Ведущее место среди рациональных элементов культуры европейской традицией отводится науке, которая рассматривается в качестве высшей формы рациональности. Известный немецкий философ XX столетия Л. Витгенштейн (1889-1951) утверждал даже, что область рационального знания полностью совпадает с наукой.
Торжество рациональной положительной науки еще О. Конт оценил как высшую ступень социального развития. Отступление от принципов рациональной положительной науки (характеризующейся в идеале строгостью, логичностью, точностью выводов, семантической определенностью языка, опорой на опыт) в этой связи некоторые философы рассматривали как поражение всей культуры. Разум, рациональный критицизм считался основой дУ' ховной, интеллектуальной свободы, свободы от догм и предрассудков.
Наиболее последовательно оценку научной рациональности как необходимого и существенного начала человеческой культуры 156
в XX столетии защищал сциентизм. Сциентизм (от лат. scientia — «знание, наука») — мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Сциентисты считают, что рациональность мысли и действия, находящая свое воплощение в науке,— основная духовная ценность человеческой культуры. В основе сциентизма лежит философский тезис, гласящий, что человеческое бытие в высшей степени пронизано рациональностью, высшей формой которой и является наука. Философское содержание сциентизма кратко можно свести к следующим положениям: 1) только научное познание дает адекватное объекту знание; 2) наука является безусловным средством социального прогресса; 3) только на основе науки могут и должны решаться все практические, социально-политические и духовно-мировоззренческие проблемы человечества; 4) научная рациональность является образцом сознания и деятельности для всех сфер культуры.
Все попытки лишить науку статуса высшей ценности культуры сциентисты считают проявлением контркультурного иррационализма. Согласно сциентизму, все виды деятельности и типы знания приемлемы постольку, поскольку они копируют науку. Наука — высшая ступень развития человеческого разума, которую следует тщательно оберегать от вненаучных влияний и распространять на все виды деятельности и общения людей. Сциентизм при этом трактует науку как чисто инструментальную деятельность, как простое средство решения поставленных познавательных и прикладных проблем. Сциентизм сводит научное познание, в сущности, к целерациональной деятельности, в которой господствует принцип абсолютно свободного выбора объектов познания и преобразования, игнорируется нравственный аспект выбора цели под прикрытием принципа объективности научного познания (познания объекта и мира вообще «как он есть»). И абсолютно свободный выбор объекта научного познания, и подчинение науки всякий раз только требованию познания объекта «как он есть» провоцируют идею нравственной беспредпосылочности научного познания, нравственной нейтральности науки.
К основным типам сциентизма относят: (1) аксиологический, согласно которому наука есть высшая культурная ценность, единст-
157
венно надежная опора человеческой деятельности, прогресс этой опоры обусловливает социальный и культурный прогресс; (2) методологический, утверждающий методы точных и естественных наук в качестве универсальных, подлежащих распространению на все остальные науки. Со сциентизмом связывают отождествление специально-научного познания с единственно подлинной формой познания, с элиминацией из научного познания философской и социально-этической проблематики. Сциентизм основными критериями научной деятельности считает профессиональную компетентность и эффективность. Он смыкается обычно с технократизмом, сводящим управление социальными процессами к орга-низационно-манипулятивной деятельности.
Социально-научный сциентизм состоит в признании качественной однородности социальных и природных явлений, наличия в обществе неизменных законов, подобных законам природы. Этот вид сциентизма трактует социологию как естественнонаучную дисциплину, описывающую социальную реальность «как она есть», абсолютизирует математические и кибернетические модели социальных явлений.
