Перепись в Евангелии от Луки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В Евангелии от Луки. 2:1-5 мы читаем об указе кесаря Августа: все население Римской империи должно было уплатить налоги, и для этого каждому следовало вернуться в родной город. Поэтому Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, где и родился Иисус.

В связи с этим сбором податей возникло несколько вопросовДаже если такой сбор действительно проводился, должен ли был каждый житель возвращаться в родной город? Действительно ли Квириний был правителем Сирии в это время (как сказано в стихе 2)? Археология помогает ответить на эти вопросы.

Было установлено, что проведение переписей было широко распространено примерно в то время, когда жил Христос. Древняя латинская надпись, Titulus Venetus, упоминает, что около 5-6 гг.н.э. в Сирии и Иудее проводилась перепись и что это было обычным делом в Римской империи со времен Августа (23 г. до н. э. – 14 г. н. э.) по меньшей мере до третьего века н. э. Есть данные, что такие переписи проводились каждые четырнадцать лет. Другие данные указывают на повсеместное распространение этой процедуры[400]. Что касается необходимости возвращаться в родной город для уплаты податей и участия в переписи, египетский папирус, датируемый 104 г.н.э., упоминает именно о такой процедуре. Кроме того, за выполнением этого правила строго следили[401].

Вопрос о Квиринии также связан с датой переписи, упоминаемой в Лк.2. Известно, что Август назначил Кви-риния правителем Сирии в 6 г. н. э. Археолог сэр Уильям Рэмзи обнаружил несколько надписей, свидетельствующих о том, что Квириний был правителем Сирии дважды – первый раз за несколько лет до этой даты[402]. Если учесть вышеупомянутую цикличность переписей и сбора податей, предыдущая перепись приходилась на 10-4 гг. до н. э.[403] Другим возможным объяснением может служить предположение Брюса, считающего, что греческую фразу в Лк.2:2 можно перевести следующим образом: «Эта регистрация (перепись) была прежде той, которую проводил Квириний, правитель Сирии»[404]. При такой интерпретации получается, что перепись, упоминаемая у Луки, произошла до того, как Квириний вступил в должность правителя Сирии. Оба возможных объяснения отвечают на поставленный выше вопрос[405].

Итак, хотя описываемые в Лк.2:1-5 события вызывали некоторые сомнения, археология дала несколько неожиданных и положительных ответов. Кроме того, представив эти события в общем контексте, археология также помогла установить некоторые факты. 1) Переписи, связанные со сборами налогов, были довольно распространенным явлением в Римской империи; проводились они и в Иудее. 2) Согласно требованиям переписи, каждый житель должен был возвращаться в родной город. 3) Такие переписи, судя по всему, проводились во время правления Августа (37 г. до н.э. – 14 г.н.э.), что полностью укладывается в общие временные рамки рождения Иисуса. 4) Вполне вероятно, что конкретный сбор податей, упоминаемый Лукой, проводился в 6-5 гг. до н. э., что также помогает установить более точную дату рождения Иисуса.

 

Йоханан – жертва распятия

Большая часть этой главы посвящена археологическим свидетельствам, связанным со смертью и Воскресением Иисуса. Первый пример – сделанное в июне 1968 г. важное открытие, которое дает ценную информацию о применении распятия в Палестине первого века н.э. Когда один из районов Иерусалима разрабатывали под постройку нового жилого комплекса, было раскопано место древнего еврейского захоронения. Расположенное примерно в полутора километрах к северу от Дамасских ворот Старого города, оно содержало останки примерно тридцати пяти евреев, захороненных в пятнадцати каменных оссуариях, которые использовались для перезахоронения человеческих скелетов через некоторое время после первоначального погребения.

Археолог Василий Цаферис, проведя исследование, установил, что эти евреи, скорее всего, умерли около 70 г.н.э. вовремя иудейского восстания против Рима. Некоторые скелеты несли на себе следы насильственной смерти – жертвы были сожжены, замучены голодом или избиты до смерти. Один из погребенных был убит стрелой[406].

Для нашего исследования наибольший интерес представляет найденный в захоронении скелет человека по имени Йоханан бен Агалгол, чье имя было написано по-арамейски на каменном оссуарии. Дальнейшее его изучение патологоанатомом из Еврейского университета, доктором Н. Хаасом, позволило сделать некоторые предварительные заключения о скелете Йоханана. Его рост составлял около 170 см, ему было 24-28 лет, у него было расщепленное нёбо, и умер он при распятии. В его ступнях остался большой гвоздь, длиной около 18 см, который был сбоку вогнан в пяточные кости, что указывает направление разворота ступней и ног, когда их прибивали к кресту. Гвоздь пронзал перекладину акациевого креста, укрепленного в земле. Фрагменты дерева, все еще остававшиеся на гвозде, свидетельствуют, что сама перекладина была сделана из дерева оливы. Конец гвоздя был загнут к шляпке – либо из-за уплотнения в древесине, либо намеренно.

