В.М. Чижиков,
доктор культурологии, профессор B . C . Садовская,
доктор педагогических наук, профессор
Стрельцов ЮЛ.С трельцова Е.Ю. Педагоги' досуга: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2008. - 272 с.
В учебном пособии с позиций современной педагог рассматривается целостный комплекс проблем, связанных с местом и ролью досуга в культурном развитии с социокультурным формированием личности, с ооптимизацией в сфере свободного времени разнообразных вид культурной деятельности и культурного общения.
ISBN 5-94778-154-9
© Московский государственный университет
культуры и искусств, 2008 г.
Введение
Культурно-досуговая деятельность в нашей стране изначально имела ярко выраженную педагогическую направленность и была тесно связана с процессом культурного формирования личности. Это в одинаковой мере относится как к той поре, когда деятельность развивалась в форме спонтанных в своей основе процессов мифотворчества, обрядности, фольклора, так и к более позднему периоду, для которого характерными стали целенаправленные усилия по организации свободного времени.
Вот почему для тех, кого на современном этапе называют менеджерами досуга, столь важную роль играет их педагогическая компетенция. В нынешних вузах культуры и искусств эти задачи профессиональной подготовки специалистов призван решить целостный цикл психолого-педагогических дисциплин. Почетное место в этом цикле занимает учебный предмет «Педагогика досуга». Его основная функция заключается в том, чтобы помочь будущим организаторам досуга более успешно интерпретировать общепедагогические знания и умения применительно к особенностям конкретной культурно-досуговой деятельности.
В построении учебной книги авторы исходят из того, что углубленное освоение досуговой педагогики предполагает хорошее знание ее истории. Поэтому пособие структурируется так, чтобы изучающие его могли отчетливо понять, когда, как и каким конкретным образом рождались основные педагогические представления, понятия, категории, концепции, принципы, технологии и другие компоненты научно-теоретического знания и действовали.
Предпринятый педагогический анализ многообразных культурно-досуговых явлений направлен на всемерное повышение практической ориентированности вузовского обучения. Здесь авторы исходили из необходимости внимательного рассмотрения социокультурных технологий, отвечающих на главный вопрос - «как это делается?». В технологическом аспекте раскрываются проблемы организации в прошлом и на современном этапе просветительно-образовательной, ценностно-ориентирующей, культурно-творческой и рекреационно-развлекательной деятельности в сфере свободного времени.
Мы считаем, что при разработке досуговых проблем с педагогических позиций возникают благоприятные возможности для полноценной реализации нескольких исследовательских подходов. Прежде всего, имеется в виду системный подход, который позволяет обеспечить достаточную широту, целостность и гармоничность рассмотрения разнообразных аспектов педагогики досуга.
Важной особенностью учебного пособия является то, что в нем сознательно обеспечивается продуктивный синтез педагогических и культурологических знаний. Введение в научный оборот такой могучей в методологическом плане категории, как «культура», позволяет более глубоко, чем это делалось раньше, раскрыть сущность и специфику основных педагогических понятий - образование, обучение, воспитание, развитие личности.
В контексте предлагаемой читателям книги мы решительно отходим от некоторых прежних воззрений на реализацию педагогического потенциала свободного времени. Основной интерес для нас представляет не столько культуртрегерская миссия российской интеллигенции, хотя вклад ее трудно переоценить, сколько то, что делает само население в плане своего собственного развития и творческой реализации. В этом смысле учебное пособие базируется на всемерном применении активно развивающейся сегодня синергетики. Несомненная продуктивность такого подхода обусловлена тем, что мы имеем здесь дето с анализом процессов повышенной общественной самоорганизации. Синергетика привлекательна для нас тем, что, отражая мир в нестереотипном и малоизвестном пока ракурсе, позволяет более полно восстановить и нарисовать картину объективной динамики социокультурных явлений и процессов.
