Наука является родом коллективной, социальной деятельности, для реализации которой ученые объединяются в сообщество. Такое сообщество называется социальным институтом. Социальный институт [от лат. institutum — «установление»] не тождественен никакой конкретной организации или социальной группе. Он представляет собой социальную систему, в которой люди объединяются таким «цементирующим» элементом, как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих деятельность людей, организующих людей в систему их социальных ролей и статусов [общую характеристику социального института см.: Современная западная социология : словарь. 1990. С. 116-118]. Социальный институт характеризует группы людей, объединяющихся на основе некоторых особенных ценностей, особенных форм реализации общесоциальных ценностей, особенных социальных ролей, особенных форм мотивации действий. Единство социального института на основе конституирующих его компонентов относительно, не абсолютно, поскольку объединяемые социальным институтом личности способны выходить за рамки нормативно определяемого поведения (аномия). Закрепление допустимых рамок, независимых по отношению к общим нормам действий, во имя сугубо личных целей, а также санкции за отход от допустимых норм — отличительная черта так называемых регулятивных социальных институтов. Внутри социального института социальные роли распределяются в зависимости от возраста, способностей, квалификации и т. п.
Традиционные институты рода, большесемейной общины в ходе истории уступили место современным достиженческим политическим институтам, институту экономического обмена и т. п. В современном обществе к социальным институтам достиженче-ского характера относятся институты науки и массового высшего образования, реализующие ценности компетентности, независимости, личной ответственности и рациональности.
167
Наука как род деятельности распадается на личностную и коллективную формы. Личностная форма представлена индивидуальной работой, коллективная форма — деятельностью научных коллективов, научных сообществ. Отдельный ученый всегда работает в тесной связи с тремя другими группами людей: своими заказчиками, своими коллегами и своей аудиторией. В функции заказчика, будь то богатый человек, университет, корпорация или государственное учреждение, входит обеспечение ученого материальными средствами. Со своими коллегами ученые объединяются в научные сообщества на основе совместного исследования общих объектов познания, решения общих проблем и задач, достижения единых целей познания, использования общих средств достижения целей. Аудитория представлена студентами и аспирантами, получающими образование и приобщающимися к научной деятельности.
Коллективная научная деятельность в составе локальных и международных отраслевых и межотраслевых научных сообществ превращает науку в социальный институт. Наука как социальный институт — это система, характеризующаяся относительно устойчивым комплексом правил, принципов, норм, установок, ценностей, определяющая статус, роли, мотивы и характер деятельности и взаимодействия ученых. Общим признаком науки как социального института является объединение ученых и обслуживающего научную работу персонала в рамках профессиональных организационных структур, учреждений (кафедра, лаборатория, конструкторское бюро, научно-исследовательский институт, академия и др.) и межучрежденческих структур (научная школа). Другими признаками науки как социального института являются кооперация труда в процессе научного познания, система коллективного контроля результатов научной деятельности (конференции, критика, дискуссии), система поощрений и санкций по результатам деятельности. Как социальный институт, наука получает от заказчиков финансовые и технические средства для исследовательской деятельности и научной коммуникации. Она также выполняет «социальный заказ», который в обобщенном виде можно обозначить как обеспечение технического развития общества, образования и др. Социальный заказ заставляет ученых сосредоточиваться на узловых проблемах текущей практики. Примером проявления такой социальной ориентации являются поиски антибиотиков в XX веке. 168
Ученый имеет мало шансов реализовать свои проекты, если он не сможет рассчитывать хотя бы на молчаливую поддержку своих коллег-ученых через различные институты и общества, к которым они относятся. Эти организации должны поддерживать интеллектуальный уровень науки. Профессиональная солидарность является одним из существенных моментов науки как социального института. Другая важная характеристика науки как социального института — использование специального языка. Все ученые пользуются, как правило, специальным языком, понятным лишь их коллегам. Создание специального языка объясняется потребностью обозначения новых открытых учеными вещей и отношений.
Общей, генеральной целью науки как социального института является познание законов природы и общества на основе специальных методов, а также применение специальных методов для разработки технологий технического и социального использования научных знаний. Выполнение этих функций обеспечивает ориентацию социума в окружающем мире, управление протекающими в мире процессами, преобразование природы и социума с целью их приспособления к потребностям социума и человека. К целям науки относится также ее «самовоспроизводство» в форме подготовки научных кадров. При помощи науки люди развивают материальное производство, преобразуют общественные отношения, формируют научное мировоззрение, совершенствуют умственные способности.
