Простая матрица SWOT-анализа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
    Возможности 1. 2. Угрозы 1. 2.
Сильные стороны 1. 2. Поле 1 сила и возможности Поле 2  сила и угрозы
Слабые стороны 1. 2. Поле 3 слабость и возможности Поле 4 слабость и угрозы

 

Сопоставление каждой пары позиций сильных и слабых сторон с их воз­можностями и угрозами позволяют сформировать четыре поля, по каждому их которых формируется своя стратегия. По полю 1 следует разрабатывать стра­тегию по использованию сильных сторон для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которая появилась во внешней среде. Такую стратегию можно назвать стратегией развития. По полю 3 стратегия должна быть направлена на преодоление слабостей муниципального образования за счет появившихся возможностей во внешней среде. По полю 2 стратегия должна быть направлена на максимальное использование силы территории для устранения угроз. Стратегии по полям 2 и 3 можно назвать стратегией оптимизации. В этих полях муниципальное образование (регион) может ус­пешно функционировать, но не развиваться. По полю 4 стратегия должна быть направлена на то, чтобы избавиться от слабости и одновременно попытаться преодолеть нависшую над ним угрозу. Такая стратегия может быть стратегией выживания. Все некомпенсированные слабьте стороны и угрозы становятся стратегическими проблемами для руководства территории. Все силь­ные некомпенсированные стороны и возможности становятся стратегическими резервами.

Таблица 4.6

Некоторые внутренние факторы и параметры для территориального SWOT-анализа

Фактор Параметры для анализа
Экономико-географическое положение Физические размеры, близость к центру или на окраине, на удобных транспортных коммуникациях
Геополитическое положение, уровень известности, имидж Пограничные муниципальные образования/регионы, историческое значение и совре­менная роль муниципального образования, отношение к муниципальному образованию жителей и приезжих, привлекательность для окружающих, условия и возможности интеграции для иностранцев, размещение СМИ, международные связи, партнерства, политическая стабильность
 Климат Тип климата, среднегодовая температура, средняя температура июля, января, количество осадков
Экономика ВРП, в т.ч. на душу населения, структура ВРП по производству, использованию и распределению, размер национального богатства, объем инвестиций, индекс цен производителей и индекс потребительских цен, особенности муниципального воспроизвод­ственного процесса и его эффективность
Внутрирегиональные связи и пространственная организация Производственная кооперация, близость рынков сбыта и по­ставщиков, наличие агломераций, промышленных узлов, цен­тров, межотраслевых комплексов, региональные схемы разме­щения производительных сил и расселения, муниципальные диспаритеты
Финансы Доходы и расходы бюджета, размер налоговой нагрузки, мест­ные налоги, сборы, пошлины, финансовое стимулирование, кредиты и займы
Ресурсная база Природные ресурсы, полезные ископаемые
Население и уровень жизни Численность населения, продолжительность жизни, численность и качество экономически активного населения, уровень безрабо­тицы, рождаемости, смертности, половозрастная структура на­селения, социальная структура, точки и уровень социальной на­пряженности, доходы и расходы населения
Производственный потенциал Структура муниципального социально-экономического комплекса, отрасли специализации, возможности занятости, потенциал рынков, производственные мощности, износ ОФ, конкуренто­способность товаров и услуг
Потребительский потенциал Покупательная способность населения, привлекательность и размер рынков
Условия хозяйственной дея­тельности Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность, стимулирование экономического развития администрацией, де­монополизация территориальных рынков, отношение к предприни­мательству
Природная среда и возможно­сти рекреации Природная зона, ландшафты, качество окружающей среды, за­траты на охрану окружающей среды, отдых
Жилье Обеспеченность жильем, качество жилья
Социальная инфраструктура Возможности проведения досуга, сектор услуг, культура, обра­зование, искусство, наука, медицинское обслуживание, спорт, наличие торговых учреждений
Производственная инфра­структура Земельные участки, энергетика, транспорт, транспортная дос­тупность, инновационные центры, технопарки, ярмарки, выстав­ки, конгрессы, наличие финансового центра, сфера информации и телекоммуникаций
Институциональная инфра­структура Эффективность государственного и регионального управле­ния, наличие административного центра и административных структур, благоприятный для населения и хозяйствующих субъ­ектов сервис администрации, уровень преступности
Экологическая инфраструк­тура Использование важнейших видов сырья и природных ресурсов, уровень выбросов в водно-воздушный бассейн, шумовая нагруз­ка, утилизация и повторное использование сырья и материалов, доля населения с доступом к питьевой воде