Кроме того, исследование показало, что гвозди также проходили через лучевую и локтевую кости предплечья. Лучевая кость была поцарапана и даже равномерно потерта. Последнее, по-видимому, было следствием многократного трения, когда жертва распятия подтягивалась вверх, чтобы вдохнуть, а затем вновь опускалась вниз. Из-за того, что вес тела часто смещался, чтобы освободить грудные и межреберные мышцы, затруднявшие дыхание в «нижнем» положении, лучевая кость стиралась.

Кроме того, Хаас обнаружил, что голени Йоханана были сломаны. Левая большая берцовая и малоберцовая кости и правая большая берцовая кость, судя по всему, были перебиты одним ударом, и позже ноги были отпилены. Это вполне соответствует описанию страшного римского орудия (crucifragium – железная дубина); в Ин.19:31-32 упоминается, что его использование было обычным при распятии. С раздробленными голенями жертва не могла приподняться на кресте, чтобы вдохнуть, поэтому смерть наступала сравнительно быстро[407].

Однако исследования Хааса вызвали серьезную критику со стороны некоторых ученых, опровергавших его выводы по ряду аспектов. Дж. Цайас и Э. Секелес опубликовали работу, в которой, в частности, отмечается недостаточность свидетельств, указывающих на расщепленное нёбо, на то, что предплечья были пробиты гвоздями и что голени были перебиты в процессе распятия[408].

Описанный в Евангелиях процесс распятия в какой-то мере подтверждается этой находкой, но в какой именно – зависит от правильной интерпретации данных. Археология сообщает нам некоторые факты, также имеющие отношение к смерти Иисуса. 1) Жертвы часто прибивались к кресту стопами или пятками и в области запястий или предплечья. Это был обычный метод распятия, принятый римлянами – независимо от того, как был распят Йоханан. 2) Исследователи-медики в подавляющем большинстве подтверждают: тело висело таким образом, что жертве приходилось приподниматься и опускаться, чтобы чередовать дыхание с отдыхом[409]. 3) Кости ног перебивались, когда нужно было ускорить смерть[410].

 

Назаретский указ

В 1878 г. в Назарете была обнаружена мраморная плита размером примерно 38 на 60 см. Она называлась «Повеление Цезаря» и содержала строгий запрет на разорение могил. Большинство ученых сходится во мнении, что указ был издан Клавдием около 41-54 гг. н. э. Надпись выполнена по-гречески и переводится следующим образом:

«Повеление Цезаря. Мне угодно, чтобы могилы и гробницы оставались нетронутыми навечно во владении тех, которые построили их для культа поклонения своим предкам, или детям, или членам семьи. Однако, если у кого-либо появится информация о том, что другой либо разрушил их, либо каким-то образом извлек мертвое тело, или со злым умыслом переместил его в другое место, чтобы причинить вред, либо переместил печать или другие камни, я приказываю произвести над таким суд, чтобы угодить богам и культу поклонения смертным. Ибо почтение погребенных должно быть обязанностью. Да будет совершенно запрещено кому-либо их беспокоить. В случае нарушения закона я желаю, чтобы преступник был приговорен к смертной казни по обвинению в нарушении погребения» .

Как отмечает Майер, согласно всем предшествующим римским распоряжениям подобного рода, с нарушителя взимался только штраф, но Назаретский указ предписывает смертную казнь. Почему столь суровое наказание было введено в Палестине? [411]

Хотя точная причина неизвестна, многие ученые высказывали следующее предположение: такое повеление, исходившее непосредственно от императора, вероятнее всего объясняется тем, что Клавдий ознакомился с некоторыми аспектами веры христиан после волнений, прокатившихся по Римской империи в его правление – событий, связанных с распространением христианства (например, см. Деян.17:1-9). Вероятность того, что Клавдий провел подобное расследование, особенно высока, так как в 49 г. н. э. в Риме происходили беспорядки, в результате которых император изгнал евреев из города. Светоний отмечает, что волнения были возбуждены «Хрестом» [412].

