компетенций учителя (В.И. Слободчиков)
Критерии оценки | I уровень (начальный) | II уровень (средний) | III уровень (высокий) |
1. Владение методикой обучения | Использование традиционных методов обучения | Частичное использование методов проблемного обучения | Активное использование исследовательского метода. Выбранные методы оптимально соотносятся с содержанием урока. |
2. Разнообразие видов деятельности учащихся (на репродуктивном, творческом уровне) | Большое разнообразие видов деятельности на репродуктивном уровне | Оптимальное сочетание репродуктивного и творческого уровней | Многообразие видов деятельности на творческом уровне |
3. Формирование у учащихся умений деятельности (общеучебных, интеллектуальных) | В основном формируются общеучебные (работа с книгой, постановка целей и планирование учебной деятельности) | Формируется комплекс общеучебных и интеллектуальных умений (умение ставить познавательные цели, разрабатывать систему деятельности) | Активно формируется система интеллектуальных умений (анализ, систематизация, обобщение, постановка учебных целей и разработка системы действий по их реализации) |
4. Характер педагогического общения | Культура педагогического общения иногда имеет отклонения в конфликтных ситуациях | Культура педагогического общения соблюдается по отношению ко всем учащимся в разнообразных ситуациях | Культура педагогического общения проявляется устойчиво во всех ситуациях со всеми категориями учащихся |
Схема 4. Количественный анализ урока
1.Создание общих условий эффективности учебно-воспитательного процесса
1. Обеспечение общих условий эффективности урока:
а) предварительные указания в планах урока цели, задач, основных этапов – 1б.
б) учебные пособия, ТСО, способствующие быстрому вовлечению в урок – 1б.
в) отсутствие неоправданных задержек и отступлений на уроке – 1б.
2. Адаптация обучения к возможностям учащихся:
а) обучение соответствует возрастным особенностям учащихся – 1б.
б) учет в необходимых случаях индивидуальных особенностей уча-
щихся;
в) групповые задания для организации разноуровневого
обучения – 2б
II. Преподав а тельская компетенция
1. Владение учебным предметом и методами обучения;
а) информация и демонстрация учебных пособий соответствуют теме,
своевременны – 1б.
б) учитель без затруднений используют не менее 2 форм и методов обучения – 1б.
в) применяются оригинальные методы и приемы обучения – 2б.
2. Выстраивание логики учебной деятельности:
а) урок начинается со стимулирующего введения, привлечения внимания и обес
печения необходимой мотивации – 2б.
б) новый материал представлен как ответ на поставленные на предыдущем занятии
или во введении вопросы – 1б
в) итоги урока подводятся как соотнесение результатов с ранее пройденным, с дру
гими предметами, с жизнью – 2б
III. Техника объяснения
1.Устное и письменное объяснение:
а) отражение ключевых моментов урока на доске – 1б
б) аккуратность и разборчивость записей на доске – 1б.
в) правильность и профессионализм устной речи учителя – 2б.
2. Разъяснение при непонимании материала учащимися:
а) выделение непонятных слов и фраз и замена их общедоступными описательными
выражениями – 1б.
б) пояснение с помощью аналогий и примеров – 3б.
в) новая учебная информация логически выводится из анализа имеющихся знаний - 2б
IV. Учебное взаимодействие
1. Контроль и коррекция деятельности учащихся:
а) оценка действий учащихся определяется личным отношением к нему учителя – 1б
б) учитель избегает прямых указаний и коррекции действий
учащихся – 1б
в) учащиеся побуждаются к самооценке и самоконтролю, оценке и коррекции деятельности друг друга – 2б
2. Использование предложений, поощрение инициативы учащихся на уроке:
а) вопросы и предложения принимаются благожелательно – 1б
б) тактично отмечаются слабые места, несовершенство примеров и
предложений–1б
в) идеи учащихся разрабатываются и используются на уроке – 2б
V. Создание продуктивной атмосферы на уроке
1. Стимулирование интересов учащихся:
а) использование интересных фактов, парадоксов, юмора – 1б
б) предлагаются проблемные и творческие задания – 2б
в) опора на жизненный опыт учащихся – 2б
2. Помощь учащимся в выработке положительной самооценки:
а) учитель не использует сарказма, насмешек, упреков – 1б
б) учащиеся поощряются за выполнение конкретной работы – 1б
в) поощрение и поддержка учащихся, столкнувшихся с трудностями-1б
VI. Поддержание рабочей обстановки в классе:
1. Поддержание делового включения в урок:
а) использование приемов активизации внимания учащихся – 1б
б) применение активных методов обучения (диалог, игра и т.д.) – 1б
в) использование специальных способов активизации работы активных и пассивных учащихся – 2б
2. Реакция учителя на нарушение дисциплины:
а) учитель не замечает мелкие преднамеренные нарушения – 1б
б) немедленно и взвешенно реагирует на серьезные нарушения – 1б
в) не наказывает нарушителей, а использует их для организации особых форм учебной работы – 2б
Подведение итогов: 48 (количество признаков) : 36 (количество баллов) =
1,3 (максимум) – учитель-мастер;
0,8 – 1 - высокий уровень мастерства;
0,5 – 0,7 – массовый уровень;
> 0,5 – учитель не пригоден к работе
Дата: 2019-02-25, просмотров: 274.