Культурно-досуговая деятельность как педагогическое явление
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На современном этапе роль и значение досуга, как одной из важнейших общественных ценностей, неуклонно возрастает. В соот­ветствии с этим усиливается важность практических и теоретичес­ких проблем, связанных с определением конкретных путей и средств реализации культурно-развивающего и рекреационно-оздоровитель­ного потенциала свободного времени. Все чаще и чаще ставятся се­годня вопросы о необходимости в нашей стране целостной и научно обоснованной государственной программы организации досуга. Не менее существенной является и проблема проведения целенаправлен­ной и системной деятельности по повышению досуговой компетен­тности и практической досуговой квалификации молодежи и взрослых.

К сожалению, до сих пор в повседневном обиходе слово «до­суг» представляет в смысловом плане своеобразный коктейль из по­нятий «отдых», «развлечения», «рекреация», «игровые занятия», «хобби», «спортивно-оздоровительные увлечения», «туризм» и т.д. Все это в реальной структуре досугового времени действительно присутствует. Однако бытовое толкование в силу своей зыбкости и недостаточной определенности явно не подходит для научного и учебного применения. Решение этой и целого ряда других не менее актуальных задач предполагает более внимательное отношение к научной разработке проблем, связанных с изучением свободного вре­мени. Все необходимые предпосылки для такого изучения сегодня налицо. По рассматриваемой проблематике уже имеется довольно большое число вполне квалифицированных изысканий в области со­циологии, культурологии, акмеологии, ювенологии, геронтологии и целого ряда других наук. Применительно к нашей отечественной науке речь идет, прежде всего, о трудах таких отечественных иссле­дователях, как Л.А. Гордон, Б.А. Грушин, Г.Е. Зборовский, Э.В. Кло­пов, Г.П. Орлов, В.Д. Патрушев, В.Н. Пименова, Г.А. Пруденский, Э.В. Соколов и др. Не меньшую ценность представляет для нас и то, что сделано за последние годы специалистами по проблемам социо­культурной деятельности. Мы имеем в виду публикации Л.А. Акимо­вой, М.А Ариарского, Г.Г. Волощенко, Е.Г. Доронкиной, А.Д. Жарко­ва, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Ю.Н. Кротовой, Н.Ф. Мак-  сютина, Е.Г. Мамбекова, Б.Г. Мосалева, И.А. Новиковой, В.Л. Сур-  таева, В.В. Туева, В.Е. Триодина, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и других исследователей досуга.

К сожалению, до сих пор в нашей научной литературе нет од­нозначного подхода к определению четких соотношений между ка­тегориями «досуг» и свободное время. Здесь реально существуют три различающиеся позиции. Многие исследователи считают эти ка­тегории идентичными, т.е. означающими одно и то же[1]. Другие рас­сматривают досуг как составную часть свободного времени. Третьи вообще отходят при решении этой проблемы от «временных оценок» и квалифицируют досуг как деятельностную составляющую того времени, которое остается у человека после выполнения им своих не­пременных производственных и непроизводственных обязательнос­тей. Никакой особой « катастрофы» в связи с обозначенными разно­чтениями не произошло, но определенные неудобства все-таки воз­никли. Именно они н становятся порой поводом для ожесточенных, но не вполне серьезных с точки зрения истинной науки споров и дискуссий.

В недавнем прошлом у нас много писалось и говорилось о важ­ности «управления свободным временем». Более того, прилагались определенные усилия по реатизашш этой идеи на практике. Вполне понятно, что ничего хорошего из подобных намерений не получилось, да и в принципе не могло получиться. Сегодня мы ведем речь не об управлении, а о всесторонней помощи людям в организации духов­но и культурно обогащающего их досуга. Имеется в виду помощь, опирающаяся на полновесное знание и понимание потребностей и интересов человека, которые, в свою очередь, тоже нуждаются в оп­ределенном формировании и совершенствовании. Вот здесь и выхо­дит на передний план особая отрасль педагогики, получившая впол­не законное наименование - «педагогика досуга».

Структура досуга применительно к практике человеческого поведения представляется рядом видов деятельности, одинаково не­обходимых людям, но заметно отличающихся по своему культурно­му содержанию. В контексте нашего рассмотрения свободного вре­мени мы в качестве основных видов выделяем просветительно-обра­зовательные, ценностно-ориентационные, культурно-творческие и рекреационно-развлекательные занятия.

Авторы настоящего учебного пособия считают, что в предель­но концентрированном виде задачи, назначение и роль досуга нахо­дят выражение в его трех основных социокультурных функциях. Первая из них - рекреация, включающая в себя регенерацию как вос­становление растраченных физических сил и релаксацию, направлен­ную главным образом на снятие психического утомления. Вторая функция досуга - развлечение, понимаемое как особый род досуго­вых занятий, призванных дать человеку возможность повеселиться, интересно провести время, поднять настроение, снять накопившее­ся психическое напряжение, получить требующуюся эмоциональную подзарядку. Сущность третьей функции правомерно эксплициро­вать через ключевое понятие развитие: в сфере досуга люди не толь­ко отдыхают и развлекаются, но и совершенствуют себя в культур­ном отношении.

К основным характеристикам досуга следует отнести: свобо­ду от обязанностей (все необходимое уже выполнено и можно делать только то, что хочется); возможность выбора (поскольку мы свобод­ны и наше поведение управляется изнутри, мы приобретаем великое право самостоятельно выбирать род и вид занятия); неутилитар- ность досуговой деятельности (она самодостаточна и обладает про­цессуальной ценностью); гедонистичность досугового поведения (личности находятся в поисках радости, удовольствия, наслажде­ния); компенсационность (возвышающая активность направлена на возмещение того, что люди недополучают в других сферах своей жизнедеятельности).

