Исполнительная сервировка — сервировка столов по шранее согласованному меню, обычно применяется при обслуживании банкетов, свадеб, юбилеев и т.д. При исполнительной сер-нировке количество и наименование столовой посуды и столовых предметов, стекла (фужеров, бокалов, рюмок) должно строго со-
56 Глава 2. Подготовка ресторана к обслуживанию посетителей
ответствовать согласованному меню. Не допускается исполнительная сервировка двумя одинаковыми приборами и рюмками, даже если это следует из заказа. Стол сервируют одной закусочной тарелкой и одним закусочным прибором. После того как гость съел рыбное блюдо, официант убирает тарелку и приборы и перед подачей мясного блюда сервирует стол чистой закусочной тарелкой и закусочными приборами. Запас чистых тарелок, приборов и столового белья у официантов хранится в сервантах или на подсобных столах.
Виды складывания салфеток
Салфетка — обязательный предмет сервировки стола, салфетки украшают стол, придают залу ресторана торжественность. Для сервировки стола используют полотняные салфетки, полумягкие и слабо накрахмаленные — их удобно складывать и приятно использовать. Салфетка — это предмет гигиены, поэтому задача официанта — как можно меньше прикасаться к салфетке, складывая ее.
При массовом обслуживании — для комплексных завтраков, обедов и ужинов — для сервировки столов используют бумажные салфетки. Их укладывают вместе веером по 10—12 штук в салфет-ницы. К завтраку и обеду полотняные салфетки складывают простым способом, а для сервировки в вечернее время салфетки складывают, придавая им красивую и сложную форму. Существует много способов складывания салфеток. Обычно на завтрак салфетку, сложенную вчетверо, размещают на пирожковой тарелке или на скатерти рядом с ножом. Для праздничного обеда, ужина салфетки складывают «ракетой», «пламенем» или «лодочкой» (рис. 14). Более сложным способом («тюльпан», «свеча», «веер») складывают салфетки для банкета. Сложенные полотняные салфетки укладывают на закусочные или десертные тарелки.
Форма «ракета»: салфетку складывают вдвое и кладут на стол свободными кромками вниз. Далее берут верхние углы, соединяют их внизу у кромки и складывают салфетку треугольником. Получившуюся салфетку в виде треугольника складывают пополам и устанавливают на тарелку углами к гостю.
58
Глава 2. Подготовка ресторана к обслуживанию посетителей
8. Подготовка официантов к работе
59
Форма «карман»: салфетку складывают вчетверо, свободные углы подворачивают внутрь — верхний угол на 1/2, второй на 1/3, третий и четвертый вместе на 1/4. Оставшиеся углы также подворачивают. Такой вид салфетки используют при обслуживании в ресторане в присутствии посетителя. В «карманы» такой салфетки укладывают ножи лезвием внутрь и сверху вилки. Иногда «карманы» салфетки используют для цветов.
|
18 |
Подготовка официантов к работе
Завершив уборку помещений и сервировку столов, работники ресторана начинают заниматься личной подготовкой к приему гостей.
Швейцар и гардеробщик проверяют свою форменную одежду, приводят в порядок обувь, свой внешний вид. Они первыми встречают гостей ресторана, и от них во многом зависит впечатление о предприятии.
Официанты проверяют наличие принадлежностей, которые им необходимы в работе: бланки счетов, ручка, ключ от кассового аппарата, штопор для откупоривания бутылок, кошелек для денег, небольшой калькулятор, зажигалка и ручник. Ручник — самый важный предмет для официанта. Ручником он протирает столовую посуду и приборы, столовое стекло (фужеры, рюмки, бокалы) перед сервировкой стола. При подаче горячих блюд ручник предохраняет пальцы рук официанта от ожогов, а одежду — от загрязнения. Категорически запрещается использовать ручник как полотенце для вытирания рук, сметать им со столов крошки во иремя уборки столов. Обычно используют белые ручники, но они могут быть и цветными, сочетаясь с интерьером ресторана. Официант носит ручник на руке или в руке, его складывают вдвое в длину. Ручник должен быть всегда чистым и хорошо выглаженным.
Внешний вид официанта должен быть безупречным. Официанты должно быть выбриты, официантки аккуратно и со вкусом причесаны, с умеренной косметикой налице. На руках сделан гигиенический маникюр, ногти аккуратно подстрижены. Официантам запрещается носить на руках украшения (кольца и перстни),
60
Глава 2. Подготовка ресторана к обслуживанию посетителей
украшать себя бусами, причесываться и поправлять прическу во время работы, пользоваться крепкими духами. Особое внимание официанты должны уделять полости рта. Зубы должны быть здоровыми, а дыхание свежим, для чего необходимо использовать перед работой жидкость, устраняющую запах изо рта. Перед началом работы официантам рекомендуют принять душ.
Безупречный внешний вид подчеркивает аккуратная, хорошо сшитая форма. Официант до начала работы должен проверить, все ли пуговицы на месте и крепко ли они пришиты, почистить и отутюжить костюм, начистить обувь до блеска. Не допускается обувь со стертыми каблуками и тем более обувь типа шлепанцев, а также обувь на высоких каблуках. Официанты должны быть одеты в одном стиле (низ темный, верх белый) или в одинаково сшитые платья, костюмы и рубашки. В ресторанах люкс и высшего класса официантам, метрдотелям выдают форменную одежду, которую носят только в рабочее время.
Перед открытием ресторана метрдотель проводит инструктаж со всеми работниками, проверяет готовность официантов к обслуживанию, выдает под отчет бланки счетов. Официанты знакомятся с прейскурантами, меню, характеристикой блюд и ценами.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
!. Запишите алгоритм подготовки к приему посетителей.
2. В чем заключается различие между минимальной и исполнительной сервиров
ками?
3. В чем заключается отличие банкетной сервировки от обычной?
4. Как в зависимости от времени суток сервируют столы приборами со специя
ми?
5. Охарактеризуйте основные этапы личной подготовки официанта к приему
гостей.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 856.