§ 1. Психолого-педагогическая сущность ценностного ориентирования личности
Просветительно-образовательная деятельность, о которой шла речь в предыдущей главе, является важным и необходимым компонентом общего процесса развития человека. Однако сама по себе она еще не решает всех задач культурного формирования личности. Наиболее эффективно это происходит в том случае, когда познание органично сочетается с выработкой определенных оценок, ориентаций и установок. Человек никогда не воспринимает события, факты, поведение других людей, предметы окружающего мира и имеющиеся знания о них равнодушно. Он радуется и огорчается, обнадеживается и разочаровывается, любит и ненавидит. Помимо гностических представлений об объектах действительности люди неизменно формируют к ним определенное отношение. В рамках такого отношения, а вернее, системы отношений устанавливается связь составляющих действительность явлений и процессов с потребностями, интересами, желаниями, стремлениями личности, а также социальных групп, к которым личность принадлежит.
Начавшееся в 1990-е годы реформирование нашего общества нанесло сильнейший удар по старой системе воспитательной работы. Многое из того, что существовало в советский период, оказалось разрушенным, а создать новое долгое время не удавалось. В конце концов, это привело к чуть ли ни полному отказу от воспитания. Нельзя не отметить, что подобные настроения и подходы коснулись не только досуга, но и системы воспитания образования в целом. В принятом тогда законе «Об образовании» (1992 г.) воспитание недвусмысленно отодвигалось на второй план и рассматривалось как некое дополнение образовательного процесса В сфере пришедшей на смену культпросвету советского времени культурно-досуговой деятельности наступил период смысловой опустошенности и идейной дезориентации. Рухнула отработанная десятилетиями технология подготовки и проведения политизированных тематических вечеров, устных журналов, театрализованных представлений. Развалились кружки и объединения политико-просветительной направленности. Началась усиленная перетряска репертуара художественной самодеятельности и т.д. Воспитательная составляющая нового культпросвета заметно обеднела как в содержательном, так и в организационно-технологическом плане. Определенная часть практических работников опрометчиво решила, что заниматься теперь в основном можно и нужно лишь художественным любительством и организацией развлечений.
На какое-то время государство, целиком и полностью затянутое в вихрь экономических реформаций, вообще ушло от своих воспитательных функций и перестало рассматривать их в качестве приоритетных направлений. Гораздо охотнее и активнее писалось, говорилось с высоких трибун о недопустимости «насильственной политизации подрастающего поколения», о целесообразности роспуска ряда детских и молодежных организаций, о необходимости вывода образовательных и культурных учреждений из-под каких-либо партийных влияний. В новой Конституции был провозглашен полный отказ от единой идеологии. Серьезным препятствием на пути формирования новых подходов к воспитанию стало то, что не было понятным, на каких ценностных основах его надо строить. Определенные надежды в плане воспитания детей и молодежи возлагались на ожившую было сферу т.н. дополнительного образования. Однако такие задачи оказались дополнительному образованию явно не по силам, а само оно применительно к культурно-досуговым центрам свелось, в конце концов, к чисто художественному просвещению.
Нельзя не отметить, что примерно в середине 1990-х годов в оценке воспитания и воспитательной работы начались определенные позиционные сдвиги. Об этом свидетельствуют такие документы, как рекомендации «О роли и повышении эффективности влияния детских объединений на развитие и воспитание детей» (1996), «Рекомендации парламентских слушаний о воспитании детей и молодежи в современных условиях» (1997), закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1998), «Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы» (1998), Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2000 г.) и др.
Прямые требования уделять должное внимание решению воспитательных вопросов мы встречаем и в других законодательных актах. Это касается Федерального закона «О библиотечном деле» (1994), закона «О музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации», закона «Об основах туристской деятельности» (1996), закона «Об образовании» (1998). Примерно в том же духе выдержаны и утвержденные недавно применительно к социокультурной сфере нормативные документы - «Примерное положение о государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа» (2002) и «Примерное положение о клубном формировании культурно-досугового учреждения» (2002).
В конце 1990-х годов в стране всерьез заговорили о разработке и внедрении новой целостной концепции воспитания, сохраняющей преемственность по отношению к российским педагогическим традициям и соответствующей современному периоду общественного развития. В основу новой воспитательной парадигмы предполагалось положить идеи гуманизма, антропоцентризма, духовности, демократизма, культурно и личностно ориентированного формирования личности.
Акцент на личностно ориентированную педагогику в рассматриваемом контексте был вполне закономерным. В условиях устранения государства от прямого решения воспитательных задач, в обстановке фактического отсутствия достаточно четкого социального заказа, в атмосфере неясности с общей системой ценностных установок не оставалось ничего другого, как сделать акцент на формирование внутреннего мира развивающегося человека. Иного выхода здесь собственно и не существовало.
Из общего и довольно широкого содержания обновляемой воспитательной деятельности в рассматриваемый период выдвинулось на передовые позиции национально-патриотическое воспитание. Такой подход действительно обеспечивает в процессе формирования личности весьма надежную точку опоры. По сути дела, это оказалось ничем иным, как обращением в трудные времена кризисного развития к основным ценностям, выработанным на протяжении многих веков великой русской культурой и отечественной педагогикой. И совсем не случайно за последние годы у нас были приняты на сей счет две государственные программы - «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы». Одна из них успешно реализована, а другая же активно реализуется в настоящее время.
До сих пор у нас много говорят и пишут о русской национальной идее, особенно ее конституирующей роли в становлении воспитательной системы. Предложения и суждения на этот счет можно встретить самые разнообразные. Есть люди, которые с большим уважением относятся к широко известной формуле, предложенной в 1833 году министром народного просвещения и президентом Академии наук С.С. Уваровым. Речь идет о знаменитой триаде «Православие, самодержавие, народность». Деятели нашей нынешней науки, где-то отталкиваясь от этой формулы, дают свои триадные варианты. Так, например, Г.В. Осипов усматривает национальную идею сегодняшнего дня в «духовности, народности и державности». Н.Д. Никандров - в «Православии, патриотизме, народности». Есть и другие - не менее интересные предложения.
Можно по-разному относится к предлагаемым интерпретациям национальной идеи. Однако ясно, что применительно к разработке новых основ воспитания следует признать, что здесь весьма ценными являются понятия «духовность», «народность», «патриотизм» и «державность». Не исключается, что именно они и должны стать ключевыми в обновляемой парадигме современной воспитательной работы.