Досуг имеет свой объем (величину), свою структуру и свое со­держание. Объем его всецело зависит от величины других компонен­тов общего временного бюджета личности и прежде всего от рабоче го и той части внерабочего времени, которые относятся к т.н. непре-      века ложным затратам (сон, бытовые надобности, уход за детьми и т.д.). риал Соответственно, здесь есть два основных способа увеличить досуг -           знаю сокращение рабочего времени и совершенствование служб быта, транспорта, системы расселения и иных факторов, способных умень-  резо! шить удельный вес непреложных затрат времени.           кого Под структурой досуга понимается построение, взаимораспо-         к дос ложение и связь его основных частей. К последним правомерно отне- нием сти прежде всего потребление культурных ценностей (чтение, слу-      щеш шание, телесмотрение, посещение всевозможных культурно-досуго-           щие вых центров), самообразование, культурно-творческие занятия, лю-           вило бительские занятия - хобби, физкультурно-оздоровительные заня­тия, игровую деятельность, досуговое общение, пассивный отдых     мног (ничегонеделание) и, наконец, имеющие место затраты времени, со-       их пс впадающие с явлениями антикультуры.    в плг Содержание применительно к досугу - это внутренний смысл бодн основных структурных элементов, то, что в них конкретно вмеща- ный ется, заключается, составляет их сущность. Практически каждый из  ежен структурных элементов обладает способностью иметь различающе- инди еся в качественном отношении содержательное наполнение. Напри-       Bnoj мер, применительно к культурно-творческим занятиям это, может        допо. быть художественное, техническое, декоративно-прикладное, соци-      рова! альное творчество или музыка, театр, хореография и т.д. В свою оче­редь, каждый из обозначенных видов занятий конкретизируется в          ет ве содержательном плане еще на несколько более детальных составля-  неде; ющих. цией В контексте общей характеристики досуг можно квалифици-  вычк ровать как время, деятельность и состояние. В первом случае имеется       рьез! в виду рассмотрение досуга в качестве определения временного от-           щем резка, входящего в состав общего бюджета времени человека, наря­ду с работой и бытовыми занятиями. Представление досуга как вре- Русь мени характеризует его с точки зрения продолжительности, длитель-       ре се] ности. СКОЛ] В основу рассмотрения досуга в качестве деятельности поло- чая и жена категория предметно-духовной деятельности, разнообразными имен видами которой заполняется досуговое время. Речь идет о совокуп­ности занятий, воплощающих в себе систему взаимодействия чело-           ради века с объектами окружающего мира, в число которых входят мате­риальные предметы, информация, формы общественного сознания, знаковые системы, другие люди и т.д.

Характеристика досуга как состояние человека в данный от­резок времени базируется на квалификации физического и психичес­кого самочувствия, расположения духа, настроения. Применительно к досуговым знаниям - это практически всегда фиксируемый созна­нием личности уровень ее психологического комфорта, степень ощу­щения удовольствия, наслаждения. Вполне понятно, что возникаю­щие переживания могут иметь неодинаковый характер, но, как пра­вило, они развиваются в позитивном, мажорном ключе.

В научной и популярной литературе встречаются достаточно много разнообразных типологий современного досуга. Не вдаваясь в их подробную характеристику, выделим наиболее значимые из них в плане предпринимаемого нами культурологического анализа сво­бодного времени. К ним можно отнести деление досуга на деятель­ный и бездеятельный; рекреационный и развивающий; ежедневный, еженедельный, праздничный, отпускной; домашний и внедомашний; индивидуально организованный и коллективно-организационный. Вполне естественно, что здесь правомерны и другие, в том числе и дополнительные, элементы классификации и признаки классифици­рования.

В плане своего исторического развития российский досуг име­ет весьма своеобразную социодинамику. В древние времена вся жиз­недеятельность человека регулировалась, главным образом, тради­цией, установлениями, обрядами, обычаями, укоренившимися при­вычками. В эпоху язычества на характер времяпрепровождения се­рьезное влияние оказывали языческие представления об окружаю­щем мире, природе и нормах социального поведения.

Положение существенным образом изменилось с приходом на Русь христианства. За наведение порядка в досугово-бытовой сфе­ре серьезно взялась православная церковь. Ее уложения и правила не­сколько веков были своеобразным расписанием жизни россиян, вклю­чая и досуговую часть этой жизни. Причем исполнялись они, судя по имеющимся историческим данным, весьма усердно и тщательно.

Примерно с первой половины XVIII столетия в досуговую па­радигму начинают вноситься очень важные светские вкрапления.

Это происходило главным образом посредством государственных реформ, открывшихся принципиальными нововведениями предпет- ровского и особенно петровского периода. Многое делалось усилиями нарождающейся российской общественности. Последнее наиболее ярко выражалось в начавшихся культуртрегерских движениях, в ча­стности в получившей широкое развитие внешкольно-просветитель­ной и образовательной деятельности появившейся интеллигенции.

Совершенно особое место в общей истории российского досу­га занимает семидесятилетний советский период. В его рамках досу­говой сфере пришлось пережить целый ряд насаждавшихся сверху наслоений в виде усиленной коллективизации свободного времени, его идеологизации и политизации, жесткого регулирования содержа­ния и форм досуговых занятий и т.д. Объективности ради нельзя не отметить, что здесь наряду с явными доктринальными и практичес­кими промахами были и свои успехи. Одним из них можно назвать достижение определенного уровня доступности основных досуговых занятий для широких слоев населения. Достаточно масштабный раз­мах получило развитие самодеятельного народного творчества. Бо­лее или менее стабильно выглядела ресурсная поддержка системы культурного обслуживания населения. Короче говоря, хватато как плюсов, так и минусов.

Сегодня очень неоднозначными являются оценки перемен, ко­торые произошли в досуговой сфере россиян за последнее десятиле­тие. Здесь действительно есть все основания говорить о том, что об­новленный досуг стал разнообразнее (во всяком случае, в нем увели­чилась возможность выбора), вышел из-под опостылевшего всем гне­та идеологе-политической догматики, явно избавился от назойливо­го ригоризма. Разумно уменьшилась в этой сфере доля бесконечно­го контролирования, ушла в небытие «драконовская» цензура и т.д.

Вместе с тем появились и новые проблемы. В условиях рынка заметно снизилась доступность многих досуговых занятий - боль­шему числу людей они стали явно «не по карману». Перейдя в зна­чительной своей части в ведение различных, в сущности, никому не подконтрольных коммерческих структур, целиком и полностью ори­ентированных на прибыль, досуговые центры начали вываливаться за рамки культурного пространства. К сожалению, оказалось, зара­батывать деньги легче всего на эксплуатации того, что можно отне­


сти к слабостям человека. Необычайно прибыльными стали всевоз­можные аспекты деформированной сексуальной проблематики, эпа­тажная агрессия, заигрывания с мистикой и другие подобные явле­ния. Сферу досугово-бытового поведения стали усиленно запол­нять алкоголизм и наркомания, половая распущенность. В значи­тельной своей части досуг начал элементарно выпадать из сферы культуры вообще.

