Стратегический паспорт территории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стратегический паспорт территории представляет «возможности территории», а также личности, домашнего хозяйства, организаций, бизнеса, которые могут быть использованы для ее экономического развития, способности к изменениям и формированию ключевых преимуществ, необходимых для социально-экономического развития региона, муниципального образования.

Цель паспорта - создание аналитической базы органов государственной власти и органов местного самоуправления для управления территорией, муниципальными образованиями, инвестирования и проведения изменений, обеспечивающих формирование поведения, действий органов власти, позволяющих достигать поставленных целей в заданные промежутки времени, вне зависимости от изменений, происходящих во внешней среде.

Паспорт формируется с целью - установить среду, учитывающую реальные условия внешней среды, при которой обеспечивается переход экономического потенциала территории в развитие человека и создание условий для высокого качества жизни (не сколько добываем тонн нефти, производим тонн металла, а в какое качество жизни «превращается» каждая добытая тонна нефти, газа, выплавленного металла и т.п.).

Задачи, решаемые созданием стратегического паспорта территории:

- Оценка потенциала территории в целом и его разновидностей в частности;

- Оценка потенциала по сферам деятельности в рамках полномочий субъекта федерации и вопросов совместного ведения федерации и субъекта федерации, полномочий органов местного самоуправления, его способности решать стратегические задачи;

- Спецификация прав собственности, существующая и перспективная (спецификация прав собственности включает подробный реестр и описание правомочий по субъектам и объектам права). Спецификация должна обеспечить экономическую состоятельность муниципальных образований и достаточность ресурса «предпринимательская способность» для развития частного сектора экономики;

- Обеспечение стратегического финансового мониторинга в муниципальном образовании, субъекте федерации;

- Обеспечение управленческого мониторинга в связи с возникающими проблемами управления, изменениями поведения элементов внешней среды;

- Обеспечение процедур для принятия стратегических решений, проведения изменений и стратегического контроля «переходных» периодов;

- Оценка динамичности, сложности и турбулентности внешней среды от статичного и легко прогнозируемого до изменчивого и непредсказуемого, каждый из которых требует особой модели поведения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Примерная структура паспорта:

- Реестр собственности по формам собственности и структуре прав собственности;

- Спецификация прав собственности на муниципальные активы;

- Распределение собственности по вопросам, входящим в компетенцию муниципальных образований, субъекта федерации и федерации;

- Оценка эффективности использования собственности по установленным показателям;

- Описание имущественных комплексов на территории по цепочкам ценности, кластерам и интеграционным стратегическим рядам;

- Структура распределение прав собственности по муниципальным образованиям и оценка обеспеченности решения вопросов местного значения активами;

Оценка потенциала домашних хозяйств в разрезе каждого муниципального образования.

- Описание и оценка человеческого потенциала по установленным показателям;

- Описание и оценка ресурсного потенциала: природные, земельные, трудовые и иные;

- Унитарные предприятия: действующие, перспективные и «ситуационные», которые организационно подготовлены и могут быть быстро приведены в действие.

 

Вопросы для самопроверки

1. В каких значениях потребляются термины «концепция», «стратегия», «стратегический план»?

2. В чем заключаются отличия стратегического и долгосрочного планирования?

3. Назовите цель (цели) разработки стратегического плана.

4. В какой последовательности осуществляется формирование стратегических целей?

5. Какие задачи стратегического планирования Вы можете назвать?

6. Назовите базовые принципы формирования стратегического плана.

7. Почему при формировании стратегического плана необходимо изучить факторы, определяющие социально – экономическое развитие территорий?

8. С какой целью создается стратегический паспорт территории?

 

 


ЛЕКЦИЯ 2. Организационные механизмы стратегического планирования развития территорий

2.1. Организация работ по стратегическому планированию развития территорий

В современных условиях от территориальных органов управления требуется целенаправленная концентрация сил в выборе стратегии и тактики комплексных преобразований в регионе в целом, а также обозначение границ компетенции органов власти и управления в принятии экономических решений, что определяет возрастание роли стратегического управления развитием региона.

Известно, что регионы и муниципальные образования в процессе своего развития и функционирования выполняют две основные функции. С одной стороны, они выступают в качестве относительно самостоятельных целостных систем, реализующих функцию обеспечения качества жизни населения на уровне, не ниже принятого в обществе социального стандарта.

В то же время, крупные регионы являются подсистемами российской экономики, выполняющими определенные специальные функции в системе общегосударственного разделения труда. Такой подход к рассмотрению двуединой функции регионов позволяет сформировать общие для них две целевые установки своего развития. Одна из них связана с обеспечением необходимого качества жизни населения, другая - с выполнением некое­го "общественного заказа", вытекающего из сложившейся (и перспек­тивной) системы общероссийского разделения труда.

При организации работ, связанных с формированием  стратегического плана развития территории, следует исходить из следующих принципиальных положений (рис. 2.1).

Во-первых, главным целевым ориентиром всех работ является повышение качества жизни населения до уровня, нижняя граница которого определена системой минимальных государственных социальных стандартов.

Во-вторых, в условиях местного самоуправления стратегическое развитие в значительной мере определяется величиной и эффективностью использования собственного социально-экономического потенциала территории.

В-третьих, эффективность прогнозно-аналитических работ, связанных с выбором и обоснованием приоритетных функций, которые он будет реализовывать в перспективе, в значительной мере определяется наличием полной и достоверной информации о закономерностях функционирования территории и стартовых условиях ее социально-экономического развития.

 

 

 


Рис. 2.1. Организация работ по формированию стратегического плана развития территории

Порядок разработки и реализации стратегического плана представлен на рис. 2.2.

 


 

Рассмотрим теперь наиболее принципиальные, на наш взгляд, методические вопросы, связанные с отбором приоритетных, наиболее значимых проблем регионального развития. Такой отбор связан с реализацией операций классификации, обобщения и ранжирования.

Существо операции классификации проблем развития территории состоит в своде их в группы, характеризуемые каким-либо структурным признаком. В качестве таких признаков могут выступать направления регионального развития (социальное, экологическое, экономическое, градостроительное, научно-инновационное), уровни управления (местный, региональный, межрегиональный, федеральный и т.п ), сферы экономики и др.

Смысл операции обобщения заключается в выявлении повторяющихся в разных классификационных группах проблем, формировании на этой базе проблем общего характера, имеющих существенное значение для устранения структурных деформаций и несоответствий в различных сферах жизнедеятельности региона.

На основе результатов реализации операций классификации и обобщения проблем осуществляется операция ранжирования, которая состоит в отборе тех проблем территориального развития, которые оказывают наиболее существенное влияние на качество жизни населения, вклад его в решение проблем межрегионального и общефедерального уровня, обусловленного принятой (перспективной) системой территориального разделения труда.

Результаты работ по оценке и ранжированию проблем регионального развития могут быть сведены в таблицу (см. табл. 2.1). При этом надо иметь в виду, что приведенные в форме классификаторы проблем социально-экономического развития территории и перечень критериальных свойств, отобранных для экспертной оценки, не являются единственно возможными. Они могут быть дополнены и видоизменены в зависимости от конкретных задач исследования. После определения систем критериальных свойств, для оценивания выявленных проблем применительно к каждому из них определяется его весомость и разрабатывается шкала балльных оценок, осуществляется экспертное оценивание, по результатам которого и определяются приоритеты проблем.

Далее осуществляется операция уточнения их качественных и количественных характеристик, состояния в детализации описания и установлении взаимосвязи факторов, в разработке соответствующих количественных оценок.




Таблица 2.1

Дата: 2019-02-19, просмотров: 801.