Для того чтобы разобраться в сущности и особенностях воспитательной, ценностно-ориентационной деятельности в сфере свободного времени необходимо прежде всего уяснить смысл таких понятий, как ценность, ценностная ориентация, ценностная установка и направленность личности. Ценностью может быть явление внешнего и внутреннего мира - определенный объект: мысль, идея, образ, научная концепция и т.д. Как уже говорилось выше, все, с чем человек сталкивается, он так или иначе оценивает. Обычно процесс оценивания имеет четыре основных компонента: субъект (он производит оценку), объект (то, что оценивается), основание (критерии, с позиций которых идет оценка), характер оценки (положительная, нейтральная, отрицательная).
Если ценности - не просто акт сознания, но и реально существующие явления, то оценка всегда выражает отношение человека к ценностям. Ценность, подверженная оценке и отраженная в голове личности, обретает способность влиять на человеческую активность.
На основе осознания потребностей и их соотнесения с объектами окружающего мира у людей формируются ценностные представления, которые они вырабатывает сами или берут готовыми в результате обучения. На базе ценностных представлений возникают ценностные ориентации.
Ценностные ориентации - это устойчивые, социально обусловленные отношения человека к миру, в основе которых лежит осознанная и разделенная ценность. С точки зрения психологии, они представляют собой элементы сознания личности. Ориентация, как отношение личности к тем или иным объектам действительности, включает в себя восприятие, понимание и оценивание этих объектов. Можно выделить три основных этапа формирования ориентации: осознание потребностей, соотнесение их с явлениями окружающего мира, выработка отношения - позиции к этим явлениям.
Особой разновидностью общего феномена «отношение» является ценностная установка. Установка - результат многократных внешних воздействий на человека и его собственной аналитической деятельности. Она закрепляется в процессе многократных повторений и предопределяет восприятие действительности и практические действия личности. Установка - это выражение ценностной ориентации в форме предрасположенности к чему-либо. Ее следует рассматривать как состояние готовности к определенной активности. Здесь имеет место возбуждение опережающего типа, предвосхищающее еще не наступившее событие. Это своего рода подготовка ответных реакций субъекта на предстоящую ситуацию.
Установка более конкретна, чем ориентация. В отличие от ориентации она всегда предметна, т.е. направлена на вполне определенный объект и предполагает не только оценку, но и готовность и
способность действовать в соответствии с этой оценкой.
Ценностные ориентации и установки находят концентрированное выражение в направленности личности. Направленность - сложное образование, характеризующее сложный облик личности, ее отношение к жизни, деятельности, к себе и другим людям. Основу направленности составляет внутренняя позиция личности, доминирование определенных мотивов, предрасположенность к определенным поведенческим реакциям. В ней фиксируется устойчивая совокупность ее основных качеств.
Ценностно-ориентационный процесс в аспекте его целей, содержания и результатов можно охарактеризовать с помощью таких понятий, как взгляд и убеждение.
Взгляд - это точка зрения личности по тому или иному вопросу, выражаемая в ее суждениях, умозаключениях и оценках и характеризующая ее субъективное отношение к различным природным и общественным явлениям.
Убеждением является твердый взгляд на что-нибудь, основанный на определенных положениях, мнениях, которые в сознании человека связаны с глубоким и искренним признанием и переживанием их истинности, бесспорной убедительности.
В своем историческом развитии теория и практика ценностно-ориентационной деятельности последовательно впитывала в себя опыт народного, религиозного, семейного, сословного, школьного воспитания. Ярко выраженный ценностно-ориентационный компонент входит в состав буквально всех религиозных и светских форм мировоззрения. Это было характерным уже для культуры в форме мифологии и фольклора, которые, так или иначе, различали добро и зло и отвечали на сакраментальный вопрос - что такое хорошо и что такое плохо. Мифология в этом ряду включала в себя самые разнообразные элементы духовной культуры и одновременно выполняла функции первобытной религии, философии и искусства древнего человека. Что касается фольклора, то это социокультурное образование тоже носило ярко выраженный синкретический характер, хотя существенные отличия от мифологии уже прослеживались. Главное отличие заключалось в том, что в фольклоре распалась нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и имени этого существа. В контексте фольклора на подобной основе родился художественный образ в собственном виде со всеми своими атрибутами. Мифы в целом ряде случаев нелегко отличить от фольклорных сказок, но все равно разница между ними очевидна: мифы священны и в них верят, а сказки не таят в себе ничего священного, и верить в них совсем не обязательно.
Свою ценностно-ориентационную парадигму принесло на Русь христианство. Православная традиция особенно глубоко пронизана воспитательным началом. Религия не только передает определенную сумму представлений о мире, но и стремится сформировать у людей определенные социальные установки. То, что мы называем сегодня общечеловеческими ценностями, во многом уходит своими корнями именно в ценностно-ориентационную сферу религиозных верований. Отношение к религии всегда было и, в известной мере, остается неоднозначным. Однако огромное влияние религиозных концептов и образов на формирование мира ценностей не подлежит никакому сомнению.
Новый Завет, творения отцов церкви, духовное наследие христианских мыслителей легли в основу морально-нравственного ориентирования верующего человека. Православие на протяжении более чем двух тысячелетий выступало в качестве надежной духовной опоры для миллионов людей. Трудно переоценить ценностно-ориентационную роль провозглашенного в Священном Писании золотого правила нравственности и этических заповедей. Христианство ввело в обиход очень важные в воспитательном плане понятия греха, покаяния и жизни по совести. В центре православного учения всегда стояли заповеди «Бог есть любовь» и «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Религия на Руси целенаправленно стремилась приучать сызмальства людей думать и заботится о других, учиться любви к ближним.
На разных исторических этапах на Руси и в России складывались различные отношения двух культур - духовной и светской. Однако лучшие представители властных структур и общественности никогда не склонялись к их противопоставлению. Более того, сами представители власти, как и деятели культуры, не раз вносили очень ценную лепту в процесс ценностного ориентирования. Одним из первых на этом пути был великий киевский князь Владимир Мономах - автор величайшего памятника древнерусской литературы и педагогической мысли «Поучение детям».
Не менее интересен появившийся позднее (XV век) древнерусский свод правил общественной и домашней жизни «Домострой». В основу его легли отрывки из Библии, назидательных изданий типа «Златоуст», «Измарагд», «Пчела», «Златая цепь». Речь в них шла о том, почему и как следует прививать молодому поколению почтительность к старшим, вежливое отношение к окружающим, трудолюбие, честность, скромность, трезвость, милость и сострадание к бедным.
В этом же ряду стоит подготовленное по указанию Петра I руководство о правилах поведения, вышедшее в России под названием «Юности честное зерцало» (1717). Интереснейший памятник культуры XVIII века включил в себя, наряду с традиционными нормами православной морали и древнерусскими поучениями, новые специфические правила поведения, связанные с культурой и образом жизни передовых западноевропейских стран.
