытянуть?.. («Не могут».) А вот и Жучка прибежала репку тянуть, и кошка прибежала (расставляет фигурки). Теперь все пришли? Говорите, нет мыш­ки? Надо мышку позвать: «Мышка, иди репку тянуть!» (Хоровое и 4—5 индивидуальных выступлений.)

Воспитатель ставит фигурку мышки и рассказывает: «Дедка за репку, бабка за ... (показ)? («Дедку».) Внучка за... (показ)? («Бабку».) Жучка за?.. («Внучку».) Кошка за ?.. («Жучку».) Мышка за ?.. («Кошку».) Тянут-потянут, тянут-потянут, вытяну­ли репку!»

Воспитатель убирает фигурки. Далее он прикрепляет к фла-нелеграфу изображение плачущих деда и бабки. Рассказывает: «Это дед и баба, у которых живет курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое — золотое. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко ?.. («Упало и разбилось».) Дед плачет, баба плачет. Не плачь, дед, не плачь, баба! Курочка снесет вам яичко другое, не золотое — простое».

Дети, все вместе и по одному, повторяют заключительную фра­зу (полностью или частично). Появляется курочка и подтвержда­ет, что она снесет яичко другое.

Затем воспитатель вносит какую-либо игрушку, например мед­вежонка. Объясняет, что медвежонок не знает сказок. Ему их ни­кто не рассказывает. Поэтому Мишка очень просит детей рас­сказать ему и про репку и про курочку Рябу.

Воспитатель вызывает ребенка, тот берет иллюстрацию (лежат изображениями вниз) и рассказывает по ней соответствующий отрывок из сказки.



Я Н В А Р Ь

Занятие

Ход занятия

 

Воспитатель, манипулируя игрушечным зайцем, читает детям, потешку «Заинька, походи...» (в сокращении). После слов «вот так» делает паузу, во время которой заяц «выполняет» соответ­ствующее тексту движение, и заканчивает: «Вот сяк ... походи» (попляши). Показывает, как заяц ходит, топает ножкой, повора­чивается, пляшет, кланяется. (Слова следует произносить четко, интонационно отделяя их друг от друга: вот ... так ... вот ... сяк .)

Воспитатель повторяет потешку 2—3 раза, дети активно договаривают слова. Далее по предложению воспитателя дети старшей подгруппы встают в хоровод; в центре его — заяц-ребенок. Дети хором говорят потешку (можно нараспев), а водящий ходит, топает ножкой и пр. Затем заяц назначает другого водящего.

Воспитатель приучает детей благодарить друг друга за прояв­ленное внимание («Саша, скажи: спасибо, зайка»).

Хоровод следует неоднократно организовывать и в свободное от занятий время, вовлекая в него детей из младшей подгруп­пы (по желанию).

Ф Е В Р А Л Ь

Занятие 49

Ход занятия

Воспитатель рассказывает сказку. Затем повторяет ее, вводя элементы инсценировки (используя фланелеграф, игрушки).

Занятие 50

Повторение сказки «Колобок»

 

Цель: учить детей слушать сказку без наглядного сопро­вождения и принимать участие в драматизации отрывков из нее; формировать интонационную выразительность речи.

Ход занятия

 

 Воспитатель рассказывает детям сказку.

Затем появляется колобок. Он катится по столу воспитателя и поет свою песенку. Дети подговаривают и повторяют слова песенки. Воспитатель говорит песенку не торопясь, учитывая, что некоторые дети только договаривают отдельные слова, а другие повторяют фразы целиком.

Далее педагог приглашает к своему столу троих малышей, надевает на них шапочки зайца, медведя и других зверей или вручает соответствующие игрушки: лису, зайца, медведя.

Начинается драматизация сказки (воспитатель говорит за ко­лобка). Если останется время, драматизация повторяется с новы­ми участниками.

 

Ход занятия

Воспитатель рассказывает сказку. Затем предлагает детям в лицах рассказать о том, как медведи вошли в столовую и об­наружили, что кто-то хлебал их похлебку. Активизирует в их речи слова большая, поменьше, маленькая (чашки); большая, средняя, маленькая (ложки). Учит произносить слова Михаилы Иванови­ча и Настасьи Петровны «грубым» голосом, медвежонка — «то­неньким». При этом упражняет детей в четком произношении зву­ка э («Эээ,— рычит Михаила Иванович.— Кто ложился в мою постель?..» и т. д.).

