§ 1. Характеристика основных направлений самодеятельного творчества
Центральное место в системе народной культуры занимает художественная творческая деятельность. Приступая к ее анализу, целесообразно выделить три основных направления развития этой деятельности: фольклор, любительское искусство, т.е. искусство, ориентированное на профессиональные образцы, и постфольклорное творчество, развивающееся на основе инновационных форм креативности.
С понятием «фольклор» произошло то, что в области терминологии случается весьма редко, - оно имеет точную дату и место рождения. В 1864 году известный английский историк Вильям Томе впервые употребил это слово в своей статье, напечатанной в газете «The Athenaeum». С легкой руки этого исследователя новый термин стал постепенно проникать во все страны, заменяя прежние многочисленные обозначения феномена народного творчества.
В российскую науку понятие «фольклор» вошло с некоторой задержкой. Во всяком случае, в течение XIX столетия употреблялись главным образом термины «народное поэтическое творчество», «устная словесность», «народная словесность», «народная поэзия», и только в начале XX века стало постепенно вводиться слово фольклор. В целом отечественная фольклористика всегда тяготела к некоторому зауживанию объема этого понятия. В таком подходе, с одной стороны, были определенные плюсы (на узком участке легче шли процессы углубления теории и практики познания объекта), но с другой
- и свои минусы (изучаемая область, изолируясь, превратилась в довольно жесткую систему, отталкивающую от себя многочисленные художественные новообразования).
Сегодня можно с определенностью говорить о трех подходах к исследованию фольклора и о трех родившихся на этой базе концепциях. В рамках первой из них фольклор рассматривается как устное поэтическое творчество. Сторонники второй концепции понимают под фольклором комплекс словесных, музыкальных, драматических, хореографических, декоративно-прикладных видов народного творчества. Сущность третьей концепции состоит в том, что фольклором именуется народная художественная культура в целом. На современном этапе наибольшую поддержку у научной общественности получила вторая, срединная, концепция, уходящая как от слишком зауженного, так и чрезмерно широкого эксплицирования исследуемого понятия.
С точки зрения классического деления искусства по родовому признаку в фольклоре существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. При этом в состав эпических включаются былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, сказы и др. К произведениям лирического характера относятся обрядовые, семейные, любовные песни, частушки, причитания и т.д. В ряду драматических произведений стоят различные народные драмы.
Вместе с тем фольклор настолько разнообразен, что три традиционные родовые обоймы, естественно, не могут вобрать в себя все реально существующие жанры. Ведь наряду с вышеназванными жанрами есть еще пословицы, поговорки, анекдоты, заговоры, загадки, дразнилки, потешки, заклинания, духовные стихи, жанры танцевального и декоративно-прикладного искусства и многое другое. Таким образом, троичное деление фольклорных жанров едва ли может считаться сегодня продуктивным.
Российская фольклористика исходит из понимания фольклора как общественно обусловленной, исторически развивающейся творческой деятельности народа, обладающей целостной совокупностью специфических признаков, в число которых включаются традиционность, синкретизм, коллективность творческого процесса, полиэлементность, преимущественно устная передача, вариативность. У фольклора есть своя характерная для него система выразительных средств. В схематическом виде ее можно обозначить как особые композиционные средства: запев, зачин, присказка, ретардация (замедленное развитие действия), троичность событий, общие места и специфические стилистические средства (символика, параллелизмы, постоянные эпитеты, гиперболы, аллегории, гротеск и др.).
По отношению к фольклорному наследию художественная деятельность духовного плана включает несколько функций. Первая из них - работа по сохранению фольклора в повседневной жизни народа. Речь идет о таком бытовании фольклорных произведений, когда люди поют, играют, танцуют не для публики, а для себя. Здесь фольклор существует и развивается в живых формах народной эстетики: праздничных обрядах, играх, гуляниях, посиделках, хороводах и т.д.
Совсем иначе обстоит дело в тех ситуациях, когда самодеятельность использует фольклор в своих сценических выступлениях. Перевод фольклорных произведений в принципиально новую форму существования требует серьезной их адаптации. Прежде всего фольклор освобождается от целого ряда бытовых деталей. Произведение обретает более жесткую закрепленность, даже если импровизацион- ность в какой-то мере сохраняется, удельный вес ее приходится резко сокращать. В действие вступают законы сцены, заставляющие учитывать особенности зрительского восприятия, необходимость уложиться в определенные временные рамки, сделать показ ярким, интересным, динамично развивающимся и т.д.
Следует всячески опасаться обезличенности, стандартизации, незнания или прямого игнорирования местаой исполнительской манеры. В результате подобных ошибок народные хоры и ансамбли становятся похожими друг на друга. Исчезает неповторимое своеобразие певческих и танцевальных приемов, утрачиваются ценные региональные традиции.
Применительно к выступлениям народных хоров пресловутый «общерусский стиль» чаще всего сводится к примитивному двухго- лосию, разухабистости, надрывности. Теряется то, чем всегда славилась истинно русская исполнительская манера с ее многоголосием, сдержанностью, благородством. Упрощенное до примитива пение в некой стандартной манере начинает вытеснять чистое и стройное, расцвеченное отголосками истинно русское исполнение народных песен. Нечасто можно встретить многоголосые хоры, выступающие не просто под баян, а под традиционные народные инструменты - балалайки, рожки, гудки, жалейки. Многие неплохие, в сущности, народные ансамбли не умеют и боятся петь без сопровождения. Между тем природа русского многоголосия исключительно богата по своим исполнительским возможностям. Это великолепная школа для всестороннего развития музыкального слуха, выработки чувства ансамбля, формирования правильного интонирования.
Фольклорной самодеятельности полезно больше внимания уделять собирательству. Это значительно обогащает работу, делает ее творческой, значительно расширяются источники пополнения репертуара. Участники самодеятельности обретают плодотворные связи с глубинными истоками, питающими нашу художественную культуру.
Систематическая поисково-исследовательская работа дает возможность учиться редчайшему искусству не просто петь, а творить песню. Бережная запись и воспроизведение песенного фольклора с тщательным сохранением его поэтического и музыкального богатства помогает лучше понять и усвоить первозданную исполнительскую манеру. Там, где по-настоящему развивается собирательская деятельность, не остается места обезличенным под «а-ля рюс» песенным штампам.
