II. Характеристика литературного героя.
1. Имя (говорящие фамилии, прозвища, имена, вызываемые ими ассоциации, отсутствие имен как прием обезличивания и др.).
2. Прототип (упоминание о прототипе демонстрирует знание творческой истории произведения, однако нарушает логику разбора).
3. Портретная характеристика:
а) прямое портретирование (описание внешности человека):
– сведения о возрасте, внешности, социальном положении, происхождении);
– образ жизни, привычки;
– психологическое состояние;
– черты характера;
– жизненные обстоятельства;
– деталь в портретной характеристике.
б) косвенная характеристика (через деталь одежды, интерьера, пейзаж, животных и т.д.).
4. Характеристика другими действующими лицами.
5. Сопоставление, сравнение с другими героями.
6. Эволюция героя (информация о его прошлом, становление характера, действия и поступки героя).
7. Интерьер (помогает понять социальный статус, сферу интересов, личных качеств).
8. Пейзаж (чьими глазами дан пейзаж, как он связан с переживаниями персонажа, каковы его функции в целом).
9. Речевая характеристика (речь отражает социальное положение героя, индивидуальные особенности: уровень духовного и интеллектуального развития, интересы, темперамент, отношение к тому, с кем он говорит, язык мимики и жестов).
10. Авторская характеристика как средство выражения авторской позиции.
III. Осознание идеи произведения (понимание основной мысли автора, ради которой он создал произведение).
Таблица № 4. Функции учителя литературы
Функции учителя сегодня многообразны. Он уже не может быть только источником знаний, контролером и консультантом. В стремительно изменяющемся мире и функции учителя изменяются, усложняются, совершенствуются.
Функции учителя | Содержание функции |
1. Гностическая функция (учитель-исследователь) | Анализ учителем явлений языка произведений литературы и искусства, осмысление и применение научно-методических знаний, изучение школьных программ и принципов их построения, планирование целей и задач изучения конкретной литературной темы, отбор учебного материала, проектирование урока и т.д. |
2. Конструктивная функция (педагог-режиссер) | Разработка системы преподавания, планирование учебно-речевых ситуаций урока, отбор приемов и средств обучения литературе, определение форм деятельности учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе. |
3.Организаторская функция (педагог-актер) | Умение выразительно читать художественное произведение, инсценировать, определять исполнительские задачи, импровизировать. |
4. Коммуникативная функция (учитель-оратор) | Общение, контакт с учащимися, речевая деятельность, выразительное чтение, построение высказывания, организация диалога. |
Таблица № 5. Педагогическая позиция учителя
Педагогическая позиция учителя – единство личностного и профессионального. По словам В.И. Слободчикова, «педагог в своей действительно педагогической позиции нигде и никогда не встречается с ребенком как объектом (если он действительно педагог-профессионал, а не работник с «человеческим материалом»); в личностной позиции он всегда встречается с другим человеком (если он интеллигент), в собственно профессиональной – с условиями его становления и развития (если он исследователь)».
Структура педагогической позиции учителя
Отношение к смыслу, ценностям и целям профессии (педагог-профессионал) | Отношение к преподаванию и содержанию процесса обучения (педагог-исследователь) | Отношение к ученику как субъекту, цели и ценности образования (педагог-гуманист) | Отношение к коллегам как представителям профессионального сообщества (педагог-интеллигент) | Отношение к себе как творческой личности (педагог- творец) |
1. Отношение к целям образовательного процесса | 1. Принятие гуманистической парадигмы в образовании | 1. Уважение к личности ребенка | 1.Создание атмосферы сотрудничества и сотворчества | 1. Самопознание учителя |
2. Отношение к содержанию образовательного процесса | 2. Мастерство преподавания, компетентность, профессиональная грамотность | 2. Демократический тип общения | 2. Умение вступать в диалог с другими | 2. Понимание другого |
3. Отношение к технологичности образовательного процесса | 3. Педагогическая поддержка и укрепление желания учеников учиться | 3. Диалоговый тип взаимодействия | 3. Уважение к педагогической позиции другого | 3. Представление о путях саморазвития |
4. Отношение к результатам образовательного процесса | 4. Видение способов и методов развития учащихся | 4. Использование развивающих технологий | 4. Толерантность | 4. Владение рефлексивными технологиями |
Таблица № 6. Методы и приемы обучения литературе
В греческом языке слово «methods» означало путь к чему- либо. В современной науке метод определяется как средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Прием – это деталь метода, совокупность конкретных действий учителя и учащихся в ходе учения и преподавания.