В создавшихся на современном этапе условиях возрастает роль социально-культурной деятельности, объективно предназначен­ной для целенаправленного регулирования сферы свободного време­ни, цивилизационный потенциал которого, как показывает история, исключительно велик.

Выдающийся индийский писатель и общественный деятель Рабиндранат Тагор является автором знаменательного в плане рас­сматриваемой нами проблемы высказывания: «Все лучшие плоды цивилизации взращены на ниве досуга». И действительно, досуговые страсти и увлечения творят порой самые настоящие чудеса. Даже в такой, казалось бы, далекой от сферы свободного времени области, как научные открытия, многое свершалось теми, кого называли обычно дилетантами. Применительно к физике этот факт прямо подтверждают А. Эйнштейн и Л. Инфельд в совместно написанной ими книге: «Удивительно, что почти все фундаментальные работы

о природе теплоты, - читаем мы здесь, - были сделаны не физика- ми-профессионалами, а людьми, которые рассматривали физику как любимое занятие». Речь в данном случае идет о немецких врачах Р. Майере и Г. Гельмгольце, британском пивоваре Д. Джоуле, ставших, как ни странно, первооткрывателями очень важных физических за­кономерностей. Человеком-легендой справедливо считается голлан­дский суконщик Антон ван Лёвенгук, который с помощью им же сконструированных микроскопов открыл капиллярное кровообра­щение и впервые зарисовал амебо-жгутовых и инфузорий. Очень много полезного внесли дилетанты и в развитие высшей математи­ки. Выдающийся французский математик Ж. д’Аламбер был по профессии врачом. Л. Эйлер стал математиком, бросив филологию. П. Ферма и отец буквенной алгебры Ф. Виет были по базовому об­разованию юристами. Математика считалась любительским увлече­нием для французского офицера Р. Декарта, но именно здесь он до­стиг поистине грандиозных результатов.

Трудно переоценить вклад любителей в развитие техники. Живописец Морзе изобрел телеграфный аппарат. Часовщик Джеймс Уатт - паровую машину. Парикмахер Архрай сконструировал пер­вую механическую прялку.

Юрист Э. Хаббл сделал целый ряд крупных открытий в аст­рономии. Филолог де Бройль стал одним из основателей квантовой механики. Американский лингвист Ч. Таунс вместе с российскими учеными Н. Басовым и А. Прохоровым был удостоен Нобелевской премии за конструирование лазеров. Австрийский монах Грегор Мендель путем анализа результатов гибридизации сортов гороха вывел законы распределения в потомстве наследственных факто­ров. В результате этот безвестный служитель культа стал одним из основоположников генетики. Музыкант Вильям Гершель открыл планету Уран и несколько спутников Урана и Сатурна. К.Э. Ци­олковский, первым разработавший теорию использования ракет для межпланетных сообщений, всю свою жизнь оставался скром­ным учителем.

Не менее успешной оказалась роль любителей в развитии ху­дожественной культуры применительно к российской истории. Уни­кален их вклад в становление отечественного театра. Нельзя не на­звать в связи с этим имена таких известных любителей, ставших за­тем еще более известными профессионалами, как И.Я. Скорняков, Ф.Г. Волков, К.С. Алексеев (Станиславский). Величайшей заслугой последнего является основание в 1898 году в значительной степени на базе руководимых им любительских групп Московского Художе­ственного академического театра (МХАТа).

Любители внесли большой вклад в развитие российского музы­кального искусства. Военный инженер Ц.А. Кюи был автором 10 опер, 250 романсов, целого ряда вокально-симфонических произведе­ний. Известный ученый в области химии А.П. Бородин прославился как автор популярной оперы «Князь Игорь» и большого числа ро­мансов и пьес для фортепиано.

Показательна в аспекте рассматриваемой нами проблемы ис­тория создания знаменитого российского гимна. Слова к нему были написаны В.А. Жуковским задолго до появления музыки. Когда же начались поиски композитора, предпочтение отдали очень тапант- ливому дилетанту, окончившему институт путей сообщения и тру­дившемуся в военных поселениях, Алексею Федоровичу Львову. «Молитва русского народа», которая у нас известна как «Боже царя храни», на долгие годы стала официальным общепризнанным гим­ном России, кстати говоря, сделанным в музыкально-творческом плане весьма талантливо.

История художественной культуры, как нашей, так и зару­бежной, свидетельствует, что именно любители стали основателя­ми целого ряда совершенно новых течений и направлений в облас­ти музыкального искусства. Итальянские непрофессионалы Я. Кор­еи и Дж. Барду являются изобретателями оперы. Американский па­рикмахер из Нового Орлеана Бадди Болден заслуженно считается основателем джаза и первых джазовых оркестров. Ливерпульская музыкальная группа «Битлз», которая, как известно, состояла из четырех непрофессиональных музыкантов-энтузиастов, открыла эпоху рок-музыки.

В разговоре о дилетантах можно привести и множество дру­гих, не менее ярких примеров. Однако объективности ради все-таки оговоримся, что не следует, разумеется, преувеличивать их роль. Как наука, так и искусство делаются в первую очередь усилиями профе' сионалов. Любители все равно составляют исключения - запомина­ющиеся, поражающие, но - исключения. В нашем рассмотрении речь тоже идет не о противопоставлении одного другому и не о распреде­лении приоритетов, а о том, какая великая сила заложена в досуговых увлечениях человека. Добавим к этому, что, как правило, все просла­вившие себя дилетанты добились успеха совсем не случайно, не пото­му, что им просто повезло. За этими открытиями тоже стоит труд и обычно немалый. Любители, о которых мы говорили, действительно не получили систематического образования в той области, куда их приводила досуговая любознательность. Но они много работали над собой в порядке самообразования, самосовершенствования, самораз­вития. Почти всегда это были люди категории «self-made», люди, «сделавшие себя сами», часто вопреки серьезным препятствиям и трудностям. Отсюда - чисто практический вывод: нельзя пассивно ждать чуда в виде самопроизвольного рождения новых звезд, талант надо искать, талантам надо помогать, талант надо воспитывать. Досуговая социокультурная деятельность, которой посвящена наша


книга, может сделать в этом смысле много полезного.

