Нестандартная концепция науки в целом альтернативна стандартной концепции. Ее позитивные положения рождаются в ходе критики стандартной концепции. Вкратце основные положения нестандартной концепции состоят в следующем. Не существует непосредственности наблюдения мира, поскольку в науке наблюдение объясняется с помощью движения и действия ненаблюдаемых квантов света — фотонов. Наблюдение никогда не выступает в виде простой регистрации сигналов, поступающих от объектов наблюдения к наблюдателю. В акте восприятия объекта наблюдатель интерпретирует сигналы на основе находящихся в его распоряжении культурных ресурсов. Восприятие реальности не является «моментальной фотографией» «существующего в данный момент», оно включает в себя «конструирование» с использовани-142
ем накопленного опыта субъекта. В результате «непосредственное наблюдение» теряет атрибут ясности и становится бесполезным для разграничения теории (познания ненаблюдаемых объектов) и фактов (относящихся к наблюдаемым объектам).
Строгое разведение теории и фактуального познания ведет к тому, что термины и высказывания теории лишаются референтов в реальном мире, теория лишается реального смысла, способности быть истинной или ложной, превращается в формальную систему (в простое средство логического выведения одних высказываний о наблюдаемых явлениях из других, как, например, в случае научного предсказания событий). Такая формальная трактовка теории плохо согласуется с признанием учеными фундаментальной важности теоретической деятельности в науке.
Никакое утверждение о фактах не является теоретически нейтральным, и не существует независимых от любого теоретического знания данных, с помощью которых можно было бы проверить теоретические альтернативы на истинность. Фактуалъ-ные утверждения могут быть нейтральными по отношению лишь к некоторым (не любым) теоретическим представлениям. Аналитическая структура научной теории может меняться, и это влечет изменение значений теоретически нагруженных высказываний
о фактах.
Отдельное наблюдение не имеет никакого определенного смысла до тех пор, пока не получит теоретической интерпретации. Связи фактуалъных утверждений с внешним миром проблематичны и опосредованы теоретическими предпосылками (интерпретациями). Грамматические и логические особенности и категории языка влияют на то, как мы видим окружающий мир и что мы понимаем под фактами. Наблюдение является интерпретацией чувственных впечатлений на основе некоторой языковой и теоретической структуры. При этом интерпретация формируется в самом акте наблюдения, а не после получения эмпирических данных. Наблюдение включает в себя категоризацию, помещающую его результаты в ранее установленные понятийные системы. Автоматически не гарантируется достоверность наблюдения, правильность его языкового выражения. Не существует никакого единственно правильного способа информирования о результатах данного наблюдения.
143
В силу теоретической нагруженности наблюдения его «согласие с данными», в сущности, сводится к согласию с интерпретацией подкрепляющего теоретические утверждения эмпирического материала в определенном аналитическом контексте. Такие критерии оценки обобщенных теоретических утверждений, как согласие с опытными данными, простота, широта применения, точность, плодотворность, изящество, относятся к разным измерениям (сторонам) теоретических утверждений, так что оценки по разным критериям для одного и того же утверждения могут быть противоположными. Например, когда нелинейные отношения пытаются осмыслить на основе линейных законов, выполняется критерий простоты, но не выполняются критерии точности и соответствия действительности. Пересмотр культурных ресурсов оценки научных утверждений ведет к появлению новых научных утверждений (в том числе на основе переинтерпретации имеющихся утверждений]. Таким образом, применение разных критериев оценки в разных интерпретационных структурах позволяет получить различные новые научные утверждения. Сами значения критериев оценки теоретических утверждений варьируются в зависимости от контекста их применения.
Критерий надежности новых научных данных в виде воспроизводимости того, что фиксируется в эмпирических утверждениях, не содержит ничего, кроме обычных процедур интерпретации новых данных в свете существующих аналитических понятий. Критерий соответствия наблюдениям, трактуемый как показатель истинности утверждений, неадекватен, поскольку, например, невозможно доказать общее законоподобное утверждение посредством ссылок на какое-то число свидетельств его применимости. Такое «доказательство» является обычной экстраполяцией. Формально безупречные демонстрации достоверности знания недостижимы. Недостижимо сравнение изолированного теоретического утверждения с ничем не опосредованным естественным миром. Научное знание в своей основе не является вполне убедительным. Новые научные утверждения оцениваются не их истинностью, но их способностью удовлетворять требованиям определенного интерпретационного контекста.
Апелляция к различным техническим критериям оценки научного знания несостоятельна, поскольку сами эти критерии оценки 144
не могут быть установлены посредством аргументации, базирующейся на контролируемых наблюдениях.
