Знание и книги – вечное потомство мудреца
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Медицина

Человеку искусному в ремесле

Две жизни надобно в этой жизни

Дабы в одной он опыт накопил,

В другой этот опыт в дело претворил. (Саади XIII в.)

 

    Медицина мусульманского Востока стояла во главе мировой медицины вплоть до европейского Ренессанса. Мощный стимул к развитию гигиены и здравоохранения в мусульманском мире дал ислам, требующий от своих последователей заботиться о спасении не только души, но и тела. Мухаммад, будучи чрезвычайно щепетильным в вопросах физической чистоты, придал соблюдению гигиены (в том числе ежедневным омовениям) статус религиозного культа. Стоит отметить,что в самых почитаемых сборниках хадисов (Сады Праведный и сборник Аль-Бухари), омовению (частичному – вуду и полному – гусул) отведены значительные разделы. Мечети, обязательно имеющие помещения для омовения, служили одновременно и центрами гигиены. В дополнение к таким помещениям возникли многочисленные общественные бани — хаммамы, составляющие характерный элемент мусульманского города. Основатель ислама поощрял врачевание, ибо, по его словам, «Бог не посылает болезни, от которой не посылает и соответствующего лекарства». От его имени приводится несколько сот изречений, представляющих собой преимущественно советы по профилактике, диете и гигиене, которые позже были собраны вместе под названием «Медицина Пророка».

    В мусульманских городах медицинские услуги оказывали не только отдельно практикующие врачи, но и больницы, как правило, учрежденные на пожертвования правителей и богатых людей. Были организованы также передвижные лечебницы для сельских местностей. Чаще всего, помощь была бесплатной: и пребывание в больнице, и уход, и медикаменты, и питание. Больницы подразделялись на женские и мужские, а также по различным категориям болезней: лихорадка; глазные болезни; желудочно-кишечные; недуги, требующие хирургического вмешательства. При больницах имелись читальные залы, лаборатории, часовни, а также фармацевтические школы. В этой связи надо отметить, что впервые у мусульман фармакология стала самостоятельной наукой, а фармацевтика — признанной профессией. В больницах проходили клиническую практику студенты — традиция, заимствованная европейцами лишь около 1550 г. Мусульманский мир знал также диспансеры, хосписы, лепрозории, лечебницы для душевнобольных, о которых заботились специалисты по нервным болезням.

    Врачи мусульманского Средневековья осуществляли диагностику, исходя из анатомических и физиологических данных. Они также прибегали к психотерапевтическим методам, обращая внимание на индивидуальность больного. В лечении большое место отводилось правильному, рациональному питанию. Кухня считалась вспомогательным средством в медицине, и ей было посвящено много специальных трудов. Применялись также анестетические средства: опиум, гашиш, винный пар. Врачи не пользовались расчленением человеческих трупов (ислам, как и христианство, запрещал это), но они вскрывали обезьян, и поэтому обладали хорошими познаниями в анатомии. Один их них, таким образом, открыл малый (легочный) круг кровообращения. Мусульманский врач из Севильи в XII в. дал первое описание рака желудка. Хирургические инструменты изготавливались очень искусными ремесленниками. Достаточно хорошо была развита офтальмология, впервые практиковалась операция по удалению катаракты. Допуск к врачебной практике обязательно утверждался решением государственной комиссии.

    Медицинские знания мусульманского Средневековья стали известны Европе, в частности, благодаря переводам энциклопедических сочинений таких ученых, как ар-Рази и Ибн-Сины (лат. Avicenna , ум. в 1037). «Канон медицины» последнего появился на латинском языке в XII в. и доминировал в преподавании медицины в Европе по крайней мере до конца XVI в. В XV в. он выдержал 16, а в XVI в. — 20 изданий. Из арабского медицинского языка в европейские перешли такие слова, как «алкоголь», «сода», «сироп».

    3.2. Естественные науки (математика, география, химия, физика, астрономия)

    Развитие наук в исламских странах, обусловленное восточной и эллинистической традициями предыдущих поколений характеризовался несколькими тенденциями. Это адаптация к требованиям практической жизни религиозного Закона; дидактическое представление знаний в виде учебников или энциклопедий, обогащение знаний благодаря конкретным наблюдениям особенно в медицине и астрономии. Стоит обратить особое внимание на то, что мусульманский мир, по крайней мере классического периода был чрезвычайно толерантен, что приводило к постоянным взаимообогащающим контактам между иудейскими, христианскими и мусульманскими общинами везде, где бы они не встречались под властью ислама.

