Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему для перевода ее в новое состояние или для поддержания в оптимальном режиме благодаря чему достигается организованность (упорядоченность) системы, развитие в соответствии с поставленными целями, получение того или иного полезного эффекта. Системы, в которых протекают процессы управления, называются системами управления.
Признаки управления:
· обязательная целостность организованной системы;
· наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;
· определенная направленность в достижении поставленной цели (управленческого результата);
· служение интересам взаимодействия основных элементов;
· обеспечение системы определенными средствами.
Наличие в системе субъекта управления и объекта управления, а значит, что система в процессе своего функционирования разделяется на две подсистемы:
- управляющую (субъект управления);
- управляемую (объект управления), которая «испытывает» на себе внешние воздействия управляющей подсистемы.
Объект управления – различные системы и их составляющие (люди, явления, события и т.д.).
Субъекты управления – это всегда люди. Выделяют две группы субъектов управления:
1.единоличные;
2.коллегиальные (группа людей).
Содержание управления – правоотношения, возникающие в ходе управленческой деятельности, включающие в себя воздействие на объекты путем согласования, направления различных действий, процессов субъектом управления путем применения соответствующих методов и механизмов. Обе эти подсистемы в совокупности, с учетом их взаимодействия, образуют уже новую систему – систему управления как совокупность двух подсистем (управляющей и управляемой). Они объединяются в систему управления с помощью информационных связей.
Связь управляющей подсистемы с управляемой называется прямой связью. Такая связь имеется в любой без исключения системы управления (иначе не будет возможности управлять), противоположная по направлению действия связь (от управляемой подсистемы к управляющей) называется обратной связью. На рисунке 3.1 представлена структура управления.
u (t)
Y
Х
Рис 3.1. Структура системы управления
Следует отметить, что сущность управления на протяжении многих десятилетий остается неизменной. Определяя понятия «управление», классик менеджмента А. Файоль проводит шесть следующих функций (операций):
1. технические операции (производство, выделка и обработка);
2. коммерческие операции (покупка, продажа и обмен);
3. финансовые операции (привлечение средств и распоряжение ими);
4. страховые операции (страхование и охрана имущества и лиц);
5. учетные операции (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.д.);
6. административные операции (предвидения, организация, распорядительство, координирование и контроль).
Раскрывая смысла административной операции, А. Файоль поясняет: «Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;
· предвидеть, т.е. учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;
· организовывать, т.е. строить двойной – материальной и социальной – организм предприятия;
· распоряжаться, т.е. заставлять персонал надлежаще работать;
· координировать, т.е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;
· контролировать, т.е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».
Традиционно выделяют следующие три вида управления:
1.механическое или техническое управление (управление техникой, машиной, технологическими процессами на основе физических, математических, технических правил);
2.биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов с учетом законов природы, закономерностей развития тех или иных организмов (селекция, животноводство и др.)
3.социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).
Именно социальное управления является основной составляющей в содержании управления в целом. Особенностями социального управления являются:
а) объект – это всегда человек или группа людей;
б) возникающие в ходе социального управления отношения носят организованный, правовой характер;
в) социальное управление имеет властно – волевой характер, т.е. осуществляется на основе приоритета воли субъектов управления, закрепления за ними особых прав;
г) специальный субъект управления – органы власти или иное уполномоченное лицо.
Самым сложным по своей структуре является управление государством, которое в широком смысле представляет собой объединение групп людей (трудовых коллективов, общественных объединений, наций и т.д.).
Все перечисленные виды управления теоретически и практически соотносятся с управлением сферой обращения с отходами. Речь идет об эффективном управлении обращением отходами, в т.ч. твердыми, обеспечение которого является актуальной проблемой. Ее решение – основа восстановления экологического равновесия в биосфере.
