ПЕДАГОГИКА КУЛЬТУРНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

§ 1. Характеристика основных направлений самодеятельного творчества

Центральное место в системе народной культуры занимает художественная творческая деятельность. Приступая к ее анализу, целесообразно выделить три основных направления развития этой деятельности: фольклор, любительское искусство, т.е. искусство, ори­ентированное на профессиональные образцы, и постфольклорное творчество, развивающееся на основе инновационных форм креатив­ности.

С понятием «фольклор» произошло то, что в области терми­нологии случается весьма редко, - оно имеет точную дату и место рождения. В 1864 году известный английский историк Вильям Томе впервые употребил это слово в своей статье, напечатанной в газете «The Athenaeum». С легкой руки этого исследователя новый термин стал постепенно проникать во все страны, заменяя прежние много­численные обозначения феномена народного творчества.

В российскую науку понятие «фольклор» вошло с некоторой задержкой. Во всяком случае, в течение XIX столетия употреблялись главным образом термины «народное поэтическое творчество», «ус­тная словесность», «народная словесность», «народная поэзия», и только в начале XX века стало постепенно вводиться слово фольклор. В целом отечественная фольклористика всегда тяготела к некоторо­му зауживанию объема этого понятия. В таком подходе, с одной сто­роны, были определенные плюсы (на узком участке легче шли про­цессы углубления теории и практики познания объекта), но с другой

- и свои минусы (изучаемая область, изолируясь, превратилась в до­вольно жесткую систему, отталкивающую от себя многочисленные художественные новообразования).

Сегодня можно с определенностью говорить о трех подходах к исследованию фольклора и о трех родившихся на этой базе концеп­циях. В рамках первой из них фольклор рассматривается как устное поэтическое творчество. Сторонники второй концепции понимают под фольклором комплекс словесных, музыкальных, драматических, хореографических, декоративно-прикладных видов народного твор­чества. Сущность третьей концепции состоит в том, что фольклором именуется народная художественная культура в целом. На совре­менном этапе наибольшую поддержку у научной общественности получила вторая, срединная, концепция, уходящая как от слишком зауженного, так и чрезмерно широкого эксплицирования исследуемо­го понятия.

С точки зрения классического деления искусства по родовому признаку в фольклоре существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. При этом в состав эпических включа­ются былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, сказы и др. К произведениям лирического характера относятся обрядовые, семейные, любовные песни, частушки, причитания и т.д. В ряду дра­матических произведений стоят различные народные драмы.

Вместе с тем фольклор настолько разнообразен, что три тра­диционные родовые обоймы, естественно, не могут вобрать в себя все реально существующие жанры. Ведь наряду с вышеназванными жанрами есть еще пословицы, поговорки, анекдоты, заговоры, загад­ки, дразнилки, потешки, заклинания, духовные стихи, жанры танце­вального и декоративно-прикладного искусства и многое другое. Та­ким образом, троичное деление фольклорных жанров едва ли может считаться сегодня продуктивным.

Российская фольклористика исходит из понимания фолькло­ра как общественно обусловленной, исторически развивающейся творческой деятельности народа, обладающей целостной совокупно­стью специфических признаков, в число которых включаются тра­диционность, синкретизм, коллективность творческого процесса, полиэлементность, преимущественно устная передача, вариатив­ность. У фольклора есть своя характерная для него система вырази­тельных средств. В схематическом виде ее можно обозначить как особые композиционные средства: запев, зачин, присказка, ретарда­ция (замедленное развитие действия), троичность событий, общие места и специфические стилистические средства (символика, парал­лелизмы, постоянные эпитеты, гиперболы, аллегории, гротеск и др.).

По отношению к фольклорному наследию художественная де­ятельность духовного плана включает несколько функций. Первая из них - работа по сохранению фольклора в повседневной жизни наро­да. Речь идет о таком бытовании фольклорных произведений, когда люди поют, играют, танцуют не для публики, а для себя. Здесь фоль­клор существует и развивается в живых формах народной эстетики: праздничных обрядах, играх, гуляниях, посиделках, хороводах и т.д.

Совсем иначе обстоит дело в тех ситуациях, когда самодея­тельность использует фольклор в своих сценических выступлениях. Перевод фольклорных произведений в принципиально новую форму существования требует серьезной их адаптации. Прежде всего фоль­клор освобождается от целого ряда бытовых деталей. Произведение обретает более жесткую закрепленность, даже если импровизацион- ность в какой-то мере сохраняется, удельный вес ее приходится рез­ко сокращать. В действие вступают законы сцены, заставляющие учитывать особенности зрительского восприятия, необходимость уложиться в определенные временные рамки, сделать показ ярким, интересным, динамично развивающимся и т.д.

Следует всячески опасаться обезличенности, стандартизации, незнания или прямого игнорирования местаой исполнительской ма­неры. В результате подобных ошибок народные хоры и ансамбли становятся похожими друг на друга. Исчезает неповторимое своеоб­разие певческих и танцевальных приемов, утрачиваются ценные ре­гиональные традиции.

Применительно к выступлениям народных хоров пресловутый «общерусский стиль» чаще всего сводится к примитивному двухго- лосию, разухабистости, надрывности. Теряется то, чем всегда слави­лась истинно русская исполнительская манера с ее многоголосием, сдержанностью, благородством. Упрощенное до примитива пение в некой стандартной манере начинает вытеснять чистое и стройное, расцвеченное отголосками истинно русское исполнение народных песен. Нечасто можно встретить многоголосые хоры, выступающие не просто под баян, а под традиционные народные инструменты - балалайки, рожки, гудки, жалейки. Многие неплохие, в сущности, народные ансамбли не умеют и боятся петь без сопровождения. Меж­ду тем природа русского многоголосия исключительно богата по сво­им исполнительским возможностям. Это великолепная школа для всестороннего развития музыкального слуха, выработки чувства ан­самбля, формирования правильного интонирования.

Фольклорной самодеятельности полезно больше внимания уделять собирательству. Это значительно обогащает работу, делает ее творческой, значительно расширяются источники пополнения ре­пертуара. Участники самодеятельности обретают плодотворные связи с глубинными истоками, питающими нашу художественную культуру.

Систематическая поисково-исследовательская работа дает возможность учиться редчайшему искусству не просто петь, а тво­рить песню. Бережная запись и воспроизведение песенного фолькло­ра с тщательным сохранением его поэтического и музыкального бо­гатства помогает лучше понять и усвоить первозданную исполни­тельскую манеру. Там, где по-настоящему развивается собиратель­ская деятельность, не остается места обезличенным под «а-ля рюс» песенным штампам.

