Судьба теории решается ее проверкой. Обычно под проверкой научной теории понимается ее эмпирическая проверка, проверка опытными данными, фактами на предмет соответствия теории действительности. Теория может иметь два пути выхода к действительности: проверка посредством методов эмпирического познания и применение теории в практических целях (созидание или разрушение явлений, структур действительности). Однако сопоставление теории с эмпирическим материалом не является единственной формой ее проверки. В проверку теории входят и неэмпирические 130
процедуры — установление непротиворечивости теории, ее согласованности с другими, уже принятыми, теориями, способность решать важные научные проблемы («головоломки») и др.
В философии науки принято выделять следующие стадии проверки теории: метатеоретическая стадия (установление внутренней непротиворечивости, недвусмысленности терминологии и т. п.), интертеоретическая (установление совместимости проверяемой теории с ранее принятыми теориями, положениями и др.), философская (философская оценка метафизических и эпистемологических достоинств ключевых понятий и положений теории), эмпирическая.
Целесообразно проверять теорию эмпирически после процедур неэмпирической проверки, поскольку проверять эмпирически, например, противоречивую теорию просто бессмысленно. В этой связи неэмпирическую проверку можно считать более важной, поскольку при строгом методологическом подходе неэмпирическая проверка является необходимым предварительным условием эмпирической проверки. Конечно, установить непротиворечивость сложной теории достаточно трудно. Поэтому можно приступать к эмпирической проверке теории и без установления ее непротиворечивости. Результат такой проверки неизбежно будет отрицательным, если теория является все-таки противоречивой.
Известный в философии науки «тезис Дюгема-Куайна» гласит, что эмпирической проверке подлежат не изолированные положения теории, но теория в целом. Основанием для этого тезиса послужило соображение, что используемые для проверки факты нагружаются смыслом, сообщаемым теорией в целом. Однако научные теории являются, как правило, достаточно сложными системами понятий и высказываний. Такие теории как целое невозможно прямо сопоставлять с эмпирическим материалом.
Теория доступна эмпирической проверке, если только она успешно реализует функцию предсказания отдельных фактов (отдельных типов фактов). Теория, лишенная предсказательной силы, не может подвергаться эмпирической проверке. Поэтому общие теории (в том смысле, как это разъяснено выше) сами по себе не могут подвергаться эмпирической проверке, такой проверке подвергаются лишь специальные теории, способные реализовать предсказательную функцию.
131
При изложении вопроса о предсказании как функции научной теории уже отмечалось, что научное предсказание, как правило опирается на использование научных законов. Отсюда следует, что эмпирической проверке могут проверяться только такие теории, которые включают в себя научные законы.
Если подавляющее большинство эмпирически полученных данных с достаточной степенью точности согласуется с предсказаниями теории, теория считается подтвержденной полученным множеством частных эмпирических данных. Такое подтверждение не является формальным доказательством абсолютной истинности теории, оно иллюстрирует лишь ее правдоподобность. Если же подавляющее большинство эмпирически полученных данных не согласуется с предсказаниями теории, она считается ложной.
Эмпирическое подтверждение научной теории в результате ее ( сопоставления с фактами называется верификацией теории. Метод верификации восходит к идеям неопозитивизма, представители которого считали высказывание лишенным научного смысла, если то, что оно утверждает, не наблюдаемо. Так, М. Шлик и другие неопозитивисты расширительно истолковали характерное для частной теории относительности высказывание «События А и В одновременны» как не имеющее научного (физического) смысла, поскольку принципиально невозможно осуществить эксперимент для определения одновременности А и В. Таким образом, критерий осмысленности суждения о факте одновременности явлений сводится к принципиальной возможности нахождения средств его установления. Отсюда рождается операционная трактовка понятия «одновременность»: оно имеет смысл только при указании на операции, позволяющие проверить факт наличия одновременности. В этой связи неопозитивисты считают эмпирическую проверяемость условием осмысленности научных высказываний.
Для верификации теоретических научных высказываний необходимо с помощью логики вывести из этих высказываний пред-ложения, которые поддавались бы сравнению с эмпирическими фактами. Выводимое высказывание должно иметь следующую форму: «в таком-то и таком-то месте, в такое-то и такое-то время, в таких-то и таких-то условиях можно наблюдать то-то и то-то». Все выводимые из теоретического научного высказывания (научной 132
теории) «разрешительные» следствия называются верификато
рами теории. В рамках неопозитивизма (Р. Карнап) такими вери
фикаторами считались абсолютно достоверные «протокольные /
предложения», выражающие чувственные переживания субъекта
познания. На самом деле абсолютная достоверность «протоколь
ных предложений» может рассматриваться в качестве гадамеров-
ского нерефлективного предпонимания, отождествляемого с оче
видностью. Вовлечение «протокольных предложений» в орбиту
познавательной работы научной теории (систематизация, обоб
щение, объяснение, предсказание и др.) разрушает изначальное
предпонимание протокольных предложений, связанное с их на-
гружением определяемыми теорией смыслами. Абсолютную ней
тральность «протокольных предложений», языка наблюдений по
отношению к теории У. Селларс (р. в 1912) характеризует как миф.
Видимо, в этой связи американский логик и философ У. О. Куайн
отрицает возможность сведения каждого осмысленного предло
жения, в том числе теоретического, к некоторой конструкции из
терминов, указывающих на непосредственный чувственный опыт.
Типичным научным предложением такого родаявляется формули
ровка универсального закона науки с квантором «все». При более
широком подходе верификаторы наделяются интерсубъектив
ностью — существованием в опыте других субъектов познания.