В последние годы во многих странах мира учеными и специалистами был выполнен большой объем исследования по проблеме управления промышленными и бытовыми отходами, в результате чего были изучены различные аспектами управления отходами. Тем не менее, проблема отходов еще далека от своего окончательного решения. Суть проблемы не только в ее сложности и неполной изученности, но и в том, что производственные процессы постоянно развиваются, генерируя разнообразные по составу и опасности отходы, представляющие сегодня значимый неблагоприятный экологический фактор для населения. Количество отходов постоянно растет. Анализ накопленного в мире опыта обращения с отходами (темы 1 и 2) позволяет констатировать, что обществом были затрачены огромные материальные и финансовые ресурсы, приняты организационные меры на государственном и региональных уровнях, создана экономическая, нормативно-правовая и технологическая база. Однако проблема отходов по-прежнему, особенно для стран с переходной экономикой и развивающихся стран, входит в число важнейших проблем, стоящих перед обществом.
Данная проблема при всех национальных и региональных отличиях, формируется следующие схожие аспекты:
-объем отходов постоянно возрастает на душу населения и в абсолютных величина;
-состав отходов усложняется, появляется все большое количество экологически опасных компонентов;
-отношение населения к свалкам меняется и становится резко негативным;
-принимаются законы, ужесточающие правила обращения с отходами;
-предпринимаются попытка разработок новых технологий обезвреживания отходов;
-экономика и управление отходами усложняется. Возрастает цена утилизации отходов и это привлекает частный бизнес. Сбор и переработка отходов требует все более крупных инвестиций.
Есть ли выход из этой, казалось бы, патовой ситуации?
На этот непростой вопрос дает достаточно просто ответ И. Бабанин: «Как ни странно, решение этой проблемы отходов лежит в них самих: надо просто вспомнить, что твердые отходы – не однородная масса, а смесь множество материалов, имеющих различные полезные свойства и коммерческую ценность. Их надо научиться разделять на «сухие», «влажные» фракции, которые используются как вторичное сырье, подлежащее переработке и «хвосты», подлежащие захоронению на полигонах.
В соответствии с этой идеей актуален поиск нетрадиционных подходов к решению проблемы, которые требуют кардинальных изменений всей системы обращения с отходами.
Таким новым подходом в обращении с отходами является подход, названный Р. Мюрреем «Zero Waste». Происхождение термина «Zero Wasteсвязано с весьма успешной японской концепцией тотального качества. Он возник под влиянием идей типа «Zero Defects» («ноль дефектов») – чрезвычайно успешного подхода, посредством которого Toshiba смогла добиться выдающегося результата: один дефект на миллион деталей.
При переходе в область твердых отходов принцип «Zero Defects» назван «Zero Waste». Он имеет два значения:
- «ноль отходов»;
- «нет потерь».
В объединениях этих двух значений и заключается новый ресурсосберегающий принцип отношения к отходам производства и потребления, получающий все более широкое распространение. В соответствии с этим принципом отходы рассматриваются как сосредоточение ценных ресурсов, вовлечения которых в хозяйственный оборот взамен первичных материалов позволит предотвратить надвигающийся экологический кризис.
На практике данный подход реализуются успешно благодаря тому, что «Zero Waste» фиксирует внимание на всем жизненном цикле продукции.
Жизненный цикл продукции (ЖЦП) – это совокупность взаимосвязанных процессов последовательного состояния продукции при ее создании, использовании (эксплуатации) и ликвидации (с утилизацией и/или удалением).
Ниже (в других разделах) это понятие будет раскрыто более подробно применительно к определенным процедурам обращения с ТБО.
В рамках единого подхода «Zero Waste» сформулированы следующие требования:
· ответственность производителей продукции;
· экологическое проектирование производства продукции;
· уменьшение количества отходов;
· раздельный (селективный) сбор отходов;
· повторное использование и переработка отходов.
В условиях истощения мировых сырьевых ресурсов крайне нерационально как с экономической, так и с экологической точек зрения, закапывать в землю готовое сырье, пригодное для использования.
Главной проблемой использования такого сырья становится отделение от общей массы ценных компонентов, поскольку в смеси они практически не пригодны для переработки. Учитывая невозможность полноценной технической сортировки отходов, приоритетным является раздельный сбор отходов на этапе их образования.