Принцип бережного отношения к художественным традициям отнюдь не означает их абсолютной неприкосновенности. Современная самодеятельность - не просто хранитель, а продолжатель всего лучшего, что накоплено в системе народного творчества. Вот почему наряду с очень полезной и важной во всех отношениях поисково-исследовательской деятельностью наши самодеятельные группы много и успешно занимаются творческой обработкой фольклорных произведений. В целом ряде случаев это не только полезно, но и необходимо. Существует немало народных произведений, особенно из обрядового репертуара, которые можно переносить на сцену, лишь освободив их от бытовых деталей и объединив в тематические циклы и программы. Опыт лучших фольклорных ансамблей свидетельствует о допустимости квалифицированно выполненной аранжировки фольклора. Важно только, чтобы такая аранжировка не нарушала исконную природу и глубинную сущность первоисточника, не вносила в него чужеродных элементов.
Время перестройки и реформирования общественной жизни связано в нашей стране с самым настоящим фольклорным бумом. Фольклор активно возрождается на досугово-бытовом уровне, прежде всего в традиционных праздниках и обрядах. Успешно работают многочисленные фольклорные коллективы, фольклорные школы, дома и центры фольклора. Культурное наследие изучается в школах и других учебных заведениях. В достаточно широких масштабах готовятся кадры специалистов по фольклору.
Все это, естественно, радует и вместе с тем тревожит. При громадном уважении к традиционному народному искусству не стоит забывать, что оно составляет лишь часть культуры. Обращаясь к истории, правомерно заметить, что основной бедой процесса развития нашей художественной жизни всегда было неумение разумно сочетать традиционное и инновационное. Едва ли станет полезным, если мы в пылу фольклорного энтузиазма начнем срочно переквалифицировать все наши досуговые центры в фольклорные. Надо, чтобы традиционная художественная культура занимала очень почетное место. Но только свое, никого при этом не оттесняя и не стесняя. Здесь тоже требуется гармония старого и нового. Не зря говорят, что не стоит идти вперед с головой, повернутой назад.
После появления на Руси профессионального искусства, а точнее, почти параллельно с его формированием начинает развиваться художественное творчество непрофессионалов. Понятия «дилетант» и «дилетантство» (от итальянского dilettante и dilettare - услаждать) употребляли тогда по отношению к людям, которые занимались искусством без специальной подготовки и деятельность которых в этой области не являлась для них профессией. Никакого негативного смысла в этот термин не вкладывалось. Во Франции любителя подобного типа называли аматер { Amateur ), а в Германии применительно к человеку с таким увлечением употребляли термин Liebhaber .
В России аматерное искусство получило довольно широкое распространение в дворянской среде. Как известно, здесь было очень много талантливых людей, которые с великим удовольствием и отличными результатами занимались художественным творчеством, но официально (особенно это относилось к аристократическому дворянству) в силу сословного положения не могли себя причислить к категории профессиональных тружеников искусства. Несколько позднее к интересному и даже по-своему престижному виду творчества стали подключаться и представители других слоев общества. В 1748 году в Ярославле родился домашний любительский театр Федора Волкова; с 1760 года в Москве начала действовать аналогичная театральная группа Ильи Скорнякова. Среди любительских театров, возникших позднее, нельзя не отметить Алексеевский кружок (1877) К.С. Алексеева (Станиславского). Некоторые из этих любителей, пройдя через самодеятельность Немецкого клуба и Московского общества искусства и литературы, стали потом основателями Московского художественного театра (1898).
Не менее активно развивалось в России музыкальное любительство. После того, как вошел в моду клавесин, появилось великое множество любителей пения. Получившая популярность гитара подняла интерес к романсам. Музыкальные и театральные любительские группы стали неотъемлемым звеном деятельности народных домов, клубов и изб-читален.
В первые послеоктябрьские годы у дореволюционного любительского театра появилось немало противников, которые смотрели на подобное занятие как на подражательное и отжившее свой век. В новом бушующем мире значительно больше ценилось агитационнопропагандистское искусство в форме «живой газеты», «синей блузы», театров рабочей молодежи, агитпропбригад. Однако в развернувшейся нелегкой борьбе любительство не только устояло, но и к середине 1930-х годов вышло на лидирующие позиции. Не будет преувеличением сказать, что именно оно составило основу того довольно широкого культурного движения, которое получило наименование «художественная самодеятельность».
Наряду с фольклором и любительством, ориентированным на образцы профессионального творчества, в общей системе народной художественной культуры отчетливо выделяется еще одно направление. У него нет устоявшегося и общепринятого названия. Однако чаще всего используется понятие «постфольклорное творчество». В отличие от крестьянского по своей природе и сущности традиционного фольклорного искусства по< тфольклор - это явление городской жизни и городской культуры. В художественно-онтологическом плане оно родилось в результате своеобразного синтеза фольклора, профессионального искусс гва и аматерной деятельности. Постфольклор с самого начала имел ярко выраженное гибридное содержание и своеобразную систему выразительных средств. Кстати говоря, этот феномен был характерен не только для российской действительности. Появление его имело место и в других странах. Рассматриваемый жанр художественной культуры начал создаваться широкими демократическими слоями городского населения. Это было выражением их нового мировосприятия, мироощущения и мировоззрения. В российском варианте многое шло, с одной стороны, от народной сме- ховой культуры, народной сатиры, ярмарочного балагана, сатирикоюмористического кукольного театра, представления ряженых, лубочных картинок, веселых капустников, а с другой - от профессиональной (и полупрофессиональной) эстрады, цирка, театра. Короче говоря, мы видим тут типичную смесь «сырого» и «вареного», самодеятельного и профессионального, народного и специализированного искусства.
Одной из оригинальных ветвей третьего, постфольклорного, направления в послереволюционные годы стали у нас уже упоминавшиеся жанры самодеятельного агитпропа в виде «живогазетных» программ, политсудов, политкарнавалов, «синеблузых» представлений, трамовских спектаклей и т.д. Позднее на этой основе родилась широко известная агитационно-художественная бригада. На современном этапе к формам третьего направления можно отнести любительские эстрадные театры, стэмы, КВН, клубные кабаре, театры буффонады и другие театры малых форм. Это направление продолжает жить и успешно развиваться и в настоящее время.
