ПЕДАГОГИКА ДОСУГА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В.М. Чижиков,

доктор культурологии, профессор B . C . Садовская,

доктор педагогических наук, профессор

Стрельцов ЮЛ.С трельцова Е.Ю. Педагоги' досуга: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2008. - 272 с.

В учебном пособии с позиций современной педагог рассматривается целостный комплекс проблем, связанных с местом и ролью досуга в культурном развитии  с социокультурным формированием личности, с ооптимизацией в сфере свободного времени разнообразных вид культурной деятельности и культурного общения.

ISBN 5-94778-154-9

© Московский государственный университет

культуры и искусств, 2008 г.



Введение

Культурно-досуговая деятельность в нашей стране изначаль­но имела ярко выраженную педагогическую направленность и была тесно связана с процессом культурного формирования личности. Это в одинаковой мере относится как к той поре, когда деятельность раз­вивалась в форме спонтанных в своей основе процессов мифотворче­ства, обрядности, фольклора, так и к более позднему периоду, для которого характерными стали целенаправленные усилия по органи­зации свободного времени.

Вот почему для тех, кого на современном этапе называют ме­неджерами досуга, столь важную роль играет их педагогическая компетенция. В нынешних вузах культуры и искусств эти задачи профессиональной подготовки специалистов призван решить целос­тный цикл психолого-педагогических дисциплин. Почетное место в этом цикле занимает учебный предмет «Педагогика досуга». Его ос­новная функция заключается в том, чтобы помочь будущим органи­заторам досуга более успешно интерпретировать общепедагогичес­кие знания и умения применительно к особенностям конкретной культурно-досуговой деятельности.

В построении учебной книги авторы исходят из того, что уг­лубленное освоение досуговой педагогики предполагает хорошее зна­ние ее истории. Поэтому пособие структурируется так, чтобы изу­чающие его могли отчетливо понять, когда, как и каким конкретным образом рождались основные педагогические представления, поня­тия, категории, концепции, принципы, технологии и другие компо­ненты научно-теоретического знания и действовали.

Предпринятый педагогический анализ многообразных куль­турно-досуговых явлений направлен на всемерное повышение прак­тической ориентированности вузовского обучения. Здесь авторы ис­ходили из необходимости внимательного рассмотрения социокуль­турных технологий, отвечающих на главный вопрос - «как это де­лается?». В технологическом аспекте раскрываются проблемы орга­низации в прошлом и на современном этапе просветительно-образо­вательной, ценностно-ориентирующей, культурно-творческой и рекреационно-развлекательной деятельности в сфере свободного времени.

Мы считаем, что при разработке досуговых проблем с педаго­гических позиций возникают благоприятные возможности для пол­ноценной реализации нескольких исследовательских подходов. Прежде всего, имеется в виду системный подход, который позволяет обеспечить достаточную широту, целостность и гармоничность рас­смотрения разнообразных аспектов педагогики досуга.

Важной особенностью учебного пособия является то, что в нем сознательно обеспечивается продуктивный синтез педагогических и культурологических знаний. Введение в научный оборот такой мо­гучей в методологическом плане категории, как «культура», позво­ляет более глубоко, чем это делалось раньше, раскрыть сущность и специфику основных педагогических понятий - образование, обуче­ние, воспитание, развитие личности.

В контексте предлагаемой читателям книги мы решительно отходим от некоторых прежних воззрений на реализацию педагоги­ческого потенциала свободного времени. Основной интерес для нас представляет не столько культуртрегерская миссия российской ин­теллигенции, хотя вклад ее трудно переоценить, сколько то, что де­лает само население в плане своего собственного развития и творчес­кой реализации. В этом смысле учебное пособие базируется на все­мерном применении активно развивающейся сегодня синергетики. Несомненная продуктивность такого подхода обусловлена тем, что мы имеем здесь дето с анализом процессов повышенной обществен­ной самоорганизации. Синергетика привлекательна для нас тем, что, отражая мир в нестереотипном и малоизвестном пока ракурсе, по­зволяет более полно восстановить и нарисовать картину объективной динамики социокультурных явлений и процессов.

