Острый тренировочный эффект, оцененный по психофизиологическим показателям
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Контроль психофизиологических переменных позволяет управлять уровнями физического и эмоционального напряжения и одновременно получать желаемый острый тренировочный эффект. Мониторы ЧСС и приборы для измерения лактата крови широко используются как инструменты, которые помогают эффективно контролировать метаболические уровни выполненных тренировочных нагрузок.

Пример. Хорошо подготовленный байдарочник выполнял интервальную тренировку с нарастающей нагрузкой: три серии по три повторения (1 мин работы и 1 мин отдыха) с интервалами отдыха между сериями 5 мин. Увеличение тренировочной нагрузки регулировалось темпом гребли, измеряемым тренером; острый тренировочный эффект оценивался по величине ЧСС, которая регулировалась постоянно, и лактату крови, который определялся на третьей минуте отдыха после каждой серии (рис. 29). Полученные данные показывают, что физическое напряжение увеличивалось постепенно в ходе выполнения и достигало уровня, который указывает на явную мобилизацию анаэробного энергообеспечения (как и было запланировано). Кроме того, регулирование нагрузки во время выполнения упражнения было достаточно эффективным, и организм спортсмена смог выдать дискретно увеличивающуюся ответную реакцию (Иссурин, Тимофеев и Земляков, 1989).

Рисунок 29 - Острый эффект выполнения интервального упражнения

в гребле на байдарке:

3 повторения по 60 с (отдых 60 с); увеличивающая нагрузка.Три серии с 5-минутными интервалами отдыха.Острый эффект оценен по ЧСС и накоплению лактата крови(по данным Иссурина, Тимофеева и Землякова, 1989)

 

В отличие от кондиционной тренировки, при которой усилия спортсменов ориентированы на развитие двигательных способностей, тренировочная нагрузка, направленная на совершенствование технических и технико-тактических навыков часто вызывает эмоциональное напряжение, вызывающее специфический острый эффект. Универсальный практический подход к оценке эмоциональной напряженности основывается на измерении кожно-гальванической реакции (КГР). Нормальные уровни КГР очень индивидуальны; эмоциональное возбуждение снижает уровень КГР; увеличение указывает на эмоциональную усталость, которая является типичной для длительных напряженных тренировок. Поэтому ход выполнения заданий, требующих высокого уровня возбуждения (попыток, выполняемых на максимальной скорости, требующих взрывных усилий и т.д.), может эффективно контролироваться посредством КГР.

 

Планирование острых тренировочных эффектов

Можно ли в действительности управлять острыми тренировочными эффектами? Другими словами, является ли реакция спортсменов на тренировочную нагрузку предсказуемой и управляемой? Ответ: не всегда и не полностью. Логичен следующий вопрос: как можно сделать реакцию спортсменов более предсказуемой? Очевидно, что полный контроль на каждой тренировке в настоящее время недоступен, однако некоторый прогресс в этом направлении желателен и возможен. Очень часто тренеры думают, что опытные спортсмены не нуждаются в специальном разъяснении задания до начала его выполнения и оценке его результата после. В ходе тренировок спортсмены не всегда получают ясные краткие подсказки, которые могли бы стимулировать их отдачу. Однако формулировка целей и систематический обмен информацией со спортсменом («алгоритм программирования») облегчают достижение желаемых острых тренировочных эффектов. Пример такого программирования представлен в табл. 89.


Таблица 89 – Планирование острого тренировочного эффекта

Действие Пример Замечания
Постановка задачи. Развитие максимальной скорости Это самое важное упражнение в тренировке.
Определение условий выполнения задания. Соотношение работы и отдыха, количество повторений и серий, скоростные режимы, условия отдыха. Короткое и ясное объяснение; желательны объективные измеряемые показатели.
Сосредоточение на специфических (индивидуальных) требованиях. Требуемый темп движений, технические и/или тактические задания. Подчеркиваются требования особой важности.
Контроль над выполнением задания. Визуальный и инструментальный контроль, коррекция в ходе выполнения задания, мотивация. Представление самой важной информации, которая влияет на процесс выполнения задания.
Самоотчет. Спортсмен проверяет свои двигательные резервы. Это действие не всегда необходимо.
Оценка. Соответствие требованиям, индивидуальные замечания. Желательно положительное эмоциональное заключение.

 

Программирование острого тренировочного эффекта предполагает осуществление некоторых действий, которые определяют цель, условия выполнения задания, специфические требования, контроль над выполнением и оценку. Начальное действие – постановка цели: цель должна быть ясно и кратко передана спортсменам; желательно, чтобы спортсмены знали, какой результат ожидается. Необходимые условия выполнения должны быть определены, и определены с использованием объективных количественных показателей, например, запланированной скорости, темпа движений, ожидаемой ЧСС и т.д. Важно сосредоточить внимание спортсменов на одном-двух специфических требованиях (спортсмены, как правило, не могут контролировать исполнение более чем двух требований), которые имеют особый приоритет для некоторых из них. Например, можно попросить спортсмена иметь в виду некоторую индивидуально важную техническую деталь (например, эффективное отталкивание или расслабление в соответствующей фазе движения); специальную тактическую задачу (например, акцентированный старт, равномерную работу) или другое специфическое по виду спорта требование. Используя соответствующие инструменты (датчик ЧСС, темпомер, секундомер) для контроля над выполнением задания, тренеры могут корректировать поведение спортсменов и устранять их ошибки. Своевременные замечания помогают сохранить высокую мотивацию для более качественного выполнения задания. Самоотчеты после выполнения задания могут улучшить взаимодействие между тренером и спортсменами и поощрить стремление к самоконтролю у последних. Заключительная оценка должна быть конкретной и ограничиваться одним-двумя предложениями. Желательно, чтобы это заключение имело положительное эмоциональное влияние на спортсмена.

 


Дата: 2019-02-19, просмотров: 341.