Российская интеллигенция сделала много полезного для обоснования русской национальной идеи как исходной доктрины для конкретных программ развития ценностного сознания граждан. Следует также упомянуть в связи с этим формулу Уварова «Православие
- самодержавие - народность», о которой уже шла речь ранее. В годы советской власти она послужила объектом самой ожесточенной и весьма несправедливой критики. Между тем эта формула выражала характерные черты и национальное своеобразие России того времени. В целом, как показывают уроки истории, она сыграла на определенном этапе весьма продуктивную роль в обеспечении единства, безопасности и развития российской державы.
Делу постановки ценностного ориентирования граждан в советский период очень трудно дать однозначную оценку. Здесь были и свои плюсы, и свои минусы. Во всяком случае, внимания к проблемам развития ценностного сознания партийно-государственные структуры уделяли много и средств на эту работу тоже не жалели. Гораздо хуже дело обстояло с доктринальными основами идеологических программ. С самого начала они стали рассматриваться как практическая пропаганда коммунизма и коммунистическое воспитание граждан. Характерными чертами их целей и содержания стали откровенная мифологичность, фантастичность, окопная психология, а по многим параметрам - догматизм и схоластика.
На современном этапе парадигмальные проблемы ценностного ориентирования всецело обусловлены общим кризисным состоянием России, которая находится в исторической полосе цивилизационного перелома - болезненных экономических и социокультурных перемен, затронувших буквально все аспекты жизнедеятельности общества.
Вопросы, связанные с формированием ценностного сознания личности, особенно обострились в связи с тем, что сегодня у нас отсутствуют единые для всех идеологические установки, как это было раньше. Сейчас человеку приходится во многом самостоятельно осуществлять выбор общественных ценностей и самому формировать на их основе индивидуальную систему ценностных ориентаций, регулирующих его мотивацию и практическое поведение. Вполне понятно, что процесс такого выбора и осмысления весьма и весьма сложен. М ною людей оказываются в состоянии когнитивного диссонанса. Им нелегко разобраться в обилии идей, предлагаемых различными политическими партиями, общественными движениями, отдельными авторами книг, статей, выступлений по радио, телевидению и т.д. И еще труднее отдать предпочтение тем или иным идеям, особенно когда чуть ли не во всех из них есть определенное рациональное зерно.
Ценнсх^шый плюрализм хорош для основательно подготовленного, умеющего правильно оценивать и анализировать предлагаемые ему альтернативы человека. В противном случае он способен породить или массу мучительных колебаний, или взятие за основу первого попавшегося из совокупности мнений, оценок и концепций.
Явно не продуманными оказались отказ от единой государственной идеологии и гипертрофия принципа идеологического плюрализма. Не оправдала себя и надежда на то, что, провозгласив множество противоречащих друг другу позиций, мы построили некую идеальную демократию. Духовная жизнь страны превратилась в элементарный «раздрай» и междоусобицу бесчисленного множества партий, объединений и общественно-политических течений.
Среди людей, попавших во властные структуры, модным стало предавать анафеме не только прежнюю коммунистическую идеологию, с которой они боролись, но и всякую идеологию вообще. Между тем идеология является непременным атрибутом любого нормально развивающегося общества. В сущности, без нее ни одна страна не в состоянии продуктивно функционировать и развиваться. Все попытки проигнорировать эту социальную закономерность в некоторых западных странах неизбежно кончались полной неудачей. Лозунг деидеологизации через некоторое время приходилось менять на открытый призыв к реидеологизации. Общество начинало понимать, что идеологию можно изменять или совершенствовать, но отказаться от нее нет никакого смысла.
Как уже говорилось выше, основная причина кризиса в области ценностного сознания заключалась в том, что старое было разрушено (или считалось разрушенным), а нового создать - явно не удалось. Многочисленные, но карликовые политические партии с исключительно слабой отработкой своих идеологических платформ ничего, кроме полного замутнения в области общественного сознания, внести не могли. Крайне неудачно складывалось дело с новой государственной символикой. Не на высоте оказались средства массовой информации. Реализация ими своеобразно понимаемого принципа политического плюрализма привела лишь к вульгарным перебранкам представителей различных течений и движений, в результате которых у рядового гражданина, и без того окончательно запутавшегося, голова вообще «шла кругом». Не добавляли ясности шумные, но бестолковые, по существу, митинги, демонстрации, манифестации. Из сферы политической жизни исчезли авторитеты, к голосу которых можно было бы прислушаться. Каждый тянул идеологическое одеяло только на себя. Окончательно разочаровавшиеся люди все больше приходили к очень печальному и весьма опасному выводу: верить нельзя никому.
Повторим еще раз, что аксиологический кризис имел своим печальным последствием разрушение воспитательного процесса. Он рассыпался потому, что стало совершенно непонятным, во имя чего надо людей воспитывать. Ушли в небытие прежние общественные политические объединения в среде подрастающего поколения, былая лекционная работа, политическое образование и самообразование. На какое-то время понятие «воспитание» вообще исчезло из педагогического лексикона - его стали стыдливо заменять словом «развитие». Появились даже своеобразные объяснения подобной практики: воспитание и свобода не совместимы, воспитание - это насилие над личностью, у старших сегодня нет права учить молодых и т.д.
На современном этапе более благоприятными для формирования ценностного сознания становятся некоторые объективные предпосылки. Меняется в лучшую сторону имидж России на мировой политической арене. Идет укрепление государственности как одной из составляющих русской национальной идеи. Ослабевают разбушевавшиеся было центробежные тенденции. Страна целенаправленно встает на твердый путь единства и сплоченности. Очевидны после длительного спада первые позитивные сдвиги в экономике. Все это вместе взятое закладывает добротную основу для устранения деформаций, произошедших в системе воспитательной деятельности в период кризисного развития нашего общества.
Эффективность ценностного ориентирования во многом обусловлено тем, в какой мере на уровне общественного сознания удается определить цели и идеалы общественного развития, а также основные представления о личности, которую данное общество хотело бы сформировать. Оценки многообразных явлений человеческой деятельности и общественных отношений с различных точек зрения - добра и зла, правды и неправды, красоты или безобразия, справедливого или несправедливого и т.д. - закрепляются в общественном сознании и социопедагогической практике как воспитательные ценности. Именно они становятся основными ориентирами в трудном деле формирования и самоформирования личности. Они же находят свое сущностное воплощение и в наборе тех
личностных качеств, которые формируются в ходе и результате воспитательного процесса. Речь идет о таких качествах, как доброе отношение к людям, патриотизм, гражданская активность, справедливость, чувство собственного достоинства, упорство в достижении поставленных целей, разумное соотношение общественных и личных интересов.
