ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СФЕРЕ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

§ 1. Психолого-педагогическая сущность ценностного ориентирования личности

Просветительно-образовательная деятельность, о которой шла речь в предыдущей главе, является важным и необходимым компо­нентом общего процесса развития человека. Однако сама по себе она еще не решает всех задач культурного формирования личности. Наиболее эффективно это происходит в том случае, когда познание органично сочетается с выработкой определенных оценок, ориента­ций и установок. Человек никогда не воспринимает события, факты, поведение других людей, предметы окружающего мира и имеющи­еся знания о них равнодушно. Он радуется и огорчается, обнадежи­вается и разочаровывается, любит и ненавидит. Помимо гностичес­ких представлений об объектах действительности люди неизменно формируют к ним определенное отношение. В рамках такого отно­шения, а вернее, системы отношений устанавливается связь состав­ляющих действительность явлений и процессов с потребностями, ин­тересами, желаниями, стремлениями личности, а также социальных групп, к которым личность принадлежит.

Начавшееся в 1990-е годы реформирование нашего общества нанесло сильнейший удар по старой системе воспитательной работы. Многое из того, что существовало в советский период, оказалось раз­рушенным, а создать новое долгое время не удавалось. В конце кон­цов, это привело к чуть ли ни полному отказу от воспитания. Нельзя не отметить, что подобные настроения и подходы коснулись не толь­ко досуга, но и системы воспитания образования в целом. В принятом тогда законе «Об образовании» (1992 г.) воспитание недвусмыслен­но отодвигалось на второй план и рассматривалось как некое допол­нение образовательного процесса В сфере пришедшей на смену культпросвету советского време­ни культурно-досуговой деятельности наступил период смысловой опустошенности и идейной дезориентации. Рухнула отработанная десятилетиями технология подготовки и проведения политизирован­ных тематических вечеров, устных журналов, театрализованных представлений. Развалились кружки и объединения политико-про­светительной направленности. Началась усиленная перетряска ре­пертуара художественной самодеятельности и т.д. Воспитательная составляющая нового культпросвета заметно обеднела как в содер­жательном, так и в организационно-технологическом плане. Опреде­ленная часть практических работников опрометчиво решила, что заниматься теперь в основном можно и нужно лишь художествен­ным любительством и организацией развлечений.

На какое-то время государство, целиком и полностью затяну­тое в вихрь экономических реформаций, вообще ушло от своих вос­питательных функций и перестало рассматривать их в качестве при­оритетных направлений. Гораздо охотнее и активнее писалось, гово­рилось с высоких трибун о недопустимости «насильственной поли­тизации подрастающего поколения», о целесообразности роспуска ряда детских и молодежных организаций, о необходимости вывода образовательных и культурных учреждений из-под каких-либо партийных влияний. В новой Конституции был провозглашен пол­ный отказ от единой идеологии. Серьезным препятствием на пути формирования новых подходов к воспитанию стало то, что не было понятным, на каких ценностных основах его надо строить. Опреде­ленные надежды в плане воспитания детей и молодежи возлагались на ожившую было сферу т.н. дополнительного образования. Однако такие задачи оказались дополнительному образованию явно не по силам, а само оно применительно к культурно-досуговым центрам свелось, в конце концов, к чисто художественному просвещению.

Нельзя не отметить, что примерно в середине 1990-х годов в оценке воспитания и воспитательной работы начались определенные позиционные сдвиги. Об этом свидетельствуют такие документы, как рекомендации «О роли и повышении эффективности влияния детских объединений на развитие и воспитание детей» (1996), «Ре­комендации парламентских слушаний о воспитании детей и молоде­жи в современных условиях» (1997), закон «О государственной под­держке молодежных и детских общественных объединений» (1998), «Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы» (1998), Федеральная целевая программа «Фор­мирование установок толерантного сознания и профилактика экст­ремизма в российском обществе» (2000 г.) и др.

Прямые требования уделять должное внимание решению вос­питательных вопросов мы встречаем и в других законодательных актах. Это касается Федерального закона «О библиотечном деле» (1994), закона «О музейном фонде РФ и музеях в Российской Фе­дерации», закона «Об основах туристской деятельности» (1996), закона «Об образовании» (1998). Примерно в том же духе выдержа­ны и утвержденные недавно применительно к социокультурной сфе­ре нормативные документы - «Примерное положение о государ­ственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа» (2002) и «Примерное положение о клубном формировании культур­но-досугового учреждения» (2002).

В конце 1990-х годов в стране всерьез заговорили о разработ­ке и внедрении новой целостной концепции воспитания, сохраняю­щей преемственность по отношению к российским педагогическим традициям и соответствующей современному периоду общественно­го развития. В основу новой воспитательной парадигмы предполага­лось положить идеи гуманизма, антропоцентризма, духовности, де­мократизма, культурно и личностно ориентированного формирова­ния личности.

Акцент на личностно ориентированную педагогику в рас­сматриваемом контексте был вполне закономерным. В условиях ус­транения государства от прямого решения воспитательных задач, в обстановке фактического отсутствия достаточно четкого социально­го заказа, в атмосфере неясности с общей системой ценностных уста­новок не оставалось ничего другого, как сделать акцент на формиро­вание внутреннего мира развивающегося человека. Иного выхода здесь собственно и не существовало.

Из общего и довольно широкого содержания обновляемой вос­питательной деятельности в рассматриваемый период выдвинулось на передовые позиции национально-патриотическое воспитание. Та­кой подход действительно обеспечивает в процессе формирования личности весьма надежную точку опоры. По сути дела, это оказалось ничем иным, как обращением в трудные времена кризисного разви­тия к основным ценностям, выработанным на протяжении многих веков великой русской культурой и отечественной педагогикой. И совсем не случайно за последние годы у нас были приняты на сей счет две государственные программы - «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриоти­ческое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы». Одна из них успешно реализована, а другая же активно реа­лизуется в настоящее время.

До сих пор у нас много говорят и пишут о русской националь­ной идее, особенно ее конституирующей роли в становлении воспи­тательной системы. Предложения и суждения на этот счет можно встретить самые разнообразные. Есть люди, которые с большим ува­жением относятся к широко известной формуле, предложенной в 1833 году министром народного просвещения и президентом Акаде­мии наук С.С. Уваровым. Речь идет о знаменитой триаде «Право­славие, самодержавие, народность». Деятели нашей нынешней науки, где-то отталкиваясь от этой формулы, дают свои триадные вариан­ты. Так, например, Г.В. Осипов усматривает национальную идею сегодняшнего дня в «духовности, народности и державности». Н.Д. Никандров - в «Православии, патриотизме, народности». Есть и другие - не менее интересные предложения.

Можно по-разному относится к предлагаемым интерпретаци­ям национальной идеи. Однако ясно, что применительно к разработ­ке новых основ воспитания следует признать, что здесь весьма цен­ными являются понятия «духовность», «народность», «патрио­тизм» и «державность». Не исключается, что именно они и должны стать ключевыми в обновляемой парадигме современной воспита­тельной работы.

