В Великобритании основным органом власти в городе является выборный городской Совет, имеющий в своем подчинении профессиональный административный аппарат. Совет образует из своих членов комитеты, которые руководят деятельностью департаментов административного аппарата.
Основная функция Комитета экономического развития городского Совета Бирмингема определена как “содействие подъему экономики города и обеспечению распределения выгод от него среди всех секторов экономики и жителей города”.
К основным задачам Комитета относятся:
· обеспечить для местных жителей возможности обучения, трудоустройства, создания собственного дела,
· сохранить промышленную базу города и привлечь в город новые отрасли, способные обеспечить занятость в будущем,
· превратить Бирмингем в место, привлекательное для жизни, инвестиций, посещений,
· решать конкретные социальные и инфраструктурные проблемы, которые сдерживают экономическое возрождение Бирмингема,
· распоряжаться землей и имуществом городского Совета.
Комитет экономического развития выдвигает в качестве приоритетных следующие задачи:
· разработка сценариев экономического развития города до конца десятилетия;
· разработка обновленных вариантов экономической стратегии;
· учреждение Форума экономического развития, призванного объединить все важнейшие силы, определяющие будущее экономики Бирмингема;
· внедрение в Комитете программы повышения качества управления,
· поддержка актуальности информации и статистических данных, необходимых для экономического развития;
· разработка стратегии и плана маркетинга для расширения услуг Комитета;
· подготовка (совместно с городскими колледжами) программ для выпускников школ, соответствующих требованиям пилотной "Схемы кредитов для обучения";
· обеспечение соответствия программ обучения взрослых современной ситуации на рынке труда;
· реализация специальных мероприятий по облегчению доступа к программам обучения ущемленных групп (азиатов, женщин, инвалидов);
· внедрение обновленной стратегии поддержки предприятий;
· пересмотр деятельности секторов и агентств, поддерживаемых Комитетом экономического развития в целях лучшей координации и соответствия современным задачам;
· ревизия имеющихся земельных ресурсов в целях уточнения программы предложения участков для будущих инвестиций и подготовки территории под строительство;
· совместно с Плановым комитетом - подготовка плана развития территории в границах среднего городского кольца в соответствии с потребностями промышленности и торговли;
· уменьшение последствий преступности против бизнеса;
· продвижение интегральных стратегий реконструкции отдельных территорий с привлечением местных сообществ.
Подчиненный Комитету Департамент экономического развития отвечает за предоставление следующих услуг:
· услуги по обучению в целях улучшения возможностей трудоустройства, направленные в особенности на ущемленных членов общества;
· услуги бизнесу в целях повышения эффективности функционирования предприятий Бирмингема путем мероприятий по развитию менеджмента, повышению качества, поддержке предпринимательства;
· услуги инвесторам в целях поддержки расширяющихся местных и перемещающихся из других городов предприятий для создания новых возможностей занятости и улучшения городской среды;
· услуги по управлению и развитию городского имущества в целях поддержки экономики.
Департамент экономического развития играет очень важную роль в управлении городской собственностью. Городской Совет Бирмингема владеет примерно одной третью земли и недвижимости в Бирмингеме как хозяйственного, так и жилого назначения.
Деятельность Департамента нацелена на зоны высоких технологий и передовой индустрии, коммуникации и туризм, на экономически ущемленные социальные группы, на территории с высоким уровнем безработицы. В диапазоне деятельности Департамента находятся ориентированные на потребности местного бизнеса программы профессионального обучения, финансовая и другая поддержка местных деловых кругов, проекты коренной реконструкции в важнейших кварталах городского центра. Департамент также работает над привлечением деловых инвестиций, поддерживая компании, намеренные базироваться в городе, что крайне важно для создания новых рабочих мест и благосостояния в будущем.
В результате регулярного анализа использования земли и недвижимости, местные власти имеют возможность предлагать выявленные излишки для продажи и аренды частному сектору. Это делается не только потому, что приносит существенный доход в городскую казну. Добавочная выгода, часто многократно превышающая прямые денежные поступления, возникает от дополнительных инвестиций и создания новых рабочих мест.