Автор классификации, критерий выделения методов | Метод | Приемы |
1. В.В. Голубков Критерий – источник знаний | 1. Лекционный метод 2. Метод литературной беседы 3. Метод самостоятельной работы | лекция; рассказ учителя; выразительное чтение; комментированное чтение различные виды бесед доклады, сочинения |
2. В.А. Никольский Критерии– специфика литературы как учебного предмета, последовательность изучения художественного произведения | 1.Методы и приемы эмоционально-образного постижения произведения 2. Методы и приемы истолкования произведения | выразительное чтение учителя; заучивание наизусть, пересказывание, художественное рассказывание, до- сказывание, иллюстрирование; комментированное чтение, беседа по произведению, слово учителя, самостоятельный разбор. |
3. Н.И. Кудряшев Критерий – характер познавательной деятельности | 1.Репродуктивный метод 2.Эвристический метод 3.Исследовательский метод 4.Метод творческого чтения | рассказ учителя, обзорная лекция, задания по учебнику, запись плана или конспекта лекции, составление плана статьи, подготовка докладов построение логически четкой системы вопросов (от наблюдения к анализу), построение системы заданий по тексту произведения или критической статье, постановка проблемного вопроса, проведение диспута, пересказ с элементами анализа, сочинение доклады и выступления, самостоятельный анализ произведения различные виды чтения (коллективное, самостоятельное, комментированное, по ролям, ролевые игры) |
4. С.П. Лавлинский Критерий – коммуникативно-деятельностный подход | 1.Метод творческого («медленного», «пошагового» чтения) 2.Метод выделения «точек предпонимания» (интуитивно-сознательный) 3.Методы традиционного и творческого воспроизведения (акцентный пересказ) 4. Исследовательский (собственно аналитический) 5.Интерпретация полученных результатов проведенных процедур | выразительное (акцентно-смысловое чтение) учителя, чтение с комментариями, чтение с попутной формулировкой вопросов, интуитивно-сотворческий прием прогнозированного чтения, опознание художественной системы самостоятельные и коллективные наблюдения, сопоставление и сравнение различных элементов текста, ведение читательского дневника, определение интертекстуальных связей, постановка проблемных вопросов анкетирование и тестирование читателей, конкурсы, ролевые игры (рассказ от лица героя), стилизации, прием «стоп-кадра» выделение определенных элементов текста, наблюдение, описание, сопоставление выделенных единиц, объяснение функций каждого из них, установление связей между ними инсценирование, иллюстрирование, театрализация, режиссирование, сочинение-стилизация |
5. С.И. Перовский, Е.Я. Голант Критерий – источник полученных знаний | 1.Словесные методы 2.Наглядные методы 3.Практические методы | лекция, беседа, рассказ, объяснение, дискуссия, работа с книгой иллюстрация, демонстрация упражнения, лабораторные и практические работы |
6. В.А. Онищук Критерий – назначение метода | 1.Коммуникативный метод 2.Познавательный метод 3.Преобразовательный метод 4.Систематизирующий метод 5.Контрольный метод | лекция, беседа, рассказ, чтение, работа с учебником, критической статьей конспектирование лекции, статьи учебника, составление плана, тезисов статьи упражнения, работа по вопроснику учителя, самостоятельные работы обобщение и систематизация, ролевые игры, опросы, парные и групповые формы работы тесты, анкеты, контрольные работы, сочинения, олимпиады, конкурсы |
7. В.Ф. Паламарчук, В.И. Паламарчук Критерий – основные этапы обучения | 1.Методы этапа восприятия 2. Методы этапа усвоения 3. Методы этапа воспроизведения | лекция, беседа, рассказ, объяснение, демонстрация, наблюдение, самостоятельная работа с книгой проблемные ситуации, игры, дискуссия, упражнение, лабораторная работа, взаимообучение, зачет самостоятельный поиск, художественное исполнение, сочинение, иллюстрирование, инсценирование |
