Как уже говорилось выше, во многих ситуациях, и особенно в системе занятий, функционирующих на базе центров досуга, деятельность любителей управляется с помощью технологий социокультурного менеджмента, суть которого заключается в создании наиболее благоприятных условий для развития досуговой самодеятельности. Эти функции осуществляют профессионально подготовленные специалисты, работающие в разнообразных социокультурных структурах - клубах, домах культуры, досуговых и методических центрах, библиотеках, парках культуры и отдыха, творческих объединениях, социокультурных комплексах, централизованных системах и
т.д. На низовом уровне, в рамках конкретных досуговых формирований, функции менеджера осуществляют руководители этих формирований - режиссеры, дирижеры, педагоги дополнительного образования, спортивные тренеры, организаторы туризма, консультанты по декоративно-прикладному искусству и др.
По вопросам сущности и технологий менеджмента в социокультурной сфере долгие годы у нас шли довольно острые дискуссии. В практике советского периода многим досуговым объединениям
приходилось вести самую настоящую борьбу против бюрократических методов и приемов управления кулылрой. Административный контроль в ту, теперь уже минувшую, пору действительно нередко сковывал низовые инициативы, что называется, по рукам и ногам. Трудности с регистрацией, обязательная «литовка* репертуара, периодически насаждавшиеся инструкции, состоящие из сплошных ограничений, многочисленные проверки и прочие поистине «драконовские» акции хорошо знакомы всем, кто был тогда причастен к самодеятельному движению.
Современный социокультурный менеджмент стал намного- цивилизованнее. Он все больше и больше начинает основываться на принципах демократизма, стимулирования, органичного сочетания государственных и общественных начал, плюрализма свободы выбора содержания и форм любительской деятельности. В рамках такого менеджмента осуществляются определение целей и задач совершенствования системы, разработка конкретных программ по их реализации, разделение задач на отдельные виды действий и операций, распределение поручений, координация взаимодействий, оптимизация иерархической структуры, отработка процесса принятия решений, налаживание продуктивных коммуникаций, поиск адекватной мотивации действий и эффективных стилей ее совершенствования.
Организационно-педагогическое регулирование сферы досуга предполагает в этих условиях умелое творческое использование основных закономерностей, выявленных общей теорией менеджмента. Здесь применимы многие из принципиальных положений, относящихся к регуляции сложных динамических систем. Однако реализация этих положений в столь специфической области, какой является любительство, не может быть эффективной без учета его особенностей.
Любительская деятельность по природе своей обладает богатыми возможностями саморегулирования. В принципе, при нормальных внешних и внутренних условиях, она способна продуктивно развиваться и без специальной корректировки. Однако на практике столь идеальное положение встречается нечасто. Нельзя не учитывать к тому же, что, функционируя стихийно, досуговая деятельность никогда не реализует себя полностью как культурогенный фактор. Вот почему целесообразность определенного организацион-
но-педагогического влияния становится совершенно очевидной. Эффективность его во
многом зависит от того, в каком состоянии находится внешнее регулирование и саморегулирование рассматриваемого процесса. Регулирующий субъект, подстраиваясь к регулируемому объекту, всегда искусственно сокращает его разнообразие, но регулирует не все, а наиболее важные компоненты и связи. Применительно к досуговой деятельности это происходит потому, что отдельные его составляющие принципиально не поддаются внешней регуляции. К тому же прямое и тем более жесткое взаимодействие в данном случае вообще не может считаться оптимальным.
Современная практика показывает, что основным в процессе ре1улирования сферы любительства является технология стимулирования. И это вполне закономерно. Во-первых, здесь мы имеем дело с динамической саморегулирующейся системой, которую можно только побуждать, но не принуждать. Во-вторых, человек, как основное действующее лицо, выступает в данном случае в роли активного субъекта, полностью строящего свое поведение в соответствии с собственными потребностями, интересами и мотивами.
Подход к любительству с позиций концепции стимулирования отражает в себе сущностные черты периода реформирования: последовательное развитие демократии, реализация принципа плюрализма, становление основ гражданского общества, расширение области самоуправления.
Рассматриваемая нами деятельность функционирует в особой сфере - сфере свободного времени. Даже традиционные технологии организаторской работы подвергаются здесь серьезной адаптации: они становятся мягче, эластичнее. И это вполне естественно, ибо в данной ситуации чрезмерная требовательность или чисто волевые указания не могут быть продуктивными.
собствующих развитию, осознанию и ргата иннн .исшил пых потребностей. Посредством стимулирования и его организационного подкрепления обеспечивается выбор Деятельность в сфере свободного времени невозможна без сформировавшейся внутренней установки и определенного уровня практической активности личности. У любого человека существует объективная потребность в интересующих его занятиях, которая так или иначе реализуется. Однако это отнюдь не означает, что все образуется само собой. Социокультурный менеджмент строится на основе умелого стимулирования активности. Причем делать это можно только через формирование системы внутренних побудителей, спо-
людьми юиболее ценных в индивидуальном и социальном плане видов досуговой деятельности. По их внутренней сути применяемые в данном случае стимулы представляют специфическое пробужден»» личностных интересов, а действенность процесса стимулирования в значительной степени определяется тем, насколько умаю менеджеры досуга принимают в расчет потребности человека.
I Непременное требование к регулированию сферы любительства – обеспечение
обратной связи. Менеджер досуга должен отчетливо видеть, к чему привод ят его организанионно-педагогические акции, прослеживать характер реальных изменений в сфере досуговых занятий, улавливать намечающиеся тенденции н тл_ Первостепенное значение имеет владение технологией диагностики наблюдаемого объекта, куда входят знание признаков ондаокультурных изменений, умение выявить показатели этих признаков, провести их замеры, проследить динамику изучаемых процессов, проанализировать полученные данные и сделать выводы в отношении дальнейших регулирующих действий.
