Факторы, влияющие на краткосрочные остаточные  тренировочные явления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пять факторов, влияющих на продолжительность существования краткосрочных остаточных тренировочных явлений, рассмотрены в табл. 95.

Таблица 95 - Факторы, влияющие на продолжительность существования краткосрочных остаточных тренировочных явлений (по Хеттингеру, 1966; Каунсилмену и Каунсилмену, 1991; Зациорскому, 1995)

 

Фактор Его влияние
1. Продолжительность тренировочного воздействия перед его прекращением. Более длительный тренировочный процесс вызывает более длительные остаточные явления.
2. Уровень концентрации тренировочной нагрузки перед ее прекращением. Высококонцентрированная тренировочная нагрузка вызывает более короткие остаточные явления по сравнению с комплексной многокомпонентной тренировочной программой.
3. Возраст спортсменов и продолжительность занятий спортом. У более старших по возрасту и более опытных спортсменов остаточные явления наблюдаются дольше.
4. Особенности тренировочного процесса после прекращения концентрированного тренировочного воздействия. Использование соответствующих стимулирующих нагрузок позволяет продлить существование остаточных тренировочных явлений и предотвратить быструю потерю тренированности.
5. Качества-мишени. Способности, связанные с явными морфологическими и биохимическими изменениями, имеют более длительные остаточные явления.

 

Первый фактор касается продолжительности тренировочного процесса перед его прекращением; он также связан с долгосрочным процессом адаптации. Безусловно, спортсмены низкого и среднего уровня имеют относительно невысокие уровни развития двигательных способностей и могут улучшить их быстрее; тем не менее, они не достигают достаточных уровней биохимической и морфологической адаптации. Следовательно, краткосрочные остаточные тренировочные явления исчезают у них быстрее, чем у более опытных спортсменов, сохраняющих их дольше.

Второй фактор имеет отношение к концентрации нагрузки и более значим для квалифицированных спортсменов, чьи тренировочные циклы включают высококонцентрированные нагрузки, направленные на развитие ограниченного количества двигательных способностей. Такое планирование обеспечивает более выраженные тренировочные стимулы и более высокие темпы совершенствования уровня проявления качеств-мишеней. Однако прекращение такой тренировочной программы ведет к снижению ранее достигнутого уровня развития способностей. Следовательно, остаточные тренировочные явления после высококонцентрированных нагрузок короче, чем после комплексного тренировочного воздействия с более низким темпом развития качеств-мишеней.

Третий фактор также связан с долгосрочной адаптацией. Возрастные и более опытные спортсмены более привычны к любым видам тренировочных стимулов; следовательно, их реакция менее выражена, и темпы совершенствования ниже. Однако более высокий уровень долгосрочной адаптации определяет более низкий темп потери уровня проявления способности. В результате более старшие по возрасту и более опытные спортсмены получают более длительные остаточные тренировочные явления, которые позволяют им выполнять меньший объем тренировочной нагрузки. Это согласуется с реалиями спортивного мира, где тренировочные объемы, выполняемые элитными, более старшими по возрасту спортсменами, на 20-25% меньше, чем у их более молодых коллег.

Четвертый фактор говорит о том, что соответствующие специализированные тренировочные нагрузки помогают поддерживать и предотвращать быстрое снижение уровня проявления способности. Такой подход может быть особенно важен для способа планирования, который предполагает последовательность, а не одновременное развитие многих качеств-мишеней, уровень проявления которых уменьшается или увеличивается.

Пятый фактор касается биологической природы различных двигательных способностей. Скорость утраты тренированности, достигнутой по отношению к отдельным качествам-мишеням, различна; некоторые физиологические системы сохраняют увеличенные уровни адаптации дольше, чем другие. Главные причины такой задержки – темп морфологических изменений, вызванных тренировкой, количество ферментов, участвующих в биохимических реакциях, и доступность использования энергетических ресурсов, подобных гликогену, креатинфосфату и т.д. (см. рис. 30). Это значит, что увеличенная аэробная производительность определяется увеличением плотности капилляров, запасов гликогена и, особенно, количества аэробных ферментов (их рост может быть выше на 120% и более в сравнении с нетренированными людьми). Напротив, увеличенная анаэробная производительность поддерживается относительно меньшим увеличением запасов фосфокреатина (приблизительно на 12-42%), максимальным накоплением лактата (10-12%) и анаэробных ферментов (10-30%). Следовательно, аэробные способности, которые поддерживаются выраженными морфологическими и биохимическими изменениями, остаются у хорошо подготовленных спортсменов на близком к максимальному уровне в течение многих недель (Муджика и Падилла, 2001). Анаэробные способности, особенно максимальная скорость, обусловлены относительно меньшими морфологическими и биохимическими изменениями и сохраняются на близком к максимальному уровне в течение более коротких периодов времени.

