Специфичность тренировочной нагрузки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как видно на рис. 24, специфичность тренировочной нагрузки характеризуется переносом результатов тренировки с одного задания (выполнения вспомогательного упражнения) на другое (основное упражнение). Обычно тренеры используют широкий набор упражнений, большинство из которых может быть разделено на две группы:

- упражнения для совершенствования двигательных способностей (силы, выносливости и др.);

- упражнения для совершенствования технических навыков.

Эти упражнения могут быть скомбинированы, чтобы улучшить взаимодействие между двигательными способностями и техническими навыками. В любом случае полезность каждого упражнения зависит от того, как оно влияет на выполнение главного (соревновательного) упражнения. Другими словами, перенос двигательных способностей и технических навыков с тренировочного упражнения на соревновательное определяет, насколько полезным являются эти вспомогательные упражнения.

Особенно интересны две важные особенности переноса тренировочного эффекта:

- перенос технических навыков значительно более ограничен, чем перенос двигательных способностей;

- оба вида переноса очень зависят от квалификации спортсменов; спортсмены низкого и среднего уровня более чувствительны к любому виду упражнений, включая неспецифические, в то время как перенос тренировочного результата у высококвалифицированных спортсменов существенно ограничен специфичностью вспомогательных упражнений.

Перенос двигательных способностей. Этот вид переноса формирует основу для использования любых упражнений общего и специального воздействия в любом виде спорта. Перенос двигательных способностей намного более значителен у спортсменов низкой квалификации, которые более восприимчивы к любому виду физических упражнений. Чем выше квалификация спортсменов, тем ниже их восприимчивость к неспецифическим упражнениям. Более того, некоторые упражнения могут давать отрицательный эффект на специфическую по виду спорта подготовленность спортсменов. Именно это делает оценку вероятности переноса двигательных способностей такой важной.

Перенос результата тренировочного воздействия может быть оценен путем сравнения достижений при выполнении основного и вспомогательного упражнений. Точный количественный способ такого сравнения описан Зациорским (1995). В табл. 81 представлен качественный подход к определению различных типов переноса тренировочного результата, основанный на взаимосвязи основных и вспомогательных упражнений.

Таблица 81 - Некоторые принципы переноса тренировочного результата по отношению к переносу двигательных способностей

 

Тип переноса тренировочного результата Взаимосвязь между основным и вспомогательным упражнениями Пример их спортивной практики
Высокий положительный. Улучшение результата выполнения вспомогательного упражнения приводит к пропорциональному (или почти пропорциональному) улучшению выполнения основного упражнения. Улучшение результата в прыжке в длину толчком двумя руками приводит к пропорциональному увеличению силы отталкивания при выполнении старта в плавании.
Низкий или средний положительный. Улучшение результата выполнения вспомогательного упражнения приводит к относительно небольшому или среднему улучшению в основном упражнении. Рост максимальной силы в жиме лежа заметно улучшает результат в метании диска.
Отсутствие переноса. Улучшение результата выполнения вспомогательного упражнения не влияет на результат в основном упражнении. Рост максимальной силы в жиме лежа не влияет на силовую выносливость мышц туловища.
Отрицательный. Улучшение результата выполнения вспомогательного упражнения ухудшает результат в основном упражнении. Рост максимальной силы в жиме лежа вызывает уменьшение максимальной скорости плавания.

 

Стоит отметить, что набор упражнений, выполняемых высококвалифицированными спортсменами, содержит не только упражнения с положительным переносом тренировочного эффекта, но также и те, которые непосредственно не влияют на соревновательный результат. Различные упражнения для разминки, заминки и активного восстановления формируют необходимые и полезные части тренировочной программы, несмотря на отсутствие прямого положительного переноса. Если приняты специальные меры для предотвращения вредного эффекта, то могут использоваться и некоторые упражнения с отрицательным переносом. Например, упражнения на развитие максимальной силы отрицательно влияют на гибкость в соответствующих суставах, в результате чего диапазон движений и спортивный результат в целом могут снизиться. Этот побочный эффект упражнений на развитие максимальной силы может быть принят во внимание при планировании программы тренировки, и для предотвращения этого негативного эффекта в нее могут быть включены упражнения, направленные на растяжение мышц (на гибкость). Пример положительного переноса двигательной способности может быть найден в практике тренировочного процесса высококвалифицированных датских футболистов.

Перенос технических навыков. Основной фактор, ограничивающий перенос технического навыка – нервно-мышечная специфика техники выполнения движений в любом виде спорта. Чтобы максимально увеличить положительный перенос навыка, нужно обеспечивать полное соответствие тренировочного упражнения специфическим по виду спорта координационным требованиям. Вот почему положительный перенос (положительный эффект) при совершенствовании техники движений обеспечивается относительно небольшим набором упражнений. Табл. 82 представляет обобщение ситуации, в которой были получены положительный и отрицательный переносы навыка.

Таблица 82 - Некоторые типы переноса технического навыка с точки зрения спортивных практиков

Тип переноса технического результата Типичные подходы и/или упражнения Пример их спортивной практики
Высокий положительный. Выделение определенного технического элемента или детали общей координационной схемы. Облегчение достижения максимальной частоты шагов в беге под уклон. Акцентирование высокого положения локтя в процессе работы над гребком в плавании.
Низкий или средний положительный. Имитация специфических по виду спорта движений и технических элементов на специально спроектированных тренажерах и/или устройствах. Имитация метания копья на инерционном тренажере в зале. Имитация прыжков в фигурном катании в гимнастическом зале с дополнительной поддержкой и помощью.
Нулевой Любые упражнения, не подобные основному соревновательному движению, с позиции нервно-мышечной координации. Жим и тяга лежа, выполняемые бегунами, гребцами, пловцами и т.д.
Отрицательный Упражнения, сходные с основными соревновательными по некоторым кинематическим характеристикам, но сильно отличающиеся по нервно-мышечной координации. Бросок чрезмерно утяжеленного копья или диска. Гребля в байдарке/каноэ с чрезмерным дополнительным сопротивлением ходу лодки.

