Сфера управления территорией
1.2. Анализ сильных и слабых сторон муниципального образования
1.3. Проблемы развития и угрозы безопасности муниципального образования
1.4. Потенциал развития муниципального образования
Глава 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ, ЭТАПЫ И КРИТЕРИИ РЕАЛИЗАЦИИ Стратегического плана
В сфере реорганизации местного самоуправления
В экономической сфере
В социальной сфере
Глава 3. Приоритетные направления и стратегии социально – экономического развития муниципального образования
Глава 4.ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ
Глава 5.СИСТЕМА КОММЕРЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
(инвестиционные проекты)
Глава 6. СИСТЕМА НЕКОММЕРЧЕСКИХ (СОЦИАЛЬНЫХ) МЕРОПРИЯТИЙ
Глава 7. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА
Глава 8. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА
Глава 9. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА
Глава 8. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПЛАНОМ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
3.2. Процесс разработки и реализации Стратегического плана
Процесс разработки и утверждения Стратегического плана осуществляются по алгоритму в соответствии с планом-графиком работ (рисунок 3.1, таблица 3.1), который включает ряд этапов и блоков[5].
Первый этап: Планирование процесса разработки Стратегического плана (Блок 1)
Результативность развития любой социальной системы на 70% определяется отношением руководства данной системы к самой проблеме развития. Поэтому процесс социального проектирования начинается с диагностики сформированности мотивов руководства отдельных территорий к перспективам развития своего региона или муниципального образования. Готовность руководителя к принятию ответственности проявляется в решении создать специальную аналитико-проектную группу специалистов по методикам стратегического планирования. Группа создается не для написания документа, а для организации долгосрочного процесса стратегического планирования, поэтому в ее основе представлены жители данного региона, специалисты в разных областях деятельности. Обучение специалистов данной группы проводится по специальным программам в консалтинговых центрах.
Таким образом, на первом этапе:
Ø формируется методологический подход к стратегическому планированию;
Ø изучается опыт стратегического планирования;
Ø происходит осознание необходимости разработки Стратегического плана;
Ø формируется инициативная группа, проводятся совещания и консультации с людьми, заинтересованными в разработке стратегического плана;
Ø определяется лидер и ведущая группа разработчиков;
Ø формируются методические и организационные подходы;
Ø определяется потребность в финансировании разработки Стратегического плана и поиск источников;
Ø происходит выявление и вовлечение общественности в процесс стратегического развития через серию дискуссий, проблемных совещаний, проведение опросов населения.
I II
IV V
III
Рис. 3.3.Блок-схема (сетевой план-график) выполнения работ по стратегическому планированию развития территорий[6]
Таблица 3.1 – Содержание выполнения работ по стратегическому планированию развития территорий
Индекс работ | Содержание работ | Индекс работ | Содержание работ |
1 | Планирование процесса разработки Стратегического плана | 24 | Разработка оптимистических сценариев |
2 | Формирование организационных структур | 25 | Разработка наиболее вероятного сценария |
3 | Проведение конференции по утверждению Положения о стратегическом планировании | 26 | Разработка пессимистического сценария |
4 | Ретроспективный анализ и диагностика социально-экономического развития территории | 27 | Определение (выбор) функциональной стратегии развития |
5 | SWOT-анализ внутренней среды | 28 | Выбор бюджетной стратегии |
6 | PEST-анализ внешней среды Анализ мировых, российских и региональных экономических тенденций | 29 | Выбор налоговой стратегии |
7 | Анализ системы регулирования СЭР в регионе (МО) | 30 | Выбор инвестиционной стратегии |
8 | Интегральная оценка качества жизни населения | 31 | Выбор внешнеэкономической стратегии |
9 | Сравнительная оценка показателей региона (муниципального образования) и предельных значений экономической безопасности | 32 | Выбор целевой (рыночной) стратегии |
10 | Обоснование целей и критериев социально-экономического развития территорий | 33 | Выбор кадровой стратегии |
11 | Обоснование целей и критериев развития экономической сферы | 34 | Выбор ресурсной стратегии |
12 | Обоснование целей и критериев развития социальной сферы | 35 | Разработка и уточнение целевых программ |
13 | Обоснование целей и критериев развития инновационно-техноло-гической области | 36 | Формирование проекта Стратегического плана |
14 | Экспертиза (мозговая атака основных направлений развития территории) | 37 | Обсуждение проекта концепции и Стратегического плана |
15 | Формирование каталога проблем развития региона (муниципального образования) | 38 | Доработка Стратегического плана |
16 | Формирование каталога проблем развития региона (муниципального образования) в экономической сфере | 39 | Принятие концепции и Стратегического плана |
17 | Формирование каталога проблем развития региона в социальной сфере | 40 | Публикация Стратегического плана |
18 | Формирование каталога проблем эффективности управления | 41 | Разработка механизмов реализации плана |
19 | Определение «точек роста» в социально-экономическом развитии | 42 | Реализация Стратегического плана |
20 | Оценка ресурсного обеспечения плана | 43 | Разработка показателей стратегического контроля Стратегического плана |
21 | Анализ стратегических альтернатив | 44 | Анализ выполнения мероприятий Стратегического плана |
22 | Выбор наиболее оптимальной стратегии | 45 | Анализ тактических действий |
23 | Разработка сценариев развития | 46 | Корректировка Стратегического плана |
Второй этап
Организационно – аналитический период
Блоки № 2 – 9
На втором этапе осуществляется:
Ø формирование организационных структур;
Ø обоснование главной цели развития и стратегических направлений;
Ø проведение аналитических работ по диагностике социально-экономического развития территории;
Ø SWOT- и PEST - анализ;
Ø проведение конференции по утверждению Положения о стратегическом планировании.
