Торгово-промышленные палаты распространены во всех странах, но отнюдь не везде их деятельность регулируется законом. Так, в Великобритании нет закона, который предписывает торговой палате те или иные функции или определяет, какую именно территорию ей охватывать. Палаты не получают никакого финансирования из государственного бюджета.
И та, и другая система имеют свои преимущества и недостатки. Если членство обязательно по закону, то все предприятия, находящиеся в определенном географическом районе прикреплены к определенной палате и вынуждены пользоваться ее услугами. Добровольное членство стимулирует более активную деятельность. Организация может выжить только в случае, если она будет оказывать услуги, которые действительно пользуются спросом на рынке. Любая компания сама принимает решение о вступлении в члены палаты в зависимости от того, окупаются ли ее затраты на услуги, которые она получает.
Еще одним преимуществом является большая взаимная заинтересованность палаты и ее членов в сотрудничестве. Дирекция фирмы стремиться оказать помощь своей палате и наоборот. Если же компания платит взнос в ТПП по закону как некий налог, то и относится к ней более пассивно.
Таковы различия, но существует и много общего.
Торговые палаты создавались для защиты интересов крупных и известных компаний, чтобы выпускались законы, инструкции и различные правила, которые способствовали бы развитию промышленности. В таких условиях зарождалась, например, торговая палата Бирмингема в 1813 году. Небольшая группа бизнесменов собралась и выработала процедуру, с помощью которой можно было отстаивать свои интересы в законодательных органах. Это направление деятельности остается одним из важнейших в работе палаты, направляющей свои рекомендации по вопросам хозяйственного законодательства, как в местные органы власти, так и центральному правительству.
Второе направление связано с предоставлением услуг тем предприятиям, которые в одиночку не смогли бы себя ими обеспечить. Это информационные услуги, консультирование, стимулирование международной торговли, подготовка кадров.
Третий элемент деятельности палаты, который становится наиболее важным сегодня - это помощь местным органам власти в деле развития местной экономики.
Хорошим примером может служить торгово-промышленная палата Бирмингема, в тесном контакте с местными властями содействующая смягчению последствий структурных перемен в экономике. Базой экономики Бирмингема долгое время была обрабатывающая промышленность. В связи со структурными изменениями в экономики, по мере повышения роли автоматизации в обрабатывающей промышленности сокращаются рабочие места, поэтому Бирмингем старается открывать новые предприятия, создавать новые рабочие места вне сектора обрабатывающей промышленности.
Первым шагом в этом направлении явилось создание выставочного центра в начале семидесятых годов. Выставочный центр, который стал Национальным выставочным центром, был задуман торговой палатой совместно с городским Советом Бирмингема. Он находится в собственности городского Совета. Однако фирма, которая эксплуатирует центр, является совместным предприятием городского Совета и торговой палаты. 50% членов правления назначаются из членов городского Совета и 50% - члены палаты. Тем самым городской Совет признал, полезность услуг палаты. Выставочный центр зарекомендовал себя как выгодное предприятие, а так же фирма, которая эксплуатирует Национальный выставочный центр, управляет и Конгресс-центром, находящимся в центре Бирмингема.
Палата оказывает многообразные услуги своим членам, особенно в области информирования: ведутся несколько баз данных с информацией о фирмах и по запросу получается информация из международных сетей о любой фирме - потенциальном партнере. Особый отдел занимается анализом мировых тенденций и информирует о них членов палаты. Например, ужесточение законодательства по защите окружающей среды серьезно регламентирует деятельность различных предприятий. Был проведен анализ всех положений закона, а также соответствующих инструкций и организована серия семинаров по влиянию этих документов на деятельность фирм.
Особенно полезна палата для небольших и средних предприятий, поскольку информация, которая им необходима, ускользает от них и фирмы не успевают следить за изменениями на рынке.
Важной сферой заботы палат является стимулирование экспорта членов торговой палаты. Для этого проводятся консультации, предоставляется информация по организации поездок, формируются миссии для поездок за рубеж, организуются различные встречи и форумы, на которых общаются экспортеры и импортеры.
Местные предпринимательские советы
В процессе разработки и реализации местной экономической политики велика роль организаций типа местных предпринимательских советов. Это добровольные организации, однако, большинство местных органов власти в европейских странах имеет такие органы. Совет, как правило, состоит из предпринимателей, выбранных из числа местных бизнесменов, а также зачастую из лидеров профсоюзных организаций и представителей местного самоуправления, нередко на уровне мэра города.