 

Задача SWOT-анализа состоит, однако, не просто в показе всех сильных и сла­бых сторон, а в их ранжировании в отношении поставленных целей муниципального развития.

Анализ всех крупных возможностей и угроз позволяет получить общую картину привлекательности муниципального образования. Результаты SWOT-анализа, дополненные выводами по другим направлениям муниципальной диагностики, являются базой дальнейших этапов регионального или муниципального стратегического управления.

Развивая логику качественного анализа, можно переходить к выделению основных факторов влияния и установлению корреляционных связей между ними (рис. 4.1). SWOT-анализ позволяет перейти к конкретному стратегическому выбору развития региона.

Следует отметить, что в условиях, когда имеют место ограниченный объем статистической информации и невозмож­ность строгой формализации по мнению большинства исследователей, наиболее конструктивным методическим решением является разработка стратегических альтернатив в форме сценарных вариантов (лучше трех: оптимистичного, реалистич­ного, пессимистичного). Качественный анализ показывает, что в данных условиях, по-видимому, отпадают, как требующие длительного времени и тщательного отбора групп экспертов, спосо­бы аналитических экспертных оценок, Дельфи, Перта, программного и эвристи­ческого прогнозирования, а так­же морфологический анализ и прогнозирование по аналогии. При этом качественный анализ может быть проведен на основе имеющихся эмпирических данных ограниченной группой экспертов, которые хо­рошо информированы и квалифицированы в рассматриваемом локальном вопросе[13].

 

     
 

 

 



Рис 4.1. Методология качественного анализа на основе SWOT-анализа и его связь  со стратегическим выбором

При этом об­щий алгоритм решения рассматриваемой задачи можно сформулировать как вари­ант прогнозного графа. Он предполагает реализацию следующих процедур:

Ø  идентификация объекта в виде конкретного региона (муниципального образования);

Ø сбор и анализ информации;

Ø определение основных функциональных переменных (внешних и внутрен­них факторов) и текущей структуры;

Ø  выбор наиболее существенных параметров, а также интегральных критери­ев с обоснованием их корреляционно-регрессионной модели;

Ø формирование параметрического прогноза;

Ø проведение мозговой атаки;

Ø обработка результатов мозговой атаки: формирование прогнозной структу­ры объекта по сценарным вариантом его развития и численная оценка соответст­вующих интегральных критериев по принятой модели[14].


        

 


Рис. 4.2. Формирование стратегического выбора региона на основе стратегической диагностики

При этом процедуры 1-5 желательно осуществлять силами независимых экс­пертов-ученых, у которых отсутствуют установки на решение задач, стоящих перед Администрацией региона или муниципального образования. Процедура 6, напротив, должна реализовываться коман­дами, представленными как независимыми экспертами, так и специалистами Адми­нистрации (в этом случае будет обеспечено оптимальное сочетание фундаменталь­ного подхода с квалификацией и опытом в конкретной области).

При анализе внешней среды необходимо из всего многообразия внешних факторов выделить и сгруппировать наиболее значи­мые факторы влияния.