Важное место в общей системе современного народного творчества занимает поисково-исследовательская деятельность. Элементы поиска и исследования встречаются во многих видах досуговых увлечений. Однако в некоторых случаях они выходят на первый план и становятся основной, главной целью любителей. Говоря о поисковоисследовательской деятельности, мы имеем в виду особо организованные, использующие специальные методы познания и преобразования явлений окружающей действительности занятия. Главная цель такой деятельности - получение новой информации и разыскание определенных предметных ценностей.
Поиск и исследование характерны для работы любителей и любительских объединений краеведческого и природоведческого типа. В последние годы усилилось стремление к научным изысканиям в гуманитарно-общественной сфере. Это выразилось, в частности, в быстром росте досуговых формирований, специализирующихся в области истории, искусствоведения, литературы, фольклористики, этнографии и др.
Одной из специфических форм развертывающейся в условиях свободного времени поисково-исследовательской деятельности является коллекционирование. Речь идет о целенаправленном разыскании представляющих исторический, историко-краеведческий, естественнонаучный или художественный интерес предметов с последующим объединением их в систематизированное по тому или иному признаку собрание - коллекцию.
Коллекционерские занятия имеют весьма важную особенность. При правильной организации они выводят человека за сравнительно узкие рамки интереса к непосредственному процессу собирательства. Как правило, объединяемые в коллекции вещи обладают ярко выраженными эстетическими качествами, поэтому почти любое коллекционирование способствует эстетическому развитию личности. Стремясь стать знатоком и мастером в определенной области, человек так или иначе втягивается в процесс художественного самообразования.
Собираемые предметы почти всегда интересны в историческом плане. Свою историю может иметь и сам коллекционируемый предмет, и то событие, которому посвящена, например, открытка, этикетка, монета, марка. Таким образом, любитель очень часто становится своеобразным специалистом в своей области.
Серьезное увлечение коллекционированием обычно предполагает определенную подготовку в той или иной специальной области
- географии, спорте, экономике, биологии, этнографии и т.д. Без основательной научной ориентации невозможно ни целенаправленное комплектование коллекций, ни систематизация коллекционного материала. Коллекционирование относится к тем видам хобби, которыми во многих случаях интереснее заниматься не в одиночку, а активно общаясь с коллегами. В совместной деятельности коллекционеров привлекает возможность обмена знаниями и опытом, встречи с квалифицированными любителями из других клубов и объединений, получение информации о новинках, возможность централизованного комплектования своих собраний и обмена коллекционным материалом. Здесь общими усилиями приобретается справочная литература, выписываются специальные периодические издания, каталоги, книги, организуются выставки, конкурсы, смотры.
Большой простор для занятий поисково-исследовательского характера представляет область технического творчества. К сожалению, в последние годы по целому ряду причин эта область оказалась по своему содержанию несколько суженной. Между тем в организации такой деятельности в досуговых центрах есть очень большая необходимость. Среди ее достоинств большое значение имеют оснащение оборудованием и материалами, организационно-педагогические преимущества, возможность систематического повышения технической компетентности под руководством квалифицированных руководителей и т.д.
Любительская деятельность технического плана включает в себя конструирование моделей, механизмов, приборов, машин, радиоэлектронных устройств и других технических объектов. Развиваясь в условиях культурно-досуговых центров, эта деятельность имеет собственное специфическое содержание и, как правило, не дублирует ту изобретательную и рационализаторскую работу, которую ведут энтузиасты, объединенные обществами изобретателей, рационализаторов и отраслевыми научно-техническими обществами. В центрах досуга культивируют, в основном, техническое любительство, не связанное с решением производственных задач: спортивное моделирование, конструирование занимательных технических устройств, кибернетических механизмов, оригинальной радиоаппаратуры, малолитражных средств передвижения, бытовых приборов, миниатюрных самоделок и т.д. Значительное распространение нашли кружки технического моделирования, авиа-, авто-, судомодели- рования, радиоэлектроники, кибернетики, автоматики.
Конструкторско-техническая деятельность может носить репродуктивный характер. Это воспроизведение уже созданных ранее технических объектов, в процессе которого кружковцы занимаются исполнительской работой. Репродуктивное конструирование - необходимая предпосылка и ступень на пути подлинно творческой деятельности, представляющей смысл существования большинства любительских коллективов. Школа воспроизведения дает кружковцам необходимые научно-технические знания. Работая по имеющемуся образцу или инструкции, они не только совершенствуют свои умения, но и, в известной мере, приобщаются к процессу творчества «изнутри». Для них становится более понятным и доступным путь постоянного исследования с неизбежными на этом пути сомнениями, поисками, находками.
Среди развивающихся в сфере свободного времени видов деятельности почетное место занимает деятельность, относящаяся к области социального творчества. Инициативное объединение представляет собой организацию особого типа Поскольку его члены зачастую близко связаны по работе или проживают в одном районе, их общение с населением протекает в обстановке предельной непринужденности и доверительности. Постоянно встречаясь с людьми, они всегда могуг быть в курсе местных дел, хорошо знают настроения, суждения, мнения основных групп микросоциума. Им легче определять результаты своих инициатив, налаживать обратные связи. Практикуемые ими методы воздействия обладают большей гибкостью, постоянно совершенствуются, приспосабливаются к конкретным региональным условиям.
Важным компонентом социального творчества является организаторская деятельность. Конечная цель ее состоит в обеспечении эффективного выполнения определенного вида целевой деятельности, которая может представлять собой воспитание, творчество, развлечение, отдых. В процессе организаторской работы осуществляется мобилизация и координация действий других людей. Каждый раз, когда объединение реализует ту или иную программу, ему необходимо не только «организовываться внутренне», но и организовать соответствующим образом рядовых участников праздника, митинга, воскресника и других массовых акций.
