Дайте обоснование системы социально-педагогических функций самодеятельных художественных коллективов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Охарактеризуйте взаимосвязь фольклора, постфольклора, лю­бительского искусства и массовой художественной самодеятельности

Глава V.

РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО­РАЗВИВАЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОТДЫХА И РАЗВЛЕЧЕНИЙ

§ 1. Рекреационно-развлекательный досуг: историческая динамика и современное состояние

Приступая к общей характеристике рекреационно-развлека­тельной деятельности, необходимо прежде всего подчеркнуть, что в основе ее лежат не только духовные, но и биологические потребнос­ти людей, которые объективно присущи любому живому существу и являются наиболее мощными по своей побудительной силе. Потреб­ность в отдыхе и развлечениях появилась у людей в те далекие вре­мена, когда о профессиональных организаторах подобных занятий не могло быть и речи. Формы такой деятельности рождались и совер­шенствовались в процессе обретения общественного опыта И нельзя не отметить, что достижения на этом пути оказались весьма значи­тельными. Во всяком случае, удалось не просто придумать много интересного, но и создать в результате своеобразную рекреационно­развлекательную систему, в состав которой вошли игры, веселые праздники, гуляния, хороводы, посиделки, потехи

 

ряженых, ярма­рочные балаганы, деревенские братчины, фольклорный театр и мно­гое другое. Некоторые из этих форм настолько прочно укрепились в быту народа, что с успехом используются и сегодня - в век телеви­дения, компьютеров, Интернета, а также активной деятельности многочисленных центров, призванных заниматься организацией развлекательного досуга уже на профессиональном уровне.

Тон в деле формирования национальной сферы отдыха и раз­влечений на Руси и в России, естественно, задавала деревня с ее века­ми отшлифованным укладом. Русский народ сумел создать поисти- не уникальный празднично-обрядовый календарь и не менее уни­кальную систему повседневного досуга. Важную роль сыграло здесь и последующее принятие христианства, согласно нормам которого полагалось делать свободными от работы воскресные и праздничные дни. Досуг стал более четко отмежевываться от труда как основной деятельности крестьянина. Это была своеобразная гарантия права трудящегося человека на отдых и развлечения.

В рассматриваемом контексте нельзя не отметить важную роль сельской общины, общинных иравов, норм и правил. Отличные возможности для отдыха и развлечений в летнюю пору представля­ла деревенская улица. Именно здесь проходили разнообразные гуля­ния с играми, кадрилями, хороводами, карагодами и т.д. Весьма важное место в сфере сельского досуга занимали традиционные брат­чины или кануны, как их еще называли. Обычно они проводились по так называемому обету и были связаны с какими-то давними собы­тиями, имевшими счастливую развязку. Деревня приносила своеоб­разную дань святым, спасшим село от урагана, пожара, наводнения, засухи, града и т.п. В этот день из приходской церкви выносили иконы и хоругви, окропляли дома, поля и скот святой водой.

Осенью, а затем и зимой на смену уличным гуляниям прихо­дили супрядки и посидели. На них собирались в основном девушки и женщины с рукоделием - чесали кудель, пряли, вязали, вышивали. Здесь же неизменно пели, играли, обменивались новостями и т.д. Иначе обстояло дело с вечеринами или беседами, как их называли в северных и северо-западных областях России. Это было уже моло­дежное веселье, основными участниками которого являлись девуш­ки и парни. Стержень таких вечерин - кадрили, пляски, игры. Очень часто сюда приходила молодежь из соседних деревень. Подобные формы отдыха и развлечений становились средством и местом зна­комств, дружеских встреч и способствовали решению важных для молодых людей матримониальных проблем.

Одной из распространенных форм деревенского досуга всегда было гостевание, т.е. хождение в гости и прием гостей. Русский народ с незапамятных времен отличался ярко выраженным хлебосоль­ством. Утверждению этой черты народного характера способство­вали и сформировавшиеся еще в древности традиции. Специфичес­кой разновидностью гостевания повсеместно являлись престольные храмовые праздники. В эти знаменательные дни хозяева радушно принимали своих родственников, друзей и приятелей из других, чаще всего ближайших, деревень. Обильное угощение за столом не­изменно сопровождалось домашним весельем, а затем и традицион­ным гулянием по улице. Кроме престольных праздников, не менее пышно отмечались и важные семейные события - свадьбы, родины, крестины, именины и т.д.

Своеобразно развивалась городская развлекательная культу­ра Население российских городов долгое время расширялось в основ­ном за счет притока деревенских переселенцев. Это оказало самое се­рьезное влияние на формирование городского досуга. На протяжении столетий крестьяне, становясь горожанами, приносили с собой на но­вое место жительства вековые устои, нравы, обычаи сельской общи­ны. В системе отдыха и развлечений подобное влияние оказывалось особенно заметным. Выходцы из села хорошо знали и помнили, как это делается в деревне, и не торопились отрекаться от прошлого опыта. В сфере организации досуга чаще всего превалировали те же танцы, песни, игровые развлечения, та же привычная «завалинка», те же хождения в гости и т.д. Подобную картину можно было наблю­дать не только в уездных городках, но и на окраинах губернских цен­тров, да и самой столицы.

Вместе с тем по мере укрепления городов и соответствующе­го развития городского образа жизни многое стало меняться. Харак­терным для второй половины XIX века был усиленный рост средне­го класса, ядро которого составляли ремесленники, мелкие торговцы, чиновничество, домовладельцы. В сфере досуга этой части населения, и особенно молодежи, получили широкое распространение городские вечеринки, которые заметно отличались от деревенских вечеров и по­сиделок. Во всяком случае, тут мы уже видим иные танцы, иные песни, иные игры.

Петровские реформы сориентировали досугово-бытовую сфе­ру городов на европейские образцы. Примерно с середины XVIII сто­летия началось российское клубное движение. Зародившись в дво­рянских кругах, оно затронуло потом буквально все слои общества. В большом количестве стали возникать купеческие клубы, клубы предпринимателей, чиновников, офицерские собрания, клубы интел­лигенции, а затем и общедоступные клубные центры типа рабочих клубов, народных домов, изб-читален, сельских культурно-просве­тительных кружков. Именно они становились основными организа­торами отдыха и развлечений в форме танцевальных вечеров, балов, маскарадов, разнообразных игр и других развлекательных занятий.

Своеобразную ветвь в развитии городского развлекательного досуга представляли массовые народные гуляния: загородные, пло­щадные, ярмарочные и т.д. Их подробнейшее описание можно най­ти в книгах М.Забылина, А. Калмыкова, А. Коринфского, М. Лентов- ского, М. Пыляева, И. Снегирева, А. Терещенко. Интереснейший ма­териал по этой проблематике содержится в вышедшей в 2001 году книге «Развлекательная культура России XVIII - XIX вв. Очерки истории и теории».

Отношение к отдыху и развлечениям в советский период было своеобразным. Для него характерен взгляд на эту сферу досуга как на нечто второплановое и даже второстепенное. Широко распрост­раненным являлось суждение о том, что стране рано просто отды­хать и развлекаться - у нее слишком много более серьезных полити­ческих, экономических и образовательных проблем. Почти все из об­ласти дореволюционной рекреации стало считаться устаревшим и мещанским. На некоторое время из молодежно-комсомольского до­суга исчезли даже танцы. Оставшиеся формы развлечений настойчи­во окрашивались в «красный цвет» - кумачовые гуляния, полигло­те, политкарты, политкарнавалы и т.д. Правда, длилось это сравни­тельно недолго и осталось лишь как воспоминание.

В послевоенные годы началось шумное противоборство танце­вальных стилей. Молодежь тянулась к новым западным танцам. Однако руководство неуклюже и безуспешно насаждало падеграсы и падекатры. Развернулась самая настоящая борьба с тлетворными западными влияниями. Огромные силы были брошены на дело партийно-государственного регулирования ширины штанов и дли­ны юбок и причесок. На обличении стиляг и стиляжничества сосре­доточили свои усилия средства массовой коммуникации.

Несколько изменилась рекреационно-развлекательная сфера в последнее десятилетие советского периода. Суровые запреты и огра­ничения все еще действовали. Однако все ощутимее становилось про­тивостояние им. Засушенный отдых в системе официального куль­тпросвета явно способствовал развитию молодежных форм, возника­ющих на иной, самодеятельной основе. Изменились ориентации ком­сомольских комитетов. Они стали всерьез побаиваться, что при та­кой культурной политике молодежь вообще начнет их игнориро­вать. Пришлось идти на определенные уступки. Пробились вопреки всему в сферу молодежного досуга дискотеки. Опрокинув все адми­нистративные барьеры, получили широкое развитие молодежные кафе. Были легализованы, в конце концов, и молодежные любитель­ские объединения, за которые шла самая настоящая битва в течение почти трех десятилетий.

С 1981 года стали появляться новые структуры, вплотную за­нявшиеся организацией отдыха и развлечений. Первыми из них были бюро культурного обслуживания «Досуг» при парках культуры и отдыха, а затем при районных отделах культуры, дворцах и домах культуры.

