Контрольный тест по курсу Теории и методике обучения литературе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Модуль 1. Общие вопросы ТиМОЛ. Литература как учебный предмет.

                 Школьные программы, школьные учебники

 

1.Кто из ученых-методистов не является автором школьной программы по литературе?

1) Т.Ф. Курдюмова

2) В.Я. Коровина

3) Т.Г. Браже

 

2. Кто является автором книги "Словесность в образцах и разборах"?

1) В.В. Голубков

2) В.И. Водовозов

3) В.П. Острогорский

 

3. Кто автор учебного пособия "Очерки по методике литературного чтения"?

1) Ф.И. Буслаев

2) М.А. Рыбникова

3) В.Я. Коровина

 

4. Кто не является автором учебника "Методика преподавания литературы" для вузов?

1) В.Г. Маранцман

2) В.В. Голубков

3) Т.Ф. Курдюмова

 

5. Кому принадлежит это определение методики?

"Методика - это умение беречь время, умение умно расходовать силы ученика, умение показать в учебном материале основное и главное, искусство организовать труд коллектива, каким является класс, это система рассчитанных воздействий на различные индивидуальности учеников"

1) В.В. Голубков

2) В.А. Никольский

3) М.А. Рыбникова

 

6. Выделите основные элементы литературы как учебного предмета.

1) чтение и изучение литературных произведений, овладение основами литературоведения, развитие речи;

2) овладение знаниями по истории общественной мысли, философии, языкознанию;

3) овладение русским языком (орфографией, пунктуацией, орфоэпией)

 

 

7. Выделите принцип изучения литературы, потерявший сегодня свою актуальность

1) классовость

2) историзм

3)целостность

 

 

Модуль 2. Организация учебного процесса обучения литературе

 

1. Какому понятию соответствует это определение:

"… - способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, раскрываются их способности".

1) технологии

2) методы

3) приемы

 

2. Выделите основной критерий классификации методов и приемов В.В. Голубкова:

1) способ познавательной деятельности

2) источник знаний

3) этапы изучения

 

3. Выделите "лишний" метод в классификации Н.И. Кудряшева

1) метод творческого чтения

2) эвристический

3) метод литературной беседы

 

4. Автором классификации методов обучения по способу общения является

1) В.В. Голубков

2) В.Г. Маранцман

3) В.А. Онищук

 

5. Выделите метод, не входящий в классификацию В.А. Никольского

1) метод эмоционально-образного постижения

2) метод повторения и закрепления знаний

3) метод истолкования

 

6. Выделите прием, не являющийся деталью эвристического метода 1)комментированное чтение

2)аналитическая беседа

3)диспут

 

7. Кто из ученых-методистов выделил метод "претворение художественного произведения в других видах искусства"?

1) М.А. Данилов, Б.П. Есипов

2) В.Г. Маранцман, О.Ю. Богданова

3)В.Ф. Паламарчук, В.И. Паламарчук

 

 

Модуль 3. Урок литературы. Типы уроков и форм обучения литературе

 

1. Какая форма не является единицей учебно-воспитательного процесса?

1) урок

2) конференция

3) факультатив

 

2. Работа учителя-словесника находит свое отражение в следующих видах планирования:

1) тематическое планирование

2) ведение классного журнала

3) расписание уроков

 

3. Какое определение не является признаком урока?

1) точно фиксированное время

2) постоянный состав учащихся

3) наличие ТСО

 

4. Кто автор классификации уроков внеклассного чтения?

1) Н.И. Кудряшев

2) И.К. Силкин

4) В.В. Голубков

 

5. Какой вид уроков не входит в классификацию Н.И. Кудряшева?

1) урок развития речи

2) урок изучения биографии писателя

3) урок вводного типа

 

6. Что является критерием классификации М.А. Данилова и И.Т. Огородникова?

1) дидактическая цель

2) содержание урока

4) этап изучения произведения

 

7. В основе развивающего урока (М.М. Махмутов) лежит:

1) изложение материала учителем

2) проблемная ситуация

3) проверка знаний учащихся

 

 

Модуль 4. Этапы изучения литературного произведения в школе

 

1. Кто впервые в современной методике выделил и обосновал основные этапы изучения литературного произведения в школе?

1) Н.И. Кудряшев

2) Н.М. Соколов

4) М.А. Рыбникова

 

2. Выделите понятие, не связанное с этапами изучения художественного произведения:

1) вступительное занятие

2) диспут

3) анализ текста

 

3. Кто автор современной концепции многоэлементного урока:

1) В.В. Голубков

2) И.К. Силкин

3) И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин

 

4. Выделите главную роль заключительных занятий по изучению художественного произведения:

1) анализ текста в его деталях

2) взгляд на произведение в целом

3) знакомство с личностью писателя

 

5. Выделите формы работы, не характерные для заключительного этапа изучения текста:

1) рецензия на просмотренный спектакль

2) конспектирование критической статьи

3) анализ эпизода

 

6. Проблемные ситуации могут создаваться в рамках анализа:

1) "вслед за автором"

2) пообразного

3) проблемного

 

7. Какое понятие не связано с формами разбора текста?

1) выборочно-направленный

2) комментирование

3) детальный

 

 

Модуль 5. Изучение произведения в его жанрово-родовой специфике

 

 

1. Кому принадлежит это высказывание:

 "Методические приемы диктуются природой художественного произведения: лирическое произведение желательно дать в художественном чтении, в музыкальной обработке; драматическое произведение читается в лицах, смотрится на сцене, обсуждается в его сценическом воплощении; в романе разбирается система образов…"

1) М.А. Рыбникова

2) В.Я. Стоюнин

3) В.И. Водовозов

 

2.Какие компоненты художественного текста не существенны для эпического рода литературы?