М А Р Т

Занятие 69

Ход занятия

 

Воспитатель показывает детям куклу в аленькой шубке. Спрашивает, не помнят ли дети стихотворение про «Машу ма­ленькую». Вызывает читать потешку одного-двоих детей. Далее дети рассказывают ее вместе.

«Вы так хорошо читали стихотворение про Машу, что кот тоже захотел послушать про свою шубку и усы «удивительной красы»,— говорит педагог. Он достает и показывает кота (иг­рушка, картинка). Читает дважды потешку, дети помогают чи­тать.

«Чик-чирик! Чики-чики! А про нас вы не забыли?» — вос­питатель показывает детям, двух птичек (игрушки, картинки). Читает потешку. Затем повторяет ее, двое детей при этом изобра­жают птичек (летят, садятся).

Далее воспитатель по выбору детей еще раз читает любую из этих трех потешек.

 

 

Занятие № 62 (из 2 мл).

Рассказывание детям русской народной сказки «Маша и мед­ ведь»

 

Цель: учить детей слушать сказку не отвлекаясь, отвечать на вопросы по ее содержанию, вызвать желание проговаривать слова Маши»Вижу, вижу…»

Ход   занятия

 

Воспитатель рассказывает сказку. Достает игрушки (фигурки для настольного театра), изображающие Машеньку и медведя. Напоминает детям эпизод из сказки:

«Вернулся вечером медведь (передвигает фигурки), увидел Машеньку, обрадовался: «Ага,— говорит,— теперь не отпущу те­бя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить». Спрашивает, что же должна была делать Машенька в доме медведя. И сам отвечает. Дети догова­ривают отдельные слова:

«Будешь печку... («Топить»). Будешь кашу варить, меня ка­шей кормить».

Далее инсценируется следующий эпизод:

Воспитатель и дети. Идет медведь между елками, бре­дет между березками, в овражки спускается, на пригорки подни­мается. Шел-шел, устал и говорит:

Сяду на пенек

Съем пирожок!

Машенька (за спиной у медведя). Вижу, вижу!.. Не садись на пенек, не ешь пирожок...

Медведь. Ишь, какая глазастая. Все видит!

Воспитатель. Поднял он короб и пошел дальше. Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и говорит:

Сяду на пенек,

Съем пирожок!

Машенька. Вижу, вижу!..

Медведь Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!

В дальнейшем инсценировка повторяется вне занятий.

 

Занятие

КАПУТИКЯН

*МАША ОБЕДАЕТ

Час обеда подошел,

 Села Машенька за стол.

— Гав, гав, гав!

— Кто это к нам?

— Гав, гав, гав!

— Кто это там?

— Это я, ваш верный пес,
Ваш Арапка — черный нос.

День и ночь

Я дом стерег,

Наработался, продрог.

Не пора ли обедать?

— Мяу-мяу!..

— Кто ж теперь

К нам царапается в дверь?

—     Это ваша кошка Мурка.
Мурка —

Серенькая шкурка.

Я ваш погреб стерегла,

 Всех мышей перевела,

Крыс прогнала из подвала,

 Наработалась, устала.

Не пора ли обедать?

—Куд-куда, куд-куда!..

— Кто еще спешит сюда?

— Ваша курочка рябая,
Я к вам прямо из сарая.

Я не ела, не пила —

Я яичко вам снесла.

Не пора ли обедать?

Двери отперты, и вот

 Мама всех к столу зовет:

Пса Арапку,

Кошку-царапку,

Курочку-рябку.

Никому отказа нет,

 Подан каждому обед:

 Собачке — в миске,

В блюдечке — киске,

Курочке-несушке —

Пшена в черепушке,

А Машеньке — в тарелке.

В глубокой, не в мелкой.




Занятие

А П Р Е Л Ь

Занятие 87

Ход  занятия

На столе воспитателя в кроватке «спит» кукла. Воспитатель, слегка покачивая ее, читает потешку «Вот и люди спят...».

Дети будят куклу: «Вставай, вставай, Катенька!» (Хоровое и индивидуальные высказывания.) Воспитатель ставит куклу на ножки и умывает. Сопровождает свои действия чтением по­тешки «Водичка, водичка...». Дети принимают участие в чтении.

Воспитатель переодевает куклу в халатик и усаживает за стол. Помещает на фланелеграфе картинку: кот с корзиночкой. «Пошел котик на Торжок»,— негромко читает воспитатель по­тешку, вставляя в текст имя куклы («Или Катеньке снесть? .. Я и сам укушу, я и Катеньке снесу»).