Весьма интересным оказался опыт появившихся в середине 1980-х годов при комсомольских комитетах молодежных творчес­ких объединений по организации досуга (МТО). Получив право ре­шать молодежные проблемы за счет доходов от собственной хозяй­ственной деятельности, они сумели существенно укрепить матери­ально-техническую базу захиревшей от безденежья сферы отдыха и развлечений.

В 1987 году было принято «Временное положение о центрах досуга» как новых государственных учреждениях, действующих на основе хозяйственного расчета, имеющих самостоятельный баланс и являющихся самостоятельным юридическим лицом. С 1988 года эта инициатива получила распространение в профсоюзной системе, где стали появляться профсоюзные центры досуга.

Замах был поистине гигантским. В планах предусматривалось наличие в новых учреждениях бассейнов, гостиных, физкультурных, танцевальных и выставочных залов, игротек, кафе и буфетов, студий звукозаписи, мастерских для технических средств, бильярдных баз проката и т.д. Прогнозировалось, что к 1999 году в стране будет 200 таких центров, а к 2000 году - 900. На деле не построили ни одно­го. Роскошная идея окончательно угасла в связи с начавшимся пере­ходом к рыночной экономике и полным отсутствием денежных средств.

Кстати говоря, мысль о необходимости роскошных досуговых центров возникла у руководителей союзного министерства культу­ры после того, как они побывали в досуговом центре английского го­рода Свонсе (Юго-Западный Уэльс). Центр успешно функциониру­ет и сегодня. Это образец, который действительно достоин подража­ния. Не вдаваясь в подробности, отметим, что здесь имеются бассей­ны с пляжем, бассейны для детей с островом, бассейны для ныряния, глубокий водоем для подводного плавания, сауна, солярий, термичес­кий душ, массажная, гимнастический зал, корты для игр в теннис и бадминтон, площадки для футбола и баскетбола, стрельб из лука, кри­кета, зал для фехтования, зал для игры в шары, кафе, бары, кафетерии, рестораны, дискотека и т.д. На территории перед центром - парк, лужайки, водоемы, амфитеатр на 300 мест для концертов и спектак­лей, место для парковки автомашин. Досуговый центр изначально предназначался прежде всего для семейного отдыха и развлечений.

Будем надеяться, что и у россиян со временем тоже появится возможность если не отдохнуть, то хотя бы побывать в досуговом цен­тре, сконструированном по лучшим западным образцам. Речь идет о начавшемся строительстве в Москве на Воробьевых горах нового жи­лого комплекса, в рамках которого запроектирован центр досуга, где будет бассейн под большим стеклянным куполом, детский бассейн с горками и аттракционами, турецкие бани и финские сауны, солярий и гидромассажные ванны, массажные кабинеты, а также женский клуб, парикмахерская, салон красоты, бутики, бильярдная, компью­терный центр, спортивная зона, кафе, бары, рестораны и т.д.

Замечательным изобретением человечества в рамках органи­зации развлекательного досуга давно уже стали веселые праздники. Их суть великолепно отразил в своем афоризме Демокрит: «Жизнь без праздника - это длинный путь без заезжего двора». В праздни­ки не принято заниматься делами. Праздничные дни приносят лю­дям желанную разрядку от напряженности, накапливающейся в про­цессе действий и поведения обыденного характера. Эти дни имеют самое прямое отношение к свободе, изобилию, радости и смеху. Они вносят в жизнь человека элементы полноты, удовлетворения и гар­монии. Прекрасный знаток народных праздников М.М. Бахтин вполне справедливо называл их очень важной формой «смеховой» культуры народа. Праздничное время является желанным временем снятия всяческих противоречий и отмены даже с_мых строгих табу. Оно освобождает человека от утилитарности, практицизма, от соци­альных запросов, действующих в обыденном пространстве.

Именно на этой основе с незапамятных времен строились на Руси такие праздники, как Новый год, масленица, Иван Купала, осенние земледельческие праздники и т.д. В том же духе развивались позднее появившиеся веселые театрализованные представления, мас­карады и карнавалы.

Картина развития развлекательного досуга в России была бы неполной, если бы мы опустили еще одно из интереснейших ее на­правлений - коммерческо-азартные игры. Именно они яркой нитью пронизывают общее полотно свободного времени. Эту нить не раз пытались оборвать извне, но подобные попытки всегда оказывались безрезультатными. Азарт гулял в крови российского человека, и во­евать с ним было просто бессмысленно.

Находки археологов убедительно свидетельствуют, что на Руси с незапамятных времен играли в так называемую зернь - ко­стяные кубики с наметками для подсчета очков и взяток. На рубе­же XVI-XVII веков в Россию пришли карты и сразу же завоевали невероятную популярность. Через некоторое время играть в карты стали, казалось, все, азартно и неистово. Ничего не смогло сделать даже суровое Соборное уложение 1649 года, принятое при Алексее Михайловиче. Несколько затихнув при Петре I, карточная страсть снова разгорелась во времена Петра II и Анны Иоанновны. Во вре­мена Екатерины II право продажи карт перешло в ведение импера­торской канцелярии. Александр I, а затем Николай I предприняли робкие попытки ограничить азартную стихию за счет введения штрафов, но из этого тоже ничего не вышло. Ломберные столы ста­ли неотъемлемой принадлежностью сначала питейных заведений, а затем и российских клубов. Карты широко проникли в домашний быт буквально всех слоев населения. О распространении в России карточных игр наглядно свидетельствуют живописные сюжеты из русской литературы. Достаточно вспомнить в связи с этим Пушки­на, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Лескова, Толстого и других отечественных писателей.

Как уже отмечалось выше, при предельно схематичном и ус­ловном делении свободное время распадается на две составные час­ти - время для рекреации и время для культурно-развивающей де­ятельности. Говоря о последней, мы имеем в виду деятельность, свя­занную прежде всего с потреблением культурных ценностей. Она со­знательно направляется человеком на собственное самосовершен­ствование В нее входят разнообразные формы культурно обогаща­ющих занятий. Как любая смена деятельности, такие занятия помо­гают людям отдыхать, восстанавливать свои силы, но в то же время не­пременно сопутствуют решению задач, направленных на саморазвитие личности.

Поскольку любой серьезный разговор немыслим без уточне­ния исходных понятий, попытаемся теперь ответить на вопрос, в ка­ком соотношении между собой находятся основные составляющие рекреационного досуга. Обратимся прежде всего к взаимосвязи про­цессов отдыха и развлечений. В повседневном обиходе мы нередко употребляем эти слова в едином смысле, не пытаясь четко разграни­чивать используемые термины. Однако в нашем случае более целе­сообразно пойти другим путем и для начала ответить на вопрос, как соотносятся эти понятия.

В научной литературе есть несколько определений отдыха. Чаще всего они разнятся в зависимости от того, в каком - широком или узком - смысле понимается отдых. Наиболее полным и точным является, на наш взгляд, понимание отдыха как состояния бездея­тельности или смены деятельности, имеющего своей основной целью рекреацию (от латинского слова «рекреацио»), т.е. восстановление сил человека. Что касается развлечений, то в их трактовке словари обычно подчеркивают, что это занятия, отвлекающие от чего-то, до­ставляющие удовольствие, дающие возможность повеселиться, при­ятно и весело провести время.

Отдых и развлечения относятся к понятиям, которые называ­ют перекрещивающимися. Взаимоотношения между ними определя­ются в зависимости от того, какой конкретный смысл мы заклады­ваем в основное исходное понятие «отдых».

Если понимать отдых в узкобиологической трактовке - как состояние бездеятельности (пассивный отдых), то деятельное по сво­ей природе «развлечение» становится рядоположенным и самостоя­тельным. Когда речь идет об активном отдыхе, суть которого со­ставляет измененная деятельность, развлечение выступает в качестве особой разновидности и средства отдыха.

К обозначенному следует добавить, что в тесной взаимосвязи с отдыхом и развлечениями находится еще один компонент свобод­ного времени - досуговое общение. Спокойный, непринужденный разговор с родными, знакомыми, соседями, друзьями, обмен новостя­ми, мнениями - это исконный и неизменный элемент повседневной жизни. У многих людей такие связи и отношения давно вошли в при­вычку и стали устойчивой формой обыденного досуга.

В ходе повседневного досуга человек удовлетворяет целый ряд своих потребностей, включая и рекреационные. Здесь мы узнаем о различных интересующих нас событиях. В общении удовлетворяет­ся очень важная потребность в эмоциональном сопереживании. Без общения невозможны столь необходимые для нормальной жизнеде­ятельности самопознание, самооценка, самореализация. В процессе общения происходит упрочнение старых и завязывание новых зна­комств. Короче говоря, полноценный отдых трудно представить вне и помимо взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Как известно, человек на отдыхе может быть деятельным и бездеятельным. Это зависит от индивидуальных потребностей, при­вычек, состояния здоровья, интересов и желания отдыхающих. Без­деятельный отдых осуществляется в самых различных условиях: дома, на улице, во дворе, на природе и т.п. В социокультурных цен­трах также могут быть случаи, когда уставшие люди предпочита­ют всем прочим занятиям возможность спокойно отдохнуть, не думая ни о чем серьезном и не вступая в сколько-нибудь активное общение с окружающими. Этот вид отдыха необходим, но целесооб­разен лишь в разумных пределах. Очень плохо, если на основе пассив­ного отдыха у людей вырабатывается привычка к досуговому безде­лью. Чаще всего бездельничающий человек не только не обогащает свою личность, но и по-настоящему не отдыхает. Положение усугуб­ляется тем, что, как правило, безделью сопутствует скука: люди до­статочно работоспособны, налицо желание деятельности, но подхо­дящего занятия не находится или оно не возникает по каким-то иным причинам.