Департамент экономического развития также несет ответственность за предоставление земли и сооружений для градообслуживающих функций - под дороги, жилье, реконструкцию. Департамент призван обеспечить высокопрофессиональное управление городской собственностью и гарантировать всем своим клиентам удовлетворение их конкретных запросов. Для этого в Департаменте работает несколько групп, оказывающих услуги по оценке и приобретению имущества, по управлению и хозяйственному использованию, по развитию и инвестициям.
Группа оценки и продажи оказывает консультативные услуги по продаже земли и зданий, руководствуясь стратегическими задачами по развитию Бирмингема. Группа ведет регистр излишков земли и недвижимости, предлагаемых для некоммерческого использования и для жилья, начиная от маленьких участков в центре до больших территорий, осваиваемых под жилье. Специалисты по землеустройству обеспечивают клиентам группы работы по межеванию и подготовке планов участков.
Группа управления и хозяйственного использования отвечает за рациональное применение находящейся в собственности Совета земли и недвижимости, включая магазины, офисы, производственные подразделения, склады, бизнес парки и разрабатываемые земельные площадки (их общее число достигает 8000). Задача управления этим имуществом - добиться максимального прироста экономического потенциала города, как в смысле увеличения дохода, так и создания рабочих мест. Земля под промышленные цели продается частным компаниям таким образом, что Департамент экономического развития сохраняет определенный контроль за конечным использованием участка. Это касается основных офисов в центре города, отелей, торговых зон, жилищных территорий, имеющих решающее значение для экономического роста Бирмингема. Группа играет главную роль в совершенствовании облика Бирмингема, поскольку все основные проекты, затрагивающие городской центр, сопровождаются здесь необходимыми консультациями по вопросам оценки и продажи недвижимости.
Группа проектов развития занимается проектами, затрагивающими весь город, включая программы подготовки земли и зданий, восстановления заброшенных участков, научных парков и регулируемых производственных площадей.
Группа развития проблемных территорий старается обеспечить экономическое и физическое возрождение города, реализуя локальные проекты в отдельных зонах города. При этом общественные средства из городских и центральных фондов используются для стимулирования одновременных усилий частного сектора. Такой подход позволяет реализовать интегральную стратегию, объединяющую реконструкцию, улучшение экологии, прокладку дорог и деловые инициативы.
Группа обслуживания инвестиций отвечает за приток новых инвестиций в город. Услуги оказываются любым компаниям - местным английским или международным, выражающим желание приобрести землю или собственность. Группа ведет базу данных обо всех действующих инструкциях в области недвижимости. Для того, чтобы обеспечить быстрое продвижение инвестиционных проектов сотрудники группы помогают решить вопросы, связанные с регулированием планирования и застройки, получением грантов, обеспечением рабочей силой и обучением персонала, снабжением. Группа участвует также в маркетинге управляемых городом бизнес парков и продаже специализированных площадок в научных парках.
Агентства регионального развития
Формирование стратегического плана развития территории предполагает создание целого комплекса организационных структур, согласованно действующих под эгидой региональных или местных властей. Среди таких организаций одно из центральных мест принадлежит агентствам регионального (или городского) развития. Они получили широкое распространение в развитых странах в восьмидесятых годах как важнейший инструмент общественно-частного партнерства в реализации программ развития местной экономики.
Агентства, занимающиеся вопросами регионального развития, могут существовать в различных организационных формах: как акционерные компании, товарищества с ограниченной ответственностью или некоммерческие фонды.
В странах с эффективной экономической структурой целью таких институтов является поддержка процесса экономического развития, помощь малому бизнесу, уменьшение безработицы и ускорение реформ. Рассмотрим основные направления деятельности агентств.