В целом при сравнении любительской и профессиональной де­ятельности предпочтение справедливо отдается последней. Вместе с тем опыт развития науки, техники и искусства показывает, что в отдельных случаях любители достигали очень серьезных успехов. Пытаясь разобраться, в чем тут дело, мы сталкиваемся с рядом по­учительных парадоксов.

Профессионал, как известно, подобен флюсу - его полнота од­носторонняя. Идя по пути углубления своей специальной подготов­ки, он неизменно склоняется к узкой специализации. В таком поло­жении человеку начинает не хватать широты обзора. Зацикливаясь на частностях, он погружается в детали и перестает видеть предмет в целом. Дилетант знает намного меньше, а это (парадокс первый) не только плохо, но и в чем-то хорошо. Его ум свободен от затума­нившей суть дела громадной массы конкретных сведений. Этого человека не особенно волнует большое число накопившихся в дан­ной области непреложных норм и истин, - кстати говоря, некото­рые из них он может вообще не знать. На подобной основе и возни­кает любопытнейшая ситуация, когда недостаток спонтанно пре­вращается в достоинство.

Дилетант чаше всего свободен от подобострастия к корифеям. Он ни за что не отвечает, ни перед кем не отчитывается, никого не боится. Такой человек без раздумья пускается в «абсолютно свобод­ное плавание». Порой такая смелость действительно «города берет». Профессионала в аналогичном поиске тормозит основательное зна­ние накопленного опыта - перенасыщенность последнего может при­глушать инновационное начало. Дилетант, не знающий ничего по­добного, не намерен признавать ни правил, ни запретов. Он гораз­до чаще прибегает к приемам «отталкивания решений» и «перево­рачивания» проблемных ситуаций. Разумеется, далеко не всегда, но в отдельных случаях это и в самом деле приводит его к удивитель­ной удаче.

Приведенные нами примеры действительно показывают нео­бычайно мощный культурогенный потенциал свободного времени и развивающейся в его рамках культурно-досуговой деятельности.

В поисках полноценного выяснения сущности современной со­циокультурной деятельности прежде всего необходимо определить

 

 

                                                                                                                                                           

 

концептуальное соотношение основных компонентов словесной кон­струкции - «социо» и «культура», «социальное» и «культурное». Совершенно очевидно, что речь здесь идет о деятельности, смысло­вым ядром которой являются сохранение, распространение и усвое­ние культурных ценностей. Этот инкультурационный по своему смыслу и назначению процесс является одним из важнейших факто­ров цивилизационного развития общественной жизни, и значимость его последовательно умножается.

К особенностям понятия «социокультурная деятельность» можно отнести его довольно широкий объем. В своем практическом воплощении эта деятельность включает в себя все многообразие про­блем, связанных с организацией свободного времени, с громадной обоймой непрофессиональных, или только отчасти профессиональ­ных занятий взрослого человека, с производством и усвоением куль­турных ценностей, с досуговым общением, с семейно-бытовой сферой жизни и т.д. Тем не менее объект научного познания - социокуль­турная деятельность - вполне поддается научно-теорстическому вычислению и осмыслению. Здесь можно определить цели, задачи, общее содержание, основные средства, функции, принципы и другие типовые компоненты и характеристики процесса. Несколько труд­нее обстоит дело с технологией рассматриваемой деятельности. Судя по всему, она должна разрабатываться, главным образом, на уровне конкретных составляющих, то есть на уровне культурно­творческих, культурно-просветительских, ценностно ориентирую­щих, культурно-рекреационных занятий. Во всяком случае, все иные попытки решения этой проблемы чаще всего оказываются ма­лопродуктивными.

К числу основных сущностных черт социокультурной само­деятельности можно отнести включение человека в занятия на добровольных началах в соответствии с принципами личного ин­тереса и внутренними побуждениями; отношение к деятельности как к потребности; обмен не продуктами деятельности, а самой де­ятельностью.

Люди сами выбирают нужное, полезное для себя дело и сами определяют путь его выполнения. Инициатива их проявляется в де­ятельности, которая является для них добровольной, сознательной, совпадающей с их личностными интересами. Поведение человека не

 

                                                                                                                                                                               

 

детерминируется ничем, кроме его собственных желаний и стремле­ний. В рассматриваемой ситуации он выходит за рамки предписан­ных ему извне готовых форм действия.

В сфере досуга мы сталкиваемся с ярко выраженным явлени­ем, которое можно назвать диффузированием различных видов де­ятельности. Многие из последних рождаются на базе конвергенции познания, творческого созидания и игры. В результате возникают разнообразные бифункциональные образования. Особенно часто мы наблюдаем в этих занятиях насыщение их художественными элемен­тами. В своих взаимоотношениях с другими видами деятельности искусство отличается повышенной валентностью и способностью к самым необычным перекрещиваниям и слияниям. Одной из причин этого является возможность удовлетворять с помощью художествен­ных средств самые разнообразные потребности личности: в позна­нии, оценивании, эстетическом наслаждении, творчестве, развлече­нии, отдыхе. Выполнять эту функцию искусство способно в любых формах, начиная с той, где оно выступает в качестве самоценной многофункциональной структуры и кончая разнообразными вари­антами бифункционально-прикладных формообразований. Причем диапазон такого диффузирования столь же безграничен, как и чис­ло социально-культурных ситуаций, поддающихся художественной организации.

Возможность органического слияния или проникновения ис­кусства в такие виды человеческой деятельности, как познание, вос­питание, игра, судя по всему, детерминирована генетически. В онто­генезе все эти виды появились из единой ростковой почки - деятель­ность первобытного человека носила ярко выраженный синкретичес­кий характер. Именно эти родственные связи, несмотря на то, что теперь они прослеживаются уже с трудом, и обеспечили очень важ­ное качество различных областей духовной жизни - возможность их скрещивания и перекрещивания.