Принцип бережного отношения к художественным традици­ям отнюдь не означает их абсолютной неприкосновенности. Совре­менная самодеятельность - не просто хранитель, а продолжатель всего лучшего, что накоплено в системе народного творчества. Вот почему наряду с очень полезной и важной во всех отношениях поис­ково-исследовательской деятельностью наши самодеятельные груп­пы много и успешно занимаются творческой обработкой фольклор­ных произведений. В целом ряде случаев это не только полезно, но и необходимо. Существует немало народных произведений, особенно из обрядового репертуара, которые можно переносить на сцену, лишь освободив их от бытовых деталей и объединив в тематические цик­лы и программы. Опыт лучших фольклорных ансамблей свидетель­ствует о допустимости квалифицированно выполненной аранжиров­ки фольклора. Важно только, чтобы такая аранжировка не наруша­ла исконную природу и глубинную сущность первоисточника, не вносила в него чужеродных элементов.

Время перестройки и реформирования общественной жизни связано в нашей стране с самым настоящим фольклорным бумом. Фольклор активно возрождается на досугово-бытовом уровне, преж­де всего в традиционных праздниках и обрядах. Успешно работают многочисленные фольклорные коллективы, фольклорные школы, дома и центры фольклора. Культурное наследие изучается в школах и других учебных заведениях. В достаточно широких масштабах готовятся кадры специалистов по фольклору.

Все это, естественно, радует и вместе с тем тревожит. При гро­мадном уважении к традиционному народному искусству не стоит забывать, что оно составляет лишь часть культуры. Обращаясь к истории, правомерно заметить, что основной бедой процесса разви­тия нашей художественной жизни всегда было неумение разумно со­четать традиционное и инновационное. Едва ли станет полезным, если мы в пылу фольклорного энтузиазма начнем срочно переквали­фицировать все наши досуговые центры в фольклорные. Надо, что­бы традиционная художественная культура занимала очень почет­ное место. Но только свое, никого при этом не оттесняя и не стесняя. Здесь тоже требуется гармония старого и нового. Не зря говорят, что не стоит идти вперед с головой, повернутой назад.

После появления на Руси профессионального искусства, а точ­нее, почти параллельно с его формированием начинает развиваться художественное творчество непрофессионалов. Понятия «дилетант» и «дилетантство» (от итальянского dilettante и dilettare - услаж­дать) употребляли тогда по отношению к людям, которые занима­лись искусством без специальной подготовки и деятельность которых в этой области не являлась для них профессией. Никакого негативного смысла в этот термин не вкладывалось. Во Франции любителя по­добного типа называли аматер { Amateur ), а в Германии примени­тельно к человеку с таким увлечением употребляли термин Liebhaber .

В России аматерное искусство получило довольно широкое распространение в дворянской среде. Как известно, здесь было очень много талантливых людей, которые с великим удовольствием и от­личными результатами занимались художественным творчеством, но официально (особенно это относилось к аристократическому дво­рянству) в силу сословного положения не могли себя причислить к категории профессиональных тружеников искусства. Несколько по­зднее к интересному и даже по-своему престижному виду творче­ства стали подключаться и представители других слоев общества. В 1748 году в Ярославле родился домашний любительский театр Фе­дора Волкова; с 1760 года в Москве начала действовать аналогичная театральная группа Ильи Скорнякова. Среди любительских теат­ров, возникших позднее, нельзя не отметить Алексеевский кружок (1877) К.С. Алексеева (Станиславского). Некоторые из этих люби­телей, пройдя через самодеятельность Немецкого клуба и Московс­кого общества искусства и литературы, стали потом основателями Московского художественного театра (1898).

Не менее активно развивалось в России музыкальное люби­тельство. После того, как вошел в моду клавесин, появилось великое множество любителей пения. Получившая популярность гитара под­няла интерес к романсам. Музыкальные и театральные любительс­кие группы стали неотъемлемым звеном деятельности народных до­мов, клубов и изб-читален.

В первые послеоктябрьские годы у дореволюционного люби­тельского театра появилось немало противников, которые смотрели на подобное занятие как на подражательное и отжившее свой век. В новом бушующем мире значительно больше ценилось агитационно­пропагандистское искусство в форме «живой газеты», «синей блу­зы», театров рабочей молодежи, агитпропбригад. Однако в развер­нувшейся нелегкой борьбе любительство не только устояло, но и к се­редине 1930-х годов вышло на лидирующие позиции. Не будет пре­увеличением сказать, что именно оно составило основу того доволь­но широкого культурного движения, которое получило наименова­ние «художественная самодеятельность».

Наряду с фольклором и любительством, ориентированным на образцы профессионального творчества, в общей системе народной художественной культуры отчетливо выделяется еще одно направ­ление. У него нет устоявшегося и общепринятого названия. Однако чаще всего используется понятие «постфольклорное творчество». В отличие от крестьянского по своей природе и сущности традицион­ного фольклорного искусства по< тфольклор - это явление городской жизни и городской культуры. В художественно-онтологическом пла­не оно родилось в результате своеобразного синтеза фольклора, про­фессионального искусс гва и аматерной деятельности. Постфольклор с самого начала имел ярко выраженное гибридное содержание и сво­еобразную систему выразительных средств. Кстати говоря, этот фе­номен был характерен не только для российской действительности. Появление его имело место и в других странах. Рассматриваемый жанр художественной культуры начал создаваться широкими де­мократическими слоями городского населения. Это было выражени­ем их нового мировосприятия, мироощущения и мировоззрения. В российском варианте многое шло, с одной стороны, от народной сме- ховой культуры, народной сатиры, ярмарочного балагана, сатирико­юмористического кукольного театра, представления ряженых, лу­бочных картинок, веселых капустников, а с другой - от профессио­нальной (и полупрофессиональной) эстрады, цирка, театра. Короче говоря, мы видим тут типичную смесь «сырого» и «вареного», само­деятельного и профессионального, народного и специализированно­го искусства.

Одной из оригинальных ветвей третьего, постфольклорного, направления в послереволюционные годы стали у нас уже упоминав­шиеся жанры самодеятельного агитпропа в виде «живогазетных» программ, политсудов, политкарнавалов, «синеблузых» представле­ний, трамовских спектаклей и т.д. Позднее на этой основе родилась широко известная агитационно-художественная бригада. На совре­менном этапе к формам третьего направления можно отнести люби­тельские эстрадные театры, стэмы, КВН, клубные кабаре, театры буффонады и другие театры малых форм. Это направление продол­жает жить и успешно развиваться и в настоящее время.