В значительной своей части ценности не являются раз и навсегда данными. Они меняются со сменой культурно-исторических условий и во многом зависят от конкретных социоэкономических обстоятельств. Существенное влияние на характер ценностей и ценностных ориентации оказывают социальные особенности различных общественных групп. Применительно к дореволюционной России исследователи вполне обоснованно выделяют заметно различающиеся ценностные установки дворянства, разночинцев, крупной буржуазии, крестьянства. В современном российском обществе речь может идти о специфике ценностного сознания относительно небольшой группы зажиточных людей, средней социальной страты, рабочего класса, крестьянства. Еще в большей мере специфицируются ценности в тех случаях, когда заходит разговор об ориентации людей, принадлежащих к различным политическим партиям. Вместе с тем в любом обществе, включая и современное российское общество, реально существует особая обойма ценностей, которая, в идеале, должна исповедоваться любым законопослушным, добропорядочным, достаточно развитым в культурном отношении человеком. Это и создает объективные и реальные возможности для сознательного и целенаправленного ориентирования и самоориентирования граждан.
Духовно-нравственные сокровища православного христианства были и остаются очень ценным источником формирования системы ценностно-ориентационных идей доя русского народа, а в определенной мере, и тех россиян, которые исповедуют другие религии, поскольку русское православие за долгие годы своих духовных поисков выработало многие из тех нравственных установок, которые мы сегодня называем общечеловеческими ценностями. Священное Писание и многочисленные поучения таких отцов церкви, как Иоанн Златоуст, митрополит Илларион, Кирилл Туровской, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Нил Сорский, Феофан Затворник, составляли основу нашей национально-конфессионной системы ценностей, фундамент православной этики и педагогики. Воспринятые и усвоенные народом, эти поучения вошли в содержание его менталитета как ответы на вопросы о смысле и организации человеческой жизни, о гармонии социального благоустройства.
Одной из основных составляющих современного ценностного сознания могла бы стать идея необходимости формирования духовно ориентированной российской цивилизации. Соединяющее в себе как религиозные, так и безрелигиозные компоненты понятие «духовность» содержит твердую установку на то, что в мире есть нечто более высокое и значимое, чем прагматические, вещественные ценности. Такая установка реализуется в непременном стремлении человека к истине, добру и красоте. В предлагаемой ею ценностной иерархии на первое место выходят неутилитарные, постматериаль- ные ценности, не сводящиеся к потребительству, потребительскому мышлению и поведению.
Еще одним компонентом содержания ценностно-ориентационной деятельности является совокупность качеств ценностного сознания, объединяемых емким понятием «народность». Народ всегда национален. Лишенный национальных признаков, он будет представлять собой аморфную и безликую массу людей, не связанных единой историей, национальными идеалами; менталитетом и образом жизни. Потеря этой самобытности, по сути, означает гибель нации.
Идея народности ценностного сознания, установок и ориентации означает их неразрывную связь с жизненными интересами, чаяниями и устремлениями народа. Другой аспект этой идеи отражает приоритет национальной самобытности, которую следует не просто ценить, но всячески сохранять и подтверждать как отличающееся «не общим выражением» лицо нации. Ни одной стране, включая и Россию, не приносило пользы бездумное третирование своего истинного, собственного и тем более вытеснение его за счет беспредельного насаждения у себя заемного, подражательного.
Вплотную к такому пониманию народности как одной из важных духовных ценностей примыкает идея патриотизма, патриотических ориентаций и установок личности. Являясь кардинальным принципом и содержательным компонентом нравственного ориентирования, эти установки проявляются в чувствах любви к своей родине, гордости за достижения родной страны, уважении к ее историческому прошлому, бережном отношении к народной памяти и национальным традициям.
На современном этапе особую значимость приобретает прак- тико-деятельностный аспект патриотизма. Р^чь идет не просто о любви к Отечеству, а об активном отстаивании его интересов, беззаветном служении Родине. В общественное сознание надо возвратить идеал России как великой державы, которой можно гордиться и ради которой необходимо прилагать все силы для ее дальнейшего расцвета и укрепления. Вместе с тем нельзя не отметить применительно к сегодняшнему дню и подстерегающую нас опасность грубой фальсификации патриотических чувств, которая приводит порой к разжиганию национальной розни и спекуляции на патриотических настроениях. Патриотизм возвышает человека, когда он сопряжен с глубоким уважением к другим людям, другим народам и направлен на укрепление взаимопонимания, согласия и единства между ними. Именно это качество патриотических чувств выдвигается на первый план в таких принятых у нас документах, как Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы» и Программа, посвященная проблемам формирования толерантности и борьбы с экстремизмом.
Весьма важную роль в контексте ценностного сознания русского народа занимает идея соборности. Являясь несомненным достоянием отечественной традиции, она родилась в недрах православной церкви и традиции. Первоначально это понятие трактовалось как совокупный разум православного народа, существенно отличающийся от религиозного индивидуализма западных римско-католических и протестантских конфессий. Однако в процессе дальнейшего развития категория соборности обрела конфессионально-народный характер и стала пониматься и рассматриваться в качестве некоего общего принципа устроения социально-духовного бытия. Одним из практических проявлений его стал феномен русской христианской общины как множества, собранного в свободное и органичное единство. У русского ценностного сознания исконно был коллективно-общинный характер, и к типичному для Запада индивидуалистическом}' укладу жизни здесь всегда относились неодобрительно.
Нельзя не признать, что на этапе реформирования в качестве основного смысла бытия и своеобразного общественно-личностного идеала нам стал предлагаться идеал потребительского общества - каждый сам за себя. Нетрудно заметить, что по существу своему это сугубо индивидуалистический идеал, сводящий к тому же смысл человеческого бытия в основном на уровень не духовных, а утилитарных, физических потребностей и устремлений типа «много работать для того, чтобы много есть и пить» и так до бесконечности.
Смысл бытия по сравнению с нашими прежними представлениями снижается здесь максимально, и всевозможные ссылки на то, что российский народ сегодня усиленно рвется именно в такое «цивилизованное общество» весьма сомнительны в своей правомерности и объективности. Особенно тяжело воспринимать подобные утверждения и призывы русским людям, архетипически воспитанным в духе православия. Для многих из них популяризируемый капитализм представляет самое настоящее антихристово воплощение. Ведь для того, чтобы выжить и преуспеть в подобных условиях, надо делать то, что всегда считалось на Руси несомненным грехом.
В построении на современном этапе системы ценностного ориентирования нельзя обойтись без таких конституирующих понятий, как культура личности, группы, общества в целом. Обращение к этому понятию дает возможность и открывает перспективу наиболее правильного понимания целей и задач основных содержательных компонентов процесса формирования ценностного сознания. Именно культура включает в себя отработанные тысячелетиями представления о нравственной ответственности, о границах, которые никому нельзя переступать, о том, как быть добрым, создавать красоту и уметь любить. В контексте развивающейся культуры сосредоточены исходные нормы народной морали, вековое достояние духовности, принципы и правила добропорядочного поведения.
