Результаты факторного анализа функций, предлагаемых для включения в состав стратегического выбора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Наи-мено-вание функ-ций

Благоприятные факторы

Неблагоприятные факторы

Наимено-вание фактора Оценка значи-мости (баллы)* Оценка вероят-ности (доли едини-цы) Интег-ральная оценка (взвешен-ный балл) Наимено-вание фактора Оценка значи-мости (баллы)* Оцека вероятности (доли едини-цы) Интег-ральная оценка (взвешен-ный балл)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. …….. 1.1.….. 1.2.….. …………              
  Итого:              
2. …….. 2.1.….. …………              

*Оценка значимости производится по 10-бальной системе.

 

Отобранный вариант стратегического развития территории должен, в общем случае, удовлетворять следующим требованиям:

обеспечивать реализацию региональных (муниципальных) стандартов качества жизни населения;

обеспечивать развитие экономики территории до уровня, позволяющего территориальным властным структурам в полной мере реализовывать конституционное право на осуществление в регионе (муниципальном образовании) территориального (местного) управления;

быть экономически эффективным, т.е. обеспечивать достижение стратегических целей с наименьшими затратами;

минимизировать риски (социальные, экологические, политические, техногенные и т.п.), связанные с реализацией территорией своего нового стратегического выбора.

Причем если среди вариантов стратегического развития региона не удается сформировать такой, который обеспечивал бы реализацию стратегических целей социального развития, то представляется, что система региональных (муниципальных) стандартов качества жизни населения должна быть пересмотрена.

2.2. Организационные структуры, осуществляющи е разработку Стратегического плана

Для запуска процесса стратегического планирования территорий в стационарный режим необходим стартовый период, на котором создаются организационные структуры.

Основными рабочими структурами, осуществляющими разработку Стратегического плана, являются:

· Координационный совет (координационный центр);

· Тематические комиссии;

· Рабочие группы;

· Группа технической поддержки (творческий коллектив, состоящий из специалистов научных учреждений и экспертов)[3].

Координационный Совет является высшим органом системы стратегического планирования, осуществляет руководство разработкой и реализацией Стратегического плана развития территории, оказывает необходимую политическую поддержку на протяжении всего процесса осуществления Стратегического плана. На Координационный Совет возлагаются функции принятия ключевых решений при разработке, утверждении и реализации «Стратегического плана развития региона (муниципального образования)». Деятельность Координационного совета регламентируется «Положением о Координационном совете по разработке Стратегического плана развития региона (муниципального образования)».

Это может быть уже существующая научно-консультационная или учебная организации, специалисты которой постоянно работают с региональными или местными властями, или специально созданный для работы над стратегией некоммерческий фонд. Такая организация будет аккумулировать средства, необходимые для разработки. Средства должны выделить руководство региона или местная администрация, а также спонсоры из числа местных предприятий и предпринимателей. Возможно получение и международной помощи на подобные разработки.

Исполнительный комитет Координационного Совета является органом, организующим и координирующим разработку и реализацию Стратегического плана. Основная задача Исполнительного комитета - руководство разработкой и реализацией Стратегического плана в периоды между заседаниями Координационного Совета. Деятельность Исполнительного комитета Координационного Совета регламентируется «Положением об Исполнительном комитете Координационного совета Стратегического плана развития региона (муниципального образования)».

Вместо исполнительного комитета в регионе (муниципальном образовании) может быть создана Комиссия по экономической стратегии, образуемая при губернаторе (главе администрации) или его заместителе из числа ведущих работников управления и представителей научной и деловой общественности. Комиссия осуществляет функции заказчика экономической стратегии.

Комиссия должна выполнить следующие задачи:

1. Сформировать оргструктуры и механизм работы над стратегией, в частности утвердить состав проблемных секций Комиссии.

2. Принять структуру стратегии и одобрить механизм работы над стратегией.

3. Обеспечить процедуру выдачи заданий на НИР по отдельным темам и разделам стратегии.

4. Организовать тендеры и конкурсы по размещению заданий на НИР, связанные с разработкой стратегии, принять положение о тендерах на разработку разделов Стратегии.

5. Обеспечить научную экспертизу, общественное обсуждение и прием­ку разделов стратегии.

6. Подготовить и вынести на обсуждение итоговый документ “Стратегия экономического развития региона”.

7. Обобщить результаты обсуждения и подготовить к изданию финальную версию “Стратегии экономического развития региона (муниципального образования)”.

