Глава II.
ПЕДАГОГИКА ПРОСВЕТИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ДОСУГА
§ 1. Общее и особенное в педагогике досуговой просветительно-образовательной деятельности
В контексте общей истории развития просветительно-образовательной деятельности правомерно выделить несколько относительно самостоятельных периодов, для каждого из которых характерны собственные специфические парадигмы. Зачатки такой деятельности родились в самые отдаленные времена, когда никаких учебных заведений еще не было, но уже возникла необходимость в формах той или иной передачи накопленного опыта от поколения к поколению. Нет никаких сомнений в том, что в определенной мере эту ответственную функцию стали выполнять сначала мифология, а затем выросший из нее фольклор.
Мифология как совокупность разнообразных мифов явилась в первобытном обществе основным способом познания и отражения окружающего мира. В контексте ее переплетались ранние элементы религии, философии и искусства. Это были первоначальные представления о происхождении мира, Солнца, Луны, звезд, животных, самого человека. Важное место в составе мифологии занимали мифы о добывании огня, рождении ремесел, земледелия, животноводства, а также об установлении определенных норм и правил взаимодействия людей друг с другом. В целом мифология функционировала как своеобразная энциклопедия древних, в рамках которой суммировался опыт понимания и объяснения окружающей действительности на основе очеловечивания природы и фантастической персонификации ее объектов. Это был тот уникальный период развития человеческого познания, когда существовала еще нерасчлененность реального предмета и отражающего его условного знака.
О познавательном потенциале фольклора очень выразительно говорит один из древнейших памятников славянской народной куль туры - так называемая «Голубиная книга». Содержанием ее являются наивные, но в то же время и мудрые вопросы-ответы о начале и происхождении вещей: от чего зачался и ожил белый свет, от чего зачалось солнце красное, от чего зачались ветры буйные, от чего зачались кости крепкие, которое море морям мати, которая река рекам мати, какой зверь зверям мати и т.д. Все это свидетельствует о необычайной пытливости наших предков и их первых попытках понять и объяснить окружающий мир. Следует подчеркнуть, что подобные попытки нашли свое отражение в очень многих фольклорных произведениях разных времен и разных народов. Наряду с этим в рамках народной культуры получили большое развитие народная медицина, народная агрономия, народное погодоведение, народная педагогика, на которые в дальнейшем постоянно опиралась и опирается наука как форма специализированного общественного сознания.
В контексте нашего разговора нельзя не отметить, что греческое слово «школа» в буквальном переводе первоначально означало ничто иное, как «досуг». Не зря Сократ не устраивал никаких классов - он просто гулял со своими учениками, а сама передача знаний шла на ходу, выливаясь в форму «непринужденных бесед, рассуждений, споров, диспутов*. Сократ. Платон и Аристотель - три легендарных философа, каждый из них вышел из другого именно благодаря подобной шкале - досугу, построенному на таком продуктивном, как оказалось, свободном общешш .людей.
Долгое время, на протяжении многих веков, «картину мира» определяли христианские н иные религиозные представления о появлении и развипш окружающей действительности, а в дальнейшем наука, которая где-то мирно уживалась с религией, а где-то вступала с ней в скрытое или явное противоборство.
Примерно с середины XIX столетия в России параллельно с формированием шкального обучения начинается развитие внешкольного образования. В условиях демократического подъема, вызванного во многом отменой крепостного права станоалением российского капитализма это была довольно широкая просветительская деятельность прогрессивных общественных организаций и отдельных энтузиастов. Собственно, на этой основе родились те замечательные движения, сутью которых стало целенапрааленное насыщение свободного времени разнообразными формами широкой популяризации научных знаний. В 1845 году возник Московский, а в 1861 году - Петербургский Комитет грамотности. С 1869 года начало энергично функционировать Харьковское Общество распространения грамотности. В 1872 году приступил к работе флагман российской научно-популяризаторской деятельности - Московский Политехнический музей. Повсеместно вошли в обиход народные чтения, народные библиотеки, воскресные школы, общеобразовательные курсы и другие формы внешкольного образования.
В 1879 году в Москве были открыты знаменитые Пречистин- ские курсы для рабочих, ставшие одним из первых российских университетов. К 1908 году здесь уже занимались свыше полутора тысяч учащихся. Курсы имели три отделения - низшее, среднее и высшее. На низшем людей обучали грамоте, на среднем - преподавали курс средней школы, на высшем - читали лекции по программам государственных университетов. Занятия проводили известные ученые И.М. Сеченов, А.Н. Реформатский, М.И. Коновалов, педагоги
A. У. Зеленко, Н.В. Чехов, М.М. Ковалевский. С действовавшими на базе курсов художественно-творческими коллективами работали скульптор А.С. Голубкина, артисты М.Н. Сумбатов-Южин,
B. Н. Массалитинова, Е.Б. Вахтангов и др.
Открытый в 1908 году Московский городской народный университет им. А.Л. Шанявского учредил в своем составе научно-популяризаторское (оно давало среднее образование) и академическое образование с циклами общественно-философских и естественных наук, слушатели которого получали высшее законченное образование. Это было уникальное учебное заведение. Ни одна страна не имела в те годы ничего подобного.
Авторитет этих народных университетов был очень высоким. После разгрома Московского университета реакционным министром просвещения Кассо в 1911 году ушли в знак протеста в отставку 125 его лучших педагогов. Среди них оказались такие ученые, как К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский, Н.Е. Жуковский, Н.Д. Зелинский, С.А. Чаплыгин, Н.А. Умов и др. Значительная часть из них перешли работать в систему народных университетов, что еще больше укрепило рейтинг российского внешкольного образования.
