История науки демонстрирует общую тенденцию научного познания по ступеням человеческой культуры.
Британский философ и социолог К. Поппер (1902-1994) высказал мысль о том, что в философии науки акцент надо делать не на изучение структуры науки, но на ее развитие. Отсюда следует, что анализ науки должен существенно опираться на историю науки. Значение истории науки для философии науки состоит в том, что только история науки показывает науку как процесс последовательной смены стандартов рациональности.
8.2.1. Общее понятие истории науки
Термин «история» употребляется в двух смыслах — в смысле определенного рода процесса и в смысле науки о таком роде процессов. Историю как процесс, писал в свое время Ф. Энгельс, «мож-
173
но ... разделить на историю природы и историю людей» [49. С. 16, примечание]. Природная и социальная реальность распадаются на хорошо отграниченные друг от друга качественно различные области и сферы. Это позволяет ввести понятие частной истории объектов и систем, которая характеризуется пространственно-временной областью своей реализации (история Солнечной системы, геологическая история Земли, история шумерской цивилизации и т. п.). Эта пространственно-временная область может быть названа полем истории.
История как процесс в самом общем случае предстает в виде временной последовательности состояний объектов и систем поля истории. В случае неизменности состояний элементов поля истории можно говорить о застойной фазе истории как применительно к конкретным элементам поля, так и к полю в целом. При чисто количественных изменениях история сводится к простой эволюции объектов и систем. Коренные качественные изменения состояний в поле истории знаменуют различного рода революционные перевороты. Любая реальная история представляет собой сложную конфигурацию возникновения, гибели, взаимодействия элементов поля истории, этапов их относительной устойчивости, эволюционного и революционного изменений.
Общепринятое понимание истории как процесса исключает сведение онтологической природы элементов и систем поля истории к объективной реальности в смысле материи [83. С. 141]. При таком сведении из объема общего понятия «история» должна быть исключена самостоятельная история знаний, духовных ценностей культуры и всех других проявлений человеческого духа, не подпадающих под философское понятие «материя». Ясно, что в качестве общего признака всех реальных историй не может фигурировать онтологический статус поля истории и его элементов, ограничиваемый объективной реальностью, материей. Общее понятие «история» должно быть нейтральным по отношению к философски определяемому онтологическому статусу поля истории. Такая нейтральность, разумеется, не исключает взаимного влияния, взаимодействия элементов исторических процессов разного онтологического статуса — материального и идеального.
История как процесс является предметом исторической науки (истории как науки), которая занимается эмпирическим и теоре-174
тическим познанием этого процесса. История науки как научная дисциплина дает описание реального исторического процесса научного познания в хронологическом порядке. Объяснение исторических событий с использованием понятия «закон» (горизонтального взаимодействия объектов, принадлежащих к одному временному периоду, и вертикального взаимодействия в смысле зависимости текущих состояний от прошлых состояний объектов поля истории) делает историю как познание наиболее сложным и интересным явлением.
Элементами поля истории науки как процесса являются прежде всего различные виды, формы, методы научного познания. История науки как научная дисциплина изучает процессы формирования, развития, взаимодействия указанных элементов как в горизонтальной, так и в вертикальной структурах исторического процесса. Всеобщая история науки (и техники) изучает результаты научного познания в хронологическом порядке во всемирном масштабе. Всемирная или национальная история отдельных отраслей науки и техники (история физики, история математики, история языкознания и т. п.) прослеживает результаты специальных научных дисциплин по тем же фазам, что и всеобщая история науки. Отраслевая история обычно сопровождается развернутым анализом вклада выдающихся ученых в развитие соответствующей отрасли науки.