В общей системе досуга пассивный отдых в обозначенном виде вполне правомерен. Однако в целом удельный вес его, как показывает опыт, сравнительно невелик.

Формы отдыха в социокультурных центрах не могут сво­диться к чисто биологической рекреации. Если бы дело заключалось только в этом, люди имели бы возможность ограничиться тем же пассивным отдыхом, о котором шла речь выше, - уличной прогул­кой или вылазкой на природу. В процессе активного культурного отдыха происходит нечто большее, чем физиологическая подзаряд­ка организма. Понимаемый как перемена деятельности, активный отдых означает и предполагает развитие и другие продуктивные сдвиги в психологической и социально-психологической сфере лично­сти. Для этого требуется уже не просто физическое расслабление, а деятельный досуг, насыщенный интересными развлечениями, увле­кательными занятиями и целым рядом других компонентов.

Изучая состояние утомления, ученые установили, что наибо­лее эффективным способом снятия его служит не просто временный покой уставших органов, а покой, связанный с работой других орга­нов. Эта закономерность легла в основу целостной теории активно­го отдыха. Психофизиологическая суть такого отдыха заключается в периодическом чередовании разных видов деятельности. Когда одни нервные клетки находятся в сильном возбуждении, другие, на­оборот, переходят в заторможенный режим. При смене занятий утомленные участки под влиянием растекающегося возбуждения как бы освежаются. Переход от одного вида деятельности к друго­му обеспечивает своеобразную подзарядку утративших работоспо­собность органов и нервных центров дополнительной энергией.

Довольно нелегким остается решение проблем оптимального объема досуговой рекреации. Как известно, увеличение доли отдыха и развлечений осуществляется только за счет перераспределения компонентов свободного времени, т.е. за счет уменьшения доли дру­гих занятий. Вполне понятно, что такое перераспределение может иметь как положительные, так и отрицательные последствия.

В целом на отдых люди тратят сегодня достаточно много вре­мени. Но уровни его функционирования, к сожалению, еще низки. В видах деятельности, относящихся к этой сфере, встречается очень много неразумных и необоснованных затрат времени. Есть занятия, которые только называются отдыхом, а фактически противоречат его сущности и почти ничего не дают ни для рекреации, ни для раз­вития личности.

Значение и роль специально организованных усилий, направ­ленных на обеспечение полноценного отдыха, в современных услови­ях становятся все более ощутимыми. Отдых, организуемый на основе точного знания психологии и физиологии человека и учета соответ­ствующих психофизиологических закономерностей, позволяет ре­шать рекреационные задачи с гораздо большей эффективностью.

Следует особо отметить, что культурная насыщенность отды­ха не возникает сама по себе. У любого человека есть естественная потребность в отдыхе и развлечениях. Менеджеры досуга всемерно стремятся перевести эту потребность с относительно низкого уров­ня, что нередко бывает при стихийной реализации потребностей, на более высокий уровень культурного досуга. Организация отдыха и развлечений должна носить развивающую направленность и быть на­целенной на повышение культурного уровня личности. Здесь рекреа­ция и развитие не просто сосуществуют, а пронизывают друг друга.

В сфере свободного времени взрослые люди всегда ищут заня­тия, способные компенсировать то, чего они не дополучают в течение рабочего дня. Для полноценного проведения досуга необходим опреде­ленный психологический отрыв от обычной обстановки. В каких бы конкретных видах он не представал, это всегда процесс, повышающий общий тонус человека, возвращающий ему жизненное равновесие.

Одной из задач организаторов отдыха и развлечений являет­ся формирование у людей хорошего, жизнерадостного настроения. И сделать в этом отношении можно очень многое. Особенностью на­строения является то, что в отличие от эмоций оно не связано с ка­ким-либо конкретным объектом. Настроение это - общее эмоцио­нальное состояние личности, возникающее под влиянием многих впе­чатлений.

Элементарную основу настроения составляет биохимическая жизнедеятельность организма. Исследователями установлено, что ис­тощение психофизиологических ресурсов всегда влечет за собой и резкий спад в настроении: повышается раздражительность, озабо­ченность, нервозность. Характер и колебания настроения зависят, прежде всего, от подкорковой деятельности мозга. Дело в том, что внутренние и внешние раздражители сначала поступают в подкор­ковую область и лишь потом в корковую. Благодаря подкорке ощу­щения получают определенную эмоциональную окраску, и этот процесс оказывает самое непосредственное влияние на общий психи­ческий тонус личности.

Умело организованный отдых помогает утолить жажду лю­дей ярких, эмоционально насыщенных впечатлений. Общеизвестно, что отсутствие или дефицит их переживается человеком как своего рода эмоциональный голод. В связи с этим очень большое значение имеет удовлетворрние естественного желания и стремления к шутке, юмору, веселым забавам.

Правильно организованные развлекательные занятия полезны и тем, что они почти всегда требуют сообразительности, творческой выдумки, находчивости, остроумия, изобретательности. Присущая многим игровым занятиям обстановка состязания воспитывает цен­ное умение согласовывать свои действия с партнерами, находить наиболее рациональный способ преодоления препятствий и т.д.

Каждый раз, когда человек становится участником совмест­ных развлекательных занятий, у него возникает чувство общности с другими отдыхающими. Наиболее ярко это проявляется в играх, со­ревнованиях, конкурсах. Такие занятия всегда основаны на обяза­тельной координации усилий, взаимной помощи и взаимной выруч­ке. И хотя игра связана с другими видами деятельности лишь опос­редованно, выработанные навыки и привычки непременно перено­сятся на поведение человека во всех жизненных ситуациях.

Досуговые занятия по-настоящему хороши только тогда, ког­да дают людям множество положительных эмоциональных впечат­лений. Они не в силах создать настроение в собственном смысле, но могут стать своеобразным толчком, подготавливающим для хороше­го настроения соответствующую почву.

Определяющим началом в формировании настроения являют­ся отношения личности с окружающими. Практически любой соци­окультурный центр способен помочь в завязывании новых зна­комств, в укреплении дружеских связей. Возникающие взаимоотно­шения всегда пронизаны сердечным участием, ободряющим внима­нием и в этом смысле являются действенным средством, повышаю­щим общий психический тонус.

Трудно переоценить роль отдыха и развлечений в деле куль­турного развития личности. Здесь имеются хорошие возможности для выработки и закрепления целого ряда полезных навыков и уме­ний, входящих в так называемый бытовой этикет. Продуманно орга­низованная рекреационная среда неизменно создает предрасположен­ность к строго определенной манере поведения. Благоприятным фак­тором для проявления общительности, предупредительности, учти­вости и дружелюбия служат чувство отвлеченности от обыденных дел, забот и общее мажорное настроение - в общем, все, что здесь окружает человека. Обстановка культурного отдыха становится сильным тормозом по отношению к любому проявлению неучтиво­сти или грубости. Именно здесь интенсивно формируется то, что в обиходе называют житейским тактом.

Опыт показывает, что отдых становится по-настоящему эф­фективным лишь в том случае, если нам удается выстроить проду­манную рекреационную систему, строго приспособленную к особен­ностям основных групп отдыхающих. Как и в других сферах дея­тельности, при организации отдыха мы сталкиваемся не с одним ярко выраженным типом людей, а с их множеством. В своих субъек­тивных представлениях об отдыхе и объективной потребности в раз­личных его видах люди неодинаковы. Однако при всем этом они со­ставляют определенное число групп, внутри которых обнаруживает­ся значительное сходство.

Главное, от чего зависит характер физического и психическо­го утомления человека, это содержание его производственно-трудо­вой деятельности. Каждому хорошо известно правило - отдых дол­жен контрастировать с работой. Но в столь общем виде эта форму­ла еще не проясняет истинной сути дела. Труд в наши дни стал раз­нохарактерным, и в различных случаях приходится учитывать не одно, а множество сугубо конкретных обстоятельств и факторов.

Там, где труд не обеспечивает более или менее равномерной загрузки различных органов чувств человека, он начинает испыты­вать своеобразный недостаток в ощущениях. Специально организо­ванная система досуга помогает утолить потребность личности в оп­ределенной дозе ощущений и впечатлений, дефицит которых всегда переживается людьми как ярко выраженная неудовлетворенность. Для страдающих от сенсорной недостаточности особенно необходим отдых и развлечения, отличающиеся яркостью, красочностью, раз­нообразием.

Условия труда в современной индустрии и сельском хозяйстве нередко ведут к полной или относительной изоляции производствен­ников друг от друга. Вполне понятно, что особую ценность и привле­кательность для человека, занятого на подобных участках, представ­ляет отдых, построенный на непосредственном и активном общении.

Менеджерам досуга нельзя забывать, что можно уставать не толь­ко на работе, но и дома. Определенная часть людей среднего возраста вынуждена тратить много сил на домашний труд. Потребности в отды­хе у них, естественно, не уменьшаются, а вот возможности удовлетво­рения из-за малого количества времени сокращаются. Отдыхать при­ходится урывками, в короткие паузы между домашними делами. Такой отдых преимущественно пассивен, культурное значение его невелико.

