До сих пор не существует общепринятого, устоявшегося определения понятия «рациональность». Нет даже уверенности, что это понятие необходимо, что проблема рациональности имеет существенное значение для философии и методологии науки. Извес-148
тно мнение польского философа А. Мотыцки, согласно которому выражение «рациональность» излишне и даже вредно, и не только потому, что оно неточно, неопределенно, многозначно, но и потому, что оно провоцирует философов на размышления и поиски, ведущие в тупики и методологические капканы. Верно, конечно, что понятие «рациональность» многозначно. Кроме того, идея рациональности по-разному реализуется. Выделяются, в частности, индуктивная и дедуктивная модели рациональности. Как утверждает известный представитель философии науки Т. Кун (1922-1996), вся история науки — это последовательная смена стандартов рациональности, в которых отсутствует единственность, абсолютность и неизменность ее критериев. Однако вместе с тем нельзя согласиться, что размышления о рациональности являются тупиковыми и бесплодными.
Рациональность в тривиальном случае — это прежде всего познание объектов в формах логического мышления — понятиях, суждениях, умозаключениях, теориях, протекающее в форме логических процедур, соответствующих правилам логики. Указанные формы мышления принято называть рациональными. Иррациональное при такой трактовке рациональности — это все то, что лежит за пределами досягаемости рациональных форм мышления, недоступное разуму, мышлению. В рамках рационального в рассматриваемом смысле слова мышления выделяется уже рассмотренная выше способность к аналитической деятельности мышления, мысленному анализу, расчленению целого на части, формированию на этой основе абстрактных понятий, отражающих отдельные стороны объекта познания. Деятельность подобного рода принято называть рассудочной деятельностью, рассудком. Кроме того, в рациональном мышлении выделяется, также рассмотренная выше, способность к синтетической деятельности, мысленному соединению отвлеченных от объекта познания характеристик и элементов-противоположностей в целостность, дающему конкретные понятия об объектах познания. Такой род деятельности некоторые философы называют разумной деятельностью или разумом. В этой связи теорией рациональности аналитического мышления следует считать формальную логику, тогда как теорией рациональности синтетического мышления будет диалектика. Рациональность в рассматриваемом смысле состо-
149
ит в соответствии познания принципам логики (рассудка] и диалектики (разума]. Рационалисты утверждают, что рациональная в указанном значении мысль является единственной адекватной формой постижения мира и реализации истины вообще и научной истины в частности.
Различного рода противоречия, антиномии познания сегодня оцениваются как свидетельство исчерпания конструктивных возможностей рациональной мыслительной деятельности. В этой связи вводятся дополнительные критерии рациональности вообще и научной рациональности в частности: целесообразность интеллектуальных и предметных действий, соответствующих законам природы и социума (практичность деятельности]; руководящая роль в деятельности идеальных моделей желаемого будущего (целевая рациональность деятельности]; ценностный отбор целей человеческой деятельности и средств их достижения (ценностная рациональность деятельности); критический скептицизм, критика и самокритика.
Нетрудно заметить, что объектом приложения указанных критериев рациональности является или деятельность (в том числе деятельность научного мышления и познания), или отношение. При таком широком подходе проблема рациональности расширяется до проблемы статуса, роли и значения рациональности в системе человеческой жизнедеятельности, в осмыслении и оценке значимости рационального начала в жизни современного человека. В этом аспекте рациональность трактуется в качестве культурной ценности, реализуемой в нормах человеческого поведения.
Ключевым моментом философской трактовки рациональности является ее отнесение к атрибутивному бытию, представленному свойствами, предикатами деятельности или отношения. Отнесение рациональности к категории предикатов не является ее исчерпывающей характеристикой. Рациональность, как подчеркивает представитель отечественной философии науки А. Л. Никифоров, — это диспозиционный предикат (признак) объектов.
Диспозиционный предикат проявляется в определенных условиях существования объекта — носителя предиката. В качестве примеров диспозиционных предикатов приводят свойство сахара растворяться при погружении в жидкость, свойство стекла проводить электричество при нагревании и т. п. Диспозицион-150
ный предикат является элементом динамической характеристики предмета: некоторый предикат, существующий в предмете «в потенции» (в возможности), становится актуальным, действительно реализованным при наличии соответствующих условий. Поскольку диспозиционный предикат связан с переходом возможности в действительность, он иногда и разъясняется как способность предметов вести себя определенным образом в определенных ситуациях [15. С. 170-171].