8. М . А. Данилов, Б.П. Есипов Критерий – дидактическая цель | 1.Методы изложения новых знаний 2.Методы повторения и закрепления знаний 3.Методы применения знаний 4.Методы контроля знаний учащихся | лекция, рассказ, комментарий, работа с учебником беседы, опросы, тесты, самостоятельная работа упражнения, дискуссии, «круглые столы», инсценировки, иллюстрации тесты, опросы, взаимоопросы, самопроверка, контрольные работы, сочинения |
9. О.Ю. Богданова, В.Г. Маранцман Критерий – специфика литературы как учебного предмета | 1.Метод чтения 2. Метод анализа 3.Комментирование произведения внетекстовыми материалами 4.Претворение художественного произведения в других видах искусства 5. Литературное творчество по мотивам литературных произведений и жизненных впечатлений учащихся | Коллективное чтение, выразительное чтение, чтение «про себя» анализ композиции, анализ стиля, изучение творческой истории произведения, сопоставление произведений писателя, сравнение произведений разных писателей использование мемуарной, биографической, публицистической, критической литературы, анализ произведений живописи, графики анализ и сопоставление иллюстраций, интерпретаций, фильмов и спектаклей по мотивам произведения сочинения, стилизации, выполнение творческих задач, предложенных писателем, художественная интерпретация текста, поиски варианта поэтического образа |
Таблица № 7. Средства наглядности на уроке литературы
Т.В. Чирковская: «Художественная литература воспроизводит действительность в живых картинах, образах и, по существу, сама является наглядным изображением действительности. Однако бывают случаи, когда освоению литературного текста могут помочь изобразительное искусство, музыка, кино, театр. Эти виды искусства становятся на уроке новым источником информации, способствуют пробуждению эстетического чувства или содействуют более четкому оформлению в сознании школьников образов, созданных писателем. Смежные виды искусства на уроке литературы, а также разнообразные графические материалы принято называть наглядными средствами обучения».
Функции наглядных средств обучения:
- помочь учащимся в постижении литературного произведения и творчества писателя в целом, в овладении теоретико-литературными знаниями, в развитии речи учащихся;
- способствовать пробуждению эмоциональной отзывчивости учащихся, активизации ассоциативных связей;
- восполнять знания учащихся о бытовых и культурных нормах жизни прошлого;
- содействовать систематизации историко-литературных и теоретико-литературных знаний учащихся.
Виды наглядных средств обучения
Комментирующие литературное произведение | Тематически и сюжетно близкие произведению |
зрительная
- книжная иллюстрация (графика); - репродукции картин по мотивам литературных произведений; - эскизы декораций, костюмов; - афиши спектаклей | - произведения живописи разных родов; - портреты писателей; - автопортреты писателей; - диафильмы, слайды, ксерокопии |
слуховая
- музыкальные произведения, написанные на литературные сюжеты; - образцы художественного чтения; - звукозаписи фрагментов спектаклей | - музыкальные произведения, созвучные литературным произведениям |
синтетическая
- кинофильмы; - кинофрагменты театральных постановок (видеофильмы); - киноэкскурсии по памятным местам | - фильмы о жизни и творчестве писателя (видеофильмы) |
Таблица № 8. Этапы школьного изучения художественного произведения
Еще один из родоначальников современной методики обучения литературе Н.М. Соколов в книге «Изучение литературных произведений в школе» (1928 г.) писал о необходимости вступительных занятий, предваряющих и подготавливающих чтение, о разборе произведения, помогающем ученику проникнуть в авторский замысел, и о заключительных занятиях, подводящих итоги изучения.
