Каждый тип урока имеет определенную структуру:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                                                                                                                                                 

Вводный урок: мотивация - образное представление об изучаемой теме - осмысление практической и социальной значимости - рефлексия.

Урок по изучению и первичному закреплению нового материала имеет следующую логику: мотивация - актуализация субъектного опыта учащихся - организация восприятия - организация осмысления - первичная проверка понимания - организация первичного закрепления - анализ - рефлексия.

  Урок по закреплению знаний и способов деятельности: мотивация - актуализация ведущих знаний и способов действий - конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях - самостоятельное применение знаний - контроль и самоконтроль - коррекция - рефлексия.

  Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности: мотивация - актуализация комплекса знаний и способов деятельности - самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях - самоконтроль и контроль - коррекция - рефлексия.

  Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности: мотивация - анализ содержания учебного материала - выделение главного в учебном материале - обобщение и систематизация - установление внутрипредметных и межпредметных связей - рефлексия.

  Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности: мотивация - самостоятельное выполнение заданий - самоконтроль - контроль - анализ - оценка - коррекция - рефлексия.

  Урок вообще и урок литературы в частности - это результат творчества учителя, который в процессе создания его замысла руководствуется многими условиями: психолого-педагогическими особенностями детей определенного школьного возраста, природой изучаемого материала, целями и задачами конкретного урока и др.

    Структура развивающего урока (М.И. Махмутов): возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы – выдвижение предположений о вероятном пути решения и выдвижение гипотезы – доказательство гипотезы, проверка правильности решения проблемы.

 

 

Таблица № 15. Классификации уроков литературы

 

В.В. Голубков: «Необходимо, чтобы каждый урок по литературе имел точно определенную цель, чтоб он расширял знания учащихся и упражнял его в каком-либо навыке, чтобы он поднимал его на какую-то новую ступень литературного развития. В зависимости от характера этих частных целей можно говорить о видах уроков».

Автор классификации,      критерий       Виды уроков
1.Н.М. Соколов  Критерий – этапы изучения художественно произведения 1. Вступительный урок 2. Урок анализа текста 3. Заключительный урок
2. В.В. Голубков Критерий – анализ  процесса обучения, его составных частей 1.Вступительное занятие 2.Чтение 3.Ориентировочная беседа 4.Анализ произведения 5.Подведение итогов 6.Учет
3. Н.И. Кудряшев Критерий – структура литературы как учебного предмета I.Уроки изучения худ. произведений: 1.Уроки художественного восприятия произведения 2.Уроки углубленной работы над текстом 3.Уроки, обобщающие изучение произведений  II.Уроки изучения теории и истории литературы 1.Уроки формирования теоретико-литературных понятий 2.Уроки изучения литературно-критических статей 3.Уроки по биографии писателя 4.Уроки по историко-литературным материалам 5.Уроки обобщения, повторения, опроса III. Уроки развития речи
  1. Уроки обучения творческим работам
  2. Уроки обучения устным выступлениям
  3. Уроки обучения сочинениям
  4. Уроки анализа сочинений
6.М.А. Данилов и И.Т. Огородников Критерий – основная дидактическая цель 1.Уроки первоначального усвоения нового материала 2. Урок закрепления и повторения знаний 3. Урок самостоятельной работы 4. Урок обобщающего повторения
7.И.К. Силкин (уроки внеклассного чтения) Критерий – дидактическая цель 1.Уроки вводного типа 2. Уроки подготовки учащихся к самостоятельному чтению и восприятию произведения 3.Уроки анализа 4. Обобщающие уроки

 

Таблица № 16. Классификация нестандартных уроков литературы

Виды уроков Разновидности уроков
1. Уроки, комбинированные с другими организационными структурами Урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар, урок-мастерская, урок-поиск (размышление), урок-исследование
2. Уроки, основанные на имитации деятельности Заочная экскурсия по литературным местам, экскурсия в прошлое, урок-путешествие в мир поэта, литературная «прогулка», литературная гостиная («салон»), урок-интервью с писателем, урок-репортаж, урок-суд, устный журнал
3. Урок в форме публичного общения Урок-пресс-конференция, аукцион, диалог, дискуссия, телемост, «круглый стол», лекция с элементами беседы
4. Уроки в форме соревнований и игр Конкурс чтецов, литературный турнир, деловые и ролевые игры, викторина, олимпиада, «мозговой штурм», урок-фантазия, урок-сюрприз
5. Интегрированные уроки Литература и история, литература и изобразительное искусство, музыка и т.д.
6. Перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы КВН, спектакль, инсценировка, «Клуб знатоков», «посиделки»

