СЕНТЯБРЬ. Вторая неделя. Тема: Растения: строение, жизненные формы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
 

Цель: формирование представлений о растениях ближайшего окружения, их ярких признаках и названиях, о жизненных формах растений (дерево, куст, трава).

 

Специально организованная деятельность

 

Образовательная область. Тема занятия. Источник

Программные задачи

Методы, приемы, игры, упражнения

Дополнения (дидактический материал, пособия, картины)

 

Ребёнок и природа.

Вариант 1.

Тема: «Что растет на грядке?» (вариант 1)

 Формировать представления об огородных культурах (лук, горох, бобы, огурцы), их отличительных признаках: внешний вид, название, вкусовые качества. Развивать внимание, воображение. Воспитывать любознательность и интерес к природе

1. Сюрпризный момент: приход зайчика-всезнайки с различными овощами.

2. Д/игра “Назови правильно овощ, подбери картинку”.

Работа в паре: один ребёнок берёт картинку, а другой подбирает овощ, называет его форму и цвет.

3. Загадки об овощах.

4. Беседа о пользе овощей.

5. Д/игра «Где растёт?»

(в земле, над землёй).

6. Рассматривание иллюстраций, на которых изображено строение овощей: корень, стебель, листья, цветы, плоды.

7. Подведение итогов занятия

Натуральные овощи: морковь, картофель, помидор, огурец, лук, капуста; картинки овощей, иллюстрации о строении овощей.

Загадки:

В десять одёжек он плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовёшь,

Сам не заметишь, как слёзы прольёшь (Лук).                             А.Босев.

Голова на ножке,

В голове горошки (горох)

В.Фетисов

Две створки, а в них плоды,

На камушки похожи, зеленые они!

(Бобы)

Любит воду и тенёк,

Носит жёлтенький цветок.

Усы зелёные растит

И на зубах всегда хрустит. (Огурец)

В.Леонов

 

Ребёнок и природа.

Вариант 2.

Тема: «Знакомство с комнатным растением – бальзамин»

 Формировать представление о комнатном растении бальзамин. Уточнить и закрепить название частей растения: листья, стебель, цветок. Дать понятие о правилах поливки растений. Развивать познавательный интерес, умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием растения.

Воспитывать желание заботиться о растениях

1. Организационный момент: приход героя с комнатным растением.

2. Рассматривание листьев и цветов. (На веточках растут листочки. Какой они формы? Выберите у себя похожий по форме (у детей по два листочка, напоминающие по форме листья бальзамина и фикуса); Какого цвета листочки? Осторожно погладьте листочки пальчиками. Что еще можно сказать про листочки? (они гладкие, холодные); Что еще есть у бальзамина? (цветок).

3. Выкладывание на фланелеграфе модели бальзамина (горшочек, ствол с веточками, листочки, цветок).

4. Повторение. Вывод. Это комнатное растение – бальзамин. Оно растет дома в горшке. У него прямой, зеленый стебель с веточками. На веточках полукруглые, зеленые, гладкие листочки. Цветок живой, ему нужна вода.

5. Полив растения: «Носик лейки прислоню к горшку, чтобы вода текла осторожно, налью ее столько, чтобы цветок напился вдоволь. Все цветы живые, не могут жить без воды».

6. Подведение итогов занятия

Игрушка Лиса, комнатное растение, черенок, схема-рисунок строения растения, лейка.

Вопросы беседы:

- В чем растет наш цветок? (цветок растет в горшке, в земле)

- Какой у бальзамина стебель? (стебель прямой, толстый, зеленый)

- На что похож бальзамин, на траву или дерево?

- Что располагается на стебле? (на стебле есть веточки и листья, цветы)

- Сколько веточек на стебле, много или мало?

 

 

Элементарные математические представления.

Тема: «В огороде»

Формировать представление о способах словесного обозначения количества («один», «много»), способах установления равенства и неравенства групп предметов.

Развивать умение отвечать на вопрос «сколько?», сравнивать предметы по величине. Воспитывать интеллектуальные чувства, культуру познания

1. Организационный момент. Звучит аудиозапись песни «Урожайная» (А. Филиппенко). Дети едут в огород за овощами для супа.

2. Упражнения: «Переправа через речку» («одна» речка, «широкая», «один» мост).

«Собираем овощи» («много», «большой», «маленький»).

3. Физкультминутка «Огород».

4. Упражнение «Разложи» (овощи отдельно, фрукты отдельно).

5. Д/игра «Проводим козлика и зайчика домой». На столе две дорожки: длинная и короткая, домик из картона, изображение леса (проводим наших помощников домой. Дадим им гостинцы. Что дадим зайчику? Загадка. А козлику? Загадка).