Котик «угощает пирожками» детей, те пробуют, благодарят. Затем кот просит их прочесть потешку «Ладушки-ладушки...». Воспитатель читает, дети активно помогают ему.

Затем педагог читает потешки по желанию детей. (Как пра­вило, малыши называют те потешки, которые рассказывались на данном занятии.) Выполняется 4—5 заявок.

Занятие 97

Ход занятия

 

Воспитатель читает стихи А. Барто «Мишка», «Бычок», «Слон», «Грузовик». Чтение сопровождается демонстрацией иг­рушек, картинок, инсценировкой некоторых стихотворений. Так, перед чтением стихотворения «Мишка» педагог показывает медвежанка с забинтованной лапой, слушая стихи про бычка, дети наблюдают, как игрушечный бычок передвигается по наклонной доске, и т. п.

По выбору детей воспитатель читает то или иное стихотворе­ние во второй, а иногда и в третий раз. Поощряет их попытки до­говаривать отдельные слова и фразы.

После того как все предложенные для повторного прослуши­вания стихи будут прочитаны, педагог спрашивает, кому какое стихотворение особенно понравилось (про кого понравилось сти­хотворение). И тотчас же читает его. Если ребенок не может на­звать стихотворение, целесообразно предложить ему показать иг­рушку (они по-прежнему стоят на столе), про которую он хотел бы послушать еще раз.

После того как 3—5 заявок будут удовлетворены, дети само­стоятельно играют с игрушками (по собственному выбору).

 

Занятие 73

Ход  занятия

 Воспитатель показывает детям козу, козлят, волка. Активи­зирует в их речи эти слова, предлагает повторить следующие фразы: козлятки маленькие; волк большой и страшный. Затем он показывает избу, приглашает повторить это новое слово. (Хо­ровые и индивидуальные ответы.) Рассказывает, что в избе жила коза с козлятками. Каждый день коза уходила в лес «есть травку шелковую, пить воду студеную». Спрашивает: «Зачем коза ухо­дила в лес?» (Хоровые и индивидуальные ответы.)

«А сейчас я расскажу вам сказку о козе, страшном волке и маленьких, но умных и послушных козлятках. Сказка так и на­зывается — «Козлятки и волк».

Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая рассказ пока­зом фигурок и некоторых сценок (коза стучит рожками в дверь; волк подходит к двери избушки и т. п.).

Затем педагог рассказывает сказку еще раз (без показа). Приглашает детей посмотреть иллюстрации к этой сказке. Книги или отдельные иллюстрации заранее разложены на столах. Если книга одна, иллюстрации показывает воспитатель, побуждая де­тей припоминать текст и воспроизводить отдельные фразы из сказки.

М А Й

Занятие 74

Ход   занятия

 

Детям старшей подгруппы сказку рассказывают без нагляд­ного сопровождения. Младшим можно показывать фигурки на­стольного театра или картинки (на фланелеграфе).

В первый раз дети в основном только слушают сказку. Рас­
сказывая во второй раз, воспитатель побуждает их к договариванию отдельных слов и фраз.         

Далее воспитатель спрашивает, как пела песню коза, а как— волк. Предлагает сказать слова козлятушки , дитятушки так, как? их говорила коза и пропел волк. (Хоровые и индивидуальные высказывания.)

Педагог достает фигурку волка. Предлагает детям поиграть: в игру «Кто позвал?». Объясняет правила игры, которые состоят в следующем. Выбирается водящий. Он стоит спиной к детям и не видит, кому воспитатель передает волка. Ребенок, получив­ший фигурку, произносит «грубым» голосом слова:

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Водящий, не оборачиваясь, должен угадать по голосу, кто из; детей подражал волку. Если он ошибается, ему предлагают еще(< одно задание. Если водящий ошибается вторично, его заменяют. Для таких детей воспитатель должен планировать специальные задания на развитие слухового внимания. Если водящий сразу узнал товарища по голосу, узнанный занимает его место.

В старшей подгруппе ребенок может подражать не только голосу волка, но и козы.


Занятие 81

Чтение детям потешки «Аи качи, качи, качи...»

Цель: помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать ее, повторять вслед за воспитателем стихотвор­ные слова и фразы; отрабатывать длительный (1—2 с) выдох; развивать у детей воображение.

Предварительная работа: за день-два до занятия желательно рассмотреть с детьми калач (бублик) и баранки, об­ратить их внимание на то, что калач большой, а баранки по­меньше.

