УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВИТЕБСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
«ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Примерное тематическое планирование
Специально организованной
и нерегламентированной деятельности детей:
Вторая младшая группа
Практический материал
Часть 1
Витебск
2015
ББК 74.104
Печатается в соответствии с решением редакционно-издательского совета
государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»
Автор-составитель:
О.В.Остапюк , методист отдела дошкольного и начального образования Витебского областного института развития образования
Рецензенты:
Т.А.Ульянова, главный специалист отдела общеобразовательной подготовки управления образования Витебского облисполкома,
В.И.Жук, начальник отдела дошкольного и начального образования Витебского областного института развития образования
П 76 Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: вторая младшая группа: методико-практический материал. В 3 ч. Ч.1 – Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО», 2015. – 67 с.
В данном пособии представлено примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей дошкольного возраста, разработанное творческой группой заместителей заведующих по основной деятельности Железнодорожного, Октябрьского, Первомайского районов г.Витебска, г.Орши, г.Полоцка, г.Новополоцка. В материалах представлена система работы по организации и содержанию всех видов детской деятельности во 2-й младшей группе.
Материалы предназначены в помощь обучающимся на повышении квалификации, воспитателям дошкольного образования и руководителям учреждений дошкольного образования.
ББК 74.104
Введение
Планирование — научно обоснованная организация педагогического процесса учреждения дошкольного образования, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. Грамотно составленные модели образовательного процесса в учреждении служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи повышения качества образования. Обязательным локальным документом воспитателя дошкольного образования является план педагога по организации образовательного процесса. Единых правил ведения этого документа нет, он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Форма плана образовательной работы педагога обсуждается коллегиально на педагогическом совете и утверждается руководителем дошкольного учреждения. Существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:
- выделение целей и программных задач планирования на определенный период работы, с учетом требований учебной программы дошкольного образования;
- четкое определение результатов работы;
- выбор оптимальных путей, средств, методов для достижения планируемого результата.
План образовательной работы с воспитанниками – документ, по которому работают два воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Как бы ни был оформлен план образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:
- основываться на принципах: целостности и системности, развивающего образования, тематического построения образовательного процесса, интеграции образовательных областей;
- обеспечивать единство развивающих, обучающих и воспитательных задач образования воспитанников;
- обеспечивать соответствие содержания, форм и методов образовательной работы возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.
Алгоритм составления плана может быть следующим:
- выделение из учебной программы дошкольного образования и формулирование педагогической цели недели, задач развития детей;
- отбор содержания (из разных образовательных областей);
- отбор методов и приемов работы с детьми, в т.ч. индивидуальной;
- практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели;
- анализ реализации плана работы воспитателя за неделю.
Планирование образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Ему необходимо уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.
Однако не всегда педагогу удается грамотно спланировать свою деятельность в силу отсутствия педагогического опыта, дошкольного образования и др. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей второй младшей группы разработано с целью повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросам планирования. За основу взята структура планирования Жихар О.П., методиста высшей квалификационной категории отдела инновационных технологий в дошкольном образовании ГУО «Академии последипломного образования», описанная в статье «Основные подходы к примерному планированию образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста по реализации учебной программы дошкольного образования» (Пралеска. – 2013. – №7). Данный вариант написания плана образовательной работы с детьми 2-й младшей группы наполнен содержанием, которое разработано творческой группой заместителей заведующих по основной деятельности учреждений дошкольного образования Витебской области под руководством Остапюк О.В., методиста отдела дошкольного и начального образования ГУДОВ «Витебский областной институт развития образования» в соответствии с тематикой, предложенной ИРО, и учебной программой дошкольного образования.
Деление предложенных нами тем по месяцам условно. В зависимости от интересов детей, условий дошкольного учреждения, сезонных изменений в природе педагоги могут переносить темы или разрабатывать другие темы, соответствующие учебной программе дошкольного образования. В начале каждой темы определена цель недели. В специально организованной деятельности с воспитанниками представлен ряд занятий по отдельным образовательным областям, в том числе интегрированные; определены типы и темы занятий, программные задачи в соответствии с учебной программой дошкольного образования. Вид занятия (занятие-игра, занятие-сказка, занятие-загадка, занятие-вопрос, занятие-наблюдение, занятие-опыт и др.) педагог определяет самостоятельно, по своему усмотрению. В графе «Методы, приемы, игры, упражнения» представлен примерный алгоритм проведения занятия. В графе «Дополнения» подобран дидактический, демонстрационный и раздаточный материалы, а также тексты загадок, стихотворений, физкультминуток, пальчиковых игр и т.д.
Примерное планирование нерегламентированной деятельности включает виды детской деятельности: общение, игровая деятельность, познавательная практическая деятельность, художественная деятельность, трудовая деятельность. Во всех разделах представлены разнообразные формы работы с детьми по теме недели, определены цели. Из предложенных форм работы можно использовать не все, а выбирать наиболее подходящие для своей группы. Также в нерегламентированной деятельности целесообразно использовать другие темы, необходимые для предварительной работы или требующие повторения. Раздел «Игровая деятельность» представлен играми, решающими задачи темы недели. Данный раздел можно дополнять другими видами игр по другой тематике в зависимости от интересов детей, условий группы.
Использование практического материала позволит воспитателям дошкольного образования освоить систему планирования специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников, будет способствовать разностороннему развитию детей дошкольного возраста, повысит качество образовательного процесса.
Автор-составитель выражает благодарность педагогам учреждений дошкольного образования:
№ 11, 26, 27, 32, 92 Железнодорожного района г.Витебска;
№ 17, 98, 99 Октябрьского района г.Витебска;
№ 2, 52, 88, 93, 95, 96, 106, 110, 111 Первомайского района г.Витебска;
№ 2, 20, 23, 33, 35 г.Новополоцка;
№ 33, 34, 38, 39, 41, 42, 43 г.Орши;
№ 3, 7, 8, 12, 28, 31 г.Полоцка, принявших активное участие в разработке примерного тематического планирования специально организованной и нерегламентированной деятельности детей 2 младшей группы.
