Как вы понимаете суть процессов культуризации и педагогиза- ции свободного времени?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Глава II.

ПЕДАГОГИКА ПРОСВЕТИТЕЛЬНО­ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ДОСУГА

§ 1. Общее и особенное в педагогике досуговой просветительно-образовательной деятельности

В контексте общей истории развития просветительно-образо­вательной деятельности правомерно выделить несколько относи­тельно самостоятельных периодов, для каждого из которых харак­терны собственные специфические парадигмы. Зачатки такой дея­тельности родились в самые отдаленные времена, когда никаких учебных заведений еще не было, но уже возникла необходимость в формах той или иной передачи накопленного опыта от поколения к поколению. Нет никаких сомнений в том, что в определенной мере эту ответственную функцию стали выполнять сначала мифология, а затем выросший из нее фольклор.

Мифология как совокупность разнообразных мифов явилась в первобытном обществе основным способом познания и отражения окружающего мира. В контексте ее переплетались ранние элементы религии, философии и искусства. Это были первоначальные пред­ставления о происхождении мира, Солнца, Луны, звезд, животных, самого человека. Важное место в составе мифологии занимали мифы о добывании огня, рождении ремесел, земледелия, животноводства, а также об установлении определенных норм и правил взаимодействия людей друг с другом. В целом мифология функционировала как сво­еобразная энциклопедия древних, в рамках которой суммировался опыт понимания и объяснения окружающей действительности на основе очеловечивания природы и фантастической персонификации ее объектов. Это был тот уникальный период развития человеческого познания, когда существовала еще нерасчлененность реального пред­мета и отражающего его условного знака.

О познавательном потенциале фольклора очень выразительно говорит один из древнейших памятников славянской народной куль­ туры - так называемая «Голубиная книга». Содержанием ее являют­ся наивные, но в то же время и мудрые вопросы-ответы о начале и происхождении вещей: от чего зачался и ожил белый свет, от чего за­чалось солнце красное, от чего зачались ветры буйные, от чего зача­лись кости крепкие, которое море морям мати, которая река рекам мати, какой зверь зверям мати и т.д. Все это свидетельствует о нео­бычайной пытливости наших предков и их первых попытках понять и объяснить окружающий мир. Следует подчеркнуть, что подобные попытки нашли свое отражение в очень многих фольклорных произ­ведениях разных времен и разных народов. Наряду с этим в рамках народной культуры получили большое развитие народная медици­на, народная агрономия, народное погодоведение, народная педаго­гика, на которые в дальнейшем постоянно опиралась и опирается на­ука как форма специализированного общественного сознания.

В контексте нашего разговора нельзя не отметить, что гречес­кое слово «школа» в буквальном переводе первоначально означало ничто иное, как «досуг». Не зря Сократ не устраивал никаких клас­сов - он просто гулял со своими учениками, а сама передача знаний шла на ходу, выливаясь в форму «непринужденных бесед, рассужде­ний, споров, диспутов*. Сократ. Платон и Аристотель - три леген­дарных философа, каждый из них вышел из другого именно благода­ря подобной шкале - досугу, построенному на таком продуктивном, как оказалось, свободном общешш .людей.

Долгое время, на протяжении многих веков, «картину мира» определяли христианские н иные религиозные представления о появ­лении и развипш окружающей действительности, а в дальнейшем наука, которая где-то мирно уживалась с религией, а где-то вступа­ла с ней в скрытое или явное противоборство.

Примерно с середины XIX столетия в России параллельно с формированием шкального обучения начинается развитие вне­школьного образования. В условиях демократического подъема, выз­ванного во многом отменой крепостного права станоалением россий­ского капитализма это была довольно широкая просветительская деятельность прогрессивных общественных организаций и отдель­ных энтузиастов. Собственно, на этой основе родились те замеча­тельные движения, сутью которых стало целенапрааленное насыще­ние свободного времени разнообразными формами широкой популя­ризации научных знаний. В 1845 году возник Московский, а в 1861 году - Петербургский Комитет грамотности. С 1869 года начало энергично функционировать Харьковское Общество распростране­ния грамотности. В 1872 году приступил к работе флагман россий­ской научно-популяризаторской деятельности - Московский Поли­технический музей. Повсеместно вошли в обиход народные чтения, народные библиотеки, воскресные школы, общеобразовательные кур­сы и другие формы внешкольного образования.

В 1879 году в Москве были открыты знаменитые Пречистин- ские курсы для рабочих, ставшие одним из первых российских уни­верситетов. К 1908 году здесь уже занимались свыше полутора ты­сяч учащихся. Курсы имели три отделения - низшее, среднее и выс­шее. На низшем людей обучали грамоте, на среднем - преподавали курс средней школы, на высшем - читали лекции по программам го­сударственных университетов. Занятия проводили известные уче­ные И.М. Сеченов, А.Н. Реформатский, М.И. Коновалов, педагоги

A. У.       Зеленко, Н.В. Чехов, М.М. Ковалевский. С действовавшими на базе курсов художественно-творческими коллективами работали скульптор А.С. Голубкина, артисты М.Н. Сумбатов-Южин,

B. Н.       Массалитинова, Е.Б. Вахтангов и др.

Открытый в 1908 году Московский городской народный уни­верситет им. А.Л. Шанявского учредил в своем составе научно-попу­ляризаторское (оно давало среднее образование) и академическое об­разование с циклами общественно-философских и естественных наук, слушатели которого получали высшее законченное образова­ние. Это было уникальное учебное заведение. Ни одна страна не име­ла в те годы ничего подобного.

Авторитет этих народных университетов был очень высоким. После разгрома Московского университета реакционным мини­стром просвещения Кассо в 1911 году ушли в знак протеста в от­ставку 125 его лучших педагогов. Среди них оказались такие ученые, как К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский, Н.Е. Жуковский, Н.Д. Зелинский, С.А. Чаплыгин, Н.А. Умов и др. Значительная часть из них перешли работать в систему народных университетов, что еще больше укрепило рейтинг российского внешкольного обра­зования.

