Нормативно-правовые инструменты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В рамках экологического права процессы образования и утилизации отходов регулируются целым рядом нормативно-правовых документов, которые можно разделить на две большие группы:

*Программные (т.н. программы действий – Action Programmes) – имеют рамочный характер, определяют основные цели в соответствующей области на среднесрочную и/или долгосрочную перспективу (как правило, от 3 до 5 лет, могут охватывает период и до 10 лет);

*Нормативные (договор, директивы, правила, нормативы и т.п.) – как правило обязательные для исполнения. Они могут носить как рамочный характер, так и касаться решения конкретных зада (например, реглирование допустимых норм выбросов от мусоросжигательных заводов, технологии конечной утилизации отходов на полигонах и т.д.).

В обязательном порядке они формируются с учетом экологических приоритетов (изменения климата, сохранение биразнообразия, здоровье и качество жизни, природные ресурсы и отходы) на принципах:

-применения превентивных мер по охране окружающей природной среды и природных ресурсов;

-комплексного и рационального экологического сбалансированного использования природных ресурсов в том или ином регионе;

-своевременность воспроизводства природных ресурсов и условий жизнедеятельности.

Успех реализации разрабатываемых программ и требований нормативных документов субъектами ресурсосберегающей деятельности в значительной степени зависит от создания ресурсосберегающей и инновационной инфраструктуре, которая предусматривает следующие направления:

-объединение социально-экономических и ресурсосберегающих интересов субъектов предпринимательства;

-выбор оптимальных вариантов ресурсопользования, ресурсовоспроизведения и ресурсообеспечения;

-прогнозирование и оценка экологических и ресурсных последствий в хозяйственно-предпринимательской деятельности;

-комплексное и рациональное использование природных ресурсов на основе использовании инновационных без-, малоотходных технологий;

Реализация перечисленных направлений создаваемой без-, малоотходной ресурсосберегающей инновационной инфраструктуры в сфере КИПР предусматривает соблюдение следующих принципов:

-прогнозирование составляющих ресурсосберегающего процесса;

-системного внедрения новейших ресурсосберегающих технологий во взаимосвязанных сферах предпринимательской деятельности;

-объединения инвестиций с инновациями как фактора активизации создания ресурсосберегающих производств;

-осуществление анализа результативности нововведений и прибыльности осуществляемой утилизации отходов.

В качестве примера приведем некоторые нормативно-правовые инструменты в сфере обращения с отходами используемые в странах ЕС. К их числу относятся следующие нормативно-правовые акты.

1.Шестая Экологическая программа действий (принята 22 июля 2002 г. Решением Европейского парламента и Европейского совета N1600/2002/ЕС).

Программа определяет выше названные четыре приоритета в области охраны окружающей среды:

-изменение климата;

-природа и биоразнообразие;

-здоровье и качество жизни;

природные ресурсы и отходы.

В рамках этих приоритетов предполагается разработка т.н. тематических стратегий, которые должны включать описание комплекса мер, необходимых для решения основных проблем в приоритетных областях. Одной из таких стратегий является «восстановление и вторичная переработка отходов в разумных масштабах, т.е. до того уровня, пока это производит положительный экологический эффект, является экономически выгодным и технически возможным…»

На основе этих стратегий принимаются соответствующие нормативные акты, обязательные для исполнения в странах ЕС.

2.Рамочная директива по отходам N 75/442/ЕЕС (принята 15 июля 1975г. Решением Европейского совета):

В директиве дано определение понятиям «отходы» и «утилизация», а также установлена иерархия управления отходами, рекомендованная к использованию всеми странами – членами ЕС:

Директива предписывает странам – членами ЕС запретить несанкционированное складирование, захоронение и утилизацию отходов. Для обращения с отходами предполагается создание международной сети специализированных предприятий с использованием эффективных и безопасных технологий переработки и утилизации отходов. Эти предприятия могут иметь разную форму собственности, в т.ч. принадлежать частным владельцам, но все они должны получить разрешение на обращение с отходами у соответствующих национальных или международных организаций.

