Наука как социальный институт
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наука является родом коллективной, социальной деятельнос­ти, для реализации которой ученые объединяются в сообщество. Такое сообщество называется социальным институтом. Социаль­ный институт [от лат. institutum — «установление»] не тождестве­нен никакой конкретной организации или социальной группе. Он представляет собой социальную систему, в которой люди объеди­няются таким «цементирующим» элементом, как устойчивый ком­плекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, уста­новок, регулирующих деятельность людей, организующих людей в систему их социальных ролей и статусов [общую характеристику социального института см.: Современная западная социология : словарь. 1990. С. 116-118]. Социальный институт характеризует группы людей, объединяющихся на основе некоторых особенных ценностей, особенных форм реализации общесоциальных цен­ностей, особенных социальных ролей, особенных форм мотивации действий. Единство социального института на основе конституи­рующих его компонентов относительно, не абсолютно, посколь­ку объединяемые социальным институтом личности способны выходить за рамки нормативно определяемого поведения (ано­мия). Закрепление допустимых рамок, независимых по отношению к общим нормам действий, во имя сугубо личных целей, а также санкции за отход от допустимых норм — отличительная черта так называемых регулятивных социальных институтов. Внутри соци­ального института социальные роли распределяются в зависимос­ти от возраста, способностей, квалификации и т. п.

Традиционные институты рода, большесемейной общины в ходе истории уступили место современным достиженческим по­литическим институтам, институту экономического обмена и т. п. В современном обществе к социальным институтам достиженче-ского характера относятся институты науки и массового высшего образования, реализующие ценности компетентности, независи­мости, личной ответственности и рациональности.

167


Наука как род деятельности распадается на личностную и кол­лективную формы. Личностная форма представлена индивидуаль­ной работой, коллективная форма — деятельностью научных кол­лективов, научных сообществ. Отдельный ученый всегда работает в тесной связи с тремя другими группами людей: своими заказчи­ками, своими коллегами и своей аудиторией. В функции заказчика, будь то богатый человек, университет, корпорация или государ­ственное учреждение, входит обеспечение ученого материальными средствами. Со своими коллегами ученые объединяются в научные сообщества на основе совместного исследования общих объектов познания, решения общих проблем и задач, достижения единых целей познания, использования общих средств достижения целей. Аудитория представлена студентами и аспирантами, получающими образование и приобщающимися к научной деятельности.

Коллективная научная деятельность в составе локальных и международных отраслевых и межотраслевых научных сообществ превращает науку в социальный институт. Наука как социальный институт — это система, характеризующаяся относительно устой­чивым комплексом правил, принципов, норм, установок, ценностей, определяющая статус, роли, мотивы и характер деятельности и взаимодействия ученых. Общим признаком науки как социально­го института является объединение ученых и обслуживающего научную работу персонала в рамках профессиональных организа­ционных структур, учреждений (кафедра, лаборатория, конструк­торское бюро, научно-исследовательский институт, академия и др.) и межучрежденческих структур (научная школа). Другими призна­ками науки как социального института являются кооперация труда в процессе научного познания, система коллективного контроля результатов научной деятельности (конференции, критика, дискус­сии), система поощрений и санкций по результатам деятельности. Как социальный институт, наука получает от заказчиков финансо­вые и технические средства для исследовательской деятельности и научной коммуникации. Она также выполняет «социальный заказ», который в обобщенном виде можно обозначить как обеспечение технического развития общества, образования и др. Социальный заказ заставляет ученых сосредоточиваться на узловых пробле­мах текущей практики. Примером проявления такой социальной ориентации являются поиски антибиотиков в XX веке. 168


Ученый имеет мало шансов реализовать свои проекты, если он не сможет рассчитывать хотя бы на молчаливую поддержку своих коллег-ученых через различные институты и общества, к кото­рым они относятся. Эти организации должны поддерживать ин­теллектуальный уровень науки. Профессиональная солидарность является одним из существенных моментов науки как социального института. Другая важная характеристика науки как социального института — использование специального языка. Все ученые поль­зуются, как правило, специальным языком, понятным лишь их кол­легам. Создание специального языка объясняется потребностью обозначения новых открытых учеными вещей и отношений.

Общей, генеральной целью науки как социального института является познание законов природы и общества на основе специ­альных методов, а также применение специальных методов для разработки технологий технического и социального использова­ния научных знаний. Выполнение этих функций обеспечивает ори­ентацию социума в окружающем мире, управление протекающими в мире процессами, преобразование природы и социума с целью их приспособления к потребностям социума и человека. К целям науки относится также ее «самовоспроизводство» в форме подго­товки научных кадров. При помощи науки люди развивают мате­риальное производство, преобразуют общественные отношения, формируют научное мировоззрение, совершенствуют умственные способности.