Важное место в общей системе современного народного твор­чества занимает поисково-исследовательская деятельность. Элемен­ты поиска и исследования встречаются во многих видах досуговых увлечений. Однако в некоторых случаях они выходят на первый план и становятся основной, главной целью любителей. Говоря о поисково­исследовательской деятельности, мы имеем в виду особо организо­ванные, использующие специальные методы познания и преобразова­ния явлений окружающей действительности занятия. Главная цель такой деятельности - получение новой информации и разыскание определенных предметных ценностей.

Поиск и исследование характерны для работы любителей и любительских объединений краеведческого и природоведческого типа. В последние годы усилилось стремление к научным изыскани­ям в гуманитарно-общественной сфере. Это выразилось, в частности, в быстром росте досуговых формирований, специализирующихся в области истории, искусствоведения, литературы, фольклористики, этнографии и др.

Одной из специфических форм развертывающейся в условиях свободного времени поисково-исследовательской деятельности явля­ется коллекционирование. Речь идет о целенаправленном разыскании представляющих исторический, историко-краеведческий, естествен­нонаучный или художественный интерес предметов с последующим объединением их в систематизированное по тому или иному призна­ку собрание - коллекцию.

Коллекционерские занятия имеют весьма важную особенность. При правильной организации они выводят человека за сравнитель­но узкие рамки интереса к непосредственному процессу собиратель­ства. Как правило, объединяемые в коллекции вещи обладают ярко выраженными эстетическими качествами, поэтому почти любое кол­лекционирование способствует эстетическому развитию личности. Стремясь стать знатоком и мастером в определенной области, чело­век так или иначе втягивается в процесс художественного самообра­зования.

Собираемые предметы почти всегда интересны в историчес­ком плане. Свою историю может иметь и сам коллекционируемый предмет, и то событие, которому посвящена, например, открытка, этикетка, монета, марка. Таким образом, любитель очень часто ста­новится своеобразным специалистом в своей области.

Серьезное увлечение коллекционированием обычно предпола­гает определенную подготовку в той или иной специальной области

- географии, спорте, экономике, биологии, этнографии и т.д. Без ос­новательной научной ориентации невозможно ни целенаправленное комплектование коллекций, ни систематизация коллекционного ма­териала. Коллекционирование относится к тем видам хобби, которы­ми во многих случаях интереснее заниматься не в одиночку, а актив­но общаясь с коллегами. В совместной деятельности коллекционеров привлекает возможность обмена знаниями и опытом, встречи с ква­лифицированными любителями из других клубов и объединений, получение информации о новинках, возможность централизованно­го комплектования своих собраний и обмена коллекционным матери­алом. Здесь общими усилиями приобретается справочная литерату­ра, выписываются специальные периодические издания, каталоги, книги, организуются выставки, конкурсы, смотры.

Большой простор для занятий поисково-исследовательского характера представляет область технического творчества. К сожа­лению, в последние годы по целому ряду причин эта область оказа­лась по своему содержанию несколько суженной. Между тем в орга­низации такой деятельности в досуговых центрах есть очень боль­шая необходимость. Среди ее достоинств большое значение имеют оснащение оборудованием и материалами, организационно-педаго­гические преимущества, возможность систематического повышения технической компетентности под руководством квалифицирован­ных руководителей и т.д.

Любительская деятельность технического плана включает в себя конструирование моделей, механизмов, приборов, машин, ра­диоэлектронных устройств и других технических объектов. Разви­ваясь в условиях культурно-досуговых центров, эта деятельность имеет собственное специфическое содержание и, как правило, не дуб­лирует ту изобретательную и рационализаторскую работу, которую ведут энтузиасты, объединенные обществами изобретателей, раци­онализаторов и отраслевыми научно-техническими обществами. В центрах досуга культивируют, в основном, техническое любитель­ство, не связанное с решением производственных задач: спортивное моделирование, конструирование занимательных технических уст­ройств, кибернетических механизмов, оригинальной радиоаппара­туры, малолитражных средств передвижения, бытовых приборов, миниатюрных самоделок и т.д. Значительное распространение на­шли кружки технического моделирования, авиа-, авто-, судомодели- рования, радиоэлектроники, кибернетики, автоматики.

Конструкторско-техническая деятельность может носить репродуктивный характер. Это воспроизведение уже созданных ра­нее технических объектов, в процессе которого кружковцы занима­ются исполнительской работой. Репродуктивное конструирование - необходимая предпосылка и ступень на пути подлинно творческой деятельности, представляющей смысл существования большинства любительских коллективов. Школа воспроизведения дает кружков­цам необходимые научно-технические знания. Работая по имеюще­муся образцу или инструкции, они не только совершенствуют свои умения, но и, в известной мере, приобщаются к процессу творчества «изнутри». Для них становится более понятным и доступным путь постоянного исследования с неизбежными на этом пути сомнениями, поисками, находками.

Среди развивающихся в сфере свободного времени видов дея­тельности почетное место занимает деятельность, относящаяся к об­ласти социального творчества. Инициативное объединение представ­ляет собой организацию особого типа Поскольку его члены зачастую близко связаны по работе или проживают в одном районе, их обще­ние с населением протекает в обстановке предельной непринужден­ности и доверительности. Постоянно встречаясь с людьми, они все­гда могуг быть в курсе местных дел, хорошо знают настроения, суж­дения, мнения основных групп микросоциума. Им легче определять результаты своих инициатив, налаживать обратные связи. Практи­куемые ими методы воздействия обладают большей гибкостью, по­стоянно совершенствуются, приспосабливаются к конкретным реги­ональным условиям.

Важным компонентом социального творчества является орга­низаторская деятельность. Конечная цель ее состоит в обеспечении эффективного выполнения определенного вида целевой деятельности, которая может представлять собой воспитание, творчество, развле­чение, отдых. В процессе организаторской работы осуществляется мобилизация и координация действий других людей. Каждый раз, когда объединение реализует ту или иную программу, ему необходи­мо не только «организовываться внутренне», но и организовать со­ответствующим образом рядовых участников праздника, митинга, воскресника и других массовых акций.