Примерное распределение тем по неделям
Вторая младшая группа
СЕНТЯБРЬ | ОКТЯБРЬ | НОЯБРЬ |
Наш детский сад | Домашние животные и их детеныши | Рукотворный мир: игрушки |
Растения: строение, жизненные формы | Рукотворный мир: одежда и обувь | Человек: строение, рост и развитие, потребности |
Осень. Сезонные изменения в природе | Обитатели живого уголка (растения, рыбы, птицы, животные) | Рукотворный мир: посуда |
Труд взрослых (помощник воспитателя, дворник и др.) | Наше здоровье (личная гигиена, самообслуживание, предметы гигиены) | Продукты питания. Труд повара |
ДЕКАБРЬ | ЯНВАРЬ | ФЕВРАЛЬ |
Зима. Сезонные изменения в природе | Каникулы | Безопасность жизнедеятельности |
Птицы: отличительные признаки, строение, потребности | Мой город (поселок, село) | Рукотворный мир: мебель |
Я и мир вокруг меня (социальное поведение, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми) | Культура питания | Транспорт. Труд водителя |
Зимние забавы. Новый год | Дикие животные и их детеныши | Животные и растения ближайшего окружения |
МАРТ | АПРЕЛЬ | МАЙ |
Моя семья | Улица. Дорога. Светофор | Рукотворный мир: предметы быта, бытовая техника |
Неживая природа (вода, воздух) | Свойства и качества материалов (дерево, стекло, ткань, бумага) | Неживая природа (песок, глина, камни) |
Весна. Сезонные изменения в природе | Насекомые: отличительные признаки, строение, потребности | Растения: отличительные признаки, потребности |
Каникулы | Здоровье. Труд врача | Мое настроение (радость, печаль, спокойное состояние и т.д.) |
Примерное тематическое планирование
Физкультминутка «Осенью»
Вдруг закрыли небо тучи,
Начал капать дождь колючий
Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть.
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги.
Н. Нищева
Дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки. Прыгают на носочках, держа руки на поясе. Приседают, держа руки на поясе. Идут по кругу, высоко поднимая колени
Развитие речи и культура речевого общения.
Тема: «Любуемся красотой осени»
Формировать умение рассматривать картины и отвечать на вопросы, согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе, закреплять произношение звуков «а», «и», «ц», «н», обогащать словарный запас: листопад, дождливая погода и др. Развивать артикуляционный и голосовой аппарат. Воспитывать интерес к занятиям
1. Сюрпризный момент (приходит мишка).
2. Рассматривание иллюстрации «Осень», вопросы.
3. Д/игра «Что нам осень подарила?» - упражнять детей в составлении предложений из личного опыта.
4. Физкультминутка « Листья».
5. Д/игра «Кто внимательный».
6. Д/игра «Расскажи про осень».
7. Подведение итогов занятия
Игрушка – медведь, таблицы, иллюстрация «Осень»,
Физкультминутка «Листья»
Искусство: изобразительная деятельность (лепка).
Тема: «Яблоки для ежа»
Формировать представления о правилах использования материалов для лепки, умение лепить предметы круглой формы (яблоки). Развивать сюжетно-игровой замысел. Воспитывать интерес к лепке
1. Загадка, сюрпризный момент.
2. Рассказ воспитателя, показ приемов лепки.
3. Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь.
4. Физкультминутка «Ёжик».
5. Рассматривание детских работ, обыгрывание (угощение ежа)
Игрушка (еж), глина, дощечки (клеенки).
Физкультминутка. «Ёжик»
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте).
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте)
Искусство: изобразительная деятельность (рисование).
Тема занятия:
«Осень на опушке краски разводила, и листву деревьев вмиг озолотила».
Формировать умение детей изображать явления окружающего мира, рисовать желтые листочки приемом примакивания. Развивать умение правильно держать кисть (чуть выше металлического наконечника). Воспитывать умение видеть красоту осенней природы
1. Стихотворение «Осень» Е.Трутнева.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит. Должно быть, это
Пролетает наше лето.
2. Вопросы, показ, объяснение, индивидуальная работа.
3. Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки».
4. Слушание грамзаписи.
5. Рассматривание работ
Макет дерева с осенними листьями, звукозапись: колыбельная из балета А.Хачатуряна «Гаяне», гуашь, кисти, подставки, ½ тонированного листа бумаги с нарисованным деревом.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки»
Раз, два, три, четыре, пять (начинаем загибать пальчики под счет);
Пойдем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки);
Листья березы, листья осины (загибать поочередно пальчики);
Листья тополя и рябины,
Листики дуба мы соберем
И букет домой принесем (вытянуть руки вперед, сжав пальчики в кулачки)
Искусство: изобразительная деятельность (аппликация).
Тема занятия: «Осенние листочки»
Формировать представление об аппликационной деятельности, цветовых сочетаниях элементов и фона. Развивать умение наклеивать простые формы. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, аккуратность
1. Сюрпризный момент (в группу залетел осенний листочек).
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят. (М.Ивенсон)
2. Рассматривание листочка.
3. Пальчиковая игра «Осенний букет».
4. Выполнение аппликации детьми, индивидуальная помощь.
5. Подведение итогов занятия. Рассматривание работ
Осенний листок. Листы тонированной бумаги по выбору детей. Полоски бумаги разного цвета, разорванные на кусочки (листики). Клей, кисть.
Пальчиковая игра
«Осенний букет»
Пошли пальчики гулять,
Стали листья собирать:
Красный листик, желтый листик,
А потом давай считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
С листьями осенними
Будем мы играть.
Листики осенние
Мы будем рисовать
Нерегламентированная деятельность
Общение
Игровая деятельность
Познавательная практическая
деятельность
Художественная
деятельность
Трудовая деятельность
*Беседа «Осень».
Цель: развивать умение отвечать на вопросы.
*Беседа «Подарки осени».
Цель: расширять и систематизировать представления детей о «дарах» осени
*Упражнение «Подскажи словечко».
Цель: обогащать и закреплять активный словарь по теме.
*Дискуссия «Что мы можем приготовить из овощей»
Цель: закрепить название овощей, где они растут.
*Рассказ «Осень золотая».
Цель: формировать умение описывать сезонные изменения.
*Рассказ воспитателя «Осень наступила».
Цель: расширять представления о приметах осени.
*Интервью «Как я работал на огороде».
Цель: закреплять представления о сезонных работах в природе.
*Этюд «Листопад».
Цель: формировать умение через движения передавать явления природы
*Д/игра «Когда это бывает?»
Цель: закрепить представление о временах года.
*Д/игра «Чудесный мешочек»
Цель: определять и называть овощи и фрукты на вкус; развивать чувственное восприятие.