    Опираясь на достижения предшественников, арабо-мусульман­ские ученые внесли свой вклад в развитие точных и естественных наук. В математике они ввели позиционную нумерацию, с ее десятью цифрами, с тех пор именуемыми арабскими (но имеющими, возможно, индийское происхождение). Она заменила громоздкую греко-римскую систему цифр-букв. открыв широкие горизонты для развития математики. От арабского названия нуля — «сифр» (т. е. «пустое место») происходит как слово «зеро», так и слово «цифра», которая у европейцев первоначально означала «нуль». Наряду с введением повседневной арифметики мусульманским ученым принадлежит заслуга в открытии десятичных дробей, приближенных методов извлечения квадратных и кубических корней. Математики мусульманского Средневековья превратили алгебру в точную науку, значительно развив ее. К тому же сам термин «алгебра» (араб. аль-джабр) восходит к названию математического трактата аль-Хорезми (XI в.), а из латинизированного имени автора возникло слово «алгоритм». Алгебраический символ «х» был взят из испанского хау — фонетически искаженного слова шай — «вещь». Открытия в астрономии позволило мусульманским ученым разработать плоскую и сферическую тригонометрию, практически неизвестную грекам (ал-Батани и его продолжатель Абу-л-Вафа ввели понятие синуса и тангенса). Уделяя большое внимание алгебре (ал-джабрал) и не отделяя ее до конца от геометрии, ал-Хорезми (ум. 840), а затем Умар Хайям (ум. 1123) заложили основы современной аналитической геометрии.

    Астрономия мусульманского Средневековья в целом переняла систему Птолемея. И хотя эта система была ошибочной по существу, на ее базе мусульманским ученым удалось прийти к важным открытиям. К концу IX в. аль-Баттани первым рассчитал отклонение земной оси (так называемый эксцентриситет). В 920 г. было открыто предварение равноденствий, или прецессия, что позволило согласовать лунный и солнечный календари. Обнаружив слабости Птолемеевой системы, некоторые ученые подвергли ее критике и реформации. Астрономы из Мараги, а также Ибн-аш-Шатир (ум. в 1350) из Дамаска создали нептолемеевские планетарные модели, а аль-Бируни (973 – 1048 гг.) высказался в пользу гелиоцентризма. В хорошо оснащенных обсерваториях Багдада, Дамаска, Каира, Мараги, Самарканда и других городов фактически начал закладываться фундамент целой области наблюдательной астрономии — астрометрии. Составленные на мусульманском Востоке астрономические таблицы, более совершенные по сравнению с античными и индийскими, были популярны в Европе вплоть до середины XVIII в. Кроме общеизвестных терминов — «зенит», «надир», «альманах» и «азимут», Европа усвоила более двухсот арабских наименований звезд, среди которых — «Альдебаран», «Альтаир», «Бетельгейзе», «Вега», «Ригель».

    С астрономией в середине века тесно переплеталась астрология, ставшая предметом всеобщего увлечения, несмотря на отрицательное отношение к ней со стороны ригористических богословов. Крупнейшим арабским астрологом был Абу-Машар (лат. Албумасар, ум. в 886), которого христиане средневековой Европы почитали как пророка, открыв ему путь в свою иконографию.

    Обилием сведений и разнообразием жанров отличалась географическая литература мусульманского Средневековья. Арабские географы и путешественники оставили описание всего мусульманского мира, а также ряда других стран Европы, Северной и Центральной Африки, побережья Восточной Африки и Азии вплоть до Кореи, островов Малайского архипелага. При этом их интересовали не только физико-географические или климатические условия, но в равной мере и быт, промышленность, культура, язык, религиозные учения, чудеса, подлинные и фантастические.

    На христианском западе больше всего был известен географ аль-Идриси (ум. в 1165), уроженец Марокко. Он прославился тем, что составил для короля Сицилии Рожера II описание мира по непосредственным наблюдениям, доставленным возглавляемой им самим экспедицией. В качестве иллюстрации к своему сочинению ученый создал серебряную планисферу, на которой были отмечены, в частности, все известные в то время (1154) города мира.

    Кроме описательной географии ученые мусульманского мира успешно развивали астрономическую и математическую географию. При аль-Мамуне (IX в.) в сирийской пустыне проводилось измерение градуса меридиана с целью последующего определения окружности Земли — и оно оказалось невероятно точным, до нескольких сотен метров. В трудах арабо-мусульманских географов встречаются правила, по которым можно вычислить координаты местности, а также таблицы широт и долгот различных пунктов по всему миру. Эти таблицы, явившиеся результатом арабских исправлений и добавлений к приводимым в «Географии» Птолемея сведениям, получили известность и на средневековом Западе. По ним, в частности, видно, как была сокращена сильно преувеличенная Птолемеем длина Средиземного моря: от 62 до 52 градусов (аль-Хаваризми), а затем до 42 градусов (аз-Заркали), что почти верно.

