филологии ГГПИ им. В.Г. Короленко
Калинина Л.А., канд. фил. наук, доцент кафедры русского
языка, литературы и методики их
преподавания ГГПИ им. В.Г. Короленко
Богданова Л.А., канд. фил. наук, доцент кафедры русского
языка, литературы и методики их
преподавания ГГПИ им. В.Г. Короленко
Баженова Е.В., учитель высшей категории, лауреат Всерос
сийского конкурса «Учитель года – 2006»
Пособие содержит материалы по основным теоретическим проблемам Теории и методики обучения литературе, структурированные в виде таблиц, схемы анализа уроков, тесты для самопроверки. Пособие адресовано студентам-филологам и педагогам, занимающимся исследованиями в области методики.
Содержание
Введение…………………………………………………………………4
Часть 1. Теория и методика обучения литературе в таблицах…. 5
Часть 2. Схемы анализа уроков литературы……………………...52
Часть 3. Тесты по теории и методике обучения литературе…….66
Тезаурус…………………………………………………………………77
Список рекомендуемой литературы……………………………….. 80
Введение
Теория и методика обучения литературе сегодня – одна из самых интенсивно развивающихся наук, что является закономерным следствием происходящих в обществе и школе перемен. Изменение целей литературного образования, новые подходы и концепции изучения литературы в школе, авторские вариативные программы по литературе, новые школьные и вузовские учебники стали ответом на те вызовы, которые общество сегодня предъявляет школе и науке. Но за более чем 200 лет формирования методики как самостоятельной дисциплины накоплен большой объем теоретических знаний, которые являются основой современной науки. Владение теорией методики обучения литературе, умение творчески использовать знания в практической деятельности, быть открытым к появлению новых идей, выстаивать траекторию своего дальнейшего непрерывного образования – вот те условия, благодаря которым педагог становится профессионалом.
Пособие «Теория и методика обучения литературе в таблицах, схемах, тестах» содержит структурированный материал по основным теоретическим проблемам методики, различные схемы анализа урока, тесты для самопроверки и предназначено для студентов филологического факультета, молодых учителей и всех тех, кто интересуется методикой.
Часть 1. Теория и методика обучения литературе в таблицах
Таблица 1. Исторический очерк формирования методики как науки
Я.А. Роткович: «Методическая теория наших дней является прежде всего обобщением опыта преподавания литературы в современной школе. Но она учитывает и передовой опыт прошлого. Современная методика продолжает и развивает прогрессивные традиции, создававшиеся на протяжении более чем двухсотлетнего развития методической мысли»
Этапы, даты | Представители | Содержание |
XI – XYII вв. | «Святославов изборник» (ст. «Об образех») Азбуковники, «Букварь» (1574) Ивана Федорова, «Грамматика» (1619) М.Смотрицкого, рукописные сборники по риторике и пиитике братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, «Поэтика» (1705) и «Риторика» (1707) Ф. Прокоповича | Учение о поэтических тропах и фигурах Сведения о пиитике (теория поэзии) и риторике (теория прозы) Учебники рационалистичны и нормативны, ориентированы на практическую деятельность, самостоятельное творчество учеников, направлены на формирование оратора и проповедника. |
XYIII в. Эпоха Просвещения, рост интереса к вопросам воспитания и обучения, основание Академии наук (1726), Петербургского сухопутного шляхетского корпуса (1731), гимназии при Моск. университете (1755), Казанской гимназии (1758), Моск. универс. благор. пансиона (1779). К концу века методика как наука приобретает самостоятельное значение. | М.В. Ломоносов (1711 – 1765) «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739), «Российская грамматика» (1754 – 1755), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (1757), «Краткое руководство к красноречию» Н.И. Новиков (1744-1818) «О воспитании и наставлении детей», «О эстетическом воспитании», журнал «Детское чтение для сердца и разума» | Первые книги на русском языке, содержание патриотического, гражданского характера, отрывки из произведений Гомера, Горация, Цицерона, Вергилия, Овидия, Демосфена, Сенеки, Лукиана, Иоанна Златоуста, Эразма Роттердамского. Принцип уважения к личности ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей |
XIX в. Преобразования в деле народного просвещения. Учреждение Министерства народного просвещения (1802), Устав учебных заведений (1804), гимназии в Петербурге, Москве, Твери. Выделение словесности как учебного предмета. | А.Ф. Мерзляков (1778-1830) «Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических», «Краткое начертание теории изящной словесности» Ф.И.Буслаев (1818-1897) «О преподавании отечественного языка (1844) А.Д. Галахов (1807 – 1892) «История русской словесности, древней и новой» В.И. Водовозов (1825-1886) «Словесность в образцах и разборах» В.Я. Стоюнин (1826-1888) «О преподавании русской литературы» В.П. Острогорский (1849-1902) «Выразительное чтение в школе» А.И. Незеленов (1845 – 1896) «О преподавании русской словесности» Л.И. Поливанов (1838 – 1899) «Урок объяснительного чтения» | Исторический подход к явлениям литературы. В основе изучения – текст лит. произведения, выразительное чтение и критический разбор Филологическое изучение худ. произведения. Эстетическое изучение художественного произведения Критический разбор текста В основе литературного анализа принцип научности, критическое изучение текста, образовательно-воспитательное чтение Эмоциональное восприятие текста, эстетическая восприимчивость, воспитание разума, чувства, воображения ученика, художественно-эстетическое чтение Академическое преподавание, дающее научные сведения о литературе. Объяснительное чтение, развитие логического мышления и правильной литературной речи |