Для того чтобы разобраться в сущности и особенностях воспи­тательной, ценностно-ориентационной деятельности в сфере свобод­ного времени необходимо прежде всего уяснить смысл таких поня­тий, как ценность, ценностная ориентация, ценностная установка и направленность личности. Ценностью может быть явление внешне­го и внутреннего мира - определенный объект: мысль, идея, образ, научная концепция и т.д. Как уже говорилось выше, все, с чем чело­век сталкивается, он так или иначе оценивает. Обычно процесс оце­нивания имеет четыре основных компонента: субъект (он произво­дит оценку), объект (то, что оценивается), основание (критерии, с позиций которых идет оценка), характер оценки (положительная, нейтральная, отрицательная).

Если ценности - не просто акт сознания, но и реально суще­ствующие явления, то оценка всегда выражает отношение челове­ка к ценностям. Ценность, подверженная оценке и отраженная в го­лове личности, обретает способность влиять на человеческую ак­тивность.

На основе осознания потребностей и их соотнесения с объекта­ми окружающего мира у людей формируются ценностные представ­ления, которые они вырабатывает сами или берут готовыми в резуль­тате обучения. На базе ценностных представлений возникают ценно­стные ориентации.

Ценностные ориентации - это устойчивые, социально обуслов­ленные отношения человека к миру, в основе которых лежит осознан­ная и разделенная ценность. С точки зрения психологии, они пред­ставляют собой элементы сознания личности. Ориентация, как отно­шение личности к тем или иным объектам действительности, вклю­чает в себя восприятие, понимание и оценивание этих объектов. Мож­но выделить три основных этапа формирования ориентации: осозна­ние потребностей, соотнесение их с явлениями окружающего мира, выработка отношения - позиции к этим явлениям.

Особой разновидностью общего феномена «отношение» явля­ется ценностная установка. Установка - результат многократных внешних воздействий на человека и его собственной аналитической деятельности. Она закрепляется в процессе многократных повторе­ний и предопределяет восприятие действительности и практические действия личности. Установка - это выражение ценностной ориен­тации в форме предрасположенности к чему-либо. Ее следует рас­сматривать как состояние готовности к определенной активности. Здесь имеет место возбуждение опережающего типа, предвосхища­ющее еще не наступившее событие. Это своего рода подготовка от­ветных реакций субъекта на предстоящую ситуацию.

Установка более конкретна, чем ориентация. В отличие от ориентации она всегда предметна, т.е. направлена на вполне опреде­ленный объект и предполагает не только оценку, но и готовность и

способность действовать в соответствии с этой оценкой.

Ценностные ориентации и установки находят концентриро­ванное выражение в направленности личности. Направленность - сложное образование, характеризующее сложный облик личности, ее отношение к жизни, деятельности, к себе и другим людям. Основу направленности составляет внутренняя позиция личности, домини­рование определенных мотивов, предрасположенность к определен­ным поведенческим реакциям. В ней фиксируется устойчивая сово­купность ее основных качеств.

Ценностно-ориентационный процесс в аспекте его целей, содер­жания и результатов можно охарактеризовать с помощью таких по­нятий, как взгляд и убеждение.

Взгляд - это точка зрения личности по тому или иному воп­росу, выражаемая в ее суждениях, умозаключениях и оценках и ха­рактеризующая ее субъективное отношение к различным природ­ным и общественным явлениям.

Убеждением является твердый взгляд на что-нибудь, основан­ный на определенных положениях, мнениях, которые в сознании че­ловека связаны с глубоким и искренним признанием и переживани­ем их истинности, бесспорной убедительности.

В своем историческом развитии теория и практика ценност­но-ориентационной деятельности последовательно впитывала в себя опыт народного, религиозного, семейного, сословного, школьного вос­питания. Ярко выраженный ценностно-ориентационный компонент входит в состав буквально всех религиозных и светских форм миро­воззрения. Это было характерным уже для культуры в форме мифо­логии и фольклора, которые, так или иначе, различали добро и зло и отвечали на сакраментальный вопрос - что такое хорошо и что та­кое плохо. Мифология в этом ряду включала в себя самые разнооб­разные элементы духовной культуры и одновременно выполняла функции первобытной религии, философии и искусства древнего че­ловека. Что касается фольклора, то это социокультурное образование тоже носило ярко выраженный синкретический характер, хотя суще­ственные отличия от мифологии уже прослеживались. Главное отли­чие заключалось в том, что в фольклоре распалась нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и имени этого существа. В контексте фольклора на подобной основе родился художественный образ в собственном виде со всеми своими атрибутами. Мифы в целом ряде случаев нелегко отличить от фоль­клорных сказок, но все равно разница между ними очевидна: мифы священны и в них верят, а сказки не таят в себе ничего священного, и верить в них совсем не обязательно.

Свою ценностно-ориентационную парадигму принесло на Русь христианство. Православная традиция особенно глубоко прони­зана воспитательным началом. Религия не только передает опреде­ленную сумму представлений о мире, но и стремится сформировать у людей определенные социальные установки. То, что мы называем сегодня общечеловеческими ценностями, во многом уходит своими корнями именно в ценностно-ориентационную сферу религиозных верований. Отношение к религии всегда было и, в известной мере, ос­тается неоднозначным. Однако огромное влияние религиозных кон­цептов и образов на формирование мира ценностей не подлежит ни­какому сомнению.

Новый Завет, творения отцов церкви, духовное наследие хри­стианских мыслителей легли в основу морально-нравственного ори­ентирования верующего человека. Православие на протяжении более чем двух тысячелетий выступало в качестве надежной духовной опо­ры для миллионов людей. Трудно переоценить ценностно-ориента­ционную роль провозглашенного в Священном Писании золотого правила нравственности и этических заповедей. Христианство вве­ло в обиход очень важные в воспитательном плане понятия греха, покаяния и жизни по совести. В центре православного учения всегда стояли заповеди «Бог есть любовь» и «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Религия на Руси целенаправленно стремилась при­учать сызмальства людей думать и заботится о других, учиться люб­ви к ближним.

На разных исторических этапах на Руси и в России складыва­лись различные отношения двух культур - духовной и светской. Однако лучшие представители властных структур и общественно­сти никогда не склонялись к их противопоставлению. Более того, сами представители власти, как и деятели культуры, не раз вносили очень ценную лепту в процесс ценностного ориентирования. Одним из первых на этом пути был великий киевский князь Владимир Мо­номах - автор величайшего памятника древнерусской литературы и педагогической мысли «Поучение детям».

Не менее интересен появившийся позднее (XV век) древнерус­ский свод правил общественной и домашней жизни «Домострой». В основу его легли отрывки из Библии, назидательных изданий типа «Златоуст», «Измарагд», «Пчела», «Златая цепь». Речь в них шла о том, почему и как следует прививать молодому поколению почти­тельность к старшим, вежливое отношение к окружающим, трудо­любие, честность, скромность, трезвость, милость и сострадание к бедным.

В этом же ряду стоит подготовленное по указанию Петра I руководство о правилах поведения, вышедшее в России под названи­ем «Юности честное зерцало» (1717). Интереснейший памятник культуры XVIII века включил в себя, наряду с традиционными нор­мами православной морали и древнерусскими поучениями, новые специфические правила поведения, связанные с культурой и образом жизни передовых западноевропейских стран.

