Торгово-промышленные палаты с добровольным членством
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Торгово-промышленные палаты распространены во всех странах, но отнюдь не везде их деятельность регулируется законом. Так, в Великобритании нет закона, который пред­пи­сывает торговой палате те или иные функции или оп­реде­ляет, какую имен­но территорию ей охва­тывать. Палаты не получают никакого фи­нанси­рования из государствен­ного бюджета.

И та, и другая система имеют свои преи­му­ще­ства и недостат­ки. Ес­ли членство обязательно по за­кону, то все предпри­яти­я, нахо­дящиеся в определенном геог­ра­фическом районе прикреплены к определенной палате и вынуждены пользоваться ее услугами. Добро­вольное членство стимулирует более активную деятельность. Организация может выжить толь­ко в случае, если она будет ока­зы­вать услуги, ко­торые действительно пользуются спросом на рынке. Любая ком­пания сама принимает решение о вступлении в члены палаты в зави­симости от того, окупа­ются ли ее затра­ты на услуги, которые она получает.

Еще одним преимуществом явля­ется большая взаимная заинтересованность палаты и ее членов в сотрудничестве. Дирекция фирмы стремиться оказать по­мощь своей палате и наоборот. Если же ком­пания платит взнос в ТПП по закону как некий налог, то и относится к ней более пассивно.

Таковы разли­чия, но суще­ствует и много общего.

Торговые па­латы создавались для защиты интер­есов круп­ных и известных компаний, что­бы выпуска­лись законы, ин­струкции и различные пра­вила, которые способствова­ли бы раз­ви­тию промыш­лен­ности. В таких условиях зарождалась, например, тор­го­вая па­лата Бирмингема в 1813 году. Небольшая группа бизнес­ме­нов со­бралась и вы­работала про­цедуру, с помощью ко­торой можно было отста­и­вать свои ин­тересы в законо­да­тельных органах. Это направление деятель­ности остается одним из важнейших в работе пала­ты, на­правляющей свои реко­мендации по вопросам хозяйственно­го за­ко­нодатель­ства, как в местные орга­ны власти, так и цен­тральному прави­тельству.

Второе направление связано с предо­ставлением услуг тем пред­приятиям, которые в оди­ночку не смогли бы себя ими обеспечить. Это инфор­мацион­ные услуги, консульти­ро­вание, стимулирова­ние междуна­родной торговли, под­готовка кад­ров.

Третий элемент деятельности палаты, который становится на­иболее важным сегодня - это помощь ме­стным ор­ганам власти в деле разви­тия ме­стной экономики.

Хорошим примером может служить торгово-промышленная па­лата Бирмингема, в тесном контакте с местными властями содей­ствующая смягчению последствий структурных перемен в экономи­ке. Базой экономики Бирмингема долгое время была обрабатыва­ющая промышленность. В связи со структурными изменениями в экономики, по мере повы­шения роли автома­тизации в обраба­ты­вающей про­мыш­ленности сокра­щаются рабочие места, поэтому Бирмин­гем старается открывать новые предприя­тия, создавать но­вые рабо­чие места вне сектора обра­ба­ты­вающей про­мышленно­сти.

Первым шагом в этом направлении явилось создание вы­ставоч­но­го центра в начале семидесятых годов. Выставочный центр, кото­рый стал Националь­ным выставочным центром, был за­думан торговой пала­той совме­стно с городским Советом Бирмин­гема. Он находится в собственно­сти го­родского Со­вета. Одна­ко фирма, которая эксплуа­ти­рует центр, явля­ется совме­стным предприятием городского Совета и тор­говой па­латы. 50% членов правления назначаются из членов город­ского Сове­та и 50% - члены палаты. Тем самым го­род­ской Совет признал, полезность услуг палаты. Выставоч­ный центр зареко­мендовал себя как выгодное пред­приятие, а так же фирма, которая эк­сплуатирует Националь­ный вы­ста­вочный центр, управляет и Конгресс-центром, нахо­дя­щимся в центре Бирмин­гема.

Палата оказывает многообразные услуги своим членам, особен­но в области информирования: ведутся несколько баз данных с информацией о фирмах и по запросу получается инфор­мация из международных сетей о любой фирме - потенциальном партнере. Особый отдел занимается анализом мировых тенденций и информи­рует о них членов палаты. Например, ужесточение законо­дательства по защите окружаю­щей среды серьезно рег­ламентирует дея­тельность раз­личных предпри­ятий. Был проведен анализ всех положе­ний закона, а также соответствующих инструк­ций и организована се­рия се­минаров по влиянию этих документов на де­ятель­ность фирм.

Особенно полезна палата для небольших и средних пред­прия­тий, поскольку информация, которая им необходима, ускользает от них и фирмы не успевают следить за изме­нениями на рынке.