Неодинаковое отношение к различным видам отдыха и раз­влечений во многом определяется физиологической природой основ­ных свойств нервной системы человека. Имеются занятия, для уча­стия в которых особенности нервной системы не имеют сколько-ни­будь существенного значения. В такие развлечения с одинаковым желанием, интересом и успехом могут включаться практически все. Однако наряду с этим есть и занятия, не обладающие подобной «все- пригодностью». Важная задача организаторов досуга состоит в том, чтобы помочь человеку выбрать наиболее рациональные виды отды­ха, соответствующие его индивидуальным качествам.

Наблюдения и исследования показали, что в поведении на от­дыхе существуют определенные особенности, присущие людям с инертными и подвижными нервными процессами. У тех, кто входит в группу «инертных», заметно стремление к спокойным, размерен­ным занятиям; они несколько консервативны в своих досуговых пристрастиях, не любят ни менять, ни ломать привычные виды раз­влечений, отличаются несуетливостью, основательностью поведения.

Для людей с ярко выраженной подвижностью нервных про­цессов характерна быстрота переключения с одного вида деятельно­сти на другой, склонность к повышенному темпу деятельности, умение хорошо ориентироваться в новой обстановке. Эти люди го­рячо включаются в предлагаемые занятия, но зато очень часто рань­ше других теряют к ним интерес.

Немаловажный фактор, влияющий на работу по организации отдыха, - национальные и региональные традиции. Надо иметь в виду, что эти традиции имеют особый авторитет и отличаются ис­ключительной устойчивостью. Большинство традиционных празд­ничных и повседневных занятий ценны в социальном и культурном плане, и отношение к ним должно быть уважительным. Они дают менеджерам культуры готовые, освященные вековым опытом и под­держиваемые общественным мнением формы проведения досуга. Одни из таких форм в своем неизменном виде соответствуют духу нашего времени, другие, как свидетельствует опыт, сравнительно легко модернизируются, наполняются новым содержанием, обогаща­ются и переживают вторую молодость. Так обстоит дело, например, с посиделками в различных этнических и местных вариантах, со многими праздниками земледельческого календаря и т.д.

§ 2. Организационно-педагогические проблемы развлекательной деятельности

Особая необходимость умелого педагогического регулирова­ния развлекательного досуга связана на современном этапе с целым рядом специфических обстоятельств. Сфера этого досуга вс" больше и больше попадает у нас под влияние частных инициатив. Соответ­ственно усиливается роль гухубо коммерческих интересов, отодвига­ющих задачи культурного развития личности, в лучшем случае, на второй план. Пока не удалось выправить характерные для периода перестройки и реформирования сбои в области ценностного ориенти­рования. Налицо ослабление нравственных устоев общественной жизни. Не восстановилась до сих пор угасшая сила молодежных орга­низаций, ранее довольно много занимавшихся вопросами удержания развлекательного досуга в рамках культурогенного пространства. В современных условиях на авансцену жизни начинает выходить по­коление с несколько другой культурой, другой моралью, другими представлениями о допустимом и недопустимом. Это дети кризис­ного времени с его неустойчивостью, туманными ориентирами, тре­вогой за зав грашний день, идейными разочарованиями и т.д. Для их досуга действительно характерен эскапизм как желание убежать от жесткой действительности в иллюзорный, придуманный, карнаваль­ный мир.

Все это еще более осложняет и без того нелегкую проблему организации молодежных развлечений.

Сегодня в совокупности разнообразных развлечений одно из самых почетных мест, без сомнения, принадлежит игровым развле­чениям. Игра - сложное социокультурное явление, роль которого в жизни личности трудно переоценить. Долгое время развлекательно­игровые занятия трактовались у нас как специфическая детская фор­ма деятельности и исследовались только в связи с задачами форми­рования подрастающего поколения. Между тем игры сопровождают человека на протяжении всех возрастных этапов, и смотреть на них как на некую младенческую забаву было бы глубоко неверно.

Вполне понятно, что в жизни взрослого человека по сравнению с детьми игра занимает во многом иное место. Существенно изменя­ются ее мотивы и функции. Однако это не означает, что у людей со­вершенно исчезаем потребность в этом виде досуговой деятельности, а сама игра перестает влиять на развитие личности.

Игра исключительно емка по своему содержанию. В процессе ее происходит удовлетворение познавательных, коммуникативных, эстетических, рекреационных потребностей человека. Посредством направленного использования игровых форм досуга решаются важ­ные задачи воспитания и распространения культурных ценностей.

По природе и сути своей игра является деятельностью, облада­ющей целым рядом особенностей. Для игры характерна своеобразная мотивация. Включение в нее не диктуется ни практической необхо­димостью в достижении вещных результатов, ни общественными обязанностями. Человек смотрит в данном случае на употребление своих сил не как на необходимость, а как на источник радости и на­слаждения. Если закономерной причиной трудовой деятельности служит стремление людей удовлетворить определенные материаль­ные потребности, то игра не имеет столь утилитарного значения и не направлена на получение каких-либо материальных продуктов. Труд, даже когда он доставляет человеку наслаждение, остается об­щественной обязанностью и неизбежно связан со строгой ответствен­ностью за качество и количество производимого продукта. В игре нет ни принудительных элементов, ни традиционно понимаемых обязанностей. Человек сам решает вопрос - вступать ему в это заня­тие или нет, столь же он волен и в своем праве выхода из игры. Даже самое поверхностное соотнесение игры с деятельностью производ­ственно-трудового типа показывает, что игровые занятия не только менее жестко детерминированы исходными задачами, но и не так строго регламентируются внешней организацией.

Игровой деятельности чужды сложные опосредования и расхож­дения между мотивами и поведением. Она представляет собой сово­купность действий, которые значимы для человека по их прямому на­значению. Активность в данном случае рождается из непосредствен­ных побуждений - человек играет потому, что это ему нравится.

У любой игры есть свое содержание. Игровые занятия всегда связаны с достижением определенной цели посредством преодоления каких-то препятствий. В ходе их человек совершает разнообразные умственные и физические операции. Как и любая деятельность, игра предполагает обязательное овладение определенными способами практического действия.

Не менее своеобразны результаты игровой деятельности. В игре снимается усталость, происходит эмоциональная разрядка, вос­питываются определенные психические качества, приобретаются но­вые знания и умения. Это и есть ее основной продукт, очень важный и ценный как в общественном, так и в личностном плане.

Играя, человек освобождается от целого ряда механизмов, сдер­живающих его спонтанное поведение. Будучи свободно развивающей­ся, без сколько-нибудь серьезных ограничений деятельностью, игра обеспечивает любому участнику право свободной смены различных игровых объединений, если это по какой-то причине понадобится.

Современная жизнь с ее неуклонно возрастающей регламента­цией, а данная тенденция особенно ощутима в сфере сегодняшнего производства, дает людям мало возможностей для открытого внеш­него выражения своих эмоциональных состояний. Игры в этом смыс­ле являются отличным компенсирующим средством.

Игроки и болельщики проявляют свою радость, восторг, одоб­рение и неодобрение, досаду, разочарование самым непосредствен­ным образом. И это освобождение во время игры от многих условно­стей доставляет им неизменное удовольствие. Разумеется, опреде­ленные правила поведения существуют и тут. Но все же они дают игроку и, особенно, болельщику большую свободу, чем во многих иных ситуациях.

Практически во всех играх содержится элемент соревнования, борьбы за личное или командное первенство. Побеждает здесь тот, кто лучше других сможет проявить свою ловкость, быстроту, наход­чивость, сообразительность, эрудицию, художественно-творческую одаренность, техническую сметку, бытовую сноровку и т.д. Стрем­ление «не оплошать», оказаться не слабее других, не подвести коман­ду создает хорошее спортивное напряжение. В состязательно-игро­вой обстановке происходит мощная мобилизация физических и ду­ховных сил. Этот необычный вид активности как раз и является од­ним из основных факторов, способствующих снятию накопившего­ся эмоционального напряжения.

Игровая деятельность таит в себе возможность побед, а успех всегда придает уверенность в собственных силах, поднимает на­строение и повышает психический тонус. Преодолевая игровые трудности, люди получают физическую, волевую и интеллектуаль­ную закалку.

Любая игра имеет свои правила. Однако участники ее могут в чем-то отступать от первоначально заданных установок. Игры от­носятся к тем видам развлечений, которые основаны на внесении в предварительно принятые условия инициативы, импровизации, творчества. Стоит изъять эти сущностные элементы, и игра исчез­нет, разрушится, превратится в какой-то другой вид деятельности.

В основе всякой игры лежит сознательное преобразование ре­альной ситуации в воображаемую. В этом смысле игровое занятие не­мыслимо без некоторой доли фантазии и символики. Игра как бы приподнимает нас над обыденностью, переносит в новую атмосфе­ру. Благодаря этому досуг приобретает своеобразный романтичес­кий ореол.