По вполне понятным причинам авторы были не в состоянии охватить все аспекты досуговой педагогики. Поэтому книга изна­чально рассчитывалась на читателя, готового к самостоятельной ра­боте. Д ля всех желающих углубить свои знания по рассматриваемой проблематике применительно к каждой из глав пособия предлагают­ся списки дополнительной литературы.

Учебное пособие предназначено для студентов вузов культу­ры и искусств, практиков в сфере школьной деятельности, а также для всех интересующихся проблемами организации культур­ного досуга

Гпава I.



1990.

Мосалев Б.Г. Досуг. - М., 1994.

1993.

Киселева Т. Г. Образовательные процессы в России на рубеже двух столетий. - М., 1994.

17. Климов С.М. Неформальное образование взрослых. Проблемы экономики и управления. - СПб., 1998.

18. Юноско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населении Рос­сии (май 1945 - 1985 гг.). - М., 1997.

Образование взрослых на рубеже веков / Науч. ред. В.И. Подо- бед. - СПб., 2000.

Образование взрослых: Реальность, проблемы, прогноз / Под ред. С.Г. Вершловского. - СПб., 1998.

27. Онушкин В.Г., Очаров Е.И. Образование взрослых: Междис­циплинарный словарь терминологии. - СПб.; Воронеж, 1995.

28. Основы андрагогики / Под ред. А.И. Колесниковой. - М.: Ака­демия, 2003.

1998.

33. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,

1998.

34. Серополко С.О. Внешкольное образование: Курс лекций. - Пра­га, 1945.

35. Стрельцов Ю. А. Деятельность клубов по организации массово­го самообразования трудящихся. - М., 1987.

36. Чарнолуский В.И. Настольная книга по внешкольному образо­ванию. - СПб.: Знание, 1913.

М.-Л., 1925.

23. Нагорский Н.В. Музей как институт социально-культурной де­ятельности. - СПб., 1998.

Образование взрослых на рубеже веков / Науч. ред. В.И. Подо- бед. - СПб., 2000.

Образование взрослых: Реальность, проблемы, прогноз / Под ред. С.Г. Вершловского. - СПб., 1998.

27. Онушкин В.Г., Очаров Е.И. Образование взрослых: Междис­циплинарный словарь терминологии. - СПб.; Воронеж, 1995.

28. Основы андрагогики / Под ред. А.И. Колесниковой. - М.: Ака­демия, 2003.

1998.

33. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.,

1998.

34. Серополко С.О. Внешкольное образование: Курс лекций. - Пра­га, 1945.

35. Стрельцов Ю.А. Деятельность клубов по организации массово­го самообразования трудящихся. - М 1987

36. Чарнолуский В.И. Настольная книга по внешкольному образо­ванию. - СПб.: Знание, 1913.

37. Щапов А.П. Социально-педагогические условия умственного развития русского народа. - СШ>. 1й7!>

38. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадиг­мы, методология, теория. М.. 2000.

Вопросы и задания к главе II

1. Как следует понимать двусторонний характер просветительно­образовательной деятельности в сфере досуга?

2. Что является движущей силон этой деятельности? Какова ее мо­тивация?

1995.

1995.

27. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. - М.; Во­ронеж, 1996.

Вопросы и задания к главе III

1. Охарактеризуйте основные сущностные черты процесса воспи­тания на современного этапе.

Очерки). - СПб., 1993.

1981.

2004.

31. Суртаев В.Я. Социокультурное творчество молодежи: методо­логия, теория, практика. - СПб., 2000.

1987.

1994.

1991.

7. Зелов Д.Д. Официальные светские праздники как явление рус­ской культуры конца XVII - первой половины XVIII века. СПб., 2002.

1985.

1997.

1992.

2005.

В.М. Чижиков,

доктор культурологии, профессор B . C . Садовская,

доктор педагогических наук, профессор

Стрельцов ЮЛ.С трельцова Е.Ю. Педагоги' досуга: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2008. - 272 с.

В учебном пособии с позиций современной педагог рассматривается целостный комплекс проблем, связанных с местом и ролью досуга в культурном развитии  с социокультурным формированием личности, с ооптимизацией в сфере свободного времени разнообразных вид культурной деятельности и культурного общения.