Со второй половины XX века ситуация в философии науки изменилась. Если на первой стадии существования философии науки основной ее задачей считалась защита Разума, спасение культуры путем проведения строгой границы между наукой и не-наукой (в частном случае — между наукой и спекулятивной философской метафизикой (проблема демаркации науки и метафизики)), то сегодня уже Разуму предъявляются обвинения в антикультурной роли. Одним из оснований для таких обвинений явилась обнаруженная неспособность научного сообщества противостоять практике повышения уровня жизни людей даже за счет технологий, представляющих угрозу самому существованию человека и человечества. Кроме того, рациональная наука так и не смогла освободить людей от власти стихий, голода, болезней. Более того, сила научного знания использовалась для насилия, для механизации, машинизации жизни самого человека путем широчайшего внедрения техники и сверхиндустрии. Науке адресуется и тот упрек, что научная рационализация жизни общества (производство, социальные отношения) обедняет духовную жизнь человека и общества. В европейской культуре (а речь идет именно об этой культуре] 158
наука используется как орудие уничтожения, подавления и нивелирования людей. Культура разума неминуемо «свертывается» в цивилизацию как материально-техническую систему общества. Тотальное врастание человечества в цивилизационные формы комфорта в конечном итоге оценивается в качестве серьезной причины снижения внутренней потребности людей в активном развитии духовной культуры (Шпенглер, Бердяев). В этой связи укрепилось мнение, что если ценность науки измерять только ее практической (технической) реализацией, то одного существования ядерного или космического оружия достаточно, чтобы поставить эту ценность под сомнение. В результате подобных обвинений научный прогресс перестал восприниматься как бесспорное доказательство культурного развития.
В «иссушении» духовности человека под влиянием науки многие мыслители видят корни внутренних противоречий современной культуры. Конечно, как писал Л. Толстой, наука в смысле знания, приобретенного человечеством, всегда была и есть, и без нее немыслима жизнь, и ни нападать на науку в этом смысле, ни защищать ее нет никакой возможности. Вопрос, однако, в том, способствует ли научная рациональность духовному возвышению современного человека. Стремление отодвинуть науку на периферию культуры говорит о том, что на поставленный вопрос скорее подразумевается отрицательный, а не положительный ответ. История XX столетия показывает, что варварство, жестокость, ненависть и алчность вполне уживаются и с наукой, и с техническим прогрессом.
Современные философы и социологи науки предпосылали науке идеальные образцы морального поведения — коллективизм, солидарность, бескорыстное служение идеалам, укрощение темных инстинктов, предрассудков и суеверий и т. п. Однако практическая, реализовавшая себя наука XX столетия оказалась неспособной воплотить в жизнь идеальные нравственные нормы научной деятельности. Сегодня имеет место расщепление поведенческих ориентировок представителей науки. Сознание многих ученых, даже тех, кто внес существенный вклад в развитие науки, «мечется» между долгом ученого и долгом гражданина государства, между «этосом науки» и стереотипами социального успеха и материального благосостояния, между служением истине
159
и прагматическим, далеким от норм рациональности служением тем, кто платит. Такая ситуация объясняется или оправдывается обычно тем, что точно так поступают люди во всех иных сферах своей деятельности. Однако К. Ясперс видит более глубокие корни сложившейся в науке ситуации. Эти корни он связывает с утратой учеными подлинного безусловного желания знать. Безусловное желание знать затмевается идолом превратно понятой личной или узкосоциальной выгоды.
Корни обрисованной пессимистической оценки роли науки в развитии культуры вряд ли справедливо искать в фактах утери наукой «нравственного облика». Вряд ли обоснованно и абстрактное требование подчинить науку абсолютному авторитету морали. Дело в том, что и мораль далеко не всегда оказывается правой и справедливой в оценке развития человека и человечества. Она может «тянуть» человека, формы его жизнедеятельности назад, к прошлому. Достаточно вспомнить, что совсем недавно пересадка человеческих органов от живого или мертвого донора для спасения жизни или исцеления пациента считалась аморальной. Мораль в свое время осуждала вивисекцию, что сдерживало развитие знаний о системе кровообращения у высших животных. Аморальными до сих пор многие считают эксперименты, связанные с так называемым «клонированием» человеческих существ. Эти и другие примеры показывают, что мораль (точнее, ее частные толкования) не может всегда и везде выступать безапелляционным судьей развития науки. Против «клонирования» можно возражать не только по моральным соображениям, но по рациональным основаниям, поскольку невозможно предусмотреть всех отрицательных последствий появления «клонов». Не следует забывать, что наука как производство знаний увеличивает мощь человека, создает предпосылки его свободы. Безусловно, чтобы мощь и свобода не уничтожали человека, желательно подчинить науку высшим идеалам и ценностям. Однако не всякая мораль содержит такие идеалы и ценности. Рациональное обоснование применения пересадки органов оказалось, например, благотворнее для сохранения человеческой жизни, чем моральный запрет пересадки. Противопоставление морали рациональной науке по принципу «добро — зло», таким образом, лишено универсальности. Заменив ницшевс-кое «всегда» на «иногда», можно сказать, что разум и мораль могут 160
иногда в равной мере отвергнуть человека, оставить его один на один с безжалостной конечностью жизни, с осознанием тщетности своих надежд. В этой ситуации призыв председателя Римского клуба А. Печчеи привлечь самих ученых к установлению морального кодекса, регулирующего границы и ответственность за научное и техническое развитие и внедрение научных результатов малоутешителен. Мировое научное сообщество совсем не однородно и состоит вовсе не из одних только интеллектуалов-гуманистов, озабоченных судьбами культуры. Вполне возможен разлад между «внутренними» интересами ученых и всеобщим интересом человечества. Но это значит, что критика науки перерастает в критику несовершенного общественного устройства.