В соответствии с директивой расходы по утилизации отходов должны нести лица или организации, эти отходы производящие, реализуя на практике принцип «загрязнитель платит».

3.Директива Европейского совета N 96/61/ЕС по интегрированному предотвращению загрязнений и контролю над ними (принята 24 сентября 1996г). Директива устанавливает перечень экологических требований для промышленных предприятий, которые предприятия должны выполнять, чтобы получить разрешение на свою деятельность.

4.Директива N 2000/76/ЕС Европейского парламента и Европейского совета по сжиганию отходов принята 4 декабря 2000г.

Главной целью директивы является «…предотвращение или ограничение негативного влияния на окружающую среду, оказываемого, в частности, вредными выбросами в атмосферу, почву, поверхностные и грунтовые воды, которые также могут нанести вред здоровью людей и которые образуются в процессе сжигания отходов…».

Для достижения этой цели директивой устанавливаются предельно допустимые нормы выбросов для мусоросжигающих заводов и когенерационных установок. В директиве также определяются:

-порядок получения разрешений на строительство и эксплуатацию мусоросжигающих и когенерационных установок;

-процесс транспортировки к ним отходов;

-требования к эксплуатации установок;

-процедура утилизации воды, используемой для очистки отходящих газов;

-обращение с остатками сжигания отходов;

-процедуры контроля и мониторинга;

-порядок предоставления общественности информации о функционировании таких установок;

-действие в случае сбоев в функционировании таких установок;

-санкции в случае нарушения условий директивы.

5.Директива Европейского совета по захоронению отходов N 99/31/ЕС принята 16 июля 1999 г.

Директива определяет меры и процедура предотвращения и/или минимизации негативного влияния на окружающую среду и снижения риска для здоровья человека, возникающего при захоронении отходов.

В соответствии, с директивой должен предприниматься ряд мер по подготовке отходов перед их захоронением (разделению и отдельной переработке опасных и безопасных отходов), по осуществлению контроля над полигонами в ходе их эксплуатации и после закрытия. Данные действия осуществляется на основе принципа «загрязнитель платит».

6.В ЕС принят также ряд директив, которые регулируют порядок обращения с отдельными видами отходов (опасные отходы, отработанные масла, иловые осадки, батареи и аккумуляторы, отходы упаковки, транспортные средства и др.), а также устанавливают процедуры обращения с отходами (сжигание муниципальных отходов, транспортировка отходов, требования к портовым пунктам приема отходов от морских грузовых перевозок и др.)

7.Кроме нормативных документов (директив). Европейская комиссия регулярно выпускает так называемые коммюнике или сообщения (Communication), которые содержат обобщенные положения директив в той или иной области, а также планируемый порядок применения этих директив и ожидаемые результаты.

Экономические инструменты

Экономические инструменты особенно широко используются при решении проблемы твердых бытовых отходов. К ним относятся следующие:

1.Схема «Платишь столько, сколько выбрасываешь»

Она предусматривает оплату услуг компаний, занимающихся вывозом и утилизацией отходов, в соответствии с весом отходов. Сила распространена широко.

2.Налоги на утилизацию, транспортировку, сжигание и захоронение отходов. Имеют финансированную ставку: от 20 до 50 евро/т в скандинавских странах и Голландии и от 5 до 20 евро/т в других странах ЕС.

3.Возмещение/снижение ставки налогов на захоронение и/или вывоз отходов на сумму, затраченную хозяйствующим субъектом на переработку/минимизацию отходов у источника образования.

4.Товарные сертификаты или товарные экологические разрешения (Nradable environmental permits). Этот инструмент пришел из практики экологической политики и представляет собой разрешение на определенное количество (квоты) тех или иных видов отходов. Если тот или иной потребитель производит меньшее количество отходов, он может продать свою квоту другим потребителям. Такие сертификаты обычно признаются экономически эффективным средством для использования в экологических проектах. Кроме того, это удобный инструмент для компаний при выполнении ими своих обязательств в рамках принятой на себя директивы.