Дореволюционные внешкольные начинания были затем продолжены в годы советской власти. В современной научной литературе нет однозначных оценок постановки массового просвещения в этот период. На наш взгляд, тогда в области внешкольной работы было сделано много полезного. 11звестныи лозунг «Учиться, учиться и учиться» действительно актнвно претворялся в жизнь. Разумеется, не без ошибок и перекосов, но претворялся. В конце 1920-х годов Всемирная ассоциация взрослых послала в нашу страну своего сотрудника - Ф. Миллигена Результатом его обследования внешкольного дела России стала книга-отчет «Образование взрослых в России», где констатировалось, что русские и в самом деле нашли систему, успешно решающую проблемы образовательной работы среди взрослых. В 1929 году в Америке вышла еще одна книга. Автором ее был знаменитый педагог н психолог Джон Дьюи. Книга называлась «Впечатление о Советской России». В ней Джон Дьюи писал, что в стране, где он побывал, создаются такие внешкольно-образовательные фирмы, которые должны послужить образцом для всего мира. Вполне возможно, что-то из этих высоких оценок является своеобразной данью уважения к державе, из всех сил старавшейся поднять культурный уровень свсик граждан. Но в целом такие оценки весьма показательны.
Во второй половине XIX века в Poccini параллельно с развитием внешкольных центров для взрослых началось активное формирование сферы массового самообразования. В 1863 году в составе Общества распространения технических знаний была создана специальная Комиссия по организашш домашнего чтения, которая сразу же занялась разработкой самообразовательных программ и приступила к выпуску популярной •* Библиотеки для самообразования». В начале 90-х годов XIX века по инициативе известных энтузиастов самообразования НА Рубакина и H . I I. Кареева начал функционировать
Отдел для содействия самообразованию в Санкт-Петербурге. В 1892 году группа московских ученых подготовила и выпустила в свет фундаментальный труд «Книга о книгах. Толковый указатель для выбора книг по основным отраслям знания». Важную роль в дальнейшем развитии российского самообразовательного движения сыграли работы НА. Рубакина «Письма к читателям о самообразовании» (1913), «Практика самообразования» (1914), но особенно его капитальный труд «Среди книг» (1911-1915).
В послереволюционный период интерес к самообразованию возобновился в начале 1920-х годов. С 1922 года была создана Всероссийская Комиссия помощи самообразованию при Главполитпросвете, которая через год приступила к выпуску весьма популярного тогда журнала «Помощь самообразованию». С 1923 года начала работать Центральная комиссия по самообразованию и стали открывать губернские и уездные самообразовательные бюро. В 1925,1927 и 1928 годах прошли Всесоюзные совещания по вопросам организации самообразования. Однако в конце 1930-х годов организаторский порыв в этой важной и нужной сфере просвещения заглох. Как социокультурный феномен самообразовательная деятельность, естественно, оставалась, но прежний интерес к ней со стороны властных структур явно угас. Центр тяжести был перенесен в область массовой политико-просветительной, а затем культурно-просветительной работы, кстати говоря, очень сильно формализованной и политизированной. Массовое просвещение на этом пути, в сущности, слилось с официозной агитацией и пропагандой и во многом снизило свой прежний рейтинг.
Определенное оживление самообразовательных традиций мы наблюдаем в период оттепели 50-х - начала 60-х годов XX века. Во всяком случае, именно тогда произошло повторное обращение к полузабытой идее о необходимости всемерной помощи людям, занимающимся самообразованием. На этой волне возобновилась деятельность народных университетов, быстро ставших довольно популярными и хорошо посещаемыми. Активное участие в них принимало окрепшее к этому времени общество «Знание» и другие общественные организации.
Несомненное оживление просветительной образовательной работы среди взрослых было связано с попытками реализации в 1970
- 1980-х годах идеи непрерывного образования. Довольно активно подключились к этой работе средства массовой информации и система общедоступных культурных досуговых центров.
К сожалению, развитие просветительно-образовательной работы среди взрослых явно затормозилось с наступлением периода реформирования общества. Как это ни странно звучит, до нее просто напросто не доходили руки. В кризисную ситуацию попала система культуры в целом. Серьезно ослабло ее материально-техническое обеспечение. Начала сокращаться сеть массовых социокультурных центров. Почти заглохла просветительская деятельность общества «Знание». Сошли на нет оживившиеся было народные университеты. У людей в эту трудную пору появились новые проблемы, явно отодвинувшие вопросы образования и самообразования на второй план.
Вполне понятно, что все это надо рассматривать как ситуационный спад. Познавательные потребности у человека, в том числе у взрослого человека. мог>т в определенной мере ослабнуть, но никогда не могут заглохнуть вовсе, ибо это было бы равносильно гибели общества. Переживаемый нами период реформирования настойчиво требует громадною повышения культуры. Осознание этого заметно уже сегодня, о чем свидетельствуют, в частности, снова возросшие конкурсы в средние и высшие ч'чебные заведения. Наше общество медленно, но направленно возвращается в нормальное состояние развития, а это значит, что проблема овладения знаниями и культурой в целом снова выходит на передний план. Уже сегодня появляются новые акты, свидетельствующие о том. что в стране начинается еще один этап возрождения народно-мшверситетских традиций в их истинном и полноценном виде.
В общей системе массового просвещения одно из почетных мест занимали и занимают научно-популярные книги. В этих книгах, рождающихся на стыках научной, научно- публицистической и научно-просветительной литературы, органично сочетается документная точность с доступностью, доходчивостью, общеинтересно- стью.
Научная популяризация практически всегда представляет гуманизированный процесс распространения знаний. Преподносимый читателю материал сосредоточен здесь применительно к действиям и поведению людей науки. Речь идет об их поисках, находках, ошибках и успехах. Как правило, это яркие и сюжетно острые рассказы, имеющие своей основой «драму идей». Развитие науки не сводится при таком подходе к сухому перечню определенных фактов, а оказывается представленной яркими, запоминающими событиями.
Из произведений зарубежных авторов особенно широкой известностью у нас пользовались и пользуются книги «Охотники за микробами» П. Де Крайфа, «Боги, гробницы, ученые» К. Керама, книги о животных Дж. Даррелла, книги Вильяма Сибрука о работе выдающихся физиков, книги Конрада Лоренца о птицах.