Культурогенная эффективность деятельности во многом зависит от того, насколько она привлекательна и авторитетна в глазах ее участников. Важно, чтобы кажд ый смог обрести благоприятный статус, найти возможности для реализации своих желании и стремлений, для творческого саморазвития. Большое значение здесь имеет характер деятельности. Если человек попадает в положение активно действующего субл>екта, он неизменно становится участником разработки, а затем и носителем норм возникающего отношения. Следует отметить, что к нормам такого типа люди относятся с особым уважением. В результате происходит полноценное усвоение положительного опыта социального взаимодействия. Со временем на этой основе возникают устойчивое общественное мнение и полезные привычки.
Продуманная и умелая организация любительской деятельности дает возможность использования ее в целях необходимой корректировки формирующихся или уже сложившихся личностных отношений. Здесь целесообразно использовать несколько путей: включе-
ние в систему деятельности таких ее видов, которые позволяют отдельным людям выступить в наиболее выигрышной для них роли; специальную расстановку людей в процессе деятельности, способствующую формированию новых и укреплению старых личностноизбирательных отношений: приятельских, товарищеских, дружеских; стимулирование общественным мнением оценки деятельности и поведения каждого из членов досугового объединения. Это помогает сделать предметом всеобщего внимания достоинства или недостатки, присущие отдельным людям, что вызывает соответствующие изменения в их личностном статусе и в конечном счете определяет эффективность воздействия группы на личность в целом.
Мы уже отмечали ранее, что основой современного социокультурного менеджмента, как на уровне управления, так и на уровне организации, является технология стимулирования. Основываясь на анализе современного опыта, можно выделить несколько групп стимулов, которые используются менеджерами досуга при направленном побуждении людей к различным видам культурно-досуговой деятельности.
Видное место занимает группа стимулов, в основе которых лежит стремление
человека к реализации творческих задатков и способностей. В современных условиях эта задача не может быть решена только в сфере производства, и досуговые занятия выступают здесь в роли своеобразного компенсирующего средства Для процесса культурно-творческой деятельности характерен высокий престиж мотивов, порождаемых самой деятельностью. Исполнительство и творчество в области культуры и искусства отличаются особой привлекательностью, и люди всегда получают от этих занятий большое удовлетворение. Немалое значение в данном случае имеет и потребность утвердить себя в глазах окружающих, получить их одобрение, признание, уважение. Наконец, не следует сбрасывать со счетов и мотивы, связанные с профессиональной ориентацией и переориентацией. Они особенно существенны в молодом возрасте, когда человек еще ищет свое место в жизни.
Важную роль играет группа стимулов, опирающихся на потребность человека в удовольствии, наслаждении. Эти наслаждения могут иметь разную природу и различное содержание. Гедонистическое начало нередко пронизывает познавательную деятельность -
человеку нравится сам процесс приобретения новых знаний. Стремление к наслаждению во многом определяет эстептческую активность личности. На получении непосредственного удовольствия основано любое из развлекательных занятий.
С повышением гражданской активности людей все более важную роль начинает играть группа стимулов, которая базируется на стремлении человека подготовить себя к активному участию в общественной жизни. Последнее очень часто требует значтельного повышения культуры, расширения кульлуры. овладения рядом специальных знаний, умений и навыков. Желание выполнить свой общественный долг как можно лучше побуждает .людей к постоянной работе над собой, делает их более отзывчивыми к предложениям менеджеров досуга.
Качественной особенностью отличается группа стимулов, направляемых на актуализацию коммуннкативных потребностей личности. Эти стимулы мог\т иметь своей основой стремление получить необходимую информацию и обсудить определенные вопросы, правильно сориентироваться в сложившейся обстановке, укрепить свое ролевое положение. Общение связано с реализацией экспрессивноэмоциональных потребностей и прежде всего с потребностью в совместных переживаниях. Применительно к молодежной аудитории досуговые контакты побуждаются и рядом возрастных мотивов, среди которых надо особо выделить желание завязать новые знакомства, расширить круг своего общения и тл.
Одной из важных задач менеджмента социокультурной сферы является обеспечение оптимального развития не только внутренних, но и внешних связен объединения. Любительская деятельность в условиях досуга намного умножает свои культурные возможности, когда она имеет достаточно развитую внешнюю структуру.
Речь идет о связи объединения с ближайшим социальным окружением, о выходе .любительской деятельности за непосредственные рамки досуговых формирований. Отсутствие таких связей превращает любителей в замкнутую, узкую корпорацию, а сами занятия приобретают неблагоприятную в общественном и педагогическом плане сугубо интроверсионную направленность.
Внешние задачи обогащают внутригрупповую деятельность, придают ей социально значимое содержание, рождают более совер шенные мотивы. На этой основе возникают такие виды и формы активности, которые в замкнутой ipynne невозможны. Даже самые незначительные «хобби» при условии выхода любителей в микросоциум способны превратить элементарные занятия в деятельность общественно полезного направления. Исходя из этого, мы можем сделать вполне обоснованный вывод: умелое руководство любительством предполагает совершенствование не только внутренней, но и внешней структуры досуговых объединений.
Опыт показывает, что при определенных условиях любительская деятельность, направленная на удовлетворение личностных потребностей, приобретает самостоятельную ценность и сама может стать потребностью. В этом смысле работа менеджера как процесс внедрения и организации разнообразных общественно-полезных видов культурной деятельности предполагает выполнение очень важных социальных и социально-педагогических функций. Именно здесь происходит формирование устойчивых, превращающихся в привычку форм повседневного поведения. Это вносит ценный вклад в общее совершенствование структуры свободного времени, помогает насытить досуг социально значимым содержанием, способствующим полноценному культурному развитию человека.
