В разделе обосновывается состав набора целевых программ, выдвигаемых администрацией в качестве приоритетных. Эти программы либо ранжируются по важности путем отнесения в одну из трех групп приоритетности, либо объявляются равнозначными.
Рассматривается набор целевых программ деятельности, выдвигаемых администрацией в качестве приоритетных для достижения целей стратегии (10-15 программ). По каждой из программ приводится:
Ø обоснование актуальности проблемы,
Ø постановка количественной цели,
Ø комплекс действий с указанием организаций и органов управления их реализующих,
Ø оценка потребности в ресурсах,
Ø возможности получения ресурсов,
Ø план мероприятий на ближайшие два года.
Программы, включаемые в раздел, выбираются из уже выдвинутых и реализуемых администрацией или из числа предложенных инициативными группами. Должен быть организован конкурс программ и создана процедура их оценки и отбора. При объявлении конкурса очень четко фиксируются требования к масштабу и форме изложения программ, приводится рекомендуемая "модельная" программа. Программы должны служить достижению целей экономической стратегии. Программы могут выдвигаться как органами управления, так и организациями и лицами. Группа разработчиков стратегии выдвигает программы наряду с другими. Предварительная оценка программ осуществляется секцией Комиссии, обсуждение и окончательный отбор проходит в рамках процедуры обсуждения стратегии, где этот вопрос выносится отдельно.
Следующий шаг Стратегического планирования: описание практических действий (подзадач, проектов). Предлагается следующая схема описания действий.
Рис. 3.5. Описание практических действий Стратегического планирования
Отдельные программы готовятся и обсуждаются группами, их выдвигающими, с участием представителя рабочей группы Комиссии по программам.
Как правило, за каждой программой должен стоять тот или иной комитет администрации, выступающий в качестве ведущего и отвечающий за ее реализацию.
Четвертый этап
Обсуждение, принятие и реализация Стратегического плана: Блоки № 37-42.
- обсуждение проекта концепции и Стратегического плана с участием населения, комитетов администрации, комиссий Законодательного собрания, профессиональных ассоциаций, общественных организаций и пр.;
- доработка и согласование текста Стратегического плана;
- проведение итоговой конференции, принятие Стратегического плана;
- публикация Стратегического плана;
- разработка механизмов реализации Стратегического плана;
- реализация Стратегического плана.
Обсуждение проекта концепции и Стратегического плана
Необходимым этапом формирования Стратегического плана развития территории является его публичное обсуждение (представителями власти, бизнеса и общества) и доработка проекта стратегического плана и других разработанных в комплексе с ним документов.
Одним из инструментов обсуждения и отбора окончательных решений может быть общерегиональная (муниципальная, городская) конференция, в ходе которой участникам предоставляется возможность обсудить, проголосовать, заполнить оценочные листы. Организация такой конференции по типу "карусели" позволяет участникам, разбитым на малые группы, детально ознакомиться с выдвигаемыми проектами (направлениями) и ранжировать их, что дает объективные основания для формирования экспертами итоговых текстов.
Если возможности для проведения конференции отсутствуют, можно собрать группу экспертов (5-15) человек и после презентации проектов (направлений) провести заполнение оценочных листов.
Деятельность администрации по реализации стратегии, план мероприятий
Реализация Стратегического плана заключается в осуществлении мер плана в соответствии с зафиксированными индикаторами. Исполнительный комитет Стратегического плана принимает рекомендательные решения по отбору мер для первоочередной реализации.
Для реализации мер Стратегического плана образуются рабочие группы из представителей заинтересованных организаций и подразделений Администрации. Рабочие группы составляют планы действий по реализации мер, определяют необходимые затраты и возможные источники финансирования. Рабочие группы в рамках процедур мониторинга регулярно представляют информацию о ходе и результатах реализации плана.