*Д/игра «Назови одним словом»
Цель: обобщение овощей, фруктов, деревьев.
*Д/игра «Во саду ли, в огороде».
Цель: закреплять название овощей и фруктов, умение различать их.
*Игра-инсценировка «Сварим суп».
Цель: формировать умения действовать по тексту, развивать творческие способности.
*Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Цель: формировать умение действовать по сигналу.
*Подвижная игра «Мы –листочки».
Цель: развивать двигательные навыки детей.
*Игра на развитие воображения «Куда упал твой листочек?»
Цель: развивать у детей фантазию, воображение
Наблюдение за погодой
Цель: формировать умение определять погоду (ясно, пасмурно, ветер, дождь, холодно, тепло).
*Наблюдение за листопадом.
Цель: познакомить детей с явлением листопад.
*Наблюдение за трудом дворника.
Цель: развивать умение называть действия, которые производит дворник, называть орудия труда.
*Рассматривание плодов.
Цель: формировать умение различать и называть растения и их плоды.
*Опыт «Шуршит - не шуршит».
Цель: определить,
какие листья шуршат громче, мокрые или сухие.
*Составление букета из сухих листьев и веточек.
Цель: развивать фантазию, используя природный материал
*Аппликация: «Падают, падают листья»
Цель: закрепить навыки намазывания клеем листьев и приклеивания. Вызывать эмоциональное отношение к явлениям природы.
*Лепка «Овощи и фрукты»
Цель: закреплять умение лепить предметы круглой формы.
*Рисование: «Что за яблочко?»
Цель: упражнять в рисовании и закрашивании предметов круглой формы.
*Заучивание стихотворения А.Пушкин «Уж небо осенью дышало».
Цель: развивать память, дикцию, выразительность речи.
*Заучивание потешки «Огуречик».
Цель: развивать исполнительские способности.
*Чытанне «Едзе восень», В Рабкевiч.
Мэта: фарміраваць уменне слухаць i эмацыянальна ўспрымаць фальклорныя творы
*Хозяйственно-бытовой труд «Убираем на участке».
Цель: привлечь воспитанников к уборке листьев на участке.
*Труд в природе: «Поможем растениям»
Цель: формировать умение осуществлять элементарный уход за растениями; полив, рыхление.
*Сбор природного материала.
Цель: создать копилку «Подарки осени» (красные ягоды, красивые листья, семена растений, желуди)
*Сбор семян цветов с клумбы.
Цель: формировать представления о необходимости сбора семян цветов.
*Кормление птиц.
Цель: формировать умения осуществлять уход за птицами на участке.
*Сбор листьев, камешков, мусора на участке группы.
Цель: формировать представления о необходимости поддерживать порядок на участке.
*Труд в уголке природы.
Цель: формировать умения вытирать пыль с крупных кожистых листьев комнатных растений
СЕНТЯБРЬ. Четвертая неделя. Тема: Труд взрослых (помощник воспитателя, дворник и др.)
Цель: формирование представлений о труде работников дошкольного учреждения (воспитатель, помощник воспитателя, повар, дворник), доступных непосредственному восприятию ребенка
Специально организованная деятельность
Образовательная область. Тема занятия. Источник
Программные
задачи
Методы, приемы, игры, упражнения
Дополнения (дидактический материал, пособия, картины)
Ребенок и общество.
Тема: «Труд помощника воспитателя»
Формировать представления о профессиях, доступных непосредственному восприятию ребенка (помощник воспитателя), о некоторых видах его труда и простейших трудовых процессах.
Развивать потребность в чистоте и опрятности.
Воспитывать уважение к труду взрослых, желание оказывать им посильную помощь
1. Создание интереса к занятию. Проблемная ситуация: Что было бы в группе, если бы не было помощника воспитателя?
2. Беседа с помощником воспитателя о некоторых видах труда, чтобы в группе было чисто.
3. Физкультминутка «Как живем в детском саду?».
4. Наблюдение за процессом мытья посуды (закрепление понятий «мыть», «полоскать», «сушить»).
5. Д/игра «Какие предметы помогают помощнику воспитателя в работе?
- Это что за тарарам?
В нашей группе по утрам
Я не знаю, что мне взять
Чем мне в группе пыль убрать?
Помогите мне, ребятки,
Наведите здесь порядки.
(помощник воспитателя раскладывает на столе предметные картинки с бытовой техникой и другие картинки, не относящиеся к данной теме. Дети выбирают картинки с предметами, которые использует помощник воспитателя в работе, и объясняют, как они используются).
6. Речевое упражнение «Для чего нужны эти предметы?»
Тряпка (мыть пол, столы…); Ведра (наливать воду); швабра…, щетка…, пылесос… и др.
7. Подведение итогов занятия. Игра «Ласковое слово Ольге Ивановне»
Карточки со схематическим изображением предметов и орудий труда помощника воспитателя. Предметные картинки с бытовой техникой.
Физкультминутка «Как живем в детском саду?»
Как живем? Вот так. Большой палец вверх.
Как идем? Вот так. Маршируют.
Как сидим? Вот так. Приседают на корточки
Как едим? Вот так. Имитируют действия с ложкой.
Как спим? Вот так. Прикладывают сложенные ладошки к щеке.
Как молчим? Вот так. Прикладывают палец к губам.
Как шалим? Вот так. Надувают щеки и, хлопая по ним, сдувают
Ребенок и общество, Искусство: изобразительная деятельность (аппликация).
Интегрированное.
Тема: «Труд дворника»
Формировать представления о профессиях, доступных непосредственному восприятию ребенка (дворник), о его рабочем инвентаре.
Развивать умения создавать из готовых форм простые предметы.
Воспитывать интерес, внимание, доброжелательное отношение к окружающим
1. Создание интереса к занятию. Игра «Да, да, да» «Нет, нет, нет» (если согласны – хлопают в ладоши и говорят «да-да-да», если не согласны – топают ногами и говорят «нет-нет-нет».
2. Беседа с детьми о работе дворника.
3. Физкультминутка «Поможем дворнику убрать участок осенью» (дети имитируют движения: сметают мусор, сгребают и сносят листья и т.д.).
4. Д/игра «Найди предмет, который помогает дворнику убирать участок». (Чем подметают? (метлой, веником); Чем сгребают мусор? (граблями, лопатой); Во что складывают мусор? (в ведро, тележку); Чем поливают клумбы и моют дорожки? (шлангом); и т.д.).