Местный предпринимательский совет целиком или частично содержится за счет местной власти и выполняет функцию консультативного органа по отношению к местному властям в вопросах предпринимательской деятельности.
Местный предпринимательский совет представляет собой также подходящую структуру для обсуждения различных инициатив в развитии местной экономики, а зачастую такие инициативы исходят непосредственно от местного предпринимательского совета. Совет, как правило, является одним из влиятельных субъектов, участвующих в разработке местной экономической политики. Будучи мощной влиятельной структурой, защищающей свои интересы, он тем самым, дает возможность местным властям понять проблемы местных предпринимателей.
Муниципальные и региональные банки
Для проведения крупных проектов, реализации схем финансовой помощи в рамках местной экономической политики власти нуждаются в надежных партнерах, представляющих кредитно-финансовую сферу. Поэтому во многих странах, в частности в Германии, а теперь и в России есть банки, учрежденные с участием местных и региональных властей и находящиеся под их контролем. В Германии для них есть специальное название - они называются шпаркассами (сберегательными кассами). В России Сберегательный банк, напротив, один из наиболее крупных и централизованных, имеющий уникальную по разветвленности сеть отделений по всей стране. В Германии каждая шпаркасса - независимый банк, учрежденный местными властями.
Интересы крупных банков, как правило, не ограничиваются экономическим развитием отдельного региона или города. Если в регионе дела идут плохо, и инвестиции становятся рискованными, то крупный банк отказывает в кредите. Поэтому необходим местный банк, который оказывает влияние на экономику и хозяйство города и делает возможной взаимопомощь. Деньги, прибыль остаются и используются в регионе вместо того, чтобы переместиться в мировые финансовые центры.
При этом, безусловно, остается опасность, что муниципальный банк, окажется “карманным” банком властей и под их некомпетентным давлением будет проводить неэффективную политику. Во избежание этого создаются мощные противовесы. Представители властей входят в правление банка, но не вмешиваются в его текущую работу. Банк работает в условиях обычной конкуренции как нормальный коммерческий банк, но в его уставе оговорены условия, ориентирующие его на деятельность, направленную на региональные и местные проекты, обслуживание местных клиентов, выдачу кредитов исключительно местным жителям и предпринимателям. Персонал такого банка, прекрасно знающий местные условия, местных клиентов становится для властей надежным экспертом в оценке финансовой стороны выдвигаемых проектов, помогает в поиске источников финансирования.
Поскольку местные банки работают в границах своих регионов, их связь с клиентами более тесная, чем у других банков.
В деятельности муниципальных банков очень большое значение имеет кредитование строительства и реализация программ финансовой поддержки нового и малого бизнеса. Муниципальные банки финансируют недвижимость, кредитуют строительные предприятия, фонды недвижимости, жилищное строительство для крупных клиентов и частных лиц, участвуют в проектах освоения земельных участков для последующего жилищного или производственного строительства.
Вопросы для самопроверки
1. От чего зависит организация работ по формированию стратегического плана развития территорий?
2. Для чего выявляются и ранжируются проблемы территориального развития?
3. Какие организационные структуры участвуют в разработке стратегического плана развития территории?
4. Какие субъекты работают в области стратегического планирования?
ЛЕКЦИЯ 3. Алгоритм разработки стратегического плана территорий
3.1. Содержание Стратегического плана развития территорий
Стратегический план представляет собой свод согласованных действий и конкретных мер, которые стратегически важны и приоритетны для развития экономики территории, улучшения экологических условий и повышения уровня жизни населения.
Основное содержание Стратегического плана составляют формулировки:
Ø Миссии территории;
Ø генеральной цели развития региона (муниципального образования);
Ø основных стратегических направлений развития территории;
Ø частных стратегий (в рамках основных стратегических направлений);
Ø задач по обеспечению выполнения каждой частной стратегии;
Ø совокупности мер, направленных на решение поставленных задач;
Ø приоритетных программ развития и первоочередных пилотных проектов, ориентированных на практическое решение поставленных задач, обеспечивающих ускоренный рост экономики региона (муниципального образования).