Будущее социально - экономического развития региона (муниципального образования) будет тем успешнее, чем точнее удастся спрогнозировать тенденции развития его окружения и выбрать траекторию развития, учитывающую эти тенденции. Важно понять какие функции территория может взять на себя в разделении труда, чтобы оказаться конку­ренто­спо­собной. Для этого необходимо дать прогноз развития внешних систем, чтобы представить возможности региона в конкуренции за инвестиции, оценить общий инвестиционный климат в РФ, возможные рынки для продукции и услуг на которых может специализироваться регион (муниципальное образование, город).

 



Рис.4.3. Анализ процессов и тенденций по сферам жизнедеятельности региона

Возможное построение изложения: последовательно называется одна из существующих или возможных функций территории (промышленный центр, центр науки, финансовый центр, агропромышленный центр и т.д.) и рассматривается внешняя обстановка с точки зрения благоприятствования данной функции.

В итоге формулируются несколько ключевых позиций, характеризующих внешние условия, наиболее сильно определяющие выбор направлений развития экономики территории.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие методы используются в процессе стратегического анализа?

2. Какие этапы и функции стратегического анализа Вы знаете? Охарактеризуйте их.

3. Как выполняется STEP-анализ?

4. Какой алгоритм используется при проведении SWOT-анализа?


 

ЛЕКЦИЯ 5. Технологии стратегического территориального планирования

5.1. Отечественный опыт стратегического территориального планирования

В России существует опыт разработки и реализации стратегий и стратегических планов социально-экономического развития территорий, однако, используемые методологии и методики не полностью соответствуют последним достижениям науки, вообще требованиям научного (и в частности, системного) подхода к социальным явлениям.

В частности, к существенным недостаткам большинства из известных методик можно отнести следующие:

- преимущественную ориентацию схемы и порядка разработки стратегического плана не на наиболее важные экономические и социальные цели с определением необходимых для их достижения «точек роста» и наиболее оптимального распределения ресурсов, а на параллельное и практически независимое решение существующих проблем на основе «механически-суммативного» использования ресурсов при слишком общем и недостаточно конкретном определении целей социально-экономического развития;

- отсутствие вариативности в постановке системы целей и задач социально-экономического развития территории и в распределении ресурсов для их достижения, что не позволяет осуществить выбор наиболее оптимальных и эффективных с социально-экономической точки зрения сценариев развития при разных вариантах изменения «внешней среды»;

- использование субъективных представлений разработчиков о важности тех или иных объективных показателей для разных социальных групп при оценке качества жизни населения и целей социально-экономического развития и практически полное игнорирование мнений самого населения на этот счет;

- недостаточную системность и полноту анализа ресурсов,
необходимых для достижения целей социально-экономического развития;

- непроработанность вопросов мониторинга и постоянного кадрового, интеллектуально-методического и «обучающего» сопровождения процесса реализации стратегических планов социально-экономического развития территории;

- отсутствие органической связи между стратегическим планированием на разных уровнях управления социально-экономическим развитием территорий (в частности, между уровнем субъекта Федерации и уровнем муниципальных образований);

- отсутствие органической связи между стратегическим планированием социально-экономического развития территории и стратегическим планированием деятельности соответствующей территориальной администрации (т.е. органов государственного управления субъектов Федерации и муниципальных образований);

- слабое использование математических методов и компьютерных программ в процессе анализа социально-экономического состояния территории, разработки и реализации стратегических планов.

Обобщение методического материала, относящегося к стратегическому планированию развития регионов и муниципальных образований, дает основание для применения передового и прогрессивного опыта в практике построения модели стратегического планирования применительно к специфике Российских регионов.

Из проводимых в России исследований в области методологического и методического обеспечения территориального стратегического планирования выделяются исследования СОПСа, МЦСЭИ «Леонтьевский центр» и Института проблем региональной экономики РАН (г. Санкт-Петербург), ИЭиОГТП СО РАН (г. Новосибирск), Института экономики УрО РАН (г. Екатеринбург), Вологодского НКЦ ЦЭМИ РАН (г. Вологда), Фондов «Институт экономики города» и «Центра стратегических разработок» (г. Москва), Инновационного центра (г. Н.Новгород), Нижегородского Института менеджмента и бизнеса, Нижегородской архитектурно-строительной академии и др.

