О.Ю. Овченкова
Теория и методика обучения литературе
в таблицах, схемах, тестах
Глазов 2011
Рецензенты: Волкова Т.Г., канд. фил. наук, доцент кафедры удмуртской
филологии ГГПИ им. В.Г. Короленко
Калинина Л.А., канд. фил. наук, доцент кафедры русского
языка, литературы и методики их
преподавания ГГПИ им. В.Г. Короленко
Богданова Л.А., канд. фил. наук, доцент кафедры русского
языка, литературы и методики их
преподавания ГГПИ им. В.Г. Короленко
Баженова Е.В., учитель высшей категории, лауреат Всерос
сийского конкурса «Учитель года – 2006»
Пособие содержит материалы по основным теоретическим проблемам Теории и методики обучения литературе, структурированные в виде таблиц, схемы анализа уроков, тесты для самопроверки. Пособие адресовано студентам-филологам и педагогам, занимающимся исследованиями в области методики.
Содержание
Введение…………………………………………………………………4
Часть 1. Теория и методика обучения литературе в таблицах…. 5
Часть 2. Схемы анализа уроков литературы……………………...52
Часть 3. Тесты по теории и методике обучения литературе…….66
Тезаурус…………………………………………………………………77
Список рекомендуемой литературы……………………………….. 80
Введение
Теория и методика обучения литературе сегодня – одна из самых интенсивно развивающихся наук, что является закономерным следствием происходящих в обществе и школе перемен. Изменение целей литературного образования, новые подходы и концепции изучения литературы в школе, авторские вариативные программы по литературе, новые школьные и вузовские учебники стали ответом на те вызовы, которые общество сегодня предъявляет школе и науке. Но за более чем 200 лет формирования методики как самостоятельной дисциплины накоплен большой объем теоретических знаний, которые являются основой современной науки. Владение теорией методики обучения литературе, умение творчески использовать знания в практической деятельности, быть открытым к появлению новых идей, выстаивать траекторию своего дальнейшего непрерывного образования – вот те условия, благодаря которым педагог становится профессионалом.
Пособие «Теория и методика обучения литературе в таблицах, схемах, тестах» содержит структурированный материал по основным теоретическим проблемам методики, различные схемы анализа урока, тесты для самопроверки и предназначено для студентов филологического факультета, молодых учителей и всех тех, кто интересуется методикой.
Часть 1. Теория и методика обучения литературе в таблицах
Таблица 1. Исторический очерк формирования методики как науки
Я.А. Роткович: «Методическая теория наших дней является прежде всего обобщением опыта преподавания литературы в современной школе. Но она учитывает и передовой опыт прошлого. Современная методика продолжает и развивает прогрессивные традиции, создававшиеся на протяжении более чем двухсотлетнего развития методической мысли»
Этапы, даты | Представители | Содержание |
XI – XYII вв. | «Святославов изборник» (ст. «Об образех») Азбуковники, «Букварь» (1574) Ивана Федорова, «Грамматика» (1619) М.Смотрицкого, рукописные сборники по риторике и пиитике братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, «Поэтика» (1705) и «Риторика» (1707) Ф. Прокоповича | Учение о поэтических тропах и фигурах Сведения о пиитике (теория поэзии) и риторике (теория прозы) Учебники рационалистичны и нормативны, ориентированы на практическую деятельность, самостоятельное творчество учеников, направлены на формирование оратора и проповедника. |
XYIII в. Эпоха Просвещения, рост интереса к вопросам воспитания и обучения, основание Академии наук (1726), Петербургского сухопутного шляхетского корпуса (1731), гимназии при Моск. университете (1755), Казанской гимназии (1758), Моск. универс. благор. пансиона (1779). К концу века методика как наука приобретает самостоятельное значение. | М.В. Ломоносов (1711 – 1765) «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739), «Российская грамматика» (1754 – 1755), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (1757), «Краткое руководство к красноречию» Н.И. Новиков (1744-1818) «О воспитании и наставлении детей», «О эстетическом воспитании», журнал «Детское чтение для сердца и разума» | Первые книги на русском языке, содержание патриотического, гражданского характера, отрывки из произведений Гомера, Горация, Цицерона, Вергилия, Овидия, Демосфена, Сенеки, Лукиана, Иоанна Златоуста, Эразма Роттердамского. Принцип уважения к личности ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей |
XIX в. Преобразования в деле народного просвещения. Учреждение Министерства народного просвещения (1802), Устав учебных заведений (1804), гимназии в Петербурге, Москве, Твери. Выделение словесности как учебного предмета. | А.Ф. Мерзляков (1778-1830) «Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических», «Краткое начертание теории изящной словесности» Ф.И.Буслаев (1818-1897) «О преподавании отечественного языка (1844) А.Д. Галахов (1807 – 1892) «История русской словесности, древней и новой» В.И. Водовозов (1825-1886) «Словесность в образцах и разборах» В.Я. Стоюнин (1826-1888) «О преподавании русской литературы» В.П. Острогорский (1849-1902) «Выразительное чтение в школе» А.И. Незеленов (1845 – 1896) «О преподавании русской словесности» Л.И. Поливанов (1838 – 1899) «Урок объяснительного чтения» | Исторический подход к явлениям литературы. В основе изучения – текст лит. произведения, выразительное чтение и критический разбор Филологическое изучение худ. произведения. Эстетическое изучение художественного произведения Критический разбор текста В основе литературного анализа принцип научности, критическое изучение текста, образовательно-воспитательное чтение Эмоциональное восприятие текста, эстетическая восприимчивость, воспитание разума, чувства, воображения ученика, художественно-эстетическое чтение Академическое преподавание, дающее научные сведения о литературе. Объяснительное чтение, развитие логического мышления и правильной литературной речи |
Рубеж XIX – XX вв. Борьба литературоведческих школ, развитие экспериментальной педагогики и психологии. Литературные школы: культурно-историческая (А.Н. Пыпин), психологическая (А.А. Потебня), интуитивизм (П.Д. Шаблиовский, М.О. Гершензон), формальная (Б.М. Эйхенбаум) | Ц.П. Балталон «Пособие для литературных бесед и письменных упражнений», «Воспитательное чтение», «Хрестоматическая система и новые методы» А.Д. Алферов (1862-1919) «Родной язык в средней школе», «Очерки по истории новейшей русской литературы XIX века» В.В. Данилов (1881-1970) «Литература как предмет преподавания» | Воспитательное чтение Ученик Ф.И. Буслаева, сторонник филологического изучения произведения, литературного объяснительного чтения (широкое знакомство с языком и строением текста) Идеи психологической школы А.А.Потебни, цель - умственное развитие учащихся. |
Первые послереволюционные годы Методические искания и эксперименты в педагогике и методике Первый съезд словесников (1916 – 1917) | «Учебный план занятий по русскому языку в трудовой школе» (1918) «Комплексные программы» (созд. под рук. Н.К. Крупской) Программа 1927г., построенная на основе историко-литературной концепции В.Ф. Переверзева «Проект новых программ ФЗС» (1931) Программа 1933г. Строится на принципах марксистско-ленинской методологии. С некоторыми дополнениями просуществовала в течение 6 десятилетий. Н.М. Соколов (1875-1926) «Изучение литературного произведения в школе» (1928) М.А. Рыбникова (1885-1942) «Очерки по методике литературного чтения» (1941) В.В. Голубков (1880-1968) «Методика преподавания литературы» (1938) Н.И. Кудряшев (1904-1981) «Методика преподавания литературы» (совм. с З.Я. Рез) (1977г) | «Трудовой метод», направленный на воспитание активного отношения к жизни и подготовку к трудовой деятельности Идея комплексного обучения, литература как иллюстрация к обществоведческим темам теряет самостоятельность как учебный предмет Объяснение всех элементов стиля произведения классовым бытием автора, отрицание связи литературы с политикой «метод проектов», отмена классно-урочной системы, литература – «средство агитации за пятилетку» Восстановление классно-урочной системы, введение в программу произведений русской, зарубежной литературы, советских писателей, отрывков из трудов рев. деятелей. Методически обосновывает этапы работы над произведением, «композиционная схема» анализа текста. Сторонница филологического анализа, ученица Ф.И. Буслаева Теоретическое осмысление основных вопросов методики, классификации методов и приемов обучения, типов уроков, принципов анализа текста, элементов анализа. Автор классификаций методов и приемов обучения литературе, типологии уроков |
Вторая половина XX века Всероссийский съезд учителей (1960) | Закон о школе (1960), новая программа, постороенная по историко-хронологическому принципу и на историко-литературной основе Г.А. Гуковский «Изучение литературного произведения в школе» (1966) | Традиции воспитательного чтения в средних классах и тенденциозный историко-литературный курс в старших классах, построенный на основе ленинской периодизации освободительного движения. Научная методология, обучение основам литературоведения, методика как прикладное литературоведение, воспитательные задачи обучения |
Современный этап развития ТиМОЛ Инновации в педагогике и методике, появление авторских программ, УМК, Съезд учителей-словесников и методистов (2003). Доклад Н.Н. Скатова «В защиту русской классики» | Программа по литературе под. ред. Т.Ф. Курдюмовой (УМК) Программа по литературе под. ред. А.Г. Кутузова (УМК) Программа по литературе под. ред. М.Б. Ладыгина (УМК) Методика преподавания литературы: Учебник для пед.вузов/Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г.- В 2 ч. – М.: Просвещение, 1994. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М.: Академия, 1999. | Курс построен на историко-литературной основе, принципах жанрово-тематическом и вариативности В основе программы жанрово-родовой принцип Курс построен на основе межпредметной интеграции и культурологического подхода Бережное сохранение наследия прошлого и современные инновации, сочетание теории методики и большого объема практического материала |
Таблица № 2. ТиМОЛ как наука и искусство
Проблема содержания методики обучения литературе с самого момента возникновения этой науки решалась неоднозначно. Сравните высказывания именитых методистов о сущности методики, ее содержании и назначении:
Н.И. Новиков: «Одну из важнейших частей сей науки составило бы точнейшее показание, как надлежит располагать ученье по различию наук и знаний, кои должно доставлять юношеству, по различию учащихся, их способностей и будущего их определения».