В деятельности такого типа особенно интенсивно формируют­ся организаторские способности личности. Прежде всею речь идет об умении отчетливо представлять ход решения выдвинутой задачи, разрабатывать оптимальную стратегию и тактику достижения цели, верно определять общую линию и конкретные шаги предстоя­щей работы. Большое значение имеет способность правильно подо­брать и расставить людей для выполнения намеченного задания, что требует основательного умения разбираться в людях. Здесь органи­затор выступает как практический психолог, обладающий наблюда­тельностью, способностью быстро и правильно оценить человека, угадать его склонность к конкретному виду деятельности.

Инициативная деятельность общественных формирований развивается сегодня в нескольких направлениях. После принятия ряда государственных программ по патриотическому воспитанию граждан заметно оживилась работа патриотических объединений. В этой работе ярко воплощается идея преемственности и сотрудниче­ства поколений. Как правило, в них активно участвуют ветераны, люди среднего поколения, молодежь и подростки. Прежде всего по­добная деятельность предполагает изучение истории родного края, собирание материалов о подвигах земляков, воссоздание истории бо­евых сражений. Применяемые методы традиционны для любого ис­торического изыскания (работа в архивах, сбор реликвий, запись воспоминаний, изучение печатных источников, поиски на местах боевых сражений и т.д). Как правило, выявленные документы и най­денные памятные предметы образуют основной фонд краеведчес­ких уголков и народных музеев.

Еще одно направление этой работы - проведение массовых походов молодежи по историческим местам. Обычно участники та­ких походов не ограничиваются простым обозрением памятных мест, а сочетают их посещение с определенными практическими де­лами, например, с озеленением территории вокруг памятников во­инской доблести и славы, благоустройством мемориальных местно­стей и др. Кульминационным моментом похода часто становится встреча со свидетелями и участниками знаменательных событий, массовые ритуальные действия у воинских памятников и на полях боевой славы.

Важное место в деятельности патриотических объединений занимает участие в подготовке и непосредственное проведение дней воинской славы, юбилеев земляков-героев, годовщин сражений и других событий отечественной истории. Объединения инициатив­ного типа помогают сделать эти праздники и церемонии более тор­жественными, эмоционально насыщенными, запоминающимися, придают им отчетливое общественное звучание и воспитательную значимость.

Все более важную роль начинают играть инициативные объе­динения в деле правового воспитания подростков, молодежи и взрос­лых. Вполне понятно, что в условиях кризисного развития общества, сопровождающегося заметным снижением правовой культуры, эта деятельность достойна всяческой поддержки и самого широкого распространения.

Во многих городах и селах инициативные объединения стано­вятся организаторами очень важной и нужной работы по охране ок­ружающей среды. Сегодня здесь явно мало одних гринписовских ак­ций. Задача заключается в том, чтобы защита природы стала делом самой широкой общественности, чтобы никто не оставался в сторо­не от решения этих чрезвычайно актуальных задач.

На современном этапе увеличился удельный вес общественных объединений инициативного типа, сосредотачивающих свое внима­ние на проблемах трудных подростков, семей группы риска, людей с ограниченными возможностями, ветеранов, временно безработных, вынужденных переселенцев и т.д.

Разветвленная сеть инициативных объединений помогает лю­дям стать активными участниками общественной жизни, расширя­ет сферу действия народной инициативы. Благодаря их усилиям по­вышается роль общественности в решении вопросов, связанных с организацией досуга, быта, образования и воспитания. Это дает воз­можность последовательно вовлекать в систему управления государ­ственными делами самые широкие слои населения.

Проявляясь в сфере социально-политических отношений, лич­ная активность человека превращается в могучую созидательную силу. Она нацелена на то, чтобы укрепить общественную систему, привести ее в соответствие с присущими ей объективными законо­мерностями и тенденциями. Это очень важный и ценный вклад в процесс формирования гражданского общества.

§ 2. Педагогические основы организации художественно-творческих занятий

Как уже отмечалось выше, на современном этапе особенно большое значение придается приобщению любителей к такой дея­тельности, в результате которой рождаются новые, оригинальные ценности. Практически каждая самодеятельная группа может стать в той или иной мере творческой группой. Работа над фольклорными произведениями и произведениями профессиональных поэтов, дра­матургов, композиторов, если она не сводится к слепому копирова­нию приемов известных исполнителей, режиссеров, хоров и ансамб­лей, всегда представляет собой занятие, содержащее элементы твор­чества.

Как в профессиональном, так и в самодеятельном творчестве существуют такие виды искусства, которые по природе своей нуж­даются в акте вторичного творческого воссоздания. Если живопись, графика, скульптура, фотография, кино могут стать предметом эс­тетического потребления без участия какого-либо посредника, то с театром, музыкой, хореографией дело обстоит иначе. Здесь нельзя обойтись без исполнителя, который играет роль связующего звена между автором и зрителем.

Роль исполнителя во всех видах искусства очень важна и от­ветственна. Пользуясь текстом пьесы, нотной или хореографичес­кой записью, са самодеятельное объединение, чаще всего с помощью руководителей, воспроизводит авторское произведение, придает ему реальное звучание и изображение. Соотношение репродуктив­ных и творческих элементов в общей структуре исполнительской деятельности зависит прежде всего от того, насколько квалифици­рованно работают любители над исполняемым произведением. Здесь очень важно по-настоящему понять автора, его позицию, за­мысел, цели. Для этого необходимо хорошо изучить биографию пи­сателя, композитора, драматурга, понять, знать эпоху, в которую создавались произведения, уловить характер отображенного в нем времени и событий.

Если любители имеют дело с сочинением, которое не раз уже исполнялось, целесообразно проанализировать и учесть ранее накоп­ленный опыт. Путь к этому - критическое сопоставление трактовок произведения различными исполнителями, выявление лучших вари­антов исполнительского стиля. В отдельных видах искусства наря­ду с первоначальными авторскими текстами могут существовать различные их редакции и обработки. Ознакомление с ними всегда не только интересно, но и полезно в плане поиска верной интерпретаци- и.ных и творческих элементов в общей структуре исполнительской деятельности зависит прежде всего от того, насколько квалифициро­ванно работают любители над исполняемым произведением. Здесь очень важно по-настоящему понять автора, его позицию, замысел, цели. Для этого необходимо хорошо изучить биографию писателя, композитора, драматурга, понять, знать эпоху, в которую создава­лись произведения, уловить характер отображенного в нем времени и событий.