Публикации свидетельствуют о том, что в большинстве случаев анализ ситуации, определение проблем и приоритетов проводится на основе рейтинговых оценок; целевой блок, за редким исключением (Нижний Новгород), формируется без количественных характеристик (на уровне общих формулировок); сущность и состав собственно стратегий, стратегических документов трактуются весьма неопределенно; определение "точек" или "полюсов" роста производится без учета принципов поляризованного развития экономики и специфики доминирующих отраслей, лежащих в основе теоретических разработок авторов этих экономических понятий, получивших сегодня широкое распространение.

Следует отметить, что трансформация инструментов и понятий теории управления применительно к практике территориального планирования носит незаконченный, спонтанный и противоречивый характер. Так, концепция внедрения стратегического планирования в систему управления городом, разработанная администрациями г. Ярославля, Костромы, Владимира и др., совместно с учеными Московских и Владимирских вузов, основана на использовании метода проектного финансирования, заимствованного из арсенала бизнес-планирования, теории и практики управления крупными корпорациями. Такой подход позволяет применить технологии стратегического планирования на этапах анализа и целеполагания, однако не предусматривает формирования стратегического выбора и структурирования муниципального стратегии в разрезе частных политик, реализующих стратегические цели.

Система стратегического планирования города Москва включает следующие документы: концепция комплексного социально-экономического развития; стратегия развития; целевые программы; текущие годовые планы. Структура и содержание системы планирования г. Москва находят целостное отражение в «Рабочих тетрадях», издаваемых Правительством г. Москвы совместно с Московским городским институтом управления и Центром современного управления. Спецификой стратегического планирования и управления развитием г. Москва является приоритетность решения финансовых проблем и уточнения финансовой системы города[15].

Широко известно, что крупномасштабные работы в области стратегического планирования проводятся в одном из крупнейших городов России - Санкт-Петербурге. Здесь впервые в стране разработан Стратегический план развития города. Это весьма объемный прогнозно-аналитический документ, созданный коллективом, представляющим более трехсот городских организаций, заинтересованных в его выполнении. Окончательный вариант Плана подписан всеми участниками, взявшими на себя моральные обязательства придерживаться выбранных приоритетов, что является, по мнению разработчиков, главным отличием его как документа общественного согласия от ранее Разрабатывавшихся документов стратегического характера. План содержит систему целевых ориентиров, ряд стратегических направлений действий по их достижению, набор конкретных мероприятий, раскрывающих эти направления. Но остается невыясненным вопрос со статусом Стратегического плана. Ведь наряду с ним в Санкт-Петербурге есть и другие документы, раскрывающие перспективы городского развития. По замыслу авторов Стратегический план не является нормативным актом, а вот сопровождающие его планы действий городской администрации и Законодательного собрания должны носить нормативный характер. Поэтому такой План можно только принять к сведению и все.

Тем не менее, стратегический план Санкт-Петербурга, успешно адаптировав новые для России методы и подходы, используемые в городах Европы и США, явился, своего рода, моделью для крупных городов и регионов России.

Учеными Института проблем региональной экономики РАН (A.Р. Когут, В.Е. Рохчин, Б.М. Гринчель, К.Н. Знаменская и др.) исследуются теоретические и методические вопросы региональных и муниципальных предплановых исследований, практические вопросы планирования и мониторинга реализации концепций и программ регионального и муниципального развития. На основе опыта стратегического планирования в регионах России разработаны методические рекомендации по формированию концепции развития муниципального образования, где подробно представлен порядок организации работ по созданию концепции, используемые методы и подходы, подробно рассмотрены подходы и методы предплановых исследований и анализа состояния объекта планирования.