Важной сферой заботы палат является стимулирование эк­спорта чле­нов тор­говой пала­ты. Для этого проводятся кон­сультации, пре­доставляется информация по организации по­ез­док, формируются миссии для поездок за рубеж, организуются раз­лич­ные встречи и форумы, на которых общаются эк­спортеры и импор­теры.

Местные предпринимательские советы

В процессе разработки и реализации местной экономичес­кой политики велика роль организаций типа местных предпринимательских советов. Это добровольные организации, однако, большинство местных ор­ганов власти в европейских странах имеет такие органы. Совет, как правило, состоит из предпринимателей, выбранных из числа местных биз­несменов, а также зачастую из лидеров профсоюзных организа­ций и представителей местного самоуправления, нередко на уровне мэра города.

Местный предпринимательский совет целиком или частич­но со­держится за счет местной власти и выполняет функцию кон­сульта­тивного органа по отношению к местному властям в вопро­сах пред­принимательской деятельности.

Местный предпринимательский совет представляет собой так­же подходящую структуру для обсуждения различных инициатив в развитии местной эко­номики, а зача­стую такие инициативы исходят непосред­ственно от местного предпринимательского совета. Совет, как правило, яв­ляется одним из влиятельных субъектов, участвующих в разработке местной экономи­ческой политики. Будучи мощной влиятельной структурой, защи­ща­ю­щей свои интересы, он тем самым, дает возможность местным властям понять проблемы местных предпринимателей.

Муниципальные и региональные банки

Для проведения крупных проектов, реализации схем финансовой помощи в рамках местной экономической политики власти нуждаются в надежных партнерах, представляющих кредитно-финансовую сферу. Поэтому во многих странах, в частности в Германии, а теперь и в России есть банки, учрежденные с участием местных и региональных властей и находящиеся под их контролем. В Германии для них есть специальное название - они называются шпаркассами (сберегательными кассами). В России Сберегательный банк, напротив, один из наиболее крупных и централизованных, имеющий уникальную по разветвленности сеть отделений по всей стране. В Германии каждая шпаркасса - независимый банк, учрежденный местными властями.

Интересы крупных банков, как правило, не ограничиваются экономи­ческим разви­тием отдельного региона или города. Если в реги­оне дела идут плохо, и инвестиции становятся рис­кованными, то крупный банк отказывает в кредите. Поэтому необходим местный банк, который оказывает влия­ние на эконо­мику и хозяйство города и делает возможной взаимопо­мощь. Деньги, прибыль остаются и используются в регионе вме­сто того, чтобы переместиться в миро­вые фи­нансовые центры.

При этом, безусловно, остается опасность, что муниципальный банк, окажется “карманным” банком властей и под их некомпетентным давлением будет проводить неэффективную политику. Во избежание этого создаются мощные противовесы. Представители властей входят в правление банка, но не вмешиваются в его текущую работу. Банк работает в условиях обычной конкуренции как нормальный коммерческий банк, но в его уставе оговорены условия, ориентирующие его на деятельность, направленную на региональные и местные проекты, обслуживание местных клиентов, выдачу кредитов исключительно местным жителям и предпри­ни­мателям. Персонал такого банка, прекрасно знающий местные условия, местных клиентов становится для властей надежным экспертом в оценке финансовой стороны выд­вигаемых проектов, помогает в поиске источников финансирования.

Поскольку местные банки работают в границах своих регионов, их связь с клиен­тами более тесная, чем у других банков.

В деятельности муниципальных банков очень большое значение имеет кредитование строительства и реализация программ финансовой поддержки нового и малого бизнеса. Муниципальные банки финансируют недвижи­мость, креди­туют строительные предприятия, фонды недвижимости, жилищное строительство для крупных клиентов и частных лиц, участвуют в проектах освоения земельных участков для последующего жилищного или производственного строительства.

 

Вопросы для самопроверки

1. От чего зависит организация работ по формированию стратегического плана развития территорий?

2. Для чего выявляются и ранжируются проблемы территориального развития?

3. Какие организационные структуры участвуют в разработке стратегического плана развития территории?

4. Какие субъекты работают в области стратегического планирования?


ЛЕКЦИЯ 3. Алгоритм разработки стратегического плана территорий

3.1. Содержание Стратегического плана развития территорий

 

Стратегический план представляет собой свод согласованных действий и конкретных мер, которые стратегически важны и приоритетны для развития экономики территории, улучшения экологических условий и повышения уровня жизни населения.

