Благодаря, среди прочего, этим раннехристианским вероисповеданиям, даже критически настроенные современные ученые признают некоторые факты, связанные со смертью, погребением и Воскресением Иисуса. Иными словами, даже рассматривая Новый Завет всего лишь как произведение античной литературы, критики установили множество исторических фактов, относящихся к жизни Иисуса. В частности, текст 1Кор.15:3 и далее сыграл важную роль в воссоздании фактического материала.
Существует минимальный ряд фактов, в отношении которых соглашаются практически все ученые-критики, независимо от того, к какой школе принадлежат. По крайней мере, двенадцать отдельных фактов относят к познаваемой истории.
1) Иисус умер при распятии и 2) был похоронен. 3) Смерть Иисуса повергла Его учеников в отчаяние; они утратили всякую надежду, полагая, что Его жизнь окончилась. 4) Многие ученые признают, что гробница, в которой Он был похоронен, через несколько дней оказалась пустой, хотя этот факт получил не такое широкое признание, как другие.
Далее, многие ученые-критики признают, что 5) ученики считали, что Иисус являлся им в буквальном смысле. Увиденное привело к тому, что 6) ученики преобразились – из сомневающихся, боящихся даже признаться в своем знакомстве с Иисусом, ученики превратились в смелых провозвестников Его смерти и Воскресения. 7) Весть о Воскресении была основой проповеди в ранней Церкви. 8) Ученики уделяли особое внимание проповеди именно в Иерусалиме, где Иисус умер и был погребен незадолго до провозглашения этой вести.
В результате их проповеди 9) родилась и выросла Церковь, и 10) главным днем богослужения в ней стало воскресенье. 11) Иаков, который раньше был скептиком, обратился в веру, будучи убежден в том, что увидел воскресшего Иисуса. 12) Несколько лет спустя произошло обращение Павла, который тоже был убежден, что ему явился воскресший Иисус.
Эти факты крайне важны для современного изучения вопроса о Воскресении Иисуса. Почти все исследователи, занимавшиеся этим вопросом, признавали этот минимум известных исторических фактов, связанных с этим событием; единственное исключение составляет пустая гробница, реальность которой признают не все. Поэтому всякий вывод об исторической достоверности Воскресения должен содержать удовлетворительное объяснение этих фактов. Еще одна (очень важная) функция данных фактов описана ниже.
Установленные факты играют двойную роль в этой части нашего исследования. Во-первых, они дают ответ на различные попытки объяснить Воскресение Иисуса с материалистической точки зрения. Эти гипотезы, популяризированные прежде всего либеральными учеными девятнадцатого века, редко признаются современными критиками, так как не объясняют исторические факты (в частности, вышеупомянутые). Можно привести несколько причин того, почему такие гипотезы отвергаются.
Против каждой из материалистических теорий можно выдвинуть ряд возражений, которые серьезно подрывают их жизнеспособность. Комбинации этих маловероятных теорий также оказываются бесплодными – тоже на эмпирическом основании[379]. В подкрепление этой основной мысли можно привести три других исторических причины. Эссе Дэвида Юма против чудес, как и более современные версии подобных аргументов, представляют собой необоснованное отрицание вероятности чудесных событий, поэтому их нельзя принимать в качестве традиционного фона для альтернативных тезисов[380]. Либеральные ученые девятнадцатого века сами уничтожили одну за другой все альтернативные теории[381], а принадлежащие к разным школам ученые-критики двадцатого века отвергли все эти теории вместе взятые[382]. Вывод: альтернативные материалистические гипотезы несостоятельны, так как они не объясняют факты, относящиеся к Воскресению.
Так мы приходим ко второму основному аргументу, опирающемуся на установленные исторические факты. Эти факты не только не поддаются объяснению в рамках материалистических теорий, но и сами содержат множество позитивных свидетельств, подтверждающих исторические и литературные аспекты описанного события. Здесь будет приведено девять таких свидетельств – все они из приведенного выше списка общепризнанных исторических фактов. То есть, факты, лежащие в основе этих девяти свидетельств, признаются практически всеми учеными. Но, поскольку объем этой главы ограничен, девять свидетельств будут перечислены в краткой форме, без подробной аргументации.
Главное свидетельство в пользу Воскресения Иисуса – это 1) то, что пережили ученики. Они верили, что им в буквальном смысле являлся воскресший Иисус. Пережитое учениками нельзя объяснить с помощью материалистических теорий (о чем только что уже говорилось). Кроме того, подтверждения пережитого учениками содержатся в ранних источниках, авторами которых были очевидцы (об этом тоже упоминалось выше). В числе других позитивных свидетельств: 2) произогиедгиая с учениками перемена – они начали смело свидетельствовать о Христе, 3) пустая гробница и 4) то, что Воскресение Иисуса легло в основу апостольской проповеди. Все эти факты требуют адекватного объяснения. Выясняется также, что проповедовали ученики в самом Иерусалиме, и в ходе частых конфликтов 5) иудейские власти не могли опровергнуть содержание их проповеди (Деян.1-5). Помимо этого, 6) само существование Церкви и ее рост, а также 7) изменение главного дня богослужения с субботы на воскресенье тоже нуждаются в объяснении на основу исторических фактов.
Есть еще два важных факта, подтверждающих историческую достоверность Воскресения. Двое скептиков – 8) Иаков, брат Иисуса, и 9) Павел – уверовали благодаря явлениям воскресшего Иисуса. Фуллер считает, что даже если бы Павел не упоминал о явлении Христа Иакову (1 Кор.15:7), это явление все равно требовалось бы постулировать, чтобы объяснить обращение Иакова и руководящее положение, которое он впоследствии занял в ранней церкви[383]. Еще в большей степени это относится и к Павлу[384].
Если учесть несостоятельность материалистических теорий, эта минимальная совокупность девяти свидетельств представляет собой серьезный аргумент в пользу исторической достоверности Воскресения Иисуса. Аргумент усиливается тем, что каждое из этих свидетельств основано на известном историческом факте[385]. В частности, если рассмотреть источники, в которых приводится полученная непосредственно от Иакова и Павла информация о явлениях Христа, и учесть, как изменилась жизнь Иакова и Павла[386], то лучшим объяснением этих фактов становится историческое Воскресение Иисуса – особенно на фоне провала материалистических теорий.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 229.