Весьма существенную роль в общей системе рассматриваемого менеджмента играет умелая реализация основных принципов социально-культурной деятельности. Начало разработке этой важной проблемы было положено такими представителями российской внешкольной педагогики, как В.П. Вахтеров, В.И. Чернолусский, С.О. Серополко. Все они были людьми, стоявшими на либеральных позициях, и их воззрения на формулирование основных положений организации внешкольного дела отличались сугубо демократической направленностью. В этой среде традиционно считали, что свободное время и свободная деятельность взрослого человека должна находится вне какого-либо партийного или иного вмешательства. Что касается непосредственно просвещения, то оно понималось как дело, стоящее выше колеблющейся и всегда пристрастной политики. С осуждением курса на окрашивание просвещения в политические цвета прямо выступали А.Ф. Каптерев, И.М. Гревс, С.О. Серополко и целый ряд других приверженцев этой концепции.
В послереволюционные годы попытки сформулировать основные принципы нового внешкольного образования предпринял Первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В съездовских документах зафиксированы рекомендации, согласно которым это образование должно базироваться на следующих принципиальных положениях: а) всемерная поддержка и содействие свободно проявляемой творческой самодеятельности широких масс населения в области внешкольного образования и организации учащихся, как в создании учреждений внешкольного образовани общедоступность учреждений внешкольного образования; в) планомерность и согласованность работы как органов, ведающих делом внешкольного образования, так и отдельных внешкольно-просветительных учреждений; г) контроль пролетариата и трудового крестьянства над постановкой дела внешкольного образования; д) соблюдение принципа светскости; е) ведение школьной работы на родном языке народностей, входящих в состав РСФСР.
Очень много споров возникло тогда по поводу принципа партийности внешкольной работы. На этом особенно упорно настаивали в ходе развернувшейся дискуссии представители Наркомпро- са, в частности Н.К. Крупская. Однако большинством делегатов данное предложение не было поддержано. К этому большинству относились те люди, которые видели во внешкольном образовании сферу общественной жизни, где необходимо в полной мере реализовать свободу слова, объединений, собраний, манифестаций. Определенные ограничения, связанные с осуществлением принципа партийности, могли, по их мнению, помешать этому. Таким образом, принцип так и не попал в перечень утвержденных съездом основных положений. В итоговых документах появилась более эластичная формулировка
о контроле пролетариата и трудового крестьянства над постановкой дела внешкольного образования.
На следующем этапе разработки принципов внешкольной работы активное участие приняли А.П. Пинкевич, М.В. Петровский, А.Н. Вожгатьский, А.Р. Орлинский. Значительным шагом вперед стала идея Е.Н. Медынского о двухуровневой системе основных положений. Приншшы первого уровня формулировались им применительно к общей организации внешкольного дела, а второго - к методике и технологии внешкольного образования. В одном случае речь шла о принципах общедоступности, общественности, систематичности, добровольности, а в другом - о принципах комплексности, локализации, контрастности, гибкости, самодеятельности, художественной насыщенности внешкольного дела (1925).
Примерно к середине 1950-х годов утвердилась довольно устойчивая обойма основных принципов культурно-просветительной работы, в состав которой входили такие принципы, как коммунистическая партийность и идейность; государственный характер работы; всемерная поддержка инициативы и самодеятельности широких масс населения и организаций трудящихся в области культурнопросветительной работы; осуществление советской национальной политики в области культурно-просветительной работы; многообразие и гибкость форм и методов работы; дифференцированный подход к обслуживаемому населению и изучение его интересов и запросов; общедоступность и территориально-производственный принцип размещения сети культурно-просветительных учреждений (Фрид Л.С. Основные принципы культурно-просветительной работы в СССР. М., 1954). В дальнейшем модернизированную я, так и в ведении внешкольно-просветительной работы на местах; б) характеристику основных принципов культурно-просветительных работ мы встречаем в публикациях Н.Д. Синцова, Г.Г. Карпова, А.В. Сасыхо- ва, А.Г. Соломоника, М.А. Ариарского, Н.Ф. Максютина, Г.М. Бир- женюка. Все большее распространение получает подход, сутью которого является выделение нескольких групп принципов. Авторы учебного пособия «Клубоведение» (1980) сочли целесообразным вычленить общие принципы, дополнительные принципы и отдельно
- совокупность особенностей реализации принципов в культурно-досуговых центрах.
К общим были отнесены принцип партийности и идейности, принцип научности, принцип комплексности, принцип дифференцированного подхода к различным группам населения. В число дополнительных включены принципы коллективизма, последовательности и систематичности, единства просвещения и воспитания. В перечне особенностей реализации принципов выделяются добровольное участие в социально-культурной деятельности, развитие общественной инициативы и самодеятельности масс, соответствие содержания и форм работы интересам и уровню духовного развития личности, единство информационно-логического и эмоционально-образного
воздействия на сознание, чувства и повеление люде» l
По вполне понятным причинам существенные изменения в подходах к определению принципов произошли в 1990 -е годы, когда прежняя культурно-просвелггельная работа стала именоваться сначала культурно-досуговой, а затем социально-культурной деятельностью. Больше всего эти изменения коснулись принципов первого уровня.
В своей программе и проекте>"40611010 пособия (2001) Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников включили в число сегодняшних принципов следующие основные положения:« Плюрализм в социально-культурной деятельности, альтернативность подходов в ее содержании и организации. Приоритет общечеловеческих интересов над сословногрупповыми в процессе освоения духовных и нравственных ценностей. Всеобщее массовое культуротворчество как доминирующий признак. Гуманизация содержания и воспитательного потенциала, их подчинение интересам, потребностям и установкам личности, задачам социальной и духовной реабнлиташш отдельных групп населен™. Диалектическое единство и преемственность ку льтлрно-исто- рического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, синтеза тралшшй и инноваций в развипш сферы культуры и досуга Принцип общественно-государственного соуправления со- циально-кульлурными процессами основанный на децентрализации и суверенности региональной социально-культурной политики». (Киселева Т.Г., Красильников ЮД. Соцнально-кулылрная деятельность. М. 2001).