М.А. Рыбникова: «Методика – это умение беречь время, умение умно расходовать силы ученика, умение находить в учебном материале основное и главное, искусство организовывать труд коллектива, каким является класс, это система рассчитанных воздействий на различные индивидуальности учеников».
В.В. Голубков: «Все методики, какой бы учебной дисциплины они ни касались, сходны между собой в том, что они в определенной последовательности рассматривают принципы, материал и методы работы учителя, отвечают на три основных вопроса: зачем, что и как?»
Д.С. Лихачев: «Конкретное литературоведение … дает частные объяснения частным же явлениям литературы, приучает к медленному чтению, к углубленному пониманию произведений в реальной обстановке… стремится к доказательности своих выводов, а не к конструированию или генерированию идей…»
Литература занимает особое место в формировании духовности и нравственности, мышления и эмоций, речи и творческих начал личности. Решая такие сложные вопросы средствами искусства слова, методика имеет много общего с искусством.
Теория и методика обучения литературе | |
Признаки науки | Признаки искусства |
1.Имет свой предмет изучения (процесс обучения литературе в школе) | 1.Высокая степень художественно-педагогического мастерства учителя |
2. Понятийный аппарат, свидетельствующий о степени систематизации информации о предмете | 2. Организующая процесс обучения личность учителя |
3. Методы исследования | 3. Процесс обучения определяется спецификой изучаемого предмета – литературой, одним из видов искусства |
Таблица № 3. ТиМОЛ и литературоведение
Литературоведение и методика обучения литературе – две особые дисциплины, которые имеют много общего по целям, задачам, содержанию и структуре. Школьный анализ художественного произведения опирается на научный литературоведческий, являясь при этом выборочным и воспитательным по содержанию.
Схема анализа эпического произведения
1.Значение творчества писателя
– основные проблемы эпохи, отношение к ним писателя (отношение к народу, строю, путям борьбы за изменение жизни, задачам литературы);
– традиции и новаторство писателя в области идей, тематики, проблематики, творческого метода, жанра;
– место писателя в развитии европейской и мировой литературы;
– оценка творчества писателя классиками литературы, критики.
2. История создания произведения; время написания (положение народа, политика правящих классов, основные факты классовой борьбы).
3. Тематика произведения.
4. Проблематика (вопрос, который ставит писатель, совокупность проблем).
5. Идейное значение произведения (идея – ответ на проблему, то решение, которое утверждается как главное, правильное).
6. Жанр произведения.
7.Система художественных образов и их внутренние связи.
8. Характеристика центральных персонажей:
– место в системе образов;
– социальное и материальное положение;
– внешний облик;
– дело и жизненные принципы;
– отношение к окружающим;
– особенности внутренних переживаний;
– отношение автора к персонажу;
– какие черты героя выделены через портрет, авторскую характеристику, характеристику другими действующими лицами, предысторию или биографию, цепь поступков, речевую характеристику, окружающую обстановку, через взаимодействие с другими персонажами.
9. Композиция произведения (расположение и соотношение частей).
Схема анализа лирического произведения
1.Дата написания произведения.
2.Биографический комментарий с использованием фактического материала.
3.Жанровое своеобразие (монолог, исповедь, послание, завещание…).
4. Идейное содержание:
– ведущая тема;
– основная мысль;
– эмоциональная окраска;
– внешние впечатления и внутренняя реакция на них.
5. Структура стихотворения:
– основные образы;
– основные изобразительные средства (эпитет, метафора, аллегория, сравнение, олицетворение и др.);
– поэтически синтаксис (повтор, антитеза, инверсия, анафора и др.);
– стихотворный размер, рифма, способ рифмовки;
– звукопись (аллитерация, ассонанс);
– строфика (двустишие, трехстишие, катрен, пятистишие, секстина, октава, сонет, онегинская строфа).
Схема анализа образа-персонажа
Таблица № 4. Функции учителя литературы
Функции учителя сегодня многообразны. Он уже не может быть только источником знаний, контролером и консультантом. В стремительно изменяющемся мире и функции учителя изменяются, усложняются, совершенствуются.
Функции учителя | Содержание функции |
1. Гностическая функция (учитель-исследователь) | Анализ учителем явлений языка произведений литературы и искусства, осмысление и применение научно-методических знаний, изучение школьных программ и принципов их построения, планирование целей и задач изучения конкретной литературной темы, отбор учебного материала, проектирование урока и т.д. |
2. Конструктивная функция (педагог-режиссер) | Разработка системы преподавания, планирование учебно-речевых ситуаций урока, отбор приемов и средств обучения литературе, определение форм деятельности учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе. |
3.Организаторская функция (педагог-актер) | Умение выразительно читать художественное произведение, инсценировать, определять исполнительские задачи, импровизировать. |
4. Коммуникативная функция (учитель-оратор) | Общение, контакт с учащимися, речевая деятельность, выразительное чтение, построение высказывания, организация диалога. |
Таблица № 5. Педагогическая позиция учителя
Педагогическая позиция учителя – единство личностного и профессионального. По словам В.И. Слободчикова, «педагог в своей действительно педагогической позиции нигде и никогда не встречается с ребенком как объектом (если он действительно педагог-профессионал, а не работник с «человеческим материалом»); в личностной позиции он всегда встречается с другим человеком (если он интеллигент), в собственно профессиональной – с условиями его становления и развития (если он исследователь)».
Структура педагогической позиции учителя
Отношение к смыслу, ценностям и целям профессии (педагог-профессионал) | Отношение к преподаванию и содержанию процесса обучения (педагог-исследователь) | Отношение к ученику как субъекту, цели и ценности образования (педагог-гуманист) | Отношение к коллегам как представителям профессионального сообщества (педагог-интеллигент) | Отношение к себе как творческой личности (педагог- творец) |
1. Отношение к целям образовательного процесса | 1. Принятие гуманистической парадигмы в образовании | 1. Уважение к личности ребенка | 1.Создание атмосферы сотрудничества и сотворчества | 1. Самопознание учителя |
2. Отношение к содержанию образовательного процесса | 2. Мастерство преподавания, компетентность, профессиональная грамотность | 2. Демократический тип общения | 2. Умение вступать в диалог с другими | 2. Понимание другого |
3. Отношение к технологичности образовательного процесса | 3. Педагогическая поддержка и укрепление желания учеников учиться | 3. Диалоговый тип взаимодействия | 3. Уважение к педагогической позиции другого | 3. Представление о путях саморазвития |
4. Отношение к результатам образовательного процесса | 4. Видение способов и методов развития учащихся | 4. Использование развивающих технологий | 4. Толерантность | 4. Владение рефлексивными технологиями |
Таблица № 6. Методы и приемы обучения литературе
В греческом языке слово «methods» означало путь к чему- либо. В современной науке метод определяется как средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Прием – это деталь метода, совокупность конкретных действий учителя и учащихся в ходе учения и преподавания.
