ГИПОТЕЗА КАК МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Гипотеза как метод научного познания процессуально представляет собой переход от неизвестного, проблемного — к известному, как гипотетически предполагаемому и как подтвержденному или опровергаемому. Гипотеза как метод научного познания выстраивается и как алгоритм определения исследовательской цели (при формулировки научно-исследовательского поблемного вопроса) и как алгоритм реализации этой цели. Тем самым гипотеза задаёт внутреннюю логику развёртывания научного знания. Эта может быть: 1) логика обоснования какого-либо положения, 2) логика открытия (предположение о существовании некоторого явления); 3) логика дискредитации конкурирующих теорий.

Метод гипотез получил наибольшее развитие в науке как форма организации научного знания, обеспечивающая движение к новому знанию, выводящая за рамки наличного (имеющегося) знания и способствующая (в отдельных случаях) реализации новой идеи.

Гипотеза как метод научного познания предполагает следующее:

1. Выдвижение гипотезы (версии), которое состоит из следующих шагов:

· анализ отдельных фактов и отношений между ними;

· синтез фактов, их обобщение;

·  формулировка предположения.

2. Проверка гипотезы (версии) - целенаправленный сбор доказательств, которые подтверждают или опровергают эти предположения.

 

Выдвижение гипотезы.

 

Выдвижение гипотезы в итоге предполагает формулировку предположения либо о некоторых свойствах объекта или процесса (описательная гипотеза), либо о причинах познаваемого явления (объяснительная гипотеза), либо о способах решения какой-либо проблемы (практической, познавательной или научно-познавательной или научно-технологической) (гипотеза, сочетающая в себе качества и объяснительной и описательной гипотезы – общая гипотеза).

 

Логически гипотеза формулируется по схеме условно-категорического умозаключения, в котором нужно подтвердить или опровергнуть определённую посылку. В этом смысле она выглядит как положение, которое с логической необходимостью следует из имеющегося знания, но выходит за его пределы (границы), и является переформулировкой обнаруженной и разрешаемой проблемы.

 

Формулировка предположения возможна на основе результатов исследования, организованного через применение методов анализа и синтеза.

Анализ (от греч. analysis - разложение, расчленение, разбор) - логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть расчлененного целого.

Синтез (от греч. synthesis - соединение, составление, сочетание) - мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как единого целого. В процессе синтезирования познается нечто новое - взаимодействие частей как целого.

Методы анализа и синтеза не могут применяться без опоры на имеющиеся знания о предмете исследования. Прежде всего, это общепризнанные знания о предмете той области науки, в рамках которой проводится научное исследование.

 Например, в области педагогике предметом анализа и синтеза всегда выступает образовательный процесс как педагогический (т.е. целенаправленный), или его элементы. Конкретизация предмета исследования происходит через согласование качеств общих элементов образовательного процесса с той образовательной целью, которая должна быть реализована через этот процесс. Образовательный процесс в педагогике представлен взаимосвязанными и взаимообусловленными процессами воспитания и обучения. Основными элементами образовательного процесса являются деятельность обучающегося и деятельность педагога взаимосвязанные и взаимообусловленные в форме педагогического взаимодействия, ориентированные на реализацию системы целей образования через усвоение и освоение содержания образования. Основными способами организации педагогического взаимодействия являются формы, методы и приемы воспитания и обучения.

На этапе анализа предметом исследования являются имеющиеся способы организации образовательного процесса. При этом устанавливаются те свойства его элементов, которые не утрачивают своего значения при решении проблемы вашего исследования и те свойства, которые определяются особенностями вашего предмета исследования.

На этапе синтеза формируется модель образовательного процесса, в которой отражены о то, что имеет значение относительной истины, и то, что предположительно, т.е. имеет признаки гипотезы.

Описание этой модели и есть предположение о возможных качествах элементов образовательного процесса, наличие которых позволит решить проблему вашего конкретного исследования. В результате анализа и синтеза фактического материала, имеющего отношение к практической проблемной ситуации, в свете научных и практических данных, происходит отделение существенного от несущественного и обобщение существенных фактических обстоятельств.

 

Таким образом, гипотеза всегда выдвигается в контексте развития науки для решения конкретной научно-познавательной проблемы с целью объяснения новых экспериментальных данных либо устранения противоречий теории с отрицательными результатами экспериментов, или конкретной научно-технологической проблемы с целью создания научно обоснованной технологии организации деятельности по созданию определенного продукта.