Важно не только понимать специфику игровой деятельности, но и видеть особенности возникающих здесь отношений. Создавая собственные формы общностей, игра значительно расширяет систе­му традиционных контактов и связей человека. Общеизвестно, что в процессе игровой практики складывается наиболее благоприятный тип общения, характеризующийся простотой, доброжелательнос­тью, взаимопониманием. Общие интересы и совместные пережива­ния всегда сближают. Но в игре вступившие в нее сходятся особенно легко и быстро. В этом смысле игровая коммуникация обладает по- истине чудотворными свойствами. Нередко благодаря ей люди пре­вращаются из инертных и необщительных в активных, разговорчи­вых, инициативных. Исчезают излишняя застенчивость, стеснитель­ность и многие другие качества, мешающие по-настоящему развле­каться и быть хорошим партнером по отдыху.

Там, где повседневный досуг умело насыщен игровыми заняти­ями, мы получаем возможность с большим успехом решать многие задачи культурного развития личности. Нравственно-воспитатель­ное влияние игровой деятельности связано с тем, что игры осуществ­ляются главным образом в коллективно-групповых формах и осно­ваны на непосредственном общении людей. Всякий раз, когда чело­век становится участником командных игр, у него так или иначе возникает чувство общности с другими игроками. Развлечения игро­вого типа неизменно предполагают определенную координацию уси­лий, взаимную помощь и взаимную выручку. Почти во всех игровых ситуациях слаженные коллективные действия - как основное усло­вие успеха - обязательно получают немедленное и сильное подкреп­ление в виде ярких положительных переживаний.

Игровое сообщество - это самодеятельный микроколлектив, выступающий применительно к каждому отдельному участнику игры как организующее начало, санкционирующее и поддерживаю­щее определенный стиль поведения. Вступая в такое сообщество, че­ловек берет на себя некоторые моральные обязательства и подверга­ется воздействию общего мнения команды. Очень важно, что приоб­ретаемые здесь навыки и привычки сохраняются и переносятся из сферы досуга на другие виды деятельности за пределами игровой си­туации. Таким образом, игра вносит специфически важный вклад в процесс накопления нравственного опыта.

Правильно организованная игровая деятельность способству­ет творческому развитию личности. Очень часто успех в игре зави­сит от умения находить нестандартные пути к цели. Необычность игровых задач заставляет человека по-новому, с неожиданной сторо­ны подходить к разрешению различных проблемных ситуаций. Не­редко он припоминает такие сведения, производит такие мыслитель­ные операции, с которыми в обыденной жизни почти не сталкивает­ся. Играя, мы всегда делаем выбор из множества возможных альтер­натив. Поскольку никогда заранее не известно, какая из них будет оптимальной, человеку приходится полагаться на интуицию, а по­рой действовать просто наугад. Вот и рождается так называемое со­стояние игрового риска и неразрывно связанные с ним захватываю­щие эмоциональные переживания.

В большинстве своем игры оказывают на людей благотворное эстетическое воздействие. В процессе игровой деятельности широко используется разнообразный художественный материал. Многие игры проходят под музыку, отличаются пластикой, ритмичностью, изяществом движений. Эстетическими качествами могут обладать и принимаемые в ходе игры решения, особенно когда они оригиналь­ны, неожиданны, эффективны: интересная игровая комбинация, ус­пешно выполненное обманное движение, остроумные ответы, пара­доксальный подход к решению задачи и т.д.

В подвижных играх происходит полезный тренаж и совершен­ствование двигательной сферы. Связанные с активностью в ее особой пластично-эстетической форме игровые движения и действия, как правило, не дублируют те, к которым человек прибегает в ходе сво­ей производственно-трудовой деятельности, а такая моторика все­гда доставляет особую «мышечную радость». Для игры характерен специфический темп и ритм поведения. Играющий, как правило, не приспосабливается к каким-то извне заданным параметрам, а наобо­рот, приспосабливает ход и характер игры к своим собственным же­ланиям, вкусам, потребностям. В этом смысле подвижные игры явля­ются хорошим компенсирующим и полезным средством даже для лю­дей, и без того имеющих достаточно высокую физическую нагрузку.

Значительная часть популярных игровых развлечений носит самостоятельный характер и обходится без прямого вмешательства профессиональных организаторов досуга. Как правило, эти игры проходят в специальных помещениях, где сосредоточен игровой ин­вентарь и другие приспособления, рассчитанные на самостоятельное их использование. Важное место занимают настольные игры. Они требуют от участвующих в игре известных навыков, некоторых знаний, определенной ловкости и сообразительности. Однако, как правило, эти игры легки для освоения и в то же время увлекательны и полезны.

В современных социокультурных центрах широко использу­ется большая группа настольно-спортивных игр: шашки, шахматы, бильярд, нарды, настольный теннис, настольный футбол, хоккей, бас­кетбол, крокет, кегельбан, спиральбол и др. Игра в данном случае ста­вит перед человеком четко очерченные игровые задачи и строится в соответствии со строго заданными правилами. Ко многим настоль­но-спортивным играм у людей складывается особый тип интереса - они способны повторять эти игры сколько угодно, при этом привле­кательность игры от этого не уменьшается.

Большую популярность имеют разнообразные головоломки - пластмассовые, проволочные, шнуровые и т.д. Очень модными ста-


ли в последнее время викторины с электроконтролем, а также игры типа «электронного домино», особенно многовидовые электронные тетрисы.

Повсеместной популярностью пользуются настольные печат­ные игры. Взрослые не меньше, чем дети, увлекаются решением кроссвордов, чайнвордов, занимательных графических, математи­ческих, логических задач. Существует много популярных игр со сло­вами и буквами: анаграммы, метаграммы, логогрифы, шарады и др.

Особой ценностью обладают те настольно-спортивные игры, которые относятся к разряду так называемых интеллектуальных игр. В отличие от умственного труда эти игры требуют не профес­сиональных познаний и навыков, а таких качеств, как сообразитель­ность, смекалка, широта эрудиции, острота и оригинальность мыш­ления. Их творческий, импровизационный характер, соревнователь­ность, яркая эмоциональность неизменно доставляют человеку ра­дость и наслаждение. И это не случайно, что по мере повышения культуры и образованности людей «интеллектуальный» спорт заво­евывает все больше популярности среди других видов игровых раз­влечений.

Самостоятельную группу игр образуют незамысловатые по своему содержанию, но весьма увлекательные в качестве веселого со­стязания мелкие переносные аттракционы-щиты и мишени для ме­тания мечей, дартс, щиты и фигуры для набрасывания колец, затей­ный тир, удочки с кольцами, катушки с длинным шнуром и т.п. Но­вые возможности для оснащения игротек аттракционами открыва­ются с освоением массового производства и экспортной закупкой многообразных развлекательных автоматов. Оставаясь популярным развлечением, они выполняют целый ряд важных развлекательных функций - формируют быстроту реакции, сноровку, развивают гла­зомер, четкость и координацию движения, умение быстро ориенти­роваться в мгновенно меняющихся ситуациях и т.д.

Среди игровых развлечений, проводимых культорганизатора- ми, следует прежде всего выделить викторины, музыкальные игры и игры аттракционного типа. В основе викторин и музыкальных игр лежит так называемый вопросно-ответный ход. Тематика их весьма разнообразна, а методика проведения довольно проста. Игры атграк- ционного типа представляют собой групповые состязания, в процес-


се которых используются различные предметы и специальное обору­дование. Особую остроту таким аттракционам придает то, что они проводятся в присутствии множества зрителей. Как правило, зада­ние здесь выполняют поочередно и в быстром темпе. Темп задается музыкой или заранее обуславливается лимит отпускаемого на попыт­ку времени. Почти всегда для играющего эта попытка единственная, после чего он уступает место другим.

В массовые игровые программы неизменно включаются полу­спортивные подвижные игры. Большая популярность этих традици­онных развлечений базируется на естественном стремлении челове­ка к физической активности. В группу полуспортивных игр входят старинные народные, модифицированные детские и несколько облег­ченные спортивные игры. Они складываются из таких спортивных элементов, как бег, прыжки, бросание, передача и ловля предметов, построения и перестроения. Игровые цели тут незамысловаты: най­ти предмет, поймать водящего или убежать от него, приобщиться к группе, когда этому препятствуют соперники и т.п. Никакой подго­товки и специальной тренировки для этого не требуется, многие из игр хорошо знакомы с детства, традиционны для данной местности, поэтому люди всегда участвуют в них с удовольствием.

В отличие от полуспортивных развлечений игры хороводного типа менее импровизационные. Играющие действуют под постоян­ным контролем ведущего, и основная задача их состоит в четком и одновременном выполнении ритмичных движений танцевального или спортивного характера, фигурного шага, разного рода перестро­ений в выборе или перемене партнера. Игра, как правило, идет под музыку и часто сопровождается пением. Существует и целый ряд других игр, которые переплетаются с танцами. К ним относятся, например, игры, связанные с приглашением партнеров, и игры, пост­роенные как «танцы с препятствиями» и т.д.