Диагностика состояния территории
В данном блоке осуществляется ретроспективный анализ внутренних закономерностей развития региона (муниципального образования). Результатом аналитических работ должно явиться выявление и осмысление причинно-следственных связей, обусловивших сегодняшнюю траекторию социально-экономического развития территории[7].
При проведении этого анализа необходимо: определить ресурсы, которыми располагают государственные, частные и общественные структуры; собрать и проанализировать имеющуюся качественную и количественную информацию и наиболее важные новые данные; разработать и внедрить соответствующие информационные системы для мониторинга и анализа хода экономического развития. Объем и содержание данных будут зависеть от их наличия, бюджета и характера местной экономики.
Анализ основных тенденций и характеристик социально-экономического положения района (муниципального образования) характеризует состояние и динамику изменения его промышленного и агропромышленного комплексов, финансово – экономической и социальной сфер, сферы муниципального управления.
В разделе
Ø дается описание социально - экономического развития в отраслевом и проблемном разрезах на базе ограниченного числа интегральных показателей, отражающих состояние каждого из анализируемых кластеров;
Ø исследуется социальный комплекс, как определяющий развитие экономики (население, демография, занятость, доходы, уровень потребления, здоровье и окружающая среда, жилье, социально-психологический климат, социальная сфера);
Ø выявляются основные межотраслевые комплексы (кластеры) и анализируются с точки зрения перспективности их развития на данной территории;
Ø излагается состояние отраслей рыночной инфраструктуры (торговля, биржи, банки, консультирование), а также условия развития малого и среднего бизнеса;
Ø изучается состояние муниципального хозяйства и инфраструктуры (жилищное хозяйство, дорожная сеть, транспорт, связь, водоснабжение и канализация, теплоснабжение, энергоснабжение), с целью выявления узких мест, сдерживающих развитие перспективных кластеров.
Разработку раздела ведет группа экспертов из числа отраслевых и проблемных специалистов в тесном контакте с подразделениями администрации. Работники администрации самостоятельно или в ходе интервью с экспертами должны описать проблемы анализируемого блока и указать необходимые действия местных властей для их решения.
Параллельно организуются два процесса:
Ø независимые эксперты представляют свое видение того или иного блока,
Ø проводятся глубокие интервью со специалистами комитетов администрации по стандартизованному вопроснику.
Вопросник может включать вопросы, необходимые не только для данного раздела, но и для других разделов стратегии.
В описание должны быть включены данные о ресурсах местной власти, расходуемых в анализируемом блоке и представления о последствиях сокращения или увеличения объема ресурсов.
В обобщающей части раздела должна содержаться:
Ø интегральная диагностика социально - экономического развития района (муниципального образования) в целом и отдельных подсистем;
Ø описание ключевых проблем и действий властей, необходимых для их решения;
Ø описание вероятных сценариев развития экономики при разных объемах выделяемых ресурсов и оценка параметров желаемого состояния;
Ø предложения по мерам, необходимым в каждой подсистеме для продвижения в желаемом направлении.
Третий этап
Осуществление работ по формированию Стратегического плана развития территории включает следующие блоки:
- согласование предварительного видения и целей (формулирование и утверждение Миссии региона (муниципального образования), генеральной цели, основных стратегических направлений, выявление проблем, определение «точек роста»): Блоки № 10-19;
- оценка ресурсного обеспечения: Блок № 20;
- выбор стратегии развития региона, муниципального образования (выбор оптимальной стратегии, разработка сценариев развития): Блоки № 21 – 34;
- формирование проекта Стратегического плана: Блоки № 35 – 36.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 276.