Даже самый краткий экскурс в историю наглядно показывает, что принципы социокультурной организации свободного времени находятся в постоянном движении. По мере развития и изменения общественной жизни одни из них сходят сосцены, другие появляются заново. Это вполне естественный и закономерный процесс. Причем надо отметить, что в наибольшей мере модернизируются принципы, так или иначе связанные со сдвигами в области культурной политики и идеологии
[На современном этапе можно признать целесообразным принимаемое многими автора\п! включение в число принципов положений о гуманизме и демократичности социокультурной деятельности. Будучи поставленными в начало основных положений, они как бы
задают общую тональность совокупности принципов в целом. В содержании принципа гуманизма провозглашается действительно основная и исходная сегодня идея о признании ценности человека как личности и его индивидуальности, его права на свободное социокультурное развитие и самореализацию. Не менее значим в этом ряду принцип демократичности социокультурной деятельности, означающий необходимость ее доступности и открытости, общественногосударственный характер организации, всемерную опору на инициативу, активность и самодеятельность населения. Весьма важным оказалось включение в состав основных принципов положений о культуросообразности и природосообразности социокультурной деятельности. Здесь на самый высокий пьедестал ставится культура как основной идеал, ориентир всех формирующих воздействий на человека, с одной стороны, и важнейший источник идейно-содержательного наполнения этих воздействий - с другой. Что касается принципа природосообразности, то в нем прямо провозглашается необходимость построения социокультурной деятельности в соответствии с объективными закономерностями развития человека, с учетом его неповторимости и своеобразия, индивидуальных потребностей, задатков и склонностей.
Совершенно особую роль в настоящее время начинает играть полноценная реализация принципа единства в контексте социокультурной деятельности развития и рекреации. На этапе реформирования происходят особенно частые сбои, в результате которых рекреационно-развлекательный компонент досуга начинает произвольно или непроизвольно оттеснять на дальний и второстепенный план работу, связанную с культурным развитием и формированием личности. Соблюдение требования единства этих начал все расставляет на свои законные места.
Рассмотрение социально-культурной деятельности как регулируемого процесса было бы неполным без характеристики его основных организационно-педагогических компонентов. Первыми и весьма важными из них являются цели деятельности, представляющие собой образ желаемого и предвосхищаемого результата, на достижение которого эта деятельность направлена. Не будет преувеличением сказать, что все это начинается именно с постановки целей. Там, где нет цели, невозможно само возникновение деятельности как таковой.
В педагогическом плане важнейшая цель соцнокулылрной деятельности на уровне ее анимашш - сформировать у человека совокупность определенных качеств. В конечном счете такие качества должны представлять собой закрепленные и привычные отношения личности к разнообразным объектам окружающего мира. Эти качества имеют три основные формы проявления: рациональную (мы познаем и анализируем объекты), эмоциональную (мы лаем объектам определенную оценку) и деятелыю-поведенческую (мы принимаем решения и реализуем их в конкретных жизненных ситуациях).
Целеполагание - довольно сложный по своему осуществлению процесс. В этой ситуации особенно опасны однобокие и ошибочные установки. Именно так обстоит дето с явным завышением цетей, когда нереально постааленные ориентиры отличаются чрезмерной масштабностью, абстрактностью и расплывчатостью Примером подобного подхода являлась типичная для советского периода целевая ориентация практики на всестороннее гармоническое развитие личности каждого человека Цель аксь подменялась идеалом, несомненно, красивым, благородным, на как и веяное высшее устремление, явно неосуществимым в практическом плане Произвольное манипулирование этим положением в обипфной шеге всевозможных социокультурных программ, планов, реьомещаинн отдавало маловразумительной трескотней мифологического толка Цель красовалась, но не работала Достичь ее на леле нтэому и никогда не удавалось.)
Нельзя не отметить, что при шнструировашш целей и задач работы по организашш свобапюпэ времени нередко допускались и другие доктринальные опнбкк Нерелю досуг рассматривался лишь как способ разв1ггня человека в качестве производительной силы. Применительно к культурно-просветительной практике это было время, когда работа культурнодосупэвых центров была явно перегружена распространением передового производственного опыта, научно-технической пропагандой, повышением профессиональной квалификации формированием т_н_ коммунистического отношения к труду и тд, В цеюм свободный взгляд на .люден, прежде всего как на гомо Фабер, проистекал из более широкой вульгарно-социологической концепшш отношений между .личностью и обществом, согласно которой труд выдвигался га главное, господствующее над всеми остальными ценностями место, а индивид, отдавая все трудовые
силы обществу, не должен был думать ни о какой обратной отдаче.
Еще одна распространенная ошибка культурно-просветительной работы прошлых времен - произвольная постановка целей и задач, весьма слабо связанная с реальными потребностями, запросами, интересами людей. Это было типичным признаком воспитания, волюнтаристски строившегося по высокомерному принципу «стань таким, как я хочу». Человека никто не собирался спрашивать о его собственных желаниях относительно самого себя. «Формирование» откровенно подменялось «формовкой».
[Цели и задачи социокультурной деятельности реализуются через ее содержание. Если цели и задачи представляют при этом своеобразное предвосхищение результатов, то содержанием здесь является материал, отобранный из таких источников, как наука, искусство, мораль, право, несистематизированный общественный опыт, развлекательно-игровая практика и т.д. В конечном счете любое содержание черпается в данной ситуации из общей системы человеческой культуры, и кроме нее нет ничего иного, что могло бы передаваться и усваиваться личностью в процессе его культурного развития.
Конкретное содержание досуговых занятий в сфере свободного времени во многом обусловливается основными базовыми компонентами реальной жизнедеятельности человека. В этом смысле процесс приобретения новых знаний, умений и навыков, освоение определенных идей, норм практического поведения и других культурных ценностей представляет собой деятельность по овладению или совершенствованию других реально существующих видов деятельности. Она способствует лучшему развитию человека как субъекта общественных отношений, важнейшей производительной силы, активного участника культурно-творческой жизни общества, обеспечивает систематическое повышение его досугово-бытовой квалификации.