Социокультурная любительская деятельность - это деятель­ность, соответствующая оптимальным нормам функционирования организма и психики. Если в бытовых и особенно в трудовых заня­тиях ритм и темп деятельности, как правило, определяются внешни­ми факторами, то здесь они целиком зависят от внугренней направ­ленности и желаний человека. Столь высокий уровень свободы и


самостоятельности является поистине идеальным и в современных ус­ловиях может иметь место только в области свободного времени. По этой и ряду многих причин переключение из сферы утилитарного и институционно ограниченного поведения в сферу любительских за­нятий всегда связано с яркими положительными переживаниями, среди которых доминирующими являются чувства удовольствия и наслаждения. Человек получает возможность распоряжаться со­бой по собственному усмотрению, а это всегда приятно и очень высоко ценится.

Любительство характеризуется не только широкой возможно­стью свободного выбора конкретного вида занятий, но и довольно большой самостоятельностью субъекта в ходе этих занятий. По еди­ноличному или коллективному желанию деятельность может быть приостановлена, отложена, перенесена во времени, заменена другой деятельностью. Еще больший простор имеют любители в регулиро­вании ритма и темпа своих действий, срока выполнения намеченных заданий, в решении вопросов, связанных с самоуправлением и т.д. Возникающие здесь отношения по природе своей не приемлют кате­горичности; любой диктат и любое навязывание тотчас разрушают основное привлекательное качество досуга - ощущение свободы.

Любительская деятельность - это деятельность, которая в значительной мере направлена на изменение самого субъекта дея­тельности. Человек реализуется здесь во всей целостности своих со­зидательных сил. Необходимость решать в этой деятельности разно­образные и многочисленные проблемы творческого плана, стремление создавать продукты, неизмененным свойством которых является уникальность, естественно ведут к наиболее полному раскрытию внутренних потенций личности.

В процессе социокультурной деятельности неизменно проис­ходит пополнение гносеологического потенциала личности. Человек усваивает новые знания о природных и социальных объектах окру­жающей действительности, приобретает новые навыки, умения и привычки, лучше узнает самого себя. При правильной организации деятельности осуществляется обогащение личности в аксиологичес­ком отношении. Трудно представить себе индивидуальное или груп­повое занятие, которое не дает возможности повлиять на ценностные ориентации и общую направленность человека. Ужг само по себе ус-

воение определенных ценностей, без чего не обходится, по существу, ни одно из занятий, предполагает соотнесение этих ценностей с лич­ностными потребностями и способствует формированию ценностно­го сознания. Социокультурная деятельность оказывает плодотвор­ное влияние на формирование типологических свойств личности и прежде всего на развитие ее творческих способностей. Необходи­мость решать задачи, связанные с изменением наличного бытия, сти­мулирует формирование богатого воображения, гибкого мышления, цепкой наблюдательности, важного умения использовать накоплен­ный опыт в новых обстоятельствах.

 

Поскольку в условиях социокультурных центров любительство носит преимущественно совместный характер, в процессе его успеш­но формируется и совершенствуется коммуникативный потенциал личности. Речь идет о таком личностном свойстве, как общитель­ность, о системе практических умений и навыков общения, о способ­ности кооперировать свои усилия с действиями партнеров и т.д.

Любительские занятия представляют собой весьма эффектив­ный вид рекреации. Об этом свидетельствуют не только повседнев­ный опыт, но и специальные научные исследования. Изучая пробле­мы адаптационного синдрома, знаменитый канадский ученый Ганс Селье пришел к выводу, что практически каждому взрослому чело­веку необходимо наряду с основной работой иметь любительское ув­лечение, как можно более приятное, полезное и созидательное. Подоб­ное хобби, по его мнению, становится для личности отдушиной, дает возможность наиболее полного отдыха и самовыражения, отвраща­ет от вредного безделья или бегства в воображаемую жизнь с помо­щью алкоголя и наркотиков.

Выше мы уже говорили, что досуг человека может быть дея­тельным и бездеятельным. Бездеятельный досуг целесообразен лишь в тех масштабах, какие объективно необходимы для нормальной психофизиологической регенерации организма. Как только эти грэ ницы переступаются, бездеятельность превращается в состояние, именуемое в нашем обиходе бездельем. Подобное неумение органи­зовывать свое свободное время представляет явление, нежелательное во всех отношениях. В ряде случаев досуговый вакуум имеет своим закономерным следствием отклоняющееся поведение и антикульту­ру. Российская педагогика всегда осуждала такое провождение вре-

мени, когда, по выражению К.Д. Ушинского, человек ос гается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно мину­ты портятся голова, сердце и нравственность.

В 1990-е годы содержательно-смысловым и организационно­технологическим ядром обновляющейся деятельности по организа­ции свободного времени стала культурно-досуговая деятельность. С определенными оговорками ее можно считать преемницей традици­онной культурно-просветительной работы, расставшейся на этапе демократического реформирования с долголетней политической ан­гажированностью и сбросившей с себя оковы жесткой идеологизации. Новая деятельность за довольно короткий промежуток времени об­рела целый ряд позитивных качеств - она органичнее по сравнению со своей предшественницей вошла в систему повседневной культу­ры, больше внимания стала уделять проблемам организации отды­ха и развлечений, активно занялась возрождением фольклорных традиций и т.д. Однако не обошлось здесь и без определенных по­терь, о чем теперь приходится не только сожалеть, но и исправлять допущенные ошибки.

 

 

Серьезным просчетом в реформировании прежней культпрос- ветработы на первых этапах перестройки было опасное зауживание целей, задач и содержания пришедшей на смену ей культурно-досу­говой деятельности. На этом пути мы довольно быстро растеряли традицию информационно-просветительной и воспитательной рабо­ты. В обгтановке усиленной деидеологизации заглохла совершенно необходимая для любого общества деятельность и по формированию ценностного сознания.

В настоящее время дают о себе знать более плодотворные тен­денции. Речь идет об усилении процессов, в результате которых на­чинают энергично сближаться друг с другом культурная, образова­тельная и социальная сферы общественной жизни. Это объективно выводит проблему содержания деятельности по организации свобод­ного времени из искусственно зауженных рамок и настойчиво под­талкивает саму деятельность к полифункциональному развитию.