В общем контексте отечественного популяризаторства следует прежде всего отметить творчество Б.С. Житкова, М. Ильина, Я.И. Би- анки, Я.И. Перельмана, Д.С. Данина, О.Н. Писаржевского, Я.К. Голованова, Н.Я. Эйдельмана, А.М. Ливанова. На протяжении ста последних лет (с некоторыми перерывами) в России выходит знаменитая серия «Жизнь замечательных людей», представляющая жизнеописания выдающихся отечественных и зарубежных деятелей культуры. Громадная масса российских читателей воспитывалась и ныне воспитывается на журналах «Вокруг света», «Наука и жизнь», «Знание - сила», «Техника - молодежи», «Юный натуралист» и т.д.
Прекрасным популяризатором в области литературы, искусства и науки был выдающийся американский писатель Ирвин Стоун - автор романизированных биографий Ван Гога («Жажда жизни»), Дж. Лондона («Моряк в седле»), Микеланджело («Муки и радости»), Ч. Дарвина («Происхождение»). Не менее почетное место в ряду талантливых популяризаторов принадлежит французу Андре Моруа, который является создателем очень популярных во многих странах, включая и Россию, книг о таких выдающихся мастерах культуры, как Тургенев, Байрон, Бальзак, Шелли, Ж. Санд, Дюма- отец, Дюма-сын, Гюго. Эти книги, написанные прекрасным и доступным для массовой аудитории языком, помогли приобщить к литературе и истории литературы миллионы читателей в разных уголках мира.
Еще в самые первые годы после революции подключилось к популяризации научных знаний тогда совсем молодое российское радио. В 1928 году появился первый рабоче-крестьянский рациоуни- верситет с общеобразовательным, сельскохозяйственным, кооперативным и педагогическим факультетами. В 1930 году он был преобразован в институт заочного обучения по радио (ИЗОР), который имел целый ряд филиалов в регионах. В середине 30-х годов XX века в системе центрального радиовещания начал работать специальный сектор самообразования. Содержанием его деятельности стала организация эпизодических и цикловых лекций по различным наукам и отраслям народного хозяйства. Активное участие в этой работе принимали такие видные ученые, как А.Н. Бах, С.И. Вавилов, Н.Д. Зелинский, А.Ф. Иоффе. I I . B . Мичурин и др. В последующие годы очень большой популярностью среди радиослушателей пользовался Радиоуниверситет культуры, проводивший весьма интересные передачи общественно-гуманитарной направленности.
Говоря об истории просвепггельно-образовательной работе в нашей стране, нельзя обойти вниманием опыт приобщение к такой работе отечественного телевидения. Передачи подобного рода начались с мая 1955 года. В основном сии были адресованы учащимся общеобразовательной школы и студентам очных и заочных отделений техникумов и вузов.
В 1965 году правительство приняло специальное постановление об организации систематического телевещания для учебных заведений, а также взрослых специалистов различных профилей. В том же году на Центральном телевидении была открыта специализированная программа, которую стали официально называть «Третья учебная
программа». Начала свою работу главная редакция учебных и научно-популярных передач. В первой половине семидесятых годов XX века в ней насчитывалось уже 10 отделов и свыше 300 сотрудников. Для ведения программ приглашались известные ученые, педагога, деятели к льтуры и искусства.
Следует особо отметить, что выпускаемые программы строились по законам произведений искусства - они имели свою драматургию, режиссуру, особую технику изложения материала. Интерес к ним превзошел все ожидания. Многие из таких передач до сих пор составляют основу «золотой коллекции» Государственного фонда телевизионных программ.
Среди зрителей особым успехом пользовались передачи по литералуре, музыке, театру, кино. Исключительно популярным стал систематически выходящий тележурнал «Здоровье». Телевидение имело несколько постоянных рубрик, посвященных проблемам развития науки и техники - «Наука сегодня», «Человек. Земля. Вселенная», «Новаторы и консерваторы», «Ярмарка идей», «Что вы можете» и т.д.
С начала девяностых годов XX века объем образовательнопросветительных передач на ТВ резко пошел на убыль. Прекратили свое существование многие из учебных программ, исчезли с экрана полюбившиеся зрителям «народные университеты». До сих пор восстановить потери полностью так и не удалось. Радует лишь то, что и сегодня в системе популяризаций знаний есть телепрограммы «В мире животных», «Здоровье», «Живая природа», «Клуб путешественников», «Путешествия натуралиста», «Все в сад» и др. Обретает силы созданный в 1997 году телеканал «Культура», в рамках которого телевидение, ориентированное на художественное образование, переплетается с более широкой просветительной проблематикой.
В общей системе важную роль играло и играет научно-популярное кино. Предназначенное для самых широких кругов кино- и телезрителей, это кино в предельно общедоступной форме информирует их о знаменательных событиях в мировой и отечественной науке, об актуальных проблемах в научном мире, о последних научнотехнических достижениях, о редких явлениях в природе, о дальних странах, о путешественниках исследователях, творческих исканиях деятелей искусства и т.д. Нельзя не упомянуть в связи с этим имена таких мастеров научно-популярного жанра, как В. Шнейдеров, А. Згуриди, Б. Долин, Ю. Желябужский, В. Архангельский и др. Внимание кино- и телезрителей всегда привлекали и привлекают популярные киножурналы «Наука и техника», «Хочу все знать» и др.
На современном этапе все большее значение начинает приобретать процесс компьютеризации массового просвещения. Укрепляется материально-техническая база этого процесса. Есть определенные сдвиги в сфере общественного пользования компьютерной техникой. Более доступным стало для населения подключение к Интернету. Растет компьютерная грамотность россиян, улучшается дело с программным обеспечением. Компьютер позволяет строить овладение новыми знаниями в режиме диалога и помогает организовать индивидуализированное самообразование. Появляются новые возможности оперативного получения самой свежей информации. Компьютеризация создает благоприятные предпосылки для наглядного представления популяризируемых знаний, что в системе массового просвещения имеет особое значение. Все большее распространение получают игровые обучающие программы, столь привлекательные для детей и молодежи.
В последнее время заметно ак1 ивизировала свою работу Российская федерация «Интернет - образование», в рамках которой действуют свьппе двадцати специализированных центров. Успешно реализуется популярный проект «Учение для будущего». Организованные в этих центрах курсы активно работают с учителями и преподавателями, которые, овладев интернет-технологиями, становятся их популяризаторами среди многомиллионной армии школьников и студентов.