Основой содержания социокультурной деятельности являются все воспроизводимые сознанием всеобщие связи, отношения и иные характеристики окружающей деятельности. В состав ее содержания могут входить научные и повседневные знания, факты, идеи, отношения, оценки, правила. Применительно к многообразным произведениям искусства содержанием является их идейно-тематическое наполнение, представляющее художественно отраженные явления жизни в оценочном ракурсе.
Содержание может оказать свое формирующее алияние только в том случае, если оно будет доведено до личности и усвоено ею. Важную роль здесь игракгг используемые средства. Говоря о средствах, мы имеем в виду аюсобностъ определенных объектов, явлений и процессов обеспечивать передачу научных знаток идей, фактов, художественных ценностей- опыта практической деятельности. Объективно сами по себе они могут быть специально не предназначенными для развития личности но активно способствовать ему, когда их сознательно используг/т в решении згой задачи.
В состав средств социокультурной деятельности входит прежде всего живое устное слово. Как и другие средства, о чем уже говорилось, объекп шно оно оолавет мм«не самоста яте яыюй внепедаго- гической ценностью. Однако буду»»! специально организованным, живое слово может с успехом нгтжддьа для решения педагогических задач.
Важное место в системе сгш—жу.ттурных средств занимают произведения печати - книги, хурвиы. газеты н другие текстовые документы. 3?.фикг**ро«ан1!2£вшп ш{х пвы письменной речи информация исключителыюушбиахн индиаиуатыюго потреблен ия. Ценным достоинствам шип тзается ти. что каждый из читателей может свобоано приапсобпь ее к собственным особенностям: выбрать нужное ему прокжхяме. определить оптимальный для себя способ чтения, вилрщиъп оо мере надобности к уже изученному и т.п. Не менее мгпмно пготь шспальз\ттся в групповой, коллективной и массовой работе, гя нлирой она яатяегся незаменимым поставщиком присвстжтгмипго н учебного материа1а
Широко применяются в цмдггаеепшокультурнон деятельности различные виды н и tun n Пш наглядностью в широком смысле слова мы понимаем утт|ме в сн* культурную информацию структуры, с которыми человек знакомится посредством зрительного их восприятия. Эту ннфоршцню .люди получают с телеэкрана киноэкрана. п\тем (шштня сценических зрелищ, выставок. демонстрируемых опытов, моделей, ютуралъных объектов и тд.
В состав основных средств социокультурного воздействия на личность в сфере свободного времени входит искусство Диапазон прр ения этого средства исклкгпггелыю широк, I Ickvcctbo используется в целях просвещения, востопания. рекреации. кулыурно-
творческого развития личности. Художественное начало буквально пронизывает разнообразные культурные программы, придавая им большую эстетическую привлекательность и педагогическую эффективность.
Серьезный вклад в культурное развитие личности вносит любительская деятельность. Для активного включения в нее всегда нужна определенная подготовка, т.е. определенные знания и навыки. В процессе этой деятельности происходит непосредственное применение и совершенствование того, что было усвоено ранее. Кроме того, любительские занятия сами по себе становятся источником последовательного обогащения личности, ибо в процессе их люди неизменно узнают что-то новое и углубляют свой практический опыт. Все это дает основание для включения любительской деятельности в систему средств, сознательно используемых в культуроразвивающих целях.
Не менее ценным может стать и общение, которое также следует отнести к основным средствам формирующего влияния на личность. Будучи организаторами повседневного общения, досуговые центры активно содействуют решению многообразных воспитательных задач. Встречающиеся здесь люди неизменно делятся новостями, обсуждают наиболее важные из последних событий, оценивают явления политической, экономической, духовной жизни и т.д. Такое общение нередко становится стимулятором целенаправленной работы по самосовершенствованию,
самообразованию, самовоспитанию.
Определив цели, содержание и целостную совокупность средств, менеджеры досуга неизменно сталкиваются с проблемой выбора соответствующих методов действия. Говоря о методах, мы имеем в виду следующее: как, каким образом взаимодействуют люди в процессе передачи и усвоения культурных ценностей.
В основе подхода к определению методов социокультурного менеджмента лежит фундаментальная педагогическая идея о том, что человек формируется в процессе активной деятельности. Соответственно и используемые здесь методы должны представлять собой такие способы включения людей в досуговую деятельность, при применении которых могла бы максимально проявляться их собственная активность. Педагогическая сущность этих методов заключается в том, чтобы способствовать переводу внешних стимулов во
внутренние. В конечном счете методы должны обеспечить превращение образования в самообразование, воспитания - в самовоспитание, развития - в саморазвитие личности.
В современной теории встречаются различные подходы к классификации методов. Методы распределяются по таю»! признакам, как трансляция знания ( словесно-наглядные, практические), характер культурной деятельности (репродуктивные, частнчно-поиско- вые, поисково-исследовательские )с уровень самостоятельности человека в процессе деятельности (методы воздействия. взаимодействия, самостоятельного действия): характер регулирования развивающейся культурной активности (методы стиму лирования, передачи инструктивной информашш. контроля за самостоятельной деятельностью).
В последнее врел!я предпринимаются попытки определить группы методов применительно к основным направлениям досуговых занятий. В связи с этим выделяются методы досугово-образовательной деятельности (рассказ, показ, упражнения), воствнательной деятельности (убеждение, примерь поощреим% порицание, организация деятельности), культурно-творческой деятельности (методы постановки творческих залач. методы подводящих упражнений, методы организации творческого поиска), рекреационно-развлекательной деятельности (группы методов стимулирования культурного отдыха методов повышения досуговой квалификации, методов непосредственной организации ре^еддющьсх занятий).