Автор классификации, критерий выделения методов | Метод | Приемы |
1. В.В. Голубков Критерий – источник знаний | 1. Лекционный метод 2. Метод литературной беседы 3. Метод самостоятельной работы | лекция; рассказ учителя; выразительное чтение; комментированное чтение различные виды бесед доклады, сочинения |
2. В.А. Никольский Критерии– специфика литературы как учебного предмета, последовательность изучения художественного произведения | 1.Методы и приемы эмоционально-образного постижения произведения 2. Методы и приемы истолкования произведения | выразительное чтение учителя; заучивание наизусть, пересказывание, художественное рассказывание, до- сказывание, иллюстрирование; комментированное чтение, беседа по произведению, слово учителя, самостоятельный разбор. |
3. Н.И. Кудряшев Критерий – характер познавательной деятельности | 1.Репродуктивный метод 2.Эвристический метод 3.Исследовательский метод 4.Метод творческого чтения | рассказ учителя, обзорная лекция, задания по учебнику, запись плана или конспекта лекции, составление плана статьи, подготовка докладов построение логически четкой системы вопросов (от наблюдения к анализу), построение системы заданий по тексту произведения или критической статье, постановка проблемного вопроса, проведение диспута, пересказ с элементами анализа, сочинение доклады и выступления, самостоятельный анализ произведения различные виды чтения (коллективное, самостоятельное, комментированное, по ролям, ролевые игры) |
4. С.П. Лавлинский Критерий – коммуникативно-деятельностный подход | 1.Метод творческого («медленного», «пошагового» чтения) 2.Метод выделения «точек предпонимания» (интуитивно-сознательный) 3.Методы традиционного и творческого воспроизведения (акцентный пересказ) 4. Исследовательский (собственно аналитический) 5.Интерпретация полученных результатов проведенных процедур | выразительное (акцентно-смысловое чтение) учителя, чтение с комментариями, чтение с попутной формулировкой вопросов, интуитивно-сотворческий прием прогнозированного чтения, опознание художественной системы самостоятельные и коллективные наблюдения, сопоставление и сравнение различных элементов текста, ведение читательского дневника, определение интертекстуальных связей, постановка проблемных вопросов анкетирование и тестирование читателей, конкурсы, ролевые игры (рассказ от лица героя), стилизации, прием «стоп-кадра» выделение определенных элементов текста, наблюдение, описание, сопоставление выделенных единиц, объяснение функций каждого из них, установление связей между ними инсценирование, иллюстрирование, театрализация, режиссирование, сочинение-стилизация |
5. С.И. Перовский, Е.Я. Голант Критерий – источник полученных знаний | 1.Словесные методы 2.Наглядные методы 3.Практические методы | лекция, беседа, рассказ, объяснение, дискуссия, работа с книгой иллюстрация, демонстрация упражнения, лабораторные и практические работы |
6. В.А. Онищук Критерий – назначение метода | 1.Коммуникативный метод 2.Познавательный метод 3.Преобразовательный метод 4.Систематизирующий метод 5.Контрольный метод | лекция, беседа, рассказ, чтение, работа с учебником, критической статьей конспектирование лекции, статьи учебника, составление плана, тезисов статьи упражнения, работа по вопроснику учителя, самостоятельные работы обобщение и систематизация, ролевые игры, опросы, парные и групповые формы работы тесты, анкеты, контрольные работы, сочинения, олимпиады, конкурсы |
7. В.Ф. Паламарчук, В.И. Паламарчук Критерий – основные этапы обучения | 1.Методы этапа восприятия 2. Методы этапа усвоения 3. Методы этапа воспроизведения | лекция, беседа, рассказ, объяснение, демонстрация, наблюдение, самостоятельная работа с книгой проблемные ситуации, игры, дискуссия, упражнение, лабораторная работа, взаимообучение, зачет самостоятельный поиск, художественное исполнение, сочинение, иллюстрирование, инсценирование |
8. М . А. Данилов, Б.П. Есипов Критерий – дидактическая цель | 1.Методы изложения новых знаний 2.Методы повторения и закрепления знаний 3.Методы применения знаний 4.Методы контроля знаний учащихся | лекция, рассказ, комментарий, работа с учебником беседы, опросы, тесты, самостоятельная работа упражнения, дискуссии, «круглые столы», инсценировки, иллюстрации тесты, опросы, взаимоопросы, самопроверка, контрольные работы, сочинения |
9. О.Ю. Богданова, В.Г. Маранцман Критерий – специфика литературы как учебного предмета | 1.Метод чтения 2. Метод анализа 3.Комментирование произведения внетекстовыми материалами 4.Претворение художественного произведения в других видах искусства 5. Литературное творчество по мотивам литературных произведений и жизненных впечатлений учащихся | Коллективное чтение, выразительное чтение, чтение «про себя» анализ композиции, анализ стиля, изучение творческой истории произведения, сопоставление произведений писателя, сравнение произведений разных писателей использование мемуарной, биографической, публицистической, критической литературы, анализ произведений живописи, графики анализ и сопоставление иллюстраций, интерпретаций, фильмов и спектаклей по мотивам произведения сочинения, стилизации, выполнение творческих задач, предложенных писателем, художественная интерпретация текста, поиски варианта поэтического образа |
Таблица № 7. Средства наглядности на уроке литературы
Т.В. Чирковская: «Художественная литература воспроизводит действительность в живых картинах, образах и, по существу, сама является наглядным изображением действительности. Однако бывают случаи, когда освоению литературного текста могут помочь изобразительное искусство, музыка, кино, театр. Эти виды искусства становятся на уроке новым источником информации, способствуют пробуждению эстетического чувства или содействуют более четкому оформлению в сознании школьников образов, созданных писателем. Смежные виды искусства на уроке литературы, а также разнообразные графические материалы принято называть наглядными средствами обучения».
Функции наглядных средств обучения:
- помочь учащимся в постижении литературного произведения и творчества писателя в целом, в овладении теоретико-литературными знаниями, в развитии речи учащихся;
- способствовать пробуждению эмоциональной отзывчивости учащихся, активизации ассоциативных связей;
- восполнять знания учащихся о бытовых и культурных нормах жизни прошлого;
- содействовать систематизации историко-литературных и теоретико-литературных знаний учащихся.
Виды наглядных средств обучения
Комментирующие литературное произведение | Тематически и сюжетно близкие произведению |
зрительная
- книжная иллюстрация (графика); - репродукции картин по мотивам литературных произведений; - эскизы декораций, костюмов; - афиши спектаклей | - произведения живописи разных родов; - портреты писателей; - автопортреты писателей; - диафильмы, слайды, ксерокопии |
слуховая
- музыкальные произведения, написанные на литературные сюжеты; - образцы художественного чтения; - звукозаписи фрагментов спектаклей | - музыкальные произведения, созвучные литературным произведениям |
синтетическая
- кинофильмы; - кинофрагменты театральных постановок (видеофильмы); - киноэкскурсии по памятным местам | - фильмы о жизни и творчестве писателя (видеофильмы) |
Таблица № 8. Этапы школьного изучения художественного произведения
Еще один из родоначальников современной методики обучения литературе Н.М. Соколов в книге «Изучение литературных произведений в школе» (1928 г.) писал о необходимости вступительных занятий, предваряющих и подготавливающих чтение, о разборе произведения, помогающем ученику проникнуть в авторский замысел, и о заключительных занятиях, подводящих итоги изучения.
Этапы изучения произведения, цели | Виды занятий | Методические рекомендации |
1.Вступительный этап. Цели: – дать представление о времени создания произведения, о событиях общественной жизни, отразившихся в нем; – обратиться к биографии писателя, указать на автобиографические мотивы; – сформировать определенный угол зрения на произведение, создать эмоциональный настрой на восприятие текста; –определить место произведения в творчестве писателя, обозначить сквозные темы, мотивы, образы. | 1.Урок по биографии писателя; 2. Урок, вводящий в эпоху, отраженную в произведении; 3. Урок, формирующий определенный взгляд на произведение, вводящий в его тематику; 4.Урок, опирающийся на читательский и жизненный опыт учащихся; 5.Урок, построенный на межпредметной интеграции (музыка, кинематограф, театр, изобразительное искусство) | Лекция с привлечением произведений искусства, видеоурок, сообщения учащихся, опережающие задания, заочные экскурсии, просмотр фрагментов фильмов о писателе, эпохе, отраженной в произведении, бинарный урок с учителями истории, обществознания, изобразительного искусства, музыки, МХК, составление хронологических таблиц. |
2. Этап чтения и анализа текста. Цели: – организовать первичное чтение и понимание произведения; – продумать систему заданий, углубляющих прочитанное; – вычленить ключевые духовно-нравственные проблемы произведения, выстроить работу по усвоению идейно-художественного своеобразия произведения; –развивать навыки работы с текстом, –формировать личностное отношение к произведению. | 1. Урок комментированного и аналитического чтения; 2. Урок – беседа по прочитанному; 3. Урок самостоятельной работы с учебником, текстом произведения; 4. Урок анализа и инсценирования фрагмента текста; 5. Урок анализа иллюстраций, экранизаций, интегрированный урок. 6.Нетрадиционные, игровые уроки, углубляющие понимание текста. | Комментированное чтение, работа с ключевыми эпизодами, свободные, аналитические, проблемные беседы, сопоставительный анализ фрагментов текста и экранизаций, анализ иллюстраций, инсценирование, иллюстрирование, театрализация, самостоятельная работа с учебником, составление плана, графических схем, помогающих понять своеобразие образной системы. |
3. Заключительный этап. Цели: – систематизировать знания по изученной теме; – связать новый материал с ранее изученным; – установить межпредметные связи; – контроль знаний учащихся. | 1.Урок изучения литературно-критических статей; 2. Урок обучающих и контрольных сочинений; 3. Уроки-диспуты, дискуссии, дебаты. 4. Уроки нетрадиционные (игры, посещение театра, просмотр спектакля, фильма и др.) | Анкетирование, тестирование, контрольные работы, защита рефератов, инсценирование, написание сочинений разных жанров, ролевые игры, рецензирование просмотренного спектакля, фильма, иллюстраций. |
Таблица № 9. Принципы школьного анализа
художественного произведения
Принципы анализа художественного произведения – это те общие положения, которые позволяют учителю методически грамотно построить анализ конкретного текста. Они основываются на закономерностях восприятия литературы как искусства слова читателями-школьниками.