Рациональность, характеризуемую как диспозиционный предикат, можно отнести к деятельности как процессу, в том числе к научному познанию как деятельности. Деятельность характеризуется объектом, на который она направлена, а также средствами и путями преобразования объекта. Мысленно проектируемый в начале деятельности результат преобразования объекта является целью деятельности. Постановка и достижение цели — следствия индивидуального или социального интереса. Деятельность, руководствующаяся сознательно поставленной целью, является целесообразной. Итогом деятельности является ее реально достигнутый результат, который может совпадать или не совпадать с заранее поставленной целью. При совпадении реально достигнутого результата с заранее поставленной целью деятельность является эффективной, т. е. имеет место, как пишет П. Фейерабенд (1924-1994), «прагматический успех». В противном случае она оказывается неудачным способом движения к цели, хотя и ведет к какому-то результату. Эффективность достижения цели рассматривается в качестве проявления научной рациональности, поскольку она увязывается с эффективностью средств деятельности и сусловием наименьшей затраты сил в ходе реализации цели. Рациональной, таким образом, будет эффективная деятельность (в том числе познавательная), с наименьшими затратами ведущая к цели.
Эффективность или неэффективность характеризует завершенную деятельность, «угасшую» в конечном результате. В некоторых случаях в начале деятельности, когда выбирается ее объект, устанавливается ее цель и выбираются пути и средства движения к цели, нет гарантии эффективности деятельности. Деятельность может, но не обязательно окажется в результате эффективной.
Постановка и достижение целей — проявление разумности, разума. Однако эффективность целесообразной деятельности не
151
может быть критериальным свойством разума: разумная деятельность должна быть эффективной, однако не всякая эффективная (в изложенном выше смысле) деятельность является разумной. Это значит, что для объявления деятельности рациональной к эффективности деятельности необходимо добавить некоторый ограничительный критерий.
Абсолютизация эффективности как достаточного условия рациональности свидетельствует об абсолютизации путей и средств достижения цели, о превращении их в единственно значимый элемент деятельности. Деятельность, в которой единственно значимым моментом является поиск и применение путей и средств достижения цели, в свое время М. Вебер (1864-1920) назвал целе-рациональной деятельностью. Целерациональная деятельность ценностно нейтральна и сама по себе свободна от иных ограничений, кроме выбора адекватных средств и путей реализации цели. Она свободна от оглядки на требования нравственности, на степень социального и экономического напряжения сил при ее осуществлении, на учет отрицательных последствий и т. п. Несколько вульгаризируя ситуацию, можно сформулировать главный лозунг целерациональной деятельности так: «Цель — любыми средствами!» Целерациональная эффективная деятельность реализуется только «согласно природе» ее объектов и средств. Такая формальная, ценностно нейтральная трактовка рациональности, как считается, особенно характерна для исследований в области экономики и теории принятия решений.
Несколько иной характер имеет рациональность разумной деятельности, на которую накладывают ограничения нормы нравственности и ценности. Деятельность подобного рода М. Вебер называл ценностно-рациональной. В ней выбор путей и средств достижения цели зависит от положительной нравственной оценки выбранной цели.
Наука обычно рассматривается в качестве наиболее развитого вида рациональности, утверждаемой как необходимое начало человеческой культуры. Между тем разрушение элементарной этики некоторые исследователи проблемы рациональности считают уязвимым местом научной рациональности как «механизма культуры». Источники этого разрушения коренятся в сведений научного познания к целерациональной, ценностно нейтральной 152
деятельности, в абсолютизации принципа свободного выбора объектов познания и их преобразования, в игнорировании нравственного аспекта выбора цели под прикрытием принципа объективности научного познания (познания объекта и мира вообще «как он есть»). И абсолютно свободный выбор объекта научного познания, и подчинение науки всякий раз только требованию познания объекта «как он есть» провоцируют идею нравственной беспред-посылочности научного познания, нравственной нейтральности науки. В случае подобной «безбрежней» трактовки научной рациональности последняя вычеркивается из механизмов человеческой культуры.
На современном этапе развития философии науки общее понятие научной рациональности дифференцируется, трансформируется в модели рациональности различных аспектов научной деятельности. Например, выделяют модели рациональности, применимые к организации «готового» научного знания, модели рациональной деятельности применительно к получению нового научного знания, модели рационального понимания процессов трансляции знания и обучения, модели рациональности научного роста, изменения, развития и др. Эти модели помогают раскрыть различные аспекты научной рациональности. Немецкий философ К. О. Апель (р. в 1922) предлагает выделять научную рациональность, базирующуюся на принципе каузального (причинного) объяснения, технологическую рациональность, основывающуюся на учете принципа целесообразного действия технических объектов, герменевтическую рациональность, основывающуюся на учете принципа понимания, этическую рациональность, основывающуюся на учете норм нравственности.
Рассудочно-разумное понятие научной рациональности является комплексным. Оно включает эпистемистические (истинность, логичность, доказательность и др.), деятельностные (целесообразность, эффективность, экономичность, оптимальность и др.) признаки, тесно увязываемые с нравственными, социальными в широком смысле слова ценностями.