В деятельности такого типа особенно интенсивно формируются организаторские способности личности. Прежде всею речь идет об умении отчетливо представлять ход решения выдвинутой задачи, разрабатывать оптимальную стратегию и тактику достижения цели, верно определять общую линию и конкретные шаги предстоящей работы. Большое значение имеет способность правильно подобрать и расставить людей для выполнения намеченного задания, что требует основательного умения разбираться в людях. Здесь организатор выступает как практический психолог, обладающий наблюдательностью, способностью быстро и правильно оценить человека, угадать его склонность к конкретному виду деятельности.
Инициативная деятельность общественных формирований развивается сегодня в нескольких направлениях. После принятия ряда государственных программ по патриотическому воспитанию граждан заметно оживилась работа патриотических объединений. В этой работе ярко воплощается идея преемственности и сотрудничества поколений. Как правило, в них активно участвуют ветераны, люди среднего поколения, молодежь и подростки. Прежде всего подобная деятельность предполагает изучение истории родного края, собирание материалов о подвигах земляков, воссоздание истории боевых сражений. Применяемые методы традиционны для любого исторического изыскания (работа в архивах, сбор реликвий, запись воспоминаний, изучение печатных источников, поиски на местах боевых сражений и т.д). Как правило, выявленные документы и найденные памятные предметы образуют основной фонд краеведческих уголков и народных музеев.
Еще одно направление этой работы - проведение массовых походов молодежи по историческим местам. Обычно участники таких походов не ограничиваются простым обозрением памятных мест, а сочетают их посещение с определенными практическими делами, например, с озеленением территории вокруг памятников воинской доблести и славы, благоустройством мемориальных местностей и др. Кульминационным моментом похода часто становится встреча со свидетелями и участниками знаменательных событий, массовые ритуальные действия у воинских памятников и на полях боевой славы.
Важное место в деятельности патриотических объединений занимает участие в подготовке и непосредственное проведение дней воинской славы, юбилеев земляков-героев, годовщин сражений и других событий отечественной истории. Объединения инициативного типа помогают сделать эти праздники и церемонии более торжественными, эмоционально насыщенными, запоминающимися, придают им отчетливое общественное звучание и воспитательную значимость.
Все более важную роль начинают играть инициативные объединения в деле правового воспитания подростков, молодежи и взрослых. Вполне понятно, что в условиях кризисного развития общества, сопровождающегося заметным снижением правовой культуры, эта деятельность достойна всяческой поддержки и самого широкого распространения.
Во многих городах и селах инициативные объединения становятся организаторами очень важной и нужной работы по охране окружающей среды. Сегодня здесь явно мало одних гринписовских акций. Задача заключается в том, чтобы защита природы стала делом самой широкой общественности, чтобы никто не оставался в стороне от решения этих чрезвычайно актуальных задач.
На современном этапе увеличился удельный вес общественных объединений инициативного типа, сосредотачивающих свое внимание на проблемах трудных подростков, семей группы риска, людей с ограниченными возможностями, ветеранов, временно безработных, вынужденных переселенцев и т.д.
Разветвленная сеть инициативных объединений помогает людям стать активными участниками общественной жизни, расширяет сферу действия народной инициативы. Благодаря их усилиям повышается роль общественности в решении вопросов, связанных с организацией досуга, быта, образования и воспитания. Это дает возможность последовательно вовлекать в систему управления государственными делами самые широкие слои населения.
Проявляясь в сфере социально-политических отношений, личная активность человека превращается в могучую созидательную силу. Она нацелена на то, чтобы укрепить общественную систему, привести ее в соответствие с присущими ей объективными закономерностями и тенденциями. Это очень важный и ценный вклад в процесс формирования гражданского общества.
§ 2. Педагогические основы организации художественно-творческих занятий
Как уже отмечалось выше, на современном этапе особенно большое значение придается приобщению любителей к такой деятельности, в результате которой рождаются новые, оригинальные ценности. Практически каждая самодеятельная группа может стать в той или иной мере творческой группой. Работа над фольклорными произведениями и произведениями профессиональных поэтов, драматургов, композиторов, если она не сводится к слепому копированию приемов известных исполнителей, режиссеров, хоров и ансамблей, всегда представляет собой занятие, содержащее элементы творчества.
Как в профессиональном, так и в самодеятельном творчестве существуют такие виды искусства, которые по природе своей нуждаются в акте вторичного творческого воссоздания. Если живопись, графика, скульптура, фотография, кино могут стать предметом эстетического потребления без участия какого-либо посредника, то с театром, музыкой, хореографией дело обстоит иначе. Здесь нельзя обойтись без исполнителя, который играет роль связующего звена между автором и зрителем.
Роль исполнителя во всех видах искусства очень важна и ответственна. Пользуясь текстом пьесы, нотной или хореографической записью, са самодеятельное объединение, чаще всего с помощью руководителей, воспроизводит авторское произведение, придает ему реальное звучание и изображение. Соотношение репродуктивных и творческих элементов в общей структуре исполнительской деятельности зависит прежде всего от того, насколько квалифицированно работают любители над исполняемым произведением. Здесь очень важно по-настоящему понять автора, его позицию, замысел, цели. Для этого необходимо хорошо изучить биографию писателя, композитора, драматурга, понять, знать эпоху, в которую создавались произведения, уловить характер отображенного в нем времени и событий.
Если любители имеют дело с сочинением, которое не раз уже исполнялось, целесообразно проанализировать и учесть ранее накопленный опыт. Путь к этому - критическое сопоставление трактовок произведения различными исполнителями, выявление лучших вариантов исполнительского стиля. В отдельных видах искусства наряду с первоначальными авторскими текстами могут существовать различные их редакции и обработки. Ознакомление с ними всегда не только интересно, но и полезно в плане поиска верной интерпретаци- и.ных и творческих элементов в общей структуре исполнительской деятельности зависит прежде всего от того, насколько квалифицированно работают любители над исполняемым произведением. Здесь очень важно по-настоящему понять автора, его позицию, замысел, цели. Для этого необходимо хорошо изучить биографию писателя, композитора, драматурга, понять, знать эпоху, в которую создавались произведения, уловить характер отображенного в нем времени и событий.
