ЛЕКЦИЯ 4. Прогнозно – аналитическая деятельность в процессе стратегирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

4.1. Роль диагностики в формировании стратегического плана развития территорий

В структуре стратегического управления первым шагом является территориальный стратегический анализ, который включает:

- анализ внешней среды;

- анализ внутренней среды (управленческое обследование региона);

- анализ стратегических альтернатив, который завершается выбором стратегии.

В процессе анализа оцениваются

1) изменения, которые воздействуют или могут воздействовать на стратегию;

2) факторы, которые представляют угрозу для текущей стратегии;

3) факторы, которые определяют новые возможности достижения целей региона (муниципального образования).

Известно множество, более 2000 конкретных типов стратегий, реализуемых регионами (муниципальными образованиями). Но с экономической точки зрения перед руководством территорий стоят только четыре основные стратегические альтернативы. Это – ограниченный рост, рост, сокращение, а также сочетание этих трех стратегий.

При проведении этого анализа необходимо: определить ресурсы, которыми располагают государственные, частные и общественные структуры; собрать и проанализировать имеющуюся качественную и количественную информацию и наиболее важные новые данные; разработать и внедрить соответствующие информационные системы для мониторинга и анализа хода экономического развития. Объем и содержание данных будут зависеть от их наличия, бюджета и характера местной экономики.

Анализ основных тенденций и характеристик социально-экономического положения региона (муниципального образования) характеризует состояние и динамику изменения его промышленного и агропромышленного комплексов, финансово – экономической и социальной сфер, сферы регионального или муниципального управления.

Для проведения исследований используются следующие методы:

- Методы выявления мнений:

интервью, анкетирование, выборочные опросы, экспертиза;

- Аналитические методы:

системный метод, написание сценариев, экономический анализ;

- Методы генерирования идей:

мозговая атака, метод синектики, метод Дельфи;

- Методы оценки: оценка научно-технических и иных открытий, с точки зрения их практического применения (отрасль использования, техника, технология, товар и т.п.), деревьев значимости, оценки риска и шансов и т.д.

К ключевым функциям стратегического анализа относят:

1. Интегрирующую.

Задача - интегрировать всю совокупность информации, которую должны отслеживать органы власти о состоянии элементов внешней среды управления, поведении, изменении и тенденций изменения этого поведения на основе слабых сигналов для определения направлений подготовки и использования резерва управленческого персонала;

2. Диагностическую.

Задача – диагностика системы управления и ее отдельных элементов посредством комплекса принципов, методов и средств обнаружения (выявления) и изучения «слабых сигналов», симптомов среды управления, характеризующих наличие изменений, причин, условий, факторов, способствовавших их появлению.

3. Идентифицирующую. Задача - идентифицировать потенциал органов власти, потенциал служащих, его способность адаптироваться к изменяющимся условиям, поведению элементов внешней среды органов власти.

4. Реагирования. Задача – определение способности органов власти обеспечить адекватное реагирование на происходящие изменения поведения элементов внешней среды, посредством формирования «нужного» потенциала органов власти и выработки соответствующего поведения как закономерная и осознанная реакция.

Ключевые этапы стратегического анализа

Первый этап. Определение сфер (элементов) внешней среды, которые должны стать объектом и предметом информационного обеспечения организации стратегического анализа, планирования и управления. Мониторинг состояния, изменения, тенденций развития поведения элементов внешней среды. Определение степени их влияния на деятельность органов власти, значение главных показателей результатов деятельности органов власти.

Второй этап. Разработка механизма (ов) выявления, анализа, оценки «слабых сигналов» внешней среды, диагностики системы управления, механизма идентификации потенциала органов власти, служащих к изменяющимся условиям, поведению элементов внешней среды и т.д.

Третий этап. Анализ эффективности способов воздействия органов власти на поведение элементов внешней среды, для определения стратегических направлений развития, формирования потенциала.