Сегодня культурно-досуговые центры ужр не могут ограни­читься вышедшей одно время на передний план работой по органи­зации отдыха и развлечений. Диапазон их задач расширяется в свя­зи с необходимостью организационно-педагогического воздействия

 

 

на такие социальные общности, как семья, соседство, территориаль­ные общины, разнообразные этнические группы и т.д. Начинают возвращаться в ранг социокультурных задачи ценностного, граж­данского, патриотического воспитания молодежи. Возрождается забытая на время деятельность в помощь занимающимся самооб­разованием.

Социально-культурная деятельность имеет своего рода двух- слойнор построение. Основой ее является широко распространенное использование людьми своего свободного времени для собственного' культурного саморазвития и социокультурной самореализации. Вместе с тем во всех цивилизованных обществах существует тради­ционная система квалифицированной помощи этим людям со сторо­ны специалистов, которых на современном этапе принято называть аниматорами и менеджерами культуры и досуга, а их организаци­онно-педагогические, культурно-творческие и рекреационные ини­циативы именуют анимационной социокультурной работой. В ре­зультате слияния двух обозначенных векторов, собственно, и возни­кает целостная система формирования и проявления личности в сфе­ре досуга, где решаются кардинальные задачи развития ее опыта (знаний, навыков, умений, привычек), типологических свойств (спо­собностей, темперамента, характера) и функциональных механизмов психики (восприятия, мышления, эмоций, воли).

При оптимальном положении дел социокультурный менедж­мент не просто пристраивается к культурному саморазвитию, но и выступает в роли своеобразного «педагогического локомотива», ве­дущего за собой это саморазвитие.

В историко-культурном плане современная социокультурная деятельность является прямой и непосредственной преемницей тра­диционного внешкольного образования и системы массовой культур­но-просветительной работы. То же самое относится и к обозначаю­щим эти деятельности понятиям. Вполне естественно, что содержа­ние и объем реальной практики и их знаковое определение могут на разных этапах развития несколько изменяться. Во всяком случае применительно к их нынешнему наполнению надо отметить такие моменты, как все более усиливающуюся интеграцию культурно­просветительной работы с образованием, с социальной и социально­педагогической работой и все более ярко проявляющееся взаимопро­никновение социального и культурного начал.

В понятие рассматриваемой нами деятельности объективно заложено несколько важных в онтологическом и гносеологическом плане смыслов. Прежде всего сочетание «социо» и «культурное» оз­начает предполагаемое и реализуемое взаимодействие культуры и социума, при котором практически все слои общества включаются в процесс активной культуризации общественной жизни. Далее име­ется в виду, что общественные силы в процессе такого взаимодей­ствия являются не просто потребителем, но и повсеместным произ­водителем продуктов материальной и духовной


Нельзя упускать при экспликации рассматриваемого феноме­на еще один немаловажный момент. Социально-культурная деятель­ность представляет собой синтез двух относительно самостоятель­ных видов деятельности, в контексте которого культурная деятель­ность связана, прежде всего, с миром сознания личности и его форми­рованием, а социальная - направлена, главным образом, на развитие отношений человека с другими людьми и организацию обществен­ной жизни в целом. По своим целям и функциям эти виды деятель­ности существенно различаются и вместе с тем обладают вполне ре­альной способностью к органическому перекрещиванию, взаимодей­ствию и взаимообогащению.

Среди других педагогических категорий социально-культур­ная деятельность отличается особой широтой и масштабностью. Она включает в себя такое разнообразие явлений и процессов, оха­рактеризовать которые посредством единого понятия трудно. По­пробуем разобраться в сущности этой деятельности путем квалифи­кации ее основных черт.

Деятельность человека в условиях досуга является особой раз­новидностью свободной деятельности. Ее можно условно подразде­лить на практическую (преобразование материальной культуры, быта общественных отношений, связей между людьми) и духовную, где основным объектом и вместе с тем средством ее являются отби-

раемые, создаваемые и используемые в целях культурного развития личности образы, понятия и идеи.

Если произвести классификацию досуговой социокультурной деятельности по предмету, на который она направлена, то следует выделить пять основных векторов ее развития: человек - природа, человек - техника, человек - художественный образ, человек - зна­ковая система, человек - человек. В последнем случае деятельность представляет ничто иное, как процесс направленного формирования личности и включает в себя распространение знаний, популяризацию определенных идей, нацеливание взрослых и молодежи на те или- иные практические действия. В качестве конкретного объекта в дан­ной ситуации может выступать отдельный человек или совокуп­ность лиц, характеризующихся определенной общностью положения, т.е. объединенных по какому-то единому признаку. Следует особо отметить, что здесь довольно часто объектом становится и сам субъект деятельности. Это происходит, когда его активность на­правлена, прежде всего, на самосовершенствование - самообразова­ние, самовоспитание, саморазвитие.

 

 

Буквально на всех этапах своего существования культурно-до­суговая деятельность человека развивалась в форме домашнего, ин­дивидуального или, в некоторых случаях, совместного любительства. Она и сегодня остается основной составляющей совокупности заня­тий в сфере свободного времени. Наряду с этим любительство издав­на функционировало в форме совместной групповой деятельности. Особенно широкое развитие оно получило с возникновением специ­альных социоку льт\рных центров, нацеленных на всемерную под­держку непрофессионатьного творчества и массового самообразо­вания, и именно здесь появились и стали весьма популярными раз­нообразные кружки, курсы, народные университеты, клубы по ин­тересам, инициативные объединения и другие формирования само­деятельного типа.

Говоря об индивидуальном и коллективном любительстве, сле­дует подчеркнуть, что правомерным и полезным является и то, и другое. Какую форму досуга выбрать, в конце концов, решает сам человек. Однако на современном этапе, для которого стало характер­ным ослабление коллективистских связей (что серьезно насторажи­вает), следовало бы всемерно способствовать более широкому разви-

тию общественно-организованного досуга. Перед менеджерами культуры встает ответственная и важная задача - показать и до­казать преимущества коллективного любительства, сделать так, чтобы оно заняло достойное место в общей структуре свободного времени населения.

Деятельность личности в сфере свободного времени может развиваться как репродуктивная и творческая. В первом случае люди воссоздают уже ранее известные продукты и образцы деятель­ности. Во втором - это процесс, в котором человек собственными действиями оказывает влияние на объекты, качественно преобразуя их и приспосабливая к своим нуждам и потребностям.