История науки может разрабатываться на разных уровнях абстракции. Она может ориентироваться на хронологическое изложение научных результатов с учетом социокультурного (цивили-зационного) контекста их появления или только с учетом внутренней логики научного познания. Внутренняя история науки соединяет хронологию с анализом логических взаимосвязей результатов научного познания с научными результатами предшествующих этапов развития науки, а также «горизонтальных» взаимосвязей научных достижений. Истории отраслей науки тяготеют обычно к форме «внутренней истории науки». Направление в философии науки, считающее внутренние факторы (прежде всего логику возникновения и решения научных проблем) единственной определяющей причиной эволюции науки, называется интернализмом.
История науки в социокультурном контексте расширяет поле истории науки за счет подключения к результатам науки обще-
175
культурных факторов, трактует историческое движение науки во взаимосвязи с разными формами культуры в рамках конкретных исторических цивилизаций. Положительным моментом рассмотрения науки в социокультурном контексте является реалистическое объяснение множественности исторических форм и воплощений науки их зависимостью от социокультурного и национального контекстов возникновения и развития научных знаний. Здесь прослеживается влияние на науку культуры в целом и отдельных ее элементов (экономика, политика, идеология, религия, философия, искусство и др.). История науки помогает философии науки уточнять и развивать модели науки на основе детальной истори-ко-научной информации. Направление в философии науки, считающее, что единственным решающим фактором, определяющим структуру, характер и направление эволюции науки, являются социальные условия и ориентиры научной деятельности ученых (культурно-исторический контекст, социоэкономические условия, социальный заказ и т. п.), называется экстернализмом.
8.2.2. Первобытная культура и наука
Исходным пунктом динамики науки в культурологическом плане является древняя преднаука. Под преднаукой понимается исторический этап (преимущественно — период неолита) развития тех знаний, которые, говоря метафорически, одной ногой стояли на почве разума, а другой — на почве вненаучных форм познавательного отношения к миру. В части внешнего описания вещей и явлений действительности знание этого исторического периода было рациональным. Вненаучным это знание было в части объяснения и предсказания соответствующих явлений. Внена-учные формы познавательного отношения к миру представлены, в частности, тотемизмом (объяснение событий и судьбы человека почтительным или непочтительным отношением к животному или растению, являющемуся покровителем рода — тотемом, объектом религиозного почитания), магией (признание сверхъестественного характера воздействия некоторых вещей на другие вещи и на человека). Тотемные обряды посвящения (в жизнь рода) сопровождались пением гимнов, в которых рассказывались мифы о происхождении и развитии мира, человека с точки зре-176
ния тотемных представлений. Магия, по Дж. Фрейзеру (1854-1941), представляет собой ложное причинно-следственное увязывание явлений, ошибочное объяснение того, как действуют вещи в мире. Выделяются хозяйственная магия (например, обряды вызывания дождя, обеспечения удачи на охоте и др.), лечебная (предохранительная) «белая» магия, вредоносная (деструктивная) «черная» магия. В рамках магии формировались зачатки опытного познания. Мифы представляют собой прототипы теорий, в которых силы природы персонифицированы. Ионийские греки позднее пересказали эти мифы без отсылки к действию богов.
Интересы первобытного человека были строго ограниченными (локальными) и практическими. Первобытный человек ясно осознавал различие между областью опыта, в которой он мог управлять вещами, и областью, в которой он должен был полагаться на ритуалы и магию. Находясь в практическом отношении к миру, человек мог извлекать для себя пользу из окружающей среды. Так формировалась область наблюдательных и описательных знаний, составляющих основу искусства охоты и собирания плодов.
Начала рациональной области знания формировались под влиянием наследственно передающихся координированных действий в системе «глаза — руки». Именно здесь коренятся основы рациональной науки механики. Благодаря наблюдению возникла практика классификации явлений, которая закрепляла накопленные биологические и отчасти химические знания. Фиксация подобия явлений и процессов создала предпосылки для рассуждений по аналогии, подкрепляемых накопленными наблюдениями. Примерами таких рассуждений являются рассуждения древних египтян о небесном мире как равнине, через которую протекает «небесный Нил» — Млечный Путь. Древние вавилоняне уподобляли мир большому шару, в котором звезды подвешены к потолку. После изобретения колеса появилось представление о вращении небес вокруг своей оси. Смена времен года связывалась с вызывающими их регулярными небесными явлениями. По аналогии влияние небес на материальный мир распространялось на жизнь человека (астрология).