Если любители имеют дело с сочинением, которое не раз уже исполнялось, целесообразно проанализировать и учесть ранее накоп­ленный опыт. Путь к этому - критическое сопоставление трактовок произведения различными исполнителями, выявление лучших вари­антов исполнительского стиля. В отдельных видах искусства наря­ду с первоначальными авторскими текстами могут существовать различные их редакции и обработки. Ознакомление с ними всегда не только интересно, но и полезно в плане поиска верной интерпретации.

Возможность творческих исканий в сфере исполнительства обусловлена тем, что воспроизведение авторских текстов никогда не делается механически. Здесь очень многое зависит от творческой ин­дивидуальности исполнителя, особенностей его подхода к произведе­нию, стиля исполнительской деятельности. Вот почему одно и тоже произведение может быть раскрыто разными людьми по-разному. Собственно, в этом и заключается основная прелесть исполнитель­ства - оно поистине безгранично, как безгранично в плане реализа­ции человеческих способностей творчество вообще.

В деятельности талантливых исполнителей творческий подход выражается в оригинальной интерпретации авторского произведе­ния, в умении создать собственную исполнительскую концепцию, в индивидуальном истолковании авторского замысла. Причем все это рождается только на основе глубокого постижения авторских пози­ций, отходить от которых или принципиально менять их исполните­ли, разумеется, не вправе.

Выразительные средства исполнительской деятельности очень разнообразны. В области музыки это может быть агогика, т.е. не­большие отклонения от заданного темпа и метра в виде замедлений. К этому же относятся различные способы использования голосового аппарата или музыкального инструмента, обеспечивающие очень связное, отрывистое или резко отрывистое исполнение последова­тельных рядов звуков. В состав выразительных средств входит ди­намика, основанная на применении различной степени силы звуча­ния, выделении отдельных звуков, их внезапной или постепенной смене и т.д. С целью яркого раскрытия идейно-эмоционального смыс­ла исполняемого произведения применяется фразировка, т.е. разгра­ничение и выделение музыкальных фраз и других небольших частей законченной темы. Очень разнообразны выразительные возможно­сти акцента, основанного на подчеркивании звука путем его усиле­ния, ритмического удлинения, смены тембра и некоторых других приемов.

Исполнительская деятельность во многих случаях развертыва­ется в форме коллективного исполнительства. Это театральное, хо­ровое, оркестровое, хореографическое и другие виды исполнитель­ства, по самой своей природе предполагающие объединение в общий исполнительский ансамбль целого ряда участников самодеятельно­сти. Благодаря их совместным усилиям рождается та художествен­ная ценность, которую создать в одиночку ни один из любителей не может. Это особая форма исполнительского творчества, требующая умений и навыков группового взаимодействия. Новая художествен­но-образная целостность возникает в результате творческого объе­динения различных исполнительских индивидуальностей.

На Руси, а затем и в России всегда любили петь. Без песни не обходился ни один праздник, ни одно гуляние, ни одна вечеринка. Эта хорошая традиция сохранилась и до сегодняшнего дня. Русская песня по-прежнему остается гордостью и жемчужиной нашего оте­чественного искусства.

Наряду с этим музыкально-песенное исполнительство замет­но обогатилось за счет активного развития самодеятельно-авторской и улично-дворовой песни. Как исполнительский материал такие пес­ни по природе своей рассчитаны на широкое пользование: они про­сты, не требуют особых вокальных данных, исполнение их доступно буквально всем. В чем-то подобное исполнительство напоминает за­душевную беседу: собравшись вместе, люди ведут своеобразный пе­сенный разговор о самих себе, о своей собственной жизни. Лучшие произведения этого жанра живо откликаются на все наиболее волну­ющие события современности. Это излюбленный репертуар в сфере туризма, молодежного отдыха, праздничного российского застолья.

По сравнению с другими формами общения с искусством че­ловек, включившийся в художественно-творческий процесс, всегда занимает наиболее активную позицию. Основное содержание худо­жественно-творческого акта - конкретно-образное воплощение эсте­тической цели. Материалом, из которого строится новый образ, яв­ляется запас жизненных и художественных впечатлений, приобре­тенных любителями в результате непосредственного восприятия дей­ствительности, знакомства с искусством, контактов с другими людь­ми. Вся эта информация творчески прорабатывается, из нее отбра­сывают несущественное, случайное. Творческая фантазия по-новому комбинирует элементы накопленных впечатлений и представлений, в результате чего и возникает оригинальный художественный образ.

Создание такого образа сопряжено с огромным трудом по на­коплению материала и непосредственному воплощению художе­ственной идеи в красках, звуках, словах, движениях. Как правило, на этом пути возникают многочисленные предварительные вариан­ты: эскизы и этюды к картинам, черновые рукописные наброски, опробованные и отброшенные актерские и режиссерские решения и т.д. Творческий процесс практически никогда не представляет не­прерывного, плавного движения вперед. В нем нередки остановки, тупики, возвраты к старому, мучительные переборы бесчисленных вариантов.

В ходе творческой деятельности происходит актуализация всех психических сил личности. Благодаря памяти осуществляется сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Мышление дает воз­можность производить необходимые аналитико-синтетические опе­рации: сравнение, обобщение, конкретизация, анализ, синтез и т.д. Воображение помогает преобразовывать предшествующий опыт и создавать на основе этого преобразования принципиально новые ху­дожественные структуры. Важным условием и фактором творчес­кого процесса являются волевые усилия человека, без которых не мо­жет быть ни сознательной постановки цели, ни выбора средств ее до­стижения, ни сосредоточения на решении поставленной задачи.

Развитие творческих способностей прежде всего связано с фор­мированием перцептивных качеств человека. Эти качества связаны с особенностями его внимания, восприимчивости, впечатлительнос­ти. Для успешной творческой деятельности большое значение имеет умение точно и быстро подмечать характерные черты предметов и явлений, видеть и запоминать изменения в наблюдаемых объектах, находить в них общее и различное, улавливать в окружающем мире то, чего не замечают другие люди.

Любой творческий акт - это разрешение проблемной ситуа­ции. В основе ее лежит конфликт между известным и неизвестным. Требуется найти решение, характер которого не подсказывается ни условиями самой задачи, ни имеющимся опытом. Это значит, что субъекты творческой деятельности должны самостоятельно вырабо­тать принципиально новую стратегию деятельности.