Вполне возможно, что в ходе расследования Клавдий узнал христианское учение о том, что Иисус воскрес из мертвых, и не исключено, что он также слышал рассказы иудеев, будто ученики украли Тело. Вероятность этого подкрепляется тем, что в Назаретском указе упоминаются нарушители опечатанных гробниц. Это явно перекликается с Мф.28:66, откуда мы узнаем, что евреи позаботились

0 том, чтобы опечатать гробницу Иисуса, получив на это разрешение Пилата. Вполне возможно, что Назаретский указ был ответом и на христианское учение о воскресении Иисуса, и на иудейские рассказы о похищении Тела[413].

Из этого указа мы можем извлечь исторические факты, независимо от того, что послужило непосредственным поводом его составления. 1) Судя по всему, из Палестины поступали сведения, вынудившие императора (скорее всего, Юуавдия) издать суровое предупреждение о разорении могил. 2) В еврейском похоронном обряде гробницы иногда опечатывались; при захоронении использовались камни. 3) Разграбление гробниц стало очень серьезным преступлением, влекущим за собой смертную казнь.

 

Туринская плащаница

Хранящаяся в Италии Туринская плащаница представляет собой льняное полотно длиной 4,3 м и шириной

1 м. На этом полотне, исторически считавшимся подлинным погребальным покровом Иисуса, видно двойное (голова к голове) изображение умершего на распятии человека – и верхней, и нижней части его тела.

История Плащаницы ясно прослеживается по меньшей мере до четырнадцатого века, но ряд важных факторов указывает на то, что она гораздо древнее – в частности, известны некоторые исторические упоминания, относящиеся к предыдущим столетиям. В авторитетном труде, посвященном возможной истории Плащаницы, Иен Уилсон утверждает, что она была увезена из Палестины около 30 г. н. э. и побывала после этого в древнем Эдес-ском царстве, в Константинополе, Франции, Швейцарии и, наконец, Италии[414].

Помимо исторических данных существует также ряд научных факторов, указывающих на древнее происхождение Плащаницы. Обнаруженные на ней образцы пыльцы показывают, что она была изготовлена в Палестине – не исключено даже, что в первом веке, – а исследования полотна и переплетения нитей выявили сходство Плащаницы с ткаными в первом веке полотнами.

Однако появились и более важные указатели возраста Плащаницы. Некоторые исследователи утверждают, что с помощью передовых методов, таких как фотографическое увеличение и компьютерный анализ, удалось определить, что одна из монет, лежавших на глазах погребенного,– это лепта Понтия Пилата, чеканившаяся в 29-32 гг. н. э. Этот результат мог бы сыграть решающую роль в определении возраста полотна[415].

Изучение библейских вопросов, связанных с видом захоронения, о котором свидетельствует Плащаница, не выявило никаких расхождений с новозаветными текстами. То, что тело обертывали вдоль и располагали именно так, как видно на Плащанице, подтверждается как недавно открытыми кумранскими обрядами захоронения, так и «Еврейским сводом закона» («Законы о трауре»). Дальнейшие исследования показали, что головной плат сначала скручивали, а затем обматывали вокруг головы, о чем также говорится в Евангелии от Иоанна (11:44, 20:5-7), иудейской Мишне (Шаббат 23:5) и «Законах о трауре».

Некоторые считают, что тело человека, которое было завернуто в Плащаницу, не было омыто, но в «Законах о трауре» сказано, что при определенных условиях омовение неуместно – например, если человек был казнен или умер насильственной смертью. Использование нескольких полос полотна, описанное в Евангелии от Иоанна, наблюдается и в Плащанице, так как в этом случае полотно тоже, судя по всему, накладывалось полосами.

Еще один аспект связан с описанием погребения Иисуса в Евангелиях. В них сказано, что Иисус был похоронен поспешно, а женщины собирались вернуться и завершить необходимые действия позже (Лк.23:54-24:4; Мк.15:42, 16:1-3), что служит еще одним объяснением возможных «нарушений» погребального ритуала[416].

Одно из отличительных свойств Туринской плащаницы, выделяющих ее среди других подобных религиозных реликвий, – то, что она является предметом постоянных и тщательных научных исследований. В октябре 1978 г. группа высококвалифицированных ученых провела над Плащаницей целый ряд экспериментов[417]. Три главных вопроса, на которые они искали ответы, были связаны с природой пятен крови, просматривающихся на полотне, со структурой изображения и с причиной его появления. В частности, было установлено, что следы крови настоящие и что Плащаница, скорее всего, не является подделкой. Изображение не было результатом нанесения на полотно краски, красителя, порошка или какого-либо другого инородного вещества. Изображение образовано окислившимися, обезвоженными, слипшимися волокнами ткани, что напоминает эффект от опаливания, но точная причина его появления не установлена. Другие свойства изображения – его трехмерная, поверхностная и ненаправленная природа – стали настоящей загадкой для ученых[418].