В ходе охотничьей практики было найдено решение многих механических и технических проблем: гарпун со съемным наконечником, лучковое сверло, составной лук, лодка и др. Лук — это пер-
177
вая используемая человеком машина, основанная на медленном накоплении энергии при натягивании тетивы и быстром ее расходовании в момент пускания стрелы. Лучковое сверло является примером поддерживаемого вращательного движения, использование которого привело, в частности, к возникновению прядения. Проверяемое в процессе земледелия отношение труда к его результатам привело к расширению знаний причинно-следственных связей, ставших основой рациональной и осознанной науки.
Знание основ геометрии и арифметики реализовалось в ткачестве, в плетении корзин, создании глиняных сосудов. Последнее сделало возможным выплавку металлов (меди) и появление первоначальной химии. Были освоены плавка и литье металлов, отработана технология обтесывания и шлифования каменных орудий. Для изготовления сложных украшений, сосудов, статуй использовались сварка, паяние, клепка. Применение кирпичной кладки привело к формированию идей прямого угла, прямой линии, площади и объема геометрических фигур. Расчет объема пирамид древними египтянами предвосхитил методы интегрального исчисления.
Возникли практическая астрономия и география, связанные с поиском земли по звездам при плавании в открытом море. Развитие наземного транспорта базировалось на идеях использования силы животных и колеса, прикрепляемого к колеснице, в частности, с помощью примитивного (кожаного) подшипника. Основы механики были заложены использованием рычага и наклонной плоскости при строительстве огромных пирамид и храмов. Сформировались процедуры измерения количества предметов в ходе товарного обмена и распределения продуктов (метод сопоставления совокупностей предметов) и стандартные единицы измерения. Сначала предметы сопоставлялись десяти пальцам рук, а затем в практику вошло сопоставление предметов совокупности камней, что положило начало калькуляции. Замена камней бусинками привела к возникновению первой счетной машины — счетов. Переход к действиям с обозначениями предметов привел к простейшим операциям сложения и вычитания без подсчета реальных предметов. Практика вычислений положила начало созданию лунного и солнечного календарей, закреплявших число дней в году, число часов в сутках, число минут в часе. 178
Человек опытным путем изучал сложные химические реакции в ходе выплавки руд, очистки металлов, их окраски и покрытия глазурью. Первобытные химики знали, по меньшей мере, девять химических элементов — золото, серебро, медь, олово, свинец, ртуть, железо, серу, углерод. Они различали сплавы таких элементов, как цинк, сурьма, мышьяк. Решающим шагом в истории химии являлась практика химического анализа — отделения металлов, находящихся в сплаве или в виде примеси в рудах. Древние химики были знакомы с основными принципами окисления и восстановления. При попытках сделать медь похожей на золото они получили бронзу, глазурь, которая впоследствии послужила основой для производства стекла. Из поразительных химических преобразований ранние химики сделали вывод, что нет границ для таких преобразований. Этот вывод составляет содержание мистического суеверия, получившего название алхимии.
8.2.3. Античная грекоязычная наука
Цивилизация может усваивать научные результаты других (предшествующих или современных ей) цивилизаций, не добавляя к этим результатам науки ничего нового и оригинального. В таком случае развитие науки не является ее спонтанным ростом в рамках данной цивилизации. Это неинтересный случай для философии науки. Интерес представляет процесс роста продуктивной науки (коренное качественное изменение научных методов и представлений), отдельных ее отраслей в рамках отдельных цивилизаций и общие для цивилизаций закономерности такого роста. В представленном ниже кратком обзоре развития науки в различных цивилизациях мы следуем в основном анализу американского историка и культуролога Крёбера [35].