Предлагается рассматривать стратегию в качестве структурной части концепции. В структуре концепции выделяются следующие основные блоки:[16]

1. стартовые условия и исходные предпосылки социально-экономического развития территории (региона);

2. стратегические цели развития и структурной перестройки экономики, выявление и учет интересов различных субъектов управления и хозяйствования;

3. основные направления региональной (муниципальной) социально-экономической и структурной политики;

4. оценка социально-экономических последствий реализации основных направлений социально-экономического развития региона (муниципального образования) и структурных преобразований в его экономике;

5. механизм реализации концепции.

Выявление и обоснование стратегического выбора муниципального образования (региона), представляющего собой «совокупность приоритетных функций, выполнение которых призвано обеспечить достижение главных целей социально-экономического развития», основывается на определении ключевых отраслей и видов деятельности для данной территории («полюсов роста»).

В связи с этим определенный интерес представляют исследования ученых Вологодского научно-координационного центра ЦЭМИ РАТТ (В.А. Ильин, М.Ф. Сычев и др.) относительно методики и инструментария определения «полюсов (точек) роста». Подход основывается на методе рейтинговой оценки, под которым понимается «определение обобщающего показателя, характеризующего степень экономической привлекательности изучаемого объекта на основе разработки системы индикаторов».[17] При обосновании точек роста используется аппарат экономико-математического моделирования. Результаты исследования апробированы при разработке концепций развития ряда районов Вологодской области.

Нижегородский опыт стратегического планирования развития территорий может быть интересен разнообразием применяемых подходов и методик. В данном направлении проводится работа несколькими структурами следующих учреждений: Инновационным Центром; Филиалом института экономики города; КУБом - Коммерческие услуги бизнесу; Нижегородским институтом менеджмента и бизнеса; Нижегородской архитектурно-строительной академией.

При этом, некоторые муниципалитеты прибегают к помощи зарубежных консультантов: г. Балахна, Городец, Арзамас, которые организуют разработку стратегических документов различными научными организациями на конкурсной, альтернативной основе (Нижний Новгород); иные привлекают к работам ученых российских научно-исследовательских организаций или ВУЗов в качестве соразработчиков проектов (г. Москва, г. Нижний Новгород, Нижегородская область, г. Владимир, г. Тольятти, г. Киржач, Саратов, Самара и др.)[18].

Таким образом, трансформация инструментов и понятий теории управления применительно к практике территориального планирования носит незаконченный, спонтанный и противоречивый характер.

 

5.2. Зарубежные технологии стратегического планирования

Основной особенностью западных технологий в стратегическом планировании является «поиск критериев достижения общественного согласия в долгосрочной и краткосрочной перспективе». В соответствии с этим выстраивается, и главный механизм поиска стратегии развития сообщества будь то «Земли Германии», Графства или Муниципалитеты. Задача или цель – (в данном случае стратегирующего) –вовлечение в процесс планирования как можно больше общественных институтов и широких слоев населения. Суть этой работы состоит в активном изучении мнения различных сословий населения, бизнес элиты и властных структур. На основании широких социологических опросов получается (по большинству «голосов») - стратегический образ или стратегическая цель, которая и выбирается в качестве основной стратегии развития сообщества.

Однако данный подход для российской действительности сегодня вряд ли может быть применим, так как в российском сверх поляризованном обществе получить таким образом реальную стратегию вряд ли возможно, а если и можно сформировать какую-нибудь «Стратегическую сборку» то она непременно будет носить сугубо конъюнктурный характер, и, как правило, будет подстроена под реализацию сея минутных политических мелкогрупповых интересов. В Российском общественном менталитете весьма глубоко утвержден образ «сильного государства», контролирующего большинство сфер жизнедеятельности общества, и без учета государственных институтов и активизации внутреннего потенциала саморазвития стратегическая цель правильно поставленной быть не может. Здесь все еще сильна административная составляющая в процессе управления социально-экономическим развитием. Поэтому чаще всего разработка стратегических документов развития территорий инициируется пока властными структурами с последующим вовлечением в данный процесс специалистов, науки, бизнеса и гражданских институтов[19].