Очень многое для понимания природы, сущности и особенностей просветительно-образовательной деятельности дает ее психологический анализ. 11 это вполне закономерно, ибо в процессе передачи и усвоения знаний осуществляется направленное развитие качеств личности, то есть правильно решаются вопросы, входящие в компетенцию психологической науки. Научно-психологический подход помогает понять процесс формирования .личности как процесс формирования целостной системы, включающий целенаправленное развитие личного опыта (направленность, идейные и нравственные установки, потребности, интересы, знания, умения и навыки), механизмов психики (восприятие, мышление, память, речь), типологических свойств личности (способности, темперамент, характер).
Из области психологии теория и практика просветительно-образовательной деятельности берет на свое вооружение систему сложившихся взглядов на основные умственные операции человека. Наибольшее значение имеют здесь психологические представления о сущности, особенностях анализа и синтеза условиях формирования правильных обобщений, сущности абстрагирования, роли наглядности, взаимодействия между конкретным и абстрактным мышлением, системе мотивации и стимулов личности - субъекта познавательной деятельности. Не менее ценными являются материалы, относящиеся к вопросу о влиянии на познавательный процесс личностных взаимоотношений внутри учебной аудитории или самодеятельного учебного коллектива
В современных условиях возникает особенно острая необходимость в тщательном изучении движущих сил гностического саморазвития личности. На этом пути предстоит добиться более активного использован] 1я доел окений психологии по проблемам потребностей, интересов, мотивов и стимулов. Слабое знание потребностно- мотиващюнного аспекта познавательной деятельности взрослого человека влияет буквально на все компоненты организации этой деятельности. Не постигнув в должной мере движущие силы процесса, практика не может проникнуть в сложный внутренний механизм тех гностических явлений, с которыми она сталкивается.
В настоящее время рассматриваемой практике явно недостает глубокого психологического подхода к научно обоснованному выстраиванию важнейших этапов просветительного воздействия. Речь идет о знании того, как привлечь внимание к предлагаемому материалу, обеспечить его полноценное восприятие, добиться внимания и достичь прочного закрепления усвоенной информации в памяти. Не вполне оправдывают себя прямые экстраполяции из области школьного
обучения. Массовая аудитория по многим своим характеристикам неадекватна учебной группе из системы базового образования. Также и элементарный перенос выявленных закономерностей из одной области знания в другую не всегда дает положительные результаты.
Важнейшей особенностью и отправным принципом организации образования взрослых в условиях свободного времени является сегодня принцип фасилитации. Этот термин происходит от английского facilitate, что означает в переводе на русский язык облегчение для человека той или иной работы путем умелого ее направления. Познавательный процесс при таком подходе извне лишь стимулируется и в нужных случаях корректируется, основой же его остается собственная активность занимающихся самообразованием.
Рассматриваемая деятельность имеет существенную специфику, обусловленную особенностями ее субъекта, объекта, целей, содержания, методов и форм. Однако в целом этот процесс подчиняется общим педагогическим закономерностям, которые в своем развернутом виде определяют сущность реально развивающейся практики, а соответственно, влияют на характер его научного отражения.
Исходной педагогической базой обоснования просветительнообразовательной деятельности в сфере свободного времени выступает дидактика, в рамках которой происходит разработка совокупности проблем, связанных с передачей и усвоением научных знаний в условиях разнообразных просветительно-воспитательных институтов. Не подменяя собой конкретных научных дисциплин, дидактика включает в предмет своего исследования такие общезначимые проблемы образования и обучения, как цели, задачи, содержание, принципы, методы и организационные формы. Выработанные ею подходы к анализу процесса распространения культурных ценностей могут и должны использоваться в конкретных социокультурных исследованиях в качестве общих ориентаций и исходных объяснительных тем.
Одним из важных принципов организации просветительно-образовательной деятельности в сфере свободного времени является принцип интереса. К основным приемам возбуждения интереса следует отнести умение организаторов занятий акцентировать внимание на актуальных, важных для общества вопросах, умение отбирать для популяризации такой материал, который был бы отчасти нов, а отчасти знаком, поэтому дополнял, подтверждал или, наоборот, опровергал то, что люди уже знают; умение очень целенаправленно использовать наглядные образы, яркие сравнения, помогающие оценить новые и необычные стороны рассматриваемого вопроса; умение вызывать удивление, которое всегда есть начало понимания и путь к пониманию; умение учитывать возрастные, профессиональные и другие особенности аудитории; умение сделать процесс познания активным, заставить людей размышлять, сравнивать, анализировать, действовать.
Большое значение имеет умелое использование в просветительных целях искусства. Педагогически правильное применение художественных средств не только обогащает чувственную основу знаний, но и значительно повышает качество рационального познания, ведет к более глубокому, полному и объективному постижению истины, положительно воздействует на общее интеллектуальное развитие личности.
В искусстве заложены грандиозные познавательные возможности, поскольку искусство, как и наука, отражает то, что существует объективно. Но отражает не в форме понятий, а в ярких конкретно-чувственных образах. Наука дает абстрактную идею, которая, по существу, лишена эмоциональной стороны. Для искусства эмоциональность - один из первостепенных моментов, именно через чувства оно воздействует на разум человека.
Овладение знаниями не может ограничиться их элементарным накоплением без достаточно активного использования. Мир познают не для того, чтобы просто познавать, а чтобы применять полученные знания в качестве необходимого регулятора различных ви дов предметно-практической деятельности, которые при определенных педагогических условиях начинают сами активно влиять на последовательное углубление процесса познания. Эти исключительно важные возможности обусловлены тем, что способы выполнения деятельности всегда содержательны и связаны с актуализацией уже приобретенных знаний, их закреплением и получением новых знаний, умений и навыков.
Пока мы еще не имеем достаточно ясных ответов на вопрос, при каких условиях система проводимых занятий и массовых информационно-просветительных программ в наилучшей мере способствует формированию культуры творческого мышления человека. Здесь особенно полезным мог бы оказаться научный анализ накопленного опыта с позиций креациологии. Именно в рамках этой теории разрабатываются такие столь важные в рассматриваемом аспекте проблемы, как отношение мышления к действительности, отношение человека к изучаемому объекту, сущность истины и пути ее постижения, технология развития креативных способностей, продуктивная организация творческого поиска и др.