В развитии грекоязычной науки выделяются философский, александрийский периоды, период затишья, промежуточный период и этап упадка. Философский период с 585 по 440 год до н. э. является периодом роста науки, сосуществовавшей с философией. К этому периоду относится деятельность девяти ученых, среди которых выделяют двух выдающихся мыслителей — Фалеса и Пифагора. Фалес, первый признанный философ, был основателем геометрии и астрономии (предвидение солнечного затмения). Пи-
179
фагор сформулировал известную теорему о прямоугольном треугольнике, открыл соотношение длины струны и высоты тона, выдвинул идею шарообразности Земли.
Александрийский период — период расцвета грекоязычной науки и разделения науки и философии. Величайшим ученым этого периода был Аристотель. К концу периода получили распространение несколько космологических гипотез: гипотеза Экфанта о вращении Земли, геоцентрическая система вращающихся сфер Евдокса, Калиппа и Аристотеля, геогелиоцентрическая гипотеза (Солнце и Земля вращаются вокруг общей точки) Гераклита. В этот период медицина получила значительный импульс, связанный с именем Гиппократа. В александрийский период были высказаны все продуктивные идеи классической греческой науки (теория конических сечений в геометрии, теория чисел в математике), окончательная разработка которых осуществлена на следующем этапе кульминации.
Александрийский период длился 280 лет (440-120 до н. э.). Собственно кульминация научных достижений приходится на период с 310 по 120 год до н. э. Этот период характеризуется высшими достижениями Эвклида (аксиоматизированная эвклидова геометрия), Архимеда (основы статики и гидростатики с знаменитым законом Архимеда: на тело, погруженное в жидкость, действует сила, равная весу вытесненной им жидкости; теория «простых механизмов» — рычага, клина, блока, бесконечного винта, лебедки, а также боевых машин и мн. др.), Эратосфена (прием нахождения всех простых чисел, меньших, чем заданное число п; решение задачи удвоения куба; наилучшее для своего времени приближенное определение размеров Земли и др.), Аполлония (обобщенная теория конических сечений). В этот период работали также Гиппарх (открытие прецессии равноденствий, первые шаги в тригонометрии), Ктесибий (прикладная механика).
Период затишья длился 240 лет (120 до н. Э.-120 н. э). Это период качественной стабильности и количественного роста. Новыми моментами в динамике науки являются отделение арифметики от геометрии и тригонометрии от астрономии в качестве самостоятельных сфер научной деятельности, а также расцвет прикладной механики при Героне (учение об измерении площадей, поверхностей, объемов тел, движении колес и цилиндрических валов;
180
баллистика, теория жидкостей и газов, водяные часы и автоматы и др.). В этот период Птолемей окончательно формулирует достижения греческой астрономии, Папп излагает старую греческую математику «в новом облачении», Диофант создает «диофантову алгебру», отличающуюся от геометрической алгебры предшественников.
В результате нашествия варваров прекратила свое существование греко-римская цивилизация, была уничтожена ее материальная культура. Как пишет Дж. Бернал, «мало что сохранилось от философских традиций и почти ничего — от науки» [9. С. 137]. Ученые позднего классического времени нашли убежище в лоне церкви.
8.2.4. Арабская наука
С упадком Римской империи начался переход к феодализму в Западной Европе, который свел к минимуму спрос на науку. Развитие науки переместилось в Среднюю Азию и Персию, где господствовал ислам. Арабская наука стала лидером научной динамики. Термин «арабская наука» обозначает этап развития науки, которая почти целиком осуществляется на арабском языке. Выделяются две фазы существования арабской науки — более ранняя восточная и более поздняя западная арабская наука (Испания, Марокко). Общее время развития арабской науки охватывает период с 750 по 1200 год. Расцвет арабской науки относится к IX-XI векам. Высочайший пик развития приходится примерно на 1000 год. К1050 году непрерывное развитие арабской науки прекращается, с 1200 года начинается стремительный упадок.