Ход  занятия

 

Воспитатель, показывая детям поднос с калачами и баран­ками, спрашивает их названия. Напоминает, что калачи боль­шие, а баранки чуть поменьше, что их выпекают из муки. Пред­лагает послушать стихотворение про калачи и баранки.

Чтение педагог сопровождает показом картинок на фланелеграфе. На первой картинке изображена печь, в которой на неостывших углях стоит противень с баранками и калачами. На сле­дующих нарисованы баранки и калачи.

«Налетели тут грачи, подхватили калачи»,— читает воспита­тель и одновременно прикрепляет фигурки птиц, а затем снимает их вместе с изображениями калачей (на фланелеграфе остают­ся только баранки).

Воспитатель «раздает» баранки детям. Напоминает, что они горячие, «с пылу, с жару, из печи». Предлагает подуть на них. Следит, чтобы выдох был длительным. Упражнение повторяется 2—3 раза.

Педагог читает стихотворение еще раз. И если дети слушают с вниманием, снова повторяет потешку.

В заключение воспитатель раздает детям настоящие баранки и сушки, которые они с удовольствием едят.

 

 

Аи, качи-качи-качи!

Глянь — баранки, калачи,

Глянь — баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи.

С пылу, с жару, из печи –

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи,

Нам осталися

Бар а-а-а-н очки!


 

 


Ход  занятия

 

Воспитатель читает детям стихотворение А.Барто. Интересуется, узнали ли дети о ком говориться в этом стихотворении. Показывает картинки или игрушки.

Заканчивая занятие, читает стихотворение «Кто как кри­чит» еще раз. Побуждает детей подговаривать звукоподражательные слова, фразы.

Ку-ра-ре-ку                                               Мур-мур-мур...

 Кур стерегу.                                                 Пугаю кур.

Кудах-тах-тах!                                            Кра-кра-кра!

Снеслась в кустах.                                          Завтра дождь с утра.  

Пить, пить, пить!                                           Му-у, му-у!

Воды попить.                                               Молока кому?           

 

 

4. Занятие 15

«Ветерок» — подготовительное упражнение для развития ре­ чевого дыхания. Повторение сказки «Курочка ряба»

(рассказы­ вание без наглядного сопровождения и в инсценированном ва­ рианте)

Цель: учить детей медленно, постепенно выдыхать воздух через рот; уточнить и закрепить представления о цвете предме­тов; инсценируя знакомую детям сказку, вызвать у них желание повторять вслед за взрослым отдельные слова и фразы; способ­ствовать формированию интонационной выразительности речи.

Ход занятия

 

Воспитатель напоминает детям, что, когда дует ветер, лис­точки на деревьях шелестят. Спрашивает: «Что делают листоч­ки?» (Хоровой и индивидуальные ответы.) Далее он показывает детям султанчики. Это палочки длиной 13—15 см. К концу каж­дой палочки приклеены (привязаны) полоски тонкой бумаги (6—7 штук). Длина полоски —4—5 см, ширина —0,5 см.

Педагог говорит детям, что палочка — это дерево с листья­ми. «На одном дереве листья какие? («Зеленые» — хоровой и индивидуальные ответы.) На другом?.. («Красные».) На треть­ем?..» («Желтые».) (Дети младшей подгруппы работают с сул­танчиками двух цветов.)

Воспитатель дует на листочки, показывая детям, как они шелестят. Предлагает трем-четырем малышам подуть на сул­танчик, который, он держит.

Педагог раздает всем султанчики, попутно уточняя цвет лис­точков, исправляя неверные ответы. Проверяет, правильно ли дети держат султанчики: расстояние от листочков До губ ребен­ка должно быть около 8—10 см. Дети одновременно дуют на листочки. Отдыхают. Дуют снова. Затем воспитатель предла­гает посмотреть и послушать, как шелестят красные листочки на Олином дереве, зеленые — на Павлушином. При этом он следит, чтобы ребенок выдыхал воздух только через рот, дул долго (больше секунды), не добирая воздуха, выдыхал плавно, не поднимая плеч. Воспитатель замечает детей со слабым выдо­хом, чтобы позже позаниматься с ними индивидуально.

Предложив детям обменяться султанчиками, педагог спра­шивает, у кого какие листочки. Затем малыши еще раз одно­временно дуют на листья, после чего воспитатель собирает сул­танчики.

Во второй Части занятия педагог рассказывает сказку «Ку­рочка ряба». Инсценирует сказку. Приглашает детей помогать ему рассказывать:

«Жили-были...» (Пауза, показ фигурок.) — «Дед да баба»,— договаривают дети.