Ученые как члены научного социального института несут оп­ределенную ответственность за результаты своей работы [85]. Ученый несет узкопрофессиональную ответственность перед на­учным сообществом за качество исследовательской работы, объек­тивность ее результатов, за использование эффективных средств решения научных проблем.

Узкопрофессиональный род ответственности диктуется поз­навательными ценностями и нормами науки, нравственными нормами научной деятельности. К числу познавательных цен­ностей относятся объективность (независимость от субъектив­ных факторов), рациональность, логическая последовательность, адекватность эмпирическому материалу, доказательность, обос­нованность, объяснительная и предсказательная плодотворность результатов и др. Эти ценности обеспечивают независимость, бес-

169


пристрастность ученого, автономность исследователя от внешних факторов (идеологии, власти, персональных амбиций, популярных призывов, религии, военной силы, «воли большинства» и др.) при решении научных проблем.. Указанные нормы делают фундамен­тальную науку (науку, занимающуюся открытием новых явлений и законов) целерациональной деятельностью, в рамках которой исследователь занят поиском средств решения поставленных про­блем, не оглядываясь на вненаучные, внешние факторы.

Фундаментальная наука не исключает нравственные нормы поведения ученого. Эти нормы, действующие внутри науки, по­лучили название этоса науки, существенный вклад в разработку которого внес американский социолог Р. К. Мертон, Наиболее су­щественными элементами этоса науки в идеале являются личная незаинтересованность (способность соглашаться с хорошо обос­нованными аргументами и фактами, даже если они противоречат личным мнениям), универсализм (преодоление противоборства различных научных традиций и школ на основе утверждения общих критериев и правил научной деятельности), всеобщность (утверждение научных результатов как достояния всего научного сообщества), систематический критицизм (самокритичность и ра­циональная критика научных достижений), бескорыстность, эмо­циональная нейтральность, коллективизм и др. В случаях, когда в рамках фундаментальных исследований нельзя предусмотреть возможность практического использования результатов иссле­дования и его отрицательных, нежелательных последствий, уче­ный не несет юридической и нравственной ответственности за указанные последствия. Если же предусмотреть отрицательные последствия возможно, ученый должен подчинить свою исследо­вательскую деятельность требованиям морали. Вместе с тем вне-научные факторы (приоритетность в открытии новых явлений и законов, система вознаграждений за научные результаты, мили­таризация науки, подчинение науки узкокорыстным интересам различных социальных групп и др.) могут вызвать отход ученого от норм этоса науки. Лишь в идеале эти нормы регулируют отно­шения ученых внутри и вне научного сообщества.

Иная ситуация с социальной ответственностью ученого в при­кладных областях науки. Прикладная наука — это в основном область изобретений. Прикладная наука руководствуется своим 170


набором ценностей — адекватностью социальному заказу (борь­ба с голодом, поддержание экономического роста, поддержание равновесия с окружающей средой, создание вооружений и др.) и общественным интересам, эффективностью решения «заказных» социальных проблем, безопасностью для пользователя и населе­ния, экономичностью, ответственностью за будущее. В данной об­ласти науки социальная ответственность — это ответственность за биологические, экологические, социальные последствия прак­тического использования научных знаний. Эта ответственность для проектировщиков новой техники и технологий является в основном моральной, но в определенной мере и юридической. На­пример, для специалистов по эксплуатации технических систем она в основном юридическая. После Чернобыльской катастрофы директор атомной станции осужден, а проектировщик, не выдер­жав морального давления, покончил с собой. Научная деятельность в прикладной области является ценностно-рациональной: ценнос­ти кладутся в основу выбора направлений и средств практичес­кого использования соответствующих научных знаний («мораль­ная приоритетность»). Вместе с тем, как в фундаментальной, так и в прикладной области науки не должен применяться принцип «для достижения благой цели допустимы любые средства». Выбор цели должен зависеть от выбора «благих средств».

171


1111Ш1111111|1|111111ШШ1Ш1!1111111111Ш111Ш111ШШШ1НШ11ШШШШ11

ГЛАВА 8. ДИНАМИКА НАУКИ

11ШШШМ1Ш11ШШШ1ШШ111111Ш11!ШШШШШ1М1ШШШШ!Ш11ШШШШШ1111НШ111111111Ш1ШШШ1111ШШШ






Дата: 2019-02-19, просмотров: 227.