Таблица № 17. Обзорные и монографические темы

       Курс литературы, построенный на историко-литературной основе (систематический курс 9-11 классов), включает в себя монографические и обзорные темы.

       В центре монографической темы – писатель и его произведение: одно или несколько произведений изучаются текстуально.

       Обзорные темы – вводные и обобщающие темы, цель которых - объединение всего материала, его систематизация и завершенность.

 

    Обзорные темы Монографические темы
1.Краткий обзор жизни и творчества писателя 2.Характеристика определенного периода общественно-литературного процесса 3. Характеристика художественного направления, метода 1. Изучение произведения в его жанрово-родовой специфике 2. Изучение биографии писателя 3. Изучение литературно-критических статей

 

 

Таблица № 18. Изучение литературно-критической статьи

       Н.А. Демидова: «Изучение литературно-критических статей обогащает духовный мир учащихся, расширяет их кругозор, учит мыслить, прививает навыки самостоятельного анализа художественных произведений, заставляет задуматься над различными вопросами жизни».

Принципы изучения критики Задачи изучения критики  Этапы изучения Содержание этапов
1. Связь литературной критики с освободительным движением. 2. Связь литературно-критической статьи с мировоззрением критика. 2. Единство изучения лит. критики и литературного произведения   1. Научить воспринимать статью не только как образец анализа, но и как документ эпохи. 2. Понять, чем вызвано появление статьи. 3. Объяснить общественно-политические взгляды критика, отразившиеся в статье. 4. Выявление нравственного потенциала статьи. 5. Учить мыслить самостоятельно.   I этап – вводное занятие, уроки анализа текста     II этап - заключительное занятие: 1. Введение в тему   2. Работа с текстом     3. Самостоятельная работа   Знакомство с общими положениями статьи, цитирование фрагментов   Слово учителя об общественно-политической обстановке, идейно-эстетических взглядах критика. Комментированное чтение, чтение фрагментов, конспектирование, тезирование, составление плана  Конспектирование, проведение дискуссий, ролевых игр, дебатов.

Таблица № 19. Изучение теории литературы

В.В. Голубков: «Формирование у учащихся основных понятий в области той или иной дисциплины, имеющих целью дать им систему научных знаний, составляет одну из главных задач нашей школы. Но эта работа по формированию понятий, так же как и другие виды учебных занятий должна быть поставлена в тесную связь с общими задачами. В противном случае она рискует превратиться в пустой формализм. Такая опасность угрожает и преподавателю литературы, если только он станет рассматривать формирование теоретико-литературных понятий как нечто самодовлеющее, как особый раздел работы, стоящий рядом с изучением произведений и с развитием речи»

      

Аспекты теории литературы, изучаемые в школе          Содержание
1.Средства художественной изобразительности Эпитеты, сравнения, олицетворения, метафора, метонимия, аллегория, оксюморон, гипербола, антитеза и др.
2.Жанровое своеобразие Эпические жанры, лирические, лироэпические, драматические, лиро-драматические  
3.Элементы стихосложения Ритм, рифма, способы рифмовки, строфика
4.Представление об образной форме Портрет, пейзаж, интерьер, характеристика, монолог, диалог, сон, дневник и др.
5. Способы художественного изображения Описание, повествование, рассуждение
6. Термины, связанные с пониманием идейного смысла произведения Тема, идея, композиция, сюжет, фабула
7. Понятие художественного метода и направления Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм

                   Пути изучения теории литературы

       Индуктивный       Дедуктивный
1. Определение понятия или явления 1. Накопление фактов, характеристика литературных явлений
2. Характеристика основных признаков понятия 2. Общее представление о признаках понятия этого явления
3. Применение понятия при анализе конкретных литературных явлений 3. Определение понятия или установление его характерных признаков
4.Обогащение понятия новыми признаками 4. Закрепление существенных признаков явления или его определения
  5. Применение понятия при анализе конкретного литературного явления
  6. Дальнейшее развитие понятия, обогащение его новыми признаками

Таблица № 20. Развитие речи на уроках литературы

       О.Ю. Богданова: « Сближение задач литературного и речевого развития школьников оказывается условием постижения искусства слова. Речевая скованность приводит к прямолинейности оценки героев и ситуаций художественного текста. Обедненность собственной речи не позволяет читателю почувствовать многие оттенки авторской мысли. Кроме того, каждый новый писатель, наделенный своеобразием стиля, мироощущения, требует от школьников овладения новой языковой манерой, иными пластами лексики, побуждает освоить новые интонации речи, воспринять иную, чем прежде, музыку фразы».

 

Принципы работы  по развитию речи Подходы к развитию речи
1.Единство нравственного воспитания, интеллектуального и речевого развития речи школьника 2.Учет межпредметных связей литературы, русского языка, истории и др. предметов 3.Систематический характер работы по развитию речи, преемственность между классами 4. Практическая направленность работы (моделирование ситуаций) 5. Разнообразие методов и приемов, стимулирующих активность учащихся   1. Работа с текстом художественного произведения с целью обогащения словарного запаса учащихся 2. Обучение различным жанрам устных и письменных сочинений 3. Обучение диалогической речи, создание речевых ситуаций 4. Обучение публичным выступлениям с рефератами, сообщениями, докладами 5. Обучение общению в группах

 

Таблица № 21. Упражнения по развитию речи

Упражнения по развитию речи Виды упражнений
1. Репродуктивные Изложения подробное, сжатое, выборочное, с заменой лица рассказчика, осложненное грамматическими заданиями
2.Репродуктивно-оценочные Изложения с элементами сочинениями, т.е. включающие в себя собственные аналитические размышления над текстом типа небольших комментариев
3. Сочинения разных жанров Сочинение-миниатюра, сочинение по пословице, по личным наблюдениям, по картине
4. Сочинения и изложения с элементами художественного творчества Рассказ о герое произведения, сочинение сказки, афоризма, загадки, рассказа (по образцу изученных), домысливание неоконченных историй, художественные зарисовки, сценки, сценарии
5. Доклады 1) информативный (изложение фактических сведений с элементами анализа); 2) исследовательский (изложение результатов самостоятельного анализа текста под определенным углом зрения); 3) проблемно-дискуссионный (изложение результатов самостоятельного исследования и оценка литературных материалов)

Таблица № 22. Сочинение как основная форма развития

                                   письменной    речи

       В.Г. Маранцман: «Самое трудное в работе над сочинением найти ту естественную для учеников и посильную последовательность жанров, которая обеспечивает успех»

 

Автор классификации, критерий              Виды сочинений
1. С.А. Леонов Критерий – приемы анализа 1.Сочинение о литературном герое (индивидуальная, групповая, сравнительная характеристика) 2.Сочинение, основанное на анализе произведения в целом:        а) оценка произведения;        б) анализ нравственных, философских, со-          циальных проблем;         в) анализ художественной формы. 3. Анализ эпизода 4. Литературный обзор 5. Размышления об отношении литературы к жизни 6.Сочинения проблемного характера
2. Т.А. Ладыженская Критерий – жанровый принцип 1.Пересказ готового текста произведения или критической статьи по предложенной теме 2.Тексты, предполагающие интерпретацию исходного текста (отзывы, рецензии, рефераты) 3. Сочинения – литературно-критические статьи 
3. Ю.А. Озеров Критерий – способ изложения материала 1.Сочинение- литературный портрет 2.Сочинение-рецензия 3. Очерк 4.Сочинение-дневник 5.Сочинение-стихотворение
4. А.М. Гринина – Земскова Критерий – жанровая форма 1.Сочинения, приближенные к литературным жанрам малой формы (воспоминание, рассказ, стихотворение, инсценировка, басня, сказка) 2.Сочинения, приближенные к публицистическим жанрам (заметка, отзыв, рецензия, очерк) 3.Сочинения, приближенные к научным жанрам (реферат, аннотация, статья, литературный обзор)
5. Н.А.Станчек Критерий – источник материала 1.Сочинение на литературную тему 2.Сочинение по личным впечатлениям 3.Сочинение на материале смежных искусств 4.Сочинение творческого характера
6.Общедидактические классификации: - по месту проведения   - по цели проведения     1.Классное сочинение 2.Домашнее сочинение 1. Обучающее сочинение 2. Контрольное сочинение