«Была у них ...» (Пауза, показ.) —«Курочка ряба».

«Снесла курочка ...» — «Яичко». И т. д.

В младшей подгруппе занятие на этом можно закончить. В старшей воспитатель просит детей повторить, как курочка утешала деда с бабой. При этом он передает ребенку курочку (фигурку настольного театра), предлагая повторить следующий текст: «Кудах-тах-тах! Не плачь, дед, не плачь, баба!» (4— 5 выступлений.)

После занятия дети играют с фигурками.

 

 

Занятие 2 (с детьми2-3лет)

Ход  занятия

Воспитатель читает детям рассказы про их сверстников — Аню и Митю, которые были такими же маленькими, как и они.

Что случилось?

Митя проснулся. Встал с постели и его любимый сиреневый зайка. А Анин мишка еще спит. Он большой, желтый, толстый. Покажи, как он спит.

А Аня? Аня сидит на кровати в любимой пижаме и... плачет. Митя удив­лен, зайка смеется: «Только проснулась, а уже плачет!»

Давай скажем зайке: «Не смейся, зайка. Вдруг Ане приснился пло­хой сон? Или заболело ушко?»

Сейчас придет мама, обнимет, поцелует маленькую дочку и во всем разберется.

У кого мокрые штанишки?

Аня с мишкой сидят на горшках, разговаривают. Какие молодцы! У Ани большой горшок, а у мишки горшок поменьше. А Митя? Митя заиграл­ся... и на полу лужа. Зайка щупает свои трусишки. Вдруг они тоже мок­рые? «Не волнуйся, зайка. Трусики у тебя сухие».

Митя расстроен, вот-вот заплачет. Давайте пожалеем его: «Не огор­чайся, Митя! У всех маленьких детей иногда бывают мокрые штанишки». Скажем: «Сейчас придет мама и поменяет тебе штанишки».

 

 

Хитрые башмачки

У Оленьки очень хитрые башмачки. Только Оля зазевается... они — раз!., и надеваются не на ту ножку.

Однажды Оля долго и строго смотрела на свои башмачки, воспиты­вала их. Смотрела-смотрела и вдруг заметила, что у башмачка только одна щечка.

Если поставить башмачки щечкой к щечке, они обязательно наденутся не на ту ногу. Чудеса да и только!

А если у башмачков щечки с разных сторон — туфельки наденутся правильно. Можете проверить.

                                .          .         .

И туфельки у Оленьки хитрые, но она их перехитрила. Мама купила Оленьке туфельки с ремешками. Оля поставила их так, чтобы ремешки оказались рядышком. И... цай!„ за ремешки двумя руками сразу!

Развела Оленька руки в стороны и тихонько поставила туфельки на пол.

И левая туфелька сразу же на левую ножку наделась.

А правая туфелька наделась на правую ножку.

Вот и все хитрости!

Главное, чтобы ремешки рядышком оказались! 

Не хочу, чтобы меня обижали

Сегодня большой красный кирпичик решил от нас уйти.

— Я хочу, — говорит он, — быть частью большой машины или парохо­да, частью поезда или самолета.

И не хочу, чтобы дети меня обижали: бросали на пол, линали ногами, как какой-то мяч. Я не люблю, когда меня бросают и пинают.

Большой красный кирпич я встретила около входной двери.
Если не верите, посмотрите сами…

 


Приключения Зеленой Елочки

  1. Зеленая Елочка росла в лесу, рядом с Березкой. У Березки листочки. У Елочки иголочки. Листочки на ветру шумят: ш-ш-ш. Иголочки колются. Пришла зима. Березкины листочки облетели. А Елочкины иголочки уцелели. Аи, да Елочка! Зимы не боится!

2. Зимой в лесу тихо. Звери куда-то попрятались.

—Бабушка Елка, где звери? — спрашивает Зеленая Елочка.

—А кто где. Медведи в глубоких ямах спят. Эти глубокие ямы берло­гами называются.

Ежи спят в ямках, под корнями деревьев. Постельки у них — листья опавшие.

Зайцы, лисы и волки не спят, по лесу бегают.

3. Прибежал Зайчишка. Сел. Притих.

—Зайка, Зайка, поговори со мной!

—А о чем?

—Расскажи, где был, кого встретил?

—Красивую Елочку встретил. Она к ребяткам в детский сад шла. Скоро у них праздник. Он называется Новый год. В Новый год люди наряжают елки в бусы и гирлянды.

Кра-со-та!

4. Зайка убежал. Зеленая Елочка загрустила: кто меня нарядит? Кто подарит мне бусы и гирлянды?

