Приоритеты, задачи, этапы формирования программы по организации ресурсосбережения при обращении с ТБО в ЖКХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современные представления об инновационном пути развития ЖКХ на основе ресурсосбережения

Ввод рыночных отношений обеспечил в настоящее время для сферы коммунального обслуживания (ЖКХ) перспективу его развития. Однако, нормативная база, регулирующая важнейшее направление жизнеобеспечения населения, практически изменилась недостаточно. Поэтому компании, управляющие жилым фондом, результатами рыночной экономической свободы пользуются, а ответственность за устойчивость и развитие коммунального хозяйства в полной мере пока не осознают. Отсюда срывы в обслуживании населения и стремление к повышению тарифов, вызывающие справедливое недовольство населения. Этот недостаток устраняется путем государственного регулирования, но изменения не должны привести к лишению управляющих компаний прав и ресурсов. В русле рыночных отношений нужно резко повысить уровень конкуренции на рынке, благодаря которой управляющие компании будут бороться за клиента, а жители – внимательно выбирать подрядчика.

Как это сделать?

Во-первых, необходимо обеспечить инвестиционную привлекательность сферы обращения с ТБО в рамках ЖКХ.

Во-вторых, встать на инновационный путь развития ЖКХ.

Для упорядочения процесса и привлечения в сферу коммунального обслуживания инвестиций нужно, прежде всего, определить рыночную стоимость объектов компаний ЖКХ, поскольку, динамика капитализации является интегральным показателем развития систем в рыночной экономике.

Сведения о динамике капитализации должны стать публичным ориентиром, наряду с муниципальным рейтингом управляющих компаний, управляющих жилым фондом в том числе в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО).

Инновационный путь развития ЖКХ имеет целью поиск приемлемых способов, ограничивающих прямое захоронение ТБО на полигонах, так как, выделение земель, сооружение и ввод в эксплуатацию новых полигонов – трудные задачи для муниципальных и региональных властей.

Перечень основных технологий, альтернативных захоронений ТБО на полигонах, к настоящему времени сложился и он невелик. В этот перечень входят два ставших уже традиционными способа – сжигание и компостирование отходов, а также относительно новый – раздельный (или селективный) сбор отходов.

Выбор любого из этих способов связан с различными проблемами.

Первые два способа (сжигание и компостирование) вместе с захоронением отходов на полигонах реализуют так называемую «классическую схему», по которой работает в настоящее время подавляющее большинство предприятий. Они создают реальные эколого-экономические проблемы.

Сжигание всей массы ТБО абсурдно с точки зрения ресурсосбережения, дорого, и практически гарантирует негативные последствие для атмосферы и здоровья населения.

Также экологически опасным оказалось компостирование ТБО из-за содержания в получаемом компосте тяжелых металлов.

Что касается раздельного сбора компонентов ТБО населением, то несмотря на теоретические преимущества данного способа его организация потребует десятилетий, прежде чем будут достигнуты показатели, которые уже сегодня демонстрируются во многих европейских странах, где применяется схема комплексного экологического менеджмента и ресурсосбережения, организована специальная отрасль экономики, обеспечивающая условия санитарной очистки город для повышения их экологического потенциала.

Данная схема реализуется одной или несколькими крупными компаниям по следующей цепочке: исследование ТБО и условий их раздельного сбора – непосредственный сбор отходов, профессиональная сортировка, - обработка утилизируемых компонентов ТБО – повторное использование или переработка обработанных компонентов на базовых предприятиях в новую продукцию – захоронение неутилизируемых компонентов на полигонах или их обезвреживание термическими и другими способами.

Приведенная цепочка «работает» на вовлечение отходов в хозяйственный оборот. Но из-за организационных, технических, экономических сложностей ее охвачено не более 35-40% территорий этих стран. Кроме того, в этих странах, в том числе Германии, население высказывает недовольство чрезмерной организованностю системы раздельного сбора, а также в целом управления обращением с ТБО. Это отрицательное социальное последствие раздельного сбора. Высказываются предложения отказаться от раздельного сбора у жилого и общественного секторов или, по крайней мере, резко упростить его. При этом предлагается обеспечивать сортировку отходов профессионально на специализированных предприятиях (комплексах) на основе инновационных технико-технологических результатов научно-технического прогресса.

С учетом изложенного, в сфере обращения с ТБО, необходим прорыв с помощью новых подходов для решения задачи: «Ноль ресурсов не полигоны».

