Методологический процесс разработки программы по организации ресурсосбережения при обращении с ТБО в ЖКХ рекомендуется осуществлять с учетом следующих действий (рекомендаций):
· выделить из массива знаний в области общей экологии, которые представлены в виде 250 законов, принципов, теорем, правил, концепций) основные законы и принципы, которые составляют основу гарбологии (таблица 1);
· изучить теоретические и методические подходы к проблеме ресурсосбережения при обращении с твердыми бытовыми отходами в сфере ЖКХ;
· обосновать экономическую целесообразность системы селективного сбора ТБО, экономическую эффективность вовлечения отходов потребления во вторичное использование как фактора ресурсосбережения, а также инвестиционную привлекательность технологии;
· обосновать экономическую и экологическую целесообразность разработки оптимального ресурсосберегающего технологического комплекса сортировки и обработки ценных фракций перед их переработкой в новую продукцию, а также инвестиционной привлекательности проекта;
· обосновать оптимальные параметры платежей (экономический тариф) на услуги по сбору и вывозу ТБО;
· обосновать и разработать программы действий по организации ресурсосбережения при обращении с ТБО в ЖКХ на основе алгоритма управления и принципа 4R (Reduce, Reuse, Recycle, Recover);
· обосновать экономически тарифы на оказание услуг по приему, уничтожению и захоронение неутилизируемых компонентов ТБО для полигонов;
· разработать рекомендации по совершенствованию авторского контроля за эксплуатацией полигонов для ТБО.
Остаточная полезность твердых бытовых отходов является принципиальным положением, которое необходимо принимать во внимание при формировании системы управления, учитывая, что твердые бытовые отходы являются не просто экономически целесообразным дополнением средств производства, но и коммерчески выгодным видом предпринимательства. Организация предпринимательской деятельности в области рециклинга и рекуперации твердых бытовых отходов представляет важную составляющую систему управления твердыми бытовыми отходами в условиях рыночных отношений и соответственно требует создания рыночной инфраструктуры обращения отходов.
С другой стороны, система управления твердыми бытовыми отходами должна встраиваться в систему управления экономикой и экологией региона, которая, в свою очередь, является частью государственной системы управления.
Проблемы управления твердыми бытовыми отходами являются многоаспектными и должны рассматриваться с нескольких точек зрения. Во-первых, экологической – как источник загрязнения природной среды и изменения ее качества. Во-вторых, социальной – как обязательное условие формирования физически и духовно здоровых трудовых ресурсов. В-третьих, экономической – как фактор, позволяющий сохранить устойчивое развитие общества.
Проблема ТБО – это проблема, которая решается на уровне территорий обслуживаемых ЖКХ!
Она может быть решена на основе идеологии поэтапного развития системы управления обращением и вовлечением ТБО в хозяйственный оборот на базе управляющих центров, создаваемых в крупных городских поселениях.
Процесс управления отходами должен включать несколько обязательных этапов (рис.2).
Рис. 2. Этапы процесса управления вовлечения в хозяйственный оборот твердых бытовых отходов
На первом этапе выявляются источники образования, номенклатуры, объемы, характеристики твердых бытовых отходов. Второй этап связан с разработкой нормативного, технологического, экономического обеспечения минимизации образования отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот. На третьем этапе осуществляется планирование сбора, переработки, использования твердых бытовых отходов. На четвертом этапе организуется сбор, заготовка, перемещение, разделение, переработка и захоронение бытовых отходов. Заключительный этап связан с учетом и оценкой результатов управления вовлечением твердых бытовых отходов в хозяйственный оборот.
Реализация этапов приведенной цепочки характеризуется противоречивыми тенденциями:
-с одной стороны, исчерпание возможностей экстенсивного развития;
-с другой, необходимость перехода на интенсивные методы хозяйствования.
Действие этих тенденций происходит на фоне недостаточного объема инвестиций. Пока еще традиционный источник финансирования работ ЖКХ – исключительно тарифы, которые в силу недостаточной платежеспособности населения не покрывают фактических затрат. В результате муниципальные органы власти вынуждены заниматься «латанием дыр» за счет тех или иных статей бюджета.
В то же время (как показано в разделе 1) количество ТБО возрастает экспоненциально, потому что (как следует из постулатов экономической теории) материальные потребности общества безграничные и неудовлетворимые, реализация которых приводит к росту ТБО.
Поэтому обоснование программы действия по организации ресурсосбережения при обращении с ТБО рекомендуется осуществлять следуя принципу гарбологии «экологичное – экономично», таблица 1, а также на основе алгоритма управления и принципов «Zero Waste», а также 4R.
Устранение недостатка финансовых средств во многом связано с закреплением значимости организации ресурсосбережения при обращении с ТБО в рамках ЖКХ на законодательном уровне.
Опыт европейских стран показал, что эффективное решение проблемы управления сферой обращения с отходами на современном этапе зависит во многом от усиления государственного регулирования в этой области, стимулирования приоритетного направления этой проблемы, а именно утилизации отходов, изготовлению продукции из вторичного сырья. При этом утилизация рассматривается как самостоятельная отрасль экономики, тесно связанная с источниками образования отходов.
Варианты организационного построения программы
Процесс управления твердыми бытовыми отходами может быть реализован в рамках различных оргструктур. Имеется несколько возможных вариантов организационного построения системы управления ТБО и приравненных к ним отходов на территориальном уровне.
Первый вариант: сохраняется действующая оргсхема, за существующими службами закрепляется выполнение дополнительных функций по управлению муниципальными отходами.
Второй вариант: предполагает создание в крупных городах специализированных центров по управлению муниципальными отходами и сохранению в небольших муниципальных образованиях существующего положения. Центр по управлению отходами может быть организован на правах службу (отдела) администраций городских поселений либо создана самостоятельная коммерческая организация, которой делегируется определенные полномочия в рамках действующего законодательства.
Третий вариант: создание нескольких территориальных узлов, объединяющих усилия муниципальных образований по управлению обращением отходов. Реализация такого варианта возможно, по нашему мнению, только при образовании или использовании уже действующей самостоятельной коммерческой организации. Принципиальная схема территориального узла представлена на рис.3.
Наиболее перспективен, на наш взгляд, третий вариант, позволяющий решать проблемы обращения отходов не только в крупных городах, но и в сельских поселениях, где из-за нехватки бюджетных средств затруднительно решение вопросов со сбором, транспортировкой и размещением отходов. В небольших поселениях из-за низкой концентрации отходов, возможных для дальнейшей
Дата: 2019-02-25, просмотров: 214.