Изложенная дифференциация моделей рациональности в одном отношении существенна для понимания научной рациональности. Дело в том, что выраженные в этих моделях «частные» понятия научной рациональности нередко не согласуются друг
153
с другом. Рациональность средств и путей достижения цели не связана однозначно с рациональностью выбора самой цели: рациональность средств и путей достижения цели еще не делает саму цель рациональной точно также, как и рациональность постановки цели не влечет однозначно рациональности выбранных средств и путей ее достижения. Такого рода несогласованность частных моделей рациональности является одним из движущих стимулов дальнейшего развития понятия научной рациональности.
Понятие научной рациональности является конкретно-историческим феноменом. О конкретно-историческом характере научной рациональности свидетельствует активно разрабатываемое представление о современной «новой рациональности». Согласно общему смыслу этих представлений понятие «новая рациональность» должно охватывать не только логику мышления, диалектику. Оно должно включать рассуждения по аналогии, метафору, социальное и психологическое измерение, позволяющее говорить о религиозной, магической рациональности, о рациональности в форме веры, мистического опыта, фантазии и чувственности как способов постижения реальности. Нидерландский ученый Й. Хейзинга (1872-1945) полагает, что указанная тенденция дестабилизирует основы интеллектуальной жизни и культуры западной цивилизации. Тем не менее, поиск «новой рациональности» имеет определенные основания.
Изложенное выше понимание научной рациональности по своему существу является функциональным и формально-структурным. Рациональность определяется не на основе учета конкретного содержания научного познания, но на основе норм и принципов как обязательных требований к научно-познавательной деятельности. Нормы и принципы познания — это не содержание, но структура, форма организации научной познавательной деятельности. И здесь следует учитывать, что форма не безразлична по отношению к содержанию. Форма научного познания в виде норм и принципов современного научного познания не универсальна, она соотносительна конкретному содержанию научного познания в том смысле, что содержание познания в различных науках, дисциплинах, направлениях требует своих особых норм, принципов, методов организации познания. Поэтому имеет смысл говорить о локальных формах рациональности. 154
Сложная дифференциация видов рациональности вполне соответствует положению, что формулировка каких-либо абсолютных, окончательных, заданных на все времена критериев научности (особенно в форме замкнутой совокупности правил, норм и эталонов) создает для науки «прокрустово ложе», в которое невозможно уложить реальную науку в ее историческом движении. Сомнительно и то, что это удастся осуществить в будущем.
Отсутствие общего понятия научной рациональности на современном этапе компенсируется экстраполяцией той или иной локальной, частной формы рациональности (научной рациональности в рамках математической, физической, гуманитарной и т. п. модели науки) на науку в целом. Общее понятие научной рациональности предполагает сведение частных моделей различных наук к единой модели научного познания. Решение этой задачи некоторые философы науки связывают с принципом сводимости любых научных высказываний к так называемым «базисным высказываниям», выражающим чувственный опыт, результаты наблюдения физических объектов (положение об указанной сводимости является центральным в современном редукционизме). В подобной сводимости усматривается путь к идеалу «единой науки». На сегодняшний день задача построения «единой науки» на основе редукционизма не решена отчасти и потому, что нет ответа на сформулированный американским философом-материалистом Р. В. Селларсом (1880-1973) кардинальный онтологический вопрос: «А не представляет ли собой мир цепочку генетически связанных, но качественно не сводимых друг к другу уровней бытия?»
Распространенная практика сведения общего понятия рациональности к тому или иному локальному ее виду неизбежно ведет к открытию способов научной деятельности, неукладывающихся в нормы, принципы, стандарты локально организованного научного познания, и, следовательно, к постановке вопроса о нерациональном, иррациональном моменте познавательной деятельности в науке. Отсюда — различные программы формирования «новой рациональности» не только в смысле поиска нового круга более общих норм, принципов, стандартов научного познания, но и в смысле различных способов «прямой интеграции» рационального с иррациональным в науке. Как отметил В. Гейзенберг, заблуждени-
155
ем является мнение, согласно которому в науке речь идет только о точном наблюдении и рациональном, дискурсивном мышлении [19. С. 213].
Наиболее значимым проявлением иррациональности в научном познании является использование интуиции, не укладывающейся в стандарты логически организованного мышления, в процессе формирования нового научного знания. Всесторонне проблема соотношения рациональности и иррациональности в науке освещена в гл. 2, § 2 помещенной в Интернете работы В. В. Миронова «Образы науки в современной культуре и философии».
Проблема соотношения рациональности, в особенности научной рациональности (способности к размышлению, рассуждению, умозаключению, аргументации, оправданию доводами] с различными формами иррациональности (непостижимости с помощью разума, познания) образует ведущую мировоззренческую проблему философского анализа культуры.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 304.