Принципы анализа | Смысловое наполнение понятия |
1. Анализ должен быть целенаправленным | Система вопросов и заданий должна вести к достижению цели |
2. Анализу предшествует целостное эмоциональное восприятие текста | Первичное эмоциональное восприятие текста является необходимым условием анализа и понимания текста |
3. Анализ текста должен опираться на возрастные и индивидуальные особенности восприятия учащихся | Восприятие художественного произведения учащимися имеет специфические черты: младшие школьники воспринимают текст наивно-реалистически, старшие способны увидеть существенные связи и отношения, способны к абстрактному пониманию идейного замысла произведения |
4. Принцип «медленного чтения» | Пробуждение интереса к чтению на основе обдумывания текста, постановки и решения проблемных задач |
5. Анализу подлежит не жизненная ситуация, а изображение этой ситуации автором | Г.А. Гуковский: «Знать произведение – это значит понимать то, что отразилось в нем в действительности, т.е понимать его идею… Проблема заключается в том, как правильно, полно и убедительно раскрыть идею произведения, раскрыть ее в самом произведении, а не прикрепить ее к произведению, раскрыть в системе образов, а не только в прямых суждениях автора» |
6. Анализ должен быть избирательным | Выбор пути и приемов анализа зависит от особенностей изучаемого произведения, анализируются только те элементы произведения, которые наиболее ярко выражают идею |
7. Анализ должен быть целостным | Художественный текст рассматривается как единое целое, как система, все элементы которой взаимосвязаны, и только в результате постижения этих связей можно освоить художественную идею. Условия реализации принципа целостности: 1) единство эмоционального и логического; 2) единство личных и общепринятых оценок произведения; 3) рассмотрение произведения в единстве формы и содержания; 4) соотнесение части произведения с целым и частей друг с другом; 5) проблемность школьного анализа; 6) умение понять позицию автора |
8. Анализ должен способствовать литературному развитию читателей-школьников | В процессе анализа учащиеся постигают специфику художественного произведения, на этой основе у них формируются начальные литературоведческие представлению, читательские умения |
9. Анализ произведения завершается синтезом | Выделенные в процессе анализа элементы текста на этапе обобщения должны быть объединены в единую систему |
10. Принцип историзма | Рассмотрение произведения с точки зрения общественных проблем того времени, когда было написано произведение. Принцип реализуется и в обращении к биографии писателя, к прототипам героев, к событиям реальной жизни, ставшим основой сюжета |
Таблица № 10. Пути анализа художественного произведения
На современном этапе развития науки выделяется несколько подходов к анализу художественного произведения: «вслед за автором» (М.А. Рыбникова), проблемный (В.Г. Маранцман), пообразный (Г.А. Гуковский), «человековедческий» (Е.Н. Ильин), герменевтический (Е.А. Зинина), эссеистический (Е.В. Любичева), филологический (Н.М. Шанский, Н.А. Николина). Рассмотрим самые распространенные в школьной практике.
Путь анализа | Условия использования | Содержание | Методические рекомендации |
1. «Вслед за автором» (М.А. Рыбникова) | 1) большой объем произведения; 2) недостаточная подготовленность учащихся; 3) задача обучения навыкам анализа текста. | Последовательное продвижение в тексте от главы к главе, от действия к действию. | Использование приемов чтения (классное, коллективное, комментированное, по ролям), беседы по прочитанному (свободные, аналитические, проблемные), пересказы (подробный, сжатый, с изменением лица рассказчика) |
2. Проблемный (В.Г. Маранцман) | 1) предварительное прочтение произведения; 2) владение хорошими навыками самостоятельного чтения, анализа; 3) наличие определенного читательского опыта. | Изучение произведения через анализ поставленных и решенных автором проблем. | Организация домашнего чтения, система заданий, направляющих чтение и самостоятельный анализ учащихся; работа с зпизодом, проблемная беседа, дискуссия, ролевые игры, дебаты. |
3. Пообразный (Г.А. Гуковский) | 1) предварительное прочтение текста; 2) владение навыками анализа образа-персонажа; 3) умение сопоставлять героев по сходству и различию. | Постижение смысла произведение через анализ образной системы. | Работа с ключевыми эпизодами текста, составление графических схем, словаря героев, словесное рисование, ролевые игры, проблемные и аналитические беседы. |
Таблица № 11. Формы разбора текста (М.Г. Качурин)
Форма разбора | Цель использования | Методические рекомендации |
1. Обзорный | Общее представление о произведении (тема, идея, сюжет, главные образы), выбранный круг вопросов рассматривается в общих чертах, без внимания к деталям. | Используется при изучении обзорных тем, произведений в целом, отдельных его частей, системы образов. Методы и приемы: репродуктивный (лекция учителя, свободная беседа); исследовательский (сообщения учащихся, рефераты) |
2. Выборочно-направленный | Изучение произведения, главы или образа героя произведения под углом зрения каких-то вопросов, обладающих емкостью и изобразительностью (М.А. Рыбникова назвала такие вопросы «лучевыми») | Используется на этапе анализа текста. Методы и приемы: эвристический (аналитическая и проблемная беседа); исследовательский (самостоятельная работы учащихся с текстом, учебником, литературно-критической статьей) |
3. Детальный (текстуальный) | Анализ ключевого эпизода на разных глубинах и уровнях | Используется на этапе углубленного анализа текста. Методы и приемы: эвристический (беседа, комментированное чтение), исследовательский (самостоятельный анализ лексики, средств выразительности), приемы анализа (стиля, образа, композиции), инсценирование, режиссирование, иллюстрирование и др. |
4. «Скрытый» разбор | Анализ художественного произведения через сопоставление различных интерпретаций (живописных, музыкальных, кинематографических и др.) | Используется на этапе анализа текста и заключительном этапе. Методы и приемы: иллюстрирование, режиссирование, словесное рисование, написание рецензий, изучение критических статей, написание отзыва на просмотренный спектакль. |
Таблица № 12. Приемы анализа текста
Приемы анализа литературного произведения в школе имеют разнообразные функции. По основному назначению приемы можно разделить на следующие группы: 1. Приемы постижения авторской позиции в литературном произведении (литературоведческие); 2. Приемы активизации сотворчества читателя (методические).
Литературоведческие приемы | Методические приемы |
1. Культурологический анализ | 1.Выразительное чтение, объяснение интонаций, обмен живыми впечатлениями о тексте |
2.Приемы освоения композиции (сопоставление частей и различных элементов текста, сопоставление образов персонажей, выявление функций элементов композиции) | 2.Рассказывание (подробный, выборочный, творческий с изменением лица рассказчика) |
3. Наблюдения над стилем писателя (стилистический эксперимент, составление плана, перестановка эпизодов, дописывание сюжета) | 3.Устное словесное рисование (представление портрета героя, интерьера помещения, где происходит действие, мимики и жестов героев и др.) |
4. Сопоставление художественного произведения с его реальной основой, героя и прототипа | 4. Составление киносценария (выделение ключевых сцен, эпизодов, раскадровка действия) |
5. Сопоставление разных редакций, вариантов текста | 5. Инсценирование (психологическая мотивация игры, интонаций, собственная интерпретация характера героя) |
6. Сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя | 6. Установление межпредметных связей (литература и живопись, музыка, изобразительное искусство, театр, кинематограф) |
7. Сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов | 7. Театрализация (ролевая игра, цель которой: представить спектакль с точки зрения режиссера, актера, костюмера, художника и т.д.) |
Таблица № 13. Планирование работы учителя-словесника
Успешность и результативность работы учителя-словесника во многом зависит от планирования его деятельности.
