СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В течение долгого времени спортивные эксперты, тренеры и опытные спортсмены искали общие правила, которые могли бы помочь им выстроить рациональную схему спортивной подготовки. В этом смысле основные специфические принципы спортивной тренировки должны выдвинуть на первый план самые существенные аспекты и особенности работы тренера и процесса тренировки. Далее представлены следующие специфические принципы, приведенные в соответствие с современными требованиями: принципы специализации, индивидуализация, вариативности, взаимодействия нагрузок и цикличности планирования тренировочного процесса.

 

Специализация

Современный спорт требует, чтобы спортсмены были приспособленными именно к своему виду и высокомотивированными для достижения главной цели долгосрочной подготовки – спортивного совершенствования. Можно выделить, по крайней мере, три таких аспекта подобной специализации:

- специализация в обществе;

- специализация в пределах различных видов спорта;

- специализация в определенном виде спорта.

Сегодняшнее общество дает возможности для развития индивидуума в различных сферах. Современный спорт широко признан в мире как важное социальное явление. Это явление существует в рамках высокоспециализированной сферы интересов, правил, норм, знаний и даже терминологии. Все, кто вовлечен в него (и, особенно, высококвалифицированные спортсмены и тренеры), выполняют свои четкие и очень специфические функции. Исторический спорт высоких достижений развился в результате социальной и функциональной специализации; фактически он существует как высокоспециализированный раздел сферы человеческого творчества и самосовершенствования.

Разнообразие доступных видов спорта позволяет членам общества выбрать тот, в котором их личные интересы и амбиции наиболее полно соответствуют их личностным, физическим и умственным наклонностям. В отличие от обычной физкультуры и отдыха, где любители занимаются различными видами спорта для разностороннего развития, спорт более высокого уровня и особенно спорт высших достижений требуют концентрации на ограниченных, высокоспециализированных действиях. На ранних стадиях развития олимпийского спорта атлеты были способны заниматься несколькими видами одновременно. Некоторые из них принимали участие в летних Олимпийских играх как велосипедисты, а в зимних – как конькобежцы. Герои 1900-1924 годов выступали в тяжелой атлетике и борьбе, гребле и лыжном спорте, легкой атлетике и спортивных играх. Сегодняшняя ситуация несколько иная. Естественное развитие соревновательного спорта уничтожило эту универсальность; уровень мастерства, требуемый для успешного выступления в соревнованиях, стал тем барьером, который могут преодолеть только высокоспециализированные спортсмены.

Третий аспект специализации касается функциональной дифференциации видов спорта и дисциплин в рамках отдельных видов. Это особенно важно для новичков и молодых спортсменов, которые должны выбрать наиболее подходящую дисциплину, соответствующую их личной предрасположенности. Пример такой специализации – сознательный выбор надлежащей легкоатлетической дисциплины: бега, прыжков, метания и т.д.

 

Индивидуализация

Каждый спортсмен – личность со своей собственной комбинацией умственных и физических способностей, которые определяют развитие и достижения спортсмена. Обязанность тренера состоит в том, чтобы учесть индивидуальные особенности каждого спортсмена. В этом аспекте может использоваться следующая стратегия тренировки:

- выявить и усилить индивидуальные достоинства спортсмена – те особенности, которые дают ему/ей преимущества перед другими спортсменами;

- выявить и, возможно, компенсировать индивидуальные недостатки – те особенности спортсмена, которые работают против него/нее по сравнению с другими спортсменами;

- найти подходящий вид спорта, дисциплину или индивидуальный стиль, в котором индивидуальная комбинация достоинств и недостатков спортсмена позволит ему/ей достичь наилучших результатов.

Некоторые психофизиологические характеристики, которые оказывают влияние на индивидуальность спортсменов, представлены в табл. 83.