В то же время в западноевропейских странах зачастую инициация разработки стратегических документов территориального развития исходит от институтов гражданского общества в соответствии с принципом рыночной самоорганизации, и разработанная таким образом стратегия является одним из способов общественного надзора за деятельностью властных органов. У нас же в России, в условиях переходной экономики, велико значение административного ресурса. В частности, многими российскими авторами указывается, что в нынешней смешанной экономике России могут быть присущи элементы как индикативного, с упором на усиление регулирующей роли государства, так и директивно-централизованного планирования.

В то же время, опыт других стран (в частности Франции) показывает, что эффективность индикативного плана фактически несоизмерима с усилиями по его разработке, кроме того, он плохо поддается контролю и корректировке.

Большинство западных методик основаны на всемерном использовании в процессе планирования такого ресурса как «мера общественного согласия», принципов социального партнерства и согласования интересов местного сообщества, органов государственной власти и бизнеса. Стратегия развития строится на выявлении и использовании сильных сторон и возможностей территории.

Франция. Во Франции система государственного планирования включает Генеральный план территориального устройства на период до 2015 г., основные положения которого детализируются в индикативных пятилетних планах. Основной формой регионального планирования является система пятилетних плановых контрактов «государство - регион».[20] Роль плановых контрактов состоит в получении финансирования со стороны государства и других участников контракта, а также согласование позиций и интересов участников, их роли в осуществлении мероприятий регионального развития.

Германия. В Германии разрабатываются федеральный и земельный рамочный планы, составляющие целостную систему территориального стратегического планирования. Кроме того, в последние годы получила развитие практика разработки концепций регионального развития с целью обоснования мероприятий по региональному стимулированию и содержащих цели развития, приоритетные инвестиционные проекты и мероприятия по координации деятельности участников реализации концепции. Наиболее интересен опыт стратегического планирования развития таких германских городов, как Мюнхен, Берлин, Бранденбург, Кельн, Ульм. Опыт территориального стратегического планирования городов и коммун Германии с учетом международных требований позволил сформулировать основные правила стратегического планирования[21]:

Эти Правила гласят:

1. Следует четко определить, кто является адресатом концепции: политики, администрация, другие инстанции, а также обязательства согласно концепции.

2. Глубокий и постоянный анализ сильных и слабых сторон территории является непреложным требованием для обоснованного стратегического плана.

3. Стратегическое планирование должна сопровождать коммуникативная стратегия, направленная на достижение общественного согласия всех заинтересованных структур за счет консенсуса и широкой информированности. Данную стратегию следует разрабатывать достаточно рано, поскольку шансы на успех во многом зависят от подключения основных действующих лиц, инстанций и общественности.

4. Неотъемлемой чертой стратегического планирования является установление приоритетов. Формулировки типа «желательно, следует сделать и т.д.» не дают четкой ориентации, стратегия должна быть ориентирована на имеющиеся ресурсы.

5. Стратегические планы должны корректироваться и продолжаться с учетом реального развития сегодня, их следует конкретизировать путем принятия краткосрочных (1-2 года) планов деятельности, которые согласуются со стратегическим планом,

6. Реализацию планов и проектов должна непрерывно сопровождать их оценка, для того, чтобы сделать возможной текущую корректировку. Следует подключать для этого внешние или нейтральные инстанции, в любом случае необходимо избегать предвзятой оценки.

7. Деятельность организационной структуры должна быть направлена на реализацию стратегии, планов, на разработанную программу мероприятий.

8. Стратегическое планирование и стратегическая направленность политики, а также ее непрерывная реализация с помощью планов действий, проектов и мероприятий подразумевают адаптацию к оргструктуре управления.