Этапы изучения произведения, цели | Виды занятий | Методические рекомендации |
1.Вступительный этап. Цели: – дать представление о времени создания произведения, о событиях общественной жизни, отразившихся в нем; – обратиться к биографии писателя, указать на автобиографические мотивы; – сформировать определенный угол зрения на произведение, создать эмоциональный настрой на восприятие текста; –определить место произведения в творчестве писателя, обозначить сквозные темы, мотивы, образы. | 1.Урок по биографии писателя; 2. Урок, вводящий в эпоху, отраженную в произведении; 3. Урок, формирующий определенный взгляд на произведение, вводящий в его тематику; 4.Урок, опирающийся на читательский и жизненный опыт учащихся; 5.Урок, построенный на межпредметной интеграции (музыка, кинематограф, театр, изобразительное искусство) | Лекция с привлечением произведений искусства, видеоурок, сообщения учащихся, опережающие задания, заочные экскурсии, просмотр фрагментов фильмов о писателе, эпохе, отраженной в произведении, бинарный урок с учителями истории, обществознания, изобразительного искусства, музыки, МХК, составление хронологических таблиц. |
2. Этап чтения и анализа текста. Цели: – организовать первичное чтение и понимание произведения; – продумать систему заданий, углубляющих прочитанное; – вычленить ключевые духовно-нравственные проблемы произведения, выстроить работу по усвоению идейно-художественного своеобразия произведения; –развивать навыки работы с текстом, –формировать личностное отношение к произведению. | 1. Урок комментированного и аналитического чтения; 2. Урок – беседа по прочитанному; 3. Урок самостоятельной работы с учебником, текстом произведения; 4. Урок анализа и инсценирования фрагмента текста; 5. Урок анализа иллюстраций, экранизаций, интегрированный урок. 6.Нетрадиционные, игровые уроки, углубляющие понимание текста. | Комментированное чтение, работа с ключевыми эпизодами, свободные, аналитические, проблемные беседы, сопоставительный анализ фрагментов текста и экранизаций, анализ иллюстраций, инсценирование, иллюстрирование, театрализация, самостоятельная работа с учебником, составление плана, графических схем, помогающих понять своеобразие образной системы. |
3. Заключительный этап. Цели: – систематизировать знания по изученной теме; – связать новый материал с ранее изученным; – установить межпредметные связи; – контроль знаний учащихся. | 1.Урок изучения литературно-критических статей; 2. Урок обучающих и контрольных сочинений; 3. Уроки-диспуты, дискуссии, дебаты. 4. Уроки нетрадиционные (игры, посещение театра, просмотр спектакля, фильма и др.) | Анкетирование, тестирование, контрольные работы, защита рефератов, инсценирование, написание сочинений разных жанров, ролевые игры, рецензирование просмотренного спектакля, фильма, иллюстраций. |
Таблица № 9. Принципы школьного анализа
художественного произведения
Принципы анализа художественного произведения – это те общие положения, которые позволяют учителю методически грамотно построить анализ конкретного текста. Они основываются на закономерностях восприятия литературы как искусства слова читателями-школьниками.
Принципы анализа | Смысловое наполнение понятия |
1. Анализ должен быть целенаправленным | Система вопросов и заданий должна вести к достижению цели |
2. Анализу предшествует целостное эмоциональное восприятие текста | Первичное эмоциональное восприятие текста является необходимым условием анализа и понимания текста |
3. Анализ текста должен опираться на возрастные и индивидуальные особенности восприятия учащихся | Восприятие художественного произведения учащимися имеет специфические черты: младшие школьники воспринимают текст наивно-реалистически, старшие способны увидеть существенные связи и отношения, способны к абстрактному пониманию идейного замысла произведения |
4. Принцип «медленного чтения» | Пробуждение интереса к чтению на основе обдумывания текста, постановки и решения проблемных задач |
5. Анализу подлежит не жизненная ситуация, а изображение этой ситуации автором | Г.А. Гуковский: «Знать произведение – это значит понимать то, что отразилось в нем в действительности, т.е понимать его идею… Проблема заключается в том, как правильно, полно и убедительно раскрыть идею произведения, раскрыть ее в самом произведении, а не прикрепить ее к произведению, раскрыть в системе образов, а не только в прямых суждениях автора» |
6. Анализ должен быть избирательным | Выбор пути и приемов анализа зависит от особенностей изучаемого произведения, анализируются только те элементы произведения, которые наиболее ярко выражают идею |