 

                      Образовательные технологии

Учитель-профессионал должен владеть педагогической культурой, профессиональными знаниями и способностями: коммуникативными (эффективность в общении), перцептивными (профессиональная зоркость, наблюдательность), эмоциональными (способность чувствовать и управлять своими эмоциями, «владеть собой»), прогностическими (способность намечать перспективу), креативными и импровизационными (способность к творчеству), эмпатическими (способность к сопереживанию), технологической компетентностью (владение образовательными технологиями).

     Под педагогической технологией понимается совокупность способов организации учебно-воспитательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).             

       Существующие классификации педагогических технологий отражают их многообразие и многоаспектность. Так, в филологическом образовании используются диалоговые технологии (С.В. Белова, Е.О. Галицких), технологии интегрированного обучения (Т.Г. Браже, С.А. Леонов), технологии мастерских (И.А. Мухина, Е.О. Галицких, Т.Я. Еремина, А.В. Ковальчукова), игровые технологии (С.Я. Долинина, О.Н. Харитонова), технология коммуникативно-деятельностного обучения литературе (Г.Г. Граник, С.П. Лавлинский), метод проектов в преподавании словесности (С.П. Лавлинский, Р.В. Якименко).  

Таблица № 23. Технология мастерской

 

 Суть Технологии мастерской – отношение к образованию как к процессу открытия себя, своего отношения к себе и к другим, собственных средств взаимодействия с миром, людьми.

 

Этапы технологии Действия учителя Действия учащихся
1. «Индукция» - создание эмоционального настроя, включение чувств учеников, создание личного отношения к предмету обсуждения. Нарисуйте познавательный объект. Запишите вопросы, ассоциации и т.д. Рисуют в тетради познавательный объект, составляют вопрос.
2.«Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Запишите все, что вы знаете о данном познавательном объекте или определите признаки того или иного понятия, проблемы Записывают все, что знают об объекте.
3. «Социоконструкция» - работа учащихся в группах по построению этих элементов. Организуйте работу в парах: поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием. Работают в парах по заданию учителя. Выполняют дополнительные задания.
4. «Социализация» - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, коррекция) Организует работу в группах: объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами. Дополнительные задания. Работают в группах с ранее рассмотренными познавательными объектами. Выполняют дополнительные задания.
5. «Афиширование» - вывешивание работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе и ознакомление с ними. Организует обсуждение полученных результатов. Дает необходимые пояснения по ходу представления результатов. Представляют результаты работы групп. Задают вопросы дуг другу по поводу выполненных заданий.
6. «Разрыв» - внутреннее осознание участником Мастерских неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Фиксирует внимание учеников на возникших познавательных противоречиях. Организует работу учеников в группах с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия. Осознают возникшие познавательные противоречия. Работают с источниками. Закрепляют и применяют полученные знания.
7. «Рефлексия» Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности. Осуществляют рефлексию.

 

Таблица № 24. Технология проектной деятельности

Цель Технологии проектной деятельностиразвитие познавательных творческих навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

 

  Алгоритм технологии проектной деятельности

      Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Разработка проектного задания    
1.1 Выбор темы проекта Учитель отбирает возможные темы и предлагает их ученикам Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме
  Учитель предлагает учащимся совместно выбрать тему проекта Группа учащихся совместно с учителем выбирает темы и предлагает классу для обсуждения
  Учитель участвует в обсуждении темы, предложенной учениками Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения
1.2 Выделение подтем в темах проекта Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает ученикам на выбор Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую
  Учитель принимает участие в обсуждении подтем Ученики активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя.
1.3 Формирование творческих групп Учитель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности Ученики уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними малые команды
1.4 Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, задание для команд, отбор литературы. Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу. Отдельные ученики старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением в классе.
1.5 Определение форм выражения итогов проектной деятельности Учитель принимает участие в обсуждении Ученики в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, литературная гостиная.
2. Разработка проекта Учитель консультирует, координирует работу учеников, стимулирует их деятельность. Учащиеся осуществляют поисковую деятельность.
3. Оформление результатов   Ученики вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.
4. Презентация Учитель организует экспертизу Докладывают о результатах своей работы
5.Рефлексия Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.