Если любители имеют дело с сочинением, которое не раз уже исполнялось, целесообразно проанализировать и учесть ранее накопленный опыт. Путь к этому - критическое сопоставление трактовок произведения различными исполнителями, выявление лучших вариантов исполнительского стиля. В отдельных видах искусства наряду с первоначальными авторскими текстами могут существовать различные их редакции и обработки. Ознакомление с ними всегда не только интересно, но и полезно в плане поиска верной интерпретации.
Возможность творческих исканий в сфере исполнительства обусловлена тем, что воспроизведение авторских текстов никогда не делается механически. Здесь очень многое зависит от творческой индивидуальности исполнителя, особенностей его подхода к произведению, стиля исполнительской деятельности. Вот почему одно и тоже произведение может быть раскрыто разными людьми по-разному. Собственно, в этом и заключается основная прелесть исполнительства - оно поистине безгранично, как безгранично в плане реализации человеческих способностей творчество вообще.
В деятельности талантливых исполнителей творческий подход выражается в оригинальной интерпретации авторского произведения, в умении создать собственную исполнительскую концепцию, в индивидуальном истолковании авторского замысла. Причем все это рождается только на основе глубокого постижения авторских позиций, отходить от которых или принципиально менять их исполнители, разумеется, не вправе.
Выразительные средства исполнительской деятельности очень разнообразны. В области музыки это может быть агогика, т.е. небольшие отклонения от заданного темпа и метра в виде замедлений. К этому же относятся различные способы использования голосового аппарата или музыкального инструмента, обеспечивающие очень связное, отрывистое или резко отрывистое исполнение последовательных рядов звуков. В состав выразительных средств входит динамика, основанная на применении различной степени силы звучания, выделении отдельных звуков, их внезапной или постепенной смене и т.д. С целью яркого раскрытия идейно-эмоционального смысла исполняемого произведения применяется фразировка, т.е. разграничение и выделение музыкальных фраз и других небольших частей законченной темы. Очень разнообразны выразительные возможности акцента, основанного на подчеркивании звука путем его усиления, ритмического удлинения, смены тембра и некоторых других приемов.
Исполнительская деятельность во многих случаях развертывается в форме коллективного исполнительства. Это театральное, хоровое, оркестровое, хореографическое и другие виды исполнительства, по самой своей природе предполагающие объединение в общий исполнительский ансамбль целого ряда участников самодеятельности. Благодаря их совместным усилиям рождается та художественная ценность, которую создать в одиночку ни один из любителей не может. Это особая форма исполнительского творчества, требующая умений и навыков группового взаимодействия. Новая художественно-образная целостность возникает в результате творческого объединения различных исполнительских индивидуальностей.
На Руси, а затем и в России всегда любили петь. Без песни не обходился ни один праздник, ни одно гуляние, ни одна вечеринка. Эта хорошая традиция сохранилась и до сегодняшнего дня. Русская песня по-прежнему остается гордостью и жемчужиной нашего отечественного искусства.
Наряду с этим музыкально-песенное исполнительство заметно обогатилось за счет активного развития самодеятельно-авторской и улично-дворовой песни. Как исполнительский материал такие песни по природе своей рассчитаны на широкое пользование: они просты, не требуют особых вокальных данных, исполнение их доступно буквально всем. В чем-то подобное исполнительство напоминает задушевную беседу: собравшись вместе, люди ведут своеобразный песенный разговор о самих себе, о своей собственной жизни. Лучшие произведения этого жанра живо откликаются на все наиболее волнующие события современности. Это излюбленный репертуар в сфере туризма, молодежного отдыха, праздничного российского застолья.
По сравнению с другими формами общения с искусством человек, включившийся в художественно-творческий процесс, всегда занимает наиболее активную позицию. Основное содержание художественно-творческого акта - конкретно-образное воплощение эстетической цели. Материалом, из которого строится новый образ, является запас жизненных и художественных впечатлений, приобретенных любителями в результате непосредственного восприятия действительности, знакомства с искусством, контактов с другими людьми. Вся эта информация творчески прорабатывается, из нее отбрасывают несущественное, случайное. Творческая фантазия по-новому комбинирует элементы накопленных впечатлений и представлений, в результате чего и возникает оригинальный художественный образ.
Создание такого образа сопряжено с огромным трудом по накоплению материала и непосредственному воплощению художественной идеи в красках, звуках, словах, движениях. Как правило, на этом пути возникают многочисленные предварительные варианты: эскизы и этюды к картинам, черновые рукописные наброски, опробованные и отброшенные актерские и режиссерские решения и т.д. Творческий процесс практически никогда не представляет непрерывного, плавного движения вперед. В нем нередки остановки, тупики, возвраты к старому, мучительные переборы бесчисленных вариантов.
В ходе творческой деятельности происходит актуализация всех психических сил личности. Благодаря памяти осуществляется сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Мышление дает возможность производить необходимые аналитико-синтетические операции: сравнение, обобщение, конкретизация, анализ, синтез и т.д. Воображение помогает преобразовывать предшествующий опыт и создавать на основе этого преобразования принципиально новые художественные структуры. Важным условием и фактором творческого процесса являются волевые усилия человека, без которых не может быть ни сознательной постановки цели, ни выбора средств ее достижения, ни сосредоточения на решении поставленной задачи.
Развитие творческих способностей прежде всего связано с формированием перцептивных качеств человека. Эти качества связаны с особенностями его внимания, восприимчивости, впечатлительности. Для успешной творческой деятельности большое значение имеет умение точно и быстро подмечать характерные черты предметов и явлений, видеть и запоминать изменения в наблюдаемых объектах, находить в них общее и различное, улавливать в окружающем мире то, чего не замечают другие люди.
Любой творческий акт - это разрешение проблемной ситуации. В основе ее лежит конфликт между известным и неизвестным. Требуется найти решение, характер которого не подсказывается ни условиями самой задачи, ни имеющимся опытом. Это значит, что субъекты творческой деятельности должны самостоятельно выработать принципиально новую стратегию деятельности.