7. Анализ должен быть целостным | Художественный текст рассматривается как единое целое, как система, все элементы которой взаимосвязаны, и только в результате постижения этих связей можно освоить художественную идею. Условия реализации принципа целостности: 1) единство эмоционального и логического; 2) единство личных и общепринятых оценок произведения; 3) рассмотрение произведения в единстве формы и содержания; 4) соотнесение части произведения с целым и частей друг с другом; 5) проблемность школьного анализа; 6) умение понять позицию автора |
8. Анализ должен способствовать литературному развитию читателей-школьников | В процессе анализа учащиеся постигают специфику художественного произведения, на этой основе у них формируются начальные литературоведческие представлению, читательские умения |
9. Анализ произведения завершается синтезом | Выделенные в процессе анализа элементы текста на этапе обобщения должны быть объединены в единую систему |
10. Принцип историзма | Рассмотрение произведения с точки зрения общественных проблем того времени, когда было написано произведение. Принцип реализуется и в обращении к биографии писателя, к прототипам героев, к событиям реальной жизни, ставшим основой сюжета |
Таблица № 10. Пути анализа художественного произведения
На современном этапе развития науки выделяется несколько подходов к анализу художественного произведения: «вслед за автором» (М.А. Рыбникова), проблемный (В.Г. Маранцман), пообразный (Г.А. Гуковский), «человековедческий» (Е.Н. Ильин), герменевтический (Е.А. Зинина), эссеистический (Е.В. Любичева), филологический (Н.М. Шанский, Н.А. Николина). Рассмотрим самые распространенные в школьной практике.
Путь анализа | Условия использования | Содержание | Методические рекомендации |
1. «Вслед за автором» (М.А. Рыбникова) | 1) большой объем произведения; 2) недостаточная подготовленность учащихся; 3) задача обучения навыкам анализа текста. | Последовательное продвижение в тексте от главы к главе, от действия к действию. | Использование приемов чтения (классное, коллективное, комментированное, по ролям), беседы по прочитанному (свободные, аналитические, проблемные), пересказы (подробный, сжатый, с изменением лица рассказчика) |
2. Проблемный (В.Г. Маранцман) | 1) предварительное прочтение произведения; 2) владение хорошими навыками самостоятельного чтения, анализа; 3) наличие определенного читательского опыта. | Изучение произведения через анализ поставленных и решенных автором проблем. | Организация домашнего чтения, система заданий, направляющих чтение и самостоятельный анализ учащихся; работа с зпизодом, проблемная беседа, дискуссия, ролевые игры, дебаты. |
3. Пообразный (Г.А. Гуковский) | 1) предварительное прочтение текста; 2) владение навыками анализа образа-персонажа; 3) умение сопоставлять героев по сходству и различию. | Постижение смысла произведение через анализ образной системы. | Работа с ключевыми эпизодами текста, составление графических схем, словаря героев, словесное рисование, ролевые игры, проблемные и аналитические беседы. |
Таблица № 11. Формы разбора текста (М.Г. Качурин)
Форма разбора | Цель использования | Методические рекомендации |
1. Обзорный | Общее представление о произведении (тема, идея, сюжет, главные образы), выбранный круг вопросов рассматривается в общих чертах, без внимания к деталям. | Используется при изучении обзорных тем, произведений в целом, отдельных его частей, системы образов. Методы и приемы: репродуктивный (лекция учителя, свободная беседа); исследовательский (сообщения учащихся, рефераты) |
2. Выборочно-направленный | Изучение произведения, главы или образа героя произведения под углом зрения каких-то вопросов, обладающих емкостью и изобразительностью (М.А. Рыбникова назвала такие вопросы «лучевыми») | Используется на этапе анализа текста. Методы и приемы: эвристический (аналитическая и проблемная беседа); исследовательский (самостоятельная работы учащихся с текстом, учебником, литературно-критической статьей) |
3. Детальный (текстуальный) | Анализ ключевого эпизода на разных глубинах и уровнях | Используется на этапе углубленного анализа текста. Методы и приемы: эвристический (беседа, комментированное чтение), исследовательский (самостоятельный анализ лексики, средств выразительности), приемы анализа (стиля, образа, композиции), инсценирование, режиссирование, иллюстрирование и др. |
4. «Скрытый» разбор | Анализ художественного произведения через сопоставление различных интерпретаций (живописных, музыкальных, кинематографических и др.) | Используется на этапе анализа текста и заключительном этапе. Методы и приемы: иллюстрирование, режиссирование, словесное рисование, написание рецензий, изучение критических статей, написание отзыва на просмотренный спектакль. |
Таблица № 12. Приемы анализа текста
Приемы анализа литературного произведения в школе имеют разнообразные функции. По основному назначению приемы можно разделить на следующие группы: 1. Приемы постижения авторской позиции в литературном произведении (литературоведческие); 2. Приемы активизации сотворчества читателя (методические).