5. Предложить детям сделать лопаты и подарить их дворнику.
6. Рассматривание образцов наклеенных воспитателем лопат.
7. Показ приемов составления лопаты из подготовленных элементов.
8. Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная работа с детьми.
9. Воспитатель предлагает детям пойти к Ефиму Марковичу, подарить ему лопаты и помочь собрать листики, веточки, камушки, подмести дорожки на участке.
10. Подведение итогов занятия
Карточки с изображением предметов: грабли, лопата, метла, веник, тележка, ведро, шланг.
Инвентарь для организации труда детей на участке.
Элементы лопаты (прямоугольник узкий длинный, квадрат)
Кисти, клеенки, тряпочки
Д/игра «Да-да-да»
- В детском саду работает много людей.
- В детском саду работают помощники воспитателей?
- В детском саду работает медсестра?
- В детском саду работает милиционер?
- В детском саду работает повар?
- В детском саду работает строитель?
- В детском саду работают воспитатели?
- В детском саду работает дворник?
Элементарные математические представления.
Тема: «Столько же, больше, меньше»
Формировать представления о способах установления равенства и неравенства групп предметов; о параметрах величины и соответствующих им величинных характеристиках объектов окружающего мира.
Развивать умение находить группы предметов «много» и «один» в обстановке знакомого помещения, группировать предметы по параметрам величины.
Воспитывать чувство уверенности в себе
1. Воспитатель предлагает помочь Ольге Петровне в уборке группы. (Сколько детей? (Много). Сколько помощников воспитателя? (Один). Поможем Ольге Петровне расставить посуду. Ой, как много блюдец, а чашек чайных, а ложек, а хлебниц? (Много). Дайте нам, пожалуйста, по одному блюдцу. (Пом. воспитателя дает каждому по одному блюдцу, по чашке, по ложке и т. д. Дети каждый предмет относят и ставят на стол). Сколько поставили блюдец? (Много). Чайных чашек? (Много). Ложек? (Много). Как узнать, хватит ли вам на всех? Один прибор лишний, т. е. приборов больше, чем детей. Убираем лишний прибор. Стало столько же, сколько детей. Всем хватает. Поможем помощнику воспитателя убрать. Что осталось на столе? (Ничего). Хорошие помощники).
2. Физкультминутка «Пылесос».
3. Д/игра «Что изменилось?» (Дети рассматривают предметы, закрывают глаза, определяют, что убрано со стола).
4. Д/игра «Поставь цветы в вазу и укрась группу».
На столе расставлено несколько ваз. Рядом - цветы по количеству ваз. Дети устанавливают, что цветов столько же, сколько ваз (в каждую вазу ставят по цветку). Можно поставить все цветы в одну вазу и т.д. Уточнить, стало ли цветов (ваз) больше, меньше, или осталось столько же, сколько было раньше?
5. Подведение итогов занятия
Чайная пара, ложки, хлебницы, тарелки (стоят стопочкой на раздаточном столе).
Вазы. Цветы
Физкультминутка
«Пылесос».
А теперь пылесос включаем.
Пыль из ковров выбираем.
Влево – раз, вправо – два,
Пыль по шлангу потекла.
Раз, два, три; раз, два, три
Нет нигде пыли, посмотри
Развитие речи и культура речевого общения, Искусство: изобразительная деятельность (рисование).
Интегрированное.
Тема «Кто у нас в группе трудолюбивый»
Формировать умения согласовывать и употреблять прилагательные с существительными в роде и числе. Развивать умения различать предметы по внешним признакам, правильно произносить звуки «у» и «б», осуществлять элементарные способы связей двух или нескольких предложений в контексте сюжетного рассказа.
Обогащать словарный запас. Развивать умение рисовать горизонтальные линии на бумажном силуэте ведра; развивать творческую инициативу.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим
1. Беседа по сказке “Колосок” (укр. нар.):
- Какой был петушок? (умный, добрый, трудолюбивый).
- Какими были мышата? (глупые, ленивые, лодыри).
- Вам нравятся мышата?
- Вы хотите быть похожими на них?
- А петушок вам нравится?
- Скажите, а кто у нас в группе трудится с утра до вечера, как петушок? Благодаря этому человеку у нас в группе всегда чисто и уютно.
2. Речевое упражнение «Волшебный микрофон. Я начну, а вы продолжаете» (дети передают друг другу микрофон).
- Ольга Петровна (помощник воспитателя) пыль… вытирает; посуду…убирает, моет; постели…застилает; стол для обеда…накрывает; детей на прогулку…одевает; ковры…пылесосит и т.д.
3. Игра «Подскажи слово» (с мячом). Ольга Петровна вытирает влажной тряпкой что? (пыль); убирает и моет что? (посуду); застилает что? (постель); накрывает для обеда что? (стол); одевает на прогулку кого? (детей); пылесосит что? (ковры).
4. Физкультминутка.
5. Речевое упражнение. (Как вода булькает, когда Ольга Петровна моет посуду? – «Буль-буль-буль» (дети повторяют хором и индивидуально); а когда на стол ставит, как посуда звенит? – «дзинь-дзинь-дзинь»; а когда ковер пылесосом чистит, как пылесос гудит? – «у-у-у».
6. Составление коротких рассказов с детьми, как работает Ольга Петровна.
7. Сюрприз для Ольги Петровны: раскрасить ведра красками и подарить их для работы (дети при помощи ватных палочек и гуаши горизонтальными полосами раскрашивают шаблоны ведер, вырезанных из белой бумаги).
8. Подведение итогов занятия
Предварительная работа: рассказывание детям сказки «Колосок» с показом иллюстраций к ней.
Иллюстрации к сказке «Колосок».
Микрофон
Мяч
Ватные палочки, гуашь, шаблон ведра из бумаги
Физкультминутка.
Мы затеяли уборку. Хлопают в ладоши.
Взяли в руки пылесос, Соединяют ладони.
По коврам его водили, имитируют движения при чистке пылесосом.
По коврам его возили.
Пыль втянул он через нос. Вдыхают воздух через нос.
Сделали уборку быстро, Разводят руки в стороны.
В нашей группе стало чисто. Хлопают в ладоши
Развитие речи и культура речевого общения.