§ 2. Организационно-педагогические аспекты просветительно-образовательной деятельности
Первые попытки научного осмысления деятельности по образованию и обучению взрослых были предприняты еще в начале XIX века. Об этом свидетельствует появление в ту пору термина «андра- гогика», который ввел в научный оборот немецкий исследователь педагогики А. Капп. Понятие возникло на основе двух греческих слов: «андрос» - «мужчина, человек» и «агогейн» - «вести» и означало в буквальном переводе «ведение взрослого человека».
В русской педагогической литературе одним из первых начал разрабатывать андрагогическую проблематику К.Д. Ушинский. В своем фундаментальном труде «Педагогическая антропология» он выдвинул и обосновал идею о необходимости воспитания и обучения человека на протяжении всей его жизни. В вышедшей в 1861 году статье «Воскресные школы» Ушинский дал весьма обстоятельное рассмотрение вопросов о сущности и особенностях просветительнообразовательной работы с взрослым населением, о том, как и в каких формах эту работу следует осуществлять.
Новое понятие «андрашгика» не сразу пришло в сферу русского языка. При описании рассматриваемой нами педагогической деятельности в области досуга здесь довольно долгое время употреблялись термины «внешкольное образование», «внешкольная работа >, «внешкольные учреждения*. Основой для первоначального научного осмысления педагогической практики подобного рода стал опыт воскресных общеобразовательных шкал. 11х появление было самым непосредственным образом связано с именами таких выдающихся педагогов, как К.Д. Ушннский, H.II. Пирогов, В.И. Водовозов, Н.А. Корф, В.Я. Стоюнин.
Характерной чертой внешкольной работы на рассматриваемом этапе стало то, что эта работа начала все больше и больше выходить за пределы школы и стала превращаться в важную часть деятельности народных домов, рабочих клубов, народных университетов, библиотек, музеев и тд. Просвещение и обучение в собственном смысле слова вступило здесь в тесное взаимодействие с культурнотворческими занятиями, а также с организацией отдыха и развлечений, которые тоже потребовали своего научно-педагогического обоснования и осмысления.
Несколько позднее в России появляются педагоги-исследователи, которые сделали проблемы образования и воспитания взрослых основным объектом и предметом своих научных изысканий. К ним правомерно отнести прежде всего В.П. Вахтерова («Внешкольное образование народа» М., 1896), В.И. Чарнолуского («Основные вопросы организации внешкольного образования в России» СПб., 1909),
С.О. Серополко («Внешкольное образование» М., 1912), Е.Н. Медынского («Методы внешкольной просветительной работы» М., 1918).
Нельзя не отметить, что активная разработка внешкольнопедагогических проблем продолжилась и в послереволюционный период.
Крупный шаг вперед в осмыслении новых внешкольных проблем был сделан А.П. Пинкевичем - автором учебника «Педагогика», опубликованного в 1924-1925 годах (Т. 1 - 1924, Т. 2 - 1925).
1925 году трехтомная «Энциклопедия внешкольного образования» Е.Н. Медынского.
Трудно переоценить вклад в решение рассматриваемых вопросов НИИ вечерних (сменных) и заочных средних общеобразовательных школ, созданного в 1960 году и переименованного затем в научно-исследовательский институт образования взрослых. Благодаря усилиям таких талантливых исследователей, как А.В. Даринский,
В.Г. Онушкин, Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, Л.Н. Лесохина, Г.С. Сухобская, Е.П. Тонконогая, В.И. Подобед, российская андрагогика добилась весьма серьезных успехов. С 2000 года в нашей стране начал работать Научно-методический совет по проблемам образования взрослых.
В рамках набирающего силу андрагогического учения досуговая образовательная деятельность рассматривается как целенаправленная, самостоятельная или внешне организуемая деятельность, обеспечивающая усвоение взрослыми людьми научных знаний, а также формирование умение и навыков их приобретения. Будучи составной частью общего процесса культурного развития личности, в сфере свободного времени такая деятельность развертывается в едином контексте с воспитательной, культурно-творческой деятельностью и деятельностью по организации отдыха и развлечений.
Характерной чертой просветительно-образовательной деятельности является ее всемерная нацеленность на непосредственное обслуживание других видов деятельности. Следовательно, понять эту деятельность можно только при условии ее рассмотрения в общей системе социокультурных явлений.
Массовое просвещение и самообразование направлены на то, чтобы постоянно под держивать имеющиеся у взрослых людей знания на уровне современной научной картины мира как целостной системы представлений об общих свойствах и закономерностях окружающей действительности. Это особенно необходимо, если учесть, что научная картина мира находится в непрерывном совершенствовании и многие из ее элементов, усвоенные человеком на этапе базового обучения, могут устаревать, меняться и обновляться.
Очень важной задачей является мировоззренческое развитие личности, основу которого составляет система философских экономических и социально-политических взглядов.
В системе организации просветительно-образовательной деятельности на современном этапе весьма продуктивен подход к ней как к процессу вооружения людей умениями и навыками самостоятельного, научно обоснованного анализа явлений окружающей действительности. Постигая окружающий мир с помощью научного знания, человек всегда стремится найти причинные и другие обусловленности событий, определить закономерности их развития, установить существующие взаимосвязи и т.д.
Принципиально важным является рассмотрение просветительно-образовательных усилий культурно-досуговых центров в качестве одной из форм всесторонней помощи самообразованию и саморазвитию человека, направленной в конечном счете на то, чтобы помочь людям учиться. При подобном рассмотрении, с одной стороны, достаточно полно и верно отражаются суть, цели и задачи сложившейся в сфере свободного времени просветительной работы, а с другой - эта работа четко разграничивается с другими видами общей системы образования. Обращение к этому основному отношению является исключительно плодотворным в операциональном плане. Установив, что просветительно-образовательная деятельность имеет своей главной функцией содействие и создание благоприятных условий для познавательного самодвижения личности, мы получаем возможность точнее определить наиболее важные элементы структуры рассматриваемого феномена. При этом обнаруживается, что все раскрываемые состояния, связи, взаимодействия так или иначе замыкаются на формуле «помощь в развитии самообразования».