    Достоянием христианского Запада стали и арабо-мусульманские достижения в области мореходства. Европейцы заимствовали, в частности, такие технические новшества, как компас и косой (треугольный) парус, известный как «латинский» и позволяющий — в отличие от квадратного — двигаться против ветра. Особенно благодаря последнему стало возможным построить более крупные суда, которые смогли пересечь Атлантику и совершить длительные путешествия, приведшие к великим географическим открытиям. Более того, компасные навигационные морские карты (портуланы), служившие важным инструментом для мореплавателей, были созданы (генуэзцами и др.) на основе мусульманских морских карт. О вкладе мусульман в развитие морской культуры свидетельствует также восприятие европейцами многих арабских слов — как международных: «адмирал», «арсенал», «баржа», «бизань», «галера», «кабель», «муссон», так и оставшихся во многих национальных европейских языках.

    Мусульманский мир способствовал Великим географическим открытиям и в другом отношении. Еще ранние мусульманские географы учили о некоем мировом центре — «Арин», будто бы имеющем вид купола и находящемся в Индии, на экваторе, посередине между крайними западными и восточными границами обитаемой части Земли. Полагают, что именно эта теория, позже воспринятая христианской Европой, и навела Колумба на мысль о грушевидной форме земли. Причем в западной полусфере, напротив индийского Арина, должен был находиться другой центр, более высокий, чем тот, что располагался на восточной стороне. Так арабская географическая доктрина сыграла определенную роль в самом великом географическом открытии Нового времени. Сам Колумб в письме с надписью «из Гаити» (октябрь 1498) называет арабо-испанского мыслителя Ибн-Рушда (Аверроэса) одним из авторов, открывших ему существование Нового Света. Любопытно также, что Васко да Гама, впервые достигший берегов Индии 20 мая 1498 г., пользовался услугами арабского лоцмана Ахмада ибн Маджида.

    В истории оптики прославился Ибн-аль-Хайсам (ум. в 1039), известный в Европе как Альхазен. Ему принадлежит открытие, по которому небесные тела излучают собственный свет, а самому свету для движения необходимо время. Он опровергал теорию Евклида и Птолемея о видимых лучах, которые следуют от глаза к объекту, и описал зрительный процесс как чистый акт восприятия. Для своих исследований ученый построил своеобразную камеру-обскуру. Изучая отражение света в плоских, сферических, цилиндрических и конических зеркалах, каирский оптик исследовал вопрос, и по сей день именуемый «проблемой Альхазена». Ибн-аль-Хайсам вплотную подошел к открытию принципа увеличительных линз, послужившему исходной точкой для конструирования телескопа. При изучении преломления света ему удалось исключительно точно вычислить высоту земной атмосферы. Труд ученого, известный на латинском Западе под названием «Сокровище оптики», лег в основу оптических исследований европейцев — от Витело, Пеккама и Роджера Бэкона до Леонардо да Винчи и Кеплера.

    В Средние века химия и алхимия были нераздельными дисциплинами, а на арабском Востоке их объединяли одним и тем же термином ал-химийа, откуда и берут свое европейское название обе науки. Алхимия, возникшая в греческом Египте, достигла пика популярности в мусульманском Ираке. Вплоть до XIV в. свод сочинений, приписываемых Джабиру ибн Хайяну (лат. Geber, VIII в.), служил самым авторитетным руководством по алхимии-химии как в Азии, так и в Европе. Хотя попытки найти чудодейственные вещества, такие, как «философский камень» (способствующий превращению неблагородных металлов в золото и серебро) и «эликсир жизни» (сохраняющий молодость и долголетие), были обречены на неудачу, арабские алхимики в процессе своих поисков развили новую технологию получения металлов и сделали ряд ценных научных открытий. Они существенно усовершенствовали основные химические операции — кальцинирование и восстановление, а также методы выпаривания, возгонки, расплавления и кристаллизации. Благодаря этим методам арабами были открыты новые химические вещества — азотная кислота, бура, мышьяк, нашатырь, поташ, селитра, сурьма, «царская водка» и др. Знатоками алхимии считались врач и философ ар-Рази (лат. Razes, ум. в 926), а также упомянутый выше энциклопедист аль-Бируни (широко известный по его историко-этнографическому труду об Индии), которому принадлежит заслуга в измерении удельного веса десятка металлов и минералов, произведенном с большой точностью.

