(Е.В. Бондаревская)
1.Организация класса:
а) время, которое понадобилось учителю на организацию класса;
б) психологическое состояние учеников, их готовность к восприятию учителя, общее настроение класса.
2.Проверка домашнего задания:
а) какой способ проверки и какую форму опроса выбрал учитель, в чем их достоинства;
б) приемы активизации деятельности учащихся во время проверки;
в) реакция учителя на ответы учеников, объективность их оценивания.
3.Изучение нового материала:
а) как осуществлялась подготовка учащихся к восприятию новых знаний;
б) устанавливал ли учитель связи новой темы с уже пройденным материалом;
в) соответствовал ли изучаемый материал научным требованиям, знаниям, развитию ученикам, уровню данного класса, не было ли фактических ошибок в изложении материала;
г) соблюдал ли учитель основные этапы изучения нового материала (предъявление, восприятие, осознание, запоминание);
д) целесообразность выбранного метода изучения нового;
е) использовал ли учитель ситуации общения и наглядность, их необходимость на уроке.
4.Закрепление изучаемого материала:
а) учитывались ли учителем необходимые этапы закрепления материала;
б) какие виды упражнений были представлены на уроке, учитывался ли характер возрастающей сложности, разнообразны ли были способы проверки заданий;
в) была ли представлена работа с учащимися разных способностей (осуществлялся ли учителем индивидуальный подход);
г) место творческих заданий на уроке;
д) как осуществлялся принцип наглядности;
е) какова была степень самостоятельности и активности на уроке;
ж) устанавливались ли на уроке межпредметные связи.
5.Подведение итога урока:
а) подводил итоги учитель сам или это делали ученики.
6.Домашнее задание:
а) соответствовало ли целям урока;
б) насколько полным был инструктаж;
в) было ли задание дифференцированным.
7. Взаимоотношения учителя с классом:
а) стиль педагогического общения, выбранный учителем;
б) характеристика педагога как личности (доброжелательность, выдержка, тон общения, эрудиция, культура речи, педагогический такт).
8. Общие выводы по уроку:
а) достигнуты ли цели урока;
б) осуществлялись ли задачи развития учащихся;
в) пожелания, рекомендации учителю.
Схема 11. Комплексный анализ урока литературы (Е.О. Галицких)
1.Класс и тема урока. Ф.И.О. учителя. "Образ учителя" (впечатление)
2. Место урока в системе уроков по данной теме. Перспективное распределение учебного материала.
3.Целенаправленность урока. Наличие целевых установок на каждом этапе урока. Задачи образовательные, развивающие, воспитательные.
4.Тип урока по его дидактической цели. Форма урока и его структура. Реальное воплощение методического замысла, соответствие формы урока его задачам, жанру изучаемого произведения, возрастным особенностям учащихся, возможностям учителя.
5.Теоретический, содержательный уровень урока, решение художественно-исследовательских задач:
- научность материала, работа с понятиями;
- глубина раскрытия темы, установление причинно-следственных связей;
- нравственно-эстетический аспект урока;
- кодирование информации (организация записей: схемы, планы, опорные конспекты);
- формулировка вопросов и выводов.
6.Соблюдение и реализация основных дидактических принципов на уроке:
- реализация всех звеньев процесса обучения;
- преподавание на высоком уровне сложности;
- осознанность процесса обучения;
- опора на опережающее развитие учащихся;
- эмоциональный фактор обучения, приемы эмоционального стимулирования;
- организация контроля и учета знаний, индивидуальный и дифференцированный подход, оценка знаний.
7.Организация на уроке поисковой деятельности учащихся:
- проблемное изложение материала, решение проблемных вопросов;
- умение применять знания в новой ситуации;
- организация на уроке полилога и диалога;
- приемы поддержания интереса и поискового режима деятельности;
- развитие речи учащихся, умение формулировать самостоятельные выводы.
8. Домашнее задание. Инструкция, объем, технология выполнения. Дифференцированность домашнего задания. Наличие проблемности, поиска, творчества, опора на инициативу учащихся.
9. Методическое и педагогическое мастерство учителя:
- умение комментировать художественный текст;
- умение вести эвристическую беседу;
- образность и правильность речи;
- педагогический такт;
- создание творческой атмосферы на уроке.
10. Общая оценка урока:
- эстетичность урока;
- философский и духовный потенциал урока;
- методические и педагогические находки учителя;
- реализация основных целевых установок;
- оценка индивидуального стиля преподавания и системы работы учителя.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 358.