Описание человека, который, видимо, был погребен в Плащанице, тоже оказалось познавательным. Патологоанатом, участвовавший в исследованиях, а также другие медики определили, что человек был распят и умер, его тело находилось в состоянии трупного окоченения. Раны были такими же, как те, что описаны в евангельском повествовании о распятии Иисуса. Самое интересное в этом исследовании то, что Плащаница свидетельствует о многих отклонениях от правил – таких же отклонениях, как и при казни Иисуса.

И Иисус, и человек в Плащанице имели черепные травмы, нанесенные многочисленными острыми предметами; их лица были покрыты множеством синяков; оба перенесли жестокое бичевание (на Плащанице насчитали более 100 ран от ударов); на плечах у них были следы от грубого тяжелого предмета; у обоих были травмированы колени. Кроме того, у обоих были и обычные раны, наносимые при распятии, в частности, пробитые ступни и запястья. Необычно то, что у обоих, вопреки принятой практике, не были перебиты голени, но оба имели полученную после смерти рану в груди, из которой истекала кровь и водянистая жидкость. Оба были поспешно похоронены в дорогом полотне, причем погребены индивидуально[419].

Все эти сходства – а их более десятка – указывают на то, что похороненный в Плащанице человек мог быть Иисусом. Крайне маловероятно, чтобы это могли быть случайные совпадения, особенно в отношении нетипичных обстоятельств. Кроме того, между ними, судя по всему, нет расхождений. Следует также помнить, что Плащаницу хранили сотни лет как подлинный погребальный покров Иисуса – задолго до того, как стали возможны подобные научные эксперименты. Хотя последний факт никак не подтверждает подлинность Плащаницы, он может служить дополнительным свидетельством связи между Иисусом и человеком, который был похоронен в Туринской плащанице[420].

Материалистические попытки объяснить такие явления, как трехмерное, поверхностное и ненаправленное изображение, а также дополнительные детали, в частности, его явная и ненасыщенная природа, оказались несостоятельными. Не было предложено ни одной жизнеспособной альтернативной теории, которая объясняла бы все данные. Ученые заявили, что не могут объяснить изображение на Плащанице с помощью каких бы то ни было естественных процессов. С научной точки зрения изображение представляет собой «загадку»[421].

Пожалуй, еще удивительнее то, что на Плащанице не осталось никаких следов разложения; это значит, что тело находилось в полотне сравнительно недолго. Кроме того, патологоанатом отмечает, что ткань, скорее всего, не разворачивали, потому что многие следы крови (в том числе, ее сгустки) остались нетронутыми, тогда как разворачивание нарушило бы эти следы. Еще интереснее то, что появление изображения, возможно, было вызвано каким-то светом или тепловым излучением, исходившим от тела в состоянии трупного окоченения [422]. В целом совокупность фактов указывает на то, что тело покинуло полотно каким-то пока еще не известным нам образом. Так как есть вероятность, что похороненный в Плащанице человек и есть Иисус, мы также располагаем некоторыми возможными эмпирическими свидетельствами Его Воскресения[423].

Но все эти заключения подверглись серьезной критике осенью 1988 г. Небольшие образцы вещества, взятые с Плащаницы, были отправлены в три разных лаборатории в Англии, Швейцарии и США. После проведения тестов было объявлено: радиоуглеродное датирование указывает на то, что Плащаница была сделана в позднем Средневековье.

Надо признать, что это стало серьезным возражением против мнения о том, что Плащаница была погребальным покровом Иисуса. Если полотно действительно было сделано в Средние века, оно представляет собой либо подделку, либо даже настоящий погребальный покров какой-то другой жертвы распятия, но не Иисуса. Во втором случае оно все равно служит источником ценной информации о смерти в результате распятия, но тогда другие гипотезы, опирающиеся на предположение, что это было погребальное покрывало Иисуса, оказались бы, конечно же, ошибочными.

Однако многие ученые оспаривают проведенные в 1988 г. исследования, указывая на их серьезные недостатки. Например, во многих крупных лабораториях производились предварительные исследования различных образцов тканей, даты изготовления которых были известны, но результаты оказались ошибочными – с расхождением во много столетий! Что касается Плащаницы, образцы брались не с трех разных участков ткани, а с одного – так называемого «угла Раеса». Хотя это самая загрязненная часть знаменитого полотна, на ней не было проведено контролируемое распознание и устранение загрязняющих веществ.