Подобно аэробным способностям тренировка на развитие максимальной силы обеспечивается более совершенной нервно-мышечной регуляцией и увеличенной мышечной массой. Оба фактора действуют в течение долгого времени и определяют медленную потерю уровня проявления максимальной силы. Силовая выносливость, напротив, снижается намного быстрее после прекращения тренировочного воздействия. В частности, соревновательный результат в относительно кратковременных силовых упражнениях, который зависит от толерантности к накоплению лактата, остается на удовлетворительном уровне в течение первых двух-трех недель и впоследствии быстро ухудшается.

Пример. Восемь университетских пловцов преодолевали дистанцию в 200 ярдов в стандартном темпе через одну, две и четыре недели после прекращения тренировочного воздействия. Средний показатель лактата крови увеличился в течение первой недели с 4,2 до 6,3; в течение второй недели – до 6,9; а после четырех недель – до 9,7 мМ (Уилмор и Костил, 1993). Начальный уровень лактата крови (4,2 мМ) указывает на то, что тест был выполнен близко к уровню анаэробного порога. Потеря уровня тренированности вызвала снижение экономичности плавания и специфической темповой выносливости. Таким образом, поддержание постоянной скорости потребовало увеличенного уровня анаэробного метаболизма и намного более высокого уровня производства молочной кислоты.

Сложные изменения характерны для динамики пиковых скоростных способностей. С одной стороны, эти способности улучшаются за счет тренировочного процесса в относительно меньшей степени и в меньшей степени снижаются после прекращения воздействия; с другой стороны, пиковый уровень максимальной скорости, типичный для спринтерских дисциплин, достигается за счет очень тонких и очень точных нервно-мышечных взаимодействий, которые являются относительно нестабильными и могут поддерживаться только посредством целенаправленного и интенсивного тренировочного воздействия.

 

РЕЗЮМЕ

 

Тренировочные эффекты – результат систематических усилий спортсменов. Их понимание и интерпретация важны как для планирования, так и для анализа тренировочного процесса. Острый тренировочный эффект характеризует изменения, происходящие в состоянии организма спортсмена в процессе выполнения отдельного упражнения или задания. Срочный тренировочный эффект вызывается отдельной тренировкой или/и отдельным тренировочным днем; соответственно, он суммирует изменения в состоянии организма, вызванные этими нагрузками. Кумулятивный тренировочный эффект отражает изменения в состоянии организма и уровне двигательных/технических способностей, вызванные серией тренировочных воздействий. Кумулятивный тренировочный эффект показывает, происходит ли улучшение спортивного результата. Эти эффекты привлекают собой внимание тренеров и спортсменов, особенно когда их результаты недостаточно успешны. Изменения в состоянии организма спортсмена, характеризующие кумулятивный эффект, могут быть проанализированы с помощью соответствующих физиологических показателей и/или специфических по виду спорта тестов, включая рост спортивного результата. В особых случаях тренировочный эффект и улучшение спортивного результата наступают не в заключительной стадии тренировочной программы, а после некоторой временной задержки – запаздывающей трансформации – необходимой для наступления морфологических и физиологических изменений. Этот процесс называется отставленным преобразованием, а этот специфический тип адаптации спортсменов называется отставленным тренировочным эффектом.

Один из типов кумулятивного тренировочного эффекта касается ситуации, когда спортсмен прекращает работать над развитием определенной способности, и ее уровень начинает снижаться. Однако в течение некоторого периода времени этот уровень может оставаться близким к приобретенному. Сохранение приобретенного уровня спортивных способностей после прекращения тренировочного воздействия сверх определенного периода времени называется остаточным тренировочным эффектом, а изменения в состоянии организма спортсмена, сохраняющиеся сверх определенного периода времени, называются остаточными тренировочными явлениями.

Учет этих концепций в тренировочной практике существен при применении блоковой периодизации, которая повышает эффективность спортивной подготовки и делает тренировочные эффекты более управляемыми и предсказуемыми.

ТРЕНИРУЕМОСТЬ СПОРТСМЕНОВ

 

Человеческий талант как понятие включает много компонентов; один из них, особенно важный для спортивной деятельности, заключается в том, что выдающиеся спортсмены реагируют на тренировочные нагрузки лучше, чем менее талантливые личности. Это свойство реагировать положительно на тренировочные нагрузки называется «тренируемость» Строго говоря, тренируемость (обучаемость) можно охарактеризовать как способность спортсмена улучшать свой рабочий потенциал посредством специально организованного целенаправленного тренировочного процесса. По крайней мере, три аспекта тренируемости представляются особенно важными с точки зрения подготовки спортсменов:

- ее детерминанты, связанные с наследственностью;

- ее изменения в связи с ростом спортивного мастерства;

- ее детерминанты, связанные с принадлежностью к полу.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 369.