В программах развлекательного типа могут использоваться разнообразные наборы игр, непосредственно не связанные друг с дру­гом. Однако организаторы отдыха обычно предпочитают такое по­строение программ, в котором серия игровых развлечений нанизы­вается на единый сюжетный стержень. Театрализованная, сюжетно оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, веду­щийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен. Благодаря уме­лой режиссерско-драматургической организации этот рассказ пре­вращается в целостное, разыгрываемое силами всех играющих мас­совое представление. Сюжет позволяет логически оправданно выст­роить и связать относительно самостоятельные игровые эпизоды, в результате чего программа приобретает монолитность, стройность, законченность. С помощью сюжета легче обеспечить такое располо­жение развлечений, при котором общая игровая линия развивается по восходящей, а напряжение и интерес не снижаются, а возрастают.

По сравнению с другими видами игр в театрализованных иг­рах особенно ярко выражено активно-творческое начало. Даже раз­витие игры, несмотря на предварительную обусловленность замыс­лом сценариста и организатора, определяется во многом выдумкой и фантазией самих играющих. В процессе ее очень часто возникают непредвиденные отклонения, сюжет принимает новые обороты, зап­ланированное содержание обогащается, расширяется, обрастает им­провизационно возникающими линиями и эпизодами. Вот почему проводимые по одному и тому же сценарию игры в буквальном смыс­ле никогда не повторяются.

На какой бы конкретной основе не развертывалась театрали­зованная игра, сюжет ее должен включать набор ситуаций, дающих возможность участникам проявить свои литературные, музыкаль­ные, хореографические способности, блеснуть остроумием, показать эрудицию, отличиться в ловкости и сноровке. В ходе игры, особенно в ответах на вопросы и творческих заданиях, играющие широко ис­пользуют яркие и интересные данные, взятые из газет, журналов, книг, радио- и телепередач. Благодаря игре мы нередко знакомимся с такими сторонами жизни, с которыми до этого нам не приходилось соприкасаться.

Массовая театрализованная игра всегда направлена на то, что­бы преобразовать и актуализировать имеющийся у участников за­пас жизненных и художественных впечатлений в живую, веселую импровизацию. Строя игру, они дают свое понимание затрагивае­мых событий и фактов, выражают собственное отношение к различ­ным жизненным явлениям. При этом особый характер игровой дея­тельности и игаовой ситуации обуславливает довольно специфичес­кий способ трактовки материала. О чем бы ни шла речь, проблемы решаются в игровом ключе.

Усложняясь в своем сюжетно-содержательном наполнении, от­дельные игры уходят с массовой площадки на сцену и принимают там принципиально новую форму театрализованного игрового кон­курса. Перебравшись за рампу, такая игра становится одной из спе­цифических разновидностей развлекательного зрелища. Основная особенность этих игр - то, что отдыхающие добровольно дают право играть лишь отдельным своим представителям, а остальные уча­ствуют в игровом действии как активные болельщики: они живо пе­реживают все перипетии игры, но непосредственно в ней не заняты или заняты лишь в некоторых ее ситуациях.

Развлекательные игровые программы такого типа всегда но­сят соревновательный характер и осуществляются как конкурсы на командное или личное первенство. Некоторые задания в данном слу­чае могут быть выполнены участниками импровизационно, другие

- требуют предварительной подготовки и репетирования.

По своему содержанию игровые конкурсы почти всегда носят комплексный характер. Они требуют от участников и общей эруди­ции, и художественно-исполнительских способностей, и физической ловкости, и сообразительности, и изобретательности, и определенных творческих талантов. Высокий зрелищный престиж этих программ объясняется их постоянной оригинальностью и неповторимостью. Здесь практически отсутствуют повторы в заданиях, а следователь­но, и в содержании развивающегося действия. Традиционны лишь сама идея игровых состязаний и основные их структурные элементы.

Наиболее простым видом игровых конкурсов являются весьма популярные вечера веселых вопросов. По своей сути они представля­ют собой развернутую и несколько театрализованную викторину. Интереснее всего эти конкурсы проходят в тех случаях, когда уча­стники игры разбиваются по тому или иному признаку на несколь­ко соревнующихся групп. Игровое задание обдумывают все, а отве­чает на них представитель команды. Чаще всего вечера веселых воп­росов бывают тематическими: содержание их может охватывать такие области человеческой деятельности, как наука, техника, спорт, литература, искусство и более конкретно: музыкальное искусство, театр, кино, изоискусство и т.д. Нередко эти программы организу­ются как своеобразные игровые путешествия по областям и крупней­шим городам нашей страны и отдельным зарубежным странам. В содержательном плане вечера веселых вопросов значительно обога­щаются, если их участники заранее получают тематическую ориен­тировку.

Не менее широкое распространение в досуговой практике име­ют так называемые конкурсы-аукционы. По своему содержанию они представляют собой серию тематических вопросов и заданий, с ко­торыми ведущие обращаются к участникам игрового состязания. Развлекательный аукцион состоит обычно из двух турнирных пери­одов. В первом, когда в игре участвуют все присутствующие, произ­водятся отборочные соревнования. Побеждает на этом этапе тот, кто последним вносит наиболее существенное добавление, разъяснение к полученным ранее ответам. Во втором туре, который обычно пред­ставляет собой развлекательно-игровой конкурс-зрелище, участни­ки (победители первого тура) соревнуются в личном или командном первенстве. Диапазон заданий в этом случае значительно расширя­ется. Наряду с ответом на вопросы традиционио-викторинного типа финалисты участвуют в художественных, спортивных и других со­стязаниях. Задания такого состязания строятся с расчетом на какие- то зрелищно-эффективные реакции, а сам конкурс предполагает на­личие зримых атрибутов борьбы. Короче говоря, эта часть аттрак­циона должна «хорошо смотреться».

Одной из наиболее развитых форм театрализованного игрово­го состязания являются конкурсы веселых и находчивых. Воплотив в себе все лучшее, что было и есть в практике других игр, КВН, без сомнения, занял в группе сегодняшних развлекательных программ ведущее место.

Характерной чертой конкурсов этого типа является их содер­жательно-организационная комплексность. Будучи коллажными по своей природе и сути, они включают в себя шуточные приветствия, небольшие музыкальные выступления, турниры «вопрос - ответ», демонстрацию «домашних заданий» и т.д. Юмор, находчивость, эрудиция, ловкость - вот основные принципы, на которых строятся КВН как игровые соревнования и забавные представления. По срав­нению с другими конкурсами, они подвержены большей театрализа­ции и поэтому выигрышны в зрелищном отношении.

Своеобразное место в системе игровых конкурсов занимали и занимают состязания, вошедшие в практику под названием «А ну­ка, девушки», «А ну-ка, парни». В соответствии с особенностями контингента участников, они по-разному строятся в содержатель­ном отношении, но имеют много общего в принципах организации.

В женском варианте конкурса основной акцент делается на задания, имеющие целью выявить художественный вкус, педагоги­ческую подготовленность, умение красиво и элегантно одеваться, бы­товую находчивость, кулинарную сноровку и т.д.

В конкурсах для юношей главное место занимают состязания в технической грамотности, знании автодела, силе, ловкости, владе­нии спортивным оружием и т.д.

В современной развлекательной практике есть и целый ряд других театрализованных конкурсов. К ним можно отнести турни­ры смекалистых, состязания под названием: «Веселые старты», игры типа «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Умники и умницы» и т.д. Как и все, что связано с творческой самодеятельностью масс, игро­вые конкурсы непрерывно изменяются, совершенствуются, обогаща­ются. Многие из них представляют собой определенные версии попу­лярных телеконкурсов, которые на этот раз уходят с экрана в непос­редственную досуговую практику.

На современном этапе очень активно расширяется тематико­содержательный диапазон компьютерных игр. Здесь отчетливо вы­деляются такие группы, как спортивные игры, имитирующие самые разнообразные виды игрового спорта; игры-стимуляторы, где экран компьютера превращается в кабину гоночного авто, самолета, вер­толета и т.д.; ролевые компьютерные игры, когда играющие путеше­ствуют, преодолевая на своем пути самые необычные преграды и препятствия; игры в стиле экшн, в рамках которых игрок находит­ся в состоянии боевого противодействия с многочисленными недобро­желателями; игры-стратегии, требующие от игроков незаурядных способностей в решении проблем экономического, политического и общественного характера и др.

Совершенно особую форму игровой деятельности составляют сегодня ставшие популярными среди детей, подростков и молодежи игры-театрализации. В основе их лежит игровая реализация опреде­ленных сюжетов по заранее подготовленным сценариям, воплощение которых, в отличие от драматических спектаклей, не является строго обязательным и чаще всего служит лишь своеобразной канвой, допус­кающей свободные импровизации. К подобным играм заранее гото­вятся, делают необходимые игровые атрибуты, распределяют основ­ные роли и т.д. Примером могут служить довольно распространен­ные во многих странах, включая Россию, так называемые толкиени- стские или хоббитские игры. Это игротворчество поклонников анг­лийского писателя Дж. Толкиена, создавшего в своих произведениях действительно интересный и весьма затейливый мир, населенный эльфами, гоблинами, рыцарями, принцессами и другими сказочны­ми персонажами. Судя по всему, молодых людей привлекает возмож­ность уйти в сформированную силой воображения новую реальность, насыщенную системой ценностей и идеалов, которые им пока еще не в состоянии дать реальная жизнь. Существует немало молодежных игр и по иной тематике и проблематике.