Тема: «Труд взрослых»
Формировать умение составлять короткий описательный рассказ по игрушке (2-3 предложения). Развивать слуховое восприятие, умение понимать и употреблять некоторые обобщающие слова (игрушки, посуда), умение использовать словообразовательные связи отдельных знакомых слов. Обогащать словарь: больно, грустно, обидно. Воспитывать уважение к труду взрослых
1. Организационный момент. Приход почтальона с посылкой:
Здравствуйте, я - почтальон.
Шел к вам, торопился,
Вот, посылку вам принес,
В ней секрет таится.
Вы посылку открывайте,
В мои игры поиграйте!
2. Воспитатель достает из коробки иллюстрации, беседа с детьми: Кто нарисован на картинке? Как вы догадались? Как зовут вашего воспитателя? Что делает воспитатель?
3. Показ иллюстраций помощника воспитателя, повара, врача, беседуя с детьми.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Физкультминутка «Мы едем в детский сад».
6. Этюд «Волшебный колокольчик».
Колокольчик звенит:
- Превращаемся в детей, которые поливают цветы;
- Дети подметают пол;
- Дети копают землю;
- Дети играют на пианино;
- Дети пекут пирожки;
- Превращаемся в радостных детей.
7. Д/игра «Чудесный мешочек» (ребенок на ощупь достает из мешочка предметы и рассказывает, кому он нужен для работы и как им пользоваться. Предмет помещается возле картинки с изображением профессии: врача, воспитателя, повара, помощника воспитателя)
8. Подведение итогов занятия
Фуражка почтальона, посылка, иллюстрации профессий, колокольчик, мешочек, предметы труда людей по профессиям, картинки из серии «Детский сад».
Пальчиковая гимнастика.
Мы капусту рубим, мы морковку трем.
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем (дети имитируют движения руками)
Физкультминутка
«Мы едем в детский сад».
Дети делятся на 2 группы и становятся друг за другом, каждая группа у разных стен. По сигналу «поехали» дети, изображая руками движение колес, идут по кругу, встречаясь, они дают сигналы «би-би-би», чтобы машины не столкнулись
Искусство: изобразительная деятельность (лепка).
Тема «Блюдце»
Формировать представления о правилах использования материалов для лепки. Развивать умение декорировать изображение с помощью стеки. Воспитывать аккуратность
1. Сюрпризный момент. Доставка почтальоном посылки (чайный сервиз).
2. Рассматривание чайного сервиза, обращая внимание детей на количество предметов в сервизе, на узор, украшающий его.
3. Проблемная ситуация. В сервизе только одно блюдце. Предложить организовать мастерскую по изготовлению посуды и слепить блюдца из пластилина.
4. Рассматривание блюдца. (Какое оно? На что похоже? Как можно из пластилина вылепить блюдце?).
5. Показ приемов лепки с объяснением.
6. Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа с детьми.
7. Подведение итогов занятия. Приглашение кукол для чаепития
Цветной пластилин, доски, салфетки, стеки.
Образец чайного сервиза
Нерегламентированная деятельность
Общение
Игровая деятельность
Познавательная практическая
деятельность
Художественная
деятельность
Трудовая
деятельность
*Беседа «Труд взрослых нужно уважать».
Цель: воспитывать уважение к труду взрослых, начала трудолюбия.
*Беседа «Кто работает в нашем дошкольном учреждении».
Цель: развивать умение отвечать на вопросы воспитателя.
*Рассуждение «Как мы помогали дворнику приводить в порядок свой участок».
Цель: закреплять умение составлять короткий описательный рассказ.
*Беседа «Когда и почему нужно говорить вежливые слова».
Цель: развивать умение использовать вежливые обороты речи в общении.
*Ситуация общения: «Чем можно порадовать взрослых?»
Цель: развивать умения давать оценку хорошим и плохим поступкам детей.
*Ситуация невербальных отношений «Подари хорошее настроение».
Цель: с помощью движений, взгляда, мимики передавать радостное настроение.
*Словесная игра «Моя мама (папа) работает…»
Цель: развивать представления о труде взрослых как способе создания и преобразования предметов, необходимых людям
*Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
Цель: развивать умения отражать в игровых действиях внешнюю сторону деятельности и специфические действия человека.
*Д/игра «Кто работает в детском саду».
Цель: Формировать представления о профессиях, доступных непосредственному восприятию ребенка.
*Д/игра «Профессии. Кому что нужно для работы». Цель: уточнить представления о названиях предметов труда.
*Д/игра «Кто здесь был и что забыл»
Цель: дать представления о некоторых видах труда.
*Д/игра «Разложи по местам».
Цель: воспитывать уважение к труду помощника воспитателя.
*Д/игра «Пылесос».
Цель: замечать предметы, которые находятся не на своем месте (эти вещи попадают в «пылесос», как мусор).
*Д/игра «Укрась слово».
Цель: называть качества, которыми должен обладать человек определенной профессии (воспитатель какой? заботливый, внимательный, добрый и т.д.)
*Игра со строительным материалом «Мебель для кукол».
Цель: развивать умения конструировать по собственному несложному плану
*Наблюдение за трудом старших детей на огороде и в цветнике.
Цель: формировать представления о необходимости выполнения тех или иных трудовых действий по отношению к растениям.
*Наблюдение за работой дворника на участке.
Цель: развивать интерес к наблюдению за трудом взрослых, содействовать систематизации представлений о труде дворника.
*Сбор ярких шуршащих сухих листьев и веточек в корзины. Составление букета из них для украшения группы.
Цель: формировать эстетическое отношение к миру
*Чтение произведений «Колосок» (укр., обр. С.Могилевской), Т.Кляшторной “Паўцякалі цацкі», Е.Благининой «Бабушкины руки», Ю.Тувима “Овощи”, “Гародніна”
Цель: продолжить формировать умение воспринимать произведения художественной литературы и фольклора.
*Чтение произведения Т.Кляшторнай “Ветлівыя словы”
Цель: развивать умение использовать вежливые обороты речи в общении.
*Рассматривание альбома “Труд взрослых”
Цель: систематизировать представления у воспитанников о труде взрослых.
*Рассматривание серии картин «Профессии взрослых»
Цель: воспитывать уважение к труду взрослых и бережное отношение к продуктам их трудовой деятельности.
*Загадывание и отгадывание загадок о профессиях
Цель: формировать умения отгадывать загадки, развитие слухового восприятия.
*Самостоятельная художественная деятельность с книжками-раскрасками "Профессии" Цель: практиковать в аккуратном раскрашивании цветными карандашами, развивать умение штриховать в разных направлениях
*Совместный труд со взрослыми в группе «Поможем помощнику воспитателя навести порядок». Цель: формирование представлений о необходимости поддерживать порядок в групповой комнате.