При решении творческой задачи в голове человека возникает так называемая динамическая модель проблемной ситуации. Компо­нентом ее являются условия задачи, следы отражения объектов в предшествующей практике и цель поиска. Модель имеет свойство доминантного очага. Она притягивает к себе даже те внешние раз­дражители, которые прямо не связаны с решаемой проблемой. При­чем в действие приводится не только область сознательного, но и бес­сознательного. Динамическая модель обладает уникальной способно­стью функционировать вне сознательной деятельности. Человеку кажется порой, что он совершенно не думает о поставленной задаче. Между тем мозг упорно ищет ее решение. Постоянно действующий очаг возбуждения помогает преодолеть косность имеющихся стерео­типов и образовать новые связи, минуя крайне неперспективную ра­боту по прямому перебору вариантов.

Основная трудность творческого поиска связана с тем, что формированию новых идей и образов серьезно мешают накопивши­еся стереотипные представления. В плане направленного формиро­вания творческих способностей очень важно воспитать у людей при­вычку везде и всюду искать свежие, новые подходы к самым обыч­ным явлениям и процессам. Творческая деятельность немыслима без творческого воображения. Чтобы создать что-то новое, надо хотя бы в самом общем виде мысленно представить себе это новое. В резуль­тате воображения на основе прошлого опыта рождаются принципи­ально новые мысли, представления, идеи, образы. В психологическом плане происходит процесс разложения, расчленения старых связей и выработка из получившихся элементов оригинальных, не встречав­шихся до сих пор художественных идей, решений, подходов и даже образов целостных структур.

Особое место среди личностных качеств, необходимых для плодотворной творческой деятельности, занимает способность к пе­реносу опыта из одной области в другую. Творчество - своего рода бег с барьерами, где основным препятствием являются стереотипы мышления. Именно они уводят творческую мысль на проторенную тропу, сбивают ее с истинного пути. Преодолеть эти барьеры мож­но только с помощью своеобразного прыжка. В свою очередь, для прыжка нужен не менее хороший толчок в виде определенного внеш­него раздражителя - аналога.

Существует несколько видов аналогии, используемых в про­цессе творчества. Сущность прямой аналогии составляет непосред­ственное сравнение сходных фактов, при котором одно подсказывает другое. Второй вид аналогии носит название символическая анало­гия. В этом случае для решения задачи подыскивается подсказка из совершенно иной области деятельности. И, наконец, аналогии третье­го вида - личные аналогии - строятся на т.н. отождествлении твор­ца с субъектом. Подобная ситуация особенно часто встречается в сфере художественного творчества, где художник идет от самого себя, ставит себя на место героя, чувственно переживает его действия, колебания, размышления и т.д.

Весьма полезную роль играет способность личности к ассоци­ированию. В психологическом плане ассоциация это отражение в со­знании взаимосвязи предметов и явлений, когда одно представление влечет за собой другое, связанное с ним в прошлом опыте. Ассоции­рование подталкивает к нахождению оригинального образа, необыч­ного подхода, свежего решения. Легче в этих поисках приходится людям, которые легко запоминают и столь же легко вспоминают увиденное, умеют выстраивать необычную цепь образных сравне­ний, способны перекинуть мостик от одного к другому и т.д.

Необходимые в творчестве интеллектуальные качества пред­полагают определенный уровень эрудиции человека. Обилие сведе­ний из разных областей благоприятствует выработке множества подходов к предмету. Однако если в целом эрудиция здесь полезна, то перегрузка избыточной информацией может не только помогать, но и мешать творческому мышлению, сбивать его на проторенные дорожки.

Современная любительская деятельность развивается чаще всего в коллективных формах. Это создает особо благотворные воз­можности не только для успеха в поиске, но и для формирования творческого умения. Дело в том, что решение многих творческих за­дач требует таких разносторонних качеств, которые практически не могут сочетаться в одном человеке. В поисковой группе вступает в действие принцип комплиментарности - способности не суммиру­ются, а умножаются. Каждый участник творческой деятельности вносит в общую копилку свой неповторимый вклад. Однако это не происходит само собой. Коллективное творчество надо организовать. Речь идет прежде всего о том, чтобы правильно использовать каж­дого человека в соответствии с особенностями его творческой инди­видуальности. Одни люди обладают уникальным талантом выдви­гать новые идеи, другие отличаются завидной способностью к скру­пулезному критическому анализу, третьи поистине незаменимы в процессе практической реализации творческого замысла Условно их называют генераторами, критиками и разработчиками.

Тип первый - люди, склонные и способные к генерации новых идей. У них постоянно рождается масса новых предложений, кото­рые они с охотой передают своим товарищам. Среди выдвигаемых генераторами идей могут быть, наряду с действительно талантливы­ми идеями, спорные, ошибочные, принципиально неприемлемые идеи. «Генератор» чаще всего не особенно интересуется, как и каким обра­зом придется воплощать его предложения.

Деятельность «генераторов» плодотворна только в том случае, когда они работают рука об руку с людьми, условно называемыми «критиками», которые представляют второй тип участников твор­ческой деятельности. «Критики» выполняют в коллективе очень важную дисциплинирующую функцию. Это своеобразный «отдел контроля», строго подмечающий слабые стороны выдвигаемых пред­ложений. Деятельность «критиков» дает гарантию того, что группа не прельстится внешне привлекательными, но абсолютно нереальны­ми идеями.

Третий тип - это те, кого заслуженно считают хорошими ис­полнителями. Для них характерно умение быстро заземлять любой проект, видеть его в действии еще до начала воплощения в жизнь. Исполнители-разработчики всегда обладают не только достаточно хорошей теоретической подготовкой, но и отменным практическим мастерством. Они неизменно выходят на ведущие позиции в период реализации идеи.

Задача руководителя творческого поиска - создать в группе такую обстановку, при которой генераторы, критики и исполните­ли не только не вступают друг с другом в конфликт, но в тесном единстве решают все поисковые задачи. По аналогичному принципу следует комплектовать и малые группы, которые создаются для ре­шения конкретных творческих задач.

Большое значение имеет правильное определение целей худо­жественно творческой работы. Они должны с самого начала настра­ивать любителей не на внешний эффект, а на упорную деятельность по овладению творческими умениями и навыками, на углубленное художественное самообразование и саморазвитие. Это единственно верный путь к высоким творческим результатам.