Наиболее пенная влцррг—ги»гч плане кхагсифшсация методов социокультурной логгельности возникает при соотнесешш их с используемыми средствами. Зксь мы имеем возможность представить следующую снст г метаюк
- словесные (сообщение, разъяснение, собеседование, обсуждение, консультирование»:
- наглядные ( j *тонирование, демонстрирование, экранносценический показ ё
методы работы с произведениями печати (рекомендательноинформационный
- критико-аналитический. организационно-юонгч льтатнвный );
- методы художественного воздействия на личность (методы организашш непосредственного восприятия проюведений искусст-
ва, иллюстративные методы, методы театрализации);
- методы развития личности в процессе любительской деятельности (метод постановки перспектив, метод подводящих упражнений, метод коллективного поиска, метод организации соревнования, метод общественно полезных заданий);
- методы влияния на возникающие в сфере свободного времени межличностные контакты (метод обеспечения оптимального круга общения, метод целенаправленного обогащения содержания взаимодействий, метод регулирования структуры общения).
В практической деятельности хорошее знание методов и соответствующих им приемов должно подкрепляться исключительно важным умением отбирать для решения каждой из поставленных задач наиболее подходящие методы. Здесь приходится учитывать специфику конкретной социально-культурной ситуации, характер аудитории, с которой предстоит работать, ресурсную обеспеченность намеченной программы и ряд других факторов.
Организационные формы социокультурной деятельности представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности субъекта и объекта. С коммуникативных позиций эту деятельность можно рассматривать как особым образом организованное общение между теми, кто передает и усваивает определенную культурную информацию и культурные ценности в виде знаний, идей, навыков, умений, норм и принципов поведения, художественных ценностей и т.д.
Формы организации характеризуются составом взаимодействующих лиц, местом, временем, общим порядком и последовательностью взаимодействия, качеством контактов, способами руководства развивающейся деятельностью и межличностным общением. Благодаря различному набору и сочетанию этих признаков каждая из организованных форм обретает свое качественное своеобразие.
Как элемент общей системы форма находится в тесном взаимодействии с другами элементами системы. Если цели предвосхищают результат деятельности, содержание представляет собой подлежащий распространению и усвоению материал, средства несут это содержание, а методы выступают в качестве основных способов совместной деятельности субъектов, то форма выполняет функцию организации социокультурного процесса в целом. Помимо их этот
процесс осуществляться не может.
Встречающиеся в специальной литературе классификации форм весьма разнообразны. По признаку «направленность деятельности» формы делят на информационные, просвепггельные, воспитательные, рекреационно-развлекательные.
По признаку «вид деятельности» - на аудиопрезентатнвные. демонстрационные, беседно- дискуссионные, формы органшашш культурно-творческой деятельности, формы отдыха и разнтечения. По признаку < катлчество участвующих людей» - на массовые, групповые, коллективные и индивидуальные. По признаку «стабильность аудитории» - на стабильные, полустабильные. нестабнлЁ,
Наряду с этим существует и ряд других подход ов к классификации форм. Встречается их зелете на формы культурного обслуживания и культурной гаипдевт^тьа* ж-т1« Пюдсггворно рассмотрение внутри общей совокупности форм разнообразных программ (лекции, вечера, встречи, диспуты, конкурсы, обряловые торжества, массовые представления и лр). фсрезаштш (репетиции. консультации, тренировки, заседания лрщметно-вешественных форм информащш и рекламы (а'шахы.стекн. витрины выставки, и др.), стационарных форм спет ильного вшлон (уголки, комнаты, кабинеты, музеи. сатоны. масщпок. им у л i ну нюи н тл.). Нередко к формам относятся н ршянлюпн самодеятельных коллективов: кружки, школы. стчлш. грим курсы, секции, любительские объединения, клубы по интересам, шрюные университеты и тд.
В операщюнатыю-цыкзпгсгом алане воаше приемлемым яатяется деление форм на кастовые. грчтжжяые. коллективные и индивидуальные. Гп0пк\-аиггтъ шгггаьа фо(ям сж-жиывагтя при этом из таких форм, как устно-ареэентиаеые (лекции. встречи, вечера вопросов и ответов): s\ ■iiiiiiiibi in n 11 in (вечера, мас
совые прелставленияХ >- т.шшые ( концерты, спек
такли. кинопоказы. воЕШЭмпраии яыстшки. смотры, фестивали); Гх>седно^л11ск>гги(оншле (абсуж^кния. диспуты. конференции); оорядово-праашичмае (обряловые торди-тиа. праздники. оаты, кар- наваты. массовые гуляния X саггже*дыю-мфпеые (»огс«вг»-затей- ные программы, игровые вснкчрсы. турниры. олимпиады): экскурсионно-туристические (экскурсии, пггспды. экгпелишш и тл_).
В состав базовых форм групповой работы входят формы, наиболее часто применяемые в салонах, гостиных, холла*. каминных,
малых просмотровых залах, читальных залах, клубных кафе и т.д. К ним относятся беседы, телесмотрение, видеосмотрение, слушание музыки, встречи, обсуждения, игры, групповое любительское исполнительство.
К составу основных форм, применяемых в работе самодеятельных коллективов, можно отнести репетиции, заседания, тренировки, практикумы, консультации, экскурсии и др.
В группу базовых форм индивидуальной работы входят индивидуальные занятия с педагогом, индивидуальные беседы и консультации, работа с книгой, слушание музыки, пользование компьютером и т.д.
Опыт показывает, что для повышения эффективности культурно просветительной работы необходимо использовать не отдельные формы и даже не элементарные наборы форм, а научно обоснованную и логично выстроенную систему форм. Такая система позволяет лучше обеспечивать преемственность, последовательность, педагогическую эскалацию процесса культурного формирования личности. Большое значение в этом плане имеют оптимальные взаимосвязи между индивидуальной, групповой и массовой работой; между культурным обслуживанием и культурной самодеятельностью; между формами педагогической передачи культурной ценности и формами самостоятельного их освоения.