*Совместный труд со взрослыми на улице «Поможем дворнику в уборке листьев на территории детского сада. Цель: воспитывать желание оказывать взрослым посильную помощь.
*Совместный труд с воспитателем по уборке участка (сбор ярких шуршащих листьев в корзины)
Цель: воспитывать начала трудолюбия.
*Совместный труд «Мытье игрушек».
Цель: развивать умения выполнять трудовые действия в соответствии с целью, поставленной взрослым.
*Собирание игрушек в конце прогулки.
Цель: развивать умения выполнять трудовые действия аккуратно, спокойно, не отвлекаясь
Д/игра «Попроси игрушку».
6. Упражнение «Превратись в игрушку» (воспитатель называет игрушку, дети изображают ее)
Красиво оформленная коробка, предметные картинки (пирамидка, юла, матрешка, мяч, машинка), мольберт или доска, игрушка Зайка.
Пальчиковая игра
«Игрушки в корзинке»
У меня игрушек много
С ними я люблю играть.
Этот пальчик пирамидка,
Этот пальчик желтый мяч.
Этот – красная машинка,
Этот – детская кровать.
Этот пальчик кукла Зина,
Я сложу их всех в корзину
Ребёнок и общество. Искусство: изобразительная деятельность (лепка).
Интегрированное.
Тема: «Игрушки»
Формировать представления детей о предметах рукотворного мира, ближайшего окружения (игрушки). Развивать интерес к познанию свойств и качеств предметов рукотворного мира. Закреплять умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней. Воспитывать бережное отношение к игрушкам
1. Сюрпризный момент «Андрюшка, привёз игрушки».
2. Д/игра «Разложи по местам».
3. Д/игра «Угадай-ка».
4. Д/игра с мячом «А у вас?».
5. Упражнение «Разложи по обручам».
6. Физкультминутка «Раз, два, три, четыре, пять».
7. Д/игра «Подбери признак».
8. Лепка «Неваляшка».
9. Обыгрывание готовых работ
Кукла Андрюша, набор игрушек, мяч, обруч, материалы для лепки
Развитие речи и культура речевого общения.
Тема: «Веселые игрушки»
Формировать умение правильно употреблять падежные формы с пространственными предлогами (в, на, за, под, около); одушевленные существительные с предлогом «у». Развивать пассивный и активный словарь по теме «Игрушки». Вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата; дифференцировать твердые и мягкие согласные [д] и [д’]. Развивать слуховое и зрительное внимание. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание делиться игрушками
1. Мимическое упражнение «Мы увидели игрушки и … (обрадовались, удивились, рассердились, испугались).
2. Д/игра «Где игрушка?» (под столом, на стуле, в коробке и т.д.).
3. Упражнение в отчетливом произношении и различении звукоподражаний (динь-динь, дон-дон). Хоровое произношение и индивидуальное.
4. Пальчиковая гимнастика «Посмотрите-ка, у нас все игрушки напоказ».
5. Игровое упражнение «У кого что?» (часть детей получает от педагога игрушки, а остальные говорят, у кого что есть: «У Маши кукла», «У Ромы мяч»).
6. Практическое упражнение на активизацию отработанной фразы. Предложить детям попросить друг у друга игрушку (с введением вежливых слов «пожалуйста», «спасибо»).
7. Подведение итогов занятия
Игрушки, расположенные в различных местах: на стуле, под столом, в коляске, около цветка, за кубом и т.д.; большой и маленький колокольчики
Развитие речи и культура речевого общения. Искусство: изобразительная деятельность (аппликация).
Интегрированное.
Тема: «Мишка с куклой»
Формировать умение, правильно пользоваться клеем и кистью. Развивать умение рассматривать игрушки и отвечать на вопросы, подводить к составлению небольших описательных рассказов по игрушкам. Закреплять понимание и употребление обобщающего слова «игрушки». Воспитывать интерес к изобразительной деятельности
1. Сюрпризный момент: приход в гости игрушек – куклы и мишки.
2. Вопросы воспитателя: Кто пришел к нам в гости? Как их можно назвать одним словом? Сравните, какой мишка, а какая кукла? Чем они похожи, а чем отличаются?
3. Образец рассказа педагога.
4. Игровое упражнение «Опиши игрушку» (2-3 ребенка по своему выбору описывают одну из игрушек).
5. Музыкальная пауза: танец «Мишка с куклой пляшут полечку».
6. Показ образца аппликации «Медвежонок», «Кукла».
7. Выполнение детьми аппликации, индивидуальная помощь.
8. Рассматривание работ, любование
Игрушки: кукла и медведь, листы цветной бумаги (по количеству детей), заготовки мишек и кукол из бумаги на каждого ребенка, клей, кисти, салфетки, клеенки, подставки для кистей.
Звукозапись «Мишка с куклой пляшут полечку» муз. В.Кочурбиной
Ребёнок и природа, Развитие речи и культура речевого развития.
Интегрированное.
Тема: «Наши друзья игрушки»
Формировать представления о предметах ближайшего окружения, их разнообразии, способах игры с ними. Развивать умения употреблять в речи ласковые слова, прилагательные, активизировать словарь: шерсть, мягкая, пушистая, клюёт, ласкает.
Уточнить представление о том, с кем животные живут в реальной жизни.
Вызвать желание проявить заботу о своих друзьях игрушках. Воспитывать любовь и бережное отношение к игрушкам
1. Игра «Назови ласково соседа» (передают цветочек).
2. Проблемная ситуация: пропали игрушки котик и цыпленок. Предположения детей (захотели жить как настоящие котик и цыпленок).
3. Составление рассказа по вопросам воспитателя: Какая шерсть бывает у котика? (Мягкая, пушистая, рыжая) Что есть у кота? (Туловище, голова, лапы и хвост) Хвост какой? (Длинный, пушистый) А что есть на голове? (Глаза, уши, нос, рот, язычок) А для чего коту язычок? (Чтобы лакать молоко, умываться) Котик большой или маленький? Давайте придумаем ему имя. А теперь назовём его ласково. Где живут коты, кошки? (В наших домах, в семьях, среди людей и люди заботятся о них) Так как они живут рядом с нами, какие это животные? (Домашние).
4. Физкультминутка «Заводные игрушки».