Четвертый этап. Анализ достаточности потенциала органов власти, оценка готовности стратегического потенциала способности адаптироваться к происходящим изменениям, определение направлений его наращивания – основа для управления потенциалом (формирование потенциала необходимого для поддержания, планируемого уровня устойчивости будущих видов деятельности. Идентификация потенциала изменяющимся факторам, поведению элементов внешней среды. Подготовка соответствующих решений по организации управления потенциалом.

Пятый этап. Принятие решения руководством органов местного самоуправления по разработке стратегий, организации стратегического планирования, стратегического управления.

При проведении стратегического анализа и диагностики:

Ø дается описание социально - экономического развития в отраслевом и проблемном разрезах на базе ограниченного числа интегральных показателей, отражающих состояние каждого из анализируемых кластеров;

Ø исследуется социальный комплекс, как определяющий развитие экономики (население, демография, занятость, доходы, уровень потребления, здоровье и окружающая среда, жилье, социально-пси­хо­ло­ги­ческий климат, социальная сфера);

Ø выявляются основные межотраслевые комплексы (кластеры) и анализируются с точки зрения перспективности их развития на данной территории;

Ø излагается состояние отраслей рыночной инфраструктуры (торговля, биржи, банки, консультирование), а также условия развития малого и среднего бизнеса;

Ø изучается состояние регионального (муниципального) хозяйства и инфраструктуры (жилищное хозяйство, дорожная сеть, транспорт, связь, водоснабжение и канализация, теплоснабжение, энергоснабжение), с целью выявления узких мест, сдерживающих развитие перспективных кластеров[12].

Эту разработку ведет группа экспертов из числа отраслевых и проблемных специалистов в тесном контакте с подразделениями администрации. Работники администрации самостоятельно или в ходе интервью с экспертами должны описать проблемы анализируемого блока и указать необходимые действия региональных или местных властей для их решения.

Параллельно организуются два процесса:

Ø независимые эксперты представляют свое видение того или иного блока,

Ø проводятся глубокие интервью со специалистами комитетов администрации по стандартизованному вопроснику.

Вопросник может включать вопросы, необходимые не только для данного раздела, но и для других разделов стратегии.

В описание должны быть включены данные о ресурсах региональной или местной власти, расходуемых в анализируемом блоке и представления о последствиях сокращения или увеличения объема ресурсов.

В обобщающей части раздела должна содержаться:

Ø интегральная диагностика социально - экономического развития региона (муниципального образования) в целом и отдельных подсистем;

Ø описание ключевых проблем и действий властей, необходимых для их решения;

Ø описание вероятных сценариев развития экономики при разных объемах выделяемых ресурсов и оценка параметров желаемого состояния;

Ø предложения по мерам, необходимым в каждой подсистеме для продвижения в желаемом направлении.

STEP-анализ территориального развития

Альтернативы будущего развития позволяют разработать стратегию в не­скольких вариантах, в зависимости от состояния внешней среды (STEP - анализ) и внутренней среды территории (SWOT – анализ, от англ. сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats)).

В экономической литературе для характеристики внешней среды опериру­ют 7-12 важнейшими факторами, однако, для кризисных территорий их число может быть доведено до 20. При анализе внешней среды необходимо из всего многообразия внешних факторов выделить и сгруппировать наиболее значи­мые факторы влияния. В современных научных публикациях обычно выделяют четыре группы факторов: социальные (social - S), технологиче­ские (technological - Т), экономические (economical - Е), политические (political -Р). Аббревиатура из четырех начальных букв и получила название STEP-анализ.

 Как показали исследования, все перечисленные группы факторов взаимосвязаны. Изменения одного их факторов неизбежно приведет к тому, что происходят изме­нения других факторов внешней среды. При этом каждый их факторов внешней среды имеет различную степень направленности влияния на социально – экономическое развитие территории, представляя для нее угрозы или дополнительные возможности для развития. По результатам STEP-аиализа составляется табл. 4.1 возможностей и угроз для развития территории.

Таблица 4.1

Дата: 2019-02-19, просмотров: 272.