1) тема, проблематика, сюжет

2) образы героев, автора

3) реплики, ремарки

 

3.Чем отличается литературоведческий анализ художественного произведения от школьного?

1) вниманием к читательскому восприятию учащихся

2) избирательностью материала, вовлеченного в разбор

3) углубленностью анализа

 

4. Нестандартный урок - это

1) урок смешанного типа

 2) специальный урок

3)урок с произвольной структурой

 

5. Какие методы и приемы являются оптимальными при изучении лирического произведения?

1) пересказ, анализ эпизода, составление плана

2) выразительное чтение, анализ ритмико-стилистических особенностей, словесное рисование

3) инсценирование, чтение по ролям, написание рецензии

 

6.Назовите характерные для изучения драматических произведений методы и приемы:

1) составление схемы сюжета, системы образов, анализ средств и приемов создания образа

2) анализ образа лирического героя, иллюстрирование, сопоставление вариантов одного произведения

3) интонационный анализ, словесное рисование, режиссерский комментарий

 

7. диалоговым технологиям относятся:

1) мастерская, читательская конференция, диспут

2) лекция, комментированное чтение, иллюстрирование

3) выразительное чтение, режиссирование, составление кластера

 

 

Модуль 6. Развитие речи

1.Какой тип урока не является уроком развития речи (по классификации Н.И. Кудряшева)?

1) обучение устным выступлениям и докладам

2)  изучение биографии писателя

3) анализ сочинений

 

2. К приемам развития речи не относятся:

1) сжатый пересказ, словесное рисование, досказывание

2) словарная работа, выразительное чтение, художественное рассказывание

3) рецензирование просмотренного спектакля, сочинение, отзыв

 

3. К видам пересказа не относятся:

1) комментированное чтение, интонационный анализ

2) подробное изложение, выборочное воспроизведение

3) чтение наизусть, изложение с изменением лица рассказчика

 

4. К упражнениям по развитию письменной речи не относятся:

1) репродуктивные, оценочно-репродуктивные упражнения

2) обучающие сочинения, стилизации

3) чтение по ролям, иллюстрирование

 

5. Классификация сочинений по источнику информации не включает в себя:

1) сочинения - характеристики персонажей

2) сочинения по личным впечатлениям

3) сочинения по смежным видам искусства

 

6. Виды сочинений по цели проведения:

1) сочинение-описание, сочинение-рассуждение, сочинение-повествование

2) обучающее сочинение, контрольное сочинение

3) классное сочинение, домашнее сочинение

 

7. Методика проведения обучающего сочинения включает в себя:

1) подбор эпиграфа, составление плана, анализ черновиков

2) выбор темы, отсутствие строгих требований к выбору жанра

3) ограничение во времени, самостоятельность написания

 

 

Модуль 7. Литература и современные педагогические технологии

 

1. Какому понятию соответствует данное определение:

"… - совокупность способов организации учебно-воспитательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей"

1) методика

2) технология

3) прием

 

2. К дидактическим играм относятся:

1) мастерская, театрализация, исследовательские проекты

2) урок-экспедиция, экскурсия, аукцион

3) олимпиады, смотры, литературный вечер

 

3. К интеллектуальным играм относятся:

1) блицтурнир, олимпиады, тесты

2) дебаты, дискуссии, "суд над героем"

3) режиссирование, театрализация, мастерские

 

4. Проект - это

1) замысел, идея, воплощенные в форму описания, обоснования, раскрывающие сущность замысла и возможность его практической реализации

2) особая форма урока, когда дети "путешествуют" в определенной пространственной среде

3) активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, "оживают и действуют" люди - участники реальной действительности

 

5. Мастерская - это:

1) публичный спор, целями которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса

2) такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия

3)обучающая игра, которая позволяет через драматизацию, сюжет проиграть возможные способы решения проблем, выхода их возникших проблемных ситуаций

 

6. Технология "портфолио" - это

1) способ коллективного решения проблем при разработке конкретных проектов, где предполагаются генерация в группе разнообразных идей, их отбор и критическая оценка

2) имитационное моделирование реальных механизмов и процессов

3)  способ организации самостоятельной познавательной деятельности, способ обработки, структурирования и творческого осмысления информации

 

7. Какой этап не является стадией технологии ЧПКМ?

1) стадия вызова

2) целеполагания

3) стадия осмысления

4) рефлексия

Ключи к тестам:

  Тест № 1. Их истории формирования методики как науки

1- «О преподавании отечественного языка» 1844 г.

2 - 1, 3

3 – словесность

4 – филологический

5 – беседа

6 – 3

7 – 4

8 – Пыпин А.Н., Данилов В.В., Гершензон М.О., Эйхенбаум Б.М.

 

 

Тест № 2. Общие вопросы ТиМОЛ

 

1 – а) имеет свой предмет изучения; б) понятийный аппарат; в) методы   

     исследования.

2. а) высокий уровень художественно-педагогического мастерства учителя; 

б) организует процесс обучения личность учителя; в) процесс обучения

    определяется спецификой литературы как вида искусства

3 – организаторская, коммуникативная

4 – а) педагог-профессионал, б) педагог-исследователь; в) педагог-

     интеллигент; г) педагог-творец

5 – 2

6 – 1

7 – 3

8 – 3

9 – 1

10 – 4

11 – 1, 2, 4

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 675.