Литературоведческие приемы | Методические приемы |
1. Культурологический анализ | 1.Выразительное чтение, объяснение интонаций, обмен живыми впечатлениями о тексте |
2.Приемы освоения композиции (сопоставление частей и различных элементов текста, сопоставление образов персонажей, выявление функций элементов композиции) | 2.Рассказывание (подробный, выборочный, творческий с изменением лица рассказчика) |
3. Наблюдения над стилем писателя (стилистический эксперимент, составление плана, перестановка эпизодов, дописывание сюжета) | 3.Устное словесное рисование (представление портрета героя, интерьера помещения, где происходит действие, мимики и жестов героев и др.) |
4. Сопоставление художественного произведения с его реальной основой, героя и прототипа | 4. Составление киносценария (выделение ключевых сцен, эпизодов, раскадровка действия) |
5. Сопоставление разных редакций, вариантов текста | 5. Инсценирование (психологическая мотивация игры, интонаций, собственная интерпретация характера героя) |
6. Сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя | 6. Установление межпредметных связей (литература и живопись, музыка, изобразительное искусство, театр, кинематограф) |
7. Сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов | 7. Театрализация (ролевая игра, цель которой: представить спектакль с точки зрения режиссера, актера, костюмера, художника и т.д.) |
Таблица № 13. Планирование работы учителя-словесника
Успешность и результативность работы учителя-словесника во многом зависит от планирования его деятельности.
Вид планирования | Цель планирования | Содержание |
1. Перспективное (рабочая программа) | Адаптация содержания авторской Программы по литературе к особенностям конкретного класса, школы, региона. | 1) цели и задачи программы; 2) указание количества часов на изучение произведений (в том числе введение регионального компонента); 3) система обучающих и контрольных сочинений; 4) внеклассное чтение |
2. Тематическое планирование | Планирование изучения темы (обзорной, монографической) | 1)цели и задачи изучения темы; 2)выделение основных проблем и образов для углубленного изучения; 3) средства наглядности, ТСО; 4) проверочные и самостоятельные работы; 5) темы сочинений |
3. Поурочное планирование | Планирование конкретного урока | 1)тема, цели и задачи урока; 2) тип урока; средства наглядности; 3) этапы, содержание и методика проведения этапа урока; 4) домашнее задание. |
Таблица № 14. Структура традиционного урока
(М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер)
Образовательные задачи урока | Содержание этапа урока | Возможные методы и приемы обучения |
1. Организационный момент
Подготовка учащихся к работе на уроке: обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на уроке, психологическая подготовка к общению на уроке | Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания учащихся. | Словесные методы |
2. Целеполагание
Формирование мотивации на обучение. | Озвучивание ТДЦ (образовательной, развивающей, воспитательной), объявление плана урока | Словесные методы, организация проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса |
3.Этап проверки домашнего задания
Установление правильности, полноты и осознанности выполнения домашнего задания; выявление пробелов в знаниях, устранение недостатков в выполнении задания. | Выяснение степени усвоения заданного учебного материала, определение типичных недостатков, исправление ошибок | Тестирование, опрос, выполнение заданий, подобных домашнему, разноуровневые задания, взаимоопрос, самопроверка по алгоритму |
4. Актуализация знаний
Актуализация субъективного опыта учащихся (ценностных отношений, личностных смыслов, опорных знаний) | Показ социальной и практической значимости изучаемого материала, создание проблемной ситуации и постановка перед учащимися учебной проблемы | Мозговая атака, предложение загадки, отгадка на которую открывается в работе с новым материалом, «мысленный эксперимент» |
5. Этап усвоения новых знаний
