Мы уже перечислили двенадцать фактов, которые признаются почти всеми учеными и относятся к области познаваемой истории. Автор убежден, что даже четыре из этих двенадцати фактов позволяют убедительно аргументировать историческую достоверность Воскресения и что эта аргументация подкрепит предыдущие апологетические исследования[387].
Эти четыре факта таковы: 1) Иисус умер в результате распятия на кресте; 5) последующие события убедили учеников, что они действительно видят воскресшего Иисуса; 6) после этих явлений в поведении учеников произошла разительная перемена; 12) обращение Павла было вызвано видением, и он тоже был убежден, что видел воскресшего Иисуса. Из всех двенадцати, эти четыре «центральных» факта пользуются самым широким признанием; их признают практически все критики[388].
Каждый из этих четырех фактов устанавливается в результате применения обычной исторической методологии (см. Приложение 1). Смерть Иисуса, наступившая в результате распятия, не только упоминается в 1Кор.15:3; есть и подкрепляющие доказательства: особенности распятия как казни (скелет Иоханана, о котором речь пойдет в следующей главе), медицинское свидетельство о ране в сердце Иисуса и хорошо известная критика «теории обморока», выдвинутая Штраусом. Полезными оказываются и другие новозаветные исповедания веры (например, Флп.2:8, 1 Кор.11:23-26), а также некоторые нехристианские и христианские (но не относящиеся к Новому Завету) источники (они будут рассмотрены в последующих главах).
То, что ученики пережили, сами они считали встречами с воскресшим Иисусом, – это подтверждается прежде всего ранним свидетельством 1Кор.15:3и далее. Особую ценность представляют другие вероисповедальные формулировки (напр., Лк.24:34) и, прежде всего, современные исследования вероисповедальных формулировок, приведенных в Книге Деяний[389]. Небиблейские источники также будут упомянуты ниже.
Поскольку нематериалистические теории оказались несостоятельными, а ранние вероисповедальные формулировки явно подтверждаются свидетельствами, исследователи считают опыт ранних христиан (и коллективный, и индивидуальный) таким же установленным фактом, как и почти любой факт в жизни Иисуса. То есть, практически все признают, что пережитое учениками было реальным и заставило их поверить, что Иисус воскрес из мертвых[390]. Фуллер даже смело утверждает, что это – «неоспоримые факты… с которыми может согласиться и верующий, и неверующий»![391]
Изменения в поведении учеников вследствие этого переживания подтверждаются текстом, непосредственно следующим за ранним символом веры (1Кор.15:9-11): в этом отрывке упоминается служение очевидцев. Этот вывод подтверждается Новым Заветом в целом, а также свидетельством ранних церковных авторов, в том числе учеников, принявших мученическую смерть за веру[392].
Наконец, обращение Павла в результате опыта, который он сам считал явлением воскресшего Иисуса, описывается и самим Павлом в 1Кор.9:1 и 15:8-10 и трижды – в Книге Деяний (9:1-9, 22:5-11, 26:12-18). Материалистический тезис неприменим и в случае с Павлом[393].
Кроме того, эти четыре центральных факта имеют веское историческое обоснование. Их признают не только богословы-критики, но также историки и философы, изучающие данный предмет[394].
Среди этих четырех фактов особую важность представляет опыт учеников. Как утверждает историк Майкл Грант, исторические исследования действительно подтверждают: ранние свидетели были убеждены, что видели воскресшего Иисуса[395]. Карл Браатен добавляет, что и другие историки-скептики соглашаются с этим выводом:
«Даже скептически настроенные историки соглашаются, что для раннего христианства… воскресение
Иисуса из мертвых было реальным событием в истории, самым основанием веры, а не мифической идеей, порожденной творческим воображением верующих».
Важное преимущество этих четырех центральных фактов заключается в том, что они не только признаются критиками как познаваемая история, но и непосредственно связаны с самой сутью переживания учеников. Поэтому они служат опровержению материалистических теорий и представляют важные позитивные свидетельства того, насколько вероятно буквальное Воскресение Иисуса из мертвых. Увидеть это помогут несколько примеров.