В современных, принципиально новых условиях наше общество не может довольствоваться старыми представлениями о формировании личности, замкнутыми в узких рамках педагогических учреждений. Сегодня необходимо развитие социокультурных центров, охватывающих своим вниманием буквально все возрастные категории населения, все общественные структуры, включая семью, соседские общности, двор, улицу, разнообразные досуговые объединения и т.д. Методологическим ядром нового педагогического мышления является тезис о том, что формирование личности осуществляется более сложным путем, чем усвоение целенаправленных воздействий, содержащих разнообразные правила и предписания. Система отношений человека к другим людям складывается главным образом под влиянием самой жизни и окружающей социальной среды. Воспитание в традиционном педагогическом смысле может сыграть важную роль только в том случае, если будет взаимодействовать с теми нор мообразующими силами, которые возникают как продукт непосредственного социального взаимодействия. В прежних социокультурных концепциях эти силы явно недооценивались.
В прошлом слишком часто забывали, что воспитывать - это не значит перекладывать идеи из олной головы в друглто, транслировать их по принципу зеркального отражения. Люди по природе своей активны: они всегда соотносят доводимые до них идеи с жизнью, со своим опытом и опытом других людей и только после этого решают вопрос - принимать или не принимать данные идеи. Волюнтаристское дефор\шрованне структуры сошювос питательного процесса чаще всего приводило на практик? к переоценке силы словесного воздействия и недооценке тжих звеньев. как деятельность и общение. В результате процесс воспитан оставался незавершенным, не обеспечиватся тот сплав знн^ н убеждении и практического действия, который столь неоашкм хи патучгния оптимальных педагогических результатов J
Коренные изменения, гипяиыет обирающем, демократизацией, экономическим реформщювамиа—его общества, повлекли за собой существенныеперемвш ишп кту!»»! теории и практике. Утверждающаяся снстеэо аптгг абщгпа нны > отношений вносит серьезные коррективы в ш ■ашрваине процесса социа- лизащш.
Разнообразные политические партии здесь не в счет. Эти чаще всего замкнутые на себе ячейки не решают проблемы реализации гражданских инициатив. Основная масса населения остается по-прежнему отчужденной от практической политики и не может пока найти продуктивные пути участия в политической жизни общества. Для более инициативного формирования гражданского общества было бы большим подспорьем, если бы наши досуговые центры научились выходить на целый ряд проблем общесоциального плана. Мы имеем в виду экологическую работу, социальную защиту определенных слоев населения, правовое консультирование, правоохранительную деятельность, контроль за текущим расходованием средств местного бюджета, охрану общественного порядка и др. Очень острой является проблема повышения уровня электоратной культуры населения. Ни для кого не секрет, что у нас заметно снизилась общественно-политическая активность в период выборных кампаний. Слабое участие населения в голосовании порождает серьезное искажение истинной картины политических предпочтений, является причиной труднообъяснимых побед и поражений определенных партий, блоков и отдельных кандидатов.
К сожалению, пока еще не удалось сделать осуществляемые реформы понятными и близкими народу. Предстоит большая работа по изживанию маргинальное™ в ее крайних и особо опасных формах, когда люди утрачивают чувство принадлежности к общности и лишаются своей общественной укорененности. Сегодня особенно важно отодвинуть, хотя бы на время выхода страны из кризиса, основные разногласия и научиться улаживать конфликты путем диалогического согласования позиций. Надо вернуть поколебавшееся доверие к демократии, поддержать в народе надежду и помочь людям пережить действительно трудное время. Вклад, который могли бы внести в это благородное дело наши социокультурные центры, трудно переоценить.
На начальных этапах периода реформирования у нас было очень много споров о том, как понимать и толковать в новых условиях сущность, задачи и сферы распространения воспитательной работы. В пылу этой полемики высказывались самые разнообразные суждения. Применительно к школе одно время восторжествовала позиция тех, кто попытался оттеснить воспитательную работу на
задний план и рассматривать ее, в лучшем случае, только как малую составную часть процесса обучения. В оправдание такого подхода раздавались голоса, что школа должна быть вне идеологии, вне политики и т.д.
Применительно к взрослому человеку целесообразность какого-либо формирующего воздействия приверженцами этих крайних позиций отрицалось вообще. Они много и шумно кричали о том, что это ничто иное, как насилие над личностью, что взрослый человек должен вырабатывать свои ценностные ориентации только сам и вне всяческих влияний, что государственная идеология отменена у нас конституционно, что в европейских языках слово «воспитание» по отношению к взрослым вообще не применяется и т.д, и т.п.
Серьезной ошибкой реформирования работы по организации свободного времени на первых этапах этого процесса стало опасное зауживание ее цепей, задач и содержания. Ставшее тогда модным понятие культурно-досуговой деятельности в большинстве случаев трактовалось как работа по организации отдыха и развлечений. На этом пути мы довольно быстро растеряли традиции целенаправленного, ценностного ориентирования, массового просвещения, помощи людям в организации самообразования и т.д.
Разрушив в процессе начавшегося реформирования старую воспитательную работу, мы, по существу, не сумели создать взамен ее ничего нового. У нас сегодня много говорят об общечеловеческих ценностях. Они действительно могут стать важным ориентиром в деле формирования личности, совершенствования общественной жизни. Однако в чисто практическом плане эти ценности будут работать лишь тогда, когда наряду с ними образуется несколько более конкретных уровней ценностей, установок и ориентаций, включая идеологические ценности.
Особенностью переживаемого нами сегодня периода
является модернизация старых педагогических парадигм и педагогического мышления. Очень важным для развития современной культурологии досуга стало восстановление в своих правах забытой на довольно длительное время отечественной социальной педагогики.