В соответствии с реально сложившейся практикой следует различать индивидуальных и коллективных субъектов любительс­кой деятельности. Индивидуальный субъект весьма характерен для домашнего любительства. Самодеятельность, развивающаяся на базе культурно-досуговых центров, наоборот, тяготеет к всевозмож­ным объединениям типа кружков, студий, клубов по интересам, ини­циативных формирований и т.д. Необходимость введения понятия «коллективный субъект» обусловлено еще и тем, что во многих ви­дах организационных досуговых занятий усилия отдельных участ­ников переплетаются настолько тесно, что выделение конкретного «долевого» действия каждого (это относится и к процессу, и к про­дукту деятельности) практически невозможно.

Любительские занятия человека всегда имеют целевую на­правленность, в итоге их должно быть что-то достигнуто. Как и лю­бая общественно полезная деятельность, культурная деятельность в сфере свободного времени характеризуется созиданием определен­ных ценностей. По своему содержанию они могут быть предметны­ми и непредметными.

Особенностью многих досуговых занятий можно считать то, что они являются самоцельными, т.е. одновременно оказываются и деятельностью, и ее продуктом. О таких видах деятельности гово­рят, что в них производимый продукт неотделим от акта, в котором он производится. По способу существования эти занятия представ­ляют собой процесс удовлетворения разнообразных человеческих потребностей - потребности в творчестве, общении, самореализации, культурном отдыхе и т.д. Как уже отмечалось, непосредственные


 

результаты любительской деятельности довольно часто не яатяют- ся объективно творческими и в этом смысле не имеют сколько-ни­будь существенной значимости для общества Зато в процессе их по­лучения идет формирование определенных внутренних качеств лю­бителей, и этот педагогический результат очень важен как в обще­ственном, так и в личном плане.

Ключевым положением, определяющим подход к решению многочисленных вопросов функционирования культурной люби­тельской деятельности, является ее нацеленность на культурное раз­витие личности. Причем здесь имеются два важных момента С од­ной стороны, досуг должен компенсировать объективную ограни­ченность основной производственно-трудовой деятельности взросло­го человека. С другой - систему досуговых занятий следует выстра­ивать так, чтобы сами они обладали качеством взаимодополняемо­сти и взаимозаменяемости.

Мы уже говорили о том, что наряду с ачементами, имеющими ярко выраженную личностно развивающую направленность, в структуре свободного времени есть еще один, не менее важный эле­мент: занятия, выполняющие рекреационные функции. В социологи­ческой и культурологической литературе до сих пор наблюдается недооценка рекреационных потребностей и деятельности по их удов­летворению. Во всяком случае, эту деятельность зачастую отодвига­ют на второй план, рассматривают как занятия нерационатьного типа, которые могут стать рационатьными только при условии под­тягивания их до уровня более возвышенной деятельности. Нам пред­ставляется. что такой подход вступает в полное притивпречие и с реальной практикой досуга и с современным пониманием сущности и особенностей свободного времени.

Важную рать в уяснении природы и сущности социокультур­ной деятельности играет правильное определение ее основных фун­кций. Эго понятие вошло в состав категориатьной системы культур­но-просветительной теории сравнительно недавно. На внешкольно­образовательном этапе их развития то, что мы сегодня вкладываем в смысл термина «функции», обозначалось с помощью лексем типа целей, задач, направлений и других, характерных для той педагоги­ческой науки обозначений.

В 60-е годы прошлого столетия одним из первых среди культп-

росветских исследователей, кто поставил вопрос о необходимости опре­деления функций культурно-просветительной деятельности, был М.Н. Зеленецкий. В дальнейшем тема получила активное развитие в публикациях Г.Г. Карпова, Л.Н. Когана, С.А. Белякова, А.Н. Ванеева, А.В. Сасыхова, Ю.А. Стрельцова, С.М. Косолапова, А.Г. Соломони- ка, В.Е. Триодина, В.Р. Фирсова, Р.К. Шеметило, Д.М. Генкина, Н.Ф. Макситина, Ю.Д. Красильникова, МА. Ариарского, Г.П. Бли­новой, Е.М. Клюско, В.М. Рябкова, А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, Т.Г. Киселевой и других специалистов в области культурно-досуго­вой деятельности.

Некоторое время не было единого и авторитетного подхода к трактовке понятия «функции». Однако большинство исследовате­лей склонялось к тому, чтобы рассматривать функции как проявле­ние сущностных свойств культурно-просветительной работы в ее взаимодействии с личностью, социальными группами и другими объективно развивающимися феноменами общественной жизни, включая и общество в целом.

За прошедшие годы в поисках оптимального решения пробле­мы функций определились несколько, хотя и взаимосвязанных, но неоднозначных позиций. Одной из них стала позиция, согласно кото­рой функции обозначались по содержательно-целевому признаку и в число их включались просветительно-воспитательная, культурно­творческая функции, а также функция организации отдыха и раз­влечения. В рамках второго подхода, отличающегося прямой апел­ляцией к социальным полномочиям культурно-просветительной, культурно-досуговой, социокультурной деятельности, выделялись функции производства, сохранения, распространения и усвоения культурных ценностей. При реализации третьего подхода к некото­рым из уже упоминавшихся функций, в том или ином сочетании, добавляются такие, как организация коллективной эмоциональной жизни, формирование общественного мнения, создание культурно­развивающей среды, коммуникативная функция и другие.

На современном этапе получил развитие еще один подход к определению основных функций социокультурной деятельности. В рамках его решается коренная проблема всех реально существующих видов социокультурной деятельности - их выход на потребности и запросы человека, общества и самой культуры как относительно


самостоятельного феномена общественной жизни. В результате мы получаем три изначальных вектора: СКД - культура. СКД - обще­ство, СКД - человек, производными которых становятся креатив­ная, социоорганизующая и личностно развивающая функции.

Креативная функция в этой системе отражает место и рать со­циокультурной деятельности в процессе попатнения культуры основ­ными предметно-практическими и духовно-психологическими цен­ностями. Основанием для выделения такой функшш служит тот ос­новной факт, что, обретая свою культурную ценность, досуговые за­нятия превращаются в культуротворческий фактор. Это происхо­дит на уровне фольклора, любительства, самодеятельности и др\тих форм, объединяемых общим понятием «народное творчество».