Вид планирования | Цель планирования | Содержание |
1. Перспективное (рабочая программа) | Адаптация содержания авторской Программы по литературе к особенностям конкретного класса, школы, региона. | 1) цели и задачи программы; 2) указание количества часов на изучение произведений (в том числе введение регионального компонента); 3) система обучающих и контрольных сочинений; 4) внеклассное чтение |
2. Тематическое планирование | Планирование изучения темы (обзорной, монографической) | 1)цели и задачи изучения темы; 2)выделение основных проблем и образов для углубленного изучения; 3) средства наглядности, ТСО; 4) проверочные и самостоятельные работы; 5) темы сочинений |
3. Поурочное планирование | Планирование конкретного урока | 1)тема, цели и задачи урока; 2) тип урока; средства наглядности; 3) этапы, содержание и методика проведения этапа урока; 4) домашнее задание. |
Таблица № 14. Структура традиционного урока
(М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер)
Образовательные задачи урока | Содержание этапа урока | Возможные методы и приемы обучения |
1. Организационный момент
Подготовка учащихся к работе на уроке: обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на уроке, психологическая подготовка к общению на уроке | Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания учащихся. | Словесные методы |
2. Целеполагание
Формирование мотивации на обучение. | Озвучивание ТДЦ (образовательной, развивающей, воспитательной), объявление плана урока | Словесные методы, организация проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса |
3.Этап проверки домашнего задания
Установление правильности, полноты и осознанности выполнения домашнего задания; выявление пробелов в знаниях, устранение недостатков в выполнении задания. | Выяснение степени усвоения заданного учебного материала, определение типичных недостатков, исправление ошибок | Тестирование, опрос, выполнение заданий, подобных домашнему, разноуровневые задания, взаимоопрос, самопроверка по алгоритму |
4. Актуализация знаний
Актуализация субъективного опыта учащихся (ценностных отношений, личностных смыслов, опорных знаний) | Показ социальной и практической значимости изучаемого материала, создание проблемной ситуации и постановка перед учащимися учебной проблемы | Мозговая атака, предложение загадки, отгадка на которую открывается в работе с новым материалом, «мысленный эксперимент» |
5. Этап усвоения новых знаний
Обеспечение восприятия, осмысленного первичного запоминания учениками нового материала, существенных признаков понятий, законов, теорий и др. | Организация внимания учащихся, сообщение основной идеи изучаемого материала, обеспечение процесса обучения знаниям, способам, средствам, которые ведут к определенным выводам | Использование аналогий, представление основного материала в словесной и наглядной форме, экстраактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение), интерактивный режим (проблемное обучение, коллективные формы работы и др.) |
6. Этап первичного закрепления знаний
Установление правильности и осознанности изученного материала, выявление пробелов и проведение коррекции выявленных недостатков | Проверка учителем понимания учащимися сущности основного содержания, осмысление новой темы, ликвидация неясностей | Использование заданий на узнавание изученных объектов, «опрос эксперта», подготовка учащимися своих примеров, вопросов, заданий по новому материалу |
7. Этап применения знаний
Обеспечить формирование умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях | Организация деятельности учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях | Разноуровневые самостоятельные работы, деловые игры, диалоговые технологии |
8. Этап обобщения и систематизации знаний
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметной интеграции, обеспечить формирование у учащихся обобщенных понятий | Организация деятельности по переводу отдельных знаний в целостную систему | Мозговая атака в письменной форме, учебные ситуации, построение кластера темы, дискуссия |
9. Этап контроля и самоконтроля знаний
Выявление уровня и качества усвоения учащимися знаний, обеспечение развития у учащихся способности к оценочным действиям | Проверка сформированности общих учебных умений, комментирование ответов учащихся | Разноуровневые контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания, задания на выявление признаков понятия и их связи друг с другом (полнота знаний), задания на выделение существенных признаков (глубина знаний), задания с противоречивой информацией (оценочные действия) |
10. Этап коррекции знаний
Откорректировать выявленные пробелы в знаниях учащихся в рамках изученной темы | Организация деятельности учащихся по коррекции своих выявленных недостатков | Тестовые задания, задания с «пропусками», структурно-логические схемы с «пропусками» |
11. Этап информации о домашнем задании
Обеспечение понимания учащимися цели, содержания, способов выполнения домашнего задания | Мотивирование на выполнение дом. задания, инструктаж | Постановка учебной проблемы, трехуровневое задание, индивидуальные задания |
12. Этап подведения итогов
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников | Подведение итогов урока | Слово учителя, подведение итогов учениками |
13. Этап рефлексии
Организовать рефлексивное обсуждение учениками своей деятельности, взаимодействия друг с другом и учителем | Мобилизация учеников на рефлексию своей деятельности | Методика незаконченных предложений, заключительная дискуссия, письмо самому себе |
Любой урок есть искусственно создаваемая учителем под конкретную цель система. Из набора всех этапов можно создать самые различные комбинации. При этом следует учитывать живой процесс обучения, который может обусловить необходимость объединения нескольких этапов в один. Важным фактором при конструировании урока является тот факт, что некоторые этапы носят инвариантный характер, т.е. имеют место на каждом уроке (оргмомент, целеполагание, выставление оценок, подведение итогов, рефлексия).
При наличии всех этапов на одном уроке говорят о комбинированном, или смешанном (классификация Данилова – Огородникова) типе урока. Такая структура оправдана в младших классах, когда содержание учебного материала невелико по объему.
В средних и старших классах комбинированный урок не дает оптимальных результатов. Л.С. Выготский объясняет это тем, что формирование у ребенка научных понятий не может осуществиться сразу: такой процесс протяжен во времени. Следовательно, структура урока должна подчиняться главной дидактической цели, которая определяет основной этап урока, а значит, и тип (специальный урок).
Таблица № 15. Классификации уроков литературы
В.В. Голубков: «Необходимо, чтобы каждый урок по литературе имел точно определенную цель, чтоб он расширял знания учащихся и упражнял его в каком-либо навыке, чтобы он поднимал его на какую-то новую ступень литературного развития. В зависимости от характера этих частных целей можно говорить о видах уроков».
Автор классификации, критерий | Виды уроков |
1.Н.М. Соколов Критерий – этапы изучения художественно произведения | 1. Вступительный урок 2. Урок анализа текста 3. Заключительный урок |
2. В.В. Голубков Критерий – анализ процесса обучения, его составных частей | 1.Вступительное занятие 2.Чтение 3.Ориентировочная беседа 4.Анализ произведения 5.Подведение итогов 6.Учет |
3. Н.И. Кудряшев Критерий – структура литературы как учебного предмета | I.Уроки изучения худ. произведений:
1.Уроки художественного восприятия произведения
2.Уроки углубленной работы над текстом
3.Уроки, обобщающие изучение произведений
II.Уроки изучения теории и истории литературы
1.Уроки формирования теоретико-литературных понятий
2.Уроки изучения литературно-критических статей
3.Уроки по биографии писателя
4.Уроки по историко-литературным материалам
5.Уроки обобщения, повторения, опроса
III. Уроки развития речи
|
6.М.А. Данилов и И.Т. Огородников Критерий – основная дидактическая цель | 1.Уроки первоначального усвоения нового материала 2. Урок закрепления и повторения знаний 3. Урок самостоятельной работы 4. Урок обобщающего повторения |
7.И.К. Силкин (уроки внеклассного чтения) Критерий – дидактическая цель | 1.Уроки вводного типа 2. Уроки подготовки учащихся к самостоятельному чтению и восприятию произведения 3.Уроки анализа 4. Обобщающие уроки |
Таблица № 16. Классификация нестандартных уроков литературы
Виды уроков | Разновидности уроков |
1. Уроки, комбинированные с другими организационными структурами | Урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар, урок-мастерская, урок-поиск (размышление), урок-исследование |
2. Уроки, основанные на имитации деятельности | Заочная экскурсия по литературным местам, экскурсия в прошлое, урок-путешествие в мир поэта, литературная «прогулка», литературная гостиная («салон»), урок-интервью с писателем, урок-репортаж, урок-суд, устный журнал |
3. Урок в форме публичного общения | Урок-пресс-конференция, аукцион, диалог, дискуссия, телемост, «круглый стол», лекция с элементами беседы |
4. Уроки в форме соревнований и игр | Конкурс чтецов, литературный турнир, деловые и ролевые игры, викторина, олимпиада, «мозговой штурм», урок-фантазия, урок-сюрприз |
5. Интегрированные уроки | Литература и история, литература и изобразительное искусство, музыка и т.д. |
6. Перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы | КВН, спектакль, инсценировка, «Клуб знатоков», «посиделки» |
Таблица № 17. Обзорные и монографические темы
Курс литературы, построенный на историко-литературной основе (систематический курс 9-11 классов), включает в себя монографические и обзорные темы.