6. Упражнение «Где живут?» («длинная» и «короткая» дорожка). Дети сравнивают дорожки (способом наложения, затем подбирают дорожки к домику и в лес).

7. Подвижная игра «Перепрыгнем через лужи».

8. Подведение итогов занятия: Какая была речка? Сколько луж мы перепрыгнули? Сколько овощей мы собрали? Сколько морковки мы дали зайчику? Сколько капусты мы дали козлику? Какая дорога была у козлика?

Муляжи овощей, корзинки, картонный домик и лес, картонные дорожки разной длины, доска, игрушечный козлик и зайчик, обручи.

Физкультминутка

В землю семена мы клали, (Указательным пальцем правой руки дотрагиваемся до левой ладошки) Их зарыли (Слегка царапаем ладошку) И полили. (Трясем кистью над ладошкой) Выросла капуста. (Складываем руки в замок) Выросла морковка. (Ладони прижимаем друг к другу) Лук, (Вытягиваем по два пальчика на обеих руках) Петрушка (Скрещиваем руки, растопыриваем пальцы) И подсолнух, (растопыриваем пальцы, руки прижимаем друг к другу тыльной стороной, ладони отгибаем) А еще картошка. (Показали кулачки) Вырос славный урожай, (Большой палец вверх) Поскорее собирай! (Пощипываем ладонь)

Загадки:

Хвост зелёный над землёю,

Под землёю красный плод,

Сладкий, сочный и хрустящий,

Как зовёт его народ? (Морковь)

С.Кашлев

Много платьев, много хруста,

Как зовут ее? (Капуста)

В.Нестеренко

 

Развитие речи и культура речевого общения

Тема: «Фрукты»

Обогащать активный словарь по теме. Формировать умение изменять существительные по падежам, правильно употреблять падежные формы с пространственными предлогами. Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя по картинкам. Воспитывать уважительное отношение друг к другу 

1. Организационный момент: чудесный мешочек с фруктами.

2. Д/игра «Большие и маленькие фрукты».

3. Д/игра «Какого цвета фрукт?».

4. Д/упражнение «Посчитай»

5. Д/упражнение «Чей фрукт?» (Моё яблоко, мой апельсин, моя груша и т.д.).

6. Рассматривание картинок с плодовыми деревьями, беседа. (Где выросли фрукты? Яблоки выросли… (на яблоне), груши выросли… (на груше). Откуда упали яблоки? (груши). Под каким деревом лежат яблоки? (груши). Во что мальчик складывает яблоки? (груши) и т.д.).

7. Пальчиковая гимнастика «Компот».

8 Д/упражнение «Какой приготовим сок?» (Из яблок – яблочный, из бананов – банановый и т.д.).

9. Д/игра «Опиши фрукт, мы отгадаем».

10. Подведение итогов занятия

Чудесный мешочек, муляжи фруктов, картинки с большими и маленькими фруктами, картинки с плодовыми деревьями.

Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много вот: ( Левую ладошку держат «ковшиком» пальцем правой руки мешают).

Будем яблоки крошить,

 Грушу будим, мы рубить.

 Отожмем лимонный сок,

 Слив положим и песок. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого пальца).

 Варим, варим мы компот.

 Угостим честной народ. (Опять варят и мешают)

 

 

Искусство: изобразительная деятельность (аппликация).

Тема: «Консервируем овощи»

Формировать у детей интерес к труду взрослых во время заготовки фруктов и овощей на зиму. Формировать умение наносить клей на детали и наклеивать их на лист бумаги. Закрепить названия цветов. Развивать точность и координацию движений. Воспитывать опрятность, настойчивость, чувство удовлетворения от выполненной работы

1. Организационный момент. Приход бабушки (би-ба-бо).

2. Игровая мотивация: поможем нашей гостье заготовить овощи на зиму – засолить огурцы и помидоры.

3. Рассматривание натуральных помидор и огурцов, определяют форму, цвет, сравнивают по величине. Воспитатель предлагает сначала "наполнить" банки огурцами, а потом поместить между ними помидоры.

4. Демонстрация и объяснение приемов изображения.

5. Самостоятельная работа детей.

6. Подведение итогов занятия

Предварительная работа: наблюдение за работой родителей во время заготовки фруктов и овощей на зиму.

Игрушка би-ба-бо бабушка.

Альбомные листы с силуэтным изображением банок, клей, кисти, салфетки, клеенка, вырезанные из цветной бумаги силуэты огурцов и помидоров

 

Искусство: изобразительная деятельность (рисование).

Тема «Трава и кусты»

Формировать представления об отличительных признаках растений (дерево, куст, трава). Развивать умение наносить штрихи и проводить в разных направлениях длинные и короткие прямые линии. Усложнение: изображение кустарника с ягодами. Воспитывать познавательное и гуманное отношение к природе

1. Организационный момент: приход героя (зайчика). Проблемная ситуация: как зайчику спрятаться от лисы?