Дореволюционные внешкольные начинания были затем про­должены в годы советской власти. В современной научной литерату­ре нет однозначных оценок постановки массового просвещения в этот период. На наш взгляд, тогда в области внешкольной работы было сделано много полезного. 11звестныи лозунг «Учиться, учить­ся и учиться» действительно актнвно претворялся в жизнь. Разуме­ется, не без ошибок и перекосов, но претворялся. В конце 1920-х го­дов Всемирная ассоциация взрослых послала в нашу страну своего сотрудника - Ф. Миллигена Результатом его обследования вне­школьного дела России стала книга-отчет «Образование взрослых в России», где констатировалось, что русские и в самом деле нашли систему, успешно решающую проблемы образовательной работы среди взрослых. В 1929 году в Америке вышла еще одна книга. Ав­тором ее был знаменитый педагог н психолог Джон Дьюи. Книга на­зывалась «Впечатление о Советской России». В ней Джон Дьюи пи­сал, что в стране, где он побывал, создаются такие внешкольно-обра­зовательные фирмы, которые должны послужить образцом для все­го мира. Вполне возможно, что-то из этих высоких оценок является своеобразной данью уважения к державе, из всех сил старавшейся поднять культурный уровень свсик граждан. Но в целом такие оцен­ки весьма показательны.

Во второй половине XIX века в Poccini параллельно с развити­ем внешкольных центров для взрослых началось активное формиро­вание сферы массового самообразования. В 1863 году в составе Об­щества распространения технических знаний была создана специ­альная Комиссия по организашш домашнего чтения, которая сразу же занялась разработкой самообразовательных программ и присту­пила к выпуску популярной •* Библиотеки для самообразования». В начале 90-х годов XIX века по инициативе известных энтузиастов самообразования НА Рубакина и H . I I. Кареева начал функциони­ровать

 

 

Отдел для содействия самообразованию в Санкт-Петербур­ге. В 1892 году группа московских ученых подготовила и выпусти­ла в свет фундаментальный труд «Книга о книгах. Толковый указа­тель для выбора книг по основным отраслям знания». Важную роль в дальнейшем развитии российского самообразовательного движе­ния сыграли работы НА. Рубакина «Письма к читателям о самооб­разовании» (1913), «Практика самообразования» (1914), но особен­но его капитальный труд «Среди книг» (1911-1915).

В послереволюционный период интерес к самообразованию во­зобновился в начале 1920-х годов. С 1922 года была создана Всерос­сийская Комиссия помощи самообразованию при Главполитпросве­те, которая через год приступила к выпуску весьма популярного тог­да журнала «Помощь самообразованию». С 1923 года начала рабо­тать Центральная комиссия по самообразованию и стали открывать губернские и уездные самообразовательные бюро. В 1925,1927 и 1928 годах прошли Всесоюзные совещания по вопросам организации самообразования. Однако в конце 1930-х годов организаторский по­рыв в этой важной и нужной сфере просвещения заглох. Как социо­культурный феномен самообразовательная деятельность, естествен­но, оставалась, но прежний интерес к ней со стороны властных структур явно угас. Центр тяжести был перенесен в область массо­вой политико-просветительной, а затем культурно-просветительной работы, кстати говоря, очень сильно формализованной и политизи­рованной. Массовое просвещение на этом пути, в сущности, слилось с официозной агитацией и пропагандой и во многом снизило свой прежний рейтинг.

Определенное оживление самообразовательных традиций мы наблюдаем в период оттепели 50-х - начала 60-х годов XX века. Во всяком случае, именно тогда произошло повторное обращение к по­лузабытой идее о необходимости всемерной помощи людям, занима­ющимся самообразованием. На этой волне возобновилась деятель­ность народных университетов, быстро ставших довольно популяр­ными и хорошо посещаемыми. Активное участие в них принимало окрепшее к этому времени общество «Знание» и другие обществен­ные организации.

Несомненное оживление просветительной образовательной ра­боты среди взрослых было связано с попытками реализации в 1970

- 1980-х годах идеи непрерывного образования. Довольно активно подключились к этой работе средства массовой информации и сис­тема общедоступных культурных досуговых центров.

К сожалению, развитие просветительно-образовательной рабо­ты среди взрослых явно затормозилось с наступлением периода ре­формирования общества. Как это ни странно звучит, до нее просто напросто не доходили руки. В кризисную ситуацию попала система культуры в целом. Серьезно ослабло ее материально-техническое обеспечение. Начала сокращаться сеть массовых социокультурных центров. Почти заглохла просветительская деятельность общества «Знание». Сошли на нет оживившиеся было народные университе­ты. У людей в эту трудную пору появились новые проблемы, явно отодвинувшие вопросы образования и самообразования на второй план.

Вполне понятно, что все это надо рассматривать как ситуаци­онный спад. Познавательные потребности у человека, в том числе у взрослого человека. мог>т в определенной мере ослабнуть, но никог­да не могут заглохнуть вовсе, ибо это было бы равносильно гибели об­щества. Переживаемый нами период реформирования настойчиво требует громадною повышения культуры. Осознание этого заметно уже сегодня, о чем свидетельствуют, в частности, снова возросшие конкурсы в средние и высшие ч'чебные заведения. Наше общество медленно, но направленно возвращается в нормальное состояние раз­вития, а это значит, что проблема овладения знаниями и культурой в целом снова выходит на передний план. Уже сегодня появляются новые акты, свидетельствующие о том. что в стране начинается еще один этап возрождения народно-мшверситетских традиций в их ис­тинном и полноценном виде.

В общей системе массового просвещения одно из почетных мест занимали и занимают научно-популярные книги. В этих кни­гах, рождающихся на стыках научной, научно- публицистической и научно-просветительной литературы, органично сочетается доку­ментная точность с доступностью, доходчивостью, общеинтересно- стью.

Научная популяризация практически всегда представляет гу­манизированный процесс распространения знаний. Преподносимый читателю материал сосредоточен здесь применительно к действиям и поведению людей науки. Речь идет об их поисках, находках, ошиб­ках и успехах. Как правило, это яркие и сюжетно острые рассказы, имеющие своей основой «драму идей». Развитие науки не сводится при таком подходе к сухому перечню определенных фактов, а ока­зывается представленной яркими, запоминающими событиями.

Из произведений зарубежных авторов особенно широкой изве­стностью у нас пользовались и пользуются книги «Охотники за мик­робами» П. Де Крайфа, «Боги, гробницы, ученые» К. Керама, книги о животных Дж. Даррелла, книги Вильяма Сибрука о работе выда­ющихся физиков, книги Конрада Лоренца о птицах.