В центре монографической темы – писатель и его произведение: одно или несколько произведений изучаются текстуально.
Обзорные темы – вводные и обобщающие темы, цель которых - объединение всего материала, его систематизация и завершенность.
Обзорные темы | Монографические темы |
1.Краткий обзор жизни и творчества писателя 2.Характеристика определенного периода общественно-литературного процесса 3. Характеристика художественного направления, метода | 1. Изучение произведения в его жанрово-родовой специфике 2. Изучение биографии писателя 3. Изучение литературно-критических статей |
Таблица № 18. Изучение литературно-критической статьи
Н.А. Демидова: «Изучение литературно-критических статей обогащает духовный мир учащихся, расширяет их кругозор, учит мыслить, прививает навыки самостоятельного анализа художественных произведений, заставляет задуматься над различными вопросами жизни».
Принципы изучения критики | Задачи изучения критики | Этапы изучения | Содержание этапов |
1. Связь литературной критики с освободительным движением. 2. Связь литературно-критической статьи с мировоззрением критика. 2. Единство изучения лит. критики и литературного произведения | 1. Научить воспринимать статью не только как образец анализа, но и как документ эпохи. 2. Понять, чем вызвано появление статьи. 3. Объяснить общественно-политические взгляды критика, отразившиеся в статье. 4. Выявление нравственного потенциала статьи. 5. Учить мыслить самостоятельно. | I этап – вводное занятие, уроки анализа текста II этап - заключительное занятие: 1. Введение в тему 2. Работа с текстом 3. Самостоятельная работа | Знакомство с общими положениями статьи, цитирование фрагментов Слово учителя об общественно-политической обстановке, идейно-эстетических взглядах критика. Комментированное чтение, чтение фрагментов, конспектирование, тезирование, составление плана Конспектирование, проведение дискуссий, ролевых игр, дебатов. |
Таблица № 19. Изучение теории литературы
В.В. Голубков: «Формирование у учащихся основных понятий в области той или иной дисциплины, имеющих целью дать им систему научных знаний, составляет одну из главных задач нашей школы. Но эта работа по формированию понятий, так же как и другие виды учебных занятий должна быть поставлена в тесную связь с общими задачами. В противном случае она рискует превратиться в пустой формализм. Такая опасность угрожает и преподавателю литературы, если только он станет рассматривать формирование теоретико-литературных понятий как нечто самодовлеющее, как особый раздел работы, стоящий рядом с изучением произведений и с развитием речи»
Аспекты теории литературы, изучаемые в школе | Содержание |
1.Средства художественной изобразительности | Эпитеты, сравнения, олицетворения, метафора, метонимия, аллегория, оксюморон, гипербола, антитеза и др. |
2.Жанровое своеобразие | Эпические жанры, лирические, лироэпические, драматические, лиро-драматические |
3.Элементы стихосложения | Ритм, рифма, способы рифмовки, строфика |
4.Представление об образной форме | Портрет, пейзаж, интерьер, характеристика, монолог, диалог, сон, дневник и др. |
5. Способы художественного изображения | Описание, повествование, рассуждение |
6. Термины, связанные с пониманием идейного смысла произведения | Тема, идея, композиция, сюжет, фабула |
7. Понятие художественного метода и направления | Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм |
Пути изучения теории литературы
Индуктивный | Дедуктивный |
1. Определение понятия или явления | 1. Накопление фактов, характеристика литературных явлений |
2. Характеристика основных признаков понятия | 2. Общее представление о признаках понятия этого явления |
3. Применение понятия при анализе конкретных литературных явлений | 3. Определение понятия или установление его характерных признаков |
4.Обогащение понятия новыми признаками | 4. Закрепление существенных признаков явления или его определения |
5. Применение понятия при анализе конкретного литературного явления | |
6. Дальнейшее развитие понятия, обогащение его новыми признаками |
Таблица № 20. Развитие речи на уроках литературы
О.Ю. Богданова: « Сближение задач литературного и речевого развития школьников оказывается условием постижения искусства слова. Речевая скованность приводит к прямолинейности оценки героев и ситуаций художественного текста. Обедненность собственной речи не позволяет читателю почувствовать многие оттенки авторской мысли. Кроме того, каждый новый писатель, наделенный своеобразием стиля, мироощущения, требует от школьников овладения новой языковой манерой, иными пластами лексики, побуждает освоить новые интонации речи, воспринять иную, чем прежде, музыку фразы».
Принципы работы по развитию речи | Подходы к развитию речи |
1.Единство нравственного воспитания, интеллектуального и речевого развития речи школьника 2.Учет межпредметных связей литературы, русского языка, истории и др. предметов 3.Систематический характер работы по развитию речи, преемственность между классами 4. Практическая направленность работы (моделирование ситуаций) 5. Разнообразие методов и приемов, стимулирующих активность учащихся | 1. Работа с текстом художественного произведения с целью обогащения словарного запаса учащихся 2. Обучение различным жанрам устных и письменных сочинений 3. Обучение диалогической речи, создание речевых ситуаций 4. Обучение публичным выступлениям с рефератами, сообщениями, докладами 5. Обучение общению в группах |
Таблица № 21. Упражнения по развитию речи
Упражнения по развитию речи | Виды упражнений |
1. Репродуктивные | Изложения подробное, сжатое, выборочное, с заменой лица рассказчика, осложненное грамматическими заданиями |
2.Репродуктивно-оценочные | Изложения с элементами сочинениями, т.е. включающие в себя собственные аналитические размышления над текстом типа небольших комментариев |
3. Сочинения разных жанров | Сочинение-миниатюра, сочинение по пословице, по личным наблюдениям, по картине |
4. Сочинения и изложения с элементами художественного творчества | Рассказ о герое произведения, сочинение сказки, афоризма, загадки, рассказа (по образцу изученных), домысливание неоконченных историй, художественные зарисовки, сценки, сценарии |
5. Доклады | 1) информативный (изложение фактических сведений с элементами анализа); 2) исследовательский (изложение результатов самостоятельного анализа текста под определенным углом зрения); 3) проблемно-дискуссионный (изложение результатов самостоятельного исследования и оценка литературных материалов) |
Таблица № 22. Сочинение как основная форма развития
письменной речи
В.Г. Маранцман: «Самое трудное в работе над сочинением найти ту естественную для учеников и посильную последовательность жанров, которая обеспечивает успех»
Автор классификации, критерий | Виды сочинений |
1. С.А. Леонов Критерий – приемы анализа | 1.Сочинение о литературном герое (индивидуальная, групповая, сравнительная характеристика) 2.Сочинение, основанное на анализе произведения в целом: а) оценка произведения; б) анализ нравственных, философских, со- циальных проблем; в) анализ художественной формы. 3. Анализ эпизода 4. Литературный обзор 5. Размышления об отношении литературы к жизни 6.Сочинения проблемного характера |
2. Т.А. Ладыженская Критерий – жанровый принцип | 1.Пересказ готового текста произведения или критической статьи по предложенной теме 2.Тексты, предполагающие интерпретацию исходного текста (отзывы, рецензии, рефераты) 3. Сочинения – литературно-критические статьи |
3. Ю.А. Озеров Критерий – способ изложения материала | 1.Сочинение- литературный портрет 2.Сочинение-рецензия 3. Очерк 4.Сочинение-дневник 5.Сочинение-стихотворение |
4. А.М. Гринина – Земскова Критерий – жанровая форма | 1.Сочинения, приближенные к литературным жанрам малой формы (воспоминание, рассказ, стихотворение, инсценировка, басня, сказка) 2.Сочинения, приближенные к публицистическим жанрам (заметка, отзыв, рецензия, очерк) 3.Сочинения, приближенные к научным жанрам (реферат, аннотация, статья, литературный обзор) |
5. Н.А.Станчек Критерий – источник материала | 1.Сочинение на литературную тему 2.Сочинение по личным впечатлениям 3.Сочинение на материале смежных искусств 4.Сочинение творческого характера |
6.Общедидактические классификации: - по месту проведения - по цели проведения | 1.Классное сочинение 2.Домашнее сочинение 1. Обучающее сочинение 2. Контрольное сочинение |
Образовательные технологии
Учитель-профессионал должен владеть педагогической культурой, профессиональными знаниями и способностями: коммуникативными (эффективность в общении), перцептивными (профессиональная зоркость, наблюдательность), эмоциональными (способность чувствовать и управлять своими эмоциями, «владеть собой»), прогностическими (способность намечать перспективу), креативными и импровизационными (способность к творчеству), эмпатическими (способность к сопереживанию), технологической компетентностью (владение образовательными технологиями).