Обеспечение восприятия, осмысленного первичного запоминания учениками нового материала, существенных признаков понятий, законов, теорий и др. | Организация внимания учащихся, сообщение основной идеи изучаемого материала, обеспечение процесса обучения знаниям, способам, средствам, которые ведут к определенным выводам | Использование аналогий, представление основного материала в словесной и наглядной форме, экстраактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение), интерактивный режим (проблемное обучение, коллективные формы работы и др.) |
6. Этап первичного закрепления знаний
Установление правильности и осознанности изученного материала, выявление пробелов и проведение коррекции выявленных недостатков | Проверка учителем понимания учащимися сущности основного содержания, осмысление новой темы, ликвидация неясностей | Использование заданий на узнавание изученных объектов, «опрос эксперта», подготовка учащимися своих примеров, вопросов, заданий по новому материалу |
7. Этап применения знаний
Обеспечить формирование умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях | Организация деятельности учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях | Разноуровневые самостоятельные работы, деловые игры, диалоговые технологии |
8. Этап обобщения и систематизации знаний
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметной интеграции, обеспечить формирование у учащихся обобщенных понятий | Организация деятельности по переводу отдельных знаний в целостную систему | Мозговая атака в письменной форме, учебные ситуации, построение кластера темы, дискуссия |
9. Этап контроля и самоконтроля знаний
Выявление уровня и качества усвоения учащимися знаний, обеспечение развития у учащихся способности к оценочным действиям | Проверка сформированности общих учебных умений, комментирование ответов учащихся | Разноуровневые контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания, задания на выявление признаков понятия и их связи друг с другом (полнота знаний), задания на выделение существенных признаков (глубина знаний), задания с противоречивой информацией (оценочные действия) |
10. Этап коррекции знаний
Откорректировать выявленные пробелы в знаниях учащихся в рамках изученной темы | Организация деятельности учащихся по коррекции своих выявленных недостатков | Тестовые задания, задания с «пропусками», структурно-логические схемы с «пропусками» |
11. Этап информации о домашнем задании
Обеспечение понимания учащимися цели, содержания, способов выполнения домашнего задания | Мотивирование на выполнение дом. задания, инструктаж | Постановка учебной проблемы, трехуровневое задание, индивидуальные задания |
12. Этап подведения итогов
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников | Подведение итогов урока | Слово учителя, подведение итогов учениками |
13. Этап рефлексии
Организовать рефлексивное обсуждение учениками своей деятельности, взаимодействия друг с другом и учителем | Мобилизация учеников на рефлексию своей деятельности | Методика незаконченных предложений, заключительная дискуссия, письмо самому себе |
Любой урок есть искусственно создаваемая учителем под конкретную цель система. Из набора всех этапов можно создать самые различные комбинации. При этом следует учитывать живой процесс обучения, который может обусловить необходимость объединения нескольких этапов в один. Важным фактором при конструировании урока является тот факт, что некоторые этапы носят инвариантный характер, т.е. имеют место на каждом уроке (оргмомент, целеполагание, выставление оценок, подведение итогов, рефлексия).
При наличии всех этапов на одном уроке говорят о комбинированном, или смешанном (классификация Данилова – Огородникова) типе урока. Такая структура оправдана в младших классах, когда содержание учебного материала невелико по объему.
В средних и старших классах комбинированный урок не дает оптимальных результатов. Л.С. Выготский объясняет это тем, что формирование у ребенка научных понятий не может осуществиться сразу: такой процесс протяжен во времени. Следовательно, структура урока должна подчиняться главной дидактической цели, которая определяет основной этап урока, а значит, и тип (специальный урок).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 295.