Не менее важна продуманная организация отношений между участниками художественно-творческого процесса. Исконная чело­веческая склонность к поиску наилучшим образом реализуется, если в коллективе царит подлинно творческая атмосфера, если руководи­тель сам на каждом шагу подает пример творческого отношения к делу. Такая атмосфера невозможна без заинтересованного внимания к каждому новому предложению, идее, находке, совету, от кого бы они ни исходили. Новаторский подход должен поощряться в любом случае, даже когда предложение оказывается по тем или иным при­чинам неприемлемым или неплодотворным.

Первостепенную роль играет работа по целенаправленному формированию художественно-творческой индивидуальности уча­стников самодеятельности. Это предполагает тщательное изучение способностей, соотнесение их с совокупностью качеств, необходимых для успешного творчества в избранном виде искусства. В индивиду­альном плане значительное место отводится развитию качеств, ко­торые чрезвычайно важны, но пока еще у данного человека недоста­точно развиты.

В числе других здесь используются такие приемы, как систе­матический анализ лучших художественных произведений, участие в построенных по игровому принципу занятиях на отбор оригиналь­ных метафор, эпитетов, сравнений; индивидуальные задания, выпол­нение которых непременно требует богатых и смелых ассоциаций.

Творческий процесс в сфере любительства не всегда эквивален­тен профессиональному творчеству, отличающемуся объективной новизной своих результатов. Очень часто любительская деятель­ность имеет лишь субъективный эффект, но от этого ее значимость нисколько не уменьшается. Менеджеры досуга ставят перед собой благородную цель сделать способным к творчеству каждого. И если профессиональная творческая деятельность дает обществу принци­пиально новые и материальные, и духовные ценности, любительские занятия обогащают его массой новых творческих личностей.

Особой формой проявления художественно-творческой актив­ности человека способна стать художественно-критическая деятель­ность любителей искусства. Она самым непосредственным образом связана с художественным восприятием и художественным образо­ванием, но представляет собой вполне самостоятельное явление. Как и любое отношение к осознаваемым явлениям, рождающиеся здесь суждения включают в себя не просто понимание и знание восприни­маемого объекта, но и ярко выраженные эмоциональные и волевые компоненты. Эта форма деятельности ценностного сознания челове­ка, в результате которой формируются ориентации и установки личности по отношению к объектам художественной культуры.

Применительно к сфере любительства художественно-крити­ческая активность может проявляться на нескольких различных уровнях. Первый и наиболее элементарный из них - уровень повсед­невного общения. Контакты такого рода всегда представляют инфор­мационный процесс, включающий обработку, накопление и выдачу определенной информации. Определенное место в этом процессе за­нимает обмен мнениями и оценками по поводу явлений художествен­ной жизни. Возникающее взаимодействие отличается практическим отсутствием какой-либо регламентации и большим равноправием собеседников.

Следует особо отметить, что рождающиеся здесь суждения от­личаются особой авторитетностью: очень часто люди неукоснитель­но придерживаются их в своей художественной практике - смотрят или отвергают определенные кинофильмы и спектакли, читают или, наоборот, отказываются от тех или иных книг и т.д. Все это заставля­ет серьезно подумать о возможностях превращения стихийно разви­вающейся оценочно-практической деятельности в орудие направлен­ного эстетического воспитания. Здесь могут быть использованы самые разнообразные средства: продуманная работа по обогащению общего содержания досуговых контактов, привлечение внимания к наиболее значимым явлениям художественной жизни (ставится задача - сде­лать эти явления предметом обсуждений), влияние на содержание по­вседневного общения через механизм лидерства и т.д.

 

 

Второй уровень функционирования художествен! ю- критичес­кой деятельности связан с организацией специальных встреч, имею­щих целью серьезное и всестороннее обсуждение определенных про­изведений. Такие обсуждения принимают чаще всего форму чита­тельских и зрительских конференций, где аудитория выступает од­новременно и как объект, и как субъект формирующего воздействия. Эти встречи немыслимы без активного участия всех присутствую­щих. Публично отстаивая свои эстетические позиции, люди приоб­ретают ценные навыки художественно-критического анализа. Чело­век получает отличную возможность сопоставить, сравнить свое по­нимание произведений с тем, что думают по этому поводу другие. Практически каждое выдвигаемое предложение проходит здесь че­рез своеобразный коллективный фильтр: оно рассматривается, взве­шивается, обсуждается. Обстановка творческой дискуссии и неиз­менное наличие оппонентов подталкивают к максимальной доказа­тельности, убедительности, четкости. Перед участниками предста­ют не истины в конечной инстанции, а напряженный поиск верного решения проблемы. Суждения, победившие в такой борьбе, отлича­ются особой авторитетностью и значимостью.

Наивысшего развития художественная критическая актив­ность достигает на третьем уровне своего функционирования - в рамках специальных любительских объединений. В широко распро­страненных ныне объединениях любителей музыки, кино, театра, живописи, литературы художественно-критическая деятельность приобретает уже целый ряд дополнительных качеств. Прежде всего эта деятельность базируется на достаточно хорошем знании теории и истории искусств. По сравнению с обсуждениями художественных произведений на массовых дискуссионных мероприятиях работа любителей отличается большей глубиной, основательностью, разно­образием. Здесь могут использоваться такие формы, как аналити­ческие обзоры, доклады, письменные и устные рецензии, отклики, отзывы и т.д. У объединений этого типа есть возможности подклю­читься к организации художественно-образовательной деятельнос­ти: освещать художественную жизнь в местной печати, принимать участие в подготовке и проведении литературных вечеров и презен­таций художественных новинок, выпускать специальные бюллетени, рекламные материалы и т.п.

Особое значение имеет содружество любителей литературы и искусства с любительскими творческими группами. Как правило, у профессиональной художественной критики до этих групп просто- напросто не доходят руки. Между тем квалифицированный крити­ческий разбор самодеятельных спектаклей, концертных программ, художественно публицистических выступлений необходим.

Организация объединений для тех, кто склонен к искусство­ведческим и художественно-критическим занятиям, важна еще по одной причине. Значительное число людей, страстно любящих и по­нимающих искусство, не имеют ярко выраженных способностей ни к исполнительской, ни к художественно-творческой деятельности. Дать им какие-то активные, творческие и в то же время посильные занятия - значит приобщить к полезному во всех отношениях кол­лективному досугу еще значительную группу интересующихся ис­кусством.