Довольно сложные проблемы в системе ценностного ориентирования на уровне национальной идеи, новых общественных целей и идеалов и государственной идеологии связаны сегодня с ярко выраженной несхожестью исповедуемых различными социальными группами идеологических ценностей. Далеко не однонаправляемыми являются ценностные ориентации современных «западников» и «славянофилов». Неоднозначны представления о ценностях у достаточно обеспеченных предпринимательских кругов и тех, кого мы относим к социально незащищенным слоям населения. Есть расхождения в ценностном сознании молодежи и старших поколений. Не всегда гармонично соотносятся религиозные и светские взгляды на обновляющуюся жизнь и т.д.
Вместе с тем все это отнюдь не означает, что невозможно разрешить возникшие проблемы. Совершенно очевидно, что нам придется для начала сделать упор на систему идеалов и ценностей, которая могла бы стать приемлемой для большей части общества и со- отвртгтвовала бы целям прогрессивного развития общества в целом. Снять все возникающие на путях искомого консенсуса несовпадения и определенные противоречия нам, скорее всего, не удастся никогда. Но добиться, чтобы их было по возможности меньше, - дело вполне реальное.
В ходе осуществления реформирования в организации ценностно-ориентационной деятельности и воспитательной работы в целом, наряду с определенными достижениями, было допущено много досадных ошибок. Тотальная критика советского периода повлекла за собой полное разрушение ранее накопленного опыта. Явно не нашлось достойной замены упраздненным детским и молодежным общественно-политическим организациям. Применительно к общеобразовательной школе задачи воспитания были, по существу, выведены за рамки педагогического процесса. Официально провозглашенный в новой Конституции отказ от государственной идеологии и развал существующей ранее идеологической инфраструктуры оказался сокрушительным ударом по системе столь необходимого ценностного воспитания. Возложение этих задач на общественные средства массовой информации не оправдало себя даже в самой малой степени. Долгое время существовала полная неразбериха в области государственной символики.
Прямая ориентация на западные, прежде всего американские, образцы в области развития экономики, а отчасти и политики, естественно, повлекли за собой существенные изменения в сфере ценностного ориентирования. На этой почве сразу же возникли новые трудности.
Такие духовные феномены, как смысл бытия, национальная идея, общественные идеалы и соответствующая им идеология, относятся к явлениям, которые, в принципе, не могут насаждаться сверху, произвольно или, более того, волюнтаристски. В этих условиях они просто-напросто не приживаются в сознании, как не приживаются плохо совместимые ткани при медицинских пересадках.
Ценностное сознание в его национальной модернизации - это всегда плод исторического развития и многовекового всенародного творчества. Здесь очень многое зависит от менталитета, национального характера, устоявшегося образа жизни, традиций, обычаев, верований. На разных этапах своего развития ценностное сознание народа неизменно модифицируется. Вместе с тем сущностное его ядро, как правило, остается неизменным. Вот почему при любых исторических изменениях продуктивнее всего не прерывать по возможности того, что называют «связью времен», а всемерно обеспечивать в системе ориентации и установок внутреннее смысловое единство прошлого, настоящего и будущего. Во всяком случае, в условиях кризисного развития общества, которое налицо у нас сегодня, при формировании обновленного ценностного сознания очень полезно озвучить некоторые «старые голоса» и попробовать с помощью определенной модернизации включить их в живую реальность сегодняшнего дня.
§ 2. Социопедагогические технологии воспитательной деятельности
Поскольку ценностное отношение человека к окружающему миру обретает такие формы своего проявления, как рациональную (личность формирует свои суждения, оценки), эмоциональную (чувственная реакция на определенные объекты) и поведенческо-дея- тельную (действия, поступки, поведение), воспитательный процесс всегда представляет собой определенное воздействие на сознание, чувства, волю человека. Умело организованное воспитание использует уже имеющиеся психические образования и опирается на них. Большое значение имеют здесь потребности как двигатели и рычаги практической активности человека. В конечном счете все изменения в сознании и поведении личности - это результат удовлетворения или неудовлетворения ее потребностей. Именно в процессе таких исканий человек приходит к выводам о том, как следует или не следует поступать и действовать.
В деле целенаправленности ориентирования, наряду с потребностями, надо четко различать такие понятия, как интересы, мотивы и стимулы. Понятия «потребность» и «интерес» довольно близки, но не тождественны. Потребности, имеющие широкий охват, первичны по отношению к интересам. Потребности бывают и у животных, интересы возникают только у человека.
Мотив представляет собой внутреннее и осознанное побуждение к действию. Такое побуждение всегда заключено в собственном сознании человека: это его чувства, желания, стремления. Процесс осознания мотивов действия называется мотивацией.
Мотивы возникают на основе интересов в результате их субъективного осознания и превращения в непосредственные побудители активности. Если мотив можно рассматривать как осознанную потребность, то интерес представляет собой опредмеченную потребность: среди многочисленных объектов окружающего мира человек нашел и выделил те, которые могут удовлетворить его стремления, желания и влечения.
В процессе культурного становления и развития человека его пред ставления о добре и зле, хорошем и плохом прекрасном и безобразном осознаются, обобщаются, приобретают мотивационную силу и начинают побуждать человека к определенному поведению, что знаменует возникновение личностных убеждений. Убеждения в данной ситуации можно квалифицировать как понятия, ставшие мотивами.
Стимул - это более широкое понятие, чем мотив. Стимулами называют обычно всякую непосредственную причину поступка. Чаще всего в качестве стимула выступает какая-то внешняя необходимость или внешнее побуждение. Стимул лишь тогда становится реальной побудительной силой, когда он превращается в мотив.
Ценностные установки как своеобразные предписания будут определять поведение человека только тогда, когда они прочно войдут в личностную потребностно-мотивационную систему. Для того чтобы это произошло, привносимые идеи должны, по возможности, связываться с личным опытом людей. Иначе они будут существовать параллельно: человек может знать, что от него требуется и даже принимать эти требования на словах, но не будет руководствоваться ими на деле.
Содержание ценностно-ориентирующих воздействий должно быть таким, чтобы оно давало личности удовлетворение через снятие личностных напряжений, помогало разрешению назревших противоречий. Это может выражаться в помощи человеку правильно понять и оценить какое-то явление (познавательно-ценностный эффект); в поддержке мнения по спорному вопросу (эффект усиления позиций); в реализации стремления к утверждению себя среди окружающих (коммуникативно-престижный эффект); в выборе линии практического поведения (ориентационный эффект). Нетрудно заметить, что и здесь ценностное ориентирование направлено, прежде всего, н? обеспечение оптимального взаимодействия личности с окружающими ее людьми.