Выводы:

1. Всякая культура – это интепретация (прояснение, комментарий, толкование) жизни. Универсальному торжеству знания в мусульманской цивилизации отчасти способствовала сама мусульманская религия, основанная на необходимости чтения и толкования богооткровенного текста, что требовало серьезной подготовки от верующих, эта проблема стала особенно значимой с распространением ислама за пределы собственно арабского региона. Отсутствие института церкви, идеологическое многообразие арабо-мусульманского общества определяло характер культуры классического ислама как не только многонациональной, но и поликонфессиональной.

    Большую роль в системе преподавания играл адаб. В IX-XI вв. он включал в себя философию, математику, астрономию, химию, медицину, генеалогию, историю, поэтику и др. С XII в. понятие адаб употреблялось для обозначения поэзии, прозы и смежных наук. Адаб преподавался в медресе наравне с Кораном.

2. Распространение философских идей началось с переводов древнегреческих трудов. В эпоху раннего Средневековья древнегреческая наука нашла нашла на Ближнем и Среднем Востоке более благоприятную почву, чем на родине, где подвергалась преследованиям со стороны христианской церкви.

    Идеи Аристотеля, сильно окрашенные влиянием неоплатонизма, стали известной доктриной исламского мира. Ал-Фараби называет основой счастья гармонию. Можно выделить два направления в понимании гармонии:

1. Пифагорейско-платоническая традиция с космологической концепцией гармонии, символикой и мистикой чисел (Ал-Кинди, Братья чистоты);

2. Рационалистическая концепция (Ал-Фараби, Ибн Син). Поэтизация геометрии стала ведущим направлением средневосточного Ренессанса.

3. Медицина мусульманского Востока стояла во главе мировой медицины вплоть до европейского Ренессанса и Нового времени. Мухаммад придал соблюдению гигиены (в том числе ежедневным омовениям) статус религиозного культа. Из арабского медицинского языка в европейские перешли такие слова, как «алкоголь», «сода», «сироп».

    В математике была введена позиционная нумерация, с ее десятью цифрами, с тех пор именуемыми арабскими. От арабского названия нуля — «сифр» (т. е. «пустое место») происходит как слово «зеро», так и слово «цифра», которая у европейцев первоначально означала «нуль». Ал-Батани и Абу-л-Вафа ввели понятие синуса и тангенса. Ал-Хорезми (ум. 840) и Умар Хайям (ум. 1123) заложили основы современной аналитической геометрии.

    Начала развиваться область наблюдательной астрономии — астрометрии. Кроме общеизвестных терминов — «зенит», «надир», «альманах» и «азимут», Европа усвоила более двухсот арабских наименований звезд, среди которых — «Альдебаран», «Альтаир», «Бетельгейзе», «Вега», «Ригель».

    О вкладе мусульман в развитие морского дела свидетельствует восприятие европейцами многих арабских слов: «адмирал», «арсенал», «баржа», «бизань», «галера», «кабель», «муссон».

    Ибн-аль-Хайсам вплотную подошел к открытию принципа увеличительных линз, послужившему исходной точкой для конструирования телескопа.

    Были существенно усовершенствованы основные химические операции — кальцинирование и восстановление, а также методы выпаривания, возгонки, расплавления и кристаллизации. Благодаря этим методам арабами были открыты новые химические вещества — азотная кислота, бура, мышьяк, нашатырь, поташ, селитра, сурьма, «царская водка» и др.

Литература:

1. Бартольд В.В. Культура мусульманства // Ислам. Энциклопедия культуры и искусства. – М., 2010

2. Бартольд В.В. Мусульманский мир// Ислам. Энциклопедия культуры и искусства. – М., 2010

3. Грюнебаум Г.Э. фон Классический ислам. – М., 1988, с.120-131; 177-188. http://fictionbook.ru/author/gustav_yedmond_fon_gryunebaum/

4. Зарринкуб Абдол Хосейн Исламская цивилизация. – М., 2004

5. Ибрагим Т.К. Классическая арабо-мусульманская культура // Культурология: история мировой культуры, под ред. Т.Ф. Кузнецовой. — М., 2003

6. Мец А. Исламский Ренессанс. – М., 1973, гл. 4,12,13,16,19

7. Сурдель Д., Сурдель Ж. Цивилизация классического ислама. – СПб, 2004, гл. 5,6,8,9

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 244.