Российская интеллигенция сделала много полезного для обосно­вания русской национальной идеи как исходной доктрины для кон­кретных программ развития ценностного сознания граждан. Следу­ет также упомянуть в связи с этим формулу Уварова «Православие

- самодержавие - народность», о которой уже шла речь ранее. В годы советской власти она послужила объектом самой ожесточенной и весьма несправедливой критики. Между тем эта формула выража­ла характерные черты и национальное своеобразие России того вре­мени. В целом, как показывают уроки истории, она сыграла на опре­деленном этапе весьма продуктивную роль в обеспечении единства, безопасности и развития российской державы.

Делу постановки ценностного ориентирования граждан в со­ветский период очень трудно дать однозначную оценку. Здесь были и свои плюсы, и свои минусы. Во всяком случае, внимания к пробле­мам развития ценностного сознания партийно-государственные структуры уделяли много и средств на эту работу тоже не жалели. Гораздо хуже дело обстояло с доктринальными основами идеологи­ческих программ. С самого начала они стали рассматриваться как практическая пропаганда коммунизма и коммунистическое воспи­тание граждан. Характерными чертами их целей и содержания стали откровенная мифологичность, фантастичность, окопная психология, а по многим параметрам - догматизм и схоластика.

На современном этапе парадигмальные проблемы ценностно­го ориентирования всецело обусловлены общим кризисным состояни­ем России, которая находится в исторической полосе цивилизацион­ного перелома - болезненных экономических и социокультурных перемен, затронувших буквально все аспекты жизнедеятельности общества.

Вопросы, связанные с формированием ценностного сознания личности, особенно обострились в связи с тем, что сегодня у нас от­сутствуют единые для всех идеологические установки, как это было раньше. Сейчас человеку приходится во многом самостоятельно осу­ществлять выбор общественных ценностей и самому формировать на их основе индивидуальную систему ценностных ориентаций, ре­гулирующих его мотивацию и практическое поведение. Вполне по­нятно, что процесс такого выбора и осмысления весьма и весьма сло­жен. М ною людей оказываются в состоянии когнитивного диссонан­са. Им нелегко разобраться в обилии идей, предлагаемых различны­ми политическими партиями, общественными движениями, отдель­ными авторами книг, статей, выступлений по радио, телевидению и т.д. И еще труднее отдать предпочтение тем или иным идеям, осо­бенно когда чуть ли не во всех из них есть определенное рациональ­ное зерно.

Ценнсх^шый плюрализм хорош для основательно подготовлен­ного, умеющего правильно оценивать и анализировать предлагаемые ему альтернативы человека. В противном случае он способен поро­дить или массу мучительных колебаний, или взятие за основу первого попавшегося из совокупности мнений, оценок и концепций.

Явно не продуманными оказались отказ от единой государ­ственной идеологии и гипертрофия принципа идеологического плю­рализма. Не оправдала себя и надежда на то, что, провозгласив мно­жество противоречащих друг другу позиций, мы построили некую идеальную демократию. Духовная жизнь страны превратилась в элементарный «раздрай» и междоусобицу бесчисленного множества партий, объединений и общественно-политических течений.

 

Среди людей, попавших во властные структуры, модным ста­ло предавать анафеме не только прежнюю коммунистическую иде­ологию, с которой они боролись, но и всякую идеологию вообще. Между тем идеология является непременным атрибутом любого нор­мально развивающегося общества. В сущности, без нее ни одна стра­на не в состоянии продуктивно функционировать и развиваться. Все попытки проигнорировать эту социальную закономерность в неко­торых западных странах неизбежно кончались полной неудачей. Лозунг деидеологизации через некоторое время приходилось менять на открытый призыв к реидеологизации. Общество начинало пони­мать, что идеологию можно изменять или совершенствовать, но от­казаться от нее нет никакого смысла.

Как уже говорилось выше, основная причина кризиса в облас­ти ценностного сознания заключалась в том, что старое было разру­шено (или считалось разрушенным), а нового создать - явно не уда­лось. Многочисленные, но карликовые политические партии с исклю­чительно слабой отработкой своих идеологических платформ ниче­го, кроме полного замутнения в области общественного сознания, внести не могли. Крайне неудачно складывалось дело с новой госу­дарственной символикой. Не на высоте оказались средства массовой информации. Реализация ими своеобразно понимаемого принципа политического плюрализма привела лишь к вульгарным перебранкам представителей различных течений и движений, в результате кото­рых у рядового гражданина, и без того окончательно запутавшего­ся, голова вообще «шла кругом». Не добавляли ясности шумные, но бестолковые, по существу, митинги, демонстрации, манифестации. Из сферы политической жизни исчезли авторитеты, к голосу кото­рых можно было бы прислушаться. Каждый тянул идеологическое одеяло только на себя. Окончательно разочаровавшиеся люди все больше приходили к очень печальному и весьма опасному выводу: верить нельзя никому.

Повторим еще раз, что аксиологический кризис имел своим пе­чальным последствием разрушение воспитательного процесса. Он рассыпался потому, что стало совершенно непонятным, во имя чего надо людей воспитывать. Ушли в небытие прежние общественные политические объединения в среде подрастающего поколения, былая лекционная работа, политическое образование и самообразование. На какое-то время понятие «воспитание» вообще исчезло из педагоги­ческого лексикона - его стали стыдливо заменять словом «разви­тие». Появились даже своеобразные объяснения подобной практики: воспитание и свобода не совместимы, воспитание - это насилие над личностью, у старших сегодня нет права учить молодых и т.д.

На современном этапе более благоприятными для формирова­ния ценностного сознания становятся некоторые объективные пред­посылки. Меняется в лучшую сторону имидж России на мировой по­литической арене. Идет укрепление государственности как одной из составляющих русской национальной идеи. Ослабевают разбушевав­шиеся было центробежные тенденции. Страна целенаправленно вста­ет на твердый путь единства и сплоченности. Очевидны после дли­тельного спада первые позитивные сдвиги в экономике. Все это вме­сте взятое закладывает добротную основу для устранения деформа­ций, произошедших в системе воспитательной деятельности в пери­од кризисного развития нашего общества.

Эффективность ценностного ориентирования во многом обус­ловлено тем, в какой мере на уровне общественного сознания удает­ся определить цели и идеалы общественного развития, а также основ­ные представления о личности, которую данное общество хотело бы сформировать. Оценки многообразных явлений человеческой дея­тельности и общественных отношений с различных точек зрения - добра и зла, правды и неправды, красоты или безобразия, справедли­вого или несправедливого и т.д. - закрепляются в общественном со­знании и социопедагогической практике как воспитательные ценно­сти. Именно они становятся основными ориентирами в трудном деле формирования и самоформирования личности. Они же находят свое сущностное воплощение и в наборе тех

 

 

личностных качеств, которые формируются в ходе и результате воспитательного процесса. Речь идет о таких качествах, как доброе отношение к людям, патриотизм, гражданская активность, справедливость, чувство собственного до­стоинства, упорство в достижении поставленных целей, разумное со­отношение общественных и личных интересов.