Организации типа агентств регионального развития могут весьма успешно выполнять задачи координации процессов разработки региональных стратегий развития и планов структурной перестройки экономики. Нейтральный характер этих организаций является их преимуществом, они не имеют ориентации на какую-то одну отрасль экономики, находятся в стороне от партий и политики, тем самым им больше доверяют. Это означает, что их предложения имеют больший шанс получить общественное одобрение, что, несомненно, является необходимым условием успешного осуществления программ.
Экономика рыночного типа предполагает участие множества организаций в процессе функционирования рынка. Например, необходима организация, которая возьмет на себя содействие региональному развитию (Центр регионального маркетинга). Каждый регион имеет особенности, которыми могут заинтересоваться инвесторы, но чтобы это случилось надо дать потенциальным инвесторам информацию о регионе. Центр регионального маркетинга собирает и сортирует информацию о регионе, а затем ищет потенциальных инвесторов и помогает им начать свое дело.
Трудности процесса перестройки экономики усугубляются недостатком капитала, в связи с чем, процесс затрудняется и замедляется. Быстро возникающие новые маленькие компании часто располагают столь небольшим капиталом, что не могут реализовать свои идеи. Не могут они и получить необходимый банковский кредит.
Агентства способны помогать таким малым компаниям, предоставляя им кредиты, покупая их акций, выступая их гарантами для банков.
Новая рыночная реальность требует новых знаний и новых методов их получения. Людей надо готовить к самостоятельной активной деятельности. Быстрый рост числа малых и средних предприятий приводит к необходимости в работниках с управленческой квалификацией и в тех, кто готов работать в администрации компаний (бухгалтеры, рекламные и рыночные специалисты).
Поэтому потребность в учреждениях повышения квалификации и обучения чрезвычайно велика. Агентства могут внести вклад в эту деятельность, как организуя обучение непосредственно, так и содействуя возникновению новых обучающих организаций и подготовке преподавательских кадров для них.
Деятельность Агентств регионального развития в России, в какой бы организационной форме они не создавались, в ближайшем будущем должна концентрироваться вокруг следующих целей:
Инвестирование капитала в развитие малого бизнеса;
Маркетинг региона (привлечение инвесторов);
Развитие торговли и коммерческих контактов;
Консультирование;
Обучение.
Агентство должно осуществлять деятельность по инвестированию капитала. Если оно получит необходимые фонды, то может быть ведущим институтом для поддержки малого и среднего бизнеса. Оно также должно создать службы, дающие консультации о возможных инвестициях в регионе.
Целью маркетинга региона является поиск инвесторов, что представляет собой одну из основных проблем. Целесообразно иметь в структуре Агентства Центр маркетинга, который будет выполнять функции сбора информации, анализа и консультирования.
Результаты анализа позволят иметь информацию о существующих возможностях инвестирования в отраслевом и территориальном разрезе. Это даст возможность обслуживать инвесторов, предоставляя им юридические и коммерческие советы, организуя быстрые связи между предприятиями и государством или местной администрацией. Центр сможет обеспечивать своих клиентов информацией о возможности и способах создания компании с иностранным участием. Центр должен заниматься как вопросами сбора, так и предоставления информации о регионе.
Деятельность Центра маркетинга должна осуществляться по следующим направлениям:
прямая передача информации в посольства, консульства и их коммерческие представительства,
создание информационных пунктов в гостиницах и бизнес центрах,
создание иностранных торговых представительств в регионе,
сотрудничество с иностранными и местными агентствами регионального развития,
организация семинаров и конференций, рекламирующих возможности региона,
сотрудничество с прессой, радио и телевидением,
помощь малым компаниям в участии в ярмарках.
Для рекламы региона Центр должен издавать и публиковать различные материалы:
каталоги компаний,
информацию о тенденциях инвестирования,
путеводители о гостиницах, ресторанах и кафетериях,
информацию о состоянии государственной экономики.
Целесообразно иметь в Агентстве отдел коммерческих контактов, который будет заботиться о выявлении возможностей экспорта, содействовать участию в различных ярмарках и налаживать тесные контакты с торгово-промышленными палатами.