По вполне понятным причинам авторы были не в состоянии охватить все аспекты досуговой педагогики. Поэтому книга изначально рассчитывалась на читателя, готового к самостоятельной работе. Д ля всех желающих углубить свои знания по рассматриваемой проблематике применительно к каждой из глав пособия предлагаются списки дополнительной литературы.
Учебное пособие предназначено для студентов вузов культуры и искусств, практиков в сфере школьной деятельности, а также для всех интересующихся проблемами организации культурного досуга
Гпава I.
1990.
Мосалев Б.Г. Досуг. - М., 1994.
1993.
Киселева Т. Г. Образовательные процессы в России на рубеже двух столетий. - М., 1994.
17. Климов С.М. Неформальное образование взрослых. Проблемы экономики и управления. - СПб., 1998.
18. Юноско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населении России (май 1945 - 1985 гг.). - М., 1997.
Образование взрослых на рубеже веков / Науч. ред. В.И. Подо- бед. - СПб., 2000.
Образование взрослых: Реальность, проблемы, прогноз / Под ред. С.Г. Вершловского. - СПб., 1998.
27. Онушкин В.Г., Очаров Е.И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. - СПб.; Воронеж, 1995.
28. Основы андрагогики / Под ред. А.И. Колесниковой. - М.: Академия, 2003.
1998.
33. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,
1998.
34. Серополко С.О. Внешкольное образование: Курс лекций. - Прага, 1945.
35. Стрельцов Ю. А. Деятельность клубов по организации массового самообразования трудящихся. - М., 1987.
36. Чарнолуский В.И. Настольная книга по внешкольному образованию. - СПб.: Знание, 1913.
М.-Л., 1925.
23. Нагорский Н.В. Музей как институт социально-культурной деятельности. - СПб., 1998.
Образование взрослых на рубеже веков / Науч. ред. В.И. Подо- бед. - СПб., 2000.
Образование взрослых: Реальность, проблемы, прогноз / Под ред. С.Г. Вершловского. - СПб., 1998.
27. Онушкин В.Г., Очаров Е.И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. - СПб.; Воронеж, 1995.
28. Основы андрагогики / Под ред. А.И. Колесниковой. - М.: Академия, 2003.
1998.
33. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.,
1998.
34. Серополко С.О. Внешкольное образование: Курс лекций. - Прага, 1945.
35. Стрельцов Ю.А. Деятельность клубов по организации массового самообразования трудящихся. - М 1987
36. Чарнолуский В.И. Настольная книга по внешкольному образованию. - СПб.: Знание, 1913.
37. Щапов А.П. Социально-педагогические условия умственного развития русского народа. - СШ>. 1й7!>
38. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория. М.. 2000.
Вопросы и задания к главе II
1. Как следует понимать двусторонний характер просветительнообразовательной деятельности в сфере досуга?
2. Что является движущей силон этой деятельности? Какова ее мотивация?
1995.
1995.
27. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. - М.; Воронеж, 1996.
Вопросы и задания к главе III
1. Охарактеризуйте основные сущностные черты процесса воспитания на современного этапе.
Очерки). - СПб., 1993.
1981.
2004.
31. Суртаев В.Я. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика. - СПб., 2000.
1987.
1994.
1991.
7. Зелов Д.Д. Официальные светские праздники как явление русской культуры конца XVII - первой половины XVIII века. СПб., 2002.
1985.
1997.
1992.
2005.
В.М. Чижиков,
доктор культурологии, профессор B . C . Садовская,
доктор педагогических наук, профессор
Стрельцов ЮЛ.С трельцова Е.Ю. Педагоги' досуга: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2008. - 272 с.
В учебном пособии с позиций современной педагог рассматривается целостный комплекс проблем, связанных с местом и ролью досуга в культурном развитии с социокультурным формированием личности, с ооптимизацией в сфере свободного времени разнообразных вид культурной деятельности и культурного общения.
ISBN 5-94778-154-9
© Московский государственный университет
культуры и искусств, 2008 г.
