Совершенствование спортивного результата
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

За время долгой спортивной карьеры спортсмены стремятся улучшить свой спортивный результат. Положительные изменения обычно являются результатом кумулятивных эффектов предшествующего тренировочного процесса. Конечно, было бы очень желательно предложить нормы и критерии для этих кумулятивных тренировочных эффектов. Это действительно возможно в видах спорта с измеряемым результатом, где достижения спортсменов могут быть легко зарегистрированы. В отличие от игровых видов и единоборств в этих видах спорта измерение времени, расстояния или поднятого веса позволяет объективно оценивать улучшение результата за определенный период времени.

Несмотря на специфику различных видов спорта, отмеченных в табл. 92, среднее улучшение спортивного результата у взрослых спортсменов находится в пределах очень узкого диапазона, а именно от 1 до 1,07 процента (данные высококвалифицированных взрослых гребцов на байдарках и каноэ превышают этот диапазон, но это обусловлено использованием улучшенных лодок и весел). Фактически каждый спортсмен, взрослея в течение своей долгой спортивной карьеры, приближается к своему биологическому пределу, когда дальнейший прогресс становится невозможным, однако это не означает, что эти спортсмены прекращают подготовку.

Таблица 92 - Годовой прирост результата у одаренных юношей и элитных спортсменов

Спортивная дисциплина Класс спортсменов Улучшение результата за год, % Источник
Плавание 50-200 м. Одаренные мальчики 12-13 лет. 6,1-6,5 План подготовки спортсменов ГДР, 1989.
Плавание 50-200 м Одаренные мальчики 16-17 лет. 1,1-2 План подготовки спортсменов ГДР, 1989.
Плавание, все дистанции. Австралийские и американские олимпийцы. 1,0 Пайн и др., 2004.
Бег 800 м – марафон. Квалифицированные бегуны 22±4,4 года. 1,05 Лега Аррезе и др., 2005.
Тяжелая атлетика (олимпийская программа). Одаренные юноши 17-18 лет. 14,7-15 Роман, 1986.
Тяжелая атлетика (олимпийская программа) Высококвалифицированные спортсмены весом 60 кг и более. 1,03-1,07 Роман, 1986.
Гребля на байдарках, одиночка 500 м. Одаренные мальчики 13-14 лет. 12-13,2 Созин, 1986.
Гребля на байдарках, одиночка 500 м. Высококвалифицированные юниоры 17-18 лет. 2,2-2,7 Созин, 1986.
Гребля на байдарках и каноэ, одиночка 500-1000 м. Национальная команда СССР, возраст 23±3,1 года. 0,6-2,5 Иссурин, 1994.

 

Пример. Группа высококвалифицированных бегунов на средние и длинные дистанции (средний возраст 25,5 лет) обследовалась в течение трех лет. Целенаправленная систематическая подготовка дала очень небольшое (незначительное) улучшение спортивного результата (Лега Аррезе и др., 2005). По-видимому, эти возрастные опытные спортсмены достигли биологических пределов в своем виде спорта. С другой стороны, здесь нельзя исключить методические неудачи в системе подготовки.

Таким образом, мы видим, что степень улучшения спортивного результата дает чрезвычайно важную и ценную информацию для оценки кумулятивного тренировочного эффекта. Однако в видах спорта, где невозможно объективно оценить результат, и в том случае, если возрастной спортсмен приближается к своему биологическому пределу, такая оценка тренировочного эффекта имеет серьезные ограничения. Для таких спортсменов мониторинг физиологических переменных и контроль показателей подготовленности имеют особое значение.

Заключительные замечания

Два явления влияют на кумулятивный тренировочный эффект:

- непрерывность тренировочного процесса;

- его гетерохронность.

 Непрерывность тренировочного процесса типична для современного соревновательного спорта. Чрезвычайно важно избегать перерывов как с точки зрения методологии тренировки, так и с позиций физиологии упражнения. О перерывах, вызванных травмами и болезнями, можно только сожалеть вдвойне. Возможным отрицательным последствием таких перерывов являются срыв адаптации, когда подвижные и высокоточные процессы взаимодействия внутри и между физиологическими системами организма нарушены. В то же время непрерывный характер подготовки спортсменов подчеркивает важность периодов восстановления, которые должны быть специально запланированы как часть структуры недельной, месячной и годичной подготовки.

Гетерохронность тренировочного процесса как его принципиальная особенность означает, что различные физиологические системы и разнообразные функции имеют разную скорость развития во время тренировки и разную скорость снижения своих уровней после ее прекращения. Гетерохронные изменения в состоянии физиологических и двигательных функций выявляют два основных следствия, определяющих особые типы кумулятивного тренировочного эффекта:

- пиковые значения проявления различных функций и специфических по виду спорта достижений не всегда совпадают с заключительной стадией соответствующих тренировочных программ; иногда для получения максимальной реакции необходимо некоторое дополнительное время. Такой тип кумулятивного тренировочного эффекта называется отставленным;

- длительный тренировочный процесс предназначен для развития многих качеств-мишеней; они сохраняют увеличенный уровень проявления в течение некоторого периода после прекращения воздействия. Это сохранение относится к области кумулятивного эффекта и фактически формирует другой специальный тип тренировочного эффекта, называемый остаточным.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 279.