В значительной своей части ценности не являются раз и на­всегда данными. Они меняются со сменой культурно-исторических условий и во многом зависят от конкретных социоэкономических об­стоятельств. Существенное влияние на характер ценностей и ценно­стных ориентации оказывают социальные особенности различных общественных групп. Применительно к дореволюционной России исследователи вполне обоснованно выделяют заметно различающи­еся ценностные установки дворянства, разночинцев, крупной буржу­азии, крестьянства. В современном российском обществе речь может идти о специфике ценностного сознания относительно небольшой группы зажиточных людей, средней социальной страты, рабочего класса, крестьянства. Еще в большей мере специфицируются ценно­сти в тех случаях, когда заходит разговор об ориентации людей, при­надлежащих к различным политическим партиям. Вместе с тем в любом обществе, включая и современное российское общество, реаль­но существует особая обойма ценностей, которая, в идеале, должна исповедоваться любым законопослушным, добропорядочным, доста­точно развитым в культурном отношении человеком. Это и созда­ет объективные и реальные возможности для сознательного и целе­направленного ориентирования и самоориентирования граждан.

Духовно-нравственные сокровища православного христиан­ства были и остаются очень ценным источником формирования си­стемы ценностно-ориентационных идей доя русского народа, а в оп­ределенной мере, и тех россиян, которые исповедуют другие религии, поскольку русское православие за долгие годы своих духовных поис­ков выработало многие из тех нравственных установок, которые мы сегодня называем общечеловеческими ценностями. Священное Писа­ние и многочисленные поучения таких отцов церкви, как Иоанн Златоуст, митрополит Илларион, Кирилл Туровской, Сергий Радо­нежский, Серафим Саровский, Нил Сорский, Феофан Затворник, составляли основу нашей национально-конфессионной системы цен­ностей, фундамент православной этики и педагогики. Воспринятые и усвоенные народом, эти поучения вошли в содержание его мента­литета как ответы на вопросы о смысле и организации человеческой жизни, о гармонии социального благоустройства.

Одной из основных составляющих современного ценностного сознания могла бы стать идея необходимости формирования духов­но ориентированной российской цивилизации. Соединяющее в себе как религиозные, так и безрелигиозные компоненты понятие «духов­ность» содержит твердую установку на то, что в мире есть нечто более высокое и значимое, чем прагматические, вещественные ценно­сти. Такая установка реализуется в непременном стремлении чело­века к истине, добру и красоте. В предлагаемой ею ценностной иерархии на первое место выходят неутилитарные, постматериаль- ные ценности, не сводящиеся к потребительству, потребительскому мышлению и поведению.

Еще одним компонентом содержания ценностно-ориентаци­онной деятельности является совокупность качеств ценностного со­знания, объединяемых емким понятием «народность». Народ всегда национален. Лишенный национальных признаков, он будет пред­ставлять собой аморфную и безликую массу людей, не связанных единой историей, национальными идеалами; менталитетом и обра­зом жизни. Потеря этой самобытности, по сути, означает гибель на­ции.

Идея народности ценностного сознания, установок и ориента­ции означает их неразрывную связь с жизненными интересами, ча­яниями и устремлениями народа. Другой аспект этой идеи отража­ет приоритет национальной самобытности, которую следует не про­сто ценить, но всячески сохранять и подтверждать как отличающе­еся «не общим выражением» лицо нации. Ни одной стране, включая и Россию, не приносило пользы бездумное третирование своего ис­тинного, собственного и тем более вытеснение его за счет беспредель­ного насаждения у себя заемного, подражательного.

Вплотную к такому пониманию народности как одной из важ­ных духовных ценностей примыкает идея патриотизма, патриоти­ческих ориентаций и установок личности. Являясь кардинальным принципом и содержательным компонентом нравственного ориен­тирования, эти установки проявляются в чувствах любви к своей ро­дине, гордости за достижения родной страны, уважении к ее истори­ческому прошлому, бережном отношении к народной памяти и на­циональным традициям.

На современном этапе особую значимость приобретает прак- тико-деятельностный аспект патриотизма. Р^чь идет не просто о любви к Отечеству, а об активном отстаивании его интересов, безза­ветном служении Родине. В общественное сознание надо возвратить идеал России как великой державы, которой можно гордиться и ради которой необходимо прилагать все силы для ее дальнейшего расцве­та и укрепления. Вместе с тем нельзя не отметить применительно к сегодняшнему дню и подстерегающую нас опасность грубой фальси­фикации патриотических чувств, которая приводит порой к разжи­ганию национальной розни и спекуляции на патриотических настро­ениях. Патриотизм возвышает человека, когда он сопряжен с глубо­ким уважением к другим людям, другим народам и направлен на укрепление взаимопонимания, согласия и единства между ними. Именно это качество патриотических чувств выдвигается на первый план в таких принятых у нас документах, как Государственная про­грамма «Патриотическое воспитание граждан Российской Федера­ции на 2005-2010 годы» и Программа, посвященная проблемам формирования толерантности и борьбы с экстремизмом.

Весьма важную роль в контексте ценностного сознания рус­ского народа занимает идея соборности. Являясь несомненным дос­тоянием отечественной традиции, она родилась в недрах православ­ной церкви и традиции. Первоначально это понятие трактовалось как совокупный разум православного народа, существенно отлича­ющийся от религиозного индивидуализма западных римско-католи­ческих и протестантских конфессий. Однако в процессе дальнейше­го развития категория соборности обрела конфессионально-народ­ный характер и стала пониматься и рассматриваться в качестве не­коего общего принципа устроения социально-духовного бытия. Од­ним из практических проявлений его стал феномен русской христи­анской общины как множества, собранного в свободное и органичное единство. У русского ценностного сознания исконно был коллектив­но-общинный характер, и к типичному для Запада индивидуалис­тическом}' укладу жизни здесь всегда относились неодобрительно.

Нельзя не признать, что на этапе реформирования в качестве основного смысла бытия и своеобразного общественно-личностного идеала нам стал предлагаться идеал потребительского общества - каждый сам за себя. Нетрудно заметить, что по существу своему это сугубо индивидуалистический идеал, сводящий к тому же смысл че­ловеческого бытия в основном на уровень не духовных, а утилитар­ных, физических потребностей и устремлений типа «много работать для того, чтобы много есть и пить» и так до бесконечности.

Смысл бытия по сравнению с нашими прежними представле­ниями снижается здесь максимально, и всевозможные ссылки на то, что российский народ сегодня усиленно рвется именно в такое «ци­вилизованное общество» весьма сомнительны в своей правомернос­ти и объективности. Особенно тяжело воспринимать подобные ут­верждения и призывы русским людям, архетипически воспитанным в духе православия. Для многих из них популяризируемый капита­лизм представляет самое настоящее антихристово воплощение. Ведь для того, чтобы выжить и преуспеть в подобных условиях, надо де­лать то, что всегда считалось на Руси несомненным грехом.