Под педагогической технологией понимается совокупность способов организации учебно-воспитательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
Существующие классификации педагогических технологий отражают их многообразие и многоаспектность. Так, в филологическом образовании используются диалоговые технологии (С.В. Белова, Е.О. Галицких), технологии интегрированного обучения (Т.Г. Браже, С.А. Леонов), технологии мастерских (И.А. Мухина, Е.О. Галицких, Т.Я. Еремина, А.В. Ковальчукова), игровые технологии (С.Я. Долинина, О.Н. Харитонова), технология коммуникативно-деятельностного обучения литературе (Г.Г. Граник, С.П. Лавлинский), метод проектов в преподавании словесности (С.П. Лавлинский, Р.В. Якименко).
Таблица № 23. Технология мастерской
Суть Технологии мастерской – отношение к образованию как к процессу открытия себя, своего отношения к себе и к другим, собственных средств взаимодействия с миром, людьми.
Этапы технологии | Действия учителя | Действия учащихся |
1. «Индукция» - создание эмоционального настроя, включение чувств учеников, создание личного отношения к предмету обсуждения. | Нарисуйте познавательный объект. Запишите вопросы, ассоциации и т.д. | Рисуют в тетради познавательный объект, составляют вопрос. |
2.«Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. | Запишите все, что вы знаете о данном познавательном объекте или определите признаки того или иного понятия, проблемы | Записывают все, что знают об объекте. |
3. «Социоконструкция» - работа учащихся в группах по построению этих элементов. | Организуйте работу в парах: поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием. | Работают в парах по заданию учителя. Выполняют дополнительные задания. |
4. «Социализация» - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, коррекция) | Организует работу в группах: объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами. Дополнительные задания. | Работают в группах с ранее рассмотренными познавательными объектами. Выполняют дополнительные задания. |
5. «Афиширование» - вывешивание работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе и ознакомление с ними. | Организует обсуждение полученных результатов. Дает необходимые пояснения по ходу представления результатов. | Представляют результаты работы групп. Задают вопросы дуг другу по поводу выполненных заданий. |
6. «Разрыв» - внутреннее осознание участником Мастерских неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. | Фиксирует внимание учеников на возникших познавательных противоречиях. Организует работу учеников в группах с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия. | Осознают возникшие познавательные противоречия. Работают с источниками. Закрепляют и применяют полученные знания. |
7. «Рефлексия» | Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности. | Осуществляют рефлексию. |
Таблица № 24. Технология проектной деятельности
Цель Технологии проектной деятельности – развитие познавательных творческих навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Алгоритм технологии проектной деятельности
Стадии | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Разработка проектного задания | ||
1.1 Выбор темы проекта | Учитель отбирает возможные темы и предлагает их ученикам | Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме |
Учитель предлагает учащимся совместно выбрать тему проекта | Группа учащихся совместно с учителем выбирает темы и предлагает классу для обсуждения | |
Учитель участвует в обсуждении темы, предложенной учениками | Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения | |
1.2 Выделение подтем в темах проекта | Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает ученикам на выбор | Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую |
Учитель принимает участие в обсуждении подтем | Ученики активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя. | |
1.3 Формирование творческих групп | Учитель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности | Ученики уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними малые команды |
1.4 Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, задание для команд, отбор литературы. | Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу. | Отдельные ученики старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением в классе. |
1.5 Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Учитель принимает участие в обсуждении | Ученики в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, литературная гостиная. |
2. Разработка проекта | Учитель консультирует, координирует работу учеников, стимулирует их деятельность. | Учащиеся осуществляют поисковую деятельность. |
3. Оформление результатов | Ученики вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. | |
4. Презентация | Учитель организует экспертизу | Докладывают о результатах своей работы |
5.Рефлексия | Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки | Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. |
Таблица № 25. Технология развития критического мышления
Цель Технологии развития критического мышления – освоение методов, способствующих развитию критического, продуктивного мышления.
Алгоритм технологии развития критического мышления (ЧПКМ)
Этапы | Действия учителя | Действия учащихся |
«Вызов» (актуализация субъектного опыта) | 1.Нарисуйте в тетрадях познавательный объект так, как вы его себе представляете. 2.Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о познавательном объекте. 3.В тетради нарисуйте таблицу с тремя колонками. В левой колонке запишите все, что вы знаете о познавательном объекте. Обменяйтесь своими мнениями в паре. Давайте обсудим то, что у нас получилось. На доске записывается все, что говорят учащиеся («Знаю») | 1.Каждый в тетради рисует познавательный объект так, как он себе его представляет. 2.Вспоминают все, что связано с рассматриваемым познавательным объектом. 3.Рисуют маркировочную таблицу. 4.Записываюьт в левую колонку все то, что вспомнили о познавательном объекте. 5.Обмениваются друг с другом своими знаниями. 6.Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о рассматриваемом объекте. Левая колонка таблицы маркируется словом «Знаю». |
«Осмысление» | 1.Предлагает учащимся классифицировать записанные на доске знания по каким-либо основаниям. 2.На доске оформляется структурно - логическая схема в соответствии с проведенной классификацией. | 1.Предлагают основания для классификации полученных сведений. 2.Записывают структурно- логическую схему. |
«Чтение с пометками» | 1.Предлагает каждому ученику текст. 2.Дает задание ученикам: читаем и делаем в тексте пометки (не более 10 мин.) Пометки: «з» - знаю; « - » - не знаю; «?» - хочу узнать. 3.Предлагает ученикам продолжить работу с маркировочными таблицами индивидуально. 4.Предлагает ученикам обсудить данные, записанные в третьей колонке в ходе самостоятельной работы. Заполняет вместе с учениками колонку «Узнал новое». Предлагает ученикам обсудить данные, записанные ими самостоятельно в колонку «Хочу узнать». 5. Задает по ходу обсуждения вопросы ученикам: из каких источников мы можем это узнать? 6. Дает установку на домашнее задание. | 1.Получают распечатку текста. 2.Читают текст и на полях делают пометки. 3.Самостоятельно в тетрадях заполняют таблицу в соответствии со сделанными пометками. 4.Участвуют в обсуждении. 5.Участвуют в обсуждении. 6.Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты. 7.Выбирают тему для сообщения. |
«Рефлексия» | 1.Предлагает ученикам разные способы инициирования рефлексии учащихся. | 1..Проводят рефлексию. |
«Домашнее задание» | 1.Предлагает домашнее задание: напишите сказку, эссе. Составьте структурно-логическую схему . | 1.Выбирают домашнее задание. |
Таблица № 26. Игровые технологии
Игра на уроке литературы - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная жизненная ситуация.
Классификации игр
Типы игр | Виды игр |
дидактические игры
1.Игры-упражнения | Викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки и пр. |
2. Игры-путешествия | Урок-экспедиция, экскурсия, путешествие по станциям |
3.Сюжетно-ролевые игры | Пресс-конференция, аукцион, научно-исследовательская лаборатория, суд, театрализация |
4. Игры-соревнования | КВН, «Умницы и умники», «Что? Где? Когда?» |
5. Игры творческого характера | Презентация образа героя, литературные конкурсы, урок-репетиция, игровой практикум |
интеллектуальные игры
1. Контролирующие игры | Литературные тесты, викторины, блиц-турниры, конкурсы, олимпиады |
2. Обучающие игры | Ролевые игры, дискуссии, «круглые столы», дебаты |
Таблица № 27. Технология проведения дискуссии
Дискуссия (от лат. discussio – исследование, рассмотрение, разбор) – публичный спор, целями которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.