Признание интерсубъективности означает, в сущности, отказ от
феноменологической трактовки «протокольных предложений» и
переход к их «вещной» трактовке в смысле обозначения вещей и j
их свойств, а не просто чувственных восприятий. —J
В целом эмпирическая проверка включает четыре вида операций: выведение из теории доступного эмпирической проверке высказывания, осуществление опыта с фиксацией его результатов в высказывании, сравнение выведенного высказывания с высказыванием, фиксирующим результаты опыта, при совпадении указанных высказываний проверяемое высказывание объявляется истинным, при несовпадении — ложным. Если все или подавляющее большинство выведенных из научной теории высказываний эмпирически подтверждены, то теория считается верифицированной. Верификация, таким образом, включает два существенных момента: прямое сопоставление некоторых выводимых из теории i предложений с результатами наблюдения или эксперимента, во-1
133
первых, и косвенное подтверждение других предложений теории на основе установления их логической связи с прямо проверяемыми предложениями, во-вторых. Понятие верификации не эквивалентно понятию верифицируемости. Последнее означает не актуально проводимое эмпирическое подкрепление теории, но лишь С'принципиальную возможность верификации.
Привлекательность метода верификации на уровне его общей идеи сильно подрывается практическими трудностями примене-нщ_э^шго__метода. Во-первых, как правило, отсутствует прямой дедуктивный путь от достаточно сложной теории к подлежащим проверке высказываниям. Во-вторых, не известен метод выведения полного множества подлежащих проверке положений наиболее интересных и важных научных теорий. В-третьих, подлежащие проверке высказывания выводятся, по существу, не из самой теории как таковой, но из комплекса «теория + различные, порой не осознаваемые дополнительные гипотезы». Это значит, что эмпирическое подтверждение проверяемого положения является свидетельством не столько в пользу теории как таковой, сколько в пользу комплекса «теория + дополнительные гипотезы». В-четвертых, нередко эмпирически подтверждается лишь часть подлежащих проверке положений проверяемых теорий, что затрудняет формулировку окончательного результата проверки. В-пятых, факты (высказывания, выражающие подлежащие проверке положения) «теоретически нагружены» неявными предположениями, которые в силу их неосознанности не подвергаются проверке при верифи-, кации. В-шестых, никакое число эмпирически подтвержденных | положений (а оно всегда конечно!), не совпадающее с числом всех | выводимых из теории проверяемых положений, не дает достовер-I ного доказательства ни универсально общих положений теории, ни I самой теории. Переход от множества подтвержденных проверкой положений к истинности теории является типичным индуктивным обобщением. Такой переход демонстрирует не истинность, но в лучшем случае лишь правдоподобность теории. В худшем случае такой переход может содержать ошибку «поспешного обобщения», что делает положение об истинности теории элементарно ложным. Наконец, в-седьмых, с одним и тем же множеством эмпирических фактов совместимы разные, в том числе взаимоисключающие теории, так что верификация даже в идеале (при эмпирической под-134
твержденности всех проверяемых положений) не является спо
собом отбора единственно истинной теории. Идея демонстрации
истинности отдельной изолированной теории на основе ее вери
фикации опирается на недоказанную философскую предпосылку,
утверждающую существование одной-единственной «истинной»
теории в рассматриваемой области познания. Ряд представителей
философии науки считают, что для верификации теории нужно 1
сравнивать эту теорию со всеми другими теориями, которые мо
гут быть построены на том же массиве эмпирических фактов, что
и исходная теория. Однако не существует метода построения всех
таких теорий (Кун). "^
Верифицируемость теории признается философами позитивистской ориентации в качестве критерия научности теории. Все вышесказанное свидетельствует о несостоятельности такого критерия разграничения научного и ненаучного. Эмпирические проверки положений никогда не бывают исчерпывающими. Верификация дает подтверждение лишь некоторым из (возможно, бесконечного) множества подлежащих проверке положений проверяемой теории. Поэтому никакая научная теория не выводится логически из эмпирических свидетельств и не детерминируется однозначно опытом. Строго универсальная теория Т не может быть доказана никаким числом базисных сингулярных высказываний q. по форме умозаключения
~^Ч| 0=1,2,3,...) Ч[ 0=1.2,3....)
т.
Такое умозаключение не общезначимо: из истинных посылок указанного вида не всегда вытекает истинность заключения.
Таким образом, в случае успешной верификации теории можно говорить лишь о ее подкрепляемости эмпирическими результа-4^ / тами, о ее правдоподобности, но не об (абсолютной) истинности. J Степень подкрепленное™ зависит от числа подкрепляющих примеров и строгости проверок. Она возрастает с увеличением числа подкрепляющих примеров. Еще сильнее степень подкрепленнос-ти теории зависит от строгости проверок. К. Поппер считает, что I i CTenj^HjbjMgKrjeiMeHHfl не является даже мерой правдоподобности | |
~~^135
теории. Степень подкрепления — это способ сравнительной оцен-ки конкурирующих теорий путем оценки имеющихся оснований «за» и «против». Дело в том, что все теории в той или иной мере соответствуют фактам, и нет таких теорий, которые соответствовали бы всем известным фактам. В этом смысле любую теорию можно было бы считать не соответствующей действительности. 4 Тем не менее, пока теория выдерживает самые строгие проверки (верификации), она принимается. Большинство теорий касаются идеализированных моделей реальных объектов, но не самих этих объектов. Поэтому теория и эксперимент никогда не сталкиваются лицом к лицу, они встречаются на «полпути» друг к другу: ниже идеализации и выше реальности. Неверифицируемость некоторых] научных теорий, как считает Поппер, показывает, что человека делает ученым не обладание неопровержимой истиной, но критическое стремление к истине.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 654.