В общем контексте отечественного популяризаторства следует прежде всего отметить творчество Б.С. Житкова, М. Ильина, Я.И. Би- анки, Я.И. Перельмана, Д.С. Данина, О.Н. Писаржевского, Я.К. Го­лованова, Н.Я. Эйдельмана, А.М. Ливанова. На протяжении ста пос­ледних лет (с некоторыми перерывами) в России выходит знамени­тая серия «Жизнь замечательных людей», представляющая жизне­описания выдающихся отечественных и зарубежных деятелей куль­туры. Громадная масса российских читателей воспитывалась и ныне воспитывается на журналах «Вокруг света», «Наука и жизнь», «Знание - сила», «Техника - молодежи», «Юный натуралист» и т.д.

Прекрасным популяризатором в области литературы, искус­ства и науки был выдающийся американский писатель Ирвин Сто­ун - автор романизированных биографий Ван Гога («Жажда жиз­ни»), Дж. Лондона («Моряк в седле»), Микеланджело («Муки и ра­дости»), Ч. Дарвина («Происхождение»). Не менее почетное место в ряду талантливых популяризаторов принадлежит французу Анд­ре Моруа, который является создателем очень популярных во мно­гих странах, включая и Россию, книг о таких выдающихся мастерах культуры, как Тургенев, Байрон, Бальзак, Шелли, Ж. Санд, Дюма- отец, Дюма-сын, Гюго. Эти книги, написанные прекрасным и дос­тупным для массовой аудитории языком, помогли приобщить к ли­тературе и истории литературы миллионы читателей в разных угол­ках мира.

Еще в самые первые годы после революции подключилось к популяризации научных знаний тогда совсем молодое российское радио. В 1928 году появился первый рабоче-крестьянский рациоуни- верситет с общеобразовательным, сельскохозяйственным, коопера­тивным и педагогическим факультетами. В 1930 году он был преоб­разован в институт заочного обучения по радио (ИЗОР), который имел целый ряд филиалов в регионах. В середине 30-х годов XX века в системе центрального радиовещания начал работать специальный сектор самообразования. Содержанием его деятельности стала орга­низация эпизодических и цикловых лекций по различным наукам и отраслям народного хозяйства. Активное участие в этой работе при­нимали такие видные ученые, как А.Н. Бах, С.И. Вавилов, Н.Д. Зе­линский, А.Ф. Иоффе. I I . B . Мичурин и др. В последующие годы очень большой популярностью среди радиослушателей пользовался Радиоуниверситет культуры, проводивший весьма интересные пере­дачи общественно-гуманитарной направленности.

Говоря об истории просвепггельно-образовательной работе в нашей стране, нельзя обойти вниманием опыт приобщение к такой работе отечественного телевидения. Передачи подобного рода нача­лись с мая 1955 года. В основном сии были адресованы учащимся об­щеобразовательной школы и студентам очных и заочных отделений техникумов и вузов.

В 1965 году правительство приняло специальное постановле­ние об организации систематического телевещания для учебных за­ведений, а также взрослых специалистов различных профилей. В том же году на Центральном телевидении была открыта специализиро­ванная программа, которую стали официально называть «Третья учебная

 

программа». Начала свою работу главная редакция учебных и научно-популярных передач. В первой половине семидесятых го­дов XX века в ней насчитывалось уже 10 отделов и свыше 300 со­трудников. Для ведения программ приглашались известные ученые, педагога, деятели к льтуры и искусства.

Следует особо отметить, что выпускаемые программы строи­лись по законам произведений искусства - они имели свою драма­тургию, режиссуру, особую технику изложения материала. Интерес к ним превзошел все ожидания. Многие из таких передач до сих пор составляют основу «золотой коллекции» Государственного фонда те­левизионных программ.

Среди зрителей особым успехом пользовались передачи по литералуре, музыке, театру, кино. Исключительно популярным стал систематически выходящий тележурнал «Здоровье». Телевидение имело несколько постоянных рубрик, посвященных проблемам раз­вития науки и техники - «Наука сегодня», «Человек. Земля. Вселен­ная», «Новаторы и консерваторы», «Ярмарка идей», «Что вы може­те» и т.д.

С начала девяностых годов XX века объем образовательно­просветительных передач на ТВ резко пошел на убыль. Прекратили свое существование многие из учебных программ, исчезли с экрана полюбившиеся зрителям «народные университеты». До сих пор вос­становить потери полностью так и не удалось. Радует лишь то, что и сегодня в системе популяризаций знаний есть телепрограммы «В мире животных», «Здоровье», «Живая природа», «Клуб путеше­ственников», «Путешествия натуралиста», «Все в сад» и др. Обре­тает силы созданный в 1997 году телеканал «Культура», в рамках ко­торого телевидение, ориентированное на художественное образование, переплетается с более широкой просветительной проблематикой.

В общей системе важную роль играло и играет научно-попу­лярное кино. Предназначенное для самых широких кругов кино- и телезрителей, это кино в предельно общедоступной форме информи­рует их о знаменательных событиях в мировой и отечественной на­уке, об актуальных проблемах в научном мире, о последних научно­технических достижениях, о редких явлениях в природе, о дальних странах, о путешественниках исследователях, творческих исканиях деятелей искусства и т.д. Нельзя не упомянуть в связи с этим имена таких мастеров научно-популярного жанра, как В. Шнейдеров, А. Згуриди, Б. Долин, Ю. Желябужский, В. Архангельский и др. Вни­мание кино- и телезрителей всегда привлекали и привлекают попу­лярные киножурналы «Наука и техника», «Хочу все знать» и др.

На современном этапе все большее значение начинает приоб­ретать процесс компьютеризации массового просвещения. Укрепля­ется материально-техническая база этого процесса. Есть определен­ные сдвиги в сфере общественного пользования компьютерной тех­никой. Более доступным стало для населения подключение к Интер­нету. Растет компьютерная грамотность россиян, улучшается дело с программным обеспечением. Компьютер позволяет строить овла­дение новыми знаниями в режиме диалога и помогает организовать индивидуализированное самообразование. Появляются новые воз­можности оперативного получения самой свежей информации. Ком­пьютеризация создает благоприятные предпосылки для наглядного представления популяризируемых знаний, что в системе массового просвещения имеет особое значение. Все большее распространение получают игровые обучающие программы, столь привлекательные для детей и молодежи.

В последнее время заметно ак1 ивизировала свою работу Рос­сийская федерация «Интернет - образование», в рамках которой действуют свьппе двадцати специализированных центров. Успешно реализуется популярный проект «Учение для будущего». Организо­ванные в этих центрах курсы активно работают с учителями и пре­подавателями, которые, овладев интернет-технологиями, становят­ся их популяризаторами среди многомиллионной армии школьников и студентов.