Цели просветительно-образовательной деятельности реализуются через конкретное содержание. Если цели представляют собой определенное предвосхищение результатов этой деятельности, то содержанием является разнообразный материал, отобранный из таких источников, как наука, мораль, право, искусство, несистематизированный общественно ценный опыт. Во всяком случае, любое содержание черпается из сферы культуры и кристаллизируется в духовном мире индивида в виде системы знаний (гносеологический компонент), оценочных отношений (аксиологический компонент), совокупности технологий осуществления разнообразных видов деятельности (креативный компонент). Мера приобщения людей к культуре выражается в их культурном уровне, который во многом характеризует степень подготовленности этих людей к активному и плодотворному участию в жизни общества.
В социокультурной сфере давно уже стало аксиомой положение о том, что массовое просвещение не может ориентироваться на передачу взрослым всего открытого и накопленного наукой материала. Этот материал исключительно объемен, и делать его объектом широкого распространения нет никакой возможности. Информацию приходится постоянно сортировать, принимая во внимание множество разнообразных факторов и условий. В процессе такой сортировки осуществляется тщательный отбор распространяемых знаний с учетом конкретных задач и особенностей определенных категорий населения.
Все большее значение приобретает сегодня проблема рекку- рентности образования взрослых. Это связано с двумя основными обстоятельствами. Во-первых, с элементарным несовершенством человеческой памяти, в результате которого знания, полученные в сфере базового образования, по истечению определенного времени начинают заметно забываться. Особенно интенсивно этот процесс захватывает те области первоначальной подготовки, которые в дальнейшем не использовались в профессионально-трудовой деятельности взрослого человека. Отмеченные обстоятельства порождают необходимость выстраивать просветительно-образовательную деятельность в соответствии с принципом рекуррентной последовательности, предполагающим периодическое возращение к той совокупности знаний, которая когда-то была уже усвоена людьми в сфере базового и дополнительного образования.
Неуклонно убыстряющиеся темпы социального и научно-технического прогресса приводят к лавинообразному росту
новой научной информации и довольно быстрому моральному износу ранее приобретенных знаний. Школа, колледж, вуз уже не могут дать человеку запаса знаний на многие годы. Следовательно, все более возрастает роль самостоятельной работы взрослых по повышению своего общекультурного уровня и производственной квалификации, их
умения учится за счет активного использования свободного времени.
Массовое просвещение на современном этапе призвано оказывать серьезную помощь выпускникам средней школы. Как известно, число предметов, изучаемых в сегодняшней школе, сравнительно невелико, а возможности их расширения практически исчерпаны. В результате выпускник этой школы неизменно входит в жизнь с довольно существенныеI пробелами в своем культурном кругозоре.
Не менее важные задачи предстоит решить при обеспечении непрерывного образования выпускников специальных учебных заведений, включая и высшую школу. В-этой области превалирующей является сравнительно узкая и. в определенной мере, односторонняя подготовка профессионального типа которая не может стать эффективным средством широкого обогащения культуры личности. Таким образом, и данную категорию взрослых людей ждет большая и серьезная работа по преодолению ограниченности своего базового образования.
Еще одна задача просветительно-образовательной деятельности в сфере свободного времени - задача последовательной модернизации общеобразовательной и профессиональной подготовки. Вновь получаемые знания должны органически объединяться с ранее приобретенными. В некоторых случаях здесь возможен, как уже отмечалось, даже частичный возврат к школьным программам. Однако его не следует сводить к прямому повторению уже изученного материала; весь смысл как раз и заключается в том, чтобы с помощью внешкольных средств ос\ществлялось последовательное расширение и углубление имеющихся знаний, их актуализация и обновление.
По своему облому содержание массового просвещения может быть представлено как система знаний человека о предметном мире, других людях и самом себе. Здесь находят отражения сведения из области общественных, естественных и технических наук, передача которых имеет своей целью формирование у людей новых понятий и суждений, новых образов и новых действий, необходимых для более совершенного участия в производственной, общественной, бытовой и досуговой деятельности. Содержание должно быть целенаправленным, т.е. соотнесенным и приведенным в соответствие с поставленными целями; мотивированным, т.е. отобранным и сконструированным с учетом потребностей и мотивов человека; актуальным, т.е.
взятым и выстроенным в соответствии с насущными потребностями и интересами личности; посильным, т.е. дифференцированным применительно к реальным познавательным возможностям аудитории. При разработке содержания просветительной работы необходимо учитывать логические сферы (объективные свойства отобранного материала), психологические факторы (особенности реальной аудитории) и педагогические факторы (характер планируемого взаимодействия).
Большое значение для правильного решения вопросов, связанных с содержанием просветительно-образовательной деятельности, имеет проблема соотношения в этом содержании конкретного и абстрактного. Сегодня мы решительно отходим от ранее встречавшегося примитивного толкования данных категорий, когда под конкретным понималось элементарное насыщение учебного материала примерами и фактами, взятыми из окружающей жизни, а под абстрактным - те или иные обобщения. На смену этому приходит понимание общего как ступени к познанию конкретного, а в самом процессе познания выделяется движение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, но осознаваемому уже на более глубоком уровне.
Представляется особенно важным, чтобы все связанное с отбором содержания выстраивалось на основе перехода от общего к особенному. Это прежде всего касается специфики популяризаторских структур в соответствии с возрастными, образовательными, профессиональными, национальными, региональными характеристиками объекта, когда, наряду с учетом общих признаков, содержание интерпретируется применительно к тому, в какой мере его основные компоненты необходимы каждой из данных категорий населения и как они могут восприниматься и усваиваться.