Рубеж XIX – XX вв. Борьба литературоведческих школ, развитие экспериментальной педагогики и психологии. Литературные школы: культурно-историческая (А.Н. Пыпин), психологическая (А.А. Потебня), интуитивизм (П.Д. Шаблиовский, М.О. Гершензон), формальная (Б.М. Эйхенбаум) | Ц.П. Балталон «Пособие для литературных бесед и письменных упражнений», «Воспитательное чтение», «Хрестоматическая система и новые методы» А.Д. Алферов (1862-1919) «Родной язык в средней школе», «Очерки по истории новейшей русской литературы XIX века» В.В. Данилов (1881-1970) «Литература как предмет преподавания» | Воспитательное чтение Ученик Ф.И. Буслаева, сторонник филологического изучения произведения, литературного объяснительного чтения (широкое знакомство с языком и строением текста) Идеи психологической школы А.А.Потебни, цель - умственное развитие учащихся. |
Первые послереволюционные годы Методические искания и эксперименты в педагогике и методике Первый съезд словесников (1916 – 1917) | «Учебный план занятий по русскому языку в трудовой школе» (1918) «Комплексные программы» (созд. под рук. Н.К. Крупской) Программа 1927г., построенная на основе историко-литературной концепции В.Ф. Переверзева «Проект новых программ ФЗС» (1931) Программа 1933г. Строится на принципах марксистско-ленинской методологии. С некоторыми дополнениями просуществовала в течение 6 десятилетий. Н.М. Соколов (1875-1926) «Изучение литературного произведения в школе» (1928) М.А. Рыбникова (1885-1942) «Очерки по методике литературного чтения» (1941) В.В. Голубков (1880-1968) «Методика преподавания литературы» (1938) Н.И. Кудряшев (1904-1981) «Методика преподавания литературы» (совм. с З.Я. Рез) (1977г) | «Трудовой метод», направленный на воспитание активного отношения к жизни и подготовку к трудовой деятельности Идея комплексного обучения, литература как иллюстрация к обществоведческим темам теряет самостоятельность как учебный предмет Объяснение всех элементов стиля произведения классовым бытием автора, отрицание связи литературы с политикой «метод проектов», отмена классно-урочной системы, литература – «средство агитации за пятилетку» Восстановление классно-урочной системы, введение в программу произведений русской, зарубежной литературы, советских писателей, отрывков из трудов рев. деятелей. Методически обосновывает этапы работы над произведением, «композиционная схема» анализа текста. Сторонница филологического анализа, ученица Ф.И. Буслаева Теоретическое осмысление основных вопросов методики, классификации методов и приемов обучения, типов уроков, принципов анализа текста, элементов анализа. Автор классификаций методов и приемов обучения литературе, типологии уроков |
Вторая половина XX века Всероссийский съезд учителей (1960) | Закон о школе (1960), новая программа, постороенная по историко-хронологическому принципу и на историко-литературной основе Г.А. Гуковский «Изучение литературного произведения в школе» (1966) | Традиции воспитательного чтения в средних классах и тенденциозный историко-литературный курс в старших классах, построенный на основе ленинской периодизации освободительного движения. Научная методология, обучение основам литературоведения, методика как прикладное литературоведение, воспитательные задачи обучения |
Современный этап развития ТиМОЛ Инновации в педагогике и методике, появление авторских программ, УМК, Съезд учителей-словесников и методистов (2003). Доклад Н.Н. Скатова «В защиту русской классики» | Программа по литературе под. ред. Т.Ф. Курдюмовой (УМК) Программа по литературе под. ред. А.Г. Кутузова (УМК) Программа по литературе под. ред. М.Б. Ладыгина (УМК) Методика преподавания литературы: Учебник для пед.вузов/Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г.- В 2 ч. – М.: Просвещение, 1994. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М.: Академия, 1999. | Курс построен на историко-литературной основе, принципах жанрово-тематическом и вариативности В основе программы жанрово-родовой принцип Курс построен на основе межпредметной интеграции и культурологического подхода Бережное сохранение наследия прошлого и современные инновации, сочетание теории методики и большого объема практического материала |
Таблица № 2. ТиМОЛ как наука и искусство
Проблема содержания методики обучения литературе с самого момента возникновения этой науки решалась неоднозначно. Сравните высказывания именитых методистов о сущности методики, ее содержании и назначении:
Н.И. Новиков: «Одну из важнейших частей сей науки составило бы точнейшее показание, как надлежит располагать ученье по различию наук и знаний, кои должно доставлять юношеству, по различию учащихся, их способностей и будущего их определения».