Ситуация с критикой науки невольно наталкивает на вопрос: действительно ли культура современного человечества неразрывно связана с наукой? Оптимистическое утверждение, что у человечества просто нет иного выбора — либо с помощью рациональной науки разрешать противоречия своего бытия, либо двигаться к апокалипсису, поражает своей нерациональностью: угрозу апокалипсиса сегодня усматривают как раз в самом развитии научной рациональности. Можно ли в таких условиях по-прежнему ждать от рациональной науки самой по себе гарантий будущего человечества на путях дальнейшего овладения принципиально новыми источниками энергии, создания принципиально новых технологий, способных обеспечить жизнь быстро растущих человеческих масс, защиты от глобальных катастроф, социальных катаклизмов и войн? Косвенно и сами ученые проявляют осторожность в своих ответах, утверждая, что никогда нельзя заранее знать, к практической пользе или вреду могут привести результаты отвлеченных научных исследований.
Итак, в XX столетии возникли глубокие сомнения в культурном значении науки. Разум, в том числе в лице науки, объявляется главной опасностью для гуманистической культуры. Даже в науке разум не должен быть всевластным. Реальная наука, отметил П. Фейе-рабенд, гораздо более «расплывчата» и «иррациональна», чем ее идеальные методологические изображения. Современным ученым советуют более свободно впитывать «эвристические импульсы» из громадного резервуара духовной и мыслительной жизни человечества, в полной мере использовать обширное пространство твор-
161
ческой свободы. Культуротворческая функция науки подвергается сомнению, науке стремятся оставить утилитарные функции обеспечения технического развития и решения практических проблем Наука перемещается на периферию культуры.
Критику научной рациональности в середине XX века дали Т. Адорно и М. Хоркхаймер в книге «Диалектика просвещения», содержащей размышления об истоках репрессивных тенденций цивилизации. Проблема обсуждается в плане соотнесения результатов и тенденций современного прогресса с общечеловеческими ценностями. Необходимость преодоления зависимости человека от природы соавторы считают движущей силой общественного развития, а «оперативный [инструментальный) разум», критерием результативности которого является «рациональность»,— специфическим средством такого преодоления. Подчеркивая прогрессивность рациональности на начальных стадиях развития общества, соавторы полагают, что позже в рамках отношений господства как над природой, так и над природным началом в самом человеке она превратилась в репрессивную силу. Рациональность была направлена по ложному пути формирования цивилизации, основанной на принципе «господства» (в том числе человека над человеком), отношения противоречия природе. В этой цивилизации установилось слепое господство научно-технического рецептурного разума, включающее формализацию ранее неподвластных рациональности сфер культуры — языка, религии, философии. В экспансии «рецептурного разума» в различные области культуры и духа авторы усматривают тенденцию к саморазрушению рациональности, превращению ее в «массовый обман», мифологическое восприятие мира. Экспансия «рецептурного разума» привела в конечном итоге к упадку ценностного, морального сознания, отмиранию рефлексии и замене ее мысленными клише, тотальному управлению человеком и его сознанием. В этой связи теорию и практику господства соавторы оценивают как деструктивное явление человеческой истории. В свете изложенных идей науку критикуют за то, что она отворачивается от наиболее важных для человека проблем смысла и ценности его жизни, выбора культурных ориентации, самоопределения личности в пространстве свободы.
162
Дата: 2019-02-19, просмотров: 282.