 

При формулировании гипотез исследователь всегда опирается на имеющиеся научные знания. Например, в области педагогики любая гипотеза, содержит предположение по организации образовательного процесса как педагогического, т.е. целенаправленного. Поэтому в качестве посылок будут выступать суждения о том, что проблема организации образования, обеспечивающего получение определенного результата, будет решена, если:

· разработана система образовательных целей, отражающая, например, процесс становления личности

· определено содержание образования, обеспечивающее реализацию системы образовательных целей

· разработана педагогическая технология, представляющая собой последовательно реализуемый комплекс форм, методов и приемов воспитания и обучения, обеспечивающих усвоение и освоение содержания образования.

 

При проведении научного исследования используется термин «рабочая гипотеза», под которым понимается выдвигаемое на первых этапах исследования обоснованное предположение.

Специфика рабочей гипотезы — в условном и, тем самым, временном её принятии. Она служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение. Для исследователя чрезвычайно важно систематизировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследования, рационально обработать их и наметить пути дальнейших поисков. Рабочая гипотеза как раз и выполняет в процессе исследования функцию первого систематизатора фактов. Из рабочей гипотеза может превратиться в устойчивую и плодотворную. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена её несовместимость с новыми фактами.

 

Теоретическая и практическая новизна научных знаний, описанных в форме гипотезы, обеспечивается тем, что для определения целей, содержания и способов организации образовательного процесса исследователь обращается к другим, не педагогическим областям научных знаний. Это могут быть знания о развитии человека, о становлении личности, о развитии коммуникативных способностей человека и т.п. Новизна научных знаний обеспечивается также применением тех теорий и концепций из разных областей науки и философии, которые до этого не применялись в качестве методологического основания разработки педагогических технологий. Например, педагогические технологии воспитания, как правило, разрабатываются на основе нормативистских аксиологических теорий, хотя наиболее полно условия возникновения личностных ценностей (результата воспитания) описываются в онтологических аксиологических теориях.

 

Выдвижение предположения осуществляется с помощью логических умозаключений.

Выдвижение гипотезы (версии) лишь определяет направление расследования, которое с ее построения, по существу, еще только начинается. Следующий важнейший этап в развитии гипотезы (версии) - это ее проверка.

 

 

Метод познания, основанный на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых является неопределённым, называется гипотетико-дедуктивным (см. Метод гипотетико-дедуктивный). С точки зрения логики, это вывод по схемам условно-категорического силлогизма. Результат вывода — вероятно-истинное знание, так как дедукция переносит вероятность гипотетической посылки на заключение. В целом, гипотезы представляют собой суждения Суждение, поэтому к ним применимы все синтаксические и семантические различения, выработанные в логике (см. Логика).

Гипотетико-дедуктивный метод, в отличие от аксиоматико-дедуктивного, - это метод преимущественно экстенсивный, позволяющий не столько организовывать имеющееся множество истин, сколько расширять его за счет добавления новых истин. http://society.polbu.ru/moiseev_sciencephilo/ch32_i.html В.И. Моисеев. Философия и методология науки. Гипотетико-дедуктивный метод научного познания

 

В методологии науки наработан ряд качественных параметров, которым должна удовлетворять правильно сформулированная гипотеза с точки зрения её нормативно-процессуальной организации. В частности, особо оговариваются такие процедурные требования к гипотезе:

a) её принципиальная реализуемость на данном уровне развития знания и наличными средствами,

b) избегание в гипотезе оценочных суждений,

c) отсутствие в гипотезе непроинтерпретированных понятий,

d) минимизация в гипотезе различных ограничений и допущений.

Процедуры специфицируются для различных классов (типов) гипотез: основных и неосновных (ориентирующихся на разные исследовательские задачи), первичных и вторичных (возникающих на базе или взамен первых), а главное — структурных (ориентированных на выявление структур, свойств, характера связей объекта), функциональных (ориентированных на определение степени тесноты связей и взаимодействий внутри определённой целостности), объяснительных (причинно-следственных). В ряде типологий к объяснительным относят и функциональные гипотезы, в других типологиях их объединяют вместе со структурными в тип (класс) описательных гипотез (в обеих типологиях структурные гипотезы квалифицируются как описательные).

Дата: 2019-02-19, просмотров: 220.