В качестве еще одного примера международного сотрудничества и развития согласованной законотворческой деятельности следует назвать «Инициативу 3R» по обращению с отходами (от англ. Reduce – сокращение количества, Reuse – повторное использование, Recycle – повторное использование или возвращение в оборот, т.е. технологический процесс в качестве вторичного сырья), направленная на гармонизацию методов утилизации отходов и стимулирование научных исследований и технологий в области обращения с отходами. Данная инициатива, выдвинутая в 2004 г. Правительством Японии была поддержана представителями 19 стран в т.ч. России.
В последнее время к 3R добавилось еще одно R, т.е. 3R превратилось в 4R, а именно добавилось Recover – извлекать пользу (например, тепло-, электроэнергию).
4R рассматривают как основные принципы законодательства ЕС в сфере обращения с отходами.
Таким образом, современная политика развитых стран в системе обращения с отходами, основанная на подходе «Zero Waste», который предусматривает не только минимизацию образования отходов на протяжении всего жизненного цикла потребления продукции, но и извлечение при этом всех ценных сырьевых компонентов является наиболее эффективной формой их использования и дает возможность получать полноценные виды вторичного сырья и материалов, которые по своим качественным параметрам, зачастую, не уступают соответствующим видам первичного сырья и материалов. Одновременно за счет применения вторичного сырья может быть высвобождено значительное количество первичных ресурсов и извлечение из природной среды, предотвращая истощение последних. Такое увеличение ресурсного потенциала без крупных дополнительные финансовые поступления в доходную часть регионального бюджета. Кроме того, активизация работы по заготовке и переработке вторичного сырья открывает возможность увеличения рабочих мест и улучшения показателей трудовой занятости населения. Мировая инструкция рециклинга обеспечивает занятость около 1,5 млн. человек, а общая стоимость продукции, пополнениям в мире за счет рециклинга составляет примерно 300 млрд. долл.
Реализация перечисленных требований единого подхода «Zero Waste» к жизненному циклу продукция означает новую стратегию, в рамках которой можно преобразовать существующие сегодня экспоненциальные процессы производства отходов и избавления от них в интеллектуальные системы, позволяющие:
- использовать ресурсы, содержащиеся в отходах;
- создавая рабочие места, связанные с их переработкой.
Установленная опытом эколого-экономическая целесообразность решения проблемы отходов на принципах «Zero Waste», «Инициативы 3R» уже привела и приведет в перспективе к еще более выгодным решениям и новым правилам в сфере обращения с отходами, а потому их рекомендуется использовать с учетом национальных и региональных особенностей в практике страны с переходной экономикой. Важным условием (инструментом) для этого является создание средств информационной поддержки принятия решений: базы данных об отходах, технологиях, ресурсах потребителя; базы знаний об уровнях управления и типах мероприятий удаления, утилизации, переработки отходов; технологии поддержки принятия экспертных решений; учет и контроль на рынке вторичных ресурсов.
Изложенные принципы «Zero Waste» и 3R составляют основу построения современной системы обращения с ТБО как фактор ресурсосбережения. Организация ресурсосбережения при обращении с ТБО должны направлены на совершенствование их утилизации. Ресурсосберегающие технологии, построенные на принципах «Zero Waste» и 3R, обладают, как показывает опыт развитых стран, инвестиционной привлекательностью, способствуют активизации предпринимательской деятельности, направленной на конкретный хозяйствующий объект.
Проецируя процесс управления на отходы, можно заключить, что управление отходами – это комплекс условий и действий, направленный на выполнение целей, установленных в конкретное время и конкретное место. Цели управления отходами всегда отличаются во времени и «пространстве», т.к. различные условия и «зрелость» общества диктуют соответствующие требования.
Управление отходами осуществляется различными методами и требует наличия знаний и опыта в различных областях.
Как показано в подразделе 2.2., практика управления отходами достаточно сильно отличается и зависит от того под какую категорию попадает страна (развивающаяся или развитая), в каких условиях она применяется (в городских или сельскохозяйственных), для каких производителей она используется (муниципальных, промышленных и т.п.)