В построении на современном этапе системы ценностного ори­ентирования нельзя обойтись без таких конституирующих понятий, как культура личности, группы, общества в целом. Обращение к это­му понятию дает возможность и открывает перспективу наиболее правильного понимания целей и задач основных содержательных компонентов процесса формирования ценностного сознания. Имен­но культура включает в себя отработанные тысячелетиями пред­ставления о нравственной ответственности, о границах, которые ни­кому нельзя переступать, о том, как быть добрым, создавать красо­ту и уметь любить. В контексте развивающейся культуры сосредо­точены исходные нормы народной морали, вековое достояние духов­ности, принципы и правила добропорядочного поведения.

Довольно сложные проблемы в системе ценностного ориенти­рования на уровне национальной идеи, новых общественных целей и идеалов и государственной идеологии связаны сегодня с ярко выра­женной несхожестью исповедуемых различными социальными груп­пами идеологических ценностей. Далеко не однонаправляемыми яв­ляются ценностные ориентации современных «западников» и «сла­вянофилов». Неоднозначны представления о ценностях у достаточ­но обеспеченных предпринимательских кругов и тех, кого мы отно­сим к социально незащищенным слоям населения. Есть расхождения в ценностном сознании молодежи и старших поколений. Не всегда гармонично соотносятся религиозные и светские взгляды на обновля­ющуюся жизнь и т.д.

Вместе с тем все это отнюдь не означает, что невозможно раз­решить возникшие проблемы. Совершенно очевидно, что нам при­дется для начала сделать упор на систему идеалов и ценностей, ко­торая могла бы стать приемлемой для большей части общества и со- отвртгтвовала бы целям прогрессивного развития общества в целом. Снять все возникающие на путях искомого консенсуса несовпадения и определенные противоречия нам, скорее всего, не удастся никогда. Но добиться, чтобы их было по возможности меньше, - дело вполне реальное.

В ходе осуществления реформирования в организации ценно­стно-ориентационной деятельности и воспитательной работы в це­лом, наряду с определенными достижениями, было допущено много досадных ошибок. Тотальная критика советского периода повлекла за собой полное разрушение ранее накопленного опыта. Явно не на­шлось достойной замены упраздненным детским и молодежным об­щественно-политическим организациям. Применительно к общеоб­разовательной школе задачи воспитания были, по существу, выведе­ны за рамки педагогического процесса. Официально провозглашен­ный в новой Конституции отказ от государственной идеологии и развал существующей ранее идеологической инфраструктуры ока­зался сокрушительным ударом по системе столь необходимого цен­ностного воспитания. Возложение этих задач на общественные сред­ства массовой информации не оправдало себя даже в самой малой степени. Долгое время существовала полная неразбериха в области государственной символики.

Прямая ориентация на западные, прежде всего американские, образцы в области развития экономики, а отчасти и политики, есте­ственно, повлекли за собой существенные изменения в сфере ценнос­тного ориентирования. На этой почве сразу же возникли новые труд­ности.

Такие духовные феномены, как смысл бытия, национальная идея, общественные идеалы и соответствующая им идеология, отно­сятся к явлениям, которые, в принципе, не могут насаждаться сверху, произвольно или, более того, волюнтаристски. В этих условиях они просто-напросто не приживаются в сознании, как не приживаются плохо совместимые ткани при медицинских пересадках.

Ценностное сознание в его национальной модернизации - это всегда плод исторического развития и многовекового всенародного творчества. Здесь очень многое зависит от менталитета, националь­ного характера, устоявшегося образа жизни, традиций, обычаев, ве­рований. На разных этапах своего развития ценностное сознание на­рода неизменно модифицируется. Вместе с тем сущностное его ядро, как правило, остается неизменным. Вот почему при любых истори­ческих изменениях продуктивнее всего не прерывать по возможно­сти того, что называют «связью времен», а всемерно обеспечивать в системе ориентации и установок внутреннее смысловое единство прошлого, настоящего и будущего. Во всяком случае, в условиях кри­зисного развития общества, которое налицо у нас сегодня, при фор­мировании обновленного ценностного сознания очень полезно озву­чить некоторые «старые голоса» и попробовать с помощью опреде­ленной модернизации включить их в живую реальность сегодняшне­го дня.

 

 

§ 2. Социопедагогические технологии воспитательной деятельности

Поскольку ценностное отношение человека к окружающему миру обретает такие формы своего проявления, как рациональную (личность формирует свои суждения, оценки), эмоциональную (чув­ственная реакция на определенные объекты) и поведенческо-дея- тельную (действия, поступки, поведение), воспитательный процесс всегда представляет собой определенное воздействие на сознание, чувства, волю человека. Умело организованное воспитание использу­ет уже имеющиеся психические образования и опирается на них. Большое значение имеют здесь потребности как двигатели и рыча­ги практической активности человека. В конечном счете все измене­ния в сознании и поведении личности - это результат удовлетворе­ния или неудовлетворения ее потребностей. Именно в процессе таких исканий человек приходит к выводам о том, как следует или не сле­дует поступать и действовать.

В деле целенаправленности ориентирования, наряду с потреб­ностями, надо четко различать такие понятия, как интересы, моти­вы и стимулы. Понятия «потребность» и «интерес» довольно близ­ки, но не тождественны. Потребности, имеющие широкий охват, первичны по отношению к интересам. Потребности бывают и у жи­вотных, интересы возникают только у человека.

Мотив представляет собой внутреннее и осознанное побужде­ние к действию. Такое побуждение всегда заключено в собственном сознании человека: это его чувства, желания, стремления. Процесс осознания мотивов действия называется мотивацией.

Мотивы возникают на основе интересов в результате их субъективного осознания и превращения в непосредственные побу­дители активности. Если мотив можно рассматривать как осознан­ную потребность, то интерес представляет собой опредмеченную потребность: среди многочисленных объектов окружающего мира человек нашел и выделил те, которые могут удовлетворить его стремления, желания и влечения.

В процессе культурного становления и развития человека его пред ставления о добре и зле, хорошем и плохом прекрасном и бе­зобразном осознаются, обобщаются, приобретают мотивационную силу и начинают побуждать человека к определенному поведению, что знаменует возникновение личностных убеждений. Убеждения в данной ситуации можно квалифицировать как понятия, ставшие мотивами.

Стимул - это более широкое понятие, чем мотив. Стимулами называют обычно всякую непосредственную причину поступка. Чаще всего в качестве стимула выступает какая-то внешняя необхо­димость или внешнее побуждение. Стимул лишь тогда становится реальной побудительной силой, когда он превращается в мотив.

Ценностные установки как своеобразные предписания будут оп­ределять поведение человека только тогда, когда они прочно войдут в личностную потребностно-мотивационную систему. Для того чтобы это произошло, привносимые идеи должны, по возможности, связываться с личным опытом людей. Иначе они будут существовать параллельно: человек может знать, что от него требуется и даже принимать эти тре­бования на словах, но не будет руководствоваться ими на деле.