Наряду с правильным решением вопросов отбора, еще одной очень важной задачей является обеспечение оптимальной организации отобранного материала. Научное знание не может стать предметом массового распространения ни в виде непосредственных результатов проведенных исследований, ни в виде специально выстроенных для различных форм преподавания учебных дисциплин. Применение их в просветительно-образовательных целях предполагает совершенно особую дидактическую интерпретацию информации, учитывающую не только своеобразие объекта, но и специфику обстоятельств, в которых знания будут усваиваться. Для этого исходный научный материал соответствующим образом обрабатывают: из него производят определенные извлечения, вводят новую логическую упорядоченность, одни положения свертываются, а другие, наоборот, приобретают более широкий разворот, достигается иное соотношение теоретических и эмпирических данных, понятия получают популярную экспликацию и т.д.
С точки зрения развития науки работа по дидактической адаптации знаний самостоятельной ценности не представляет. Однако в просветительском плане она имеет исключительную важность, ибо открывает возможности доведения до людей того, что в неадаптированной форме не было бы ими воспринято. Внешкольнопедагогическое вторжение в систему научных знаний не направлено на изменение их внутреннего содержания. Организаторов массового просвещения интересует в данном случае прежде всего то, как сделать труднодоступное более доходчивым.
Здесь зачастую приходится ограничиваться вычленением из единой научной целостности определенной ее части. Подобные операции находятся в некотором противоречии с объективно присущими любой научной дисциплине системными качествами. И именно тут возникают определенные дидактические сложности, которые усугубляются рядом дополнительных факторов, связанных с неоднородностью учебной аудитории, неизбежной спорадичностью групповой и особенно массовой работы, с различной вероятностью продолжения этой работы в сфере индивидуального самообразования и т.д.
Целенаправленная организация материала в соответствии с выработанными правилами помогает превратить научные знания в специально приспособленные для широкого распространения конструкции. В процессе такой адаптации нередко устанавливаются принципиально новые соотношения абстрактного и конкретного, рационального и чувственного, исторического и логического.
Правильная организация просветительно-образовательной деятельности предполагает прежде всего оказание квалифицированной помощи взрослым в систематизации и интегрировании знаний, добытых путем самостоятельной работы. Обилие и доступность разнообразных культурных источников дает возможность сегодня любому желающему сравнительно легко приобрести определенную совокупность знаний по одному или нескольким интересующим его вопросам. Однако само по себе это не решает главных задач культурного развития личности. Взрослым людям, включая и тех, кто имеет вполне солидную базовую подготовку, очень часто не хватает логической цельности, системности образования, а ведь именно потребность в ней заставляет садиться за книгу, идти в народный университет или использовать какие-то иные формы массового просвещения и самообразования.
Говоря о системности, мы имеем в виду такое качество знаний, которое характеризует наличие в сознании личности связи между отдельными компонентами знания. Применительно к взрослому человеку, обладающему чаще всего довольно серьезным жизненным опытом, требование системности и
систематизации особенно актуально. Накопленный эмпирический массив ждет в данном случае не столько пополнения новым материалом того же ранга, сколько упорядочения, осмысления его с единых методологических позиций.
Работа, направленная на формирование обобщающих умений и навыков, помогает совершенствованию теоретического мышления в противовес мышлению, охватывающему лишь внешние связи объектов и процессов. В результате такой работы развивается ценная способность соотносить частное и целое, рассматривать конкретное с позиции общего, выходить на уровень понимания основных закономерностей.
Разработка методов и организационных форм просветительно-образовательной деятельности с самого начала осуществлялась на базе широкого использования опыта других социокультурных институтов. Внешкольно-педагогическое знание активно вбирает в себя все лучшее из накопленного в области школьной теории и практики, средств массовой информации, дополнительного образования.
Рассматривая методы просветительно-образовательной деятельности в качестве способов работы, направленных на решение задач обучения взрослых, формирования их мировоззрения и развития способностей к дальнейшему самостоятельному приобретению знаний, надо четко различать методы обучения и методы учения. При этом в число первых включаются различные виды устного изложения (лекционное изложение, беседа, инструктаж), в число вторых - самостоятельная работа с книгой и другими источниками знаний.
Выделение методов обучения и методов учения целесообразно и с точки зрения учета особенностей социокультурной деятельности как специфической формы помощи самообразованию ьзрослых: это позволяет обратить должное внимание на методы самостоятельной работы человека и методы руководства ею со стороны организаторов массового просвещения и самообразования.
В основе подхода к разработке методов современной просветительно-образовательной деятельности все более и более утверждаются три плодотворные идеи: методы должны быть
такими, чтобы люди учились приобретать знания самостоятельно, чтобы обеспечивалось формирование поисково-творческих способностей человека, чтобы взрослые умели активно применять полученные знания в жизни. Методы при подобном подходе рассматриваются, прежде всего, как способы использования стимулов активной познавательной деятельности, а педагогическое регулирование активности взрослых - как умение превратить методы в движущую и направленную силу самостоятельного познания. Наиболее высокую оценку получаки те из них, которые придают системе просвещения и самообразования инициативный, общественно значимый характер, в результате чего изучение окружающего мира осуществляется в органическом единстве с его преобразованием.
Современная система просветительно-образовательной деятельности в культурно-досуговых центрах функционирует на нескольких взаимосвязанных уровнях. Массовые программы, пробуждающие первоначальный познавательный интерес, способствуют включению людей в сферу кружкового, студийного, народно-университетского обучения. Кружок, студия, университет формируют потребности, умения и навыки систематического самообразования. Эта же кулыурно-просветительская цепь активно циркулирует и в обратном направлении: результаты учебной работы становятся основой подготовки и проведения в центрах массовых просветительских программ, рассчитанных на самые широкие слои населения.
Анатизируя опыт осуществления просветительно-образовательной деятельности в условиях клубных школ, курсов, студий, лекториев и народных университетов, можно выделить четыре основные группы организационных форм этой деятельности К первой из них относятся информационно-теоретические занятия, которые используются главным образом в тех случаях, когда основной целью проводимой работы является изучение общих теоретических вопросов, ознакомление слушателей с актуальными проблемами современной науки, техники и культуры. Качественная черта этих занятий
- их установочный и обзорный характер. Они не только содержат новую информацию, но и помогают привести в систему уже имеющиеся у людей знания. В процессе их дается соответствующее направление деятельности слушателей и кружковцев по самостоятельному приобретению новых знаний. Эти занятия проводятся в форме лекций, бесед, выступлений ученых, научных обозревателей, искусствоведов, педагогов, мастеров искусств и других деятелей культуры.