Ранее уже отмечалось, что ценностно-ориентационная деятельность, в каких бы конкретных видах она не проявлялась, всегда нацелена на формирование мировоззренческих, нравственных, эстетических понятий и суждений. Здесь анализируются различные события, квалифицируются отдельные факты, поступки, поведение. Люди вовлекаются в своего рода оценивание, в итоге которого каждый из них пытается занять определенную позицию. Подобные оценки могут складываться стихийно. Однако общество заинтересованно в том, чтобы формировать и корректировать их целенаправленно.
Самый серьезный вклад в формирование ценностных ориентации человека вносит семья. В сущности, это первая социальная фуппа, в рамках которой мы получаем начальные представления о жизненных ценностях, о том, что хорошо и что плохо. Здесь же люди усваивают простейшие нормы поведения, правила взаимоотношений с окружающими, оценки разнообразных жизненных процессов и явлений.
Видное место в системе ценностного ориентирования принадлежит средствам массовой коммуникации. Печать, радио, телевидение, звукозапись, видеозапись обладают быстрейшими возможностями воздействия на оценки, мнение и формы практического поведения людей. Реализуя свои информационно-просветительские, нормативные аксиологические функции, СМК весьма эффективно приобщают человека к знаниям, нормам и ценностям общества. Передача реальных фактов чаще всего сочетается здесь с их ярко выраженной трактовкой. Во многих случаях эффект ориентирования усиливается за счет умелого включения в информационный процесс элементов т.н. художественного повествования. Средства массовой коммуникации являются основными трансляторами разнообразных видов и жанров искусства, которое само по себе входит в число мощных факторов формирования ценностных ориентации и установок.
Будучи частью социализации личности ценностное ориентирование активно осуществляется через образование, органично объединяющее в себе обучение и воспитание. В этой системе человек имеет возможность приобретать и совершенствовать свой опыт, знания, умения, навыки. Здесь его повседневная жизнь целенаправленно соединяется с культурой. Вклад в формирование ценностных ориентаций и установок вносится за счет обогащения системы представлений об окружающем мире и их упорядочения путем усвоения научных понятий и закономерностей, нравственных категорий, общественно-политических идей, а также восприятия художественных образов.
Важную роль в ценностном ориентировании личности играет ее ближайшее социальное окружение, в состав которого входят друзья, приятели, сверстники, коллеги и другие представители групп, характеризующиеся общностью производственных, социальных и культурных интересов. Возможность использования общения в ценностно-воспитательных целях базируется на том, что оно при нормальном функционировании может выступать в качестве носителя человеческой культуры. Не менее богатым потенциалом в области ценностного ориентирования обладает деятельность разнообразных социокультурных центров. В условиях этих центров есть несколько путей, средств и методов воздействия на формирующееся ценностно-ориентационное сознание.
Первый путь воздействия вполне естественно связан с рассмотренной в предшествующих параграфах просветительно-образовательной деятельностью. Получаемые здесь знания являются хорошей основой для выработки самостоятельной оценки. Но дело не только в этом - передача знаний практически всегда сопрягается с прямой или косвенной оценкой того, что говорится на лекциях, встречах, на занятиях в народных университетах и т.д.
Второй путь представляет собой целенаправленное использование разнообразных презентативных технологий, которые носят ярко выраженный пропагандистский характер и прямо направлены на формирование общественного мнения и общественного настроения. Здесь надо еще раз вспомнить многообразные программы, обозначаемые термином «встречи», и непременно добавить к ним театрализованные и нетеатрализованные художественно-публицистические программы, весьма характерные для современной социокультурной практики.
Еще один путь участия культурно-досуговых центров в решении рассматриваемой проблемы обусловлен природой этих центров как коммуникативных структур. Здесь всегда были и остаются весьма развитыми разнообразные беседо-дискуссионные формы деятельности.
На современном этапе как в теоретическом, так и практическом плане активно утверждается вполне реалистический взгляд на роль и место в системе ценностного ориентирования непосредственной жизненной практики человека. Большое значение в этом смысле имеет тесная взаимосвязь понятий «жизненный опыт» и «витаген- ный опыт» личности. Под последним понимается личностно значимая, наиболее часто актуализируемая составляющая общего жизненного опыта, способная определять меру закономерности и важности тех событий и ситуаций, из которых складывается сама жизнь конкретного человека. Именно она, как считают современные психологи, и образует своеобразный фильтр, играющий первостепенную роль в процессе влияния внешних воздействий на внутренние ориентации и установки личности.
Понять сущность и особенности ценностного ориентирования нельзя без отчетливого понимания социовоспитательных функций системы общественных отношений. В самом широком смысле слова отношения представляют собой связь субъекта с объектами окружающего мира. То, что обычно именуется условиями жизни, - это прежде всего система реальных отношений. Общественная среда применительно к формированию личности тоже выступает как совокупность общественных отношений, в иерархии которых эта личность занимает определенное положение.
Ценностное ориентирование человека в конечном счете представляет собой процесс формирования его отношений к окружающему миру. На современном этапе область таких отношений непрерывно расширяется. Люди включают в сферу своего познания и действия все большее число объектов и проявляют к ним то или иное отношение.
Наибольшее значение имеют отношения личности к обществу в целом (к общественному достоянию, экономическим принципам, идеологии), ее отношение к собственной деятельности и к своему месту в обществе, ее отношение к другим людям.
Ценностные ориентации и установки формируются через систему внешних воздействий и систему адекватных им реакций. При этом как воздействия, так и реакции на них должны обязательно затронуть все три сферы человеческого сознания - чувства, разум и волю. Без подобных реакций невозможно появление какого-либо отношения.
Характеристика общественных отношений как формирующего средства не может ограничиться их содержательной классификацией. В рассматриваемой нами плоскости целесообразно разграничивать отношения по уровню их «приближенности» к непосредственной жизнедеятельности человека. Нет никакого сомнения в том, что в процессах ценностного ориентирования особо важную роль играют прямые межличностные взаимодействия и формирующиеся на этой основе отношения - связи.
В общей системе социального формирования личности отношения - связи неизменно детерминируют отношения - позиции. Человек смотрит на мир и относится к миру исходя из того, какое место он занимает среди других людей. Если все благополучно в отношениях - связях, то скорее всего полноценными будут и отношения - позиции, то есть оценки, взгляды, убеждения, установки личности.