Очень многое для понимания природы, сущности и особенно­стей просветительно-образовательной деятельности дает ее психоло­гический анализ. 11 это вполне закономерно, ибо в процессе передачи и усвоения знаний осуществляется направленное развитие качеств личности, то есть правильно решаются вопросы, входящие в компе­тенцию психологической науки. Научно-психологический подход помогает понять процесс формирования .личности как процесс фор­мирования целостной системы, включающий целенаправленное раз­витие личного опыта (направленность, идейные и нравственные ус­тановки, потребности, интересы, знания, умения и навыки), механиз­мов психики (восприятие, мышление, память, речь), типологических свойств личности (способности, темперамент, характер).

Из области психологии теория и практика просветительно-об­разовательной деятельности берет на свое вооружение систему сло­жившихся взглядов на основные умственные операции человека. Наибольшее значение имеют здесь психологические представления о сущности, особенностях анализа и синтеза условиях формирования правильных обобщений, сущности абстрагирования, роли наглядно­сти, взаимодействия между конкретным и абстрактным мышлени­ем, системе мотивации и стимулов личности - субъекта познава­тельной деятельности. Не менее ценными являются материалы, от­носящиеся к вопросу о влиянии на познавательный процесс личнос­тных взаимоотношений внутри учебной аудитории или самодея­тельного учебного коллектива

В современных условиях возникает особенно острая необходи­мость в тщательном изучении движущих сил гностического само­развития личности. На этом пути предстоит добиться более актив­ного использован] 1я доел окений психологии по проблемам потребно­стей, интересов, мотивов и стимулов. Слабое знание потребностно- мотиващюнного аспекта познавательной деятельности взрослого че­ловека влияет буквально на все компоненты организации этой дея­тельности. Не постигнув в должной мере движущие силы процесса, практика не может проникнуть в сложный внутренний механизм тех гностических явлений, с которыми она сталкивается.

В настоящее время рассматриваемой практике явно недоста­ет глубокого психологического подхода к научно обоснованному вы­страиванию важнейших этапов просветительного воздействия. Речь идет о знании того, как привлечь внимание к предлагаемому мате­риалу, обеспечить его полноценное восприятие, добиться внимания и достичь прочного закрепления усвоенной информации в памяти. Не вполне оправдывают себя прямые экстраполяции из области школь­ного

 

обучения. Массовая аудитория по многим своим характеристи­кам неадекватна учебной группе из системы базового образования. Также и элементарный перенос выявленных закономерностей из одной области знания в другую не всегда дает положительные ре­зультаты.

Важнейшей особенностью и отправным принципом организа­ции образования взрослых в условиях свободного времени является сегодня принцип фасилитации. Этот термин происходит от англий­ского facilitate, что означает в переводе на русский язык облегчение для человека той или иной работы путем умелого ее направления. Познавательный процесс при таком подходе извне лишь стимулиру­ется и в нужных случаях корректируется, основой же его остается собственная активность занимающихся самообразованием.

Рассматриваемая деятельность имеет существенную специфи­ку, обусловленную особенностями ее субъекта, объекта, целей, содер­жания, методов и форм. Однако в целом этот процесс подчиняется общим педагогическим закономерностям, которые в своем разверну­том виде определяют сущность реально развивающейся практики, а соответственно, влияют на характер его научного отражения.

Исходной педагогической базой обоснования просветительно­образовательной деятельности в сфере свободного времени выступа­ет дидактика, в рамках которой происходит разработка совокупно­сти проблем, связанных с передачей и усвоением научных знаний в условиях разнообразных просветительно-воспитательных институ­тов. Не подменяя собой конкретных научных дисциплин, дидакти­ка включает в предмет своего исследования такие общезначимые проблемы образования и обучения, как цели, задачи, содержание, принципы, методы и организационные формы. Выработанные ею подходы к анализу процесса распространения культурных ценнос­тей могут и должны использоваться в конкретных социокультур­ных исследованиях в качестве общих ориентаций и исходных объяс­нительных тем.

Одним из важных принципов организации просветительно-об­разовательной деятельности в сфере свободного времени является принцип интереса. К основным приемам возбуждения интереса сле­дует отнести умение организаторов занятий акцентировать внима­ние на актуальных, важных для общества вопросах, умение отби­рать для популяризации такой материал, который был бы отчасти нов, а отчасти знаком, поэтому дополнял, подтверждал или, наоборот, опровергал то, что люди уже знают; умение очень целенаправленно использовать наглядные образы, яркие сравнения, помогающие оце­нить новые и необычные стороны рассматриваемого вопроса; умение вызывать удивление, которое всегда есть начало понимания и путь к пониманию; умение учитывать возрастные, профессиональные и другие особенности аудитории; умение сделать процесс познания активным, заставить людей размышлять, сравнивать, анализиро­вать, действовать.

Большое значение имеет умелое использование в просвети­тельных целях искусства. Педагогически правильное применение ху­дожественных средств не только обогащает чувственную основу зна­ний, но и значительно повышает качество рационального познания, ведет к более глубокому, полному и объективному постижению ис­тины, положительно воздействует на общее интеллектуальное разви­тие личности.

В искусстве заложены грандиозные познавательные возмож­ности, поскольку искусство, как и наука, отражает то, что существу­ет объективно. Но отражает не в форме понятий, а в ярких конкрет­но-чувственных образах. Наука дает абстрактную идею, которая, по существу, лишена эмоциональной стороны. Для искусства эмоцио­нальность - один из первостепенных моментов, именно через чув­ства оно воздействует на разум человека.

 

 

Овладение знаниями не может ограничиться их элементар­ным накоплением без достаточно активного использования. Мир по­знают не для того, чтобы просто познавать, а чтобы применять по­лученные знания в качестве необходимого регулятора различных ви­ дов предметно-практической деятельности, которые при определен­ных педагогических условиях начинают сами активно влиять на последовательное углубление процесса познания. Эти исключитель­но важные возможности обусловлены тем, что способы выполнения деятельности всегда содержательны и связаны с актуализацией уже приобретенных знаний, их закреплением и получением новых знаний, умений и навыков.

