Тест вопрос | I | II | III | IV | V | VI | VII |
1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 |
3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 |
4 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 1 |
5 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 1 | 2 |
6 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 2 | 3 |
7 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 |
Тезаурус
Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи, монографии, сборника), ее содержания и назначения. Аннотация состоит из двух обязательных частей: 1) содержательная характеристика первоисточника (главные вопросы, проблемы), цель автора; 2) адресат первичного текста. Кроме того, в аннотации может быть охарактеризована композиция, структура текста- источника и кратко описан иллюстративный материал. Обязательным элементом аннотации является точное библиографическое описание первоисточника.
Герменевтика – наука о понимании и истолковании смысла текста, учение о принципах его интерпретации.
Дидактическая (образовательная) система (тип обучения) – устойчивое единство целей, содержания, психологических механизмов, средств и методов обучения (сообщающее, проблемное, программированное, игровое и другие типы обучения). Системообразующим началом в системе обучения является связка «цели – результат».
Интерпретация – истолкование, объяснение литературного текста; своеобразный перевод произведения с языка автора на язык читателя.
Компетентностный подход в образовании – ориентация образования на достижение достаточно высокого уровня знаний, опыта, осведомленности для осуществления деятельности и общения в различных сферах; различают информационную, социальную, коммуникативную и иные виды компетентности; может служить базой для перестройки образовательного процесса, преодоления односторонне-предметной ориентации образования.
Концепция – система взглядов, выражающая определенный способ видения, понимания каких-либо предметов, явлений и процессов. В отличие от теории в концепции делается акцент не на когнитивное, логическое, а на ценностное начало, социокультурное значение вырабатываемого знания и область его применения.
Конспект – от лат. слова conspectus – обзор. Обзор – это всегда нечто сжатое, сокращенное.
Конспектирование – письменная фиксация основных положений читаемого или воспринимаемого на слух. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста
Лекция (от лат. Lectio – чтение) – систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем (преподавателем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера.
Парадигма – (греч. Paradeigma – пример, образец) – общее представление о целях и сущности процесса; совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов, схем деятельности, предполагающих единство в их толковании.
Содержание образования – педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию каждого индивида, его отношение к миру и определение своего места в нем.
Метод обучения – способ совместной деятельности педагога и обучаемых в процессе постановки и решения учебных задач. Метод можно определить и как систему целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность учеников по решению задач обучения.
Метод проектов – совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы.
Подход – основное стратегическое направление организации системы образования, обучения.
Прием – часть, элемент метода и в то же время его конкретное воплощение.
Принципы анализа – это те общие положения, которые позволяют учителю грамотно построить анализ текста. Они основываются на закономерностях восприятия литературы как искусства слова читателями-школьниками.
Проблемная ситуация – практическое или теоретическое затруднение, которое приводит учащихся к обнаружению недостаточности ранее полученных знаний, личного опыта для объяснения новых фактов и явлений, то есть к противоречию между знанием и незнанием.
Проблемный вопрос – вопрос, содержащий проблему; вопрос, выстраивающий логику действий для разрешения проблемы. Признаки проблемного вопроса:
- противоречие, затруднение, преодолеть которое нельзя очевидным путем;
- дополнительная информация, расширяющая познавательное поле ученика;
- личностная значимость для ученика;
- невозможность дать единичный ответ.
Реферат – композиционно организованное, обобщенное изложение содержания информации (статьи, ряда статей, монографии).
Рецензия – письменный разбор, предполагающий, во-первых, комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т.д.), во-вторых, обобщенную аргументированную оценку источника и, в-третьих, выводы о значимости работы.
Тезисы – кратко сформулированные основные положения научной статьи, доклада и т.д. Как правило, тезисы носят вторичный характер, так как создаются на основе текста, принадлежащего другому автору. В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. Каждый тезис освещает свою микротему и составляет обычно отдельный абзац. В отличие от план, который даже в развернутой форме только называет рассматриваемые вопросы, тезисы должны раскрывать решение этих вопросов. Логика изложения в тезисах должна быть обозначена формально и / или графически. В тезисах отсутствуют примеры, цитаты, им присущ лаконизм стиля. В зависимости от стиля изложения выделяются тезисы номинативного и глагольного строя, последние наиболее частотны. Они представляют собой предельно сжатое научное описание.
Технология обучения – система алгоритмизированных действий и операций, условий, обеспечивающих получение запланированных результатов; поэлементное осуществление процедур обучения
Урок – основная форма организации учебной деятельности в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени (40-45 мин.) с постоянным составом учащихся по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения поставленных им целей и задач, исходя из требований учебной программы.
Учебник – книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры: основной и ведущий вид учебной литературы. Учебник отвечает целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп. Учебник, с одной стороны, является для подавляющей массы учащихся важным (нередко основным) источником знаний, с другой – одним из главных средств обучения. Через учебник осуществляется организация процесса усвоения содержания образования, он призван формировать способность учащегося к накоплению личного социального опыта, формированию у него умения оценивать явления и события окружающей действительности, определять свое место в обществе.
Учебник – это комплексная информационно-деятельностная модель образовательного процесса, происходящего в рамках соответствующей дидактической системы и включающего необходимые условия для его осуществления.
Рекомендуемая литература
Методика преподавания литературы: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. З.Я. Рез. – М.: Просвещение, 1985.
Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под. ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. – В 2 ч. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.
Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под. ред. Богдановой О.Ю., Леонова С.А., Чертова В.Ф. – М.: Просвещение, АКАДЕМИЯ, 1997.
Галицких Е.О. Диалоговые технологии как способ становления толерантности: Учебно-методическое пособие. – М.: Академический проект, 2004.
Кобелева Е.А. Теория и методика обучения литературе: Учебно-методическое пособие. – Киров.: Изд-во ВятГГУ, 2007.
Овченкова О.Ю. Педагогическая практика по литературе как этап актуализации профессиональной позиции будущего учителя: Учебно-методическое пособие. – Глазов: Изд-во ГГПИ, 2009.
Овченкова О.Ю. Деятельностный подход в формировании методических компетенций будущих педагогов: Учебно-методическое пособие. – Глазов: Изд-во ГГПИ, 2010.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 333.