На первых порах после революции в обновленной педагогике, исходившей из идеи первичности социального по отношению к индивидуальному, проводилась линия на понимание педагогической на уки как социальной отрасли знания и безоговорочно поддерживалось развитие социальной педагогики в собственном смысле слова. Однако на последующих этапах, начиная с середины 1930-х годов, положение дел существенно изменилось. Педагогику стали рассматривать в рамках науки об образовании и воспитании подрастающего поколения только в специально организованных педагогических учреждениях.
Вполне понятно, что при такой деформированной парадигме судьба социальной педагогики оказалась горькой и трудной. В системе педагогического знания она занимала второстепенное место, к ней всегда относились с подозрением, открыто обирали в пользу других и, в лучшем случае, дозволяли нелегитимно ютиться на задворках педагогической теории и практики.
Область использования социально-педагогических знаний на современном этапе довольно широка. Эта научная дисциплина охватывает своим вниманием проблемы социально-педагогической пер- сонологии, социального развития через групповые процессы, социоформирующего влияния на человека массовых явлений общественной жизни. Основной интерес аля социальных педагогов представляет социальный контекст развития личности, определяющая роль социальной среды, социальная детерминация становления и формирования человека. Сегодня в нашей стране начинает энергично формироваться гражданское общество, активизируются процессы самоорганизации и самоуправления, повышается педагогическая инициативность общественности. И без социальной педагогики здесь тоже не обойтись.
В центре внимания социальных педагогов находятся проблемы социальной обусловленности и социальной регуляции поведения человека. В качестве основных средств такой регуляции рассматриваются социальные ценности, социальные нормы, нравственные правила, традиции и общественное мнение, реально функционирующее в процессе повседневного поведения, межличностного общения и совместной деятельности.
Социальная педагогика исследует совокупное влияние на
процесс развития человека материальных условий жизни, объективных общественных отношений и основных форм общественного сознания. Сфера общественной жизни предстает в этом контексте как синтез трех основных систем: системы личности, социальной системы и системы культуры.
Социальная педагогика не изолируется и не противопоставляет себя другим отраслям педагогической науки. Ее инструментальная функция заключается в том. чтобы заполнить образовавшиеся в контексте научно-педагогического зюння лакуны. мешающие адекватному пониманию реального процесса сошюкультурного развития личности.
На современном этапе социокультурная деятельность открывает социальной педагогике широкое пространство для реализации ее функций, а педагогика придает развертывающимся занятиям формирующую устремленность н развивающую направленность. Благодаря совместным изысканиям создаются предпосылки для лучшего понимания механизмов формирования личности в сфере свободного времени и более эффективного использования в этих целях разнообразных средств, методов и форм организации культурного досуга.
В рамках современной социально-педагогической теории находят полновесное развитие, по крайне мере, три интересных для менеджеров социокультурной деятельности направления. Первое из них включает в себя социатьно-педагогнческую персонологию, в рамках которой исследуются внутренние vctobi ш становления социальных качеств и норм социального поведет 1я личности: задатки, темперамент, характер, направленность, ценностные установки, ориентации, самосознание. В состав второго направления входят проблемы, связанные с социальным фор.хшрованием индивида под влиянием групп непосредственного общения, куда включаются семья, детские игровые общества соседские общества социокультурные объединения, учебные и трудовые коллективы и тл. Содержанием третьего направления становится комплекс сош ильно-психологических проблем социетально- го уровня. К нему относится исследование механизмов воздействия социальной педагогики на такие явления, как традиции, нравы, общественное мнение,
общественное настроение, мода с целью превращения их в действенный регулятор социального поведения людей.
Сегодня социальная педагогика вторгается практически во все сферы общественной жизни. В рамках ее расширяются многочисленные проблемы, связанные с повышением коммуникативной культуры, целенаправленным регулированием межличностных и межгруп- повых отношений, интеграции личности в социум, достижением социальной стабильности и сплоченности.
По мере укрепления и развития социальной педагогики менеджеры культуры получают необходимую для своей деятельности педагогическую и социальную подпитку. Развивающаяся в сфере свободного времени социокультурная деятельность носит во многом предметный характер. Здесь мы имеем дело прежде всего с субъектно-объектными структурами. Вместе с тем на базе этих структур возникают не менее важные структуры субъектно-субъектных отношений. В формировании и регуляции этих отношений, а также в подготовке человека к оптимальному включению в их систему, наработки социальных педагогов могут оказать нам неоценимую услугу. Главная цель сопряжения заключается в том, чтобы обеспечить социокультурную теорию и практику знанием важнейших законов взаимодействия личности со своим окружением и основных закономерностей ее развития под влиянием окружающей среды.
Несколько иначе складываются взаимосвязи социокультурной деятельности с социальной работой. У последней есть целый круг вопросов, которыми занимается только она. Сюда входят вопросы, относящиеся к оказанию материальной помощи и организационнопатронажной поддержки незащищенным слоям населения. Однако там, где попавший в затруднительное положение человек нуждается не только в готовой «рыбе», но и в «удочке», коей он будет пользоваться сам, к социальным работникам активно подключаются менеджеры досуга.
В условиях кризисного развития общества особенно важно формировать у людей такие качества, как толерантность и эмпатия, учить их построению продуктивного диалога, прививать умение находить консенсус при решении любых жизненных вопросов. Социокультурная сфера представляет собой уникальное пространство для развития процесса свободного группообразования. Мы имеем в виду большую совокупность так называемых «бархатных» групп, отличительными чертами которых являются непринужденность вхождения, полновесный учет интересов и потребностей, обретение каждым человеком наиболее выигрышных для него ролей и позиций. В период затянувшейся нестабильности подобные группы становятся для людей своеобразной социальной нишей и местом активной реализации социально-психологических и психотерапевтических функций.
Рекомендуемая литература к главе I
Дата: 2019-02-19, просмотров: 329.