 

 

Таблица № 25.    Технология развития критического мышления

       Цель Технологии развития критического мышления – освоение методов, способствующих развитию критического, продуктивного мышления.

 

Алгоритм технологии развития критического мышления (ЧПКМ)

Этапы Действия учителя Действия учащихся
 «Вызов» (актуализация субъектного опыта) 1.Нарисуйте в тетрадях познавательный объект так, как вы его себе представляете. 2.Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о познавательном объекте. 3.В тетради нарисуйте таблицу с тремя колонками. В левой колонке запишите все, что вы знаете о познавательном объекте. Обменяйтесь своими мнениями в паре. Давайте обсудим то, что у нас получилось. На доске записывается все, что говорят учащиеся («Знаю») 1.Каждый в тетради рисует познавательный объект так, как он себе его представляет. 2.Вспоминают все, что связано с рассматриваемым познавательным объектом. 3.Рисуют маркировочную таблицу. 4.Записываюьт в левую колонку все то, что вспомнили о познавательном объекте. 5.Обмениваются друг с другом своими знаниями. 6.Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о рассматриваемом объекте. Левая колонка таблицы маркируется словом «Знаю».
 «Осмысление» 1.Предлагает учащимся классифицировать записанные на доске знания по каким-либо основаниям. 2.На доске оформляется структурно - логическая схема в соответствии с проведенной классификацией. 1.Предлагают основания для классификации полученных сведений. 2.Записывают структурно- логическую схему.
 «Чтение с пометками» 1.Предлагает каждому ученику текст. 2.Дает задание ученикам: читаем и делаем в тексте пометки (не более 10 мин.) Пометки: «з» - знаю; « - » - не знаю; «?» - хочу узнать. 3.Предлагает ученикам продолжить работу с маркировочными таблицами индивидуально. 4.Предлагает ученикам обсудить данные, записанные в третьей колонке в ходе самостоятельной работы. Заполняет вместе с учениками колонку «Узнал новое». Предлагает ученикам обсудить данные, записанные ими самостоятельно в колонку «Хочу узнать». 5. Задает по ходу обсуждения вопросы ученикам: из каких источников мы можем это узнать? 6. Дает установку на домашнее задание. 1.Получают распечатку текста. 2.Читают текст и на полях делают пометки.     3.Самостоятельно в тетрадях заполняют таблицу в соответствии со сделанными пометками.   4.Участвуют в обсуждении.   5.Участвуют в обсуждении.   6.Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты.   7.Выбирают тему для сообщения.
 «Рефлексия» 1.Предлагает ученикам разные способы инициирования рефлексии учащихся. 1..Проводят рефлексию.
 «Домашнее задание» 1.Предлагает домашнее задание: напишите сказку, эссе. Составьте структурно-логическую схему . 1.Выбирают домашнее задание.  

 

Таблица № 26. Игровые технологии

      

Игра на уроке литературы - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная жизненная ситуация.

 

                                        Классификации игр

         Типы игр             Виды игр

                                     

                                        дидактические игры

1.Игры-упражнения Викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки и пр.
2. Игры-путешествия Урок-экспедиция, экскурсия, путешествие по станциям
3.Сюжетно-ролевые игры Пресс-конференция, аукцион, научно-исследовательская лаборатория, суд, театрализация
4. Игры-соревнования КВН, «Умницы и умники», «Что? Где? Когда?»
5. Игры творческого характера Презентация образа героя, литературные конкурсы, урок-репетиция, игровой практикум

                                      интеллектуальные игры

1. Контролирующие игры Литературные тесты, викторины, блиц-турниры, конкурсы, олимпиады
2. Обучающие игры Ролевые игры, дискуссии, «круглые столы», дебаты

      

Таблица № 27. Технология проведения дискуссии

Дискуссия (от лат. discussio – исследование, рассмотрение, разбор) – публичный спор, целями которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.