 

 

Содержание ценностно-ориентирующих воздействий должно быть таким, чтобы оно давало личности удовлетворение через сня­тие личностных напряжений, помогало разрешению назревших про­тиворечий. Это может выражаться в помощи человеку правильно понять и оценить какое-то явление (познавательно-ценностный эф­фект); в поддержке мнения по спорному вопросу (эффект усиления позиций); в реализации стремления к утверждению себя среди окру­жающих (коммуникативно-престижный эффект); в выборе линии практического поведения (ориентационный эффект). Нетрудно за­метить, что и здесь ценностное ориентирование направлено, прежде всего, н? обеспечение оптимального взаимодействия личности с окру­жающими ее людьми.

Ранее уже отмечалось, что ценностно-ориентационная деятель­ность, в каких бы конкретных видах она не проявлялась, всегда наце­лена на формирование мировоззренческих, нравственных, эстетичес­ких понятий и суждений. Здесь анализируются различные события, квалифицируются отдельные факты, поступки, поведение. Люди вов­лекаются в своего рода оценивание, в итоге которого каждый из них пытается занять определенную позицию. Подобные оценки могут складываться стихийно. Однако общество заинтересованно в том, чтобы формировать и корректировать их целенаправленно.

Самый серьезный вклад в формирование ценностных ориен­тации человека вносит семья. В сущности, это первая социальная фуппа, в рамках которой мы получаем начальные представления о жизненных ценностях, о том, что хорошо и что плохо. Здесь же люди усваивают простейшие нормы поведения, правила взаимоотношений с окружающими, оценки разнообразных жизненных процессов и яв­лений.

Видное место в системе ценностного ориентирования принад­лежит средствам массовой коммуникации. Печать, радио, телевиде­ние, звукозапись, видеозапись обладают быстрейшими возможностя­ми воздействия на оценки, мнение и формы практического поведения людей. Реализуя свои информационно-просветительские, норматив­ные аксиологические функции, СМК весьма эффективно приобща­ют человека к знаниям, нормам и ценностям общества. Передача ре­альных фактов чаще всего сочетается здесь с их ярко выраженной трактовкой. Во многих случаях эффект ориентирования усиливает­ся за счет умелого включения в информационный процесс элементов т.н. художественного повествования. Средства массовой коммуника­ции являются основными трансляторами разнообразных видов и жанров искусства, которое само по себе входит в число мощных фак­торов формирования ценностных ориентации и установок.

Будучи частью социализации личности ценностное ориенти­рование активно осуществляется через образование, органично объе­диняющее в себе обучение и воспитание. В этой системе человек име­ет возможность приобретать и совершенствовать свой опыт, знания, умения, навыки. Здесь его повседневная жизнь целенаправленно со­единяется с культурой. Вклад в формирование ценностных ориента­ций и установок вносится за счет обогащения системы представле­ний об окружающем мире и их упорядочения путем усвоения науч­ных понятий и закономерностей, нравственных категорий, обще­ственно-политических идей, а также восприятия художественных образов.

Важную роль в ценностном ориентировании личности играет ее ближайшее социальное окружение, в состав которого входят дру­зья, приятели, сверстники, коллеги и другие представители групп, ха­рактеризующиеся общностью производственных, социальных и культурных интересов. Возможность использования общения в цен­ностно-воспитательных целях базируется на том, что оно при нор­мальном функционировании может выступать в качестве носителя человеческой культуры. Не менее богатым потенциалом в области ценностного ориентирования обладает деятельность разнообразных социокультурных центров. В условиях этих центров есть несколько путей, средств и методов воздействия на формирующееся ценност­но-ориентационное сознание.

Первый путь воздействия вполне естественно связан с рас­смотренной в предшествующих параграфах просветительно-образо­вательной деятельностью. Получаемые здесь знания являются хоро­шей основой для выработки самостоятельной оценки. Но дело не только в этом - передача знаний практически всегда сопрягается с прямой или косвенной оценкой того, что говорится на лекциях, встре­чах, на занятиях в народных университетах и т.д.

Второй путь представляет собой целенаправленное использо­вание разнообразных презентативных технологий, которые носят ярко выраженный пропагандистский характер и прямо направлены на формирование общественного мнения и общественного настрое­ния. Здесь надо еще раз вспомнить многообразные программы, обо­значаемые термином «встречи», и непременно добавить к ним теат­рализованные и нетеатрализованные художественно-публицистичес­кие программы, весьма характерные для современной социокультур­ной практики.

Еще один путь участия культурно-досуговых центров в реше­нии рассматриваемой проблемы обусловлен природой этих центров как коммуникативных структур. Здесь всегда были и остаются весьма развитыми разнообразные беседо-дискуссионные формы де­ятельности.

На современном этапе как в теоретическом, так и практичес­ком плане активно утверждается вполне реалистический взгляд на роль и место в системе ценностного ориентирования непосредствен­ной жизненной практики человека. Большое значение в этом смыс­ле имеет тесная взаимосвязь понятий «жизненный опыт» и «витаген- ный опыт» личности. Под последним понимается личностно значи­мая, наиболее часто актуализируемая составляющая общего жизнен­ного опыта, способная определять меру закономерности и важности тех событий и ситуаций, из которых складывается сама жизнь кон­кретного человека. Именно она, как считают современные психоло­ги, и образует своеобразный фильтр, играющий первостепенную роль в процессе влияния внешних воздействий на внутренние ориентации и установки личности.

Понять сущность и особенности ценностного ориентирования нельзя без отчетливого понимания социовоспитательных функций системы общественных отношений. В самом широком смысле слова отношения представляют собой связь субъекта с объектами окружа­ющего мира. То, что обычно именуется условиями жизни, - это прежде всего система реальных отношений. Общественная среда применительно к формированию личности тоже выступает как со­вокупность общественных отношений, в иерархии которых эта лич­ность занимает определенное положение.

Ценностное ориентирование человека в конечном счете пред­ставляет собой процесс формирования его отношений к окружаю­щему миру. На современном этапе область таких отношений непре­рывно расширяется. Люди включают в сферу своего познания и дей­ствия все большее число объектов и проявляют к ним то или иное от­ношение.

Наибольшее значение имеют отношения личности к обществу в целом (к общественному достоянию, экономическим принципам, идеологии), ее отношение к собственной деятельности и к своему ме­сту в обществе, ее отношение к другим людям.

Ценностные ориентации и установки формируются через си­стему внешних воздействий и систему адекватных им реакций. При этом как воздействия, так и реакции на них должны обяза­тельно затронуть все три сферы человеческого сознания - чувства, разум и волю. Без подобных реакций невозможно появление како­го-либо отношения.

Характеристика общественных отношений как формирующе­го средства не может ограничиться их содержательной классифика­цией. В рассматриваемой нами плоскости целесообразно разграничи­вать отношения по уровню их «приближенности» к непосредствен­ной жизнедеятельности человека. Нет никакого сомнения в том, что в процессах ценностного ориентирования особо важную роль играют прямые межличностные взаимодействия и формирующиеся на этой основе отношения - связи.

В общей системе социального формирования личности отно­шения - связи неизменно детерминируют отношения - позиции. Человек смотрит на мир и относится к миру исходя из того, ка­кое место он занимает среди других людей. Если все благополуч­но в отношениях - связях, то скорее всего полноценными будут и отношения - позиции, то есть оценки, взгляды, убеждения, уста­новки личности.