Арабская наука началась с усвоения эллинистической науки. К этому добавилось усвоение результатов индийской науки. В целом арабоязычные ученые тяготели к совершенствованию достижений науки греко-римской цивилизации, к составлению энциклопедий по разным отраслям научного знания. Однако они расширили науку классической цивилизации за счет заимствований из науки Индии и Китая. Оригинальный вклад арабоязычные ученые внесли в тригонометрию (имеющую большое значение для астрономии и топографических съемок), арифметику и алгебру (введение арабских цифр), химию (опыты с большим количеством
181
цеств (лекарствами, солями, драгоценными металлами) и про-хсов), оптику (развитие представлений о преломлении световых лучей при переходе из одной прозрачной среды в другую, изобретение линз}, астрономию (систематические астрономические наблюдения). Среди выдающихся арабских ученых выделяются Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рошд (Аверроэс), оптик Ибн-аль-Хайтам, медик аль-Рази, историк Ибн-Хальдун и др.
8.2.5. Наука периода становления западноевропейской цивилизации
Становление западноевропейской цивилизации прошло несколько этапов — раннее средневековье (V-XI века), позднее средневековье (XI-XIV века), Возрождение (XIV-XVI столетия), Новое время (XVI — первая половина XIX столетия), Новейшее время (со второй половины XIX века).
Средневековая наука. В последнее время высказано мнение, что вклад средневековья в науку недооценивается. Безусловно, средневековые ученые были компетентны в рассуждениях и проведении опытов. Однако их эксперименты были изолированными и не вели к каким-либо научным революциям. Возрождение христианства в Европе принесло стремление научить духовенство мыслить и писать в целях укрепления притязаний церкви. В этой связи открываются соборные школы (Шартр, Реймс), а позже — университеты (Париж, Болонья, Оксфорд, Кембридж, Падуя, Неаполь, Саламанка, Прага, Краков, Вена). В университетах преподавались семь «свободных искусств». К их числу относились грамматика, риторика, логика (диалектика), арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Затем к этому добавлялось изучение философии и теологии. Науки в преподавании указанных дисциплин было мало, однако оно пробуждало у учащихся интерес к знанию и спору. Общее средневековое воззрение на мир сводилось к картине сфер Луны, Солнца, планет, неподвижных звезд. Противовесом миру сфер считался подземный мир. Весь мир трактовался как созданный актом божественного творения, чтобы в конечном итоге быть разрушенным.
Ученые средневековья внесли частные улучшения в астрономические вычисления, вклад в тригонометрию и усовершенство-182
вали конструкцию некоторых инструментов (например, простейшего секстанта). Достижения средневековых ученых собственно в науке сводятся к заметкам св. Альберта по естественной истории и минералам, трактату императора Фридриха II об охотничьих птицах и пионерским экспериментам Петра Пилигрима по магнетизму.
Более существенен вклад средневековья в развитие известной и ранее техники — транспортных машин, подъемных кранов, водоподъемных машин, дробильных мельниц, ручного ткацкого станка, сверлильного станка, лесопильной рамы, водяного колеса, парусных судов, механических часов и др.
Следовавшая за эпохой средневековья эпоха Возрождения сумела решить лишь немногие из поднятых проблем, но она подготовила почву для последующего их решения в рамках совершившейся в эпоху первых буржуазных революций и промышленного переворота научно-технической революции. «Подготовка почвы» включала, в частности, культивацию таких принципов, как отказ от феодальных идей иерархии, светское отношение к обществу, персонификация религии (вера как не опосредованное церковью отношение человека к богу), индивидуализм, независимость мнений и поведения, активно-творческое отношение к жизни, культ знания и умения, соединение науки и технического ремесла, сосредоточенность на проблемах земной жизни.