 

                      Алгоритм  проведения дискуссии

 Задачи ведущего  Этапы дискуссии По отношению к теме По отношению к группе По отношению  к отдельному участнику
1. Запуск дискуссии - знакомство   (если необходимо) - предложить тему - показать значимости темы для всех участников - наметить ожидаемый результат - начать сбор мнений - ориентировать на групповое решение - создать рабочую атмосферу - ввести правила групповой работы - начать групповое обсуждение - показать значимость участия в обсуждении каждого члена команды - поддерживать участвующих - активизировать пассивных членов группы
2. Поиск совместного решения - собрать максимальное количество мнений по теме - держаться в русле темы - делать промежуточные обобщения - организовать «мозговой штурм» - проанализировать все аргументы - поддерживать позитивную рабочую атмосферу - не допускать личных конфронтаций - привлекать к обсуждению всех   - поддерживать каждого участника - требовать ясного выражения мысли
3. Принятие решения - проводить обобщения - выделить общее решение -  ориентировать на дальнейшее обсуждение - сравнить полученный результат с ожидаемым - оценить, насколько решение является групповым - проанализировать противоречивые мнения - вовлекать в обсуждение всех - подчеркнуть вклад каждого участника группы в обсуждение - поблагодарить каждого - ориентировать каждого на дальнейшую работу

    К числу дискуссий относятся следующие формы:

      Вид дискуссии        Содержание
1. «Круглый стол» Беседа, в которой «на равных» участвует группа в 3 - 5 человек, во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и с аудиторией
2. «Заседание экспертной группы» («панельная дискуссия») Группа из 4 – 6 участников обсуждает намеченную проблему, затем каждый излагает свою позицию аудитории
3. «Форум» Обсуждение, сходное с «панельной дискуссией», в ходе которого группа вступает в обмен мнениями с аудиторией
4. «Симпозиум» В ходе обсуждения участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории
5. «Судебное заседание» Обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела)

 

              Разновидностью дискуссии являются дебаты

       Дебаты – форма обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, позволяющий тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения, с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование.

                      Алгоритм  проведения дебатов

Спикер Время Содержание деятельности
У1 (команда утверждения) 5 мин. Делает презентацию и дает определение темы, объясняет ключевые слова, обосновывает аспекты рассмотрения данной темы, представляет все аргументы команды в организованной форме, переходит к доказательству (по возможности), заключает четкой формулировкой общей линии.
О3 к У1 2 мин. О3 задает перекрестные вопросы с целью принизить значение аргументов У1; У1 отвечает.
О1 (команда отрицания) 5 мин. Делает презентацию. Отрицает тему, формулирует тезис отрицания. Принимает определение У1. Представляет позицию отрицающей стороны, принимает аспекты У1 или представляет другие аспекты, представляет кейс отрицающей стороны. Отвергает утверждения У1 и выдвигает свои всевозможные отрицательные аргументы. Заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей стороны.
У3 к О1 2 мин. У3 задает перекрестные вопросы О1; О1 отвечает
У2 4 мин. Восстанавливает утверждающий кейс, приводит новые доказательства. Опровергает отрицающий кейс, новых аргументов не приводит, заканчивает четкой формулировкой общей линии своей команды.
О1 к У2 2 мин. О1 задает перекрестные вопросы к У2; У2 отвечает
О2 4 мин. Восстанавливает отрицательную позицию, развивает свою линию, обосновывая отрицательный кейс, продолжает опровергать утверждающую позицию, приводит новые доказательства, но не приводит новых аргументов. Заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды.
У1 к О2 2 мин. У1 задает перекрестные вопросы У2; У2 отвечает
У3 4 мин. Акцентирует внимание на основных моментах дебатов, следует структуре утверждающего кейса, выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе. Сравнивает аргументы обеих сторон, объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны. Не приводит новых аргументов. Завершает линию утверждения.  
О3 4 мин. Акцентирует внимание на узловых моментах, следуя структуре отрицающего кейса. Выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе. Сравнивает аргументы обеих сторон, объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны. Не приводит новых аргументов. Завершает линию отрицания.