Несколько иные функции выполняют не менее распространенные занятия учебно-инструктивного типа. Основной целью их является вооружение людей чисто практическими умениями и навыками. Непосредственным объектом познавательной деятг тьности здесь служат не образы предметов, а сами предметы. Обучение выступает в данной ситуации как ярко выраженная деятельность по овладению новыми видами деятельности. На основе приобретенных таким образом знаний и умений человек получает возможность и дальше повышать свой культурный и культурно-технический уровень.
Значительным своеобразием в общей системе массового просвещения отличаются формы наглядно-демонстрационного типа: прослушивание концертов, просмотр кинофильмов, посещение музеев и выставок, участие в экскурсиях и т.д. Здесь новая информация усваивается людьми как результат собственных наблюдений, а пояснение или комментарий лишь помогают наиболее полному и углубленному восприятию материала. Нельзя не отметить, что удельный вес таких форм намного больше, чем в сфере учебных заведений.
Особое место в просветительно-образовательной деятельности принадлежит занятиям поисково-творческого типа. Диапазон таких занятий весьма широк: сюда входят проблемные
лекции, эвристические беседы, диспуты, деловые игры и др. В народных университетах правовых знаний предметом коллективного обсуждения часто становятся различные юридически-правовые случаи, в технико-экономических университетах решаются конкретные проблемы менеджмента, маркетинга, технические и технологические задачи, в школах и университетах педагогических знаний анализируются проблемные ситуации, возникающие в повседневной воспитательной практике и т.п. На этой основе успешно развертывается разнообразная деятельность, относящаяся к области социального творчества, которая и сама становится важным источником приобретения новых знаний, а также фактором, способствующим активному приобщению человека к постоянному самообразованию и творческому развитию.
При современном классифицировании организационных форм просветительно-образовательной деятельности придерживаются традиционного деления их в зависимости от состава аудитории на массовые, групповые и индивидуальные. При этом к массовым формам относят открытые лекции, лекции с художественным сопровождением, коллективные посещения и обсуждения театральных постановок и кинофильмов, различные конференции, вечера, встречи, беседы за «круглым столом», публичные дискуссии и т.д. Исторически такие формы восходят к постоянно действующему лекторию и рассчитаны как на постоянный состав слушателей, так и на людей, проявивших интерес лишь к отдельным темам. Следовательно, каждое из этих занятий должно быть для основного контингента продолжением предыдущего и подготовкой к следующему, а для части непостоянных посетителей обладать признаками определенной законченности.
К групповым формам, согласно рассматриваемой классификации, относятся лекции в учебной группе, лекции-беседы, семинары, практические занятия разных видов, экскурсии, учебные просмотры спектаклей, кинофильмов и тд. Такого рода занятия проводятся в основном с постоянными посетителями, в них четко выражены обучающая функция и направленная роль организатора учебного процесса.
Среди индивидуальных форм выделяются консультации, а также основные формы домашней самостоятельной работы слушателей: применительно к народным университетам это - подготовка докладов, рефератов, выполнение практических заданий и др.
Педагогически обоснованный выбор организационных форм во многом зависит от целевого назначения просветительно-образовательных занятий. В общеобразовательных народных университетах наиболее предпочтительными оказались такие формы, как лекции, кинодемонстрации, концерты, экскурсии, диспуты. В университетах, нацеленных на повышение квалификации, на первый план выходят деловые игры, разбор конкретных ситуаций, подготовка экономических и социокультурных проектов и т.д.
Развитие форм и методов просветительно-образовательной деятельности в сфере свободного времени во многом обусловлено уровнем материально-технического обеспечения этой деятельности. Сегодня все шире начинают использоваться научно-популярные, учебные, документальные фильмы, разнообразные виды звукозаписи, тематические наборы слайдов, диафильмов, видеокассет, компьютерные учебные программы, что значительно обогащает содержание, формы и методы как массового распространения научных знаний, так и домашнего самообразования.
После определенного затишья в начальный период реформирования общества на современном этапе снова началось возрождение школ культуры и народных университетов. На этот раз особую активность стали проявлять представители третьего возраста, численность которых в целом достигла по стране 40 миллионов человек. В содержательном плане здесь на первом месте оказалась культурнокомпенсаторная функция. Вышедшие на пенсию люди получили отличную возможность приобщиться к тому, чем хотелось, но не удавалось заниматься на предшествующих жизненных этапах. Чаще всего такие занятия развиваются вне связи с профессиональным совершенствованием и нацелены на свободное общекультурное развитие личности.
Народные университеты третьего возраста успешно работают сегодня в Москве, Орле, Тюмени, Челябинске и других
российских городах. Большую заботу о создании благоприятных условий для культурного самообразования пенсионеров проявила педагогическая общественность и особенно местные организации общества «Знание» в таких городах, как Тверь, Омск, Ярославль, Курс, Курган и т.д.
Что касается работы с представителями молодого и среднего поколений, то здесь наше внешкольное образование идет по несколько иному пути. Важную роль на сегодняшнем этапе стала играть ан- фагогическая помощь в подготовке и переподготовке временно безработных, военнослужащих, уволенных в запас, переселенцев, беженцев и т.д. Много внимания в курсовой и народноуниверситетской системе уделяется теперь компьютерному обучению, овладению иностранными языками, вопросам менеджмента и маркетинга и другим актуальным вопросам. Как и прежде, весьма популярна тематика, связанная со здоровьем, правом, приусадебным хозяйством, повышением досуговых квалификаций и т.п.
Рекомендуемая литература к главе II
1. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. - М.: Высшая школа, 1986.
2. Анучина Л .В., Ищенко Б.П. Общие основы культурно-просветительной педагогики. - Харьков, 1985.
3. Беспалько B.C. Основы теории педагогических систем. - Воронеж,
Дата: 2019-02-19, просмотров: 281.