5.Планы по предотвращению образования отходов (Waste prevention plans). Такие планы могут быть составлены как для целых отраслей, так и для отдельных производств. Обычно они разрабатываются в рамках различных систем экологического менеджмента (например, Схема экологического менеджмента и аудита ЕMAS). Преимуществом таких планов является то, что они «позволяют определить наиболее экономически эффективные пути предотвращения образования отходов; однако для их успешного выполнения требуется поддержка соответствующих органов власти.

6.Перенесение ответственности за производство отходов на производителя. В этом случае именно производитель несет ответственность за объем и качество отходов, которые могут образоваться в процессе производства его продукции. В основном это касается упаковки, но может затрагивать и непосредственно продукт. Обычно желаемый уровень переработки и/или минимизации тех или иных отходов устанавливается национальными властями страны. Поскольку соответствующие затраты могут быть слишком высоки для отдельных производителей, то обычно все либо большинство предприятий отрасли создают специализированную компанию, которая занимается переработкой и/или утилизацией отходов для этой отрасли. Финансирование деятельности такой компании осуществляется предприятиями отрасли и торговыми компаниями, реализующими продукцию этих предприятий. Такое перенесение ответственности за отходы на производителей практикуют почти все страны Европы; 10 из них объединены в «организацию ПРО Европа». Эта организация занимается оценкой национальных систем сбора и переработки отходов и присуждает им знак «Зеленая точка» (Diе Grunе Punkt).

Недостатком такой схемы является ослабление координационной роли государственных органов в национальной системе управления отходами, что ведет в свою очередь, к созданию дополнительных контролирующих инстанций. Однако она позволяет достичь такого уровня минимизации и переработки отходов, который, как правило, недоступен в муниципальных схемах управления отходами без значительных инвестиций.

7.Добровольные соглашения (Voluntary agreements). Обычно они заключаются между органами власти, ответственными за обращение с отходами и отдельными отраслями промышленности. Предметом таких соглашений является сокращение отдельных видов отходов, чтобы создать дополнительные, помимо законодательных, стимулы для их минимизации. Такие соглашения напоминают схемы перенесения ответственности на производителей, поскольку также представляют собой договоры между органами власти и производителями (продукции или отходов). Некоторые из таких документов могут быть охарактеризованы и как соглашения об ответственности производителя, и как добровольные соглашения. Добровольные соглашения инициируются обычно непосредственно предприятиями той или иной отрасли и являются обязательными только для тех предприятий, которые их подписали. Схема перенесения ответственности на производителя предполагает вовлечение всех предприятий отрасли и имеет обязательный нормативный характер на государственном уровне.

Технологические инструменты

Технологические методы минимизации и предотвращения образования отходов, разрабатываются исходя из требований соответствующих нормативно-правовых документов, а также в соответствии с возможностями применяемых технологических процессов. Как правило, они предполагают:

-уменьшение количества упаковки;

-снижение содержания вредных веществ в конечном продукте;

-замену вредных/опасных веществ и материалов в продукте на менее опасные;

-удлинение срока жизни продукта;

-изменение дизайна продукта на более экологичный (использование экологически чистых материалов; создание продуктов с максимальными возможностями повторного использования и вторичной переработки и т.п.).

Информационные инструменты

К таким инструментам относятся различные информационные кампании и информационные материалы (печатные, электронные, радио-, телевизионные и пр.) по вопросам минимизации отходов и предотвращения их образования. Подобные кампании и материалы для них могут быть подготовлены как органами государственной и местной власти, так и отдельными кампаниями либо централизованно в рамках отдельной отрасли.

В ряде стран создаются специализированные информационные центры и консультационные службы, которые предоставляют соответствующую информационную и консультативную поддержку домашним хозяйствам, компаниям, предприятиям и учреждениям по вопросам сокращения отходов. Финансирование подобных служб осуществляется из разных источников: правительственные фонды, международные программы, средства предприятий и т.д.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 205.