Алгоритм проведения дискуссии
Задачи ведущего Этапы дискуссии | По отношению к теме | По отношению к группе | По отношению к отдельному участнику |
1. Запуск дискуссии | - знакомство (если необходимо) - предложить тему - показать значимости темы для всех участников - наметить ожидаемый результат - начать сбор мнений | - ориентировать на групповое решение - создать рабочую атмосферу - ввести правила групповой работы - начать групповое обсуждение | - показать значимость участия в обсуждении каждого члена команды - поддерживать участвующих - активизировать пассивных членов группы |
2. Поиск совместного решения | - собрать максимальное количество мнений по теме - держаться в русле темы - делать промежуточные обобщения - организовать «мозговой штурм» - проанализировать все аргументы | - поддерживать позитивную рабочую атмосферу - не допускать личных конфронтаций - привлекать к обсуждению всех | - поддерживать каждого участника - требовать ясного выражения мысли |
3. Принятие решения | - проводить обобщения - выделить общее решение - ориентировать на дальнейшее обсуждение - сравнить полученный результат с ожидаемым | - оценить, насколько решение является групповым - проанализировать противоречивые мнения - вовлекать в обсуждение всех | - подчеркнуть вклад каждого участника группы в обсуждение - поблагодарить каждого - ориентировать каждого на дальнейшую работу |
К числу дискуссий относятся следующие формы:
Вид дискуссии | Содержание |
1. «Круглый стол» | Беседа, в которой «на равных» участвует группа в 3 - 5 человек, во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и с аудиторией |
2. «Заседание экспертной группы» («панельная дискуссия») | Группа из 4 – 6 участников обсуждает намеченную проблему, затем каждый излагает свою позицию аудитории |
3. «Форум» | Обсуждение, сходное с «панельной дискуссией», в ходе которого группа вступает в обмен мнениями с аудиторией |
4. «Симпозиум» | В ходе обсуждения участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории |
5. «Судебное заседание» | Обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела) |
Разновидностью дискуссии являются дебаты
Дебаты – форма обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, позволяющий тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения, с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование.
Алгоритм проведения дебатов
Спикер | Время | Содержание деятельности |
У1 (команда утверждения) | 5 мин. | Делает презентацию и дает определение темы, объясняет ключевые слова, обосновывает аспекты рассмотрения данной темы, представляет все аргументы команды в организованной форме, переходит к доказательству (по возможности), заключает четкой формулировкой общей линии. |
О3 к У1 | 2 мин. | О3 задает перекрестные вопросы с целью принизить значение аргументов У1; У1 отвечает. |
О1 (команда отрицания) | 5 мин. | Делает презентацию. Отрицает тему, формулирует тезис отрицания. Принимает определение У1. Представляет позицию отрицающей стороны, принимает аспекты У1 или представляет другие аспекты, представляет кейс отрицающей стороны. Отвергает утверждения У1 и выдвигает свои всевозможные отрицательные аргументы. Заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей стороны. |
У3 к О1 | 2 мин. | У3 задает перекрестные вопросы О1; О1 отвечает |
У2 | 4 мин. | Восстанавливает утверждающий кейс, приводит новые доказательства. Опровергает отрицающий кейс, новых аргументов не приводит, заканчивает четкой формулировкой общей линии своей команды. |
О1 к У2 | 2 мин. | О1 задает перекрестные вопросы к У2; У2 отвечает |
О2 | 4 мин. | Восстанавливает отрицательную позицию, развивает свою линию, обосновывая отрицательный кейс, продолжает опровергать утверждающую позицию, приводит новые доказательства, но не приводит новых аргументов. Заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды. |
У1 к О2 | 2 мин. | У1 задает перекрестные вопросы У2; У2 отвечает |
У3 | 4 мин. | Акцентирует внимание на основных моментах дебатов, следует структуре утверждающего кейса, выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе. Сравнивает аргументы обеих сторон, объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны. Не приводит новых аргументов. Завершает линию утверждения. |
О3 | 4 мин. | Акцентирует внимание на узловых моментах, следуя структуре отрицающего кейса. Выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе. Сравнивает аргументы обеих сторон, объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны. Не приводит новых аргументов. Завершает линию отрицания. |
Таблица № 28. Межпредметная интеграция литературы и других видов искусства
Т.В. Чирковская: « Содружество искусств на уроке должно быть тактичным, а используемые произведения смежных искусств обладать высоким художественным уровнем. Эффективность урока находится в прямой зависимости от того, насколько умело осуществляется конкретная методическая работа с иллюстрациями, музыкой, кинофильмами и т.д.»
Способы использования музыки на уроке литературы | Способы использования изобразительного искусства на уроке литературы |
1.Обращение к произведениям писателей, посвященных музыке 2.Включение в урок материалов из истории и теории музыкального искусства 3.Анализ композиционной роли «музыкальных страниц» в произведении 4.Характеристика героя через его отношение к музыке 5.Использование произведения как музыкального фона, эпиграфа, иллюстрации | 1.Использование портрета писателя для представления его внешнего облика и образа, созданного художником 2. Сопоставление картин природы в художественном и живописном произведениях 3. Анализ сюжетных иллюстраций в сравнении с содержанием произведения 4.Портрет литературный и живописный. Сходство и различие видений писателя и художника 5. Анализ авторской иллюстрации |
Таблица № 29. Внеклассное чтение по литературе
М.Г. Качурин: «Литературное развитие школьников не может успешно осуществляться без их самостоятельного чтения и без участия во внеклассной работе по предмету».
Этапы и задачи внеклассного чтения | Пути построения программы | Принципы построения программы |
I этап – начальная школа (1 - 4) Задачи: воспитание любви к книге, потребности в чтении, формирование устойчивого интереса к литературе | Проблемно-тематическая связь между уроками литературы и внеклассным чтением | 1.Тесное взаимодействие уроков литературы и внеклассного чтения 2. Учет интересов и потребностей учащихся в построении программы развития их самостоятельной читательской и |
II этап – средние классы (5 - 8) Задачи: расширение круга чтения, формирование разносторонних читательских интересов, совершенствование читательского восприятия, развития художественного вкуса | Историко-литературные связи русской и зарубежной литературы, произведений одного или разных писателей | литературно-художественной деятельности 3. Широкое использование разнообразных игровых видов работы, стимулирующих фантазию, пробуждающих художественные интересы и способности учащихся |
III этап – старшие классы (9 – 11) Задачи: развитие личностного подхода к литературному произведению, самостоятельности эстетических оценок | Теоретико-литературные связи, расширяющие представления о литературных жанрах, поэтических формах, средствах художественной изобразительности, особенностях стихотворной речи | 4. Личностно значимая направленность всех видов и форм деятельности, воспитание у школьников стремления защищать свои духовные ценности, формирование ценностных ориентаций |
Таблица № 30. Внеклассная работа по литературе
В.Г. Маранцман: «Внеклассная работа, будучи менее инерционной, нежели программное, поурочное преподавание, задает тон ломке методических стереотипов, рождению новых подходов к преподаванию литературы, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощенности в поиск истины томимым духовной жаждой поколением».
Направления и цели внеклассной работы | Формы внеклассной работы |
1. Литературное краеведение Цель: изучение литературной жизни родного края, знакомство с образом своей «малой родины» в произведениях художников слова | Экскурсии, походы, экспедиции, создание школьных музеев, знакомство с памятными местами, отмеченными пребыванием в них писателя, судьбами его героев, встречи с интересными людьми |
2. Литературное творчество Цель: воспитание чуткости к слову, побуждение к самовыражению в виде текста | Кружки, студии, рукописные журналы, альманахи, стенгазеты, литературно-музыкальные композиции, конкурсы сочинений, сказок, иллюстраций, сценариев, вечера поэзии, литературные гостиные |
3. Художественно-исполнительская деятельность Цель: совершенствование навыков исполнительского мастерства, раз- витие творческих способностей | Кружки выразительного чтения, школьный театр, кружки художественной самодеятельности, сюжетно-ролевые игры, заочные экскурсии, инсценировки |
Общая оценка урока:
- реализация основных целевых установок;
- методические и педагогические находки учителя;
- эстетичность урока;
- философский и духовный потенциал урока;
- оценка индивидуального стиля преподавания и системы деятельности учителя.
Тип урока.
Форма проведения урока.
11. Литературоведческая концепция урока. Критерии отбора историко-литературного материала. Фактическая и литературоведческая точность.
12. Соответствие методов и приемов обучения целям и содержанию урока, возрастным и индивидуальным особенностям восприятия учащихся.
13. Использование разных форм, методов, приемов, средств обучения, их эффективность.
14. Выбранные способы освоения художественного произведения (виды чтения, пути анализа и интерпретации).
Темп урока.
37. Эмоциональная атмосфера урока.
38. Педагогический такт учителя, его умение установить дисциплину, найти контакт с детьми. Способы активизации познавательной деятельности учащихся. Речь учителя.
39. Роль учителя и ученика в уроке. Риторика взаимодействия учителя и ученика. Формы сотрудничества. Основания взаимодействия: авторитарные, диалоговые.
40. Выбор принципов обучения (индивидуальности, целости, единства типа, доступности, сознательности и активности, систематичности последовательности, прочности, научности, связи теории с практикой) и образовательного процесса (личностного целеполагания ученика, выбора индивидуальной образовательной траектории, метапредметных основ образовательного процесса, продуктивности обучения, первичности образовательной продукции учащегося, ситуативности обучения, образовательной рефлексии).
Учет статуса класса.
О.Ю. Овченкова
Теория и методика обучения литературе
в таблицах, схемах, тестах
Глазов 2011
Дата: 2019-02-25, просмотров: 466.