 

Общее правило получения положительного переноса – использование упражнений, очень сходных с основным соревновательным по схеме нервно-мышечной координации. Обычно они могут быть разработаны с помощью специфической модификации упражнений, подчеркиванием какой-либо их технической детали, элемента или/и путем следования какому-либо специфическому по виду спорта требованию. Одним из подходящих вариантов такой модификации является искусственное облегчение или утяжеление условий выполнения основного соревновательного упражнения. Это особенно популярно при конструировании упражнений, при выполнении которых скорость передвижения искусственно увеличивается или уменьшается за счет применения сопротивления; эти упражнения либо облегчают достижение более высокой скорости движения, либо, наоборот, требуют применения более значительных усилий в рамках обычной двигательной задачи (Маглиско, 1992).

Конструирование оригинальных тренажеров и специально модифицированных упражнений традиционно поручается тренерам и ученым в области спортивной науки. Очень часто эти новшества предназначены для развития определенных двигательных способностей в рамках специфической по виду спорта координационной структуры. Обычно проблема состоит в том, как получить желательный эффект без искажения техники движения. Например, увеличение веса копья позволяет спортсменам увеличить уровень проявления силы, но может нарушить технику движения, если вес копья чрезмерен. С другой стороны, положительный перенос навыка достигается любым способом, искусственно облегчающим выполнение упражнения, но не искажает технику. Гребной тренажер «Концепт», например, позволяет спортсменам развивать специальную мышечную выносливость, когда двигательная задача существенно упрощена (нет взаимодействия с водой, условия работы стандартные), но схема движений остается удовлетворительной в координационном плане.

В процесс подготовки спортсменов включается широкий спектр упражнений, которые улучшают свойства мышц, но не воздействуют на технический навык. Это относится ко всем общеподготовительным упражнениям, выполняемым на неспецифических по виду спорта тренажерах. Поскольку они не имеют никакого нервномышечного сходства с основным соревновательным упражнением, они не дают никакого переноса навыка и поэтому нейтральны с точки зрения техники движения. Другой тип упражнений может быть подобен основному соревновательному движению, но иметь серьезные несоответствия в нервно-мышечной схеме движения. Отрицательный перенос навыка является очень вероятным результатом использования таких упражнений. Например, длительная гребля в каноэ или байдарке со слишком большим дополнительным сопротивлением ходу лодки может стимулировать развитие специальной силовой выносливости, но отрицательно воздействует на технику движения.

 

Аккомодация

Две тесно связанные особенности характеризуют аккомодацию (обязательный компонент процесса адаптации, вызванного тренировкой):

- увеличение работоспособности;

- уменьшение реакции на постоянную физическую нагрузку.

Увеличение работоспособности может быть отслежено с помощью специфических по виду спорта показателей, таких, как результаты выполнения работы до отказа, скорость анаэробного порога в видах спорта на выносливость и т.д. Постоянная физическая нагрузка может быть организована при обследовании спортсменов на эргометре или при тестировании их с заранее заданной скоростью или мощностью. Оба варианта можно проследить на примере результатов наблюдения за подготовкой байдарочников мирового класса в течение одного сезона.

У процесса аккомодации есть много субъективных индикаторов: с увеличением работоспособности спортсмены сообщают о большей «свободе движения», облегчении дыхания во время длительной работы, лучшем расслаблении мышц, усилении специфических по виду спорта ощущений, подобных «чувству воды» в водных видах, «чувству льда» в катании на коньках и т.д.

Все эти субъективные оценки очень важны и для тренера, и для спортсмена; желательно отмечать их в дневниках спортсменов и журналах тренеров.

В заключение надо отметить, что общая логика принципов адаптации по отношению к тренировочному процессу может быть представлена в следующей последовательности:

- тренировка с адекватной рабочей нагрузкой вызывает желаемые реакции в организме спортсменов (принцип величины воздействия);

- эти реакции вызывают процесс приспособления, который приводит к увеличению работоспособности и более экономному реагированию на стандартные рабочие нагрузки (принцип аккомодации);

- увеличенный уровень работоспособности отражается на выполнении соревновательного упражнения в соответствии с тренировочными результатами, перенесенными с различных упражнений на главное соревновательное (принцип специфичности).

Нарушая эти взаимосвязи, мы понижаем тренировочный эффект, и чем выше уровень спортсмена, тем значительнее будет ожидаемое снижение эффекта тренировки.

 

3.1.5 ПРИНЦИП СУПЕРКОМПЕНСАЦИИ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ

 

В течение долгого времени и теоретики, и практики спорта искали полное, лишенное противоречие объяснение тому, как именно улучшается тренированность спортсменов. Другими словами, основной вопрос был: как спортивная тренировка вызывает увеличение работоспособности спортсменов? Один из первых научно обоснованных ответов на этот вопрос был предложен в середине 1950-х годов советским профессором биохимии Яковлевым (1977), который описал цикл суперкомпенсации после отдельной тренировки. Это явление было с энтузиазмом воспринято теоретиками спорта, которые пытались объяснить средне- и долгосрочные эффекты тренировки, базируясь на цикле суперкомпенсации. Дальнейшие исследования и, особенно, практический опыт, полученный в тренировочном процессе спортсменов высокой квалификации, показали множество ограничений в применении этого принципа к тренировке высокого уровня. Несмотря на это, принцип суперкомпенсации снова получил признание при интерпретации и осмыслении основ тренировочного процесса.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 295.