Таблица 83 - Характеристики, влияющие на индивидуальные особенности спортсменов

Характеристики Верхняя граница Нижняя граница
Эффект, вызываемый тренировкой. В организме с высоким уровнем ответной реакции тренировочный процесс вызывает значительные улучшения. В организме с низким уровнем ответной реакции тренировочный процесс вызывает несущественные улучшения.
Общая устойчивость к высоким рабочим нагрузкам. При высокой устойчивости спортсмен может напряженно тренироваться и быстро восстанавливаться после высоких рабочих нагрузок. При низкой устойчивости спортсмен медленно восстанавливается после высоких рабочих нагрузок и избегает их.
Мотивация. При устойчивой и хорошо проявленной мотивации спортсмен знает о целях и сложностях подготовки; он ориентирован на победу. При неустойчивой и слабо проявленной мотивации спортсмен иногда не готов к тяжелым тренировкам и не всегда сосредотачивается на цели.
Саморегуляция. При высоком уровне саморегуляции спортсмен способен правильно воспринимать ситуации и адекватно изменять свое поведение и свои усилия; эмоциональный контроль достаточен. При низком уровне саморегуляции спортсмен не всегда правильно воспринимает ситуацию; может неадекватно изменить свой психофизиологический статус; эмоциональный контроль ограничен.
Готовность к сотрудничеству. Спортсмен открыт для контакта и сотрудничества с тренером, партнерами и другими специалистами; любит командную работу. Спортсмен серьезно ограничен в сотрудничестве с тренером, партнерами и др.; обычно избегает ситуаций, требующих доверия к другим.
Возможность концентрации. При высоких возможностях спортсмен способен концентрироваться на полученном задании и поддерживать этот уровень некоторое время. При низких возможностях уровень концентрации недостаточен и нестабилен; спортсмен не может надолго сосредоточиться на полученном задании.
Уверенность. Высокий уровень уверенности дает возможность спортсмену не бояться высокой тренировочной и соревновательной нагрузки; спортсмен доверяет избранному методу, системе тренировки и верит в успех. При низком уровне уверенности спортсмен боится тренировочного и соревновательного стресса; сомневается, что его/ее подготовка является правильной и будет успешной.

 

Личностные характеристики, рассмотренные в предыдущей таблице, годятся для любого вида спорта. Первые два пункта затрагивают общий психофизиологический потенциал спортсмена. Различия между высоким и низким уровнем ответной реакции сильно влияют на индивидуальность спортсмена; обычно индивидуумы с низкой ответной реакцией не преуспевают в подготовке и не могут достигнуть высокого спортивного результата. Уровень восприимчивости к высоким рабочим нагрузкам значительно варьирует даже среди спортсменов высокого класса; у лучших спортсменов этот уровень не всегда самый высокий. В любом случае от этой характеристики сильно зависят индивидуальные особенности спортсмена и его подготовка.

Мотивация и саморегуляция в значительной степени определяют психологический статус спортсмена и его/ее индивидуальный стиль поведения. Однако эти характеристики могут быть улучшены: целенаправленно изменены с помощью ментальной тренировки и специально организованной тренировочной программы. Нестабильная и слабая мотивация на грани низкой саморегуляции определенно может стать непреодолимым барьером на пути к спортивному совершенствованию. Готовность к сотрудничеству зависит от личного опыта, умственных и психологических особенностей (по типу интро – экстраверсии). Как правило, экстраверты более внимательны к оценке извне, они более зависимы от социальных факторов и обычно предпочитают командную работу. Интроверты более ориентированы на свой внутренний мир и опыт и предпочитают работать индивидуально. Соответственно спортсмены-экстраверты больше стремятся к совместной работе, хотя интроверты могут изменить свое поведение в определенных ситуациях. Безусловно, высокая мотивация и саморегуляция могут увеличить готовность интровертов к сотрудничеству.

 

Вариативность

Разнообразие тренировочных воздействий – требование принципа адаптации. Правило аккомодации гласит: чем более привычна тренировочная нагрузка, тем слабее реакция спортсмена и, следовательно, ниже воздействие, стимулирующее спортивное совершенствование. Даже здравый смысл диктует необходимость большего разнообразия тренировочного процесса для большей привлекательности программы подготовки. Однако природа современного спорта высших достижений значительно ограничивает разнообразие тренировочных средств. Суть этого ограничения – в специфике тренировочного эффекта, то есть в особенностях переноса двигательных способностей и технических навыков. Поэтому желательное и такое важное разнообразие подготовки спортсменов должно достигаться в рамках общепринятого спектра средств, форм и методов тренировки.