Таблица № 28. Межпредметная интеграция литературы и других видов искусства

       Т.В. Чирковская: « Содружество искусств на уроке должно быть тактичным, а используемые произведения смежных искусств обладать высоким художественным уровнем. Эффективность урока находится в прямой зависимости от того, насколько умело осуществляется конкретная методическая работа с иллюстрациями, музыкой, кинофильмами и т.д.»

Способы использования музыки на уроке литературы Способы использования изобразительного искусства на уроке литературы
1.Обращение к произведениям писателей, посвященных музыке 2.Включение в урок материалов из истории и теории музыкального искусства 3.Анализ композиционной роли «музыкальных страниц» в произведении 4.Характеристика героя через его отношение к музыке 5.Использование произведения как музыкального фона, эпиграфа, иллюстрации   1.Использование портрета писателя для представления его внешнего облика и образа, созданного художником 2. Сопоставление картин природы в художественном и живописном произведениях 3. Анализ сюжетных иллюстраций в сравнении с содержанием произведения 4.Портрет литературный и живописный. Сходство и различие видений писателя и художника 5. Анализ авторской иллюстрации

 Таблица № 29. Внеклассное чтение по литературе

   

М.Г. Качурин: «Литературное развитие школьников не может успешно осуществляться без их самостоятельного чтения и без участия во внеклассной работе по предмету».

 

Этапы и задачи внеклассного чтения Пути построения   программы Принципы построения программы
I этап – начальная школа (1 - 4) Задачи: воспитание любви к книге, потребности в чтении, формирование устойчивого интереса к литературе Проблемно-тематическая связь между уроками литературы и внеклассным чтением 1.Тесное взаимодействие уроков литературы и внеклассного чтения 2. Учет интересов и потребностей учащихся в построении программы развития их самостоятельной читательской и
II этап – средние классы (5 - 8) Задачи: расширение круга чтения, формирование разносторонних читательских интересов, совершенствование читательского восприятия, развития художественного вкуса Историко-литературные связи русской и зарубежной литературы, произведений одного или разных писателей  литературно-художественной деятельности 3. Широкое использование разнообразных игровых видов работы, стимулирующих фантазию, пробуждающих художественные интересы и способности учащихся
III этапстаршие классы (9 – 11) Задачи: развитие личностного подхода к литературному произведению, самостоятельности эстетических оценок Теоретико-литературные связи, расширяющие представления о литературных жанрах, поэтических формах, средствах художественной изобразительности, особенностях стихотворной речи 4. Личностно значимая направленность всех видов и форм деятельности, воспитание у школьников стремления защищать свои духовные ценности, формирование ценностных ориентаций

Таблица № 30. Внеклассная работа по литературе

       В.Г. Маранцман: «Внеклассная работа, будучи менее инерционной, нежели программное, поурочное преподавание, задает тон ломке методических стереотипов, рождению новых подходов к преподаванию литературы, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощенности в поиск истины томимым духовной жаждой поколением».

 

Направления  и цели внеклассной работы Формы внеклассной работы
1. Литературное краеведение Цель: изучение литературной жизни родного края, знакомство с образом своей «малой родины» в произведениях художников слова Экскурсии, походы, экспедиции, создание школьных музеев, знакомство с памятными местами, отмеченными пребыванием в них писателя, судьбами его героев, встречи с интересными людьми
2. Литературное творчество Цель: воспитание чуткости к слову,  побуждение к самовыражению в  виде текста Кружки, студии, рукописные журналы, альманахи, стенгазеты, литературно-музыкальные композиции, конкурсы сочинений, сказок, иллюстраций, сценариев, вечера поэзии, литературные гостиные
3. Художественно-исполнительская деятельность Цель: совершенствование навыков исполнительского мастерства, раз- витие творческих способностей Кружки выразительного чтения, школьный театр, кружки художественной самодеятельности, сюжетно-ролевые игры, заочные экскурсии, инсценировки  

  

           

Дата: 2019-02-25, просмотров: 242.