Нужно иметь в виду, что существует набор целей, практически инвариантный для любого территориального объекта, отражающий преобладающие в современном мире воззрения на общечеловеческие ценности.
В разделе необходимо рассмотреть и зафиксировать принимаемый разработчиками общемировоззренческий и политический контекст для постановки целей экономического развития территории. Должны быть даны ответы на вопросы типа:
Ø возможно ли устойчивое развитие;
Ø каково соотношение ближних и дальних целей;
Ø возможен ли консенсус по отношению к формулировкам целей;
Ø следует ли жертвовать уровнем потребления в пользу экологических ценностей и т.д.
В результате путем широких обсуждений должны быть выработаны и зафиксированы общезначимые мировоззренческие позиции по поводу общественного развития, задающие рамки для выбора экономических целей и приоритетов развития региона (муниципального образования).
Фиксируются общезначимые, полученные в результате общественного обсуждения, мировоззренческие позиции по поводу общественного развития, задающие рамки для выбора целей и приоритетов экономического развития.
Соответственно, цели деятельности системы органов территориального управления должны учитывать необходимость комплексного развития территории и всех отраслей региональной (муниципальной) экономики.
Видение будущего экономического комплекса региона (муниципального образования)
Краткое описание, главным образом в качественных параметрах, будущего желаемого состояния экономики территории при условии реализации всех объективных предпосылок его развития, возможно, с выделением двух-трех временных горизонтов.
Предлагается набор качественных и количественных параметров, характеризующих состояние территории, и фиксируются параметры желаемого состояния экономики:
ü численность и структура населения;
ü параметры уровня и качества жизни;
ü состояние рынка рабочей силы и уровень квалификации кадров;
ü состав и разнообразие отраслей;
ü состояние отдельных комплексов профилирующих отраслей (кластеров);
ü состояние обслуживающего комплекса;
ü уровень развития рыночной инфраструктуры;
ü параметры делового климата:
Þ относительный уровень налогов,
Þ доступность процессов регистрации,
Þ разумность экологических ограничений,
Þ уровень информирования о перспективах развития территории,
Þ открытость властей для предпринимателей,
Þ возможности получения финансовой или организационной поддержки для начинающего и малого бизнеса,
Þ доступность земельных участков и помещений для развития бизнеса;
ü соотношение видов собственности и размеров предприятий,
ü показатели деловой активности,
ü степень интегрированности в мировую экономику.
Раздел обсуждается на секции Комиссии и выносится в качестве отдельного вопроса на общественное обсуждение.
Система целей развития территории и задачи отдельных подсистем
Более детализированное и конкретизированное представление о желаемом будущем, сформулированное в виде целевых установок с указанием количественных параметров характеристик целей как для экономики района в целом, так и по отдельным сферам. В совокупности реализация целей должна приводить развитие территории в желаемое состояние, определенное в предыдущем разделе.
По возможности формулируются измеримые характеристики целей как для экономики территории в целом, так и по отдельным секторам. В совокупности реализация целей должна приводить регион (муниципальное образование) в желаемое состояние, определенное в предыдущем разделе.
Возникновение или рост приоритетности тех или иных целей увязываются с результатами анализа контекста развития и современного состояния экономики территории, изложенными в предыдущей части.
Ранжирование целей и формирование приоритетов базируется на качественном анализе взаимосвязей в экономическом комплексе территории и на масштабном формализованном опросе руководящих работников администрации.
Иерархия целей определяется спецификой территориального стратегического планирования. Стратегические цели предполагают существенные изменения параметров качества жизни; сроки достижения этих целей зависят от возможностей осуществления изменений. Среднесрочные цели показывают этапы достижения долгосрочных целей или связываются с реализацией среднесрочных проектов. Такие цели следует увязывать со сроками полномочий выборных лиц, ответственных за стратегическое планирование, чтобы их достижение было наглядным результатом деятельности выборных лиц, и способствовало преемственности решений при смене политического руководства. Сроки выполнения целей нижнего временного уровня целесообразно увязывать с бюджетными циклами.
Большое значение в процессе выбора целей имеют процедуры принятия решений. Несмотря на то, что приоритеты определяются на основе исследований качества жизни и запросов населения, они устанавливаются с учетом экспертных оценок, носящих субъективный характер. Более объективные решения могут быть приняты при многоступенчатой процедуре выбора, включающей рассмотрение целей тематическими комиссиями (по направлениям деятельности), отделом стратегического планирования (формирует набор взаимоувязанных стратегических и среднесрочных целей), советом по стратегическому развитию. Необходимо, чтобы поставленные цели были обязательными для всех участников системы местного самоуправления, для чего они должны быть утверждены в составе готового стратегического плана представительным органом территориального управления.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 257.