Пока мы еще не имеем достаточно ясных ответов на вопрос, при каких условиях система проводимых занятий и массовых ин­формационно-просветительных программ в наилучшей мере способ­ствует формированию культуры творческого мышления человека. Здесь особенно полезным мог бы оказаться научный анализ накоп­ленного опыта с позиций креациологии. Именно в рамках этой тео­рии разрабатываются такие столь важные в рассматриваемом ас­пекте проблемы, как отношение мышления к действительности, от­ношение человека к изучаемому объекту, сущность истины и пути ее постижения, технология развития креативных способностей, про­дуктивная организация творческого поиска и др.

§ 2. Организационно-педагогические аспекты просветительно-образовательной деятельности

Первые попытки научного осмысления деятельности по обра­зованию и обучению взрослых были предприняты еще в начале XIX века. Об этом свидетельствует появление в ту пору термина «андра- гогика», который ввел в научный оборот немецкий исследователь педагогики А. Капп. Понятие возникло на основе двух греческих слов: «андрос» - «мужчина, человек» и «агогейн» - «вести» и озна­чало в буквальном переводе «ведение взрослого человека».

В русской педагогической литературе одним из первых начал разрабатывать андрагогическую проблематику К.Д. Ушинский. В своем фундаментальном труде «Педагогическая антропология» он выдвинул и обосновал идею о необходимости воспитания и обучения человека на протяжении всей его жизни. В вышедшей в 1861 году статье «Воскресные школы» Ушинский дал весьма обстоятельное рассмотрение вопросов о сущности и особенностях просветительно­образовательной работы с взрослым населением, о том, как и в каких формах эту работу следует осуществлять.

Новое понятие «андрашгика» не сразу пришло в сферу рус­ского языка. При описании рассматриваемой нами педагогической деятельности в области досуга здесь довольно долгое время употреб­лялись термины «внешкольное образование», «внешкольная работа >, «внешкольные учреждения*. Основой для первоначального научного осмысления педагогической практики подобного рода стал опыт вос­кресных общеобразовательных шкал. 11х появление было самым не­посредственным образом связано с именами таких выдающихся педагогов, как К.Д. Ушннский, H.II. Пирогов, В.И. Водовозов, Н.А. Корф, В.Я. Стоюнин.

Характерной чертой внешкольной работы на рассматривае­мом этапе стало то, что эта работа начала все больше и больше вы­ходить за пределы школы и стала превращаться в важную часть де­ятельности народных домов, рабочих клубов, народных университе­тов, библиотек, музеев и тд. Просвещение и обучение в собственном смысле слова вступило здесь в тесное взаимодействие с культурно­творческими занятиями, а также с организацией отдыха и развлече­ний, которые тоже потребовали своего научно-педагогического обо­снования и осмысления.

Несколько позднее в России появляются педагоги-исследовате­ли, которые сделали проблемы образования и воспитания взрослых основным объектом и предметом своих научных изысканий. К ним правомерно отнести прежде всего В.П. Вахтерова («Внешкольное образование народа» М., 1896), В.И. Чарнолуского («Основные воп­росы организации внешкольного образования в России» СПб., 1909),

С.О. Серополко («Внешкольное образование» М., 1912), Е.Н. Ме­дынского («Методы внешкольной просветительной работы» М., 1918).

Нельзя не отметить, что активная разработка внешкольно­педагогических проблем продолжилась и в послереволюционный период.

 

Крупный шаг вперед в осмыслении новых внешкольных про­блем был сделан А.П. Пинкевичем - автором учебника «Педагоги­ка», опубликованного в 1924-1925 годах (Т. 1 - 1924, Т. 2 - 1925).

1925 году трехтомная «Энциклопедия внешкольного образования» Е.Н. Медынского.

Трудно переоценить вклад в решение рассматриваемых вопро­сов НИИ вечерних (сменных) и заочных средних общеобразователь­ных школ, созданного в 1960 году и переименованного затем в науч­но-исследовательский институт образования взрослых. Благодаря усилиям таких талантливых исследователей, как А.В. Даринский,

В.Г. Онушкин, Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, Л.Н. Лесохина, Г.С. Сухобская, Е.П. Тонконогая, В.И. Подобед, рос­сийская андрагогика добилась весьма серьезных успехов. С 2000 года в нашей стране начал работать Научно-методический совет по проблемам образования взрослых.

В рамках набирающего силу андрагогического учения досуго­вая образовательная деятельность рассматривается как целенаправ­ленная, самостоятельная или внешне организуемая деятельность, обеспечивающая усвоение взрослыми людьми научных знаний, а также формирование умение и навыков их приобретения. Будучи составной частью общего процесса культурного развития личности, в сфере свободного времени такая деятельность развертывается в едином контексте с воспитательной, культурно-творческой деятель­ностью и деятельностью по организации отдыха и развлечений.

Характерной чертой просветительно-образовательной дея­тельности является ее всемерная нацеленность на непосредственное обслуживание других видов деятельности. Следовательно, понять эту деятельность можно только при условии ее рассмотрения в об­щей системе социокультурных явлений.

Массовое просвещение и самообразование направлены на то, чтобы постоянно под держивать имеющиеся у взрослых людей зна­ния на уровне современной научной картины мира как целостной системы представлений об общих свойствах и закономерностях ок­ружающей действительности. Это особенно необходимо, если учесть, что научная картина мира находится в непрерывном совершенство­вании и многие из ее элементов, усвоенные человеком на этапе базо­вого обучения, могут устаревать, меняться и обновляться.

Очень важной задачей является мировоззренческое развитие личности, основу которого составляет система философских эконо­мических и социально-политических взглядов.

 

 

В системе организации просветительно-образовательной дея­тельности на современном этапе весьма продуктивен подход к ней как к процессу вооружения людей умениями и навыками самостоя­тельного, научно обоснованного анализа явлений окружающей дей­ствительности. Постигая окружающий мир с помощью научного знания, человек всегда стремится найти причинные и другие обуслов­ленности событий, определить закономерности их развития, устано­вить существующие взаимосвязи и т.д.

Принципиально важным является рассмотрение просвети­тельно-образовательных усилий культурно-досуговых центров в ка­честве одной из форм всесторонней помощи самообразованию и са­моразвитию человека, направленной в конечном счете на то, чтобы помочь людям учиться. При подобном рассмотрении, с одной сторо­ны, достаточно полно и верно отражаются суть, цели и задачи сло­жившейся в сфере свободного времени просветительной работы, а с другой - эта работа четко разграничивается с другими видами об­щей системы образования. Обращение к этому основному отноше­нию является исключительно плодотворным в операциональном пла­не. Установив, что просветительно-образовательная деятельность имеет своей главной функцией содействие и создание благоприятных условий для познавательного самодвижения личности, мы получаем возможность точнее определить наиболее важные элементы струк­туры рассматриваемого феномена. При этом обнаруживается, что все раскрываемые состояния, связи, взаимодействия так или иначе замыкаются на формуле «помощь в развитии самообразования».