В свое время в процессе интереснейшего игрового народного творчества родились на Руси такие увлекательные игры, как русская лапта, городки, бабки, горелки, чижик, котел, рюхи, свайка и многие другие. Очень жаль, что значительная часть из них оказалась к се­годняшнему дню забытой и даже на фоне бурно развивающегося фольклорного бума возрождение этих игр идет явно замедленными темпами.

Довольно долгое время противоречивым оставалось у нас от­ношение к уже упоминавшимся азартным играм. Их то разрешали, то ограничивали, то вообще запрещали соответствующими статья­ми в Уголовном кодексе. И тем не менее они оказались поистине не­истребимыми. В 1990-е годы к нам вернулись известный еще в доре­волюционное время «напёрсток» и разнообразные уличные лотереи «лохотронного» типа. В подпольном порядке стали действовать ра­ботающие «на интерес» собачьи и петушиные бои, а также опасные забавы со ставками типа американского реслинга.

В «Толковом словаре» В.И. Даль выделял в денежных играх игры коммерческие, «ровные», «где входит в расчет умение», и игры «азартные или роковые, зависящие не от искусства, а от одного сча­стья». Несколько позднее применительно к последним стало приме­няться понятие «игры шанса». Их характеризуют обычно как игры, где умения и навыки не имеют особого значения, игрок более пасси­вен, чем в коммерческих играх и постоянно обречен на ожидание ис­хода, т.е. выпадения определенного символического набора игровых


знаков (цифр, фишек и т.д.). К ним относятся, прежде всего, кости, рулетка, игровые автоматы, лотереи и т.д. Человек надеется на «чудо», на «везение». В коммерческих играх на умение тоже есть элементы «шанса», но строятся они иначе. Играющий в эти игры из­начально получает тот или иной символический набор, которым надо умело распорядиться. Тут уже многое значит расчет, опыт, навыки, сообразительность. Суть мастерства в подобных играх заключается в том, чтобы постоянно находить оптимальные реше­ния в складывающихся проблемных ситуациях в пределах установ­ленных правил.

Нетрудно заметить, что в основных денежных играх задей­ствованы, в сущности, те же типовые механизмы, что и в играх, о которых мы говорили ранее. Однако здесь имеются и свои особенно­сти. Главная из них - риск и рискованная деятельность. Речь идет о действиях, совершаемых человеком, несмотря на осознаваемую воз­можность неудачи. Это операции, производимые в неясной, неопре деленной ситуации. Играющий в данном случае всегда надеется на успех, но никогда не имеет полной уверенности в том, что поставлен­ная цель будет достигнута. Именно в этом, на наш взгляд, и таится главная манкость азартно-коммерческой игры и основная ее эмоци­ональная привлекательность. Остро волнующая альтернатива «по­везет - не повезет» закономерно вызывает то «щекотание нервов», которого человеку очень не хватает в повседневной будничной и от этого пресноватой жизни и которого он жаждет, забывая об опасно­стях, а порой вообще обо всем на свете. Кстати говоря, последнее относится не только к азартно-коммерческим играм, а распростра­няется в целом на досуговое поведение людей. Судя по всему, элемен­ты определенного риска, включенные в контекст отдыха, придают последнему особую пикантность, а следовательно, и особое обаяние и притягательность.

Почетное место в общей системе развлекательного досуга за­нимает восприятие разнообразных развлекательных зрелищ. Опыт показывает, что такими возможностями обладают все наиболее рас­пространенные виды зрелищ, и в первую очередь художественные, спортивные и игровые, о которых мы уже говорили применительно к игровым конкурсам.

Естественная потребность в отдыхе и развлечениях удовлет­воряется практически каждый раз, когда люди, погружаясь в стихию звуков, красок и форм, переживают наслаждение и удовольствие. Вместе с тем в искусстве всегда существовали и существуют такие произведения, в которых на первый план выдвигается именно развле кательная функция. У людей, вступающих в общение с таким искус­ством, складывается установка на совершенно определенные впечат­ления и переживания. Человек хочет «просто развлечься», провести время за приятным, доставляющим удовольствие занятием.

Развлекательные зрелища наилучшим образом выполняют свое основное предназначение, когда они имеют соответствующий способ оформления действия и отображают определенный тип чело­веческих поступков и взаимоотношений. Эту закономерность мож­но проследить в самых различных видах зрелищ. Начнем с произве­дений, относящихся к так называемому приключенческому жанру. Это могут быть фильмы, спектакли, телепостановки. Действие та­ких произведений развертывается, как правило, в необычных усло­виях, отличается динамичностью, остротой коллизий, насыщено за­гадками, тайнами, внезапными поворотами сюжета. Фабула в них максимально уплотнена, исход событий не известен до последней минуты, характеры раскрываются в активных, полных драматизма положениях.

Произведения приключенческого жанра пользуются самой широкой популярностью. В лучших произведениях этого жанра ос­новными героями всегда являются люди, руководствующиеся благо­родными идеями. Энергичные, волевые, способные выстоять в самой тяжелой борьбе, они зачастую становятся образцом подражания, примером, на который равняются. Это особенно характерно для детей и молодежи.

Качественно иной разновидностью развлекательных зрелищ являются зрелища комедийного плана. Эмоциональная реакция на смешное относится к особо благотворным реакциям. Как глубокое и сильное переживание, оно дает человеку основательную нервную разрядку. Возникающие в этом случае эмоции не «загоняются внутрь», не сдерживаются, а тут же получают открытый экспрес­сивный выход. Не исключено, что именно поэтому хорошая доза смеха всегда служит одним из лучших способов развлечься, отдох­нуть. Однако ценность комедийных зрелищ не ограничивается толь­ко этим. Благодаря своему мажорному тону и жизнеутверждающе­му пафосу они повышают настроение, придают людям бодрость, повышают чувство радости, поддерживают оптимистическое отно­шение к жизни.

Еще один вид развлекательных зрелищ - уже упоминавшие­ся нами спортивные и игровые зрелища. При определенных услови­ях они также могут стать эффективным средством отдыха. Каждый вид спорта и большинство игровых развлечений обладают неповто­римой эстетической привлекательностью. Восхищение и удивление вызывает демонстрация высокой техники, тонкого мышления, твер­дой воли и устремленности к победе, гибкости и изощренности игро­вых решений, остроумия, юмора. Умело организованные спортивные и развлекательно-игровые состязания дают возможность показать людям образцы силы, ловкости, смелости, продемонстрировать кра­соту и безграничные возможности физического и интеллектуально­го развития личности.

У современных культурно-досуговых центров есть большие возможности в организации интересных и полезных развлекатель­ных зрелищ. Многие из них играют сегодня важную роль в кинооб­служивании, концертной и театрально-зрелищной работе, в проведе­нии разнообразных игровых конкурсов, конкурсов красоты, в демон­страции творческих достижений модельеров и т.д.

Новые возможности в организации отдыха и развлечений от­крывает массовое развитие телевидения. Хорошо известно, что суще­ствуют такие телевизионные передачи, которые люди предпочита­ют смотреть не дома, а в коллективной аудитории. Собственно, и сами телевизионные трансляции очень часто по природе и сути сво­ей рассчитаны на коллективного зрителя. Спортивный репортаж ин­тереснее смотреть вместе с теми, кто любит и понимает данный вид спорта. Намного выигрывают при групповом просмотре веселые раз­влекательные телепрограммы. Реакция соседей - необходимый ком­понент полноценного восприятия комедийной или игровой передачи. Особый интерес в этом смысле представляют входящие в практику телевидения постоянные развлекательные программы. Люди заранее ждут встреч с полюбившимися героями, каждая из развлекательных передач имеет своих приверженцев. И очень хорошо, если последние получают возможность посмотреть эти передачи вместе.

Трансляции наиболее важных спортивных состязаний неиз­менно собирают компании болельщиков даже в домашних условиях. Эти люди с неослабевающим интересом следят за ходом состязаний и горячо реагируют на все перипетии борьбы. Между любителями таких трансляций всегда возникают очень интересные взаимоотно­шения. Нередко часть сидящих у экрана болеет за одну команду, часть за другую; по ходу игры выносятся оценки, строятся прогно­зы, комментируются действия играющих. Эффект активного учас­тия и сопереживания проявляется в этом случае особенно ярко и сильно.

Важным компонентом сферы отдыха и развлечений всегда были и остаются танцы. Особенностью их является исключительная популярность и массовость: для множества людей они представляют собой наиболее доступную, а иногда и единственную форму непос­редственного включения в активную художественно-исполнительс­кую деятельность. Вот почему продуманная и умелая организация танцев способствует решению целого ряда важных рекреационных i воспитательных задач.

Массовый бытовой танец относится к тем видам общедоступ­ных развлечений, в которых активность человека воплощается в осо­бой художественно-образной форме. Исполнение танцев всегда дос­тавляет людям удовольствие. Пластические возможности человечес­кого тела в любом виде танцевального искусства используются для эмоционального раскрытия и внешнего выражения хорошего, радо­стного настроения. Танцы развивают чувство ритма, музыкаль­ность, а также - во многих случаях - изящество и грацию. Тесно связанные с удовлетворением многообразных потребностей личнос­ти, они могут стать отличным средством воспитания хорошего вку­са и общей культуры поведения. К сожалению, эти возможности бытовой хореографии используются у нас пока еще слабо. В сегод­няшних молодежных дискотеках нередко бытуют музыкальная без­вкусица и низкая танцевальная культура. Дискотека - это сфера досуга, где до сих пор остается особенно много нерешенных и труд­но решаемых проблем.