Основное содержание Стратегического плана составляют формулировки:

Ø Миссии территории;

Ø генеральной цели развития региона (муниципального образования);

Ø основных стратегических направлений развития территории;

Ø частных стратегий (в рамках основных стратегических направлений);

Ø задач по обеспечению выполнения каждой частной стратегии;

Ø совокупности мер, направленных на решение поставленных задач;

Ø приоритетных программ развития и первоочередных пилотных проектов, ориентированных на практическое решение поставленных задач, обеспечивающих ускоренный рост экономики региона (муниципального образования).

Формирование стратегического плана развития территории начинается с разработки Положения, которое определяет порядок разработки и реализации «Стратегического плана развития региона (муниципального образования)» (далее – Стратегического плана). Разработанное Положение утверждается Губернатором (главой Администрации), Земским собранием (городской Думой).

 

 

 


Рис. 3.1. Состав документов по формированию Стратегического плана развития региона (муниципального образования)

Стратегический план разрабатывается и реализуется публично при участии общественности региона, муниципального образования. В разработке Стратегического плана принимают участие органы местного самоуправления, наиболее крупные организации, предприятия, общественные объединения и население. Техническое сопровождение обеспечивается группой специалистов разработчиков (Группа научной и технической поддержки).

Основной том Стратегического плана содержит:

ü описание общего подхода к разработке Стратегического плана;

ü описание процедуры разработки Стратегического плана, формулировки Миссии региона (муниципального образования), генеральной цели его развития в указанной перспективе;

ü описание основных стратегических направлений развития региона (муниципального образования), частных стратегий по каждому из основных стратегических направлений; задач, решение которых позволит добиться осуществления этих стратегий;

ü описание мер, необходимых для решения поставленных задач; приоритетные проекты и программы, конкретизирующие выполнение намеченных мер, обеспечивающих ускоренный рост экономики района (муниципального образования).

Приложения включают аналитические и картографические материалы, обосновывающие решения, принятые при разработке Стратегического плана.

Документация отражает процедуру разработки Стратегического плана.

Краткая версия отчёта формируется для рассмотрения её Земским собранием (городской Думой).

Рекламный буклет создается в рекламных целях (рис. 3.1).

Разработка и реализация Стратегического плана представляет собой непрерывный процесс стратегического планирования: после создания и утверждения основной редакции Стратегического плана происходит ежегодная корректировка его по результатам мониторинга.

В комплект документов, составляющих Стратегический план экономического развития территории, входят три блока (рис. 3.2).

 


Рис .3.2. Блоки, составляющие Стратегический план экономического развития территории

Первый блок - аналитический, ежегодно или раз в два года обновляемый раз­дел, фиксирующий основные параметры и характеристики экономического развития района (муниципального образования) значимые для выбора стратегических направлений и мониторинга процессов реализации стратегии. Формулирует основные проблемы развития.

Второй блок - собственно экономическая стратегия, т.е. описание:

а) стратегических целей и приоритетов развития;

б) направлений деятельности по реализации поставленных стратегических целей;

 в) ресурсов управления, имеющихся у региона для реализации стратегии.

Третий блок - наиболее конкретный и важный для реализации стратегии. Здесь собираются средне- и долгосрочные управленческие программы, признанные приоритетными для достижения стратегических целей. Конкретные мероприятия, связанные с реализацией различных стратегических программ, осуществляемые подразделениями регионально или местной администрации и (или) с использованием территориальных ресурсов сводятся в двухгодичный план мероприятий по реализации стратегии. Таким образом, этот блок обеспечивает увязку стратегических целей и текущей деятельности администрации по реализации экономической стратегии[4].

Блоки 1 и 3 могут рассматриваться как относительно изо­лированные и обновляются чаще центрального блока.

При этом важна не только стратегия как итоговый документ, но и механизм и процесс ее разработки и обновления как важнейший инструмент аккумуляции знаний, выявления идей и инициатив, достижения общественного согласия. Стратегия не сразу и не обязательно напрямую трансформируется в текущие планы и задачи, но ее идеология, став известной и общепризнанной, будет влиять на характер ответственных решений, принимаемых как органами управления района и муниципального образования, так и предпринимателями.

Каждый из стратегических документов формируется с четким разделением задач, относящихся собственно к властям и к общему развитию территории.

Естественно, структура документов должна конкретизироваться, применительно к определенному региону (муниципальному образованию). Особенно это касается набора основных направлений деятельности. Некоторые из них могут оказаться не актуальными для ряда территорий. В других случаях формулировки будут более конкретны, привязаны к реальным условия и реальным проблемам региона (муниципального образования).

Примерную структуру плана можно представить следующим образом:

 

Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ муниципального образоования

1.1. Анализ социально-экономического положения территории

1.1.1. Общая характеристика муниципального образования

1.1.2. Комплексная оценка социально-экономического состояния муниципального образования

Демографическая ситуация




Уровень жизни населения

Дата: 2019-02-19, просмотров: 265.