ISBN 5-94778-154-9

© Московский государственный университет

культуры и искусств, 2008 г.



Введение

Культурно-досуговая деятельность в нашей стране изначаль­но имела ярко выраженную педагогическую направленность и была тесно связана с процессом культурного формирования личности. Это в одинаковой мере относится как к той поре, когда деятельность раз­вивалась в форме спонтанных в своей основе процессов мифотворче­ства, обрядности, фольклора, так и к более позднему периоду, для которого характерными стали целенаправленные усилия по органи­зации свободного времени.

Вот почему для тех, кого на современном этапе называют ме­неджерами досуга, столь важную роль играет их педагогическая компетенция. В нынешних вузах культуры и искусств эти задачи профессиональной подготовки специалистов призван решить целос­тный цикл психолого-педагогических дисциплин. Почетное место в этом цикле занимает учебный предмет «Педагогика досуга». Его ос­новная функция заключается в том, чтобы помочь будущим органи­заторам досуга более успешно интерпретировать общепедагогичес­кие знания и умения применительно к особенностям конкретной культурно-досуговой деятельности.

В построении учебной книги авторы исходят из того, что уг­лубленное освоение досуговой педагогики предполагает хорошее зна­ние ее истории. Поэтому пособие структурируется так, чтобы изу­чающие его могли отчетливо понять, когда, как и каким конкретным образом рождались основные педагогические представления, поня­тия, категории, концепции, принципы, технологии и другие компо­ненты научно-теоретического знания и действовали.

Предпринятый педагогический анализ многообразных куль­турно-досуговых явлений направлен на всемерное повышение прак­тической ориентированности вузовского обучения. Здесь авторы ис­ходили из необходимости внимательного рассмотрения социокуль­турных технологий, отвечающих на главный вопрос - «как это де­лается?». В технологическом аспекте раскрываются проблемы орга­низации в прошлом и на современном этапе просветительно-образо­вательной, ценностно-ориентирующей, культурно-творческой и рекреационно-развлекательной деятельности в сфере свободного времени.

Мы считаем, что при разработке досуговых проблем с педаго­гических позиций возникают благоприятные возможности для пол­ноценной реализации нескольких исследовательских подходов. Прежде всего, имеется в виду системный подход, который позволяет обеспечить достаточную широту, целостность и гармоничность рас­смотрения разнообразных аспектов педагогики досуга.

Важной особенностью учебного пособия является то, что в нем сознательно обеспечивается продуктивный синтез педагогических и культурологических знаний. Введение в научный оборот такой мо­гучей в методологическом плане категории, как «культура», позво­ляет более глубоко, чем это делалось раньше, раскрыть сущность и специфику основных педагогических понятий - образование, обуче­ние, воспитание, развитие личности.

В контексте предлагаемой читателям книги мы решительно отходим от некоторых прежних воззрений на реализацию педагоги­ческого потенциала свободного времени. Основной интерес для нас представляет не столько культуртрегерская миссия российской ин­теллигенции, хотя вклад ее трудно переоценить, сколько то, что де­лает само население в плане своего собственного развития и творчес­кой реализации. В этом смысле учебное пособие базируется на все­мерном применении активно развивающейся сегодня синергетики. Несомненная продуктивность такого подхода обусловлена тем, что мы имеем здесь дето с анализом процессов повышенной обществен­ной самоорганизации. Синергетика привлекательна для нас тем, что, отражая мир в нестереотипном и малоизвестном пока ракурсе, по­зволяет более полно восстановить и нарисовать картину объективной динамики социокультурных явлений и процессов.

По вполне понятным причинам авторы были не в состоянии охватить все аспекты досуговой педагогики. Поэтому книга изна­чально рассчитывалась на читателя, готового к самостоятельной ра­боте. Д ля всех желающих углубить свои знания по рассматриваемой проблематике применительно к каждой из глав пособия предлагают­ся списки дополнительной литературы.

Учебное пособие предназначено для студентов вузов культу­ры и искусств, практиков в сфере школьной деятельности, а также для всех интересующихся проблемами организации культур­ного досуга

Гпава I.



ПЕДАГОГИКА ДОСУГА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Дата: 2019-02-19, просмотров: 387.