Наука эпохи Возрождения имела описательный характер. Научные описания охватывали все области человеческого опыта. Описательный характер имели сферическая астрономия Коперника (сопровождавшаяся развитием достаточно точных математических методов, позволяющих ясно излагать гипотезы и проверять их с помощью вычислений), анатомия человеческого тела Веза-лия; сюда можно также добавить описание и измерение отдельных частей человеческого тела и его пропорций (Да Винчи), описание металлургической, стекольной, химической промышленности, металлов (цинк, висмут, кобальт) и минералов, животных и растений Старого и Нового Света (Геснер, Рондэлэ, Белон), вновь открытых континентов и стран (Америго Веспуччи), технологии брожения и перегонки.
183
8.2.6. Наука Нового времени
Период Нового времени (1540-1800) известен как период буржуазных революций и промышленной революции. От техники использования дерева как сырья для огненных технологий и гидроэнергии был совершен переход к технике железа и каменного угля, от ручного производства — к мануфактуре и машине. Символом технического развития эпохи стала паровая машина (паровой двигатель).
Основными проблемами науки Нового времени были устройство небес, механическое движение земных масс, механизм человеческого тела, природа света, теплоты, электричества, магнетизма. Философское выражение метода науки Нового времени было дано Ф. Бэконом и Р. Декартом и сводилось к принципам индуктивного опытного исследования с последующим анализом результатов, рациональной математической дедукции. Естественная наука этого периода сосредоточена на установлении законов.
В это время значительно возрастает число ученых, которые объединяются в научные общества. Появляются Академия зорких как рысь (Рим), Академия опытов (Флоренция), Лондонское королевское общество, Французская Королевская академия. Наука постепенно превращается в социальный институт, выполняющий среди прочего функции образования и просвещения. К этому периоду относится возникновение таких учебных заведений, как Коллеж де Франс, Гершем-колледж (Англия).
В математике была создана аналитическая геометрия, опровергшая распространенное мнение о принципиальном различии между геометрическим и алгебраическим мышлением (Декарт). Были введены буквенные обозначения для выражения известных и неизвестных величин (Виет), дробные числа (Стивен) и логарифмы (Непер). Открыто дифференциальное и интегральное исчисление, ставшее основным инструментом разработки проблем механики и движения (Ньютон, Лейбниц).
Кеплер внес существенное изменение в систему Коперника, введя представление об эллиптическом движении планет вокруг Солнца. О возможности такой картины свидетельствовали наблюдения Галилея в телескоп за движением спутников вокруг Юпитера. Введенный Галилеем принцип относительности (ника-184
кими наблюдениями механических движений внутри равномерно и прямолинейно движущейся системы невозможно обнаружить движение этой системы) давал ключ к пониманию того, почему люди не замечают движения Земли. Галилей математически выразил законы свободного падения тел у поверхности Земли. Гюйгенс разработал основы теории кругового движения (круговых маятников).
В целом концепции Кеплера и Галилея были описательными. Объяснение механики движения было дано Ньютоном в его теории тяготения с ее понятиями инерции (для поддержания движения не обязательно действие сил, силы вызывают лишь ускорение движения), массы (меры инерции и гравитации), относительного и абсолютного пространства, относительного и абсолютного движения. Ньютоновская механика была положена в основу целостной механической картины мира, согласно которой мир, Вселенная представляет собой громадную машину, подчиненную законам механики. К XVII веку появилась физическая картина мира, согласно которой материальные тела размещены в абсолютном, неподвижном пространстве и движутся такими активными началами, как тяготение, сцепление и др. К концу периода П. С. Лаплас изложил гипотезу происхождения Солнечной системы. Согласно данной гипотезе, Солнечная система сформировалась под действием гравитационных сил и сил отталкивания из первичной туманности (совокупности мельчайших материальных частиц).