Ученые как члены научного социального института несут определенную ответственность за результаты своей работы [85]. Ученый несет узкопрофессиональную ответственность перед научным сообществом за качество исследовательской работы, объективность ее результатов, за использование эффективных средств решения научных проблем.
Узкопрофессиональный род ответственности диктуется познавательными ценностями и нормами науки, нравственными нормами научной деятельности. К числу познавательных ценностей относятся объективность (независимость от субъективных факторов), рациональность, логическая последовательность, адекватность эмпирическому материалу, доказательность, обоснованность, объяснительная и предсказательная плодотворность результатов и др. Эти ценности обеспечивают независимость, бес-
169
пристрастность ученого, автономность исследователя от внешних факторов (идеологии, власти, персональных амбиций, популярных призывов, религии, военной силы, «воли большинства» и др.) при решении научных проблем.. Указанные нормы делают фундаментальную науку (науку, занимающуюся открытием новых явлений и законов) целерациональной деятельностью, в рамках которой исследователь занят поиском средств решения поставленных проблем, не оглядываясь на вненаучные, внешние факторы.
Фундаментальная наука не исключает нравственные нормы поведения ученого. Эти нормы, действующие внутри науки, получили название этоса науки, существенный вклад в разработку которого внес американский социолог Р. К. Мертон, Наиболее существенными элементами этоса науки в идеале являются личная незаинтересованность (способность соглашаться с хорошо обоснованными аргументами и фактами, даже если они противоречат личным мнениям), универсализм (преодоление противоборства различных научных традиций и школ на основе утверждения общих критериев и правил научной деятельности), всеобщность (утверждение научных результатов как достояния всего научного сообщества), систематический критицизм (самокритичность и рациональная критика научных достижений), бескорыстность, эмоциональная нейтральность, коллективизм и др. В случаях, когда в рамках фундаментальных исследований нельзя предусмотреть возможность практического использования результатов исследования и его отрицательных, нежелательных последствий, ученый не несет юридической и нравственной ответственности за указанные последствия. Если же предусмотреть отрицательные последствия возможно, ученый должен подчинить свою исследовательскую деятельность требованиям морали. Вместе с тем вне-научные факторы (приоритетность в открытии новых явлений и законов, система вознаграждений за научные результаты, милитаризация науки, подчинение науки узкокорыстным интересам различных социальных групп и др.) могут вызвать отход ученого от норм этоса науки. Лишь в идеале эти нормы регулируют отношения ученых внутри и вне научного сообщества.
Иная ситуация с социальной ответственностью ученого в прикладных областях науки. Прикладная наука — это в основном область изобретений. Прикладная наука руководствуется своим 170
набором ценностей — адекватностью социальному заказу (борьба с голодом, поддержание экономического роста, поддержание равновесия с окружающей средой, создание вооружений и др.) и общественным интересам, эффективностью решения «заказных» социальных проблем, безопасностью для пользователя и населения, экономичностью, ответственностью за будущее. В данной области науки социальная ответственность — это ответственность за биологические, экологические, социальные последствия практического использования научных знаний. Эта ответственность для проектировщиков новой техники и технологий является в основном моральной, но в определенной мере и юридической. Например, для специалистов по эксплуатации технических систем она в основном юридическая. После Чернобыльской катастрофы директор атомной станции осужден, а проектировщик, не выдержав морального давления, покончил с собой. Научная деятельность в прикладной области является ценностно-рациональной: ценности кладутся в основу выбора направлений и средств практического использования соответствующих научных знаний («моральная приоритетность»). Вместе с тем, как в фундаментальной, так и в прикладной области науки не должен применяться принцип «для достижения благой цели допустимы любые средства». Выбор цели должен зависеть от выбора «благих средств».
171
1111Ш1111111|1|111111ШШ1Ш1!1111111111Ш111Ш111ШШШ1НШ11ШШШШ11
ГЛАВА 8. ДИНАМИКА НАУКИ
11ШШШМ1Ш11ШШШ1ШШ111111Ш11!ШШШШШ1М1ШШШШ!Ш11ШШШШШ1111НШ111111111Ш1ШШШ1111ШШШ
Дата: 2019-02-19, просмотров: 263.