Некоторые ученые были недовольны отсутствием экспертной оценки перед началом исследования. Кроме того, тестирование, судя по всему, проводилось не слепым методом, как планировалось изначально. Сообщают, в частности, что даты не относящихся к Плащанице контрольных образцов были отмечены заранее, чтобы и в дальнейшем их можно было отделить от образцов Плащаницы.

Но, пожалуй, самый большой недостаток этого радиоуглеродного датирования заключался в том, что в 1982 г. было проведено тайное датирование волокон Плащаницы, результаты которого расходились с результатами 1988 г. на сотни лет – и, с учетом погрешности, указывали на первый век н. э.! Наконец, некоторые ученые даже отмечали, что если изображение на Плащанице появилось в результате Воскресения Иисуса, то из-за молекулярных изменений, вызванных опаливающим воздействием, полотно может казаться моложе из-за нейтронного потока.

Таким образом, проведенный в 1988 г. радиоуглеродный анализ представляется менее авторитетным, чем может показаться на первый взгляд. По крайней мере, он не носит решающего характера. Это связано прежде всего с тем, что все три образца были взяты с одного участка Плащаницы, который мог подвергнуться воздействию разных факторов.

Кроме того, очень важно осознавать, что практически вся остальная информация о Плащанице опровергает результаты датировки, указывающей на Средние века. Опровержение вытекает из исследования пыльцы, из вероятности того, что на глаза покойного были положены монеты Понтия Пилата, из изучения ткани и исторического пути, который Плащаница, видимо, проделала по Европе. Итак, мы видим, что результаты одних научных исследований расходятся с результатами других. Каким следует отдать предпочтение? Разумеется, по этому поводу высказывались самые разные мнения. Хочется надеяться, что дальнейшие исследования и экспертные оценки прольют свет на этот вопрос. Мы только можем сделать заключение, что средневековая датировка в настоящий момент не доказана [424].

Несмотря на поднятые вопросы, следует признать, что проведенное в 1988 г. радиоуглеродное датирование все же представляет серьезное возражение против утверждения, что Плащаница была погребальным покровом Иисуса. Однако результаты этого датирования неубедительны – из-за недостатков исследования и из-за других вышеупомянутых факторов. В любом случае, мы должны понимать, что даже если Плащаница не принадлежала Иисусу, это никак не отражается на сути христианства. Хотя в Новом Завете рассказывается о том, как были обнаружены погребальные пелены Иисуса, в нем нигде не утверждается, что Плащаница подлинная.

Если же Туринская плащаница служила покровом Иисуса, то мы располагаем веским доказательством Его смерти и даже, возможно, Воскресения. Мнение о поддельности Плащаницы встречает серьезные возражения; даже если в нее было завернуто тело другой жертвы распятия, она все равно служит источником важных и надежных сведений о смерти Иисуса. В любом случае, мы узнаём несколько фактов, большинство из которых, следует отметить, не связаны с личностью похороненного в Плащанице человека.

1) Мы снова видим, какие раны обычно наносились во время распятия: жертву вначале избивали, затем ей пробивали запястья и ступни. К другим, менее очевидным деталям относятся повреждения коленей (возможно, в результате падения) и раны на плечах (скорее всего, от несения части креста).

2) Мы видим также некоторые аспекты, нетипичные для обычной процедуры распятия; в этих аспектах человек на Плащанице тоже схож с Иисусом. Среди них: черепные травмы от острых предметов, отсутствие перебитых голеней, нанесенная после смерти рана в груди и истечение крови и водянистой жидкости.

3) Кроме того, индивидуальное, но поспешное погребение в дорогом полотне – довольно необычно для осужденного «преступника».

4) Есть веские причины считать, что человеку на Плащанице приходилось приподниматься и опускаться, чтобы дышать. Кровь из обоих запястий стекала по рукам, образовав подтеки в форме буквы V – это указывает на то, что распятый находился в двух основных положениях.

5) Есть веские причины полагать, что похороненный в Плащанице человек воскрес из мертвых, так как: отсутствуют следы разложения; ткань, судя по всему, не разворачивали; и тело, возможно, оставило опаленный отпечаток. Если человек на Плащанице был Иисусом, на что указывают сходства в нетипичных аспектах (см. пункт 2), то пункт 5 служит возможным свидетельством в пользу Воскресения Иисуса.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 263.