5. Описание цыпленка: А теперь вспомним, какой чудесный цыплёнок у нас. Какой по величине? (Маленький) Что можно ещё сказать о цыплёнке, какой он? (Жёлтый, пушистый) На голове у него что есть? (Глаза, клюв) Для чего ему клюв? (Клюёт, ест), Сколько у него лапок? (Две) Назовём ласково цыплёнка (Цыплёночек, цыпонька…).
6. Д/игра «Позовем свои игрушки ласково». (Игрушки вернулись. Дети рассказывают им, как они будут с ними играть и беречь).
7. Подведение итогов занятия
Игрушки: котик, цыплёнок, цветочек.
Физкультминутка
«Заводные игрушки»
Посмотрите, в магазине,
Все игрушки на витрине:
(Широко развести руки в стороны)
Заводные зайчики
Куколки и мячики,
Пушистые котята,
(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Матрешки, медвежата -
Все на полочках сидят
(Присесть)
С нами поиграть хотят.
(Прыжки)
Нерегламентированная деятельность.
Общение
Игровая деятельность
Познавательная практическая
деятельность
Художественная деятельность
Трудовая
деятельность
*Беседа «Расскажи о своей любимой игрушке»
Цель: развивать связную речь, внимание.
*Беседа «Как я играю с игрушками»
Цель: развивать активную речь детей, мышление; воспитывать бережное отношение к игрушкам.
*Рассказ воспитателя «Откуда к нам пришла игрушка?»
Цель: познакомить детей с историей возникновения игрушек.
*Проблемная ситуация «Почему плакала кукла?».
Цель: развивать умение решать проблемные ситуации, делать умозаключения; воспитывать положительное отношение к чистоте и аккуратности.
*Этюд «Новая игрушка», «Игрушка поломалась»
Цель: развивать эмоциональную сферу ребенка
*С/р игра «Магазин игрушек».
Цель: развивать умения принимать роль персонажа, который задан в сюжете игры.
*Д/игра «Что изменилось?»
Цель: развивать внимание, память.
*Д/игра «Найди игрушку»
Цель: развивать умения определять и называть, где находится игрушка по отношению к другим предметам, использовать в речи соответствующие предлоги.
*Д/игра «Найди игрушку по описанию».
Цель: использовать в игре умение находить игрушку по описанию; развивать умение ориентироваться в пространстве.
*Игры с конструктором.
Цель: развивать творческие способности, конструктивные навыки.
*П/игра «Закати мяч в ворота».
Цель: развивать глазомер, двигательные навыки.
*П/игра «Подарки».
Цель: закреплять умение действовать в соответствии с текстом и правилами игры
*Опыт «Что это?»
Цель: развивать наглядно-образное мышление, умение использовать предметы-заместители в игре.
*Обследование «Из чего игрушка?»
Цель: развивать умение подбирать игрушки по одному из признаков – качество материала (резина, пластмасса, мех и др.)
*Обследование «Найди игрушку на ощупь».
Цель: развивать тактильные ощущения, внимание, мышление.
*Чтение стихотворения Т.Кляшторной “Паўцякалі цацкі”
Цель: слушать и воспринимать стихотворное произведение на белорусском языке.
*Загадки бабушки-Загадушки про игрушки
Цель: формировать умение отгадывать загадки; развивать ассоциативное мышление.
*Настольный кукольный театр «Зайкава хатка».
Цель: развивать умение эмоционально и выразительно исполнять небольшие роли; воспитывать интерес к белорусскому языку.
*Лепка «Любимая игрушка».
Цель: закреплять представления о последовательности лепки предметов, состоящих из нескольких частей и способах соединения.
*Творческая мастерская «Изготовление погремушек»
Цель: научить делать погремушки из бросового материала, развитие мелкой моторики рук.
*Слушание музыки в записи «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.Чайковского
Цель: вызвать эмоциональный отклик на произведения
* Хозяйственно-бытовой труд «Все игрушки по местам!»
Цель: формировать навык поддерживать порядок в групповом помещении.
*Моем игрушки.
Цель: формировать навык пользования щеткой, мылом; закреплять знания о свойствах воды; мыть игрушки совместно со взрослыми воспитывать бережное отношение к игрушкам.
*Вытираем пыль
Цель: формировать умения протирать детскую и игрушечную мебель
Практический материал
Часть 1
Примерное тематическое планирование
Специально организованной
и нерегламентированной деятельности детей:
Вторая младшая группа
Автор-составитель
О.В.Остапюк
Корректура
Ю.А.Щуко
Подписано в печать 14.07.2015 Формат 60 х 84
Усл. печ. л. 3,7 Заказ 114 Тираж 40
Государственное учреждение дополнительного образования взрослых
«Витебский областной институт развития образования»
210602, г.Витебск, пр-кт Фрунзе, 21
Растиражировано на ксероксе ГУДОВ «ВО ИРО»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВИТЕБСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
«ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Примерное тематическое планирование
Специально организованной
и нерегламентированной деятельности детей:
Вторая младшая группа
Практический материал
Часть 1
Витебск
2015
ББК 74.104
Печатается в соответствии с решением редакционно-издательского совета
государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»
Автор-составитель:
О.В.Остапюк , методист отдела дошкольного и начального образования Витебского областного института развития образования
Рецензенты:
Т.А.Ульянова, главный специалист отдела общеобразовательной подготовки управления образования Витебского облисполкома,
В.И.Жук, начальник отдела дошкольного и начального образования Витебского областного института развития образования
П 76 Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: вторая младшая группа: методико-практический материал. В 3 ч. Ч.1 – Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО», 2015. – 67 с.
В данном пособии представлено примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей дошкольного возраста, разработанное творческой группой заместителей заведующих по основной деятельности Железнодорожного, Октябрьского, Первомайского районов г.Витебска, г.Орши, г.Полоцка, г.Новополоцка. В материалах представлена система работы по организации и содержанию всех видов детской деятельности во 2-й младшей группе.
Материалы предназначены в помощь обучающимся на повышении квалификации, воспитателям дошкольного образования и руководителям учреждений дошкольного образования.
ББК 74.104
Введение
Планирование — научно обоснованная организация педагогического процесса учреждения дошкольного образования, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. Грамотно составленные модели образовательного процесса в учреждении служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи повышения качества образования. Обязательным локальным документом воспитателя дошкольного образования является план педагога по организации образовательного процесса. Единых правил ведения этого документа нет, он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Форма плана образовательной работы педагога обсуждается коллегиально на педагогическом совете и утверждается руководителем дошкольного учреждения. Существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:
- выделение целей и программных задач планирования на определенный период работы, с учетом требований учебной программы дошкольного образования;
- четкое определение результатов работы;
- выбор оптимальных путей, средств, методов для достижения планируемого результата.