Переинтерпретации научных утверждений осуществляются в соответствии с требованиями не только интерпретационных, но и социальных контекстов. Одно из проявлений социального контекста — журнальная публикация научного результата, которая является относительно грубой, предварительной оценкой адекватности, согласованности, значимости научного результата. Другое проявление социального контекста — это отделение научного утверждения от первоначального контекста его публикации и его переинтерпретация другими учеными для получения новых результатов в своей области исследования. Выдержавшие такие переинтерпретации научные результаты образуют главные достижения науки и «оседают» в учебниках. Суждения относительно заявок на новое научное знание зависят от доверия других ученых к способностям и добросовестности заявителя, от мнения относительно его интеллекта и репутации, от социального положения заявителя. На принятие нового научного знания оказывает влияние борьба против него со стороны других ученых: подрыв репутации, дискредитация взглядов, искажение взглядов и аргументации, использование «континжентных» критериев оценки (популярные или полупопулярные СМИ, слухи, реклама, привлечение на свою сторону студентов и т. п.). На восприимчивость к альтернативным интерпретациям научных результатов влияют принадлежность или непринадлежность автора к господствующей группировке научного сообщества, широкий круг социальных оценок.
Итак, наука в понимании представителей нетрадиционной концепции является интерпретационной деятельностью, в ходе которой картина мира социально конструируется. Научное знание — продукт культуры, его содержание определяется не исключительно природой объекта познания, но и социальным контекстом, социальными культурными ресурсами. Научное наблюдение лишено непосредственности. Оно никогда не выступает в простой форме регистрации поступающих от объектов познания сигналов, оно включает интерпретацию сигналов на основе находящихся в распоряжении ученого культурных интерпретационных ресурсов, языковой и логической структуры. Наблюдение не является изображением, копией реального мира, оно является постоянно
145
изменяющейся конструкцией чувственных впечатлений и как таковое бесполезно для разграничения теории и фактов. Наблюде-ние включает категоризацию, помещение его результатов в заранее установленные понятийные системы. В нем содержится также вывод в виде обобщения некоторого неполного круга данных. Автоматически не гарантируется ни достоверность наблюдений, ни правильность их языкового выражения. Трактовка теории как чисто формальной системы тривиализирует теорию и плохо согласуется с фундаментальной важностью теоретической деятельности в науке.
Как видно из изложенного, нестандартная концепция науки отклоняет представление стандартной концепции о том, что наука строится на совокупности теоретически нейтральных фактов. Отклоняется также положение о невозможности пересмотра «хорошо установленных» фактов, содержания научных утверждений под влиянием социального контекста существования научного знания и его изменений. Нестандартная концепция исходит из принципа социальной природы науки как рода познавательной деятельности.
Критика стандартной философской концепции науки породила различные варианты этой концепции. Один из вариантов, названный «сильным», признал «теоретическую нагруженность» фактов и необходимость учета их места в теории при осмыслении содержания и значения понятий наблюдения и фактуальных утверждений. Естественно, это повлекло и согласие с целым рядом других положений. Среди них утверждения о том, что вопрос об адекватности теории миру не решается на основе теоретически нейтральных утверждений наблюдения и что отдельное наблюдение лишено определенного смысла до теоретической интерпретации и при необходимости может быть отброшено как не соответствующее теоретическим ожиданиям. Было признано также, что содержание научных терминов и утверждений зависит от всей системы существующих научных представлений, и значит, фактуальные содержания любых, в том числе соперничающих, теорий не могут быть полностью несовместимыми.
Второй вариант («умеренный»] синтетической трактовки науки включает признание проблематичности связи фактуальных утверждений с миром, поскольку эти связи опосредованы теоре-146
тическими представлениями. Признается также возможность изменения содержания и значения фактуальных научных утверждений под влиянием изменений в научном знании. Однако при этом отклоняется как тезис о зависимости значения отдельных фактуальных предложений от всей совокупности теоретических представлений, используемых наукой в данный момент, так и тезис о жесткой взаимосвязи научных терминов и утверждений, которая влекла бы изменение одного из них при изменении других. Рассматриваемый «слабый» вариант стандартной трактовки защищает положение о нейтральности формулировок результатов наблюдения по отношению к альтернативным теориям и отвергает чрезмерное преувеличение несоизмеримости научных теорий, исключающее даже ограниченное общение представителей альтернативных теорий.
147
1Ш1ШШ1Ш1Ш1НШШНШШШ11ШШ1Ш111
Ш11Ш111Ш!М11111Ш11111ШШ11Ш1Ш11М1111111111Ш
|
Дата: 2019-02-19, просмотров: 292.