В связи с тем, то в первую очередь решаются проблемы санитарной очистки поселений, определяющая роль в управлении твердыми бытовыми отходами принадлежит службам жилищного хозяйства муниципальных образований. За счет средств соответствующих бюджетов они финансируют организацию сбора и вывоза отходов из жилых районов в места их размещения.
Таким образом, управление отходами для муниципальных и административных городских кварталов, которые как правило, находится в ведении органов местного самоуправления, реализируется в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
Основные компоненты системы управления отходами представлены на рис. 3.2
Начиная с 1991 г. Требования «Zero Waste» введены в законодательство стран ЕС, что привело к изменению ситуации с отходами. Фирмы оказались вынужденными проводить переоценку своих продуктов с точки зрения срока их службы и возможности их вторичного использования или переработки.
Однако даже в этих странах обращается внимание на то, то невозможно выйти из замкнутого круга проблем отходов путем простого уничтожения требований законодательно-нормативной базы сферы обращения с отходами. Одна из трудностей в разработке последовательной законодательной политики в области отходов состоит в том, что система, которая «производит» отходы – очень сложная и динамическая. В такой системе оптимизация одного из ее параметров не гарантирует решения всех проблем связанных с отходами. На самом деле, еще не ясно, какая из комбинаций обращения является лучше. Практическая реализация цели минимизация на пути практической реализации идеи минимизации отходов стоит несколько препятствий; из которых:
-производственная стратегия «запланированного износа»;
-потребительского проведения людей (стимулирует спрос);
-самого себе рынок отходов (как на удивление).
Все перечисленные ограничения влияют друг на друга, образую систему, в которой важную отрицательную роль играет стратегия «запланированного износа». Ее суть заключается в следующем.
В процессе борьбы за прибыль изготовители, производители изыскивают новые методы производства, которые приводят к экономии материальных ресурсов, энергии, времени, т.е. ресурсосбережению.
Но в этой объективной и позитивной картине содержится (как бы скрытно) огромная «ложка дегтя»! Данная картина становится сомнительной тогда, когда уменьшением износостойкостью продукции жертвуют в пользу прироста объема производства. Стратегия запланированного износа, сокращения срока службы продукта, производства изделий, «созданных, чтобы ломаться», или товаров одноразового использования ведет к увеличению потребления ресурсов и, следовательно, к росту объема отходов.
Именно такая стратегия привела к возникновению в обществе культуры одноразового использования изделий. Однако ясно, что ели общество не поощряет пути нейтрализации перечисленных препятствий, а также не разрабатывает оптимальный (системный) подход к решению проблем, то любая страна будет испытывать все большие сложности, связанные с размещением мощностей по захоронению отходов и все большими расходами на их эксплуатацию. Оптимальный подход должен привести к созданию оптимальных комплексных систем управления отходами на различных уровнях (от национального до поселка городского типа). Это одна из первоочередных задач общества, учитывающая в совокупности экологические, социальные, экономические, технологические аспекты решения проблемы.
В странах ЕС проблемы отходов и необходимость ее решения вызвали (начиная с конца ХХ столетия) появление самостоятельного направления природоохранной политики, для обозначения которого получил в этих странах широкое распространение термин «управление отходами» от англ. «waste managemebt»), обозначающий регламентацию и регулирование всех процессов обращения с отходами с целью уменьшения их количества и объема.
Системы управления отходами должны обеспечивать:
-с одной стороны, высокое качество услуг;
-с другой стороны, обращение с отходами, соответствующие природоохранным требованием.
Таким образом, при этом система должна быть комплексной и основывается на принципах:
-устойчивого управления отходами, когда через определенные периоды после начала действия программы имеющиеся достижения пересматриваются в сравнении с базовыми индикаторами с целью их улучшения и устанавливаются новые приоритеты для последующей деятельности:
-баланс экологических, экономических, технологических и социальных выбросов проблематики отходов;
-«загрязнитель платит»;
-самоокупаемость.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 268.