В физике были заложены основы теорий теплоты (явление теплообмена, теплоемкость тел, расширение газов, ставшее источником полезной работы, и др.), электричества и магнетизма (электрическое взаимодействие, передача электричества, электрические батареи и др.). Был сформулирован закон электрического и магнитного притяжения, аналогичный закону притяжения Ньютона: притяжение обратно пропорционально квадрату расстояния между притягивающимися телами.
Гарвей развил идею, согласно которой человеческое тело является гидравлической машиной, где сердце выполняет функцию насоса, легкие — роль мехов и т. п. Механическая картина человеческого тела, несмотря на свою упрощенность, поставила физиологию на рациональные основы. В биологии появилась классификация растений (Линней). В этот период создана рациональная и
185
количественная химия. Введено понятие химического элемента, установлено равенство всех компонентов до и после химической реакции, а также точные пропорции, в которых соединяются химические вещества. Дальтон усовершенствовал теорию, согласно которой все химические соединения складываются из атомов различного рода. Был установлен общий химический баланс живых организмов.
8.2.7. Классическая наука XIX столетия
Наука XIX столетия характеризуется фундаментальными успехами, превратившими классическую науку в целостную завершенную систему. В этот период были сформированы такие отрасли научного знания, как термодинамика, электромагнетизм и теория эволюции. Термодинамика обосновала закон сохранения энергии и представление об ограниченности запасов энергии в природе. Из первого закона термодинамики родилось представление о единстве всех сил природы—движения тел, звука, теплоты, света, электричества, магнетизма. Было показано, что все эти силы измеряются в общих единицах энергии. Энергия, как писал Бернал, превратилась в золотой стандарт всех изменений, происходящих во Вселенной.
Физики XIX века раскрыли взаимосвязь электричества и магнетизма (создание магнитных полей электрическими токами, детерминация электрического тока магнитным полем), показали применимость аппарата механики к анализу электрических токов, сформулировали количественные математические уравнения, описывающие явления электромагнетизма (Максвелл), разработали векторную теорию магнитного поля (устанавливающую зависимость взаимодействия как от расстояния, так и от направления), на основе теории электромагнетизма сформулировали волновую теорию света (теорию существования электромагнитных волн).
В химии была разработана периодическая система химических элементов (Д. И. Менделеев). Авогадро сформулировал свой закон, согласно которому при одинаковых условиях одинаковые объемы всех газов содержат одно и то же число молекул. Этот закон позволяет определить число атомов каждого рода в молекуле. Ф. А. Кекуле ввел структурные формулы молекул, представляющие молекулы как системы атомов в пространстве. Формулы показы-186
вают для различных видов атомов число связей, в которые атомы могут вступать с другими атомами.
Химические представления были применены при анализе живого организма. В частности, К. Бернар установил, что внутренние функции тела осуществляются путем сложного уравновешивания химических реакций, являющегося необходимым условием самой жизни. Это было важным достижением формирующейся биохимии.
В биологии XIX века к наиболее крупным научным достижениям относятся эволюционная теория происхождения видов Ч. Дарвина и теория клеточного строения всех живых тел (М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория позволяла объяснить процесс зарождения и роста организмов (Э. Бэр). Она раскрыла единство морфологии живых организмов на Земле, а эволюционная теория раскрыла единство механизмов развития всех высших живых организмов. В XIX столетии Л. Пастер своей бактериологической теорией происхождения ряда острых инфекционных заболеваний заложил основы научной медицины.
К концу XIX века сложилась пессимистическая оценка перспектив дальнейшего развития науки. Наследие ньютоновской классической механики (более широко — физики) было в основном реализовано естествознанием. Казалось, что отдельные явления, выпадающие из классической «механистической» картины мира (в частности, постоянство скорости света для всех инерциальных, т. е. движущихся прямолинейно и равномерно, систем), будут рано или поздно объяснены на основе классической картины мира.