М.А. Рыбникова: «Методика – это умение беречь время, умение умно расходовать силы ученика, умение находить в учебном материале основное и главное, искусство организовывать труд коллектива, каким является класс, это система рассчитанных воздействий на различные индивидуальности учеников».
В.В. Голубков: «Все методики, какой бы учебной дисциплины они ни касались, сходны между собой в том, что они в определенной последовательности рассматривают принципы, материал и методы работы учителя, отвечают на три основных вопроса: зачем, что и как?»
Д.С. Лихачев: «Конкретное литературоведение … дает частные объяснения частным же явлениям литературы, приучает к медленному чтению, к углубленному пониманию произведений в реальной обстановке… стремится к доказательности своих выводов, а не к конструированию или генерированию идей…»
Литература занимает особое место в формировании духовности и нравственности, мышления и эмоций, речи и творческих начал личности. Решая такие сложные вопросы средствами искусства слова, методика имеет много общего с искусством.
Теория и методика обучения литературе | |
Признаки науки | Признаки искусства |
1.Имет свой предмет изучения (процесс обучения литературе в школе) | 1.Высокая степень художественно-педагогического мастерства учителя |
2. Понятийный аппарат, свидетельствующий о степени систематизации информации о предмете | 2. Организующая процесс обучения личность учителя |
3. Методы исследования | 3. Процесс обучения определяется спецификой изучаемого предмета – литературой, одним из видов искусства |
Таблица № 3. ТиМОЛ и литературоведение
Литературоведение и методика обучения литературе – две особые дисциплины, которые имеют много общего по целям, задачам, содержанию и структуре. Школьный анализ художественного произведения опирается на научный литературоведческий, являясь при этом выборочным и воспитательным по содержанию.
Схема анализа эпического произведения
1.Значение творчества писателя
– основные проблемы эпохи, отношение к ним писателя (отношение к народу, строю, путям борьбы за изменение жизни, задачам литературы);
– традиции и новаторство писателя в области идей, тематики, проблематики, творческого метода, жанра;
– место писателя в развитии европейской и мировой литературы;
– оценка творчества писателя классиками литературы, критики.
2. История создания произведения; время написания (положение народа, политика правящих классов, основные факты классовой борьбы).
3. Тематика произведения.
4. Проблематика (вопрос, который ставит писатель, совокупность проблем).
5. Идейное значение произведения (идея – ответ на проблему, то решение, которое утверждается как главное, правильное).
6. Жанр произведения.
7.Система художественных образов и их внутренние связи.
8. Характеристика центральных персонажей:
– место в системе образов;
– социальное и материальное положение;
– внешний облик;
– дело и жизненные принципы;
– отношение к окружающим;
– особенности внутренних переживаний;
– отношение автора к персонажу;
– какие черты героя выделены через портрет, авторскую характеристику, характеристику другими действующими лицами, предысторию или биографию, цепь поступков, речевую характеристику, окружающую обстановку, через взаимодействие с другими персонажами.
9. Композиция произведения (расположение и соотношение частей).
Схема анализа лирического произведения
1.Дата написания произведения.
2.Биографический комментарий с использованием фактического материала.
3.Жанровое своеобразие (монолог, исповедь, послание, завещание…).
4. Идейное содержание:
– ведущая тема;
– основная мысль;
– эмоциональная окраска;
– внешние впечатления и внутренняя реакция на них.
5. Структура стихотворения:
– основные образы;
– основные изобразительные средства (эпитет, метафора, аллегория, сравнение, олицетворение и др.);
– поэтически синтаксис (повтор, антитеза, инверсия, анафора и др.);
– стихотворный размер, рифма, способ рифмовки;
– звукопись (аллитерация, ассонанс);
– строфика (двустишие, трехстишие, катрен, пятистишие, секстина, октава, сонет, онегинская строфа).
Схема анализа образа-персонажа
Дата: 2019-02-25, просмотров: 336.