Работа по ценностному ориентированию взрослых строится во многом иначе, чем с представителями других возрастных групп. В ходе ее приходится особенно тщательно учитывать то, что уже накоплено личностью в процессе ее предшествующего формирования. Взрослый человек - это человек с развитым самосознанием, в котором отражается личностное мировосприятие, переживания, уровень удовлетворенности своим положением и жизнью в целом, идеалы, планы, стремления. Он в гораздо большей мере, чем ребенок включен в сложную сеть отношений с другими людьми. В жизнедеятельности взрослых центральное место занимает труд, который детерминирует все основные аспекты взаимодействия личности с непосредственно окружающей средой и обществом в целом.
То, что взрослые люди обладают значительным жизненным опытом, одновременно и облегчает, и затрудняет процесс формирования и совершенствования ценностных ориентации. Здесь мы имеем возможность постоянно опираться на солидный запас впечатлений, наблюдений, эмпирических и теоретических знаний человека. Что касается дополнительных трудностей, то они связаны, прежде всего, с наличием в опыте некоторых людей, наряду с положительными, и отрицательных моментов - искаженного восприятия действительности, укоренившихся вредных привычек, накопившихся в силу ряда причин разочарований и т.д.
Практически любое из личностных качеств, формирование которых является целью и предметом ценностного ориентирования, может развиваться как на уровне специализированного, так и на уровне обыденного сознания. В последнем случае вероятность нежелательных отклонений от нормы существенно увеличивается. Отсюда, наравне с проблемой формирования в собственном смысле, в работе с взрослыми, возникает необходимость в определенном совершенствовании уже сложившихся взглядов, мнений, суждений и оценок. В общей структуре воздействия значительно увеличивается вес влияний, направленных на перестройку некоторых личностных качеств. Эта большая и сложная работа направлена на то, чтобы помочь человеку глубже понять окружающую жизнь и правильнее осмыслить все, что происходит вокруг. Система целенаправленного ориентирования помогает людям поднять их эмпирический опыт на новую, более высокую ступень. Как отмечалось выше, личная практика взрослых может стать очень ценным источником и для практических, и для научно-теоретических выводов. Однако это происходит только при условии, если организаторы ценностного воспитания являются квалифицированными психологами, хорошо знают мегтную жизнь, постоянно опираются на конкретные факты и, что самое главное, умеют дифференцированно подходить к каждому человеку.
Взрослые люди, как правило, весьма разборчивы в восприятии ценностно ориентирующих воздействий. Поступающая информация в значительной мере фильтруется и опосредуется ранее возникшими личностными качествами. Взрослые активно проявляют свою избирательную направленность: одно принимают, второе существенно корректируют, третье - отбрасывают вовсе. Следовательно, помощь взрослым в их ценностной ориентации неразрывно сливается с самовоспитанием, и практика показывает, что именно на этой основе удается достичь наиболее эффективных результатов.
Вместе с тем было ошибочным абсолютизировать ценностноориентационную роль жизненных уроков, где человек всегда остается один на один с суровой и жестокой действительностью. Сугубо индивидуальные и в какой-то мере стихийные поиски ориентации, установок и конкретных способов удовлетворения своих потребностей могут привести и нередко приводят людей к обретению отрицательного опыта, неверных взглядов и убеждений. Целенаправленное ориентирование помогает найти наиболее правильную дорогу. Вот почему необходимо всегда учитывать и использовать личностные потребности, желания и интересы, но никогда не надо идти у них на поводу. Более того, очень часто в реальной практике ценностного воспитания приходится тормозить определенные побуждения личности, переадресовывать их в иное, более целесообразное русло и даже ломать уже сложившиеся стереотипы.
Изо всех существующих видов деятельности человека в сфере свободного времени ценностно-ориентационная деятельность наиболее трудно поддается вычленению в чистом виде. И это вполне закономерно: в определенной степени ценностное ориентирование является элементом любого вида деятельности. Вместе с тем есть целый ряд занятий, где процесс оценивания играет важную системно образующую роль. Эти занятия прямо нацелены на коллективный разбор определенных вопросов и на выработку соответствующих мнений, суждений и оценок.
Особого внимания заслуживает активное использование в системе организации развивающего личность досуга таких форм ценностного ориентирования, как диспуты, дискуссии, читательские и зрительские конференции. Продуктивность их обусловливается в первую очередь отличной возможности включения в процесс ориентирования элементов исследования и выработки коллективных решений. В этих условиях возникают благоприятные предпосылки для проверки личных суждений и оценки их достоверности. Программы дискуссионного типа помогают человеку увидеть обсуждаемую проблему глазами своих собеседников, определить имеющиеся на этот счет взгляды и позиции, научиться избегать допускаемые другими ошибки и преодолевать ограниченность собственных воззрений.
Здесь анализируются различные события, квалифицируются отдельные факты, поступки, поведение. Люди вовлекаются в своего рода разбирательство, в итоге которого каждый приходит к тем или иным выводам. Даже самые крупные, масштабные проблемы приобретают для человека глубоко личностный смысл, когда он вместе с другими постоянно обсуждает и оценивает факты и события повседневной жизни. Очень важно то, что у людей в данном случае повышается ощущение собственной значимости и ответственности за все происходящее вокруг.
Распространенной проблематикой досугового общения такого типа является морально-этический аспект повседневной деятельности человека, его обычная нравственная практика. Эта проблематика отвечает всем основным требованиям, предъявляемым к дискуссионной теме: она имеет общественную и личностную значимость, тут особенно много вопросов, решение которых может быть альтернативным, и, наконец, в данной области любой взрослый человек обладает достаточно богатым опытом и, следовательно, вполне компетентен в качестве участника общего разговора. Последнее обстоятельство связано с тем, что элементарное моральное познание органично вливается в общественную жизнь и не требует какой-либо специальной научно-теоретической подготовки. Это, собственно, и дает возможность разным по возрасту, профессии, знаниям людям, опираясь на свой нравственный опыт, сообща искать и находить верные решения спорных проблем.
В процессе бесед, обсуждений и диспутов осуществляется своего рода взаимовоспитание. Здесь человек зачастую получает такую информацию, которая не проходит не по каким другим каналам. Это важный источник и предпосылка овладения системой простых, неписаных норм нравственности. Подобное общение формирует полезную способность эмоционально откликаться на все, что происходит вокруг, помогает предупреждать накопление отрицательного опыта, нейтрализует и тормозит нежелательные внешние влияния.
При совместном размышлении, ассимилирующем суждение нескольких людей, имеется значительная вероятность того, что в решение вопросов будет внесено больше ясности и объективности. Насаждая в той или иной мере конформизм, общение параллельно с этим развивает и критичность ума. Даже самоутверждение в группе всегда связано с неким интеллектуальным обособлением, которое заключается в сознательной выработке самобытных, индивидуальных суждений и взглядов.