Установленные наукой XIX столетия жесткие законы строения и функционирования явлений неорганического и органического мира, устроенного на основе принципа лапласовского детерминизма (текущее состояние Вселенной однозначно определяет ее состояние в любой следующий момент времени) и теории теплового равновесия вселенной, утверждали картину неминуемой смерти человека, человечества, всего живого на Земле. Связная и единая картина мира, возникшая из достижений различных отраслей науки, создала впечатление, что наука в целом неминуемо приближается к своему завершению, к своему концу. XX столетие опровергло эту оценку. Классическая физика вступила в стадию кризиса, а физика в целом — в стадию революционного изменения.
187
8.2.8. Неклассическая и постнеклассическая наука XX столетия
Самый значительный вклад в развитие науки XX столетия внесла физика. В этом столетии была выявлена ядерная структура атома (Резерфорд), установлена огромная концентрация энергии в атомах, открыта радиация (спонтанное изменение атомов), а затем и искусственное расщепление атома (искусственная радиоактивность) с выделением огромного количества энергии, положившее начало атомной энергетике. Позднее ученые установили факт искусственного синтеза атомных ядер (термоядерная реакция), сопровождающегося выделением колоссального количества энергии. Была создана получившая опытное подтверждение квантовая теория атома, согласно которой в атоме существуют квантовые уровни энергии, отдающейся квантами («элементарными порциями»). Источник солнечного света был объяснен термоядерной реакцией внутри Солнца, электропроводность металлов — избытком электронов на атомных орбитах. Позднее была создана квантовая теория электрона, открыты новые микрочастицы. Сформировалась физика элементарных частиц, квантовая радиофизика. Физики сформулировали гипотезу кварков (частиц, из которых состоят элементарные частицы). В науке утвердилась теория корпускулярно-волновой природы света, был установлен предельный характер скорости света в вакууме. Подтверждено представление о фотоне как корпускуле с определенной энергией и импульсом. Выдвинута идея о волнах материи (де Бройль).
Были достигнуты фундаментальные результаты в познании макромира и мегамира. В астрономии были получены свидетельства о расширении Вселенной, разработана модель «большого взрыва» для объяснения происхождения Вселенной. Астрофизика развила представление об эволюции звезд. Революционное влияние на естественнонаучное миропонимание оказало формирование идей синергетики как теории самоорганизации нелинейных динамических сред. К значительным завоеваниям науки относится также создание теории информации, формулировка идей кибернетики, создание быстродействующих электронных вычислительных машин.
188
Квантово-теоретические представления (статистическая интерпретация волновой функции, принцип неопределенности Гей-зенберга, принцип дополнительности Бора) показали, что физика перешла к изучению чувственно недоступных объектов микромира. Законы природы, сформулированные классической физикой, стали считаться применимыми лишь к телам, состоящим практически из бесконечного числа атомов. Для мира атомов была создана статистическая концепция закономерности и причинности. Физика XX века поставила под сомнение универсалистские претензии механистического понимания мира. Возникшая в начале столетия теория относительности опровергла классические представления о пространстве, времени, тяготении, установившиеся со времен Ньютона.
Существенно продвинулись научные познания органического мира. Под влиянием успехов физики и химии в XX веке появились новые науки — биофизика, биохимия. Эти науки показали биохимический характер жизни, помогли расшифровать структуры белков и нуклеиновых кислот, необходимых для жизни, установили электрическую природу нервного импульса. Окончательно сформировалась современная генетика как наука о механизмах наследственности, роли генов и хромосом в этом процессе. Новым шагом в понимании жизни было представление о живом организме как открытой системе, энтропия (мера необратимого рассеяния энергии) которой стремится к некоторой постоянной величине. В XX столетии сформировалась современная физиология, раскрывшая роль безусловных и условных рефлексов в жизнедеятельности.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 250.