Формирование стратегического плана развития территории начинается с разработки Положения, которое определяет порядок разработки и реализации «Стратегического плана развития региона (муниципального образования)» (далее – Стратегического плана). Разработанное Положение утверждается Губернатором (главой Администрации), Земским собранием (городской Думой).
Рис. 3.1. Состав документов по формированию Стратегического плана развития региона (муниципального образования)
Стратегический план разрабатывается и реализуется публично при участии общественности региона, муниципального образования. В разработке Стратегического плана принимают участие органы местного самоуправления, наиболее крупные организации, предприятия, общественные объединения и население. Техническое сопровождение обеспечивается группой специалистов разработчиков (Группа научной и технической поддержки).
Основной том Стратегического плана содержит:
ü описание общего подхода к разработке Стратегического плана;
ü описание процедуры разработки Стратегического плана, формулировки Миссии региона (муниципального образования), генеральной цели его развития в указанной перспективе;
ü описание основных стратегических направлений развития региона (муниципального образования), частных стратегий по каждому из основных стратегических направлений; задач, решение которых позволит добиться осуществления этих стратегий;
ü описание мер, необходимых для решения поставленных задач; приоритетные проекты и программы, конкретизирующие выполнение намеченных мер, обеспечивающих ускоренный рост экономики района (муниципального образования).
Приложения включают аналитические и картографические материалы, обосновывающие решения, принятые при разработке Стратегического плана.
Документация отражает процедуру разработки Стратегического плана.
Краткая версия отчёта формируется для рассмотрения её Земским собранием (городской Думой).
Рекламный буклет создается в рекламных целях (рис. 3.1).
Разработка и реализация Стратегического плана представляет собой непрерывный процесс стратегического планирования: после создания и утверждения основной редакции Стратегического плана происходит ежегодная корректировка его по результатам мониторинга.
В комплект документов, составляющих Стратегический план экономического развития территории, входят три блока (рис. 3.2).
Рис .3.2. Блоки, составляющие Стратегический план экономического развития территории
Первый блок - аналитический, ежегодно или раз в два года обновляемый раздел, фиксирующий основные параметры и характеристики экономического развития района (муниципального образования) значимые для выбора стратегических направлений и мониторинга процессов реализации стратегии. Формулирует основные проблемы развития.
Второй блок - собственно экономическая стратегия, т.е. описание:
а) стратегических целей и приоритетов развития;
б) направлений деятельности по реализации поставленных стратегических целей;
в) ресурсов управления, имеющихся у региона для реализации стратегии.
Третий блок - наиболее конкретный и важный для реализации стратегии. Здесь собираются средне- и долгосрочные управленческие программы, признанные приоритетными для достижения стратегических целей. Конкретные мероприятия, связанные с реализацией различных стратегических программ, осуществляемые подразделениями регионально или местной администрации и (или) с использованием территориальных ресурсов сводятся в двухгодичный план мероприятий по реализации стратегии. Таким образом, этот блок обеспечивает увязку стратегических целей и текущей деятельности администрации по реализации экономической стратегии[4].
Блоки 1 и 3 могут рассматриваться как относительно изолированные и обновляются чаще центрального блока.
При этом важна не только стратегия как итоговый документ, но и механизм и процесс ее разработки и обновления как важнейший инструмент аккумуляции знаний, выявления идей и инициатив, достижения общественного согласия. Стратегия не сразу и не обязательно напрямую трансформируется в текущие планы и задачи, но ее идеология, став известной и общепризнанной, будет влиять на характер ответственных решений, принимаемых как органами управления района и муниципального образования, так и предпринимателями.
Каждый из стратегических документов формируется с четким разделением задач, относящихся собственно к властям и к общему развитию территории.
Естественно, структура документов должна конкретизироваться, применительно к определенному региону (муниципальному образованию). Особенно это касается набора основных направлений деятельности. Некоторые из них могут оказаться не актуальными для ряда территорий. В других случаях формулировки будут более конкретны, привязаны к реальным условия и реальным проблемам региона (муниципального образования).
Примерную структуру плана можно представить следующим образом:
Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ муниципального образоования
1.1. Анализ социально-экономического положения территории
1.1.1. Общая характеристика муниципального образования
1.1.2. Комплексная оценка социально-экономического состояния муниципального образования
Демографическая ситуация
Уровень жизни населения
Дата: 2019-02-19, просмотров: 265.