Способность находить варианты в схеме высокоспециализированной подготовки – составная часть творческого потенциала тренера. Тем не менее, можно рекомендовать некоторые подходы к созданию подобных разнообразных тренировочных условий (табл. 84).

Как уже было упомянуто, обновление упражнений в значительной степени ограничено требованиями специфичности. Тем не менее, сила, скорость и выносливость могут быть целенаправленно акцентированы посредством принятия соответствующих мер. Например, облегчение и упрощение выполнения упражнения дает возможность перейти на более высокую скорость движения; использование дополнительного сопротивления требует проявления большей силы и т.д. Точно так же модификация тренировочных методов позволяет и концентрироваться на специфической двигательной способности, и предотвращать чрезмерную приспособительную реакцию на очень знакомые упражнения. Для этой цели могут изменяться все компоненты нагрузки: интенсивность (скорость), количество повторений, продолжительность и интервалы отдыха внутри и между сериями упражнений.

Изменение организационных форм дает тренерам дополнительные возможности для обновления их тренировочных программ. Смена состава команды помогает создавать эффект новизны; более опытные спортсмены могут стимулировать активность своих партнеров; при этом уровень концентрации и внимания могут быть повышены. Необычные эмоциональные воздействия могут существенно повлиять на уровни мотивации и усилий. Это может быть достигнуто за счет введения соревновательных элементов в однообразную тренировочную практику, выдачи призов за лучшие выступления, приглашения соперников или эмоциональных зрителей, представителей СМИ. Все эти меры особенно уместны в течение соревновательного периода.

Таблица 85 - Источники и подходы к увеличению вариативности процесса подготовки спортсменов

 

Источники вариативности Способы достижения вариативности Примеры
Обновление упражнений. Изменение обычных правил и условий. Использование необычного оборудования. Облегчение и/или затруднение выполнения упражнения. Изменение размера игрового поля, количества игроков и т.д. Изменение веса ядра, диска, копья, лодки и т.д. Бег на спуске, бег в подъем, использование дополнительной тяги при езде на велосипеде, плавании и беге на коньках.
Модификация тренировочного метода. Варьирование скорости (мощности) в серии и в нескольких последовательных сериях упражнений. Изменение количества повторений в последовательных сериях упражнений. Изменение условий отдыха между упражнениями серии и между сериями. Планирование серий упражнений с возрастающей и снижающейся нагрузкой. Комбинация длинных, средних и коротких серий упражнений в пределах одной тренировки. Включение заданий на выполнение упражнений с низкой интенсивностью, переключением на другую активность и т.д. Использование элементов массажа, растяжки, встряхивания мышц.
Модификация организационной формы. Изменение состава команды. Включение в тренировку элемента соревновательности. Давление других эмоциональных воздействий. Привлечение новых партнеров. Формирование конкурирующих подгрупп, раздача наград и призов. Приглашение родителей, зрителей, специалистов, представителей СМИ.
Изменение программы соревнований. Организация соревнований в необычных видах или дисциплинах. Организация соревнований в других видах спорта. Смена дисциплины в пределах легкоатлетической программы. Лыжные гонки для гребцов, игра в футбол для бегунов или велосипедистов.
Изменение программы восстановления. Расширение набора средств восстановления. Создание привлекательной программы свободного дня и других дней отдыха. Использование массажа, гидротерапии, физиотерапии, ментальной тренировки, экскурсий, пикников, дискотек, рыбной ловли, катания на лошадях, дайвинга и т.д.