Тематические Комиссии – один из элементов организационной структуры стратегического планирования - создаются применительно к основным стратегическим направлениям для обеспечения разработки дерева целей, выработки формулировок Миссии региона (муниципального образования, города), целей и задач по стратегическим направлениям устойчивого развития территории и координации деятельности Рабочих групп. Тематические комиссии работают под руководством Исполнительного комитета Координационного совета. Деятельность Тематических комиссий регламентируется «Положением о Тематических комиссиях Стратегического плана развития региона (муниципального образования)».

Рабочие группы являются элементом организационной структуры стратегического планирования и создаются для непосредственной разработки конкретных задач, сформулированных Тематическими Комиссиями. Рабочие группы представляют собой органы, в которых сосредотачивается вся практическая деятельность, они являются основным рабочим инструментом, который продвигает процесс разработки и реализации Стратегического плана через разработку и реализацию проектов и программ. Деятельность Рабочих групп регламентируется «Положением о Рабочих группах Стратегического плана развития региона (муниципального образования).

Для работы над стратегическим планом могут формироваться:

1) группа экономической диагностики и прогноза;

3) группа формирования видения будущего экономики территории;

4) группа по ресурсам;

6) группы по отдельным стратегическим направлениям и про­граммам;

7) группа формирования плана мероприятий по реализации экономической стратегии;

8) группа информационного обеспечения;

9) группа рекламы и публикаций;

Группа научно-технической поддержки ( Экспертный Совет) оказывает методическое и учебное сопровождение на протяжении всех этапов разработки Стратегического плана.

Она состоит из известных и независимых ученых, руководителей научно-исследовательских организаций, специализирующихся на вопросах формирования стратегического видения развития территорий.

Основная задача Группы научно-технической поддержки – внедрение методов стратегического планирования устойчивого развития региона (муниципального образования), рекомендуемых Программой ООН по населённым пунктам (ООН-ХАБИТАТ) в практику разработки Стратегического плана региона (муниципального образования).

Главным органом Стратегического плана, придающим легитимность процессу его разработки и принимаемым в ходе разработки решениям, является региональная, муниципальная, общегородская конференция (экономический форум), которая необходима для одобрения стратегии после ее обсуждения в правительстве, администрации и органе представительной власти. Она утверждает формулировки Миссии, генеральной цели, основных стратегических направлений, состав приоритетных программ и проектов.

Разработка стратегии происходит по разделам. По каждому разделу назначается ответственный исполнитель-эксперт, формирующий рабочую группу из специалистов региона в рамках координационного центра. Для организации получения информации и рабочих обсуждений ряда близких разделов, образуются несколько секций Комиссии по экономической стратегии, включающих представителей заинтересованных комитетов администрации и комиссий представительного органа власти. Обсуждение ключевых моментов стратегии (принципы выбора приоритетов, видение будущего экономики территории, цели, направления деятельности, программы) и экономической стратегии в целом происходит на Комиссии по экономической стратегии. Одобренные Комиссией рабочие версии обсуждаются руководством региона (в администрации), органе представительной власти и на региональном экономическом форуме и после доработки утверждаются губернатором (главой администрации) и представительной властью территории.

2 . 3 . Субъекты стратегического планирования территорий

Региональная (местная) власть является, как правило, лидирующей и органи­зующей силой формирования стратегического плана развития территории и, естественно, участвует в деятельности других субъектов, работающих в этой об­ласти.

На региональном (местном) уровне помимо собственно подразделений власти существует множество организационных структур, участвующих в формировании стратегии развития территории, например:

· Корпорация (агентство) экономического развития;

· Агентство развития для отдельного проекта или опре­деленной территории;

· Торгово-промышленная палата;

· Агентство по передаче технологий, технологический центр, технопарк, инкубатор для новых предприятий;

· Коммунальный банк, фонд венчуpного капитала и др.

В силу различий в структуре региональных или местных органов власти разных стран и внутри стран меняется и состав подразделений, ответственных за стратегический выбор. Тем не менее, практически всегда в числе ведущих комиссий, департаментов или управлений имеется экономическое подразделение. Оно может носить разные наименования, но выполняет сходные функции. Иногда, правда, эти функции концентрируются в одном подразделении, иногда разделяются между несколькими.

Рассмотрим конкретные примеры из зарубежного опыта, позволяющие получить практически полное представление о наборе функций и принципах работы экономических департаментов местных властей.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 482.