2. Рассматривание осенних иллюстраций.

3. Дидактическая игра «Высокий – низкий».

4. Рассуждение «Для чего нужны растения?».

5. Упражнение-имитация «Растения на ветру».

6. Показ воспитателя.

7. Рисование травы и кустов.

8. Рассматривание рисунков, любование

Магнитофон, аудиокассета «Звуки природы»;

игрушка «Зайчик»;

иллюстрации «Осень»;

тонированные листы бумаги, цветные карандаши

 

Искусство: изобразительная деятельность (конструирование), Ребёнок и природа

Интегрированное.

Тема: «Деревья»

 Формировать умение рассматривать предметные картинки, сравнивать и обобщать предметы по существенным признакам. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения – деревьях; обратить внимание на сезонные изменения в жизни деревьев. Развивать умение конструировать простейшие поделки по образцу из природного материала. Воспитывать познавательное отношение к миру окружающей природы

 1. Организационный момент: загадка о дереве.

2. Рассматривание предметных картинок с изображением деревьев.

3. Д/игра «Плоды и листья». (Детям раздают карточки с изображением листьев деревьев и их плодов, по заданию необходимо определить пары картинок).

4. Д/упражнение «Покажи и назови части дерева».

5. Работа по образцу с природным материалом: «Сделай как я».

6. Самостоятельная деятельность.

7. Д/игра «Чем похожи, чем отличаются».

8. Подведение итогов занятия

Предметные картинки с изображением деревьев, природный материал.

Загадка:

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки (дерево)

С.Маршак

 

 

Нерегламентированная деятельность

 

Общение

Игровая деятельность

Познавательная практическая деятельность

Художественная

деятельность

Трудовая

деятельность

 

*Беседа «Комнатное растение»

Цель: формировать представления о необходимости выполнения элементарных действий по отношению к растению (полив).

*Рассуждение «Как помочь растениям?»

Цель: развивать умение отвечать на вопросы взрослых.

*Беседа «Растения нашего двора»

Цель: формировать представления об отличительных признаках растений ближайшего окружения.

*Беседа «Из чего состоит растение?» 

Цель: формировать представления о строении растения.

*Этюд «Высокие деревья, низкая трава»

Цель: изображать жизненные формы растений, отличительные признаки.

*Речевое упражнение «Опиши берёзу»

Цель: формировать умения находить отличительные признаки деревьев.

*Разговор-фантазия «Я - цветок»

Цель: формировать представления об отличительных признаках растений цветника

*Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

Цель: формировать умения взаимодействовать с детьми и взрослыми в игре.

*Д/игра «Опиши, мы отгадаем»

Цель: формировать умения описывать по картинке растение.

*Д/игра «Детки какой ветки»

Цель: формировать представления о строении растений: стебель, лист, цветок, плод.

*Д/игра «Чего не стало»

Цель: принимать задачу запомнить, сохранить в памяти 4-5 растений.

*Д/игра «Чудесный мешочек».

Цель: формировать умения узнавать овощи и фрукты по основным отличительным признакам.

*Д/игра «Найди листок, какой покажу».

Цель: формировать умения сравнивать, находить по образцу. 

*Д/игра «Растение, спеши в кружок».

Цель: формировать умения различать по описанию конкретные виды растений

*Наблюдение на прогулке «Какие деревья растут вокруг?»

Цель: развитие познавательной сферы.

*Наблюдение «Сравним дерево и куст»

Цель: развивать умение находить отличительные признаки.

*Наблюдение «Сравним куст и траву»

 Цель: находить отличительные признаки.

*Упражнение «Определи на вкус»

Цель: определять вкусовые  качества овощей, фруктов

*Рассматривание картинок с изображением деревьев, цветов, кустов

Цель: формировать представления об отличительных признаках растений ближайшего окружения.

*Чтение: Ю.Тувим «Овощи», «Гароднiна” (пер. Вялюгiна i С. Дзяргая), Я. Купала «Лiстапад»

Цель: приобщать к произведениям литературного искусства.

*Самостоятельная художественная деятельность с книжками-раскрасками «Овощи и фрукты»».

Цель: формировать представления о цвете овощей и фруктов

 

*Хозяйственно-бытовой труд.

 «Собираем листочки и ветки на участке»

Цель: привлекать к совместной деятельности со взрослыми.

*Труд в природе

«Поможем цветочкам дышать»

Цель: формировать умения вытирать пыль с крупных кожистых листьев комнатных растений.

*«Цветочек хочет пить»

Цель: выполнять трудовые действия по поливу растений

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 581.