Банк данных коммерческой информации позволит компаниям сотрудничать друг с другом, если они хотят приобрести или продать определенные товары. Это ускорит налаживание коммерческих контактов между регионом и другими регионами страны и за границей.
Практические потребности обусловливают целесообразность создания консультативного отдела. Его клиентами будут люди, собирающиеся начать или уже начавшие свою деятельность в малом бизнесе и которые не могут обратиться к услугам профессиональных консалтинговых фирм. Данный отдел ориентирован на консультации в областях:
создание компании,
получение кредита и финансирования,
налоги,
патенты,
сбыт.
Отсталая структура занятости и общий низкий уровень знаний о рыночной экономике требуют переобучения, формирования общих представлений о рыночной экономике и приобретения практических знаний, необходимых для управления компанией. Поэтому необходим отдел, который организует недорогие курсы, позволяющие людям приобретать требуемые навыки.
Организация Агентства развития - задача вполне посильная любому органу местной власти и необходимая для проведения активной местной экономической политики и маркетинга. Небольшой первичный капитал может быть привлечен в основном из частного сектора, выделен предприятиями города, сознающими необходимость формирования рыночной инфраструктуры. Образуя Агентство в форме открытого акционерного общества, можно привлечь и средства населения. От местных властей нужна, прежде всего, организационная поддержка и инициатива. Руководители городов и регионов России, уже создавшие Агентства развития, получили в их лице необходимых партнеров для реализации современных задач экономической политики.
Агентства по развитию территорий
Помимо агентств регионального развития, действующих в интересах всего города или региона, часто создаются отдельные организационные структуры для содействия развитию отдельных территорий. Агентства создаются, как правило, в проблемных районах, требующих серьезной реконструкции, изменения функций, обновления инфраструктуры.
Задача таких агентств - разработка стратегии и детальных планировок, позволяющих координировать частные и государственные инвестиции в развитие зоны, начать масштабные работы по реконструкции жилья, земельных участков, дорог.
Агентства могут получать от местной власти права по градо-
планированию, принудительному выкупу земельных участков.
В ряде случаев агентства развития территории совмещают функции финансирования, выдачи разрешений на строительство, координации. Их задача - использовать ресурсы территории с максимальной выгодой и обеспечить координацию всех инвестиций, стать инструментом сотрудничества застройщиков, строительных компаний, местных властей и местных жителей.
Агентства стремятся реализовать проекты привлечения инвестиций для реконструкции района, ориентируясь как на интересы его жителей, так и предпринимателей. Они пытаются увеличить количество частных инвестиций в строительство, в защиту окружающей среды, в улучшение земельных участков, создать условия, чтобы фирмы, которые работают на этой территории, имели возможность развиваться, тем самым, увеличивая возможности занятости и улучшения жилищных условий местных жителей. В поле зрения агентств развития территории находятся:
новые проекты застройки,
предоставление земель и возможностей застройки,
улучшение инфраструктуры,
инвестирование,
улучшение жилья,
обучение и поддержка общественных инициатив,
маркетинг территории.
Финансирование деятельности агентств, как правило, комбинированное. Частные средства объединяются с муниципальными; нередко, в зонах, признанных особо важными, к ним присоединяются средства регионального или центрального правительства, а если речь идет о зонах бедствия или культурных ценностях мирового значения, то и средства международных фондов.
Агентства работают в непосредственном контакте с городскими властями, с населением, производственниками и строителями. Инструментом, при помощи которого осуществляются контакты, служат координационные группы.
Торгово-промышленные палаты
Торгово-промышленные палаты (ТПП) - организации торговцев и ремесленников, возникшие в Европе в XI-XVI веках и ставшие необходимым элементом рыночной экономики.
Отметим, что ТПП не являются единственной организацией предпринимателей. Наряду с ТПП на местном уровне действуют и всевозможные клубы, региональные союзы и советы бизнесменов. Уникальность ТПП состоит в том, что они наиболее распространены и унифицированы по свои задачам, во многих странах членство в них обязательно и свои функции они выполняют в соответствии со специальным законом.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 286.