При решении творческой задачи в голове человека возникает так называемая динамическая модель проблемной ситуации. Компонентом ее являются условия задачи, следы отражения объектов в предшествующей практике и цель поиска. Модель имеет свойство доминантного очага. Она притягивает к себе даже те внешние раздражители, которые прямо не связаны с решаемой проблемой. Причем в действие приводится не только область сознательного, но и бессознательного. Динамическая модель обладает уникальной способностью функционировать вне сознательной деятельности. Человеку кажется порой, что он совершенно не думает о поставленной задаче. Между тем мозг упорно ищет ее решение. Постоянно действующий очаг возбуждения помогает преодолеть косность имеющихся стереотипов и образовать новые связи, минуя крайне неперспективную работу по прямому перебору вариантов.
Основная трудность творческого поиска связана с тем, что формированию новых идей и образов серьезно мешают накопившиеся стереотипные представления. В плане направленного формирования творческих способностей очень важно воспитать у людей привычку везде и всюду искать свежие, новые подходы к самым обычным явлениям и процессам. Творческая деятельность немыслима без творческого воображения. Чтобы создать что-то новое, надо хотя бы в самом общем виде мысленно представить себе это новое. В результате воображения на основе прошлого опыта рождаются принципиально новые мысли, представления, идеи, образы. В психологическом плане происходит процесс разложения, расчленения старых связей и выработка из получившихся элементов оригинальных, не встречавшихся до сих пор художественных идей, решений, подходов и даже образов целостных структур.
Особое место среди личностных качеств, необходимых для плодотворной творческой деятельности, занимает способность к переносу опыта из одной области в другую. Творчество - своего рода бег с барьерами, где основным препятствием являются стереотипы мышления. Именно они уводят творческую мысль на проторенную тропу, сбивают ее с истинного пути. Преодолеть эти барьеры можно только с помощью своеобразного прыжка. В свою очередь, для прыжка нужен не менее хороший толчок в виде определенного внешнего раздражителя - аналога.
Существует несколько видов аналогии, используемых в процессе творчества. Сущность прямой аналогии составляет непосредственное сравнение сходных фактов, при котором одно подсказывает другое. Второй вид аналогии носит название символическая аналогия. В этом случае для решения задачи подыскивается подсказка из совершенно иной области деятельности. И, наконец, аналогии третьего вида - личные аналогии - строятся на т.н. отождествлении творца с субъектом. Подобная ситуация особенно часто встречается в сфере художественного творчества, где художник идет от самого себя, ставит себя на место героя, чувственно переживает его действия, колебания, размышления и т.д.
Весьма полезную роль играет способность личности к ассоциированию. В психологическом плане ассоциация это отражение в сознании взаимосвязи предметов и явлений, когда одно представление влечет за собой другое, связанное с ним в прошлом опыте. Ассоциирование подталкивает к нахождению оригинального образа, необычного подхода, свежего решения. Легче в этих поисках приходится людям, которые легко запоминают и столь же легко вспоминают увиденное, умеют выстраивать необычную цепь образных сравнений, способны перекинуть мостик от одного к другому и т.д.
Необходимые в творчестве интеллектуальные качества предполагают определенный уровень эрудиции человека. Обилие сведений из разных областей благоприятствует выработке множества подходов к предмету. Однако если в целом эрудиция здесь полезна, то перегрузка избыточной информацией может не только помогать, но и мешать творческому мышлению, сбивать его на проторенные дорожки.
Современная любительская деятельность развивается чаще всего в коллективных формах. Это создает особо благотворные возможности не только для успеха в поиске, но и для формирования творческого умения. Дело в том, что решение многих творческих задач требует таких разносторонних качеств, которые практически не могут сочетаться в одном человеке. В поисковой группе вступает в действие принцип комплиментарности - способности не суммируются, а умножаются. Каждый участник творческой деятельности вносит в общую копилку свой неповторимый вклад. Однако это не происходит само собой. Коллективное творчество надо организовать. Речь идет прежде всего о том, чтобы правильно использовать каждого человека в соответствии с особенностями его творческой индивидуальности. Одни люди обладают уникальным талантом выдвигать новые идеи, другие отличаются завидной способностью к скрупулезному критическому анализу, третьи поистине незаменимы в процессе практической реализации творческого замысла Условно их называют генераторами, критиками и разработчиками.
Тип первый - люди, склонные и способные к генерации новых идей. У них постоянно рождается масса новых предложений, которые они с охотой передают своим товарищам. Среди выдвигаемых генераторами идей могут быть, наряду с действительно талантливыми идеями, спорные, ошибочные, принципиально неприемлемые идеи. «Генератор» чаще всего не особенно интересуется, как и каким образом придется воплощать его предложения.
Деятельность «генераторов» плодотворна только в том случае, когда они работают рука об руку с людьми, условно называемыми «критиками», которые представляют второй тип участников творческой деятельности. «Критики» выполняют в коллективе очень важную дисциплинирующую функцию. Это своеобразный «отдел контроля», строго подмечающий слабые стороны выдвигаемых предложений. Деятельность «критиков» дает гарантию того, что группа не прельстится внешне привлекательными, но абсолютно нереальными идеями.
Третий тип - это те, кого заслуженно считают хорошими исполнителями. Для них характерно умение быстро заземлять любой проект, видеть его в действии еще до начала воплощения в жизнь. Исполнители-разработчики всегда обладают не только достаточно хорошей теоретической подготовкой, но и отменным практическим мастерством. Они неизменно выходят на ведущие позиции в период реализации идеи.
Задача руководителя творческого поиска - создать в группе такую обстановку, при которой генераторы, критики и исполнители не только не вступают друг с другом в конфликт, но в тесном единстве решают все поисковые задачи. По аналогичному принципу следует комплектовать и малые группы, которые создаются для решения конкретных творческих задач.
Большое значение имеет правильное определение целей художественно творческой работы. Они должны с самого начала настраивать любителей не на внешний эффект, а на упорную деятельность по овладению творческими умениями и навыками, на углубленное художественное самообразование и саморазвитие. Это единственно верный путь к высоким творческим результатам.