 

Соревнования – обязательная часть подготовки. Ее можно разнообразить двумя основными способами: участием в дополнительных видах или дисциплинах и участием в соревнованиях в других видах спорта. Участие в дополнительных дисциплинах очень популярно в плавании и легкой атлетике; особенно широко это используется в подготовительном периоде для борьбы с монотонностью общепринятых упражнений и для превращения тренировочной программы в более разнообразную и привлекательную. Участие в соревнованиях в других видах спорта также типично для перерыва между сезонами подготовки и начала подготовительного периода. Это может быть связано с общеподготовительной программой и приспособлено к индивидуальным нуждам спортсменов. Другая возможность – использование соревновательных попыток в других видах спорта для определения уровня общей подготовленности. Например, бег на длинные дистанции и ходьба на лыжах очень популярны среди спортсменов-игровиков, представителей единоборств и видов спорта на выносливость; в различных видах спорта широко используются тестирования с элементами тяжелой атлетики: например, приседания, взятие штанги на грудь, жим лежа и тяга лежа.

Важно обратить внимание, что применение принципа вариативности может отличаться в зависимости от сложившейся ситуации. Факторы, влияющие на его применение: специфика вида спорта; возраст спортсменов, их пол и опыт; финансирование команды или клуба и другие. Необходимо также принимать во внимание степень риска и факторы надежности.

 

Взаимодействие нагрузок

Тренировочный процесс может быть представлен как последовательность тренировочных нагрузок. Реакция спортсмена на несколько отдельных тренировочных нагрузок определяется следующими факторами:

- влияние специфической нагрузки;

- взаимодействие этого влияния с влиянием предыдущих нагрузок.

Конечно, оба фактора зависят от чувствительности спортсменов к выполняемым рабочим нагрузкам. Что касается систематической тренировки, то следует подчеркнуть, что там нет отдельной нагрузки, которая имела бы отдельное влияние на спортсмена – эта нагрузка всегда накладывается на предыдущие. Соответственно, современный специфический принцип спортивной тренировки постулирует, что каждая нагрузка, выполняемая в серии с другими, взаимодействует с ними; этот эффект зависит от влияния предыдущих тренировок и условий влияния последующих. Такое взаимодействие нагрузок имеет большое значение и для планирования, и для анализа тренировочного процесса. Возможные типы взаимодействия нагрузок рассмотрены в табл. 85.

 

Таблица 85 - Различные типы и примеры взаимодействия тренировочных нагрузок

Тип взаимодействия нагрузки Суть взаимодействия Примеры
Положительное суммирование. Нагрузка суммируется с предыдущей (схожей по способу воздействия) и усиливает накопленный тренировочный эффект. Серия тренировок с достаточными интервалами для восстановления планируется для достижения желаемого накопления нагрузки.
Положительное – облегчение восстановления. Нагрузка облегчает восстановление после предыдущих тренировок. Небольшая по нагрузке аэробная тренировка улучшает восстановление после очень интенсивной силовой тренировки или тренировки на анаэробную выносливость.
Нейтральное. Предыдущая нагрузка не влияет на последующую. Последующая тренировка выполняется после долгого периода восстановления; влияние предыдущей нагрузки незначительно.
Отрицательное – чрезмерная нагрузка. Последующая нагрузка, суммированная с предыдущими, вызывает чрезмерное утомление. Серия больших нагрузок может вызывать хроническую усталость; высокая мотивация при выполнении этой серии тренировок может вести к чрезмерному утомлению.
Отрицательное – ухудшение реакции. Последующая нагрузка несовместима с предыдущей; ее влияние ухудшает реакцию спортсмена и процесс его адаптации. Объемная нагрузка на выносливость препятствует восстановлению после предыдущей тренировки, направленной на мышечную гипертрофию, устраняя ее эффект.

 

Важность взаимодействия нагрузок нельзя недооценивать. По сути, этот фактор определяет процесс адаптации в целом и поэтому имеет непосредственное влияние на эффективность подготовки спортсменов. Важность и сложность этой проблемы особенно очевидны для спортсменов высокого класса, которые обычно выполняют 7-11 тренировок в неделю. Это означает, что каждая тренировка накладывается на след, оставшийся от предыдущей нагрузки. Кроме того, даже отдельная тренировочная нагрузка в некоторых видах спорта может повлиять на комбинацию упражнений, выполненных различными тренировочными методами. Такая комбинация может использовать положительное взаимодействие различных нагрузок; иногда при планировании тренировочного процесса этот фактор игнорируется, и отрицательное взаимодействие нагрузок сводит усилия спортсменов на нет. Конечно, механизмы различных нагрузок очень сложны. Однако в целом этот фактор может и должен быть принят во внимание.

