Другие археологические данные
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С историчностью Иисуса связаны, хотя и косвенно, некоторые другие находки. Благодаря археологическим открытиям «можно с точностью установить» существование купален Вифезда и Силоам[425]. Хотя само существование этих купален ничего не доказывает в жизни Иисуса, все же интересно, что в Евангелии от Иоанна два совершенных Иисусом чуда исцеления происходят в этих местах (Ин.5:1-9, 9:1-41).

Еще одно замечание связано с существованием Понтия Пилата как исторического персонажа. Были обнаружены монеты, отчеканенные в честь правления Пилата и датируемые 30-31 гг. н. э.[426] Кроме того, в Кесарии была обнаружена надпись, содержащая его имя[427]. Отметим снова, что это не доказывает ничего конкретного относительно Иисуса. Однако историческая связь между Пилатом и распятием Иисуса ясно прослеживается у таких древних историков, как Тацит и Иосиф Флавий[428].

 

Краткий обзор археологических источников

Из этих археологических источников мы узнаём многочисленные факты, оказывающиеся полезными при изучении жизни Христа; прежде всего это касается подробностей, относящихся к Его смерти и, возможно, Воскресению. Но если Плащаница не является погребальным покровом Иисуса, эти источники содержат в основном фоновую информацию, позволяющую подтвердить евангельские повествования.

В отношении переписи, о которой сообщается в Лк.2, археология позволяет выяснить несколько фактов. Подобные события были довольно обычным делом в Римской империи, и люди должны были возвращаться в родные города. Такие переписи и сборы налогов начались во время правления Августа (37 г. до н. э.-14 г. н. э.) и продолжались до третьего века н. э.; обычно они повторялись каждые четырнадцать лет. Одна из переписей, судя по всему, проводилась примерно в то же время, когда родился Иисус.

Что касается распятия, многое зависит от того, какие выводы делаются из изучения скелета Иоханана и Туринской плащаницы. Принимая наиболее очевидные результаты наблюдений, мы узнаём, что запястья и ступни жертв прибивались к кресту (Плащаница; ср. Йоханан). Осужденных, судя по всему, заставляли нести часть креста к месту распятия, что часто приводило к падениям (Плащаница). Обычно в процессе распятия жертве перебивали ноги (Йоханан). Плащаница отражает связанные со смертью Иисуса подробности, во многом нетипичные для обычного распятия: терновый венец, жестокое бичевание, отсутствие перебитых голеней, нанесенная после смерти рана в груди и истечение крови с водянистой жидкостью. К другим «странным» сходствам относятся: индивидуальное погребение распятого – поспешное, но в дорогом полотне. Мы также узнаём многие медицинские факторы – например, что причина смерти была тесно связана с асфиксией и жертве приходилось приподниматься, чтобы вдохнуть (Плащаница; ср. Йоханан).

В еврейском погребальном ритуале гробница иногда опечатывалась, и ко входу обычно приваливался большой камень. Судя по всему, из Палестины поступали сообщения, побудившие императора издать необычайно суровое повеление, запрещавшее разорение гробниц под угрозой смертной казни (Назаретский указ).

Если Туринская плащаница действительно представляет собой погребальный покров Иисуса, то мы имеем веское свидетельство Воскресения, основанное на исследовании полотна. В частности, отсутствие признаков разложения, указывающее на то, что тело находилось в Плащанице недолго, отсутствие признаков разворачивания ткани, наличие изображения, возможно, появившегося в результате жара, исходившего от тела,– все это говорит о вероятности Воскресения Иисуса.

 

Выводы

Археологических свидетельств сравнительно немного, но они, тем не менее, содержат полезные сведения о некоторых аспектах жизни Иисуса. Как отмечает Франс, археология служит источником косвенного, обычно фонового материала, помогающего подтвердить то, что известно нам об Иисусе[429].

Скелет Йоханана представляет немалую ценность: он позволяет ознакомиться с некоторыми особенностями распятия, дает представление и о механических, и о медицинских факторах. Назаретский указ содержит определенную информацию о еврейских погребальных обычаях. Если Туринская плащаница не является подделкой, она служит замечательным подтверждением большинства фактов, связанных с процессом распятия и погребения. Если она была погребальным покрывалом Иисуса, то эти факты относятся непосредственно к Нему. И в этом случае Плащаница служит также источником убедительных свидетельств в пользу Воскресения.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 211.