Цели просветительно-образовательной деятельности реализу­ются через конкретное содержание. Если цели представляют собой определенное предвосхищение результатов этой деятельности, то со­держанием является разнообразный материал, отобранный из таких источников, как наука, мораль, право, искусство, несистематизиро­ванный общественно ценный опыт. Во всяком случае, любое содер­жание черпается из сферы культуры и кристаллизируется в духов­ном мире индивида в виде системы знаний (гносеологический ком­понент), оценочных отношений (аксиологический компонент), сово­купности технологий осуществления разнообразных видов деятель­ности (креативный компонент). Мера приобщения людей к культу­ре выражается в их культурном уровне, который во многом харак­теризует степень подготовленности этих людей к активному и пло­дотворному участию в жизни общества.

В социокультурной сфере давно уже стало аксиомой положе­ние о том, что массовое просвещение не может ориентироваться на передачу взрослым всего открытого и накопленного наукой матери­ала. Этот материал исключительно объемен, и делать его объектом широкого распространения нет никакой возможности. Информацию приходится постоянно сортировать, принимая во внимание множе­ство разнообразных факторов и условий. В процессе такой сортиров­ки осуществляется тщательный отбор распространяемых знаний с учетом конкретных задач и особенностей определенных категорий населения.

Все большее значение приобретает сегодня проблема рекку- рентности образования взрослых. Это связано с двумя основными обстоятельствами. Во-первых, с элементарным несовершенством че­ловеческой памяти, в результате которого знания, полученные в сфе­ре базового образования, по истечению определенного времени начи­нают заметно забываться. Особенно интенсивно этот процесс захва­тывает те области первоначальной подготовки, которые в дальней­шем не использовались в профессионально-трудовой деятельности взрослого человека. Отмеченные обстоятельства порождают необхо­димость выстраивать просветительно-образовательную деятель­ность в соответствии с принципом рекуррентной последовательно­сти, предполагающим периодическое возращение к той совокупнос­ти знаний, которая когда-то была уже усвоена людьми в сфере базо­вого и дополнительного образования.

Неуклонно убыстряющиеся темпы социального и научно-тех­нического прогресса приводят к лавинообразному росту

 

 

новой науч­ной информации и довольно быстрому моральному износу ранее приобретенных знаний. Школа, колледж, вуз уже не могут дать че­ловеку запаса знаний на многие годы. Следовательно, все более воз­растает роль самостоятельной работы взрослых по повышению сво­его общекультурного уровня и производственной квалификации, их

умения учится за счет активного использования свободного времени.

Массовое просвещение на современном этапе призвано оказы­вать серьезную помощь выпускникам средней школы. Как известно, число предметов, изучаемых в сегодняшней школе, сравнительно не­велико, а возможности их расширения практически исчерпаны. В результате выпускник этой школы неизменно входит в жизнь с до­вольно существенныеI пробелами в своем культурном кругозоре.

Не менее важные задачи предстоит решить при обеспечении непрерывного образования выпускников специальных учебных заве­дений, включая и высшую школу. В-этой области превалирующей является сравнительно узкая и. в определенной мере, односторонняя подготовка профессионального типа которая не может стать эффек­тивным средством широкого обогащения культуры личности. Та­ким образом, и данную категорию взрослых людей ждет большая и серьезная работа по преодолению ограниченности своего базового образования.

Еще одна задача просветительно-образовательной деятельно­сти в сфере свободного времени - задача последовательной модерни­зации общеобразовательной и профессиональной подготовки. Вновь получаемые знания должны органически объединяться с ранее при­обретенными. В некоторых случаях здесь возможен, как уже отме­чалось, даже частичный возврат к школьным программам. Однако его не следует сводить к прямому повторению уже изученного мате­риала; весь смысл как раз и заключается в том, чтобы с помощью вне­школьных средств ос\ществлялось последовательное расширение и углубление имеющихся знаний, их актуализация и обновление.

По своему облому содержание массового просвещения может быть представлено как система знаний человека о предметном мире, других людях и самом себе. Здесь находят отражения сведения из области общественных, естественных и технических наук, передача которых имеет своей целью формирование у людей новых понятий и суждений, новых образов и новых действий, необходимых для бо­лее совершенного участия в производственной, общественной, быто­вой и досуговой деятельности. Содержание должно быть целенаправ­ленным, т.е. соотнесенным и приведенным в соответствие с постав­ленными целями; мотивированным, т.е. отобранным и сконструиро­ванным с учетом потребностей и мотивов человека; актуальным, т.е.

взятым и выстроенным в соответствии с насущными потребностями и интересами личности; посильным, т.е. дифференцированным при­менительно к реальным познавательным возможностям аудитории. При разработке содержания просветительной работы необходимо учитывать логические сферы (объективные свойства отобранного материала), психологические факторы (особенности реальной ауди­тории) и педагогические факторы (характер планируемого взаимо­действия).

Большое значение для правильного решения вопросов, связан­ных с содержанием просветительно-образовательной деятельности, имеет проблема соотношения в этом содержании конкретного и аб­страктного. Сегодня мы решительно отходим от ранее встречавше­гося примитивного толкования данных категорий, когда под конк­ретным понималось элементарное насыщение учебного материала примерами и фактами, взятыми из окружающей жизни, а под абст­рактным - те или иные обобщения. На смену этому приходит пони­мание общего как ступени к познанию конкретного, а в самом про­цессе познания выделяется движение от конкретного к абстрактно­му и от абстрактного к конкретному, но осознаваемому уже на бо­лее глубоком уровне.

Представляется особенно важным, чтобы все связанное с отбо­ром содержания выстраивалось на основе перехода от общего к осо­бенному. Это прежде всего касается специфики популяризаторских структур в соответствии с возрастными, образовательными, профес­сиональными, национальными, региональными характеристиками объекта, когда, наряду с учетом общих признаков, содержание ин­терпретируется применительно к тому, в какой мере его основные компоненты необходимы каждой из данных категорий населения и как они могут восприниматься и усваиваться.