Во-первых, материалистические теории можно опровергнуть, оперируя всего лишь этими четырьмя фактами. Например, «теория обморока» опровергается фактом смерти Иисуса и обращением Павла. Переживание учеников опровергает «теорию галлюцинаций» и прочие субъективные теории – и потому, что подобные феномены не бывают коллективными (ими нельзя заразиться, и проявляются они всегда на индивидуальном уровне), и потому, что явления Христа происходили в разное время и в самых разных местах. Также у очевидцев не было предварительных психологических установок, способствующих галлюцинациям. Переживание Павла также опровергает подобные теории, потому что он, разумеется, придерживался богословских позиций, несовместимых с подобными явлениями.
Сходным образом, приходится исключить «теорию мифа или легенды», потому что речь идет о переживании именно учеников и других ранних свидетелей: первоначальное учение о Воскресении основано на раннем свидетельстве реальных очевидцев, а не на поздних легендах (что показывает вероисповедальная формулировка в 1Кор.15:3 и далее). Опыт Павла тоже нельзя объяснить легендами, потому что легенды не привели бы его к обращению. Наконец, «теория украденного тела» и «теория обмана» опровергаются переживанием учеников и произошедшей в них переменой: эта перемена показала, что они действительно верили в воскресение Иисуса из мертвых, а обманщики вряд ли бы стали мучениками. И Павла этот обман не убедил бы[396].
Во-вторых, эти четыре основных факта содержат важное позитивное свидетельство того, что воскресший Иисус действительно являлся людям: ученики были ранними свидетелями, и невозможно объяснить с материалистической точки зрения их переживание и впоследствии – готовность умереть за веру. Материалистические теории также не объясняют переживание Павла, за которым последовало его преображение. Итак, эти основные четыре факта содержат позитивное свидетельство, которое служит дальнейшим подтверждением проповеди учеников о буквальном Воскресении Иисуса, особенно если учесть, что материалистическое объяснение этих аргументов так и не было дано[397].
Поскольку эти основные исторические факты (и более ранние общепризнанные факты) были установлены методами критического исторического исследования, современные ученые не могут отвергнуть их, ссылаясь лишь на «расхождения» в текстах Нового Завета или на его «ненадежность» в целом. Такая критика опровергается доказательствами, приведенными в других главах; к тому же мы заключили, что Воскресение можно доказать исторически, используя при этом даже минимальную совокупность исторических фактов. Кроме того, невозможно сделать вывод, что произошло «нечто» не поддающееся описанию – из-за материалистических исходных предпосылок или по причине «туманного», «легендарного» характера новозаветных текстов. Нельзя также утверждать, что Иисус воскрес в духовном смысле, а не в буквальном. Повторим еще раз: эти и другие точки зрения несостоятельны, потому что факты, историчность которых признана практически всеми учеными, служат достаточным подтверждением буквального Воскресения Иисуса – согласно теории вероятности.
То есть критикам следовало сосредоточиться не на том, во что мы, по их мнению, верить не можем, а на том, что (даже по их признанию) можно узнать о текстах на данный момент. Хотя у учеников и не было фотографий Иисуса в воскресшем теле, фактическое основание достаточно для того, чтобы показать: Воскресение Иисуса – безусловно лучшее из всех исторических объяснений. И хотя у критиков возникают сомнения в других вопросах, связанных с Новым Заветом, признанных фактов явно достаточно для того, чтобы убедиться: Иисус воскрес из мертвых в новом, духовном теле. Как объясняет-с я в Приложении I, уверенность в результатах исторического исследования возможна. Подтверждения Воскресения принимаются на протяжении уже 2000 лет, несмотря на критику. Это событие подтверждается разнообразными свидетельствами, более убедительными, чем свидетельства большинства других событий древней истории. Игнорировать эти свидетельств и априорно отвергать их – такое поведение не имеет под собой никаких оснований, что уже было показано[398]. У этого события действительно есть историческое доказательства. Иисус действительно воскрес в реальной истории.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 238.