Содержательно-смысловую доминанту еще одной функции социокультурной деятельности, которую чаше всего в данном кон­тексте именуют социально организующей, составляет цетостная со­вокупность воздействий на систему общественных отношений всех возможных уровней. В плане нашего рассмотрения она интересна тем, что в ее составе за последние годы произошло особенно много трансформаций, связанных с активным разв1гтием социальной педа­гогики и социальной работы. Опыт исторического развития убеди­тельно показывает последовательно возрастающую рать культурно­го досуга в духовном приобщении четовека к социуму, в социализа­ции и социальной адаптации личности, в укреплении общественных связей между людьми.

И, наконец, третьей функцией современной социокультурной деятельности в рамках рассматриваемого похода является личност­но развивающая, педагогическая функция. В процессе досугового приобщения людей к системе культурных ценностей происходит це­ленаправленное развитие основных личностных потенциалов, вклю­чая познаватетьныи потенциат (что человек знает), ценностно-ори­ентационный (что человек ценит), творческий (что и как человек созидает), коммуникативный потенциал (с кем и каким образом че­ловек общается).

Мы уже говорили о том, что досуговые занятия относятся к тем видам деятельности, в возникновении и развитии которых реша­ющую роль играют не внешние, а внутренние побуждения человека. Такая деятельность, в принципе, не может возникнуть помимо акти-

вации потребностно-мотивационных механизмов. Причем потреб­ность здесь, даже в своем развитом виде, еще не является непосред­ственным возбудителем направленного действия. Для того чтобы это произошло, потребность должна быть осознана. Лишь в случае, ког­да в потребностное влечение включается акт сознания, неоформлен­ное желание становится четким мотивом поведения. Человек соотно­сит свои побуждения с целями, к которым стремится, со знаниями об объекте предстоящей деятельности и на

 

этой основе выбирает наи­более подходящий вариант практического действия.

Мотивация - это источник активности, движущая сила чело­веческого поведения. Качественное содержание ее определяет пред­метное наполнение и многие другие характеристики практических занятий. В основе любого побуждения лежит исходное противоречие, в котором непосредственно фиксируются оба возможных состояния действительности: сущее и желаемое. Эти полюса и возбуждают то напряженное поле мотивации, под влиянием которого возникает на­правленная деятельность. Что касается потребностей, то они прояв­ляются в возникновении некоторого дефицита, неудобства, напряже­ния в нормальной жизнедеятельности, с одной стороны, и личност­ной нацеленности на устранение этого дискомфорта - с другой. Со­держащееся в потребности напряжение заключает в себе необходи­мость своего разрешения - в конечном счете оно должно быть ослаб­лено или окончательно снято.

В реальной действительности всегда имеет место деятель­ность, движимая мотивом необходимости, долженствования. Без этого нормальное функционирование общества было бы просто не­возможным. Однако такое положение характерно, прежде всего, для рабочего и определенной части внерабочего времени. В сфере свобод­ного времени мы обычно сталкиваемся с иной картиной. Здесь воз­никают действия, которые не имеют ни чисто биологической, ни пря­мой материальной детерминации. Человека привлекает само дей­ствие как таковое.

В принципе, культурно-досуговые занятия не лишены резуль­тативно-целевых мотиваций. Однако в данном случае главной явля­ется мотивация процессуального типа, связанная с непосредствен­ным интересом к процессу. В качестве основного стимулятора тут чаще всего выступает удовольствие от свободной реализации функ-

циональных возможностей - физических, (штеллекгуальных эмоци­ональных. В данной ситуации мы сталкиваемся с характерным для социокультурной деятельности фактом: лаже четко фиксируемый результат важен не сам по себе, а как условие и средство продуктив­ного проявления определенных способностей.

Мотивация, как и практическая активность в сфере свободно­го времени, всегда носит ярко выраженный избирательный характер. Внимание человека могут привлекать многие явления действитель­ности. Более ограничены личностные способности: в любой опреде­ленный момент индивид добивается реализации сравнительно не­многих своих побуждений. Каким из них будут отданы предпочте­ния - зависит от уровня культурного развития, привычек, подго­товленности к тем или иным видам деятельности и ряда других лич­ностных качеств, формирующихся под влиянием образования, вос­питания и самовоспитания, культурного потенциала окружающей среды.

По сравнению с биологическими потребностями культурные потребности относительно молоды и не имеют стать могучей внут­ренней побудительной силы.

 

Вследствие этого очень часто для фор­мирования и побуждения их приходится прибегать к внешней акти­вации. Прежде чем стать побудителем практической активности, любая потребность должна отразиться в человеческой голове, то есть стать осознанной потребностью. Этот процесс может носить спон­танный характер, но еще чаще здесь требуется своеобразный вне­шний толчок - стимул, ускоряющий динамику осознания и актуа­лизации внутренних побудителей к деятельности.

Если мотивы являются внутренними побудителями практи­ческой активности, то стимулы представляют внешние воздействия, актуализирующие и пробуждающие наши потребности. К ним отно­сятся целенаправленное влияние на сознание личности и особая под­талкивающая к деятельности организация объектов и средств удов­летворения потребностей. Стимулирование полноценной социокуль­турной деятельности составляет в современных условиях сердцеви­ну и суть работы любого менеджера досуга.

Для практического включения человека в то или иное занятие необходимо, чтобы его потребность обрела четкую предметную на­правленность. Такая опредмеченная, конкретизированная потреб-

ность выступает в форме интереса. Возникновение интереса означа­ет, что среди многочисленных объектов личность определила и выб­рала конкретный объект удовлетворения своих потребностей. Но одного же тания включиться в интересующее занятие еще недоста­точно, надо уметь это сделать, проявить определенные способности. Способности выступают здесь как своеобразные средства, дающие людям возможность полноценно удовлетворять свои желания, дей­ствовать со знанием дела, с обоснованным расчетом на успешные ре­зультаты.

Очень важную роль в формировании и регулировании реаль­ного проявления психологических феноменов, входящих в состав по- требностно-мотивационной сферы человека, играет социокультур­ный менеджмент, рассмотрению которого уделяется первостепенное внимание в следующих главах нашего учебного пособия.







Дата: 2019-02-19, просмотров: 290.