Наряду с правильным решением вопросов отбора, еще одной очень важной задачей является обеспечение оптимальной организа­ции отобранного материала. Научное знание не может стать предме­том массового распространения ни в виде непосредственных резуль­татов проведенных исследований, ни в виде специально выстроенных для различных форм преподавания учебных дисциплин. Применение их в просветительно-образовательных целях предполагает совершен­но особую дидактическую интерпретацию информации, учитываю­щую не только своеобразие объекта, но и специфику обстоятельств, в которых знания будут усваиваться. Для этого исходный научный материал соответствующим образом обрабатывают: из него произ­водят определенные извлечения, вводят новую логическую упорядо­ченность, одни положения свертываются, а другие, наоборот, приоб­ретают более широкий разворот, достигается иное соотношение те­оретических и эмпирических данных, понятия получают популяр­ную экспликацию и т.д.

С точки зрения развития науки работа по дидактической адаптации знаний самостоятельной ценности не представляет. Од­нако в просветительском плане она имеет исключительную важ­ность, ибо открывает возможности доведения до людей того, что в неадаптированной форме не было бы ими воспринято. Внешкольно­педагогическое вторжение в систему научных знаний не направлено на изменение их внутреннего содержания. Организаторов массово­го просвещения интересует в данном случае прежде всего то, как сде­лать труднодоступное более доходчивым.

Здесь зачастую приходится ограничиваться вычленением из единой научной целостности определенной ее части. Подобные опе­рации находятся в некотором противоречии с объективно присущи­ми любой научной дисциплине системными качествами. И именно тут возникают определенные дидактические сложности, которые усугубляются рядом дополнительных факторов, связанных с неодно­родностью учебной аудитории, неизбежной спорадичностью группо­вой и особенно массовой работы, с различной вероятностью продол­жения этой работы в сфере индивидуального самообразования и т.д.

Целенаправленная организация материала в соответствии с выработанными правилами помогает превратить научные знания в специально приспособленные для широкого распространения конст­рукции. В процессе такой адаптации нередко устанавливаются принципиально новые соотношения абстрактного и конкретного, ра­ционального и чувственного, исторического и логического.

Правильная организация просветительно-образовательной де­ятельности предполагает прежде всего оказание квалифицированной помощи взрослым в систематизации и интегрировании знаний, добы­тых путем самостоятельной работы. Обилие и доступность разнооб­разных культурных источников дает возможность сегодня любому желающему сравнительно легко приобрести определенную совокуп­ность знаний по одному или нескольким интересующим его вопро­сам. Однако само по себе это не решает главных задач культурного развития личности. Взрослым людям, включая и тех, кто имеет впол­не солидную базовую подготовку, очень часто не хватает логической цельности, системности образования, а ведь именно потребность в ней заставляет садиться за книгу, идти в народный университет или использовать какие-то иные формы массового просвещения и само­образования.

Говоря о системности, мы имеем в виду такое качество знаний, которое характеризует наличие в сознании личности связи между отдельными компонентами знания. Применительно к взрослому че­ловеку, обладающему чаще всего довольно серьезным жизненным опытом, требование системности и

 

систематизации особенно акту­ально. Накопленный эмпирический массив ждет в данном случае не столько пополнения новым материалом того же ранга, сколько упо­рядочения, осмысления его с единых методологических позиций.

Работа, направленная на формирование обобщающих умений и навыков, помогает совершенствованию теоретического мышления в противовес мышлению, охватывающему лишь внешние связи объектов и процессов. В результате такой работы развивается цен­ная способность соотносить частное и целое, рассматривать конк­ретное с позиции общего, выходить на уровень понимания основных закономерностей.

Разработка методов и организационных форм просветитель­но-образовательной деятельности с самого начала осуществлялась на базе широкого использования опыта других социокультурных ин­ститутов. Внешкольно-педагогическое знание активно вбирает в себя все лучшее из накопленного в области школьной теории и прак­тики, средств массовой информации, дополнительного образования.

Рассматривая методы просветительно-образовательной дея­тельности в качестве способов работы, направленных на решение за­дач обучения взрослых, формирования их мировоззрения и развития способностей к дальнейшему самостоятельному приобретению зна­ний, надо четко различать методы обучения и методы учения. При этом в число первых включаются различные виды устного изложе­ния (лекционное изложение, беседа, инструктаж), в число вторых - самостоятельная работа с книгой и другими источниками знаний.

Выделение методов обучения и методов учения целесообразно и с точки зрения учета особенностей социокультурной деятельности как специфической формы помощи самообразованию ьзрослых: это позволяет обратить должное внимание на методы самостоятельной работы человека и методы руководства ею со стороны организато­ров массового просвещения и самообразования.

В основе подхода к разработке методов современной просве­тительно-образовательной деятельности все более и более утвержда­ются три плодотворные идеи: методы должны быть

 

                                                     

 

такими, чтобы люди учились приобретать знания самостоятельно, чтобы обеспечи­валось формирование поисково-творческих способностей человека, чтобы взрослые умели активно применять полученные знания в жиз­ни. Методы при подобном подходе рассматриваются, прежде всего, как способы использования стимулов активной познавательной дея­тельности, а педагогическое регулирование активности взрослых - как умение превратить методы в движущую и направленную силу самостоятельного познания. Наиболее высокую оценку получаки те из них, которые придают системе просвещения и самообразования инициативный, общественно значимый характер, в результате чего изучение окружающего мира осуществляется в органическом един­стве с его преобразованием.

Современная система просветительно-образовательной дея­тельности в культурно-досуговых центрах функционирует на не­скольких взаимосвязанных уровнях. Массовые программы, пробуж­дающие первоначальный познавательный интерес, способствуют включению людей в сферу кружкового, студийного, народно-уни­верситетского обучения. Кружок, студия, университет формируют потребности, умения и навыки систематического самообразования. Эта же кулыурно-просветительская цепь активно циркулирует и в обратном направлении: результаты учебной работы становятся ос­новой подготовки и проведения в центрах массовых просветительс­ких программ, рассчитанных на самые широкие слои населения.

Анатизируя опыт осуществления просветительно-образова­тельной деятельности в условиях клубных школ, курсов, студий, лек­ториев и народных университетов, можно выделить четыре основ­ные группы организационных форм этой деятельности К первой из них относятся информационно-теоретические занятия, которые ис­пользуются главным образом в тех случаях, когда основной целью проводимой работы является изучение общих теоретических вопро­сов, ознакомление слушателей с актуальными проблемами современ­ной науки, техники и культуры. Качественная черта этих занятий

- их установочный и обзорный характер. Они не только содержат новую информацию, но и помогают привести в систему уже имею­щиеся у людей знания. В процессе их дается соответствующее на­правление деятельности слушателей и кружковцев по самостоятель­ному приобретению новых знаний. Эти занятия проводятся в фор­ме лекций, бесед, выступлений ученых, научных обозревателей, ис­кусствоведов, педагогов, мастеров искусств и других деятелей культуры.