9. Стратегическое планирование и его реализацию следует понимать как «обучающую систему». Планирование и принятие политических решений должны реагировать на новые разработки и познания (гибкость и адаптивность стратегического планирования, как процесса, а не жесткой системы).

10. Стратегическое планирование и соответствующая политика четко ориентированы на «лидерство» в администрации и политическом руководстве. Поскольку этому не способствуют короткие избирательные сроки, необходимо обеспечить преемственность стратегических разработок и широкий консенсус среди задействованных инстанций и населения (при этом большую роль играют политико-административные структуры, частно-государственное партнерство, а также участие общественности).

Нидерланды. Особенностью системы территориального планирования в Нидерландах являются проработанные механизмы учета и согласования интересов целевых групп общества, улаживания конфликтов и кооперации для достижения стратегических целей. Развитие этих механизмов обосновывается многовековым опытом по осушению и освоению участков дна Северного моря, требующего коллективных усилий под руководством государственных органов.

Скандинавские страны. Интересен также опыт территориального планирования скандинавских стран (Финляндии, Швеции, Норвегии), который имеет наибольшее значение и наиболее активно заимствуется при планировании развития Северо-западных регионов РФ.

В частности, в методике «RDP (Regional Development Program)», разработанной финскими учеными на основе опыта разработки региональных стратегий, результатов региональных исследований и эмпирических данных, полученных с использованием новых информационных технологий, описывается разработка, так называемой, «стратегии трипартизма» ( tripartite strategy ). Она позволяет добиться оптимальных параметров взаимодействия трех основных субъектов, занятых в реализации стратегии: региональных органов государственной власти (органов местного самоуправления), бизнеса, научных организаций и системы образования (рис. 5.5).

Здесь в качестве приоритетного выступает инновационный фактор экономического роста. В рамках реализации стратегии взаимоотношения между данными субъектами строятся по следующему принципу:

- взаимоотношения «власть - бизнес» предполагают совместную работу по минимизации экономических и политических рисков, развитие системы государственных гарантий и страхования предпринимательских рисков, созданию новых рабочих мест за счет расширения бизнеса;

- взаимодействия «бизнес - научно-исследовательские организации и система образования» строится на основе повышения уровня квалификации персонала предприятий, создания научно-производственных комплексов и технопарков, разработки и коммерциализации инноваций;

- взаимоотношения «власть - научно-исследовательские организации и система образования» строится на основе формирования и развития образовательной и инновационной инфраструктуры, подготовки кадров и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, выполнение общественного заказа на образовательные услуги.

 



Рис. 5.1. Стратегия трипартизма

 

Таким образом, в стратегическом планировании определяются «точки» взаимовыгодного сотрудничества и кооперации, которые реализуются в виде конкретных проектах и программах взаимодействия между данными субъектами.

Данная методика может быть эффективна лишь в условиях достаточно хорошо развитых институтов гражданского общества, наличия развитой социальной и инновационной инфраструктуры, отсутствия принципиальных противоречий в интересах участвующих субъектов. В современных российских условиях успешно могут использоваться лишь отдельные элементы данной и других методик.

Схожим образом с методикой «RDP» построена система территориального планирования в Норвегии на уровне коммун и муниципалитетов. Она основана на проектном подходе, где основное внимание при осуществлении планирования уделяется формированию «ядер социального партнерства» и обучению представителей целевых групп местного сообщества, участвующих в процессе разработки и реализации проектов и программ[22].

В процесс планирования вовлекаются гражданские институты, организации и предприятия, администрации коммун и муниципалитеты. Более того, местные сообщества и гражданские институты являются основными инициаторами проектов.

В целом норвежская система стратегического планирования на уровне коммун и муниципалитетов представлена стратегическим планом на 4-х летний период, основные положения которого детализируются в рамках комплексной программы, планов по приоритетным направлениям развития. Реализация данных документов осуществляется в рамках конкретных проектов. По результатам реализации стратегического плана, программ и проектов администрации коммун и муниципалитеты представляют ежегодные отчеты, которые проходят независимую общественную экспертизу, В ходе экспертизы выявляются недоработки и проблемы для дальнейшего обучения целевых групп, участвующих в реализации проектов и программ.