Не менее важна продуманная организация отношений между участниками художественно-творческого процесса. Исконная человеческая склонность к поиску наилучшим образом реализуется, если в коллективе царит подлинно творческая атмосфера, если руководитель сам на каждом шагу подает пример творческого отношения к делу. Такая атмосфера невозможна без заинтересованного внимания к каждому новому предложению, идее, находке, совету, от кого бы они ни исходили. Новаторский подход должен поощряться в любом случае, даже когда предложение оказывается по тем или иным причинам неприемлемым или неплодотворным.
Первостепенную роль играет работа по целенаправленному формированию художественно-творческой индивидуальности участников самодеятельности. Это предполагает тщательное изучение способностей, соотнесение их с совокупностью качеств, необходимых для успешного творчества в избранном виде искусства. В индивидуальном плане значительное место отводится развитию качеств, которые чрезвычайно важны, но пока еще у данного человека недостаточно развиты.
В числе других здесь используются такие приемы, как систематический анализ лучших художественных произведений, участие в построенных по игровому принципу занятиях на отбор оригинальных метафор, эпитетов, сравнений; индивидуальные задания, выполнение которых непременно требует богатых и смелых ассоциаций.
Творческий процесс в сфере любительства не всегда эквивалентен профессиональному творчеству, отличающемуся объективной новизной своих результатов. Очень часто любительская деятельность имеет лишь субъективный эффект, но от этого ее значимость нисколько не уменьшается. Менеджеры досуга ставят перед собой благородную цель сделать способным к творчеству каждого. И если профессиональная творческая деятельность дает обществу принципиально новые и материальные, и духовные ценности, любительские занятия обогащают его массой новых творческих личностей.
Особой формой проявления художественно-творческой активности человека способна стать художественно-критическая деятельность любителей искусства. Она самым непосредственным образом связана с художественным восприятием и художественным образованием, но представляет собой вполне самостоятельное явление. Как и любое отношение к осознаваемым явлениям, рождающиеся здесь суждения включают в себя не просто понимание и знание воспринимаемого объекта, но и ярко выраженные эмоциональные и волевые компоненты. Эта форма деятельности ценностного сознания человека, в результате которой формируются ориентации и установки личности по отношению к объектам художественной культуры.
Применительно к сфере любительства художественно-критическая активность может проявляться на нескольких различных уровнях. Первый и наиболее элементарный из них - уровень повседневного общения. Контакты такого рода всегда представляют информационный процесс, включающий обработку, накопление и выдачу определенной информации. Определенное место в этом процессе занимает обмен мнениями и оценками по поводу явлений художественной жизни. Возникающее взаимодействие отличается практическим отсутствием какой-либо регламентации и большим равноправием собеседников.
Следует особо отметить, что рождающиеся здесь суждения отличаются особой авторитетностью: очень часто люди неукоснительно придерживаются их в своей художественной практике - смотрят или отвергают определенные кинофильмы и спектакли, читают или, наоборот, отказываются от тех или иных книг и т.д. Все это заставляет серьезно подумать о возможностях превращения стихийно развивающейся оценочно-практической деятельности в орудие направленного эстетического воспитания. Здесь могут быть использованы самые разнообразные средства: продуманная работа по обогащению общего содержания досуговых контактов, привлечение внимания к наиболее значимым явлениям художественной жизни (ставится задача - сделать эти явления предметом обсуждений), влияние на содержание повседневного общения через механизм лидерства и т.д.
Второй уровень функционирования художествен! ю- критической деятельности связан с организацией специальных встреч, имеющих целью серьезное и всестороннее обсуждение определенных произведений. Такие обсуждения принимают чаще всего форму читательских и зрительских конференций, где аудитория выступает одновременно и как объект, и как субъект формирующего воздействия. Эти встречи немыслимы без активного участия всех присутствующих. Публично отстаивая свои эстетические позиции, люди приобретают ценные навыки художественно-критического анализа. Человек получает отличную возможность сопоставить, сравнить свое понимание произведений с тем, что думают по этому поводу другие. Практически каждое выдвигаемое предложение проходит здесь через своеобразный коллективный фильтр: оно рассматривается, взвешивается, обсуждается. Обстановка творческой дискуссии и неизменное наличие оппонентов подталкивают к максимальной доказательности, убедительности, четкости. Перед участниками предстают не истины в конечной инстанции, а напряженный поиск верного решения проблемы. Суждения, победившие в такой борьбе, отличаются особой авторитетностью и значимостью.
Наивысшего развития художественная критическая активность достигает на третьем уровне своего функционирования - в рамках специальных любительских объединений. В широко распространенных ныне объединениях любителей музыки, кино, театра, живописи, литературы художественно-критическая деятельность приобретает уже целый ряд дополнительных качеств. Прежде всего эта деятельность базируется на достаточно хорошем знании теории и истории искусств. По сравнению с обсуждениями художественных произведений на массовых дискуссионных мероприятиях работа любителей отличается большей глубиной, основательностью, разнообразием. Здесь могут использоваться такие формы, как аналитические обзоры, доклады, письменные и устные рецензии, отклики, отзывы и т.д. У объединений этого типа есть возможности подключиться к организации художественно-образовательной деятельности: освещать художественную жизнь в местной печати, принимать участие в подготовке и проведении литературных вечеров и презентаций художественных новинок, выпускать специальные бюллетени, рекламные материалы и т.п.
Особое значение имеет содружество любителей литературы и искусства с любительскими творческими группами. Как правило, у профессиональной художественной критики до этих групп просто- напросто не доходят руки. Между тем квалифицированный критический разбор самодеятельных спектаклей, концертных программ, художественно публицистических выступлений необходим.
Организация объединений для тех, кто склонен к искусствоведческим и художественно-критическим занятиям, важна еще по одной причине. Значительное число людей, страстно любящих и понимающих искусство, не имеют ярко выраженных способностей ни к исполнительской, ни к художественно-творческой деятельности. Дать им какие-то активные, творческие и в то же время посильные занятия - значит приобщить к полезному во всех отношениях коллективному досугу еще значительную группу интересующихся искусством.