За последние десятилетия у нас сложилось сравнительно новое направление в развитии развлекательно досуга, связанное с функци­онированием на коммерческой основе казино, ночных клубов, моло­дежных дискотек. Приняв за основу западные образцы, они внесли в досуговую модель как положительные, так и отрицательные черты.


В содержательном и организационном плане досуг, о котором мы говорим, рельефно отражает психологию кризисного периода. Здесь развлекаются в основном люди, которым нужна весьма креп­кая эмоциональная встряска, для этого используется особый род силь­ных рекреационных раздражителей. Речь идет об увеселениях, свя­занных в той или иной мере с потреблением алкоголя, а иногда и нар­котиков.

Многие исследователи развлекательного досуга нашего наро­да вполне справедливо подчеркивают, что в нем зеркально отража­ются типовые черты русского национального характера. При этом прежде всего отмечаются, с одной стороны, такие качества, как удаль, широта, терпимость к особенностям других народов, харак­терное для народной религиозности двоеверие, сатирико-юмористи­ческий склад ума, исконная доброта, радушие и гостеприимство, а с другой - отсутствие уравновешенности, склонность к абсурдным по­ступкам, беспечность, своеволие, неразвитость сдерживающих начал. На наш взгляд, эти противоречия весьма выразительно схвачены в замечательных строчках наблюдательного русского поэта А. К. Тол­стого:

Коль любить, так без рассудка,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

Вполне понятно, что эти черты характера так или иначе про­являются во всех формах жизнедеятельности русского человека Раз­влекательный досуг не является здесь исключением.

Организаторам отдыха и развлечений нельзя забывать, что довольно большое число людей отнюдь не жаждут в процессе своей рекреации абсолютного покоя, а реально тянутся к активному пове­дению. Ученые заинтересовались этой проблемой и выяснили, что следует учитывать целый ряд факторов. Как оказалось, человеческий организм не может нормально жить без страстей, переживаний, сме­ны обстановки и даже без сладко-горького привкуса риска. Людям совершенно необходима для продуктивного функционирования внутренняя подпитка биологическим веществом, имя которому ад­реналин. Последний, в свою очередь, наиболее интенсивно выбрасы­вается в кровь, когда человек находится в состоянии бурных волне­ний, и особенно - в состоянии эмоциональных переживаний, связан­ных с чувствами риска и, как это ни парадоксально, страха. Досто­инством здорового страха является то, что он заметно повышает ин­тенсивность обменных процессов, улучшает питание мозга и тканей, т.е. в разумных объемах полезен для хорошего самочувствия.

Тяга людей к острым ощущениям напрямую связана с недо­статком в организме еще одного фермента - тираменазы. Есте­ственное желание довести его до нормального уровня и получить при этом удовольствие (тираменаза непосредственно отвечает за чувство наслаждения) стимулирует человека к разнообразным формам т.н. «рискового поведения».

Кстати говоря, современные исследователи вполне обоснован­но считают, что склонность к риску заложена в человеке генетичес­ки. Без этого было бы невозможным само существование и развит человечества. Ученым удалось даже установить конкретное биохи­мическое звено, отвечающее за рисковое поведение. Им оказался гег управляющий синтезом фермента цопамина. В дальнейшем различ­ные формы этого гена были обнаружены в увеличенном объеме у людей, склонных к экстремальному поведению.

Судя по всему именно на этой почве рождается своеобразная мода (она все более и более входит в нашу жизнь) на «экстрим». Речь идет о сёрфинге, скалолазании, авто- и мотогонках, лыжных спусках, подводном плавании, пещерных похождениях спелеологов, прыжках с парашютом и т.д. В более мягких разновидностях то же самое от­носится и к желаниям человека «попробовать себя» на «крутых» парковых аттракционах и даже к желанию пощекотать нервы на просмотре всякого рода триллеров и страшилок.

В социопедагогическом плане больше всего опасений вызыва­ет сегодня сфера азартных компьютерных игр. Ими в одинаковой мере интересуются как представители подрастающего поколения, так и взрослые. Содержание таких игр практически ни поддается


прямому регулированию, поскольку чаще всего неизвестно, где, кем и с какими целями оно закладывается.

Сегодня преобладающая часть доступных для всех компью­терных игр сделаны за рубежом и представляют собой интерактив­ные драйвы на криминальные, военные, шпионские, фантастические и спортивные (мото- и автогонки) темы. Примерно половина из них включают сцены насилия и убийств. Свыше сорока процентов содер­жат сюжеты с жестокими драками, около 35% - изображение ката­строф. Многие игры - это синтез смертей, пыток, драк, катастроф, насилия и т.п. Основу игорного репертуара наших компьютерных залов составляют т.н. «стрелялки». Более сложные и интересные в плане интеллектуального развития игры - например т.н. «страте­гии» и «квесты», суть которых состоит в интерактивном поиске оп­тимальных решений и выходов из нелегких ситуаций, встречаются пока сравнительно редко.

Под влиянием подобного репертуара у человека неизменно формируются черты агрессивности и жестокости. Насилие препод­носится здесь в качестве типового и обычного явления. Программы внушают злость, беспокойство, нервозность. Чтобы проявить мило­сердие или помочь жертве, об этом обычно в таких играх не идет даже речи. Исследователи игровой деятельности попытались отве­тить на вопрос, что же привлекает молодого человека в сюжетах такого типа. Как оказалось, притягательными здесь являются воз­буждение, волнение, желание преодолеть страх; стремление вирту­ально испытать наслаждение от идентификации себя с агрессором, игнорирование родительских ограничений (феномен запретного плода), попытка увидеть то, что отражает твое собственное поведе­ние (это особенно характерно для представителей групп риска), жажда получить уроки, относящиеся к методам решения важных для сегодняшнего дня проблем, и, наконец, для элементарного само­успокоения (хорошо, что это происходит не со мной).

Игровой ажиотаж последнего десятилетия, когда центры азар­тных игр стали появляться чуть ли не на каждой городской улице[2], наглядно показал, что у развлекательно-игровой деятельности, наря­ду с несомненными достоинствами, есть и весьма опасные недостат­ки. Сегодня зарубежные и российские психологи и психиатры всерьез говорят о новой, неожиданно нагрянувшей на нас болезни по имени «лудомания». Именно такое обозначение патологическому пристра­стию к азартным играм присвоила Всемирная организация здраво­охранения при ООН. В международном классификаторе психоло­гических заболеваний лудомания зашифрована теперь под номером Ф 63.0.

В последнее время появилось немало исследований, авторы ко­торых предпринимают попытку ответить на нелегкий вопрос: поче­му многих людей так непреодолимо притягивают к себе азартные игры. По этому поводу в печати и научной литературе появилось большое число объяснений. Среди них - невроз влечения, психичес­кое расстройство, фобия; желание спрятаться от страхов, тяжелой повседневной жизни; бегство от одиночества; страстное желание испытать риск, связанный с возможностью или проиграть или выиг­рать; беда потерянного поколения.

Пути избавления от тяжелых форм лудомании пока остают­ся весьма неопределенными. Однако в нашей стране уже появились первые медицинские центры, предлагающие соответствующее лече­ние, где помимо психологической помощи пациенты получают еще и медикаментозную. Об успехах, судя по всему, говорить рано. В клинике больные чувствуют себя комфортно - они недоступны ис­кушениям, однако после возвращения домой все начинается сначала Специалисты считают, что игровая зависимость имеет в основном те же корни, что наркомания и алкоголизм. Чаще всего этой болезни подвержены одинокие люди, люди, у которых не ладится на работа и в семье, люди с малым уровнем дохода и т.д. Как правило, основ­ную массу составляют те, у кого есть проблемы с психикой. Поэто­му без определенных ограничений тут, видимо, уже не обойтись, и радикальные шаги в этом направлении руководством страны уже сделаны.

Дадут ли эти акции ожидаемый эффект, пока сказать трудно. Со своей стороны мы считаем, что здесь требуется воздействие бо­лее глубокого свойства. Преодолеть страсть к азартным играм в истории человечества никому и никогда не удавалось, зато переклю­чение этих страстей в иное, более цивилизованное русло - вполне.

Ясно, что в целом игровых развлечений нормальной направленности должно быть не меньше, чем сейчас и что игровую деятельность нельзя безрассудно отдавать на откуп дельцам, заботящимся толь­ко о собственных прибылях и сверхприбылях.

Утвердившаяся у нас модель развлекательного досуга явно выходит по ряду параметров за рамки культурного пространства. Функция рекреации в ее экстравагантном формате начинает вытес­нять другую необходимую для нормального досуга функцию - куль­турное развитие личности. И это всерьез настораживает. Образ жизни, основанный на стремлении уйти в мир алчного азарта, в цар­ство грез и миражей, в лоно безответственного поведения, весьма и весьма сомнителен в своей аксиологии. Во всяком случае, подобные ориентации никогда не делали по-настоящему счастливыми ни от­дельного человека, ни общество в целом.

Рекомендуемая литература к главе V






Дата: 2019-02-19, просмотров: 263.