В общем виде процесс территориального стратегического управления в Норвегии на уровне коммун осуществляется в следующей последовательности:

1. Мобилизация ресурсов и целевых групп общества для решения комплексных территориальных проблем;

2. Организация процесса планирования (разработка стратегических планов, программ и проектов, сформированных с учетом предложений групп интересов);

3. Реализация планов, программ и проектов;

4. Оценка результатов стратегического планирования с выявлением новых проблем (общественный мониторинг).

 

 

 

 


Рис. 5.2. Сравнение алгоритмов стратегического планирования развития муниципального образования в ряде стран

 

Сравнительный анализ следующих алгоритмов стратегического планирования показывает, что они тесно связаны между собой и, в целом, отражают этапы принятия управленческого решения.

Таким образом, можно сказать, что зарубежные методики стратегического планирования основаны на наиболее активном вовлечении населения в процесс разработки и исполнения стратегических плановых решений. Этому способствует развитая практика в области социального партнерства. Кроме того, используемые методы и подходы в стратегическом планировании направлены на восприятие новых факторов и инноваций во внешней среде, что отражается на повышенной гибкости и адаптивности территориального стратегического планирования.

 


Вопросы для самопроверки

1. Какие особенности отечественного территориального стратегического планирования Вы можете выделить?

2. На какие недостатки существующих методик Вы обратили внимание?

3. Проведите сравнительный анализ алгоритмов стратегического планирования развития муниципальных образований в ряде зарубежных стран.


 


Заключение

Стратегическое планирование социально – экономического развития региона (муниципального образования) нацелено на:

Ø повышение качества жизни населения регионов (муниципальных образований);

Ø стимулирование открытого диалога и сотрудничества местных органов власти с представителями предпринимательства и всеми общественными силами в деле инициирования и реализации долгосрочных масштабных проектов экономи­ческого развития;

Ø усиление позиции территории;

Ø содействие укреплению делового имиджа территории;

Ø повышение эффективности использования ресурсов;

Ø улучшение информированности населения территории (района, муниципального образования) о перспективах ее развития.

Области, районы и города стали разрабатывать стратегии развития или экономические стратегии, отражающие видение перспективы развития территории и направления работы местных властей по оказанию содействия этому развитию.

Среди мотивов формулирования стратегии доминируют:

Ø усложнение механизмов управления,

Ø  потребность в лучшей координации и нацеленности действий различных субъектов;

Ø стремление продвинуться в решении классических территориальных социальных проблем.

С одной стороны, стратегия должна помочь местному бизнесу получить представление о деятельности властей в сфере экономики, приоритетных направления, которые будут поддерживаться и стимулироваться. С другой стороны, стратегия должна нацелить работу все более многочисленных агентств, занятых реализацией экономической политики. То есть стратегия рассматривается как средство координации усилий в достижении лучшего будущего.

В стратегическом планировании процесс анализа, постановки целей, выработки мер столь же важен, как и результат. В ходе разработки Стратегический план должен стать средством достижения согласия по поводу приоритетов развития. Совещания, семинары, конференции, выставки, проводимые в процессе разработки, - это то место, где представители разных сфер могут встречаться и обсуждать важнейшие проблемы.

При этом создается поле для переговоров, где вырабатываются мнения и решения по поводу важнейших проектов или направлений деятельности, осуществляемых совместно властями, общественными организациями и бизнесом. План создается огромным коллективом, состоящим, главным образом, из представителей тех организаций, которые заинтересованы в реализации мер плана. Этот процесс способствует кристаллизации идей, установлению контактов, формированию групп исполнителей плана и влияет на принимаемые властями и бизнесом решения.

 



Дата: 2019-02-19, просмотров: 323.