Сложность поставленной задачи в том, что при ее идеальном решении необходимо одновременно обеспечивать координацию достижения результатов по четырем направлениям: экономическому, экологическому, ресурсному и социальному.

Анализ накопленного опыта подсказывает видение создания идеальной системы управления обращением с ТБО. Ключевым пунктом при этом является необходимость развивать не переработку отходов, а ресурсосбережение посредством их переработки, а также заботиться о повышении производительности труда и снижении издержек по всем звеньям процесса ресурсосбережения.

Речь идет о создании нового типа системы обращения с ТБО на основе циркуляционного ресурсного цикла, при котором действует иная, новая схема обращения с ресурсами со следующими обязательными составляющими:

-промышленность производит продукцию, пригодную после окончания срока службы к сырьевому или энергетическому использованию;

-наличие производственных мощностей (комплексов) для профессиональной технико-технологической сортировки, последующей обработки разделенных компонентов и, наконец, использования или переработки утилизируемых фракций в новую продукцию, обезвреживания неутилизируемых «хвостов» термо способами или захоронением на полигонах;

-цена вторичного сырья не дороже первичного сырья (за счет экологических платежей);

-наличие соответствующим образом настроенной транспортной логистики.

Важнейшим звеном среди перечисленных составляющих является эффективная автоматизированная сортировка на специализированных комплексах. На это звено переносится центр тяжести вместо раздельного (селективного) сбора компонентов ТБО. Последний не отвергается.

К созданию упомянутых комплексов конкретно приступили в Санкт-Петербурге, где введен в действие первый автоматический отходоперерабатывающий комплекс мощностью 100 тыс. т/год, и планируется на рыночных условиях запустить в работу комплекс мощностью 1 млн т/год. Распространение опыта Санкт-Петербурга, основанного на использовании автоматической технической сортировки, в масштабах стран позволит России в течении 5 лет (до 2022 г) обрести статус мирового лидера в области ресурсосбережения и увеличит, благодаря организации ресурсосбережения, ВВП вначале на 5%, а со временем – на 15%.

При этом негативное воздействие отходов на окружающую среду будет ликвидировано с наименьшими затратами. Регионы не попадут в «неоколониальную» зависимость от западных псевдоинвесторов. Тарифы на удаление отходов для жителей и предпринимателей существенно не увеличатся.

Если из бытовых отходов извлечь ценные ресурсы, то для захоронения на полигонах останется от общей массы ТБО менее четверти от общей массы отходов. Для этого в масштабах России, по прогнозам Н. Колычева, достаточно построить 200 автоматизированных мусоросортировочных комплексов (МСК), организовать грамотную логистику и обеспечить стимулирование работы в рамках вертикально интегрированных объединений (на основе кооперации и комбинирования возможностей городов и переработчиков отходов). При этом необходимо:

-постепенно замещать импортную технику;

-восстановить систему воспитания, обращения, повышения квалификации и сохранения кадров для ЖКХ;

-повышать бытовую культуру населения, прививая ему современные навыки обращения с ТБО:

Ответственность за развитие решение проблемы ресурсосбережения при обращении с ТБО в ЖКХ и развитие территориальных систем обращения с отходами возлагается на муниципальные и региональные органы власти.

Объект программы

Объектов программы организации ресурсосбережения при обращении ТБО в ЖКХ являются предприятия различных форм собственности по сбору, вывозу, сортировке, обработке, т.е. утилизации отходов.

Построение и функционирование управляющей подсистемы субъекта управления, а следовательно содержание функций управления определяются спецификой объекта управления. При этом исследуется организационно-экономические отношения, возникающие в результате предпринимательской деятельности ЖКХ. Конкретно, имеются в виду, прежде всего отношения, возникающие по поводу вовлечения в хозяйственный оборот отходов, между организациями, в различных сферах и отраслях экономики, населением, государственными и муниципальными органами управления, общественными объединениями.

Особенности объекта обуславливают выделение определенных видов управленческой деятельности (специфических функций субъекта управления). Каждый вид выступает в качестве условно обособленной части единого управленческого процесса и предполагает обязательное исполнение в его рамках всех общих функций. Состав видов управленческой деятельности обусловливается состоянием управляемого объекта, его изменениями, а также развитием управляющей системы – может либо расширяться, либо сокращаться.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 219.