На основе анализа взаимовлияния отдельных программ и ресурсных ограничений, в сводный план деятельности районной (городской) администрации и ее комитетов отбираются наиболее эффектные и результативные мероприятия. При этом они, возможно, перегруппировываются с учетом организационной структуры администрации. В работе активно участвуют подразделения администрации, поскольку формируемый документ является рабочим планом для администрации территории по реализации стратегии, определяющим конкретную работу и распределение ресурсов на ближайшие два года.
Данный раздел может существовать в двух вариантах - сокращенном (как часть стратегии) и полном (как отдельный документ - план работы администрации по реализации стратегии).
Пятый этап
Этот этап Стратегического планирования развития территорий включает:
Ø разработку и применение системы стратегического контроля над выполнением стратегического плана;
Ø анализ выполнения планируемых мероприятий;
Ø корректировку Стратегического плана.
Блоки № 43 – 46
Мониторинг реализации Стратегического плана
Под мониторингом понимается специально организованная и постоянно действующая система необходимой статистической отчетности, сбора и анализа информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований и оценки (диагностики) состояния, тенденций развития и остроты общерегиональных проблем.
Объектами мониторинга могут выступать: стратегический план социально-экономического развития территорий, региональные целевые программы социально-экономические пропорции, нормативно-правовая база, инвестиционные проекты и т.д.
Независимо от содержания и масштаба каждый мониторинг по различным направлениям развития территории должен включать общеобязательные стадии сбора строго определенной информации, ее анализа и оценки (диагностики), а также быть связан с региональной ситуацией более высокого уровня.
Следует различать всеобщий мониторинг и проблемно-ориентированный мониторинг под конкретный проект. Задачей и содержанием первого является постоянный анализ и диагностика ситуации в регионе и основных единиц его устройства. Задачей проблемно-ориентированного мониторинга является отслеживание тенденций развития (разрешения) той или иной региональной проблемы, которая отобрана по определенным критериям.
Методологическая модель мониторинга в общем виде представляет собой циклическую последовательность: сбор данных по индикаторам (параметрам, показателям); статистическая обработка данных; формулирование оценочных суждений, касающихся процесса, в отношении которого осуществляется мониторинг.
Мониторинг Стратегического плана по содержанию включает в себя три составные части:
Мониторинг внешней среды развития региона (муниципального образования). Базируется на исследовательской работе по изучению ситуации в отраслях и сферах, имеющих стратегическое значение для территории.
Мониторинг общих результатов реализации Стратегического плана, степени продвижения по выбранным стратегическим направлениям к главной цели. Базируется на анализе статистики и ограниченного числа отобранных интегральных показателей.
Мониторинг процесса реализации мер (мониторинг усилий и частных результатов). Базируется на информации, помещаемой рабочими группами на Интернет-сервер, и отчетности рабочих групп о реализации мер Стратегического плана по трем составляющим: а) продвижение мероприятия, б) эффект от реализации мероприятия, в) активность рабочей группы. Проводится тематическими комиссиями и рабочими группами при содействии координаторов-консультантов[10].
Мониторинг актуальности и адекватности стратегического плана систематизирует итоги по указанным трем направлениям, которые служат основанием для выводов о необходимости корректировки плана. В результате обеспечивается постоянное обновление Стратегического плана и стимулируется его реализация. Тем самым механизм стратегического планирования становится эффективным средством повышения качества управления регионом (муниципальным образованием), активизации общественной инициативы, повышения степени социального согласия.
Планирование и осуществление системы мониторинга включает в себя следующие этапы:
- анализ целей программы, проводящейся для конкретизации программы на уровне плана действий;
- обзор процедур реализации программы с целью определения потребности в информации на различных уровнях структуры управления программой. На данном этапе проводится согласование потребностей в информации с уровнями принятия решений;
- обзор показателей, используемых для качественной оценки достижения целей;
- разработка форм представления мониторинговых данных;
- подготовка предназначенного для системы мониторинга плана осуществления программы.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 269.