В рассматриваемом плане важную роль играет еще одна особенность ценностного ориентирования, возникающая в ходе совместного обсуждения вопросов. Здесь интенсифицируется процесс формирования убеждений. Как известно, знания об окружающем мире сами по себе не являются элементом идейности и нравственности. Они становятся таковыми лишь при условии, если человек, восприняв информацию, прочувствует ее и сформулирует к ней личное отношение.
Как показывает практика, беседы, возникающие в процессе общения, - это непременно разбор больших и малых «проблемных ситуаций». Общение учит анализировать, докапываться до сути, логически мыслить. Причем все совершается в эмоционально насыщенной обстановке и поэтому интересно, естественно, лишено нарочитости и дидактичности.
Рассматривая процесс повседневного взаимодействия с точки зрения его ценностно-ориентационных возможностей, нельзя забывать, что в данном случае речь идет о взаимодействии людей, находящихся в особом положении. В силу жизненных обстоятельств они поставлены в сходные природные, производственные, культурнобытовые условия и поэтому имеют объективную предрасположенность к консолидации в своем отношении ко многим явлениям и процессам окружающей действительности. Оценка всего происходящего осуществляется ими в целом с однородных позиций. К этому надо добавить, что большие идеи вообще не существуют для человека в абстрактно-отвлеченном виде. Они имеют четкую заземленность и реальное воплощение в делах и поступках совершенно конкретных лиц, действиях конкретных объединений и организаций, в строго конкретных акциях и инициативах. В силу этих факторов в рассматриваемой нами ситуации создаются особо благоприятные условия для формирования общего мнения и настроения. Однако каким будет их характер и направленность, зависит от многих дополнительных причин. Упомянутое выше единство может способствовать формированию не только правильных, но и ущербных оценок, например, оценок с субъективистских, местнических, узкогрупповых позиций.
В ходе общения, имеющего ценностно-ориентационную направленность, человек не просто приобщается к миру другого, элементарно умножая свои познания и суждения. Здесь люди получают информацию, которая уже содержит определенный оценочный элемент. Такая предваряющая селективность чаще всего позволяет более глубоко проникнуть в сущность анализируемых явлений и процессов. Однако наряду с достоинствами здесь есть и свои негативные стороны. Любая опосредованность восприятия увеличивает и вероятность субъективизма, искажения. В данном случае они особенно опасны, ибо искаженная информация тоже передается и, следовательно, умножает свое вредное влияние.
Значимая особенность совместных размышлений - их сильная эмоциональная насыщенность. Здесь в действие вступают такие социально-психологические феномены, как заражение и подражание, за счет которых осуществляется своеобразная «разгонка» эмоциональных переживаний. Это своего рода чувственная ступень в развитии повседневной ценностно-ориентационной деятельности. Складывающиеся в таких условиях представления и суждения отличаются большой податливостью по отношению к внешнему воздействию. И очень важно целенаправленно повлиять на них именно на этом раннем этапе. Иначе по целому ряду позиций в дальнейшем придется переделывать, ломать сложившиеся стереотипы, а это очень сложный, болезненный и трудоемкий процесс.
В современных условиях по-особому высвечивается очень важная для нормального функционирования ценностно-ориентационных процессов проблема лидерства и лидеров. На этяпе кризисного развития общества, когда на людей обрушивается громадный поток очень непростой и часто противоречивой информации, далеко не все оказываются способными самостоятельно разобраться в обилии сведений и фактов. Современная обстановка характеризуется весьма сложным и противоречивым течением событий. Порой человек не может правильно сориентироваться в происходящем, систематизировать факты, дать им обоснованные оценки. Самостоятельный анализ того, что происходит в меняющемся мире, далеко не всегда отличается четкостью и определенностью. В ходе его имеется опасность неправильного осмысления непосредственного жизненного опыта. Здесь особенно мешает свойственная многим завышенная оценка собственной практики и чрезмерная вера в силу рассуждений с позиции так называемого здравого смысла. По этой и целому ряду других причин все более возрастает потребность в более качественном истолковании фактов и повышается роль тех, кто способен дать квалифицированную интерпретацию быстротекущих и зачастую противоречивых событий.
Надежда на то, что все это сделают газетные и экранные комментаторы, оправдывается далеко не всегда. Чисто психологически здесь нужен еще кто-то, о ком можно сказать - «это один из нас», его мы знаем, ему верим, с ним можно потолковать, поспорить, согласиться или не согласиться, но не прислушаться к нему нельзя. Не исключено, что сегодня в системе воспитательной работы нам больше всего не хватает именно таких «лидеров мнения».
Мы уже говорили о том, что на современном этапе педагогика досуга стала активно впитывать в себя научные знания из области возродившейся социальной педагогики. В первую очередь это коснулось учения о социальном воспитании, которому социальные педагоги уделяют самое пристальное внимание.
Социальное воспитание нацелено на то, чтобы человек, начиная с самых юных лет, успешно осваивал принятые в обществе типы поведения. На практике это происходит разными путями. Один из них - освоение людьми общественной культуры, содержательносмысловым ядром которой как раз и является целостная система представлений о социально одобряемых типах поведения. Подобную информацию обязательно включают в себя все основные формы общественного сознания: наука, искусство, мораль, право, религия и т.д. Не менее важным здесь является распространение лучших образцов социального опыта через систему непосредственного повседневного общения людей друг с другом. Это живая этика всегда была значимой, но на современном этапе ее функции становятся особенно весомыми.
Правильно построенное социальное воспитание во многом способствует снятию личностных напряжений и разрешению назревших противоречий. Это может быть: уменьшение неопределенности
- помочь человеку понять и оценить какие-то явления (познавательный эффект), поддержка во мнении по определенному спорному вопросу (эффект усиления позиции), помощь в выборе линии практического поведения (ориентационный эффект) и т.д.
На современном этапе для педагогики досуга особо интересными являются три направления социопедагогических изысканий. Первое из них включает в себя социально-педагогическую персонологию, в рамках которой исследуются внутренние условия становления социальных качеств и норм социального поведения личности: направленность, ценностные установки, ориентации, самосознание. В состав второго направления входят проблемы, связанные с социальным формированием индивида в контексте и под влиянием групп непосредственного общения, куда включаются семья, детские сообщества, соседские общности, социокультурные объединения, учебные и трудовые коллективы и т.д. Содержанием третьего направления становится комплекс социально-психологических проблем социетального уровня. Сюда относится исследование механизмов воздействия на такие массовидные явления психики, как традиции, нравы, общественное мнение, общественное настроение, мода, с целью превращения их в действенный регулятор социального поведения людей.
Рекомендуемая литература к главе III
Дата: 2019-02-19, просмотров: 316.