—Бабушка Елка, как найти людей? Куда пойти?

—Никуда не ходи. Люди сами за тобой придут.

5. «Позовем к себе в гости Зеленую Елочку?» — предлагает детям воспитатель. Малыши выходят на улицу, кричат: «Елочка, приходи к нам! Мы тебя нарядим! Мы тебя украсим!

Ау-ууууу!

Елочка, ау-уууу!»

 

     6.  Здравствуй, Елочка!

Как хорошо, что ты к нам пришла! Мы тебя ждали!

Какая ты, Елочка, зеленая! Какая ты красивая!

На ветках... — Иголочки. — Иголочки... — Зеленые. Иголочки... — Ко­лючие. Мы тебя нарядим! И я... И я... И Оля... И Вова... И Саша.., И Ма­шенька...

 

7.  После Нового года на месте Зеленой Елочки лежит конверт. В нем письмо.

«Дорогие малыши!

Вот и кончился праздник—Новый год!

Мне пришла пора возвращаться в пес. Там меня ждут Бабушка Елка, подружка Березка и Заинька. Я по ним очень соскучилась. Спасибо за бусы, за шары, за гирлянды, которые вы мне подарили.

До сви-да-ния!

Ваша Зеленая Елочка».

Кто что делает?

Мама — большая выдумщица. Она сшила мешочки, а в мешочки по­ложила всякую всячину.

Митя и его любимый зайка на попу сидят, мешочки на коленках дер­жат. Митя свой мешочек уже развязал. Что в нем, как ты думаешь? Мама сидит в большом мягком кресле и разговаривает по телефону. Аня ме­шает маме. Она кричит: «Дай мне трубку, дай!» Громко кричит!

Мишка за кресло спрятался. Он не любит, когда Аня кричит и ка­призничает.

Какой безобразник!

Хорошо играть в песочнице! Интересно!

Девочки насыпают в ведерко песок и ведерко опрокидывают. Стара­ются, трудятся! Сейчас получится большой кулич. А Митя набрал песку в совок и высыпает песок на девочку в красном костюмчике. Ай-яй-яй! Ай-яй-яй! Песок попадет девочке в глаза. Она заплачет. Некрасивая исто­рия. Не-кра-си-вая!

Не сердись, бабуленька!

Что происходит в прихожей? Бабушка приходила а гости, а теперь уходит. Митя прощается с ней, прижался к бабушке.

А Аня? Аня от бабушки отвернулась. Сер-ди-тая! Мишка на полу си­дит, задумался. Ему жалко Аню. Мишка знает, как сильно Аня любит ба­бушку. Она не хочет, чтобы бабуленька уходила.

Баю-баю, спать пора!

Кто уже заснул? Митя заснул. А чьи это уши выглядывают из-под оде­яла? Это зайка спит рядом с Митей.

Мишка зевает, тоже засыпает.

А Аня? Аня еще не спит, что-то папе рассказывает. Папа слушает, улы­бается, дочкой любуется. Хорошо-то как, правда?

 

 

(Из книги Гербовой В.В. «Развитие речи в 1 младшей группе» и др.)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

О К Т Я Б Р Ь

Занятие 4

Рассказывание детям сказки «Репка»

Цель: учить детей внимательно слушать сказку, рассказы­вание которой сопровождается показом фигурок настольного театра; вызвать у них желание послушать   сказку еще раз.

Ход занятия

 

Воспитатель, не торопясь, рассказывает сказку, сопровож­дая рассказ демонстрацией фигурок настольного театра и вос­произведением некоторых действий сказочных персонажей.

Закончив рассказывать, педагог предлагает детям показать, как тянули репку, при этом он произносит: «Тянут-потянут, тя­нут-потянут— вытянули репку!» (2—3 показа.)

«Репка была большая-пребольшая»,— напоминает воспита­тель и просит показать размеры репки. Дети разводят руки в стороны.

Далее педагог предлагает малышам помочь ему рассказать о том, как тянули репку. Начинает рассказывать: «Мышка за... (показывает кошку)?» — «Кошку»,— добавляют дети. «Кошка за?.. («Жучку».) Жучка за?..» («Внучку».) Затем воспитатель снова рассказывает сказку. На этот раз можно использовать фланелеграф или «Живые картинки».

Занятие заканчивается игрой детей с фигурками или рассматриванием иллюстраций к «Репке».

Занятие № 11 (из2 мл.)

Дата: 2019-02-19, просмотров: 9.