 

3.1.6.5 Циклическое планирование тренировочного процесса

Этот принцип касается периодических циклов в тренировке спортсменов. В течение длительного периода множество компонентов долгосрочного тренировочного процесса повторяется, периодически возвращаясь. Этот порядок компилирования программы тренировки называют периодизацией. По крайней мере, четыре главных фактора определяют такие периодические изменения в характере и содержании тренировочного процесса:

Циклическая сущность природы. Вызываемые внешними причинами ритмы являются одним из основных принципов органической жизни; времена года меняются так же, как день и ночь, определяя всю биологическую активность. Месяц и недели легко делят социальную и экономическую жизнь на исторические и традиционные циклы, составляющие жизнь в целом; недельный ритм, включающий дни отдыха, например, постоянен в течение всей жизни человека. В таком случае нет сомнения, что вся биологическая, социальная и производственная деятельность подчинена внешним природным ритмам. Было бы странно, если бы спорт был исключением.

Адаптация как всеобщий закон. Как уже было отмечено, закон адаптации определяет тренировочный процесс вообще. Следуя этому закону, спортсмены не должны допускать чрезмерной аккомодации к привычным нагрузкам. Привычное воздействие теряет свою эффективность. Чтобы восстановить способность спортсменов к адаптации, необходимо периодически изменять тренировочные программы и режимы выполнения упражнений. Другими словами, слишком консервативные привычные программы вызывают сниженную реакцию спортсменов, и они вынуждены значительно увеличивать объем обычных тренировочных нагрузок, чтобы получить желаемый прирост результата. С этой точки зрения периодические изменения программы тренировки – требование закона адаптации;

Разделение основных задач. Серьезная тренировка в любом виде спорта характеризуется сложностью, многообразием и вариативностью; основные задачи тренировки, связанные с развитием общих и специфических по виду спорта двигательных способностей, технических и тактических навыков, могут быть чрезмерны в плане их объема и количества. Очевидно, что все эти задачи должны быть систематизированы и разделены вовремя. Общеизвестно, например, что некоторые технические навыки должны базироваться на достаточном уровне двигательных способностей. Соответственно, некоторая подготовительная работа предшествует приобретению более специфического технического мастерства; соревнование завершает объединение этих процессов и формирует тренировочные циклы. Периодическое повторение таких циклов позволяет решать вышеприведенные задачи последовательно. Таким образом, циклическое планирование тренировочного процесса – единственный возможный способ рационально осуществить разделение основных задач.

График соревнований. Подготовка каждого спортсмена фокусируется на определенных соревнованиях, проводимых периодически. Национальные и международные спортивные федерации, так же, как и Международный олимпийский комитет, наблюдают за частотой проведения и выбором времени для соревнований. Типичный график соревнований включает внутренние и региональные испытания, национальные и международные события, такие, как кубок и чемпионаты континентов и мира. Таким образом, график со всей определенностью диктует время наступления пиков в подготовке спортсменов и, следовательно, периодические изменения в программе их тренировки. Яркий пример такого влияния может быть найден в Олимпийских играх: четырехлетний цикл олимпийской подготовки рассматривается национальными олимпийскими комитетами как самый важный период в длительной подготовке спортсменов.

Все вышесказанное показывает, что периоды в тренировочном процессе (или так называемые тренировочные циклы) должны формировать основу для планирования и анализа. Следовательно, циклическое планирование спортивной тренировки – один из специфических принципов спортивной подготовки. Периоды в тренировочном процессе были выявлены и уже использовались некоторое время назад. Одно из первых систематических представлений тренировочных циклов было сделано в середине 1960-х годов профессором Л. П. Матвеевым из СССР (Матвеев, 1977). Основные принципы, обозначенные тогда, остаются уместными и полезными до сего дня. Несмотря на разнообразие видов спорта и дисциплин, деление тренировочного периода на периодические единицы используется везде, даже несмотря на то, что некоторые термины могли пониматься и использоваться некорректно. Современный перечень периодических единиц для планирования тренировочного процесса представлен в табл. 86.