Несколько иные функции выполняют не менее распространен­ные занятия учебно-инструктивного типа. Основной целью их явля­ется вооружение людей чисто практическими умениями и навыка­ми. Непосредственным объектом познавательной деятг тьности здесь служат не образы предметов, а сами предметы. Обучение выступа­ет в данной ситуации как ярко выраженная деятельность по овладе­нию новыми видами деятельности. На основе приобретенных таким образом знаний и умений человек получает возможность и дальше повышать свой культурный и культурно-технический уровень.

Значительным своеобразием в общей системе массового про­свещения отличаются формы наглядно-демонстрационного типа: прослушивание концертов, просмотр кинофильмов, посещение музе­ев и выставок, участие в экскурсиях и т.д. Здесь новая информация усваивается людьми как результат собственных наблюдений, а пояс­нение или комментарий лишь помогают наиболее полному и углуб­ленному восприятию материала. Нельзя не отметить, что удельный вес таких форм намного больше, чем в сфере учебных заведений.

Особое место в просветительно-образовательной деятельности принадлежит занятиям поисково-творческого типа. Диапазон таких занятий весьма широк: сюда входят проблемные

 

лекции, эвристичес­кие беседы, диспуты, деловые игры и др. В народных университетах правовых знаний предметом коллективного обсуждения часто ста­новятся различные юридически-правовые случаи, в технико-эконо­мических университетах решаются конкретные проблемы менедж­мента, маркетинга, технические и технологические задачи, в школах и университетах педагогических знаний анализируются проблемные ситуации, возникающие в повседневной воспитательной практике и т.п. На этой основе успешно развертывается разнообразная деятель­ность, относящаяся к области социального творчества, которая и сама становится важным источником приобретения новых знаний, а также фактором, способствующим активному приобщению чело­века к постоянному самообразованию и творческому развитию.

При современном классифицировании организационных форм просветительно-образовательной деятельности придержива­ются традиционного деления их в зависимости от состава аудитории на массовые, групповые и индивидуальные. При этом к массовым формам относят открытые лекции, лекции с художественным сопро­вождением, коллективные посещения и обсуждения театральных по­становок и кинофильмов, различные конференции, вечера, встречи, беседы за «круглым столом», публичные дискуссии и т.д. Историчес­ки такие формы восходят к постоянно действующему лекторию и рассчитаны как на постоянный состав слушателей, так и на людей, проявивших интерес лишь к отдельным темам. Следовательно, каж­дое из этих занятий должно быть для основного контингента продол­жением предыдущего и подготовкой к следующему, а для части не­постоянных посетителей обладать признаками определенной закон­ченности.

К групповым формам, согласно рассматриваемой классифика­ции, относятся лекции в учебной группе, лекции-беседы, семинары, практические занятия разных видов, экскурсии, учебные просмотры спектаклей, кинофильмов и тд. Такого рода занятия проводятся в ос­новном с постоянными посетителями, в них четко выражены обуча­ющая функция и направленная роль организатора учебного процесса.

Среди индивидуальных форм выделяются консультации, а также основные формы домашней самостоятельной работы слуша­телей: применительно к народным университетам это - подготовка докладов, рефератов, выполнение практических заданий и др.

Педагогически обоснованный выбор организационных форм во многом зависит от целевого назначения просветительно-образова­тельных занятий. В общеобразовательных народных университетах наиболее предпочтительными оказались такие формы, как лекции, кинодемонстрации, концерты, экскурсии, диспуты. В университе­тах, нацеленных на повышение квалификации, на первый план выхо­дят деловые игры, разбор конкретных ситуаций, подготовка эконо­мических и социокультурных проектов и т.д.

Развитие форм и методов просветительно-образовательной деятельности в сфере свободного времени во многом обусловлено уровнем материально-технического обеспечения этой деятельности. Сегодня все шире начинают использоваться научно-популярные, учебные, документальные фильмы, разнообразные виды звукозапи­си, тематические наборы слайдов, диафильмов, видеокассет, компь­ютерные учебные программы, что значительно обогащает содержа­ние, формы и методы как массового распространения научных зна­ний, так и домашнего самообразования.

После определенного затишья в начальный период реформи­рования общества на современном этапе снова началось возрождение школ культуры и народных университетов. На этот раз особую ак­тивность стали проявлять представители третьего возраста, числен­ность которых в целом достигла по стране 40 миллионов человек. В содержательном плане здесь на первом месте оказалась культурно­компенсаторная функция. Вышедшие на пенсию люди получили от­личную возможность приобщиться к тому, чем хотелось, но не уда­валось заниматься на предшествующих жизненных этапах. Чаще всего такие занятия развиваются вне связи с профессиональным со­вершенствованием и нацелены на свободное общекультурное разви­тие личности.

Народные университеты третьего возраста успешно работают сегодня в Москве, Орле, Тюмени, Челябинске и других

 

 

российских городах. Большую заботу о создании благоприятных условий для культурного самообразования пенсионеров проявила педагогическая общественность и особенно местные организации общества «Зна­ние» в таких городах, как Тверь, Омск, Ярославль, Курс, Курган и т.д.

Что касается работы с представителями молодого и среднего поколений, то здесь наше внешкольное образование идет по несколь­ко иному пути. Важную роль на сегодняшнем этапе стала играть ан- фагогическая помощь в подготовке и переподготовке временно без­работных, военнослужащих, уволенных в запас, переселенцев, бежен­цев и т.д. Много внимания в курсовой и народноуниверситетской системе уделяется теперь компьютерному обучению, овладению ино­странными языками, вопросам менеджмента и маркетинга и другим актуальным вопросам. Как и прежде, весьма популярна тематика, связанная со здоровьем, правом, приусадебным хозяйством, повыше­нием досуговых квалификаций и т.п.

Рекомендуемая литература к главе II

1. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современ­ные проблемы. - М.: Высшая школа, 1986.

2. Анучина Л .В., Ищенко Б.П. Общие основы культурно-просвети­тельной педагогики. - Харьков, 1985.

3. Беспалько B.C. Основы теории педагогических систем. - Воро­неж,

Дата: 2019-02-19, просмотров: 242.