План образовательной работы с воспитанниками – документ, по которому работают два воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Как бы ни был оформлен план образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:
- основываться на принципах: целостности и системности, развивающего образования, тематического построения образовательного процесса, интеграции образовательных областей;
- обеспечивать единство развивающих, обучающих и воспитательных задач образования воспитанников;
- обеспечивать соответствие содержания, форм и методов образовательной работы возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.
Алгоритм составления плана может быть следующим:
- выделение из учебной программы дошкольного образования и формулирование педагогической цели недели, задач развития детей;
- отбор содержания (из разных образовательных областей);
- отбор методов и приемов работы с детьми, в т.ч. индивидуальной;
- практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели;
- анализ реализации плана работы воспитателя за неделю.
Планирование образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Ему необходимо уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.
Однако не всегда педагогу удается грамотно спланировать свою деятельность в силу отсутствия педагогического опыта, дошкольного образования и др. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей второй младшей группы разработано с целью повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросам планирования. За основу взята структура планирования Жихар О.П., методиста высшей квалификационной категории отдела инновационных технологий в дошкольном образовании ГУО «Академии последипломного образования», описанная в статье «Основные подходы к примерному планированию образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста по реализации учебной программы дошкольного образования» (Пралеска. – 2013. – №7). Данный вариант написания плана образовательной работы с детьми 2-й младшей группы наполнен содержанием, которое разработано творческой группой заместителей заведующих по основной деятельности учреждений дошкольного образования Витебской области под руководством Остапюк О.В., методиста отдела дошкольного и начального образования ГУДОВ «Витебский областной институт развития образования» в соответствии с тематикой, предложенной ИРО, и учебной программой дошкольного образования.
Деление предложенных нами тем по месяцам условно. В зависимости от интересов детей, условий дошкольного учреждения, сезонных изменений в природе педагоги могут переносить темы или разрабатывать другие темы, соответствующие учебной программе дошкольного образования. В начале каждой темы определена цель недели. В специально организованной деятельности с воспитанниками представлен ряд занятий по отдельным образовательным областям, в том числе интегрированные; определены типы и темы занятий, программные задачи в соответствии с учебной программой дошкольного образования. Вид занятия (занятие-игра, занятие-сказка, занятие-загадка, занятие-вопрос, занятие-наблюдение, занятие-опыт и др.) педагог определяет самостоятельно, по своему усмотрению. В графе «Методы, приемы, игры, упражнения» представлен примерный алгоритм проведения занятия. В графе «Дополнения» подобран дидактический, демонстрационный и раздаточный материалы, а также тексты загадок, стихотворений, физкультминуток, пальчиковых игр и т.д.
Примерное планирование нерегламентированной деятельности включает виды детской деятельности: общение, игровая деятельность, познавательная практическая деятельность, художественная деятельность, трудовая деятельность. Во всех разделах представлены разнообразные формы работы с детьми по теме недели, определены цели. Из предложенных форм работы можно использовать не все, а выбирать наиболее подходящие для своей группы. Также в нерегламентированной деятельности целесообразно использовать другие темы, необходимые для предварительной работы или требующие повторения. Раздел «Игровая деятельность» представлен играми, решающими задачи темы недели. Данный раздел можно дополнять другими видами игр по другой тематике в зависимости от интересов детей, условий группы.
Использование практического материала позволит воспитателям дошкольного образования освоить систему планирования специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников, будет способствовать разностороннему развитию детей дошкольного возраста, повысит качество образовательного процесса.
Автор-составитель выражает благодарность педагогам учреждений дошкольного образования:
№ 11, 26, 27, 32, 92 Железнодорожного района г.Витебска;
№ 17, 98, 99 Октябрьского района г.Витебска;
№ 2, 52, 88, 93, 95, 96, 106, 110, 111 Первомайского района г.Витебска;
№ 2, 20, 23, 33, 35 г.Новополоцка;
№ 33, 34, 38, 39, 41, 42, 43 г.Орши;
№ 3, 7, 8, 12, 28, 31 г.Полоцка, принявших активное участие в разработке примерного тематического планирования специально организованной и нерегламентированной деятельности детей 2 младшей группы.
Примерное распределение тем по неделям
Вторая младшая группа
СЕНТЯБРЬ | ОКТЯБРЬ | НОЯБРЬ |
Наш детский сад | Домашние животные и их детеныши | Рукотворный мир: игрушки |
Растения: строение, жизненные формы | Рукотворный мир: одежда и обувь | Человек: строение, рост и развитие, потребности |
Осень. Сезонные изменения в природе | Обитатели живого уголка (растения, рыбы, птицы, животные) | Рукотворный мир: посуда |
Труд взрослых (помощник воспитателя, дворник и др.) | Наше здоровье (личная гигиена, самообслуживание, предметы гигиены) | Продукты питания. Труд повара |
ДЕКАБРЬ | ЯНВАРЬ | ФЕВРАЛЬ |
Зима. Сезонные изменения в природе | Каникулы | Безопасность жизнедеятельности |
Птицы: отличительные признаки, строение, потребности | Мой город (поселок, село) | Рукотворный мир: мебель |
Я и мир вокруг меня (социальное поведение, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми) | Культура питания | Транспорт. Труд водителя |
Зимние забавы. Новый год | Дикие животные и их детеныши | Животные и растения ближайшего окружения |
МАРТ | АПРЕЛЬ | МАЙ |
Моя семья | Улица. Дорога. Светофор | Рукотворный мир: предметы быта, бытовая техника |
Неживая природа (вода, воздух) | Свойства и качества материалов (дерево, стекло, ткань, бумага) | Неживая природа (песок, глина, камни) |
Весна. Сезонные изменения в природе | Насекомые: отличительные признаки, строение, потребности | Растения: отличительные признаки, потребности |
Каникулы | Здоровье. Труд врача | Мое настроение (радость, печаль, спокойное состояние и т.д.) |
Примерное тематическое планирование
специально организованной и нерегламентированной деятельности
детей второй младшей группы
Дата: 2019-02-25, просмотров: 1424.