Одна из первостепенных задач на пути дальнейшего совершенствования этой работы - сделать художественно-творческие коллективы, с одной стороны, и объединения любителей музыки, театра, кино, изоискусства - с другой, не параллельно существующими, а взаимодополняющими друг друга. При такой постановке дела художественная самодеятельность получила бы но-настоящему квалифицированную аудиторию истинных знатоков и поклонников определенных видов и жанров искусства. Именно на этом пути легче всего замкнуть в единую цепь основные системообразующие звенья полновесной эстетической деятельности: непосредственное общение с искусством, художественное образование и художественное творчество в собственном смысле слова.
Анализ современного состояния художественно-творческой деятельности показывает, что она переживает период кризисного развития и нуждается в серьезных преобразованиях. Новые подходы требуют определенного переосмысления традиционных представлений о природе, назначении и функциях самодеятельного искусства. Необходима обновленная концепция, которая учитывала бы требования времени и содержала целостную совокупность предложений о путях дальнейшего развития народного художественного
творчества.
Сохранившиеся до сих пор ориентации и установки сложились более полувека назад и несут на себе груз представлений и идей того нелегкого и противоречивого времени. Административно-командная система упорно стремилась тогда утвердить свой суровый и жесткий контроль во всех областях общественной жизни и пуще всего опасалась самодеятельности не в обюрокраченном, а в точном и подлинном смысле этого слова. Гораздо проще было управлять тем, что спокойно укладывалось в рамки театрально-концертной модели и шло только через официальное курирование. В соответствии с этим подходом праздники начали превращаться в вымуштрованные парад-демонстрации, «живые газеты» стали парткомовскими рупорами, обряды приобрели вид мертворожденных «звездин», «октябрин» и прочей так и не прижившейся советской обрядности.
Глубоко ошибочным было тогда решение проблемы о соотношении профессионального и художественного творчества. В соответствии с исходящими свыше директивами самодеятельности была уготована роль элементарного дублера профессионального искусства, своеобразного второго эшелона, популяризирующего то, что наработано профессионалами.
Одним из немаловажных обстоятельств, повлиявших на формирование концепции художественной самодеятельности в 1930-е годы, был разгром так называемого жизнестроительного направления в эстетике, литературе и искусстве. Сторонники жизнестроения выступали с резкой критикой старой, оторванной от жизни художественной культуры. Слов нет, в этих воззрениях было много элементов максимализма и фантазерства. Общественно-созидательные функции искусства нередко преувеличивались. Однако в яростной критике жизнестроительной концепции погибло и содержащееся в ней рациональное зерно. Оно заключалось в ориентации искусства, в первую очередь самодеятельного творчества, не просто на создание художественных произведений, а на формирование добротной художественно-эстетической среды для повседневной жизнедеятельности людей. К сожалению, очень важная идея начисто выпала в дальнейшем из системы воззрений на сущность и функции художественной самодеятельности В теоретической и практической деятельности на современном этапе нельзя забывать, что самодеятельное творчество, в отличие от профессионального искусства, интенсивно выходит и должно выходить за рамки чисто эстетических структур. Очень значительная часть его вообще функционирует на границе искусства и неис- кусства, художественного и нехудожественного.
Трансформация функций народной художественной культуры во многом стимулируется сегодня общим характером проводимого реформирования. Интенсивное развитие национального самосознания и активное возрождение досугово-бытовых традиций вызвали к жизни феномен, который квалифицируется как нью-трайба- лизм. В городской и сельской среде идет своеобразный возврат к живой культуре, с ее обычаями, обрядами, праздниками. Возрождающееся на этой основе искусство, непосредственными субъектами которого становятся буквально все, представляет плодотворный поворот к истокам народного творчества, к самодеятельности в подлинном смысле слова. В реальной жизни уже возникло множество совершенно новых организационных форм, явно не укладывающихся в институциональные схемы художественной самодеятельности прошедших времен. Мы имеем в виду домашнее, семейное исполнительство, спонтанно возникающие группы дворового и уличного любительства, импровизированные ансамбли, участвующие в обрядовопраздничных торжествах, и другие объединения, которые не ставят перед собой задачи обязательного участия в концертах, смотрах, фестивалях и не хотят идти по пути привычной сценической ориентации. Однако нельзя не отметить, что здесь тоже есть свои трудности. Довольно многое оказалось позабытым. Заметно поблекла культура исполнения. В аутентичные фольклорные структуры вносятся порой досадные искажения. В этих условиях особенно необходимо подкрепление полезных инициатив участников самодеятельности квалифицированной помощью со стороны профессионалов. Спонтанный творческий энтузиазм становится эффективным только тогда, когда он подкрепляется высоким уровнем художественного мастерства.
До сих пор еще дают о себе знать рецидивы концепции, характерными чертами которой являлось явное преобладание трансляционных функций самодеятельного искусства над творческими. Эта концепция плохо связывается с развитием народного творчества как целостной, относительно самостоятельной и самореализующейся системой. В ней нет опоры на исконные фольклорные традиции, не учитывается синкретическая природа традиционного искусства, игнорируется его неразрывная связь с локальной повседневной культурой разнообразных социальных групп и общностей. Реальная самодеятельная практика рассматривается в отрыве от таких компонентов низовой культуры, как обрядность, праздники, отдых, развлечения, игровые занятия и т.д.
Одной из наиболее важных причин кризисного развития самодеятельного художественного творчества в нашей стране стало то, что мы не сумели найти этому творчеству истинное, подлинное место и, таким образом, заставили его «рядиться в чужие костюмы». Явно не учитывалось, что между жизнью, с одной стороны, и большим профессиональным искусством и подражающей ему самодеятельностью - с другой, реально существует огромное поле массовых досугово-бытовых занятий, которые не могут обходиться без насыщения их особыми художественными средствами и позарез нуждаются в них.
Продуктивные попытки обозначить контуры новой концепции самодеятельного художественного творчества проявляются в целом ряде публикаций последнего времени. Здесь можно прежде всего сослаться на таких авторов, как Е.И. Смирнова, Т.И. Бакланова, B.C. Цукерман, А.С. Каргин, Н.Т. Михайлова, Л.И. Михайлова, Н.А. Хренов и др. Однако решительного прорыва к новой парадигме пока еще не произошло.
Рекомендуемая литература к главе IV
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. - Казань: КАЗГУ, 1996.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 493.