Одна из первостепенных задач на пути дальнейшего совер­шенствования этой работы - сделать художественно-творческие коллективы, с одной стороны, и объединения любителей музыки, те­атра, кино, изоискусства - с другой, не параллельно существующи­ми, а взаимодополняющими друг друга. При такой постановке дела художественная самодеятельность получила бы но-настоящему ква­лифицированную аудиторию истинных знатоков и поклонников оп­ределенных видов и жанров искусства. Именно на этом пути легче всего замкнуть в единую цепь основные системообразующие звенья полновесной эстетической деятельности: непосредственное общение с искусством, художественное образование и художественное твор­чество в собственном смысле слова.

Анализ современного состояния художественно-творческой деятельности показывает, что она переживает период кризисно­го развития и нуждается в серьезных преобразованиях. Новые подходы требуют определенного переосмысления традиционных представлений о природе, назначении и функциях самодеятельно­го искусства. Необходима обновленная концепция, которая учи­тывала бы требования времени и содержала целостную совокуп­ность предложений о путях дальнейшего развития народного ху­дожественного

 

 

творчества.

Сохранившиеся до сих пор ориентации и установки сложились более полувека назад и несут на себе груз представлений и идей того нелегкого и противоречивого времени. Административно-команд­ная система упорно стремилась тогда утвердить свой суровый и же­сткий контроль во всех областях общественной жизни и пуще всего опасалась самодеятельности не в обюрокраченном, а в точном и под­линном смысле этого слова. Гораздо проще было управлять тем, что спокойно укладывалось в рамки театрально-концертной модели и шло только через официальное курирование. В соответствии с этим подходом праздники начали превращаться в вымуштрованные па­рад-демонстрации, «живые газеты» стали парткомовскими рупора­ми, обряды приобрели вид мертворожденных «звездин», «октябрин» и прочей так и не прижившейся советской обрядности.

Глубоко ошибочным было тогда решение проблемы о соотно­шении профессионального и художественного творчества. В соот­ветствии с исходящими свыше директивами самодеятельности была уготована роль элементарного дублера профессионального искусст­ва, своеобразного второго эшелона, популяризирующего то, что на­работано профессионалами.

Одним из немаловажных обстоятельств, повлиявших на фор­мирование концепции художественной самодеятельности в 1930-е годы, был разгром так называемого жизнестроительного направле­ния в эстетике, литературе и искусстве. Сторонники жизнестроения выступали с резкой критикой старой, оторванной от жизни художе­ственной культуры. Слов нет, в этих воззрениях было много элемен­тов максимализма и фантазерства. Общественно-созидательные функции искусства нередко преувеличивались. Однако в яростной критике жизнестроительной концепции погибло и содержащееся в ней рациональное зерно. Оно заключалось в ориентации искусства, в первую очередь самодеятельного творчества, не просто на создание художественных произведений, а на формирование добротной худо­жественно-эстетической среды для повседневной жизнедеятельности людей. К сожалению, очень важная идея начисто выпала в дальней­шем из системы воззрений на сущность и функции художественной самодеятельности В теоретической и практической деятельности на современ­ном этапе нельзя забывать, что самодеятельное творчество, в отли­чие от профессионального искусства, интенсивно выходит и должно выходить за рамки чисто эстетических структур. Очень значитель­ная часть его вообще функционирует на границе искусства и неис- кусства, художественного и нехудожественного.

Трансформация функций народной художественной культу­ры во многом стимулируется сегодня общим характером проводи­мого реформирования. Интенсивное развитие национального само­сознания и активное возрождение досугово-бытовых традиций выз­вали к жизни феномен, который квалифицируется как нью-трайба- лизм. В городской и сельской среде идет своеобразный возврат к жи­вой культуре, с ее обычаями, обрядами, праздниками. Возрождаю­щееся на этой основе искусство, непосредственными субъектами ко­торого становятся буквально все, представляет плодотворный пово­рот к истокам народного творчества, к самодеятельности в подлин­ном смысле слова. В реальной жизни уже возникло множество совер­шенно новых организационных форм, явно не укладывающихся в институциональные схемы художественной самодеятельности про­шедших времен. Мы имеем в виду домашнее, семейное исполнитель­ство, спонтанно возникающие группы дворового и уличного люби­тельства, импровизированные ансамбли, участвующие в обрядово­праздничных торжествах, и другие объединения, которые не ставят перед собой задачи обязательного участия в концертах, смотрах, фе­стивалях и не хотят идти по пути привычной сценической ориента­ции. Однако нельзя не отметить, что здесь тоже есть свои трудности. Довольно многое оказалось позабытым. Заметно поблекла культура исполнения. В аутентичные фольклорные структуры вносятся порой досадные искажения. В этих условиях особенно необходимо подкреп­ление полезных инициатив участников самодеятельности квалифи­цированной помощью со стороны профессионалов. Спонтанный творческий энтузиазм становится эффективным только тогда, ког­да он подкрепляется высоким уровнем художественного мастерства.

До сих пор еще дают о себе знать рецидивы концепции, харак­терными чертами которой являлось явное преобладание трансляци­онных функций самодеятельного искусства над творческими. Эта концепция плохо связывается с развитием народного творчества как целостной, относительно самостоятельной и самореализующейся си­стемой. В ней нет опоры на исконные фольклорные традиции, не учитывается синкретическая природа традиционного искусства, иг­норируется его неразрывная связь с локальной повседневной культу­рой разнообразных социальных групп и общностей. Реальная само­деятельная практика рассматривается в отрыве от таких компонен­тов низовой культуры, как обрядность, праздники, отдых, развлече­ния, игровые занятия и т.д.

Одной из наиболее важных причин кризисного развития само­деятельного художественного творчества в нашей стране стало то, что мы не сумели найти этому творчеству истинное, подлинное ме­сто и, таким образом, заставили его «рядиться в чужие костюмы». Явно не учитывалось, что между жизнью, с одной стороны, и боль­шим профессиональным искусством и подражающей ему самодея­тельностью - с другой, реально существует огромное поле массовых досугово-бытовых занятий, которые не могут обходиться без насы­щения их особыми художественными средствами и позарез нужда­ются в них.

Продуктивные попытки обозначить контуры новой концеп­ции самодеятельного художественного творчества проявляются в целом ряде публикаций последнего времени. Здесь можно прежде всего сослаться на таких авторов, как Е.И. Смирнова, Т.И. Бакла­нова, B.C. Цукерман, А.С. Каргин, Н.Т. Михайлова, Л.И. Михайло­ва, Н.А. Хренов и др. Однако решительного прорыва к новой пара­дигме пока еще не произошло.

Рекомендуемая литература к главе IV

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инноваци­онный курс. - Казань: КАЗГУ, 1996.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 493.