Введение
Культурно-досуговая деятельность в нашей стране изначально имела ярко выраженную педагогическую направленность и была тесно связана с процессом культурного формирования личности. Это в одинаковой мере относится как к той поре, когда деятельность развивалась в форме спонтанных в своей основе процессов мифотворчества, обрядности, фольклора, так и к более позднему периоду, для которого характерными стали целенаправленные усилия по организации свободного времени.
Вот почему для тех, кого на современном этапе называют менеджерами досуга, столь важную роль играет их педагогическая компетенция. В нынешних вузах культуры и искусств эти задачи профессиональной подготовки специалистов призван решить целостный цикл психолого-педагогических дисциплин. Почетное место в этом цикле занимает учебный предмет «Педагогика досуга». Его основная функция заключается в том, чтобы помочь будущим организаторам досуга более успешно интерпретировать общепедагогические знания и умения применительно к особенностям конкретной культурно-досуговой деятельности.
В построении учебной книги авторы исходят из того, что углубленное освоение досуговой педагогики предполагает хорошее знание ее истории. Поэтому пособие структурируется так, чтобы изучающие его могли отчетливо понять, когда, как и каким конкретным образом рождались основные педагогические представления, понятия, категории, концепции, принципы, технологии и другие компоненты научно-теоретического знания и действовали.
Предпринятый педагогический анализ многообразных культурно-досуговых явлений направлен на всемерное повышение практической ориентированности вузовского обучения. Здесь авторы исходили из необходимости внимательного рассмотрения социокультурных технологий, отвечающих на главный вопрос - «как это делается?». В технологическом аспекте раскрываются проблемы организации в прошлом и на современном этапе просветительно-образовательной, ценностно-ориентирующей, культурно-творческой и рекреационно-развлекательной деятельности в сфере свободного времени.
Мы считаем, что при разработке досуговых проблем с педагогических позиций возникают благоприятные возможности для полноценной реализации нескольких исследовательских подходов. Прежде всего, имеется в виду системный подход, который позволяет обеспечить достаточную широту, целостность и гармоничность рассмотрения разнообразных аспектов педагогики досуга.
Важной особенностью учебного пособия является то, что в нем сознательно обеспечивается продуктивный синтез педагогических и культурологических знаний. Введение в научный оборот такой могучей в методологическом плане категории, как «культура», позволяет более глубоко, чем это делалось раньше, раскрыть сущность и специфику основных педагогических понятий - образование, обучение, воспитание, развитие личности.
В контексте предлагаемой читателям книги мы решительно отходим от некоторых прежних воззрений на реализацию педагогического потенциала свободного времени. Основной интерес для нас представляет не столько культуртрегерская миссия российской интеллигенции, хотя вклад ее трудно переоценить, сколько то, что делает само население в плане своего собственного развития и творческой реализации. В этом смысле учебное пособие базируется на всемерном применении активно развивающейся сегодня синергетики. Несомненная продуктивность такого подхода обусловлена тем, что мы имеем здесь дето с анализом процессов повышенной общественной самоорганизации. Синергетика привлекательна для нас тем, что, отражая мир в нестереотипном и малоизвестном пока ракурсе, позволяет более полно восстановить и нарисовать картину объективной динамики социокультурных явлений и процессов.
По вполне понятным причинам авторы были не в состоянии охватить все аспекты досуговой педагогики. Поэтому книга изначально рассчитывалась на читателя, готового к самостоятельной работе. Д ля всех желающих углубить свои знания по рассматриваемой проблематике применительно к каждой из глав пособия предлагаются списки дополнительной литературы.
Учебное пособие предназначено для студентов вузов культуры и искусств, практиков в сфере школьной деятельности, а также для всех интересующихся проблемами организации культурного досуга
Гпава I.
ПЕДАГОГИКА ДОСУГА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Дата: 2019-02-19, просмотров: 387.