Таблица 86 - Иерархия и продолжительность периодов тренировочного процесса

Период времени Тренировочный период
Четыре года – период между Олимпийскими играми. Четырехлетний (олимпийский) цикл.
Один год или несколько месяцев. Макроцикл, может быть, годичный цикл.
Несколько месяцев как часть макроцикла. Тренировочный период
Несколько недель. Мезоцикл.
Одна неделя или несколько дней. Микроцикл.
Несколько часов (обычно не больше трех). Тренировка.
Несколько минут, секунд. Тренировочное упражнение.

 

Стоит отметить, что все тренировочные периоды имеют прямое отношение к соответствующим частям плана, в котором программа тренировки как конечный продукт процесса планирования компилируется на основе принципа цикличности.

 



РЕЗЮМЕ

 

Тренировка спортсменов – первостепенный компонент спортивной подготовки, которая также включает соревнования и восстановления. С другой стороны, спортивная подготовка состоит из физической, технической, тактической, психологической и интеллектуальной подготовки, которые имеют свои собственные задачи и особенности.

Принципы адаптации применительно к тренировке объясняют фундаментальный процесс приспособления спортсменов к тренировочным нагрузкам. Обобщая, можно сказать, что три генерализованных фактора – величина воздействия, специфичность упражнения и аккомодация спортсмена – определяют реакцию на тренировочную нагрузку и адаптацию. Величина воздействия регулируется объемом, интенсивностью и новизной упражнений. Эти три компонента нагрузки особенно важны в свете принципа перегрузки, в соответствии с которыми увеличение уровня подготовленности требует, чтобы величина воздействия превышала привычный уровень. Принцип специфичности процесса адаптации выдвигает на первый план перенос тренировочного результата с выполнения одной задачи (вспомогательное упражнение) на другую (основное упражнение). Существует перенос технических навыков, который является чрезмерно важным для совершенствования движений, а также перенос двигательных способностей, который определяет эффект любой программы подготовки. Аккомодация как принцип адаптации в тренировке предлагает увеличение работоспособности, при котором спортсмен достигает более высокого уровня выполнения соревновательного упражнения, и снижение уровня реакции спортсмена на стандартную физическую нагрузку, что позволяет ему выполнять эти нагрузки более экономно.

Цикл суперкомпенсации как всеобъемлющий механизм спортивного совершенствования объясняет тренировочный процесс с точки зрения взаимодействия между нагрузкой, утомлением и восстановлением. Принцип суперкомпенсации был разработан в отношении отдельной тренировки и серии тренировок. Согласно этому принципу, отдельная нагрузка или сумма нескольких нагрузок вызывают фазу утомления и восстановления с последующим периодом увеличенной работоспособности (фазы суперкомпенсации), которая может использоваться для организации нового воздействия и подготовки к следующему шагу в процессе спортивного совершенствования. Несмотря на некоторые ограничения и оговорки, принцип суперкомпенсации остается основным в теории спортивной тренировки.

Представлен обновленный вариант специфических принципов спортивной тренировки: (1) принцип специализации касается социальных аспектов, выбора специфического вида спорта для дальнейшего совершенствования и определения специфических по виду спорта приоритетов; (2) принцип индивидуализации обращается к психофизиологическим особенностям спортсменов; (3) принцип вариативности говорит об источниках и особенностях изменения тренировочного воздействия; (4) принцип взаимодействия нагрузок касается положительных, нейтральных и отрицательных воздействий в пределах ряда последовательных тренировок и (5) принцип цикличности в планировании тренировочного процесса соответствует и поддерживает общую идею периодизации тренировки.

 



ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ

 

Тренировочные эффекты – последствия тренировочного воздействия, характеризующие кратковременные, среднесрочные и долговременные реакции спортсменов на нагрузку. Эти реакции должны быть средоточием особого внимания тренеров и спортсменов, которым следует представлять себе делаемые эффекты определенной тренировки, тренировочного цикла или более длительного тренировочного периода.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 662.