Работа по ценностному ориентированию взрослых строится во многом иначе, чем с представителями других возрастных групп. В ходе ее приходится особенно тщательно учитывать то, что уже накоплено личностью в процессе ее предшествующего формирова­ния. Взрослый человек - это человек с развитым самосознанием, в котором отражается личностное мировосприятие, переживания, уро­вень удовлетворенности своим положением и жизнью в целом, идеа­лы, планы, стремления. Он в гораздо большей мере, чем ребенок включен в сложную сеть отношений с другими людьми. В жизнеде­ятельности взрослых центральное место занимает труд, который детерминирует все основные аспекты взаимодействия личности с непосредственно окружающей средой и обществом в целом.

То, что взрослые люди обладают значительным жизненным опытом, одновременно и облегчает, и затрудняет процесс формиро­вания и совершенствования ценностных ориентации. Здесь мы име­ем возможность постоянно опираться на солидный запас впечатле­ний, наблюдений, эмпирических и теоретических знаний человека. Что касается дополнительных трудностей, то они связаны, прежде всего, с наличием в опыте некоторых людей, наряду с положительны­ми, и отрицательных моментов - искаженного восприятия действи­тельности, укоренившихся вредных привычек, накопившихся в силу ряда причин разочарований и т.д.

Практически любое из личностных качеств, формирование ко­торых является целью и предметом ценностного ориентирования, может развиваться как на уровне специализированного, так и на уровне обыденного сознания. В последнем случае вероятность неже­лательных отклонений от нормы существенно увеличивается. Отсю­да, наравне с проблемой формирования в собственном смысле, в ра­боте с взрослыми, возникает необходимость в определенном совер­шенствовании уже сложившихся взглядов, мнений, суждений и оце­нок. В общей структуре воздействия значительно увеличивается вес влияний, направленных на перестройку некоторых личностных ка­честв. Эта большая и сложная работа направлена на то, чтобы по­мочь человеку глубже понять окружающую жизнь и правильнее ос­мыслить все, что происходит вокруг. Система целенаправленного ориентирования помогает людям поднять их эмпирический опыт на новую, более высокую ступень. Как отмечалось выше, личная прак­тика взрослых может стать очень ценным источником и для прак­тических, и для научно-теоретических выводов. Однако это проис­ходит только при условии, если организаторы ценностного воспи­тания являются квалифицированными психологами, хорошо зна­ют мегтную жизнь, постоянно опираются на конкретные факты и, что самое главное, умеют дифференцированно подходить к каждому человеку.

Взрослые люди, как правило, весьма разборчивы в восприятии ценностно ориентирующих воздействий. Поступающая информация в значительной мере фильтруется и опосредуется ранее возникшими личностными качествами. Взрослые активно проявляют свою изби­рательную направленность: одно принимают, второе существенно корректируют, третье - отбрасывают вовсе. Следовательно, помощь взрослым в их ценностной ориентации неразрывно сливается с само­воспитанием, и практика показывает, что именно на этой основе удается достичь наиболее эффективных результатов.

Вместе с тем было ошибочным абсолютизировать ценностно­ориентационную роль жизненных уроков, где человек всегда остает­ся один на один с суровой и жестокой действительностью. Сугубо ин­дивидуальные и в какой-то мере стихийные поиски ориентации, ус­тановок и конкретных способов удовлетворения своих потребностей могут привести и нередко приводят людей к обретению отрицатель­ного опыта, неверных взглядов и убеждений. Целенаправленное ори­ентирование помогает найти наиболее правильную дорогу. Вот по­чему необходимо всегда учитывать и использовать личностные по­требности, желания и интересы, но никогда не надо идти у них на поводу. Более того, очень часто в реальной практике ценностного воспитания приходится тормозить определенные побуждения лично­сти, переадресовывать их в иное, более целесообразное русло и даже ломать уже сложившиеся стереотипы.

Изо всех существующих видов деятельности человека в сфере свободного времени ценностно-ориентационная деятельность наибо­лее трудно поддается вычленению в чистом виде. И это вполне зако­номерно: в определенной степени ценностное ориентирование явля­ется элементом любого вида деятельности. Вместе с тем есть целый ряд занятий, где процесс оценивания играет важную системно обра­зующую роль. Эти занятия прямо нацелены на коллективный разбор определенных вопросов и на выработку соответствующих мнений, суждений и оценок.

Особого внимания заслуживает активное использование в си­стеме организации развивающего личность досуга таких форм цен­ностного ориентирования, как диспуты, дискуссии, читательские и зрительские конференции. Продуктивность их обусловливается в первую очередь отличной возможности включения в процесс ориен­тирования элементов исследования и выработки коллективных реше­ний. В этих условиях возникают благоприятные предпосылки для проверки личных суждений и оценки их достоверности. Программы дискуссионного типа помогают человеку увидеть обсуждаемую про­блему глазами своих собеседников, определить имеющиеся на этот счет взгляды и позиции, научиться избегать допускаемые другими ошибки и преодолевать ограниченность собственных воззрений.

Здесь анализируются различные события, квалифицируются отдельные факты, поступки, поведение. Люди вовлекаются в своего рода разбирательство, в итоге которого каждый приходит к тем или иным выводам. Даже самые крупные, масштабные проблемы приоб­ретают для человека глубоко личностный смысл, когда он вместе с другими постоянно обсуждает и оценивает факты и события повсед­невной жизни. Очень важно то, что у людей в данном случае повы­шается ощущение собственной значимости и ответственности за все происходящее вокруг.

Распространенной проблематикой досугового общения такого типа является морально-этический аспект повседневной деятельно­сти человека, его обычная нравственная практика. Эта проблемати­ка отвечает всем основным требованиям, предъявляемым к дискус­сионной теме: она имеет общественную и личностную значимость, тут особенно много вопросов, решение которых может быть альтер­нативным, и, наконец, в данной области любой взрослый человек об­ладает достаточно богатым опытом и, следовательно, вполне компе­тентен в качестве участника общего разговора. Последнее обстоя­тельство связано с тем, что элементарное моральное познание орга­нично вливается в общественную жизнь и не требует какой-либо спе­циальной научно-теоретической подготовки. Это, собственно, и дает возможность разным по возрасту, профессии, знаниям людям, опи­раясь на свой нравственный опыт, сообща искать и находить верные решения спорных проблем.

В процессе бесед, обсуждений и диспутов осуществляется сво­его рода взаимовоспитание. Здесь человек зачастую получает такую информацию, которая не проходит не по каким другим каналам. Это важный источник и предпосылка овладения системой простых, неписаных норм нравственности. Подобное общение формирует по­лезную способность эмоционально откликаться на все, что происхо­дит вокруг, помогает предупреждать накопление отрицательного опыта, нейтрализует и тормозит нежелательные внешние влияния.

При совместном размышлении, ассимилирующем суждение нескольких людей, имеется значительная вероятность того, что в ре­шение вопросов будет внесено больше ясности и объективности. На­саждая в той или иной мере конформизм, общение параллельно с этим развивает и критичность ума. Даже самоутверждение в груп­пе всегда связано с неким интеллектуальным обособлением, которое заключается в сознательной выработке самобытных, индивидуаль­ных суждений и взглядов.

В рассматриваемом плане важную роль играет еще одна осо­бенность ценностного ориентирования, возникающая в ходе совме­стного обсуждения вопросов. Здесь интенсифицируется процесс формирования убеждений. Как известно, знания об окружающем мире сами по себе не являются элементом идейности и нравствен­ности. Они становятся таковыми лишь при условии, если человек, восприняв информацию, прочувствует ее и сформулирует к ней личное отношение.

Как показывает практика, беседы, возникающие в процессе об­щения, - это непременно разбор больших и малых «проблемных си­туаций». Общение учит анализировать, докапываться до сути, логи­чески мыслить. Причем все совершается в эмоционально насыщенной обстановке и поэтому интересно, естественно, лишено нарочитости и дидактичности.

Рассматривая процесс повседневного взаимодействия с точки зрения его ценностно-ориентационных возможностей, нельзя забы­вать, что в данном случае речь идет о взаимодействии людей, нахо­дящихся в особом положении. В силу жизненных обстоятельств они поставлены в сходные природные, производственные, культурно­бытовые условия и поэтому имеют объективную предрасположен­ность к консолидации в своем отношении ко многим явлениям и про­цессам окружающей действительности. Оценка всего происходящего осуществляется ими в целом с однородных позиций. К этому надо добавить, что большие идеи вообще не существуют для человека в абстрактно-отвлеченном виде. Они имеют четкую заземленность и реальное воплощение в делах и поступках совершенно конкретных лиц, действиях конкретных объединений и организаций, в строго конкретных акциях и инициативах. В силу этих факторов в рассмат­риваемой нами ситуации создаются особо благоприятные условия для формирования общего мнения и настроения. Однако каким бу­дет их характер и направленность, зависит от многих дополни­тельных причин. Упомянутое выше единство может способство­вать формированию не только правильных, но и ущербных оце­нок, например, оценок с субъективистских, местнических, узко­групповых позиций.

В ходе общения, имеющего ценностно-ориентационную на­правленность, человек не просто приобщается к миру другого, эле­ментарно умножая свои познания и суждения. Здесь люди получают информацию, которая уже содержит определенный оценочный эле­мент. Такая предваряющая селективность чаще всего позволяет бо­лее глубоко проникнуть в сущность анализируемых явлений и про­цессов. Однако наряду с достоинствами здесь есть и свои негативные стороны. Любая опосредованность восприятия увеличивает и веро­ятность субъективизма, искажения. В данном случае они особенно опасны, ибо искаженная информация тоже передается и, следова­тельно, умножает свое вредное влияние.

Значимая особенность совместных размышлений - их силь­ная эмоциональная насыщенность. Здесь в действие вступают такие социально-психологические феномены, как заражение и подражание, за счет которых осуществляется своеобразная «разгонка» эмоцио­нальных переживаний. Это своего рода чувственная ступень в раз­витии повседневной ценностно-ориентационной деятельности. Скла­дывающиеся в таких условиях представления и суждения отличают­ся большой податливостью по отношению к внешнему воздействию. И очень важно целенаправленно повлиять на них именно на этом раннем этапе. Иначе по целому ряду позиций в дальнейшем придет­ся переделывать, ломать сложившиеся стереотипы, а это очень слож­ный, болезненный и трудоемкий процесс.

В современных условиях по-особому высвечивается очень важ­ная для нормального функционирования ценностно-ориентацион­ных процессов проблема лидерства и лидеров. На этяпе кризисного развития общества, когда на людей обрушивается громадный поток очень непростой и часто противоречивой информации, далеко не все оказываются способными самостоятельно разобраться в обилии све­дений и фактов. Современная обстановка характеризуется весьма сложным и противоречивым течением событий. Порой человек не может правильно сориентироваться в происходящем, систематизи­ровать факты, дать им обоснованные оценки. Самостоятельный ана­лиз того, что происходит в меняющемся мире, далеко не всегда отли­чается четкостью и определенностью. В ходе его имеется опасность неправильного осмысления непосредственного жизненного опыта. Здесь особенно мешает свойственная многим завышенная оценка собственной практики и чрезмерная вера в силу рассуждений с пози­ции так называемого здравого смысла. По этой и целому ряду дру­гих причин все более возрастает потребность в более качественном истолковании фактов и повышается роль тех, кто способен дать ква­лифицированную интерпретацию быстротекущих и зачастую про­тиворечивых событий.

Надежда на то, что все это сделают газетные и экранные ком­ментаторы, оправдывается далеко не всегда. Чисто психологически здесь нужен еще кто-то, о ком можно сказать - «это один из нас», его мы знаем, ему верим, с ним можно потолковать, поспорить, согла­ситься или не согласиться, но не прислушаться к нему нельзя. Не ис­ключено, что сегодня в системе воспитательной работы нам больше всего не хватает именно таких «лидеров мнения».

Мы уже говорили о том, что на современном этапе педагоги­ка досуга стала активно впитывать в себя научные знания из облас­ти возродившейся социальной педагогики. В первую очередь это коснулось учения о социальном воспитании, которому социальные педагоги уделяют самое пристальное внимание.

Социальное воспитание нацелено на то, чтобы человек, начи­ная с самых юных лет, успешно осваивал принятые в обществе типы поведения. На практике это происходит разными путями. Один из них - освоение людьми общественной культуры, содержательно­смысловым ядром которой как раз и является целостная система представлений о социально одобряемых типах поведения. Подобную информацию обязательно включают в себя все основные формы об­щественного сознания: наука, искусство, мораль, право, религия и т.д. Не менее важным здесь является распространение лучших образцов социального опыта через систему непосредственного повседневного общения людей друг с другом. Это живая этика всегда была значи­мой, но на современном этапе ее функции становятся особенно весо­мыми.

Правильно построенное социальное воспитание во многом спо­собствует снятию личностных напряжений и разрешению назрев­ших противоречий. Это может быть: уменьшение неопределенности

- помочь человеку понять и оценить какие-то явления (познаватель­ный эффект), поддержка во мнении по определенному спорному вопросу (эффект усиления позиции), помощь в выборе линии прак­тического поведения (ориентационный эффект) и т.д.

На современном этапе для педагогики досуга особо интересны­ми являются три направления социопедагогических изысканий. Пер­вое из них включает в себя социально-педагогическую персонологию, в рамках которой исследуются внутренние условия становления со­циальных качеств и норм социального поведения личности: направ­ленность, ценностные установки, ориентации, самосознание. В со­став второго направления входят проблемы, связанные с социальным формированием индивида в контексте и под влиянием групп непос­редственного общения, куда включаются семья, детские сообщества, соседские общности, социокультурные объединения, учебные и тру­довые коллективы и т.д. Содержанием третьего направления стано­вится комплекс социально-психологических проблем социетального уровня. Сюда относится исследование механизмов воздействия на такие массовидные явления психики, как традиции, нравы, обще­ственное мнение, общественное настроение, мода, с целью превраще­ния их в действенный регулятор социального поведения людей.

Рекомендуемая литература к главе III

Дата: 2019-02-19, просмотров: 273.